Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст «Город, в котором я живу». Восприятие предложений, вопросов, слов"
план-конспект занятия (5 класс)

 

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной  речи составлено для обучающегося 5  класса второго отделения школы для глухих и слабослышащих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

           Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Адаптивная школа - интернат №15»

        ________________________________________________________

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной  речи

для обучающейся 5  класса II  отделения

Тема занятия:

Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст «Город, в котором я живу».

                                                           

  Составитель: учитель-дефектолог Катбина Д.Б.

                                                 Омск-2024

Темы занятия:

Формирование произносительной стороны устной речи:

Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах.

Формирование речевого слуха:

Текст «Город, в котором я живу».

Цели занятия:

Формирование произносительной стороны устной речи:

- автоматизация произношения звука «Р» во всех позициях на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений.

Формирование речевого слуха:

- развитие слухового восприятия на материале предложений, вопросов и слов  текста «Город, в котором я живу».

Коррекционно-образовательные задачи:

Формирование произносительной стороны устной речи:

- закрепить правильное произношение звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

- закрепить правило произношения слов с удвоенными согласными в словах.

   Формирование речевого слуха:

- вырабатывать умение воспринимать предложения текста «Город, в котором я живу» на рабочем расстоянии.

- вырабатывать  умение различать вопросы текста на резервном расстоянии.

- вырабатывать  умение различать слова текста без аппарата.

Коррекционно-развивающие задачи:

Формирование произносительной стороны устной речи:

- закрепить самостоятельное произношение звука «Р»;

- развивать познавательную активность;

-развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;

Формирование речевого слуха:

- cовершенствовать слуховое восприятие;

- вырабатывать привычку слухового контроля;

- увеличивать объём слуховых представлений;

- развивать слуховое внимание и слуховую память.

- расширять кругозор по теме «Город, в котором я живу»

Коррекционно- воспитывающие задачи:

- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;

- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;

- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;

- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;

-воспитывать положительные качества личности.

Оборудование:

- карточки с заданиями и вопросами (Приложение 1)

- картинный материал (Приложение 1)

- карта России.

- презентация с видео по теме «Сибирь» (Приложение 2)

-ноутбук (виртуальный голосовой помощник «Алиса» (сеть «Интернет»))

План занятия.

I. Организационный момент.

  1. Определение темы занятия.
  2. Постановка целей занятия.
  3. Формулировка задач занятия.
  4. Формулировка критериев оценки.

II. Работа над формированием произношения.

1. Работа с профилем произношения.

2. Чтение слогов со звуком «Р».

3. Чтение слов со звуком «Р».

4. Чтение словосочетаний со звуком «Р».

5. Работа с предложениями со звуком «Р».

6. Работа над правилом орфоэпии.

7.Динамическая пауза

III.Развитие слухового восприятия.

  1. Слуховое восприятие предложений текста на рабочем расстоянии.
  2. Слуховое восприятие вопросов текста на резервном расстоянии.
  3. Слуховое восприятие слов текста без аппаратов.

IV. Итог занятия.

                                                             Ход занятия:

I.Организационный момент.

Учитель (У): Здравствуй, Мелания

Школьница (Ш): Здравствуйте, Динара Баулиевна.

У.: Как ты слышишь?

Ш.: Я слышу хорошо.

У.: Какое будет занятие?

Ш.: Будет занятие по развитию слуха и речи.

У: Что это?

Ш: Это смайлик.

У: Какой смайлик? Что он показывает?

Ш: Веселый, смайлик улыбается.

У: Давай улыбнемся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение, и занятие прошло успешно!

  1. Определение  темы занятия.

У.: Прочитай предложение на табличке (на табличке напечатано предложение «Нет в мире краше Родины нашей») (Приложение 1)

 Как ты его поняла? Что такое Родина? Как называется наша Родина?

Ш.: читает предложение, отвечает на вопросы учителя.

У.:  Какой первый звук в слове «Родина»?

Ш.:  Звук «Р».

У.: Верно. Сегодня мы будем работать над звуком «Р».

У.: Какая тема была на прошлом занятии?

Ш.: Текст «Город, в котором я живу».

