Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст «Город, в котором я живу». Восприятие предложений, вопросов, слов"
план-конспект занятия (5 класс)
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи составлено для обучающегося 5 класса второго отделения школы для глухих и слабослышащих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 30.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Адаптивная школа - интернат №15»
________________________________________________________
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи
для обучающейся 5 класса II отделения
Тема занятия:
Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст «Город, в котором я живу».
Составитель: учитель-дефектолог Катбина Д.Б.
Омск-2024
Темы занятия:
Формирование произносительной стороны устной речи:
Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах.
Формирование речевого слуха:
Текст «Город, в котором я живу».
Цели занятия:
Формирование произносительной стороны устной речи:
- автоматизация произношения звука «Р» во всех позициях на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений.
Формирование речевого слуха:
- развитие слухового восприятия на материале предложений, вопросов и слов текста «Город, в котором я живу».
Коррекционно-образовательные задачи:
Формирование произносительной стороны устной речи:
- закрепить правильное произношение звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
- закрепить правило произношения слов с удвоенными согласными в словах.
Формирование речевого слуха:
- вырабатывать умение воспринимать предложения текста «Город, в котором я живу» на рабочем расстоянии.
- вырабатывать умение различать вопросы текста на резервном расстоянии.
- вырабатывать умение различать слова текста без аппарата.
Коррекционно-развивающие задачи:
Формирование произносительной стороны устной речи:
- закрепить самостоятельное произношение звука «Р»;
- развивать познавательную активность;
-развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;
Формирование речевого слуха:
- cовершенствовать слуховое восприятие;
- вырабатывать привычку слухового контроля;
- увеличивать объём слуховых представлений;
- развивать слуховое внимание и слуховую память.
- расширять кругозор по теме «Город, в котором я живу»
Коррекционно- воспитывающие задачи:
- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;
- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;
- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;
- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;
-воспитывать положительные качества личности.
Оборудование:
- карточки с заданиями и вопросами (Приложение 1)
- картинный материал (Приложение 1)
- карта России.
- презентация с видео по теме «Сибирь» (Приложение 2)
-ноутбук (виртуальный голосовой помощник «Алиса» (сеть «Интернет»))
План занятия.
I. Организационный момент.
- Определение темы занятия.
- Постановка целей занятия.
- Формулировка задач занятия.
- Формулировка критериев оценки.
II. Работа над формированием произношения.
1. Работа с профилем произношения.
2. Чтение слогов со звуком «Р».
3. Чтение слов со звуком «Р».
4. Чтение словосочетаний со звуком «Р».
5. Работа с предложениями со звуком «Р».
6. Работа над правилом орфоэпии.
7.Динамическая пауза
III.Развитие слухового восприятия.
- Слуховое восприятие предложений текста на рабочем расстоянии.
- Слуховое восприятие вопросов текста на резервном расстоянии.
- Слуховое восприятие слов текста без аппаратов.
IV. Итог занятия.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Учитель (У): Здравствуй, Мелания
Школьница (Ш): Здравствуйте, Динара Баулиевна.
У.: Как ты слышишь?
Ш.: Я слышу хорошо.
У.: Какое будет занятие?
Ш.: Будет занятие по развитию слуха и речи.
У: Что это?
Ш: Это смайлик.
У: Какой смайлик? Что он показывает?
Ш: Веселый, смайлик улыбается.
У: Давай улыбнемся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение, и занятие прошло успешно!
- Определение темы занятия.
У.: Прочитай предложение на табличке (на табличке напечатано предложение «Нет в мире краше Родины нашей») (Приложение 1)
Как ты его поняла? Что такое Родина? Как называется наша Родина?
Ш.: читает предложение, отвечает на вопросы учителя.
У.: Какой первый звук в слове «Родина»?
Ш.: Звук «Р».
У.: Верно. Сегодня мы будем работать над звуком «Р».
У.: Какая тема была на прошлом занятии?
Ш.: Текст «Город, в котором я живу».
У.: Верно! Ты слушала текст «Город, в котором я живу». Сегодня мы продолжим работу с текстом. Как ты думаешь, зачем мы изучаем эту тему?
