Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Развитие восприятия и воспроизведения устной речи" 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Макарцева Мария Дмитриевна

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу  "Развитие восприятия и воспроизведения устной речи" для детей с нарушениями слуха 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_8a_azmukin_2022-2023.docx39.24 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

Телефон: (499)179-66-81          Факс: (499)177-67-66             E-mail: sk65@edu.mos.ru            http://schuvc65.mskobr.ru/

ИНН/КПП 7722306978/772201001            ОКАТО 45290590000            ОГРН 1037700227157             ОКТМО 45395000

«Рассмотрено»

на заседании Методического совета

Протокол № ____

«______»______________2022 г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ СКШИ № 65

________________\С.И. Перепелкина\

«______» ______________2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По коррекционно-развивающему курсу

Развитие восприятия и воспроизведения устной речи

НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

8 «А» класс

Азмукин Р.

Разработчик программы

учитель-дефектолог

Макарцева М.Д.

2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для глухих обучающихся.

Развитие слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха, внятного и достаточно естественного произношения осуществляется в ходе всего образовательно - коррекционного процесса – на уроках и во внеурочное время, в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды при постоянном пользовании обучающимися звукоусиливающей аппаратурой (на уроках – звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования – стационарной проводной или беспроводной, например. FM-системой, в процессе внеурочной деятельности, в том числе в ходе индивидуальной работы а рамках коррекционно-развивающего курса «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи»  индивидуальными слуховыми аппаратами).

В учебный план во внеурочную деятельность включен коррекционно-развивающий курс по «Программе коррекционной работы» – «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи», что обусловлено известными трудностями в овладении глухими обучающимися восприятием устной речи, ее произносительной стороной, значимостью качественного овладения обучающимися устной речью.

Целью коррекционно-развивающего курса «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» является развитие у обучающихся (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха, внятного, членораздельного и достаточно естественного произношения, коммуникативных действий, способствующих общению на основе устной речи в различных видах учебной и внеурочной (внешкольной) деятельности.

Коррекционно-развивающий курс «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» направлен на решение следующих задач:

  1. Развитие у обучающихся слухозрительного восприятия устной речи (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов).
  • Развитие слухозрительного восприятия следующего речевого материала:

  • адаптированных и неадаптированных текстов монологического характера разговорного, научного, официально-делового, публицистического и художественного стилей, разных функционально-смысловых типов – повествование, рассуждение, описание (бытовое, пейзажное, портретное), (при постепенном увеличении объема текстов, расширении лексического состава, усложнении грамматической структуры);
  • диалогов и полилогов, представляющих типичные коммуникативные ситуации в образовательной организации, в семье, в социуме (при постепенном увеличении объема текстов, расширении лексического состава и усложнении грамматической структуры);
  • микродиалогов, представляющих типичные ситуации речевого общения в образовательной организации, в семье, в социуме при постепенном их усложнении – от микродиалогов с предсказуемой логико-структурной схемой до микродиалогов с непредсказуемой логико-структурной схемой; от элементарных микродиалогов, включающих вопросно-ответные единства, выясняющие определенный элемент мысли с побуждением назвать его, а также основные формулы речевого этикета, до микродиалогов, содержащих реплики различного характера (вопрос – ответ, сообщение – встречное сообщение, согласие - несогласие, повествование – его распространение и др.); коротких монологических высказываний, включая правила, теоремы, выводы и др.;
  • отдельных фраз, слов и словосочетаний по темам, необходимым при устной коммуникации в различных видах учебной и внеурочной деятельности, в том числе включающих тематическую и терминологическую лексику учебных предметов, а также лексику, связанную с организацией учебной и внеурочной деятельности: распознавание фраз (слов и словосочетаний), незнакомых по звучанию, опознавание новых фраз (слов и словосочетаний) в сочетании с уже отработанными; запись под диктовку воспринятых слухозрительно знакомых фраз, слов и словосочетаний, коротких монологических высказываний  с последующим внятным и достаточно естественным устным воспроизведением при реализации произносительных отдельных элементов слова при исправлении произносительных и грамматических ошибок;
  • Развитие слухозрительного восприятия речевого материала (коротких текстов диалогического и монологического характера, фраз, слов и словосочетаний) в разных условиях:
  • при предъявлении учителем в нормальном и умеренно - быстром темпе;
  • при предъявлении разными дикторами, в том числе при использовании видеозаписи;
  • при естественном расположении речевых партнеров при диалоге и полилоге, т.е. в полупрофиль к обучающемуся, воспринимающему диалог (полилог);
  • при предъявлении на фоне незначительного шума, в том числе шума улицы, негромкого разговора, негромкой музыки;
  • – при затруднении в слухозрительном восприятии устной речи реализация умений вероятностного прогнозирования речевой информации (с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст), уточнение информации с помощью вопросов;

