Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст "Друзья помогли". Восприятие предложений, вопросов и слов текста"
план-конспект

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной  речи составлено  для обучающегося  3  класса  второго отделения школы для глухих и слабослышащих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Адаптивная школа - интернат №15»

________________________________________________________

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной  речи

для обучающегося  3  класса  второго отделения

Темы занятия:

ФП. Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах.

РСВ. Текст «Друзья помогли». Восприятие предложений, вопросов и слов текста.

                                                           

   Составитель: учитель-дефектолог Катбина Д.Б.

Омск-2022

 Темы занятия:

ФП. Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах.

РСВ. Текст «Друзья помогли». Восприятие предложений, вопросов и слов текста

Цели занятия:

ФП: автоматизация произношения звука «Р» во всех позициях на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений.

РСВ: развитие слухового восприятия на материале предложений, вопросов и слов  текста «Друзья помогли».

Коррекционно-образовательные задачи:

ФП: закрепить правильное произношение звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

- закрепить правило произношения слов с удвоенными согласными в словах.

РСВ:    

- вырабатывать умение воспринимать предложения текста «Друзья  помогли» на рабочем расстоянии.

- вырабатывать  умение различать вопросы текста на резервном расстоянии.

- вырабатывать  умение различать шепотную речь.

Коррекционно-развивающие задачи:

ФП:  закрепить самостоятельное произношение звука «Р»;

- развивать познавательную активность;

- развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;

РСВ: cовершенствовать слуховое восприятие;

- вырабатывать привычку слухового контроля;

- увеличивать объём слуховых представлений;

- развивать слуховое внимание и слуховую память.

Коррекционно- воспитывающие задачи:

- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;

- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;

- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;

- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;

-воспитывать положительные качества личности.

Оборудование:

- презентация

План занятия.

I. Организационный момент.

  1. Определение темы занятия.
  2. Постановка целей занятия.
  3. Формулировка задач занятия.
  4. Формулировка критериев оценки.

II. Работа над формированием произношения.

1. Работа с профилем произношения.

2. Чтение слогов со звуком «Р».

3. Чтение слов со звуком «Р».

4. Чтение словосочетаний со звуком «Р».

5. Работа с предложениями со звуком «Р».

6. Работа над правилом орфоэпии.

III.Развитие слухового восприятия.

  1. Слуховое восприятие предложений текста на рабочем расстоянии.
  2. Слуховое восприятие вопросов текста на резервном расстоянии.
  3. Слуховое восприятие шепотной речи.

IV. Итог .

  1. Самоанализ работы школьника.
  2. Оценивание работы школьника учителем.

                                                                  Ход занятия:

I.Организационный момент.

Учитель (У): Здравствуй, Катя

Школьник (Ш): Здравствуйте, Динара Баулиевна.

У.: Как ты слышишь?

Ш.: Я слышу хорошо.

У.: Какое будет занятие?

Ш.: Будет занятие по развитию слуха и речи.

У: Посмотри, смайлик веселый или грустный?

Ш: Веселый

У: Пусть наше занятие пройдет так же весело и интересно!

1. Определение  темы занятия.

У:  Какой второй звук в слове «Друзья»?

Ш.:  Звук «Р».

У.: Верно. Сегодня мы будем работать над звуком «Р».

У.: Какая тема была на прошлом занятии?

Ш.: Текст «Друзья  помогли».

У.: Верно!         Ты слушала текст «Друзья  помогли». Сегодня мы продолжим работу с текстом. Будем слушать предложения,  вопросы и слова текста.

У.:  Как ты думаешь, какая тема нашего занятия?

Ш.: Тема занятия «Звук «Р», текст «Друзья помогли».

У.: Верно! А еще сегодня на занятии ты повторишь правило произношения удвоенных согласных в словах.

У.: Как ты думаешь, для чего на занятиях мы работаем над произношением?

Ш.: Чтобы хорошо говорить в школе, в магазине.

У.: А для чего мы работаем над развитием слуха?

Ш.: Чтобы хорошо слышать и понимать людей.

