Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст "Друзья помогли". Восприятие предложений, вопросов и слов текста"
план-конспект
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи составлено для обучающегося 3 класса второго отделения школы для глухих и слабослышащих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Адаптивная школа - интернат №15»
________________________________________________________
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи
для обучающегося 3 класса второго отделения
Темы занятия:
ФП. Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах.
РСВ. Текст «Друзья помогли». Восприятие предложений, вопросов и слов текста.
Составитель: учитель-дефектолог Катбина Д.Б.
Омск-2022
Темы занятия:
ФП. Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах.
РСВ. Текст «Друзья помогли». Восприятие предложений, вопросов и слов текста
Цели занятия:
ФП: автоматизация произношения звука «Р» во всех позициях на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений.
РСВ: развитие слухового восприятия на материале предложений, вопросов и слов текста «Друзья помогли».
Коррекционно-образовательные задачи:
ФП: закрепить правильное произношение звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
- закрепить правило произношения слов с удвоенными согласными в словах.
РСВ:
- вырабатывать умение воспринимать предложения текста «Друзья помогли» на рабочем расстоянии.
- вырабатывать умение различать вопросы текста на резервном расстоянии.
- вырабатывать умение различать шепотную речь.
Коррекционно-развивающие задачи:
ФП: закрепить самостоятельное произношение звука «Р»;
- развивать познавательную активность;
- развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;
РСВ: cовершенствовать слуховое восприятие;
- вырабатывать привычку слухового контроля;
- увеличивать объём слуховых представлений;
- развивать слуховое внимание и слуховую память.
Коррекционно- воспитывающие задачи:
- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;
- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;
- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;
- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;
-воспитывать положительные качества личности.
Оборудование:
- презентация
План занятия.
I. Организационный момент.
- Определение темы занятия.
- Постановка целей занятия.
- Формулировка задач занятия.
- Формулировка критериев оценки.
II. Работа над формированием произношения.
1. Работа с профилем произношения.
2. Чтение слогов со звуком «Р».
3. Чтение слов со звуком «Р».
4. Чтение словосочетаний со звуком «Р».
5. Работа с предложениями со звуком «Р».
6. Работа над правилом орфоэпии.
III.Развитие слухового восприятия.
- Слуховое восприятие предложений текста на рабочем расстоянии.
- Слуховое восприятие вопросов текста на резервном расстоянии.
- Слуховое восприятие шепотной речи.
IV. Итог .
- Самоанализ работы школьника.
- Оценивание работы школьника учителем.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Учитель (У): Здравствуй, Катя
Школьник (Ш): Здравствуйте, Динара Баулиевна.
У.: Как ты слышишь?
Ш.: Я слышу хорошо.
У.: Какое будет занятие?
Ш.: Будет занятие по развитию слуха и речи.
У: Посмотри, смайлик веселый или грустный?
Ш: Веселый
У: Пусть наше занятие пройдет так же весело и интересно!
1. Определение темы занятия.
У: Какой второй звук в слове «Друзья»?
Ш.: Звук «Р».
У.: Верно. Сегодня мы будем работать над звуком «Р».
У.: Какая тема была на прошлом занятии?
Ш.: Текст «Друзья помогли».
У.: Верно! Ты слушала текст «Друзья помогли». Сегодня мы продолжим работу с текстом. Будем слушать предложения, вопросы и слова текста.
У.: Как ты думаешь, какая тема нашего занятия?
Ш.: Тема занятия «Звук «Р», текст «Друзья помогли».
У.: Верно! А еще сегодня на занятии ты повторишь правило произношения удвоенных согласных в словах.
У.: Как ты думаешь, для чего на занятиях мы работаем над произношением?
Ш.: Чтобы хорошо говорить в школе, в магазине.
У.: А для чего мы работаем над развитием слуха?
Ш.: Чтобы хорошо слышать и понимать людей.
У.: Правильно. Старайся следить за звуками, развивай свои слуховые возможности, чтобы легко общаться с людьми.