  1. Развитие у обучающихся речевого слуха (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов).
  • распознавание на слух речевого материала, незнакомого по звучанию – фраз, слов, словосочетаний по темам, необходимым при устной коммуникации в различных видах учебной и внеурочной деятельности, в том числе включающих тематическую и терминологическую лексику учебных предметов, а также лексику, связанную с организацией учебной и внеурочной деятельности; различение и опознавание на слух нового речевого материала в сочетании с уже знакомым;
  • восприятие на слух коротких монологических высказываний (правил, теорем, выводов и др.);
  • различение и опознавание на слух близких по звучанию слов;
  • восприятие на слух отдельных элементов слова при исправлении произносительных и грамматических ошибок;
  • восприятие на слух речевого материала в разных акустических условиях (с учетом возможностей каждого обучающегося);
  • при затруднении в восприятии речевого материала на слух реализация умений вероятностного прогнозирования речевой информации (с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст).

  1. Развитие у обучающихся внятной, членораздельной и достаточно естественной речи (при пользовании индивидуальными слуховыми аппаратами). 
  • развитие умений правильного пользования речевым дыханием - произнесение слов слитно, коротких фраз слитно, деление длинных фраз на смысловые синтагмы; при необходимости, коррекция нарушений речевого дыхания;
  • развитие нормального звучания голоса, модуляций голоса по силе, по- возможности, по высоте; воспроизведение речевого материала нормальным голосом, громким и тихим с учётом условий коммуникации – расстояния от собеседников, требований соблюдения тишины, выступления перед аудиторией и др.; реализация сформированных модуляций голоса по силе при воспроизведении ударения в словах, логического и синтагматического ударения во фразах; по возможности, овладение модуляциями голоса по высоте, передача мелодического контура фраз; при необходимости, коррекция нарушений голоса;
  • закрепление нормального темпа речи;
  • закрепление правильного воспроизведения звуковой структуры речи, в том числе дифференцированного воспроизведения родственных по артикуляции гласных и согласных звуков, слитного произнесения сочетаний согласных звуков в одном слове и на стыке слов; при необходимости, коррекция нарушений звукового состава речи;
  • произнесение слов в нормальном темпе, слитно, выделяя ударение, соблюдая звуковой состав (при реализации сформированных возможностей воспроизведения звуковой структуры речи), орфоэпические нормы;
  • произнесение фраз внятно и достаточно естественно, реализуя возможности воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, в том числе в нормальном темпе, слитно или деля паузами на смысловые синтагмы, выделяя логическое и синтагматическое ударения, по - возможности, передавая мелодическую структуру фраз;
  • знание орфоэпических правил, их применение при чтении и в самостоятельных устных высказываниях;
  • восприятие на слух отрабатываемых в произношении элементов речи;
  • использование усвоенных приемов самоконтроля за различными сторонами произношения; краткое словесное определение используемых приемов самоконтроля;
  • оценивание собственных речевых действий; внесение соответствующих коррективов в их выполнение (с опорой на самоконтроль, применение визуальных приборов и специализированных компьютерных программ);
  • воспроизведение отработанного речевого материала внятно и достаточно естественно, реализуя произносительные навыки;
  • достижение достаточно внятной и естественной по звучанию самостоятельной речи (при реализация сформированных произносительных навыков);
  • соблюдение естественной манеры речи; использование в процессе устной коммуникации естественных невербальных средств (соответствующей мимики лица, позы, пластики и др.);
  • реализация произносительных навыков в технике чтения;
  • восприятие на слух отрабатываемых в произношении элементов речи;

