Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема: «Звуки «С-Ш». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями –тся,-ться. Текст «Летние и зимние виды спорта»
план-конспект занятия (5 класс)

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной  речи для обучающейся  5 класса 2 отделения школы для слабослышащих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_0.docx40.17 КБ

Предварительный просмотр:

 

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Адаптивная школа - интернат №15»

________________________________________________________

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной  речи

для обучающейся 5  класса  II отделения

Тема занятия:

«Звуки «С-Ш». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями –тся,-ться.

Текст «Летние и зимние виды спорта»

                                                           

   Составитель: учитель-дефектолог Катбина Д.Б.

Омск-2024

            Темы занятия:

Формирование произносительной стороны устной речи:

Звуки «С-Ш». Дифференциация.  Работа над произношением слов с сочетаниями –тся, -ться.

Формирование речевого слуха:

Текст «Летние и зимние  виды спорта».

Цели занятия:

Формирование произносительной стороны устной речи:

- дифференциация произношения звуков «С» и «Ш» во всех позициях на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений.

Формирование речевого слуха:

-развитие слухового восприятия на материале предложений, вопросов и слов  текста «Летние и зимние виды спорта».

Коррекционно-образовательные задачи:

          Формирование произносительной стороны устной речи:

         - закрепить дифференцированное произношение звуков «С» и «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

- закрепить правило произношения слов с сочетаниями –тся, -ться

Формирование речевого слуха:

- вырабатывать умение воспринимать предложения текста «Летние и зимние виды спорта» на рабочем расстоянии.

- вырабатывать  умение различать вопросы текста на резервном расстоянии.

-  вырабатывать  умение различать слова текста без аппарата.

Коррекционно-развивающие задачи:

          Формирование произносительной стороны устной речи:

- закрепить умение дифференцировать  произношение звуков «С» и «Ш»;

- развивать познавательную активность;

-развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;

Формирование речевого слуха:

- cовершенствовать слуховое восприятие;

- вырабатывать привычку слухового контроля;

- увеличивать объём слуховых представлений;

- развивать слуховое внимание и слуховую память.

- расширять кругозор по теме «Летние и зимние виды спорта»

Коррекционно- воспитывающие задачи:

- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;

- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;

- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;

- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;

-воспитывать положительные качества личности.

Оборудование:

- презентация с заданиями по теме «Летние и зимние виды спорта».

- карточки с заданиями

- картинный материал

- профили звуков «С» и «Ш»

План занятия.

I. Организационный момент.

  1. Определение темы занятия.
  2. Постановка целей занятия.
  3. Формулировка задач занятия.
  4. Формулировка критериев оценки.

II. Работа над формированием произношения.

1. Работа с профилем произношения.

2. Чтение слогов со звуками «С» и «Ш».

3. Чтение слов со звуками «С» и «Ш».

4. Чтение словосочетаний со звуками «С» и «Ш».

5. Работа с предложениями со звуками  «С» и «Ш».

6. Работа над правилом орфоэпии.

7. Динамическая пауза

III.Развитие слухового восприятия.

  1. Слуховое восприятие предложений текста на рабочем расстоянии.
  2. Слуховое восприятие вопросов текста на резервном расстоянии.
  3. Слуховое восприятие слов текста без аппаратов .

IV. Итог занятия.

                                                                  Ход занятия:

I.Организационный момент.

Учитель (У): Здравствуй, ….

Школьник (Ш): Здравствуйте, Динара Баулиевна.

У.: Как ты слышишь?

Ш.: Я слышу хорошо.

У.: Какое будет занятие?

Ш.: Будет занятие по развитию слуха и речи.

У: Что это?

Ш: Это смайлик.

У: Какой он? Что он показывает?

Ш: Веселый, он улыбается.

У: Давай улыбнемся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение, и занятие прошло успешно!

  1. Определение  темы занятия.

У: Посмотри на картинки, назови предметы.

 Ш: называет предметы:  шайба, клюшка, баскетбольный мяч, сабля.