Итак, тема занятия «Звук «Р». Удвоенные согласные в словах. Текст «Друзья помогли»
2. Постановка целей занятия.
У.: Какие будут цели занятия?
Ш.:
-хорошо говорить звук «Р»
-правильно говорить слова с удвоенными согласными.
-хорошо слушать
3. Формулировка задач занятия:
У.: Что мы будем делать для того, чтобы достичь эти цели?
Ш.: - читать слоги, слова, словосочетания, предложения со звуком «Р».
- соблюдать правило орфоэпии.
- слушать предложения, вопросы и слова текста «Друзья помогли».
4. Формулировка критериев оценки.
У.: На протяжении занятия ты будешь выполнять разные задания. Если ты выполнила задание сама без ошибок, то возьми большую фишку, если допустила 1 или 2 ошибки, я тебе помогала, то бери среднюю фишку, а если больше 2 ошибок, то маленькую фишку. Будешь оценивать себя самостоятельно.
В конце занятия мы посчитаем, сколько у тебя больших фишек. Если 7-9 больших фишек, ты занималась «отлично», если 4-7 -«хорошо», если меньше 4–«старайся» на следующих занятиях.
Говори звуки хорошо, слушай внимательно.
II Работа над формированием произношения.
1. Работа с профилем произношения.
У.: Обрати внимание на профиль произношения звука «Р». При произношении этого звука губы раскрыты; зубы разомкнуты; кончик языка поднят к бугоркам и вибрирует, голос есть.
Посмотри на слайд. Помоги девочке добраться до домика. Говори звук «Р» долго.
У: Что ты делала?
Ш: Я говорила звук «Р»
У.: Как ты говорила? Оцени себя.
2. Чтение слогов со звуком «Р»
У: Читай слоги.
Ра -ро- ру -ры
Ар -ор -ур – ыр
Ара – аро-ару-ары
Тра-тро-тру-тры
Что ты делала?
Ш: Я читала слоги.
У.: Как ты прочитала? Оцени себя.
3. Чтение слов со звуком «Р».
У.: Давай вспомним, какая тема у нас была на прошлой неделе. Сегодня мы повторим эту тему.
Читай слова:
Штукатур, маляр, столяр, краска, мастерок, рубанок.
У: Что это?
Что ты делала?
Ш: Я читала слова.
У.: Как ты прочитала? Оцени себя.
- Чтение словосочетаний со звуком «Р»
Острый рубанок
Твёрдый мастерок.
Красная краска.
У: Что ты делала?
Ш: Я читала словосочетания.
У.: Как ты прочитала? Оцени себя.
5. Работа с предложениями со звуком «Р»
У: Составь предложения.
Сначала прочитай слова.
Ш: читает слова предложения вразброс на слайде
У: Какое должно быть первое слово в предложении?
Ш: Штукатур. Далее составляет предложение сам.
У: А теперь прочитай получившееся предложение.
Ш: читает предложения:
Штукатур взял красный мастерок.
Маляр несёт красную краску.
У: Что ты сделала?
Ш:Я составила предложения.
У: Как ты думаешь, ты правильно составила предложения? Были ошибки? Оцени себя.
- Работа над правилом орфоэпии
У: Скажи, как нужно говорить удвоенные согласные в словах?
Ш: Удвоенные согласные в словах говори как один долгий звук
У: Прочитай слова, соблюдай правило.
Анна, касса, масса, перрон, класс, трасса, тонна
У: Что ты сделала?
Ш: Я прочитала слова с удвоенными согласными.
У: Как ты прочитала? Оцени себя.
III. Развитие слухового восприятия
1. Слуховое восприятие предложений текста на рабочем расстоянии.
У.: Сейчас мы будем слушать предложения текста «Друзья помогли» на рабочем расстоянии. Пересядь, пожалуйста. Слушай внимательно.
(Школьник садится на стул спиной к учителю на расстоянии 3,5 м. Учитель читает предложения текста)
Текст «Друзья помогли»
Мама купила для Иры коньки.