  1. Развитие у обучающихся личностных универсальных учебных действий.
  • реализация при устной коммуникации в процессе учебной и внеурочной деятельности, принятых в обществе морально - нравственных ценностей, правил речевого этикета;
  • включение в систему собственных жизненных ценностей и планов овладение устной речью, навыками устной коммуникации (при пользовании индивидуальными слуховыми аппаратами);
  • устойчивая мотивация качественного овладения восприятием и воспроизведением устной речи; понимания личной ответственности за качественное овладение восприятием и воспроизведением устной речи;
  • ценностно-смысловая установка на пользование индивидуальными слуховыми аппаратами (с учетом рекомендаций врача-сурдолога) с целью качественного владения устной речью, ориентации в звуках окружающего мира, применение звукоусиливающей аппаратуры в процессе получения образования, систематическое использование средств индивидуального слухопротезирования в процессе жизнедеятельности;
  • устойчивый интерес к получению и применению информации о средствах и способах слухопротезирования, других сурдотехнических средствах и ассистивных технологиях;
  • понимание причин успеха или неуспеха при овладении восприятием и воспроизведением устной речи, способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.

  1. Развитие регулятивных универсальных учебных действий.
  • принятие и достижение цели и задач овладения восприятием и воспроизведением устной речи на каждом этапе обучения;
  • готовность к оцениванию речевых действий (собственных и одноклассников и др.), к осуществлению самоконтроля собственных речевых действий, внесению соответствующих коррективов в их выполнение.

6. Развитие познавательных универсальных учебных действий.

  • самостоятельное применение при овладении восприятием и воспроизведением устной речи учебной информации, в том числе описания правильной артикуляции звуков, пользование профилями артикуляции звуков;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) информации в соответствии с коммуникативными и учебно- познавательными задачам и ее применение;
  • осуществление проектной деятельности, связанной с реализацией возможностей восприятия и воспроизведения устной речи, в том числе при использовании ИКТ, презентация ее результатов в устных выступлениях;
  • осуществление поиска и анализа информации, в том числе на основе применения ИКТ, о сурдотехнических средствах и ассистивных технологиях, используемых для овладения восприятием и воспроизведением устной речи, при устной коммуникации.

7. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

  • развитие умений реализовывать навыки восприятия и воспроизведения устной речи в процессе учебной и внеурочной деятельности, в том числе произносительные навыки в самостоятельных устных высказываниях при чтении, использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (выражение лица, позу, пластику), способствующие достижению понимания собеседниками речи друг друга;
  • развитие способности выражения собственных мыслей, чувств и потребностей в логичных, грамотных устных высказываниях в соответствии с коммуникативной задачей; достижение достаточно внятной самостоятельной речи, приближающейся по звучанию к естественной (при реализации сформированных произносительных навыков);
  • развитие умений участия в устной коммуникации при обсуждении темы (события, поступков и др.) с высказыванием собственного аргументированного мнения, приведением доказательств (при опоре на жизненный опыт, события и поступки героев художественных произведений и др.), а также с высказыванием суждений рефлексивного характера, с приведением цитат, в том числе, из воспринятого текста;
  • развитие критичного отношения к собственному мнению, толерантного отношения к мнению собеседников, стремления достичь взаимопонимание, обеспечить продуктивное взаимодействие, сотрудничество;
  • развитие понимания смысла воспринятого текста; ответы на вопросы по воспринятому тексту; пересказ текста (полно и кратко); участие в диалоге (полилоге) по тексту с высказыванием аргументированного мнения;
  • развитие навыков устного публичного выступления (в том числе, с использованием компьютерной презентации) по теме/ результатам проектной деятельности и др.;
  • выражение в устных высказываниях непонимания при затруднении в восприятии речевой информации, самостоятельное уточнение информации у собеседника с помощью вопросов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА:

Развитие восприятия устной речи

Развитие слухозрительного восприятия устной речи (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов):

– монологических высказываний разговорного и художественного стилей (включающих не менее 10–12 предложений – простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных) разных функционально-смысловых типов – повествование, описание (бытовое, пейзажное, портретное), стихотворных текстов (фрагментов стихотворений), а также научно - учебного стиля (включающих знакомую обучающимся лексику учебных предметов), и справочно- информационного стиля;

– диалогических единств и полилогов разговорного, учебно-делового и справочно-информационного стилей, включающих не менее 10–12 предложений – простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных, а также реплик, состоящих из нескольких предложений;

– коротких высказываний монологического характера научно -учебного и справочно-информационного стилей, а также микродиалогов с предсказуемой логико-структурной схемой, включающих реплики различного характера (вопрос – ответ, сообщение, встречное сообщение, согласие – несогласие, повествование, распространение и др.), разговорного и учебно-делового стилей;

