Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема: «Звуки «С-Ш». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями –тся,-ться. Текст «Летние и зимние виды спорта»
план-конспект занятия (5 класс)
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для обучающейся 5 класса 2 отделения школы для слабослышащих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_0.docx | 40.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Адаптивная школа - интернат №15»
________________________________________________________
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи
для обучающейся 5 класса II отделения
Тема занятия:
«Звуки «С-Ш». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями –тся,-ться.
Текст «Летние и зимние виды спорта»
Составитель: учитель-дефектолог Катбина Д.Б.
Омск-2024
Темы занятия:
Формирование произносительной стороны устной речи:
Звуки «С-Ш». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями –тся, -ться.
Формирование речевого слуха:
Текст «Летние и зимние виды спорта».
Цели занятия:
Формирование произносительной стороны устной речи:
- дифференциация произношения звуков «С» и «Ш» во всех позициях на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений.
Формирование речевого слуха:
-развитие слухового восприятия на материале предложений, вопросов и слов текста «Летние и зимние виды спорта».
Коррекционно-образовательные задачи:
Формирование произносительной стороны устной речи:
- закрепить дифференцированное произношение звуков «С» и «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
- закрепить правило произношения слов с сочетаниями –тся, -ться
Формирование речевого слуха:
- вырабатывать умение воспринимать предложения текста «Летние и зимние виды спорта» на рабочем расстоянии.
- вырабатывать умение различать вопросы текста на резервном расстоянии.
- вырабатывать умение различать слова текста без аппарата.
Коррекционно-развивающие задачи:
Формирование произносительной стороны устной речи:
- закрепить умение дифференцировать произношение звуков «С» и «Ш»;
- развивать познавательную активность;
-развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;
Формирование речевого слуха:
- cовершенствовать слуховое восприятие;
- вырабатывать привычку слухового контроля;
- увеличивать объём слуховых представлений;
- развивать слуховое внимание и слуховую память.
- расширять кругозор по теме «Летние и зимние виды спорта»
Коррекционно- воспитывающие задачи:
- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;
- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;
- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;
- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;
-воспитывать положительные качества личности.
Оборудование:
- презентация с заданиями по теме «Летние и зимние виды спорта».
- карточки с заданиями
- картинный материал
- профили звуков «С» и «Ш»
План занятия.
I. Организационный момент.
- Определение темы занятия.
- Постановка целей занятия.
- Формулировка задач занятия.
- Формулировка критериев оценки.
II. Работа над формированием произношения.
1. Работа с профилем произношения.
2. Чтение слогов со звуками «С» и «Ш».
3. Чтение слов со звуками «С» и «Ш».
4. Чтение словосочетаний со звуками «С» и «Ш».
5. Работа с предложениями со звуками «С» и «Ш».
6. Работа над правилом орфоэпии.
7. Динамическая пауза
III.Развитие слухового восприятия.
- Слуховое восприятие предложений текста на рабочем расстоянии.
- Слуховое восприятие вопросов текста на резервном расстоянии.
- Слуховое восприятие слов текста без аппаратов .
IV. Итог занятия.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Учитель (У): Здравствуй, ….
Школьник (Ш): Здравствуйте, Динара Баулиевна.
У.: Как ты слышишь?
Ш.: Я слышу хорошо.
У.: Какое будет занятие?
Ш.: Будет занятие по развитию слуха и речи.
У: Что это?
Ш: Это смайлик.
У: Какой он? Что он показывает?
Ш: Веселый, он улыбается.
У: Давай улыбнемся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение, и занятие прошло успешно!
- Определение темы занятия.
У: Посмотри на картинки, назови предметы.
Ш: называет предметы: шайба, клюшка, баскетбольный мяч, сабля.
У:Что ты назвала?
Ш: Спортивные снаряды.
У: Верно
У: Какой первый звук в слове «сабля»?
Ш.: Звук «С».
У: «Какой первый звук в слове «шайба»?