У:Что ты назвала?

Ш: Спортивные снаряды.

У: Верно

У:  Какой первый звук в слове «сабля»?

Ш.:  Звук «С».

У: «Какой первый звук в слове «шайба»?

Ш: Звук «Ш»

У.: Верно. Сегодня мы будем работать над звуками «С» и «Ш»

У.: Какая тема была на прошлом занятии?

Ш.: Текст «Летние и зимние виды спорта».

У.: Верно!         Ты слушала текст «Летние и зимние виды спорта».  Сегодня мы продолжим работу с текстом.

Зачем мы изучаем эту тему?

Ш: Чтобы разбираться в видах спорта, чтобы было интересно смотреть спортивные матчи, разговаривать о них с друзьями.

У: На каких уроках тебе пригодятся знания о видах спорта?

Ш: На уроках физкультуры, окружающего мира.

У.:  Как ты думаешь, какая тема нашего занятия?

Ш.: Тема занятия «Звуки «С-Ш». Текст «Летние и зимние виды спорта».

У.: Верно! Ты будешь слушать предложения,  вопросы и слова текста. А еще сегодня на занятии ты повторишь правило произношения слов с сочетаниями –тся, -ться.

У.: Как ты думаешь, для чего на занятиях мы работаем над произношением?

Ш.: Чтобы хорошо говорить в школе, в магазине, в больнице.

У.: А для чего мы работаем над развитием слуха?

Ш.: Чтобы хорошо слышать и понимать людей.

У.: Правильно. Старайся следить за звуками, развивай свои слуховые возможности, чтобы  легко общаться с людьми.

2. Постановка целей занятия.

 У.: Если тема такая, какая будет цель занятия?

Ш.:

-различать  звуки «С» и «Ш»

-правильно говорить слова на –тся –ться.

-хорошо слушать

3. Формулировка задач занятия:

У.: Что мы будем  для этого делать?

Ш.:

- читать слоги, слова, словосочетания, предложения со звуками «С» и «Ш»

- соблюдать правило орфоэпии.

- слушать  предложения, вопросы  и слова текста «Летние и зимние виды спорта».

4. Формулировка критериев оценки.

У.: На протяжении занятия ты будешь выполнять разные задания. Если ты выполнила задание сама без ошибок, то возьми большую фишку, если допустила 1 или 2 ошибки, я тебе  помогала, то бери среднюю фишку, а если больше 2  ошибок, то маленькую фишку. Будешь оценивать себя самостоятельно.

В конце занятия мы посчитаем, сколько у тебя больших фишек.  Если 5-7 больших фишек, ты занималась «отлично», если 2-4 - «хорошо», если меньше 2–«старайся» на следующих занятиях.

Говори звуки хорошо, слушай внимательно.  

II Работа над формированием произношения.

1. Работа с профилем произношения.

У.: Обрати внимание на профиль произношения звука «С». При произношении этого звука губы растянуты; зубы сближены; кончик языка упирается в нижние зубы, голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. Голоса нет.

При произнесении звука «Ш» губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. Язык похож на чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. Голоса нет

Ш: Работает с профилем произношения.

  1. У: Посмотри на картинку. Кто это?

Ш: Это футболист, хоккест.

Помоги футболисту забить мяч в ворота. Говори звук «С» долго.

А теперь помоги хоккеисту забить шайбу в ворота.  Говори «Ш» долго.

У: Что ты делала?

 Ш: Я говорила звуки «С» и «Ш»

 У.: Как ты  говорила? Оцени себя.

2. Чтение слогов со звуками «С» и «Ш».

 У:  Читай слоги.

Са-ша  со-шо  су-шу  

Ас-аш  ос-ош  ус-уш

Аса-аша   асо-ашо асу-ашу

Ста-шта  сто-што  сту-шту

Аск-ашк  оск-ошк  уск-ушк

У: Что ты делала?

           Ш: Я читала слоги.        