– распознавание фраз – коротких и включающих до 8–10 слов, знакомых обучающимся и необходимых в общении, разговорного, учебно-делового, научно - учебного, справочно-информационного стиля и художественного стилей; опознавание воспринятых новых фраз, в том числе при изменении порядка слов, в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями);

– распознавание отдельных слов и словосочетаний (изолированно и во фразах, а также при изменении местоположения во фразе), включая изменяющиеся грамматические формы слов, а также слова, близкие по звукобуквенному составу; опознавание воспринятых новых слов (словосочетаний) в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями);

– восприятие речевого материала (коротких текстов, фраз, слов и словосочетаний) при его предъявлении разными дикторами в естественных условиях коммуникации, в том числе восприятие диалогов, при естественном расположении речевых партнеров, т.е. повернувшись лицом к друг другу;

– восприятие отработанного речевого материала (фраз, слов и словосочетаний) в новых акустических условиях – на фоне незначительного шума, разговора;

– запись под диктовку учителя речевого материала (фраз, слов и словосочетаний), воспринятого слухозрительно, его воспроизведение.

Развитие речевого слуха (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов):

– распознавание фраз, включающих до 8 -10 слов и коротких фраз, знакомых обучающимся и необходимых в общении, разговорного, учебно-организационного и справочно-информационного стилей, а также научно- учебного стиля; опознавание воспринятых новых фраз, в том числе при изменении порядка слов, в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями);

– распознавание отдельных слов и словосочетаний (изолированно и во фразах, а также при изменении местоположения во фразе), включая изменяющиеся грамматические формы слов, а также слова, близкие по звукобуквенному составу; опознавание воспринятых новых слов (словосочетаний) в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями);

– восприятие речевого материала, знакомого по звучанию (фраз, слов и словосочетаний) при изменении дикторов, а также на фоне незначительного шума (разговора).

Развитие произносительной стороны речи

Развитие речевого дыхания: 

– слитное произнесение слов и коротких фраз, деление более длинных фраз на синтагмы (под контролем учителя и самостоятельно);

– развитие самоконтроля речевого дыхания.

Работа над голосом: 

 закрепление нормального звучания голоса и его модуляций по силе, по – возможности, по высоте;

– при необходимости, коррекция нарушений голоса;

– развитие самоконтроля нормального звучания голоса.

Работа над звуками и их сочетаниями:

 закрепление дифференцированного воспроизведения родственных по артикуляции гласных и согласных звуков на материале слов, словосочетаний, фраз, текстов, а также слогов и слогосочетаний (под контролем учителя, с опорой на образец речи учителя, самостоятельно);

– развитие самоконтроля звукового состава речи, в том числе на основе знаний об артикуляции звука;

– при необходимости, коррекция нарушений звукового состава речи;

– при необходимости, постановка звуков и их закрепление материале слов, словосочетаний, фраз, а также слогов и слогосочетаний.

Работа над словами:

 развитие умений слитного произнесения слов, в нормальном темпе, выделяя ударение, соблюдая звуковой состав, орфоэпические нормы (самостоятельно, по знаку, по подражанию учителю);

– развитие самоконтроля воспроизведения слов;

– знание основных орфоэпических правил, умения приводить примеры на каждое правило; применение орфоэпических правил при чтении новых слов (самостоятельно и под контролем учителя), реализация в самостоятельной речи орфоэпических норм (под контролем учителя и самостоятельно).

Работа над фразами:

 развитие умений внятного и достаточно естественного произнесения фраз при реализации произносительных возможностей (под контролем учителя и самостоятельно); воспроизведение коротких фраз слитно, деление длинных фраз на смысловые синтагмы, выделение логического и синтагматического ударения во фразе, по - возможности, воспроизведение мелодического контура фраз (с опорой на образец речи учителя, под контролем учителя и самостоятельно);

– развитие самоконтроля воспроизведения фраз;

– реализация умений внятного и достаточно естественного воспроизведения фраз, реализуя произносительные возможности, в связной речи монологического и диалогического характера (под контролем учителя и самостоятельно).

Воспроизведение отработанного речевого материала (под контролем учителя и самостоятельно) достаточно внятно и естественно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, реализуя сформированные умения воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи; соблюдение естественной манеры речи; передача различных эмоциональных оттенков высказывания с помощью вербальных и естественных невербальных средств коммуникации (соответствующего выражения лица, позы, пластики).

Реализация сформированных произносительных умений при чтении (с опорой на образец учителя, под контролем учителя и самостоятельно).