У.: Правильно. Старайся следить за звуками, развивай свои слуховые возможности, чтобы  легко общаться с людьми.

Итак, тема занятия «Звук «Р». Удвоенные  согласные в словах. Текст «Друзья помогли»

2. Постановка целей занятия.

 У.:  Какие будут цели занятия?

Ш.:

-хорошо говорить звук «Р»

-правильно говорить слова с удвоенными согласными.

-хорошо слушать

3. Формулировка задач занятия:

У.: Что мы будем делать для того,  чтобы достичь  эти цели?

Ш.: - читать слоги, слова, словосочетания, предложения со звуком «Р».

- соблюдать правило орфоэпии.

- слушать  предложения, вопросы  и слова текста «Друзья помогли».

4. Формулировка критериев оценки.

У.: На протяжении занятия ты будешь выполнять разные задания. Если ты выполнила задание сама без ошибок, то возьми большую фишку, если допустила 1 или 2 ошибки, я тебе  помогала, то бери среднюю фишку, а если больше 2  ошибок, то маленькую фишку. Будешь оценивать себя самостоятельно.

В конце занятия мы посчитаем, сколько у тебя больших фишек.  Если 7-9 больших фишек, ты занималась «отлично», если 4-7 -«хорошо», если меньше 4–«старайся» на следующих занятиях.

Говори звуки хорошо, слушай внимательно.  

II Работа над формированием произношения.

1. Работа с профилем произношения.

У.: Обрати внимание на профиль произношения звука «Р». При произношении этого звука губы раскрыты; зубы разомкнуты; кончик языка поднят к бугоркам и вибрирует, голос есть.

Посмотри на слайд. Помоги девочке добраться до домика. Говори звук «Р» долго.

У: Что ты делала?

 Ш: Я говорила звук «Р»

 У.: Как ты  говорила? Оцени себя.

2. Чтение слогов со звуком «Р»

 У:  Читай слоги.

Ра -ро- ру -ры

Ар -ор -ур – ыр

Ара – аро-ару-ары

Тра-тро-тру-тры

 Что ты делала?

        Ш: Я читала слоги.        

         У.: Как ты  прочитала? Оцени себя.

3. Чтение слов со звуком «Р».

У.:  Давай вспомним, какая тема у нас была на прошлой неделе. Сегодня мы повторим эту тему.

Читай слова:

Штукатур, маляр, столяр, краска, мастерок, рубанок.

У:  Что это?

Что ты делала?

Ш: Я  читала слова.

          У.: Как ты  прочитала? Оцени себя.

  1. Чтение словосочетаний со звуком «Р»

Острый рубанок

Твёрдый мастерок.

Красная краска.

У: Что ты делала?

Ш: Я читала словосочетания.

          У.: Как ты  прочитала? Оцени себя.

5.  Работа с предложениями со звуком «Р»

У: Составь предложения.

Сначала прочитай слова.

Ш: читает слова предложения вразброс на слайде

У: Какое должно быть первое слово в предложении?

Ш: Штукатур. Далее составляет предложение сам.

У: А теперь прочитай получившееся предложение.

Ш: читает предложения:

Штукатур взял  красный мастерок.

Маляр несёт  красную краску.

У: Что ты сделала?

Ш:Я составила предложения.

          У: Как ты думаешь, ты правильно составила предложения? Были ошибки? Оцени себя.

  1. Работа над правилом орфоэпии

У: Скажи, как нужно говорить удвоенные согласные в словах?

          Ш: Удвоенные согласные в словах говори как один долгий звук

          У: Прочитай  слова, соблюдай правило.

Анна, касса, масса, перрон, класс, трасса, тонна

У: Что ты сделала?

Ш: Я прочитала слова с удвоенными согласными.

У: Как ты  прочитала? Оцени себя.

III. Развитие слухового восприятия

1. Слуховое восприятие предложений текста на рабочем расстоянии.

У.: Сейчас мы будем слушать предложения текста  «Друзья  помогли» на рабочем расстоянии. Пересядь, пожалуйста. Слушай внимательно.