Ш: Звук «Ш»
У.: Верно. Сегодня мы будем работать над звуками «С» и «Ш»
У.: Какая тема была на прошлом занятии?
Ш.: Текст «Летние и зимние виды спорта».
У.: Верно! Ты слушала текст «Летние и зимние виды спорта». Сегодня мы продолжим работу с текстом.
Зачем мы изучаем эту тему?
Ш: Чтобы разбираться в видах спорта, чтобы было интересно смотреть спортивные матчи, разговаривать о них с друзьями.
У: На каких уроках тебе пригодятся знания о видах спорта?
Ш: На уроках физкультуры, окружающего мира.
У.: Как ты думаешь, какая тема нашего занятия?
Ш.: Тема занятия «Звуки «С-Ш». Текст «Летние и зимние виды спорта».
У.: Верно! Ты будешь слушать предложения, вопросы и слова текста. А еще сегодня на занятии ты повторишь правило произношения слов с сочетаниями –тся, -ться.
У.: Как ты думаешь, для чего на занятиях мы работаем над произношением?
Ш.: Чтобы хорошо говорить в школе, в магазине, в больнице.
У.: А для чего мы работаем над развитием слуха?
Ш.: Чтобы хорошо слышать и понимать людей.
У.: Правильно. Старайся следить за звуками, развивай свои слуховые возможности, чтобы легко общаться с людьми.
2. Постановка целей занятия.
У.: Если тема такая, какая будет цель занятия?
Ш.:
-различать звуки «С» и «Ш»
-правильно говорить слова на –тся –ться.
-хорошо слушать
3. Формулировка задач занятия:
У.: Что мы будем для этого делать?
Ш.:
- читать слоги, слова, словосочетания, предложения со звуками «С» и «Ш»
- соблюдать правило орфоэпии.
- слушать предложения, вопросы и слова текста «Летние и зимние виды спорта».
4. Формулировка критериев оценки.
У.: На протяжении занятия ты будешь выполнять разные задания. Если ты выполнила задание сама без ошибок, то возьми большую фишку, если допустила 1 или 2 ошибки, я тебе помогала, то бери среднюю фишку, а если больше 2 ошибок, то маленькую фишку. Будешь оценивать себя самостоятельно.
В конце занятия мы посчитаем, сколько у тебя больших фишек. Если 5-7 больших фишек, ты занималась «отлично», если 2-4 - «хорошо», если меньше 2–«старайся» на следующих занятиях.
Говори звуки хорошо, слушай внимательно.
II Работа над формированием произношения.
1. Работа с профилем произношения.
У.: Обрати внимание на профиль произношения звука «С». При произношении этого звука губы растянуты; зубы сближены; кончик языка упирается в нижние зубы, голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. Голоса нет.
При произнесении звука «Ш» губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. Язык похож на чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. Голоса нет
Ш: Работает с профилем произношения.
- У: Посмотри на картинку. Кто это?
Ш: Это футболист, хоккест.
Помоги футболисту забить мяч в ворота. Говори звук «С» долго.
А теперь помоги хоккеисту забить шайбу в ворота. Говори «Ш» долго.
У: Что ты делала?
Ш: Я говорила звуки «С» и «Ш»
У.: Как ты говорила? Оцени себя.
2. Чтение слогов со звуками «С» и «Ш».
У: Читай слоги.
Са-ша со-шо су-шу
Ас-аш ос-ош ус-уш
Аса-аша асо-ашо асу-ашу
Ста-шта сто-што сту-шту
Аск-ашк оск-ошк уск-ушк
У: Что ты делала?
Ш: Я читала слоги.
У.: Как ты прочитала? Оцени себя.
3. Чтение слов со звуками «С» и «Ш»
У.: Прочитай слова:
Сабля-шайба
Снаряд- шпага
Быстро-клюшка
У: Что ты делала?
Ш: Я читала слова.
У.: Как ты прочитала? Оцени себя.