Реализация сформированных произносительных умений в самостоятельных высказываниях в процессе спонтанного общения. 

В процессе обучения восприятию и воспроизведению устной речи у обучающихся целенаправленно развиваются следующие коммуникативно-речевые действия: логичные и грамотные устные высказывания при реализации в достаточно внятной и естественной речи произносительных возможностей (самостоятельно и под контролем учителя) – сообщение о собственных мыслях и чувствах, о событиях, о самочувствии и др.; выражение просьбы, желания и др.; сообщение собственного мнения по обсуждаемой теме, о событии (поступке окружающих людей, героев художественных произведений и др.), его обоснование, опираясь на воспринятую информацию и личный опыт; оценивание событий и поступков с учётом морально-нравственных норм и правил; рассказывание по иллюстрации (серии иллюстраций, фотографии и др.), краткое и полное изложение полученной информации; использование речевых высказываний в ситуациях, связанных с выяснением и передачей информации, уточнением при затруднении ее восприятия и др.; соблюдение речевого этикета, в том числе реализация требований к культуре общения с учётом коммуникативной ситуации и речевых партнеров; использование типичных речевых высказываний при выражении просьбы, извинения и др. (самостоятельно и под контролем учителя); активное участие в диалоге (полилоге) при инициировании собственных высказываний, аргументации и доказательстве собственного мнения; при восприятии фраз – повторение сообщений, выполнение заданий с кратким или полным речевым комментарием к собственным действиям, ответы на вопросы; повторение воспринятых слов и словосочетаний; повторение воспринятого слухозрительно текста монологического или диалогического характера (точно или приближенно, передавая смысл текста), полные и краткие устные ответы на вопросы по воспринятому тексту; устное формулирование темы и главной мысли текста; пересказ текста (полный и краткий), в том числе с опорой на план, составленный самостоятельно, опорные слова и словосочетания, выделенные самостоятельно; участие в диалоге (полилоге) по содержанию текста с высказыванием личностного мнения о героях, их поступках и др., приведение для доказательства собственного мнения соответствующих цитат из воспринятых текстов; составление диалогов и монологических высказываний, близких по смыслу к воспринятому тексту (под контролем учителя или самостоятельно); в процессе устной коммуникации при затруднении в восприятии речевой информации самостоятельное формулирование уточняющих вопросов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Личностные результаты

  • реализацию в жизнедеятельности, в том числе при взаимодействии с окружающими людьми на основе устной речи, ценностно-смысловых установок, отражающих гражданские позиции, патриотические чувства, ориентацию на духовно-нравственные ценности и нормы, сформированность рефлексии, понимание ценности образования, культуры здоровья и эмоционального благополучия, самовоспитания и саморазвития, приобщения к экологической культуре, общественно-полезной трудовой деятельности;
  • понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации, сформированность ценностно-смысловой установки на качественное владение русским языком, в том числе восприятием и воспроизведением устной речи (при постоянном пользовании индивидуальными слуховыми аппаратами), навыками устной коммуникации;
  • сформированность ценностно-смысловой установки на использование устной речи в общении с целью реализации собственных жизненных планов и потребностей в качественном образовании, в том числе профессиональном, наиболее полноценной социализации, включая профессионально-трудовую деятельность;
  • желание и умения реализовывать компетенции в коммуникативно-речевой деятельности в образовательной и социальной практике на основе освоенных норм и правил общественного поведения;
  • способность ставить цели и строить жизненные планы, включая выбор профессии, с учётом владения словесной речью (в том числе восприятием и воспроизведением устной речи, навыками устной коммуникации), достигнутого уровня образования, а также определенных ограничений в социально-профессиональной сфере, связанных с нарушением слуха;
  • включение в систему жизненных ценностей и планов пользование индивидуальными слуховыми аппаратами (с учетом рекомендаций врача-сурдолога), совершенствование собственной устной речи, применение в социально-бытовой и профессионально-трудовой практике навыков устной коммуникации;
  • устойчивую мотивацию и интерес, сформированные навыки получения и применения информации о средствах и способах слухопротезирования, других сурдотехнических средствах и ассистивных технологиях, в том числе при использовании ИКТ;
  • проявление интереса к истории и современной социальной практике лиц с нарушениями слуха, участие в межличностном общении и социокультурной жизни людей с нарушенным слухом.