У.: Верно!         Ты слушала текст «Город, в котором я живу».  Сегодня мы продолжим работу с текстом. Как ты думаешь, зачем мы изучаем эту тему?

Ш.: Чтобы знать о своем родном городе, рассказывать о нем своим друзьям из других городов.

У.: На каких уроках тебе пригодятся знания о твоем городе?

Ш.: На уроках развития речи, окружающего мира.

У.:  Как ты думаешь, какая тема нашего занятия?

Ш.: Тема занятия «Звук «Р», текст «Город, в котором я живу».

У.: Верно! Ты будешь слушать предложения,  вопросы и слова текста. А еще сегодня на занятии ты повторишь правило произношения удвоенных согласных в словах.

У.: Как ты думаешь, для чего на занятиях мы работаем над произношением?

Ш.: Чтобы хорошо говорить в школе, в магазине.

У.: А для чего мы работаем над развитием слуха?

Ш.: Чтобы хорошо слышать и понимать людей.

У.: Правильно. Старайся следить за звуками, развивай свои слуховые возможности, чтобы  легко общаться с людьми.

2. Постановка целей занятия.

 У.: Если тема такая,  какие будут цели занятия?

Ш.:

-хорошо говорить звук «Р»

-правильно говорить слова с удвоенными согласными.

-хорошо слушать

3. Формулировка задач занятия:

У.: Что мы будем делать для того,  чтобы достичь  эти цели?

Ш.:

- читать слоги, слова, словосочетания, предложения со звуком «Р».

- соблюдать правило орфоэпии.

- слушать  предложения, вопросы  и слова текста «Город, в котором я живу».

4. Формулировка критериев оценки.

У.: На протяжении занятия ты будешь выполнять разные задания. Если ты выполнила задание сама без ошибок, то возьми большую фишку, если допустила 1 или 2 ошибки, я тебе  помогала, то бери среднюю фишку, а если больше 2  ошибок, то маленькую фишку. Будешь оценивать себя самостоятельно  (перед школьником фишки разных размеров).

В конце занятия мы посчитаем, сколько у тебя больших фишек.  Если 5-7  больших фишек, ты занималась «отлично», если 2-4 -«хорошо», если меньше 2–«старайся» на следующих занятиях.

Говори звуки хорошо, слушай внимательно.  

II Работа над формированием произношения.

1. Работа с профилем произношения.

У.: Обрати внимание на профиль произношения звука «Р» (учитель обращает внимание школьницы на профиль произношения звука «Р») (Приложение 1). При произношении этого звука губы раскрыты; зубы разомкнуты; кончик языка поднят к бугоркам и вибрирует, голос есть.

Ш.: работает с профилем произношения.

У.: Посмотри на картинку (перед школьницей картинка-лабиринт) (Приложение 1). Помоги девочке добраться до домика. Говори звук «Р» долго.

  Ш.: выполняет задание.

У: Что ты делала?

  Ш: Я говорила звук «Р»

У.: Как ты  говорила? Оцени себя.

Ш.: берет фишку.

2. Чтение слогов со звуком «Р»

 У:  Читай слоги.

Ш.: читает слоги на карточке (Приложение 1):

Ра -ро- ру -ры

Ар -ор -ур – ыр

Ара – аро-ару-ары

Тра-тро-тру-тры

 У: Что ты делала?

 Ш: Я читала слоги.        

У.: Как ты  прочитала? Оцени себя.

Ш.: берет фишку

3. Чтение слов со звуком «Р».

У.: Читай слова (Приложение 1):

                      Театр, проспект, парк, сквер, район, центр.

Что ты делала?

Ш.: Я  читала слова.

У.: Как ты  прочитала? Оцени себя.

Ш.: берет фишку.

  1. Чтение словосочетаний со звуком «Р»

У.: Читай слова.

Ш.: читает слова на карточке (Приложение 1):

Центр города

Городской парк

Широкий проспект

Красивый сквер

У.: Что ты делала?

Ш.: Я читала словосочетания.

У.: Как ты  прочитала? Оцени себя.

Ш.: берет фишку.