4. Чтение словосочетаний со звуками «С» и «Ш»
У: Прочитай слова в первом столбике и во втором, соедини. Прочитай словосочетания.
Острая шпага
Спортивный снаряд
Запасная клюшка
У: Что ты делала?
Ш: Я читала словосочетания.
У.: Как ты прочитала? Оцени себя.
5. Работа с предложениями со звуками «С» и «Ш»
У: Составь предложения. Сначала прочитай все слова.
Ш: читает слова предложения вразброс на карточках.
У: Какое должно быть первое слово в предложении? Вспомни, мы говорили о том, что такое дистанция.
Ш: …. Далее составляет предложение сама.
У: А теперь прочитай получившееся предложение.
Ш: читает предложение и сверяет с карточкой с образцом предложения
Дистанция – это расстояние между стартом и финишем.
У: Как ты думаешь, в каких видах спорта спортсмену нужно бежать дистанцию, то есть от старта до финиша?
Ш: Бег.
У: Верно. Как ты думаешь, может один спортсмен начать бежать дистанцию, а другой ее закончить? Это называется эстафета. Прочитай это слово. Давай уточним его значение в словаре.
Ш: использует словарь.
У: Есть вид спорта, который называется шорт-трек. Прочитай это слово. В нем спортсмен на скорость бежит на коньках. Составь предложение.
Шорт –трек –это скоростной бег на коньках.
А сейчас посмотри видео об этом виде спорта. Смотри и слушай внимательно, ответь на вопросы:
- Какие дистанции проходят спортсмены?
-Как спортсмены передают эстафету?
Ш: смотрит видео, отвечает.
У: Что ты делала?
Ш:Я составляла предложения.
У: Как ты думаешь, ты справилась с заданием? Были ошибки? Оцени себя.
6.Работа над правилом орфоэпии
У: В следующем задании соблюдай правило: сочетания –тся и –ться в словах говори как ЦА. Повтори правило.
У: Посмотри на картинки, Давай вспомним, кто это. (на картинках биатлонист, велогонщик, фехтовальщик). Как назвать одним словом? Кто это?
Ш: Это спортсмены.
У: Верно. Давай вспомним, что делает каждый из спортсменов.
Прочитай предложения, применяя правило.
Биатлонист целится в мишень.
Велогонщики соревнуются на скорость.
Фехтовальщики сражаются на шпагах.
Спортсмены разминаются перед соревнованиями.
У: Что ты сделала?
Ш: Я читала предложения, соблюдала правило.
У: Ты правильно читала слова? Как ты произносила звуки «С» и «Ш» ? Оцени себя.
7. Динамическая пауза
У: Сейчас и мы с тобой представим себя спортсменами и будем разминаться (слайд)
Раз – подняться, потянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
III. Развитие слухового восприятия
1. Слуховое восприятие предложений текста на рабочем расстоянии.
У.: Сейчас мы будем слушать предложения текста «Летние и зимние виды спорта» на рабочем расстоянии. Пересядь, пожалуйста. Слушай внимательно.
(Школьница садится на стул спиной к учителю на расстоянии 1 м. Учитель читает предложения текста)
Текст «Летние и зимние виды спорта»
Для спорта нашлось время и летом, и зимой.
Летние виды спорта связаны с мячом.
Это баскетбол и футбол.
Есть водный спорт.
Например, прыжки в воду.
Спортсмен прыгает с вышки с разной высоты.
Фехтование- строгий спорт. В нем используют саблю или шпагу.
Зимние виды спорта связаны со льдом и снегом.
Хоккей – игра на льду.
Спортивные снаряды – это коньки, клюшка, шайба, шлем.
На снегу проводят лыжные гонки.
Спортсмены спешат пройти дистанцию быстрее всех.
У.: Что ты делала?
Ш.: Я слушала предложения на рабочем расстоянии.