Обрадовалась Ира, взяла подарок и побежала на каток.
На катке она надела коньки, встала на лёд и упала.
Ира не умела кататься на коньках.
Хотела она встать и снова упала.
Не может Ира встать на ноги.
Увидели Иру друзья.
Они сказали: «Давай мы тебе поможем».
Взяли ребята Иру за руки и побежали с ней по льду.
Каждый день учили ребята Иру кататься на коньках.
Ира научилась бегать на коньках красиво и быстро.
У.: Что ты делала?
Ш.: Я слушала предложения на рабочем расстоянии.
У: Ты внимательно слушала предложения, правильно их повторяла? Оцени себя
2. Слуховое восприятие вопросов текста на резервном расстоянии
У.: Будем слушать вопросы текста на резервном расстоянии Слушай внимательно.
(Школьник сидит на стуле, а учитель отходит на 0,5м и читает вопросы к тексту)
Вопросы к тексту:
- Что купила мама Ире?
- Почему девочка упала?
- Как научилась Ира кататься на коньках?
- Ты умеешь кататься на коньках?
У.: Что ты делала?
Ш.: Я слушала словосочетания на резервном расстоянии.
У.: Ты внимательно слушала словосочетания, правильно их повторяла? Оцени себя.
3. Слуховое восприятие шепотной речи
У.: А сейчас ты будешь слушать слова из текста шепотом. Пересядь ближе лицом ко мне.
(Школьник пересаживается на расстояние 10 см лицом к учителю. Учитель читает за экраном слова шепотом)
Слова: Ира, друзья, руки, красиво, быстро
У.: Что ты делала?
Ш.: Я слушала слова шепотом
У.: Ты внимательно слушала слова, правильно их повторяла? Оцени себя.
IV Итог занятия. Самооценка. Оценка учителем.
У.: Тема занятия была «Звук «Р», текст «Друзья помогли».
Что ты делала на занятии?
Ш: - Я хорошо говорила звук «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, составляла предложения.
-правильно говорила слова с удвоенными согласными.
-хорошо слушала предложения, вопросы и слова текста «Друзья помогли»
У.: Как ты думаешь, как ты занималась?
Ш.: Я занималась отлично.
У.: Почему? Давай посмотрим, сколько у тебя больших фишек
У.: Тебе понравилось занятие? Было интересно? Выбери смайлик.
Занятие окончено. До свидания.
Ш.: До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи Дифференциация звуков З-С, слуховое восприятие текста «Зоопарк», слуховое восприятие неречевых звучаний по теме «На улице, в зоопарке».
Дифференциация звуков З-С, слуховое восприятие текста «Зоопарк», слуховое восприятие неречевых звучаний по теме «На улице, в зоопарке»....
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к». Постановка звука «л». Сказка «Колобок».
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к». Постановка звука «л». Сказка...
Методический комплект «Диагностический материал» для проведения обследования произносительной стороны самостоятельной связной речи у неслышащих школьников 8 - 10 классов на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны
Диагностический материал предназначен для исследования произносительной стороны самостоятельной связной речи глухими обучающимися старших классов на индивидуальных занятиях по ФРС и ПСР. Исследование ...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Зима. Зимняя одежда. Постановка звука «р».
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи...
Презентация к коррекционному занятию по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи: «Дифференциация звуков З-С во всех позициях; работа над словесным ударением; восприятие текста «Перелётные птицы»; восприятие неречевых звучаний». Для о
Презентация к коррекционному занятию по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи: «Дифференциация звуков З-С во всех позициях; работа над словесным ударением; восприятие...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема: «Звуки «С-Ш». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями –тся,-ться. Текст «Летние и зимние виды спорта»
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для обучающейся 5 класса 2 отделения школы для слабослышащих детей....
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст «Город, в котором я живу». Восприятие предложений, вопросов, слов"
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи составлено для обучающегося 5 класса второго отделения школы для глухих и слабослышащих д...