Предметные результаты

  • достижение уровня слухозрительного восприятия устной речи (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов), способствующего устной коммуникации в процессе учебной и внеурочной деятельности с близким кругом речевых партеров, а также взаимодействию со слышащими людьми в социальной практике,
  • реализация умений вероятностного прогнозирования речевой информации с опорой на речевой и внеречевой контекст при затруднении в ее восприятии;
  • уточнение речевой информации с помощью вопросов при затруднении в ее восприятии, достижение достаточно внятной, членораздельной речи, приближающейся по звучанию к речи слышащих людей
  • овладение нормальным звучанием голоса, его модуляциями по силе, и по возможности, по высоте;
  • воспроизведение речевого материала нормальным голосом, громким и тихим с учётом условий коммуникации – расстояния от собеседников, требований соблюдения тишины, выступления перед аудиторией и др.;
  • овладение правильным воспроизведением звуковой структуры речи, в том числе дифференцированным воспроизведением родственных по артикуляции гласных и согласных звуков, слитным произнесением сочетаний согласных звуков в одном слове и на стыке слов;
  • реализация в речевой практике умений произнесения слов и фраз;
  • знание орфоэпических правил, их применение при чтении и в самостоятельных устных высказываниях.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Коррекционно-развивающий курс по Программе коррекционной работы «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» включён во внеурочную деятельность, являющуюся неотъемлемой частью реализации АООП ООО (вариант 1.2). На его проведение предусмотрено по 3 часа в неделю на каждого обучающегося.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Темы по развитию слухозрительного восприятия устной речи и речевого слуха:

  • первое полугодие: «Вежливость», «Твои права и обязанности», «Спорт», «Известные люди», «Изучаем школьные предметы»;
  • второе полугодие: «Будь здоров!», «Мировая художественная культура», «Человек и природа», «Известные люди», «Изучаем школьные предметы».

Примеры речевого материала по темам.

Примеры фраз, слов, словосочетаний. Надо спокойно открывать и закрывать за собой дверь. Хлопать дверью невежливо. Надо быть внимательными и вежливыми. Не забывайте, что существуют слова: «Спасибо, извините, пожалуйста». Культурный (вежливый) человек, культурные люди, спасибо, извините, пожалуйста, поблагодарить, (не)воспитанный человек, пропускать в дверях, нельзя хлопать дверью, помочь пожилому человеку; благодарить – поблагодарить – благодарность – благодарный; вежливость – вежливый; воспитанный – невоспитанный.

В 14 лет человек получает паспорт гражданина Российской Федерации. С 14 лет человек несет уголовную ответственность за преступления. Найди информацию (и расскажи), за какие преступления человек с 14 лет несет уголовную ответственность. Что такое уголовная ответственность (террористический акт, хищение, …)? С 16 лет гражданин несет уголовную ответственность за любые преступления. С 18 лет гражданин Российской Федерации считается совершеннолетним. С 18 лет человек приобретает и осуществляет гражданские права и исполняет гражданские обязанности. С какого возраста гражданин Российской Федерации является совершеннолетним? В 14 (16, 18) лет, с 14 (16, 18) лет, получать паспорт, гражданин Российской Федерации, паспорт гражданина Российской Федерации, нести уголовную ответственность, преступление, совершеннолетний, гражданские права, исполнять гражданские обязанности.

Тебе нравиться заниматься спортом? Какой вид спорта тебе нравится? Каким видом спорта ты занимаешься (увлекаешься)? Ты участвовал (участвуешь) в соревнованиях? У тебя есть спортивный разряд? В каких соревнованиях ты участвовал(а)? За какую команду ты болеешь? Ты хочешь участвовать в паралимпийских (сурдлимпийских) играх? Найди информацию о паралимпийских (сурдлимпийских) играх. Выступи с сообщением о паралимпийских (сурдлимпийских) играх. Ты смотришь спортивные соревнования? Греция – родина олимпийских игр. Многие российские спортсмены были неоднократными победителями Олимпийских игр. Как ты понимаешь выражение «здоровый образ жизни»? Большой теннис, настольный теннис, плавание, легкая атлетика, футбол, хоккей, заниматься спортом, быть здоровыми и сильными, достижения, победы, спортивные увлечения, здоровый образ жизни; спортсмены, Олимпийские игры, спортивные соревнования, международное олимпийское движение, паралимпийские (сурдлимпийские) игры.