5.  Работа с предложениями со звуком «Р»

У.: Прочитай слова на карточках (перед школьницей на карточках вразброс слова: «Омск», «городов», «из», «крупнейших», «это», «один», «Сибири» (Приложение 1)

Ш.: читает слова предложения вразброс на карточках.

У.: Составь из этих слов предложение. Какое должно быть первое слово в предложении?

Ш.: составляет предложение.

У.: А теперь прочитай получившееся предложение.

Ш.: читает предложение:

Омск – это один из крупнейших городов Сибири.

У.: Давай сверим с образцом. Ты правильно составила предложение?

Ш.: читает предложение и сверяет с карточкой с образцом предложения 

У.: Ты знаешь, что такое Сибирь?

Ш.: нет.

У.: Давай посмотрим видео, из него ты поймешь, что такое Сибирь (Приложение 2)

В конце ты ответишь на вопрос: «Какие города находятся в Сибири? (карточка с вопросом перед школьницей) (Приложение 1).

Ш.: смотрит видео, отвечает на вопрос.

У.: покажи эти города на карте (перед школьницей карта России)

Ш.: работает с картой.

У.: Составь следующее предложение. Какое слово должно быть первым?

Ш.: читает слова предложения вразброс: «красивейшее», «Любинский», «место», «проспект-», «Омска» (Приложение 1)

Составляет предложение:

Любинский проспект – красивейшее место Омска.

У.: Давай сверим с образцом. Ты правильно составила предложение?

Ш.: читает предложение и сверяет с карточкой с образцом предложения.

У.: Ты гуляла по Любинскому проспекту? Как ты думаешь, почему он так называется?

Ш.: отвечает.

У.: Давай посмотрим в Интернете: «В честь кого был назван Любинский проспект?» (перед школьницей карточка с вопросом) (Приложение 1)

Ш.: делает поисковый запрос в сети «Интернет» с помощью виртуального голосового помощника «Алиса»

У.: Люба (Любовь Фёдоровна) - это жена генерал – губернатора Западной Сибири. Вот она. Посмотри (перед школьницей карточка и фотографии скульптуры Любы на Любинском проспекте и Любови Фёдоровны) (Приложение 1)

У.: Что ты делала?

Ш.: Я составляла предложения.

У.: Как ты думаешь, ты правильно составила предложения? Были ошибки? Оцени себя.

Ш.: Берет фишку.

6.Работа над правилом орфоэпии

У.: Посмотри на картинки. Эту девушку зовут Анна. Она собирается посетить наш город. Но чтобы помочь ей, нужно выполнить задание (перед школьницей картинка девушки) ( Приложение 1)

У.: Повтори правило:

    Удвоенные согласные в словах говори как один долгий звук.

Ш.: читает правило на карточке (Приложение 1)

У.: Прочитай  слова, соблюдай правило.

Ш..: читает слова на карточке, применяя правило.

Анна, касса, перрон.

Ш: повторяет  правило, читает слова.

У.: Придумай предложение с этими словами так, чтобы Анна смогла приехать в Омск. .Используй слова «ВОКЗАЛ», «БИЛЕТ», «ВАГОН»

Ш.: выполняет задание.

У.: Что ты сделала?

Ш.: Я прочитала слова с удвоенными согласными.

У.: Как ты  прочитала? Оцени себя.

Ш.: берет фишку.

7. Динамическая пауза

У.: Анна приехала в город, давай мы вместе с ней погуляем по городу и разомнемся.

Ш.: встает и выполняет движения, читая строки:

Мы по городу идем

Звонко песню мы поем.
Мы по улице шагаем
Ноги ровно поднимаем
Делай шаг – раз, два
Взмах руками – три, четыре
Повернулась голова
Руки вверх и ноги шире
Прыгнем вместе высоко
И побегаем легко!

III. Развитие слухового восприятия

1. Слуховое восприятие предложений текста на рабочем расстоянии.

У.: Сейчас мы будем слушать предложения текста  «Город, в котором я живу» на рабочем расстоянии. Пересядь, пожалуйста. Слушай внимательно.

(Школьница садится на стул спиной к учителю на расстоянии 1 м. Учитель читает предложения текста за экраном)

Текст «Город, в котором я живу»

Город, в котором я живу,  называется Омск.