(Школьник садится на стул спиной к учителю на расстоянии 3,5  м. Учитель читает предложения текста)

Текст «Друзья  помогли»

Мама купила для Иры коньки.

Обрадовалась Ира, взяла подарок и побежала на каток.

На катке она надела коньки, встала на лёд и упала.

Ира не умела кататься на коньках.

Хотела она встать и снова упала.

Не может Ира встать на ноги.

Увидели Иру друзья.

Они сказали: «Давай мы тебе поможем».

Взяли ребята Иру за руки и побежали с ней по льду.

Каждый день учили ребята Иру кататься на коньках.

Ира  научилась бегать на коньках красиво и быстро.

  У.: Что ты делала?

Ш.: Я слушала предложения  на рабочем расстоянии.

У: Ты внимательно слушала  предложения, правильно их повторяла? Оцени себя

2. Слуховое восприятие вопросов текста на резервном расстоянии

У.: Будем слушать вопросы  текста на резервном расстоянии Слушай внимательно.

(Школьник  сидит на стуле, а учитель  отходит на 0,5м  и читает вопросы к тексту)

Вопросы к тексту:

  1. Что купила мама Ире?
  2. Почему девочка упала?
  3. Как научилась Ира кататься на коньках?
  4. Ты умеешь кататься на коньках?

У.: Что ты делала?

Ш.: Я слушала словосочетания на резервном расстоянии.

У.: Ты внимательно слушала словосочетания, правильно их повторяла? Оцени себя.

3. Слуховое восприятие шепотной речи

У.: А сейчас ты будешь слушать слова из текста шепотом. Пересядь ближе лицом ко мне.

(Школьник пересаживается на расстояние 10 см лицом к учителю. Учитель читает за экраном слова шепотом) 

Слова: Ира, друзья, руки, красиво, быстро

У.: Что ты делала?

Ш.: Я слушала слова шепотом

У.: Ты внимательно слушала слова, правильно их повторяла? Оцени себя.

IV Итог занятия. Самооценка. Оценка учителем.

У.: Тема занятия была «Звук «Р», текст «Друзья  помогли».

Что ты делала на занятии?

Ш: - Я хорошо говорила  звук «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, составляла предложения.

-правильно говорила  слова с удвоенными согласными.

-хорошо слушала предложения, вопросы и слова текста «Друзья помогли»

У.: Как ты думаешь, как ты занималась?

Ш.: Я занималась отлично.

У.: Почему? Давай посмотрим, сколько у тебя больших фишек

У.: Тебе понравилось занятие? Было интересно? Выбери смайлик.

Занятие окончено. До свидания.

Ш.: До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к». Постановка звука «л». Сказка «Колобок».

Индивидуальное занятие  по формированию речевого слуха и произносительной  стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к».  Постановка звука «л».  Сказка...

Методический комплект «Диагностический материал» для проведения обследования произносительной стороны самостоятельной связной речи у неслышащих школьников 8 - 10 классов на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны

Диагностический материал предназначен для исследования произносительной стороны самостоятельной связной речи глухими обучающимися старших классов на индивидуальных занятиях по ФРС и ПСР. Исследование ...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Зима. Зимняя одежда. Постановка звука «р».

Индивидуальное занятие  по формированию речевого слуха и произносительной  стороны устной речи...

Презентация к коррекционному занятию по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи: «Дифференциация звуков З-С во всех позициях; работа над словесным ударением; восприятие текста «Перелётные птицы»; восприятие неречевых звучаний». Для о

Презентация к коррекционному занятию по формированию речевого слуха и  произносительной стороны речи: «Дифференциация звуков З-С во всех позициях; работа над словесным ударением; восприятие...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема: «Звуки «С-Ш». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями –тся,-ться. Текст «Летние и зимние виды спорта»

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной  речи для обучающейся  5 класса 2 отделения школы для слабослышащих детей....

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст «Город, в котором я живу». Восприятие предложений, вопросов, слов"

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной  речи составлено для обучающегося 5  класса второго отделения школы для глухих и слабослышащих д...