           У.: Как ты  прочитала? Оцени себя.

3. Чтение слов со звуками  «С» и «Ш»

У.: Прочитай слова:

                                                                 Сабля-шайба

Снаряд- шпага

Быстро-клюшка

          У: Что ты делала?

   Ш: Я  читала слова.

          У.: Как ты  прочитала? Оцени себя.

4.  Чтение словосочетаний со звуками «С» и «Ш»

У: Прочитай слова в первом столбике и во втором, соедини. Прочитай словосочетания.

                                              Острая                       шпага

                                          Спортивный                  снаряд

                                             Запасная                   клюшка

У: Что ты делала?

Ш: Я читала словосочетания.

          У.: Как ты  прочитала? Оцени себя.

5.  Работа с предложениями со звуками «С» и «Ш»

У: Составь предложения. Сначала прочитай все слова.

Ш: читает слова предложения вразброс на карточках.

У: Какое должно быть первое слово в предложении? Вспомни, мы говорили о том, что такое дистанция.

Ш: …. Далее составляет предложение сама.

У: А теперь прочитай получившееся предложение.

Ш: читает предложение и сверяет с карточкой с образцом предложения

Дистанция – это расстояние между стартом и финишем.

У:  Как ты думаешь, в каких видах спорта спортсмену нужно бежать дистанцию, то есть от старта до финиша?

Ш: Бег.

У: Верно. Как ты думаешь, может один спортсмен начать бежать дистанцию, а другой ее закончить? Это называется эстафета. Прочитай это слово. Давай уточним его значение в словаре.

Ш: использует словарь.

У: Есть вид спорта, который называется шорт-трек. Прочитай это слово. В нем спортсмен на скорость  бежит на коньках. Составь предложение.

                      Шорт –трек –это скоростной бег на коньках.

А сейчас посмотри видео об этом виде спорта. Смотри и слушай  внимательно, ответь на вопросы:

- Какие дистанции проходят спортсмены?

-Как спортсмены передают эстафету?

Ш: смотрит видео, отвечает.

У: Что ты делала?

Ш:Я составляла  предложения.

          У: Как ты думаешь, ты справилась с заданием? Были ошибки? Оцени себя.

6.Работа над правилом орфоэпии

У:  В следующем задании соблюдай правило: сочетания –тся и –ться в словах говори как ЦА. Повтори правило.

          У: Посмотри на картинки, Давай вспомним, кто это.  (на картинках биатлонист, велогонщик, фехтовальщик). Как назвать одним словом? Кто это?

         Ш: Это спортсмены.

         У: Верно. Давай вспомним, что делает каждый из спортсменов.

         Прочитай предложения, применяя правило.

Биатлонист целится в мишень.

Велогонщики соревнуются на скорость.

Фехтовальщики сражаются на шпагах.

Спортсмены разминаются перед соревнованиями.

У: Что ты сделала?

Ш: Я читала  предложения, соблюдала правило.

У: Ты правильно читала слова? Как ты произносила звуки «С» и «Ш» ? Оцени себя.

7. Динамическая пауза

У:  Сейчас и мы с тобой представим себя спортсменами и будем разминаться (слайд)

Раз – подняться, потянуться.

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

III. Развитие слухового восприятия

1. Слуховое восприятие предложений текста на рабочем расстоянии.

У.: Сейчас мы будем слушать предложения текста  «Летние и зимние виды спорта» на рабочем расстоянии. Пересядь, пожалуйста. Слушай внимательно.

(Школьница садится на стул спиной к учителю на расстоянии 1 м. Учитель читает предложения текста)

Текст «Летние и зимние виды спорта»

Для спорта нашлось время и летом, и зимой.

Летние виды спорта  связаны с мячом.

Это баскетбол и футбол.

Есть водный спорт.

Например, прыжки в воду.

Спортсмен прыгает с вышки с  разной высоты.

 Фехтование- строгий спорт. В нем используют саблю или шпагу.

Зимние виды  спорта связаны со льдом и снегом.

