Главные вкладки
РП «Речь и альтернативная коммуникация» предметной области «Язык и речевая практика» адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся ТМНР
рабочая программа (5 класс)
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. В основу предмета «Речь и альтернативная коммуникация» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.
Место предмета в учебном плане учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация"
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» включен в образовательную область «Язык и речевая практика» обязательной части учебного плана обязательной части учебного плана ГБУ КО«Школа – интернат №8». Реализация рабочей программы учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» рассчитана на 136 ч, 34 учебные недели, в том числе 3 часа в неделю из обязательной части учебного плана и 1 час из части формируемой участниками образовательных отношений, представленной учебным модулем «Устный журнал».
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО На заседании Педагогического совета Организации Протокол №___ от "__" ____ 2024 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор _________(Т.А. Шарапова) Приказ № _____ от "___" _____ 2024 г. |
Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Нестеровская школа-интернат № 8»
Рабочая программа
учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
предметной области «Язык и речевая практика»
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития
(Вариант 2).
5класс
2024/2025 учебный год
Учитель: И.В. Дубовая
г. Нестеров
2024г
Пояснительная записка
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. В основу предмета «Речь и альтернативная коммуникация» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.
Место предмета в учебном плане учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» включен в образовательную область «Язык и речевая практика» обязательной части учебного плана обязательной части учебного плана ГБУ КО«Школа – интернат №8». Реализация рабочей программы учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» рассчитана на 136 часа, 34 учебные недели, в том числе 3 часа в неделю из обязательной части учебного плана и 1 час из части формируемой участниками образовательных отношений, представленной учебным модулем «Устный журнал».
Воспитательный потенциал учебного предмета«Речь и альтернативная коммуникация» реализуется через:
∙ побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; ∙ использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения; ∙ включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; ∙ применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; применение работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию одноклассниками; выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания; ∙ установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Цель:закреплять и совершенствовать освоенные ранее средства коммуникации (вербальной, невербальной, альтернативной) в контексте познания окружающего мира и личного опыта, для решения соответствующих возрасту житейских задач, расширять возможности альтернативных средств коммуникации; знакомить с техникой глобального чтения в доступных пределах, совершенствовать предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Задачи:
Образовательные:
- формирование умения слушать и понимать собеседника;
- формирование умения выполнять несложные инструкции;
- формирование умения отвечать на вопросы;
- формирование правильной артикуляции и дикции;
- формирование умения употреблять слова и выражения:
«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет»,«мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить»,«стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
- формированиеумения обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.
Коррекционно – развивающие:
-развитие речи как средства общения;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
- коррекция правильной посадки при письме;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к процессу обучения;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность,
-воспитывать настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
-воспитывать интерес к чтению сказок и рассказов
- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Возможные (примерные) планируемые результаты освоения учебного предмета.
Планируемые результаты освоения учебного предмета обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) связаны с развитием личностных качеств обучающихся в контексте доступных способов взаимодействия со сверстниками; с овладением; с совершенствованием средств общения в житейских ситуациях и личном опыте;
Предметные результаты
- понимание элементарных невербальных графических знаков в контексте значимых для обучающегося жизненных ситуаций,
- составление коротких описательных рассказов об игрушках, любимых вещах, интересных для обучающихся ситуаций и событий с использованием речи;
- умение узнавать, распознавать и произносить слова, обозначающие имена знакомых детей и взрослых (5-6 имен);
- понимание содержание небольших текстов, прочитанных взрослым, пересказ текстов с опорой на иллюстрации. Выражение эмоционально- оценочного отношения к героям прослушанных художественных произведений с использованием речевых средств общения;
- «чтение» изображений на картинках, сюжетных картинах, пиктограммах;
- чтение слогов, слов
- умение поддерживать взаимодействие доступным способом в игровых ситуациях
Личностные результаты
- социально-эмоциональное участие в ситуациях взаимодействия со знакомыми людьми (взрослыми и сверстниками), близких к житейскому опыту ребенка.