Главные улицы города- проспект Маркса и  Красный Путь.

В  городе есть памятники: детям блокадного Ленинграда,  труженикам тыла, памятник железнодорожнику.

В городе есть театры: Музыкальный, Драматический, театр юного зрителя, театр кукол «Арлекин».

В городе есть музеи: Либеров – центр, музей изобразительного искусства, музей Врубеля.

Я люблю  наш большой и красивый город.

У.: Что ты делала?

Ш.: Я слушала предложения  на рабочем расстоянии.

У: Ты внимательно слушала  предложения, правильно их повторяла? Оцени себя.

Ш.: берет фишку.

2. Слуховое восприятие вопросов текста на резервном расстоянии

У.: Будем слушать вопросы  текста на резервном расстоянии. Слушай внимательно.

(Школьница  сидит на стуле, а учитель  отходит на 0,1 м  и читает вопросы к тексту за экраном)

Вопросы к тексту:

  1. Какие в Омске главные улицы?
  2. Какие памятники есть в Омске?
  3. Какие театры Омска ты знаешь?

У.: Что ты делала?

Ш.: Я слушала вопросы на резервном расстоянии.

У.: Ты внимательно слушала вопросы , правильно на них ответила? Оцени себя.

Ш.: берет фишку.

3. Слуховое восприятие слов текста без аппаратов

У.: А сейчас ты будешь слушать слова  текста без аппаратов. Сними аппараты, повернись и закрой ухо.

(Школьница снимает аппараты, поворачивается и закрывает  ухо. Учитель читает за экраном слова) 

                    Город, музей, памятник, улица, красивый

У.: Что ты делала?

Ш.: Я слушала слова без аппарата.

У.: Ты внимательно слушала слова, правильно их повторяла? Оцени себя.

Ш.: берет фишку.

IV Итог занятия. Самооценка. Оценка учителем.

У.: Мелания, пришло время посчитать фишки.  Как ты сегодня занималась?

Ш: Я занималась…

У: Почему?

Ш: Потому что я набрала …фишек,

- я хорошо говорила  звук «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, составляла предложения.

-правильно говорила  слова с удвоенными согласными.

-хорошо слушала предложения, вопросы и слова текста «Город, в котором я живу»

У.: Цели занятия достигнуты?

Ш.: да

У.: Что нового ты узнала на занятии?

Ш.: Я узнала….

У.: Сегодня мы начали говорить о Сибири. На следующем занятии мы будем говорить о городах и природе Сибири.

У.: Что интересного ты узнала на занятии?

Ш.: Я узнала, что…

У.: Ты молодец, Мелания! До свидания.

Ш.: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к». Постановка звука «л». Сказка «Колобок».

Индивидуальное занятие  по формированию речевого слуха и произносительной  стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к».  Постановка звука «л».  Сказка...

Методический комплект «Диагностический материал» для проведения обследования произносительной стороны самостоятельной связной речи у неслышащих школьников 8 - 10 классов на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны

Диагностический материал предназначен для исследования произносительной стороны самостоятельной связной речи глухими обучающимися старших классов на индивидуальных занятиях по ФРС и ПСР. Исследование ...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Зима. Зимняя одежда. Постановка звука «р».

Индивидуальное занятие  по формированию речевого слуха и произносительной  стороны устной речи...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст "Друзья помогли". Восприятие предложений, вопросов и слов текста"

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной  речи составлено  для обучающегося  3  класса  второго отделения школы для глухих и сла...

Презентация к коррекционному занятию по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи: «Дифференциация звуков З-С во всех позициях; работа над словесным ударением; восприятие текста «Перелётные птицы»; восприятие неречевых звучаний». Для о

Презентация к коррекционному занятию по формированию речевого слуха и  произносительной стороны речи: «Дифференциация звуков З-С во всех позициях; работа над словесным ударением; восприятие...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема: «Звуки «С-Ш». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями –тся,-ться. Текст «Летние и зимние виды спорта»

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной  речи для обучающейся  5 класса 2 отделения школы для слабослышащих детей....