Ш.: Чтобы знать о своем родном городе, рассказывать о нем своим друзьям из других городов.
У.: На каких уроках тебе пригодятся знания о твоем городе?
Ш.: На уроках развития речи, окружающего мира.
У.: Как ты думаешь, какая тема нашего занятия?
Ш.: Тема занятия «Звук «Р», текст «Город, в котором я живу».
У.: Верно! Ты будешь слушать предложения, вопросы и слова текста. А еще сегодня на занятии ты повторишь правило произношения удвоенных согласных в словах.
У.: Как ты думаешь, для чего на занятиях мы работаем над произношением?
Ш.: Чтобы хорошо говорить в школе, в магазине.
У.: А для чего мы работаем над развитием слуха?
Ш.: Чтобы хорошо слышать и понимать людей.
У.: Правильно. Старайся следить за звуками, развивай свои слуховые возможности, чтобы легко общаться с людьми.
2. Постановка целей занятия.
У.: Если тема такая, какие будут цели занятия?
Ш.:
-хорошо говорить звук «Р»
-правильно говорить слова с удвоенными согласными.
-хорошо слушать
3. Формулировка задач занятия:
У.: Что мы будем делать для того, чтобы достичь эти цели?
Ш.:
- читать слоги, слова, словосочетания, предложения со звуком «Р».
- соблюдать правило орфоэпии.
- слушать предложения, вопросы и слова текста «Город, в котором я живу».
4. Формулировка критериев оценки.
У.: На протяжении занятия ты будешь выполнять разные задания. Если ты выполнила задание сама без ошибок, то возьми большую фишку, если допустила 1 или 2 ошибки, я тебе помогала, то бери среднюю фишку, а если больше 2 ошибок, то маленькую фишку. Будешь оценивать себя самостоятельно (перед школьником фишки разных размеров).
В конце занятия мы посчитаем, сколько у тебя больших фишек. Если 5-7 больших фишек, ты занималась «отлично», если 2-4 -«хорошо», если меньше 2–«старайся» на следующих занятиях.
Говори звуки хорошо, слушай внимательно.
II Работа над формированием произношения.
1. Работа с профилем произношения.
У.: Обрати внимание на профиль произношения звука «Р» (учитель обращает внимание школьницы на профиль произношения звука «Р») (Приложение 1). При произношении этого звука губы раскрыты; зубы разомкнуты; кончик языка поднят к бугоркам и вибрирует, голос есть.
Ш.: работает с профилем произношения.
У.: Посмотри на картинку (перед школьницей картинка-лабиринт) (Приложение 1). Помоги девочке добраться до домика. Говори звук «Р» долго.
Ш.: выполняет задание.
У: Что ты делала?
Ш: Я говорила звук «Р»
У.: Как ты говорила? Оцени себя.
Ш.: берет фишку.
2. Чтение слогов со звуком «Р»
У: Читай слоги.
Ш.: читает слоги на карточке (Приложение 1):
Ра -ро- ру -ры
Ар -ор -ур – ыр
Ара – аро-ару-ары
Тра-тро-тру-тры
У: Что ты делала?
Ш: Я читала слоги.
У.: Как ты прочитала? Оцени себя.
Ш.: берет фишку
3. Чтение слов со звуком «Р».
У.: Читай слова (Приложение 1):
Театр, проспект, парк, сквер, район, центр.
Что ты делала?
Ш.: Я читала слова.
У.: Как ты прочитала? Оцени себя.
Ш.: берет фишку.
- Чтение словосочетаний со звуком «Р»
У.: Читай слова.
Ш.: читает слова на карточке (Приложение 1):
Центр города
Городской парк
Широкий проспект
Красивый сквер
У.: Что ты делала?
Ш.: Я читала словосочетания.
У.: Как ты прочитала? Оцени себя.
Ш.: берет фишку.
5. Работа с предложениями со звуком «Р»
У.: Прочитай слова на карточках (перед школьницей на карточках вразброс слова: «Омск», «городов», «из», «крупнейших», «это», «один», «Сибири» (Приложение 1)
Ш.: читает слова предложения вразброс на карточках.