У: Ты внимательно слушала предложения, правильно их повторяла? Оцени себя
2. Слуховое восприятие вопросов текста на резервном расстоянии
У.: Будем слушать вопросы текста на резервном расстоянии. Слушай внимательно.
(Школьница сидит на стуле, а учитель отходит еще на 0,2 м и читает вопросы к тексту)
Вопросы к тексту:
- Какие летние виды спорта связаны с мячом?
- Что делает спортсмен по прыжкам в воду?
- В каком виде спорта используют саблю или шпагу?
- С чем связаны зимние виды спорта?
- Какой зимний вид спорта проводят на снегу?
У:Как ты думаешь, в нашей стране есть спортсмены, которые лучше всех в лыжных гонках? Можешь назвать?
Ш: отвечает.
У: Один из лучших лыжников мира – россиянин Сергей Устюгов . Он завоевал золотую медаль Олимпийских игр в Пекине (слайд)
У:Покажи Пекин на карте.
Ш: работает с картой.
Как ты думаешь, что такое Олимпийские игры?
Олимпийские игры –это крупнейшие спортивные соревнования.
У: Тема нашего следующего занятия «Олимпийские игры». Мы будем говорить о том, как появились Олимпийские игры и какие виды спорта к ним относятся.
У.: Что ты делала?
Ш.: Я слушала вопросы на резервном расстоянии.
У.: Ты правильно ответила на вопросы? Оцени себя.
3. Слуховое восприятие слов текста без аппаратов
У.: А сейчас ты будешь слушать слова текста без аппаратов. Пересядь ближе лицом ко мне.
(Школьница снимает аппарат, пересаживается на расстояние 10 см лицом к учителю. Учитель читает за экраном слова)
Слова:
Баскетбол, высота, дистанция.
У.: Что ты делала?
Ш.: Я слушала слова без аппарата.
У.: Ты внимательно слушала слова, правильно их повторяла? Оцени себя.
IV Итог занятия.
У.: Наше занятие подошло к концу. Посчитай свои фишки.
Как ты думаешь, как ты сегодня занималась?
Ш: Я занималась отлично, потому что я:
-хорошо различала звуки «С» и «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях, составляла предложения.
-правильно говорила слова на –тся, -ться.
-хорошо слушала предложения, вопросы и слова текста «Летние и зимние виды спорта»
- я набрала … фишек.
У.: Цели занятия достигнуты?
Ш: Да
У: Что интересного ты узнала на занятии?
Ш: Я узнала, что…
У: Что нового ты узнала на занятии?
Ш: Я узнала….
У:. Молодец! До свидания.
Ш.: До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи
Данная презентация может быть использована учителями-дефектологами, работающими с детьми, имеющими нарушение слуха....
Презентация для проведения индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во 2 классе по теме: «Осень»
Данный материал может быть использован во время проведения индивидуального заятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во 2 классе для слабослышащих и позднооглохших д...
Конспект открытого индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи Дифференциация звуков З-С, слуховое восприятие текста «Зоопарк», слуховое восприятие неречевых звучаний по теме «На улице, в зоопарке».
Дифференциация звуков З-С, слуховое восприятие текста «Зоопарк», слуховое восприятие неречевых звучаний по теме «На улице, в зоопарке»....
Методический комплект «Диагностический материал» для проведения обследования произносительной стороны самостоятельной связной речи у неслышащих школьников 8 - 10 классов на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны
Диагностический материал предназначен для исследования произносительной стороны самостоятельной связной речи глухими обучающимися старших классов на индивидуальных занятиях по ФРС и ПСР. Исследование ...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Зима. Зимняя одежда. Постановка звука «р».
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст "Друзья помогли". Восприятие предложений, вопросов и слов текста"
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи составлено для обучающегося 3 класса второго отделения школы для глухих и сла...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст «Город, в котором я живу». Восприятие предложений, вопросов, слов"
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи составлено для обучающегося 5 класса второго отделения школы для глухих и слабослышащих д...