Мы чтим память героев Великой Отечественной войны! Никто не забыт, ничто не забыто! Имя Зои Космодемьянской известно каждому человеку в России и других странах. В ноябре 1941 года Зоя Космодемьянская совершила подвиг. Смелой разведчице удалось вывести из строя узел связи. Девушку схватили фашисты, долго пытали. Отважная партизанка не выдавала товарищей. Зоя Космодемьянская погибла, но память ее чтит весь народ. Зоя Космодемьянская стала первой женщиной - Героем Советского Союза. В честь Зои Космодемьянской названы улицы, поселки, школы, корабли.  Чтить память героев, Великая Отечественная война, Зоя Космодемьянская, в ноябре 1941 года, совершила подвиг, смелая разведчица, девушку схватили фашисты, долго пытали, отважная партизанка, не выдавала товарищей, погибла, Герой Советского Союза.

Некоторые молодые люди хотят казаться взрослыми и пробуют курить, пить вино, наркотики. Наркотики могут довести до смерти. Чем раньше человек привыкает к наркотикам, тем быстрее он умирает. Зависимый от наркотиков человек способен пойти на преступления. Курильщик не замечает, как он отравляет свой организм. В табаке есть сильный яд – никотин. Курильщик со временем начинает сильно кашлять, быстро уставать. Очень вреден алкоголь. Пробовать курить, пить вино, наркотики, очень опасно, довести до смерти, зависимость от наркотиков, наркомания, наркотическая зависимость; закон – законодательство – законный – незаконный, курильщик - курить – закурить, отравляет свой организм, табак, никотин, яд, проникает в кровь, начинает сильно кашлять, задыхаться, «пассивный курильщик», алкоголь, слабеет память (умственные способности, воля,…).

Эрмитаж находится в Санкт-Петербурге. В Зимнем дворце более тысячи помещений, общая площадь – 46 тысяч квадратных метров. В Зимнем дворце в 1764 году был основан Эрмитаж. В Эрмитаже хранятся картины известных художников мира, скульптуры, вазы, изделия из серебра и золота. Найди в Интернет информацию об Эрмитаже. Составь план рассказа об Эрмитаже. Составь презентацию об Эрмитаже. Расскажи об Эрмитаже. Музей, Эрмитаж, Зимний дворец, находится в Санкт – Петербурге, в Зимнем дворце, 46 тысяч квадратных метров, в 1764 году, хранятся картины известных художников, скульптуры, произведения искусства.

Как вести себя при приближении грозы?  Если вас застала гроза в лесу, не выходите на опушку (поляну), не подходите близко к высоким деревьям. В доме закройте окна и двери, отключите все электроприборы, не подходите к окнам. Приближение грозы, головная боль, вялость, застала гроза в лесу, не выходите на опушку (поляну), не подходите близко к высоким деревьям, в машине закройте окна, в поезде закройте окна, в доме закройте окна и двери, отключите электроприборы, не подходите к окнам.

Каких ты знаешь известных людей? Чем известен (знаменит) Петр I (Александр Сергеевич Пушкин, …). Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт. Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор. Художник Левитан знаменит своими пейзажами. Мне нравится картина Левитана «Золотая осень» («Март» …). Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский ученый. Виктор Михайлович Васнецов - великий русский художник XIX века. Известны картины Васнецова «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-Царевич на Сером Волке». Знаменитые(ый) (известные(ый) люди (писатель (и), поэт(ы), художник(и), музыкант(ы), композитор(ы), ….), великий русский поэт (композитор,…), известен своими произведениями (воинскими подвигами…), Александр Сергеевич Пушкин (композитор Петр Ильич Чайковский, художник Левитан,), пейзаж, натюрморт, портрет, биография, Виктор Михайлович Васнецов, великий русский художник XIX века, картина «Алёнушка» (…), Третьяковская галерея.

Пример текста монологического характера:

Опасность вредных привычек

Некоторые молодые люди хотят казаться взрослыми и пробуют курить, пить вино, наркотики. Это очень опасно. Курильщик не замечает, как он отравляет свой организм. А ведь в табаке есть сильный яд – никотин. Он легко проникает в кровь, накапливается во внутренних органах и разрушает их. Курильщик со временем начинает сильно кашлять, задыхаться, быстро уставать. Находиться рядом с курильщиком тоже опасно, потому что ты становишься «пассивным курильщиком». В твой организм вместе с дымом поступают вредные вещества – никотин и смолы.