У.: Составь из этих слов предложение. Какое должно быть первое слово в предложении?
Ш.: составляет предложение.
У.: А теперь прочитай получившееся предложение.
Ш.: читает предложение:
Омск – это один из крупнейших городов Сибири.
У.: Давай сверим с образцом. Ты правильно составила предложение?
Ш.: читает предложение и сверяет с карточкой с образцом предложения
У.: Ты знаешь, что такое Сибирь?
Ш.: нет.
У.: Давай посмотрим видео, из него ты поймешь, что такое Сибирь (Приложение 2)
В конце ты ответишь на вопрос: «Какие города находятся в Сибири? (карточка с вопросом перед школьницей) (Приложение 1).
Ш.: смотрит видео, отвечает на вопрос.
У.: покажи эти города на карте (перед школьницей карта России)
Ш.: работает с картой.
У.: Составь следующее предложение. Какое слово должно быть первым?
Ш.: читает слова предложения вразброс: «красивейшее», «Любинский», «место», «проспект-», «Омска» (Приложение 1)
Составляет предложение:
Любинский проспект – красивейшее место Омска.
У.: Давай сверим с образцом. Ты правильно составила предложение?
Ш.: читает предложение и сверяет с карточкой с образцом предложения.
У.: Ты гуляла по Любинскому проспекту? Как ты думаешь, почему он так называется?
Ш.: отвечает.
У.: Давай посмотрим в Интернете: «В честь кого был назван Любинский проспект?» (перед школьницей карточка с вопросом) (Приложение 1)
Ш.: делает поисковый запрос в сети «Интернет» с помощью виртуального голосового помощника «Алиса»
У.: Люба (Любовь Фёдоровна) - это жена генерал – губернатора Западной Сибири. Вот она. Посмотри (перед школьницей карточка и фотографии скульптуры Любы на Любинском проспекте и Любови Фёдоровны) (Приложение 1)
У.: Что ты делала?
Ш.: Я составляла предложения.
У.: Как ты думаешь, ты правильно составила предложения? Были ошибки? Оцени себя.
Ш.: Берет фишку.
6.Работа над правилом орфоэпии
У.: Посмотри на картинки. Эту девушку зовут Анна. Она собирается посетить наш город. Но чтобы помочь ей, нужно выполнить задание (перед школьницей картинка девушки) ( Приложение 1)
У.: Повтори правило:
Удвоенные согласные в словах говори как один долгий звук.
Ш.: читает правило на карточке (Приложение 1)
У.: Прочитай слова, соблюдай правило.
Ш..: читает слова на карточке, применяя правило.
Анна, касса, перрон.
Ш: повторяет правило, читает слова.
У.: Придумай предложение с этими словами так, чтобы Анна смогла приехать в Омск. .Используй слова «ВОКЗАЛ», «БИЛЕТ», «ВАГОН»
Ш.: выполняет задание.
У.: Что ты сделала?
Ш.: Я прочитала слова с удвоенными согласными.
У.: Как ты прочитала? Оцени себя.
Ш.: берет фишку.
7. Динамическая пауза
У.: Анна приехала в город, давай мы вместе с ней погуляем по городу и разомнемся.
Ш.: встает и выполняет движения, читая строки:
Мы по городу идем
Звонко песню мы поем.
Мы по улице шагаем
Ноги ровно поднимаем
Делай шаг – раз, два
Взмах руками – три, четыре
Повернулась голова
Руки вверх и ноги шире
Прыгнем вместе высоко
И побегаем легко!
III. Развитие слухового восприятия
1. Слуховое восприятие предложений текста на рабочем расстоянии.
У.: Сейчас мы будем слушать предложения текста «Город, в котором я живу» на рабочем расстоянии. Пересядь, пожалуйста. Слушай внимательно.
(Школьница садится на стул спиной к учителю на расстоянии 1 м. Учитель читает предложения текста за экраном)
Текст «Город, в котором я живу»
Город, в котором я живу, называется Омск.