Хоккей – игра на льду.

Спортивные снаряды – это коньки, клюшка, шайба, шлем.

 На снегу проводят  лыжные гонки.

Спортсмены спешат пройти дистанцию быстрее всех.

  У.: Что ты делала?

Ш.: Я слушала предложения  на рабочем расстоянии.

У: Ты внимательно слушала  предложения, правильно их повторяла? Оцени себя

2. Слуховое восприятие вопросов текста на резервном расстоянии

У.: Будем слушать вопросы  текста на резервном расстоянии. Слушай внимательно.

(Школьница сидит на стуле, а учитель  отходит еще на 0,2 м  и читает вопросы к тексту)

Вопросы к тексту:

  1. Какие летние виды спорта связаны с мячом?
  2. Что делает спортсмен по прыжкам в воду?
  3.  В каком виде спорта используют саблю или шпагу?
  4. С чем связаны зимние виды спорта?
  5. Какой зимний вид спорта проводят на  снегу?

У:Как ты думаешь, в нашей стране есть спортсмены, которые  лучше всех в лыжных гонках? Можешь назвать?

Ш: отвечает.

 У: Один из лучших лыжников мира – россиянин Сергей  Устюгов . Он завоевал золотую медаль Олимпийских игр в Пекине (слайд)

У:Покажи Пекин на карте.

Ш: работает с картой.

Как ты думаешь, что такое Олимпийские игры?

Олимпийские игры –это крупнейшие спортивные соревнования.

У: Тема нашего следующего занятия «Олимпийские игры». Мы будем говорить о том, как появились Олимпийские игры и какие виды спорта к ним относятся.

У.: Что ты делала?

Ш.: Я слушала вопросы на резервном расстоянии.

У.: Ты правильно ответила на вопросы? Оцени себя.

3. Слуховое восприятие слов текста без аппаратов

У.: А сейчас ты будешь слушать слова  текста без аппаратов. Пересядь ближе лицом ко мне.

(Школьница снимает аппарат, пересаживается на расстояние 10 см лицом к учителю. Учитель читает за экраном слова) 

Слова:

 Баскетбол, высота, дистанция.

У.: Что ты делала?

Ш.: Я слушала слова без аппарата.

У.: Ты внимательно слушала слова, правильно их повторяла? Оцени себя.

IV Итог занятия.

У.: Наше занятие подошло к концу. Посчитай свои фишки.

      Как ты думаешь, как ты сегодня занималась?

Ш: Я занималась отлично, потому что я:

-хорошо различала  звуки «С» и «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях, составляла предложения.

-правильно говорила  слова на –тся, -ться.

-хорошо слушала предложения, вопросы и слова текста «Летние и зимние виды спорта»

- я набрала … фишек.

У.: Цели занятия достигнуты?

Ш: Да

У: Что интересного ты узнала на занятии?

Ш: Я узнала, что…

У: Что нового ты узнала на занятии?

Ш: Я узнала….

У:. Молодец! До свидания.

Ш.: До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Данная презентация может быть использована учителями-дефектологами, работающими с детьми, имеющими нарушение слуха....

Презентация для проведения индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во 2 классе по теме: «Осень»

Данный материал может быть использован во время проведения индивидуального заятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во 2 классе для слабослышащих и позднооглохших д...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во втором классе

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во втором классе...

Методический комплект «Диагностический материал» для проведения обследования произносительной стороны самостоятельной связной речи у неслышащих школьников 8 - 10 классов на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны

Диагностический материал предназначен для исследования произносительной стороны самостоятельной связной речи глухими обучающимися старших классов на индивидуальных занятиях по ФРС и ПСР. Исследование ...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Зима. Зимняя одежда. Постановка звука «р».

Индивидуальное занятие  по формированию речевого слуха и произносительной  стороны устной речи...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст "Друзья помогли". Восприятие предложений, вопросов и слов текста"

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной  речи составлено  для обучающегося  3  класса  второго отделения школы для глухих и сла...