Очень вреден алкоголь. От него тоже страдают внутренние органы, особенно мозг. Отравление мозга приводит к тому, что у человека слабеет память, умственные способности.

Наркотики часто называют «белой смертью». Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее он умирает.

Если человек сумел отказаться от вредных привычек, значит, у него есть воля и смелость.

Вопросы и задания к тексту. Какие вредные привычки ты знаешь? Какую опасность несет табак, алкоголь? Почему наркотики называют «белой смертью»? Как ты понимаешь слова: «Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать табак, вино, наркотики. А вот если человек сумел отказаться от вредных привычек, значит, у него есть воля и смелость». Составь с учителем план и расскажи другу об опасности вредных привычек (об опасности алкоголя / наркотиков / курения).

Пример текста диалогического характера:

Как себя вести

– Ты знаешь, кто кого должен пропустить, если встретился в дверях с человеком? – Да знаю. Младший всегда пропускает старшего. – Правильно. А если встретились в дверях мужчина и женщина? – Мужчина всегда пропускает женщину; молодой человек пропускает девушку. Он говорит: «Проходите, пожалуйста». – А женщина? - Женщина проходит и отвечает «Спасибо!». – А если человек входит в дом, в лифт, в магазин, в транспорт? – Он должен пропустить выходящих. Культурный человек ждет, пока люди выйдут, потом входит сам.

Вопросы и задания: Кто кого пропускает в дверях? Придумай и разыграй с другом небольшой диалог по ситуации: «Молодой человек встретил в дверях девушку». Расскажи, как ведет себя воспитанный (культурный) человек?

Пример микродиалогов:

– Каким видом спорта ты занимаешься? – Я играю в футбол. А ты? – Я занимаюсь теннисом.  

– У тебя есть паспорт?  – Да, я получил паспорт гражданина Российской Федерации в 14 лет.

Работа над речевым дыханием

Работа над голосом

Звуки речи

Работа над словом, фразой 

Работа над ритмико-интонационной стороной речи

Слитное произнесение слов и коротких фраз, деление более длинных фраз на синтагмы (под контролем учителя и самостоятельно);

 

Развитие самоконтроля речевого дыхания.

Произнесение на одном выдохе до 8 слогов.

Закрепление нормального звучания голоса и его модуляций по силе;

Развитие самоконтроля нормального звучания голоса.

Автоматизация  [я], [ё], [ю], [е];

Дифференциация

[с-з], [с-ш]

Отработка чтения [ь] с согласными (без призвука);

Постановка

[ж], [щ], [р], [г]   

Коррекция

[к], [ч], [з];

Развитие умений внятного и достаточно естественного произнесения фраз при реализации произносительных возможностей

Безударный О;

Двойные согласные звуки;

Сочетания ого, его, как ова,ева;

Формирование умения воспроизводить слоги слитно и раздельно, слитно воспроизводить слова и фразы

Выразительное воспроизведение фраз с соблюдением основных элементов их интонационной структуры;

Выразительное чтение наизусть стихотворения, отрывка.

Воспроизведение коротких фраз слитно, деление длинных фраз на смысловые синтагмы, выделение логического и синтагматического ударения во фразе, по - возможности, воспроизведение мелодического контура фраз.

УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

  1. Малихова Л.Н. и др.        Примерный речевой материал занятий по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи 5-11 классы. Учебное пособие для работы с неслышащими детьми 2018.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В КЛАССЕ:

Звукоусиливающая аппаратура Suvag IT 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по развитию восприятия и воспроизведению устной речи

Конспект занятия по развитию восприятия и воспроизведению устной речи во 2 классе по программе 1 вида. Тема урока "Выполнение поручений в классе"....

Рабочая программа дистанционного коррекционно-развивающего курса «МОЙ РУКОТВОРНЫЙ МИР» (1-4 классы)

Данный коррекционно-развивающий курс предназначен для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в дистанционном режиме....

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Рабочая программапо коррекционно-развивающему курсу«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»...

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Развитие восприятия и воспроизведения устной речи"

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Развитие восприятия и воспроизведения устной речи" (7кл., вариант 1.2)...

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" 1 класс

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи"  для детей с нарушениями слуха. 1 класс...

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" 3 класс

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" для детей с нарушениями слуха 3 класс...

Рабочая программа дефектологических занятий коррекционного курса «Развитие познавательных процессов» для обучающихся 1 класса, вар.1

Рабочая программа дефектологических занятий курса "Развитие познавательных процессов" разработана для обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. Сро...