Главные улицы города- проспект Маркса и Красный Путь.
В городе есть памятники: детям блокадного Ленинграда, труженикам тыла, памятник железнодорожнику.
В городе есть театры: Музыкальный, Драматический, театр юного зрителя, театр кукол «Арлекин».
В городе есть музеи: Либеров – центр, музей изобразительного искусства, музей Врубеля.
Я люблю наш большой и красивый город.
У.: Что ты делала?
Ш.: Я слушала предложения на рабочем расстоянии.
У: Ты внимательно слушала предложения, правильно их повторяла? Оцени себя.
Ш.: берет фишку.
2. Слуховое восприятие вопросов текста на резервном расстоянии
У.: Будем слушать вопросы текста на резервном расстоянии. Слушай внимательно.
(Школьница сидит на стуле, а учитель отходит на 0,1 м и читает вопросы к тексту за экраном)
Вопросы к тексту:
- Какие в Омске главные улицы?
- Какие памятники есть в Омске?
- Какие театры Омска ты знаешь?
У.: Что ты делала?
Ш.: Я слушала вопросы на резервном расстоянии.
У.: Ты внимательно слушала вопросы , правильно на них ответила? Оцени себя.
Ш.: берет фишку.
3. Слуховое восприятие слов текста без аппаратов
У.: А сейчас ты будешь слушать слова текста без аппаратов. Сними аппараты, повернись и закрой ухо.
(Школьница снимает аппараты, поворачивается и закрывает ухо. Учитель читает за экраном слова)
Город, музей, памятник, улица, красивый
У.: Что ты делала?
Ш.: Я слушала слова без аппарата.
У.: Ты внимательно слушала слова, правильно их повторяла? Оцени себя.
Ш.: берет фишку.
IV Итог занятия. Самооценка. Оценка учителем.
У.: Мелания, пришло время посчитать фишки. Как ты сегодня занималась?
Ш: Я занималась…
У: Почему?
Ш: Потому что я набрала …фишек,
- я хорошо говорила звук «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, составляла предложения.
-правильно говорила слова с удвоенными согласными.
-хорошо слушала предложения, вопросы и слова текста «Город, в котором я живу»
У.: Цели занятия достигнуты?
Ш.: да
У.: Что нового ты узнала на занятии?
Ш.: Я узнала….
У.: Сегодня мы начали говорить о Сибири. На следующем занятии мы будем говорить о городах и природе Сибири.
У.: Что интересного ты узнала на занятии?
Ш.: Я узнала, что…
У.: Ты молодец, Мелания! До свидания.
Ш.: До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи Дифференциация звуков З-С, слуховое восприятие текста «Зоопарк», слуховое восприятие неречевых звучаний по теме «На улице, в зоопарке».
Дифференциация звуков З-С, слуховое восприятие текста «Зоопарк», слуховое восприятие неречевых звучаний по теме «На улице, в зоопарке»....
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к». Постановка звука «л». Сказка «Колобок».
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к». Постановка звука «л». Сказка...
Методический комплект «Диагностический материал» для проведения обследования произносительной стороны самостоятельной связной речи у неслышащих школьников 8 - 10 классов на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны
Диагностический материал предназначен для исследования произносительной стороны самостоятельной связной речи глухими обучающимися старших классов на индивидуальных занятиях по ФРС и ПСР. Исследование ...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Зима. Зимняя одежда. Постановка звука «р».
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст "Друзья помогли". Восприятие предложений, вопросов и слов текста"
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи составлено для обучающегося 3 класса второго отделения школы для глухих и сла...
Презентация к коррекционному занятию по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи: «Дифференциация звуков З-С во всех позициях; работа над словесным ударением; восприятие текста «Перелётные птицы»; восприятие неречевых звучаний». Для о
Презентация к коррекционному занятию по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи: «Дифференциация звуков З-С во всех позициях; работа над словесным ударением; восприятие...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема: «Звуки «С-Ш». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями –тся,-ться. Текст «Летние и зимние виды спорта»
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для обучающейся 5 класса 2 отделения школы для слабослышащих детей....