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
- овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными;
- понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, других графических знаков;
- умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
- развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;
Система оценки достижений
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Предметные результаты | ||||
I | II | III | IV | |
Обращается за помощью, выражает свои желания мимикой, словом, жестом. | ||||
Благодарит, соглашается мимикой и словом | ||||
Задаёт вопрос предложением | ||||
Называет свое имя фамилию, | ||||
Называет имя и фамилию мамы (папы) | ||||
Называет имяотчество учителя | ||||
Называет имена, фамилии одноклассников | ||||
Рисование прямых линий в разных направлениях | ||||
Письмо вертикальных и горизонтальных линий. | ||||
Составляет рассказ по 2- 3 сюжетным картинкам | ||||
Слушает сказки | ||||
Узнаёт, показывает героев сказки | ||||
Называет/показывает предметы по картинке | ||||
Составляет предложение из 2-3 картинок | ||||
Называет/показывает, прописывает гласные буквы а, о, у, ы, и | ||||
Выделяет звук (а, о, у, ы, и) в начале, конце слова | ||||
Обводит фигуру по трафарету и штрихует в заданном направлении | ||||
Описывает предмет по цвету, по форме | ||||
Находит 3 одинаковые картинки | ||||
Повторяет движения за учителем | ||||
Узнаёт, прописывает букву и слоги с М. | ||||
Произносит букву и звук М, два звука му, ум, ма, ам, ом, мо. | ||||
Узнаёт, прописывает букву Х и слоги с Х. | ||||
Произносит звук Х, два звука ха, ах, ух, ох | ||||
Узнаёт, прописывает букву Н, слогина, но, ну, ан, он, ун. | ||||
Произносит звук Н.два звука: на, ну, но, ан, ун, он. | ||||
Узнаёт, прописывает букву Ы., слоги: мы, сы, ны. | ||||
Называет (показывает) прописывает букву л, слоги с Л | ||||
Произносит звук (л-л), произносит два звука ла, ло, лу. | ||||
Называет (показывает), прописывает букву В, звук «В» | ||||
Произносит два звукава, во, ву, вы. | ||||
Узнаёт, прописывает букву Ш, слоги с буквой Ш. | ||||
Узнаёт, прописывает буквуЕ, слоги с буквой Е | ||||
Узнаёт, прописывает букву Р слоги с буквой Р | ||||
Узнаёт, прописывает букву К слоги с буквой К | ||||
Узнаёт, прописывает букву П слоги с буквой П | ||||
Списывает с доски, учебника: слоги, слова, предложения, состоящих из двух слов. | ||||
Принимает участие в инсценировках сказок | ||||
Понятие о словах в единственном и множественном числе. | ||||
Понимание слов, обозначающих предмет | ||||
Понимание слов, обозначающих признак предмета | ||||
Понимание слов, обозначающих действия предмета |
Условные обозначения
«выполняет действие самостоятельно» | с |
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) | и |
«выполняет действие по образцу» | о |
«выполняет действие с помощью» | п |
«действие не выполняет» | н |
На основании полученных результатов делаются выводы о динамике усвоения программного материала, при необходимости вносятся коррективы в СИПР обучающегося и составляется СИПР на следующий учебный год
Содержание
Учебный план
№ п\п | Название раздела | Количество часов | |
Всего | Контрольные работы, тесты | ||
Раздел 1. Коммуникация | 11 ч | ||
Раздел 2 . Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | 26 ч. | ||
Раздел 3. Чтение и письмо | 65 ч | ||
Раздел 4. Модулем «Устный журнал». | 34 ч | 6 ч | |
Итого: | 136 ч. |
Коммуникация -11 часов
- Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.
- Реагирование на собственное имя.
- Приветствие собеседника звуком (жестом, словом, предложением).
- Привлечение к себе внимания звуком (жестом, словом, предложением).
- Выражение своих желаний звуком (жестом, словом, предложением).
- Выражение согласия (несогласия) звуком (жестом, словом, предложением).
- Ответы на вопросы словом (жестом, предложением).
- Прощание с собеседником звуком (жестом, словом, предложением).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации -26часов
- Понимание простых по звуковому составу слов.
- Узнавание (различение) имён членов семьи, педагогов.
- Понимание слов, обозначающих предмет.
- Понимание обобщающих понятий.
- Понимание слов, обозначающих действия предмета.
- Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма)
- Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
- Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
- Называние собственного имени.
- Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса).
- Называние (употребление) слов, обозначающих предмет.
- Называние (употребление) обобщающих понятий.
- Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
Чтение и письмо - 65часов
- Узнавание (различение) образов графем (букв).
- Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
- Узнавание звука в слоге (слове).
- Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).
- Называние буквы.
- Написание буквы (слога).
Модулем «Устный журнал». 34 часа
Входящий и итоговый тест - 4 часа(работа над ошибками – 2 часа).
Промежуточный тест – 2 часа.
Тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Часы | Основные виды деятельности обучающихся. | Электронный (цифровой) образовательный ресурс |
Раздел 1 Коммуникация - 4 ч |
1 | Установление зрительного контакта с собеседником | 1 | Установление зрительного контакта с собеседником, реагирование на собственное имя Объяснение, показ, практическое задание по теме. Ответы на вопросы при помощи альтернативного и вербального общения (звук, слово) . Игра «Моё имя». «Имя соседа по парте». | https://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/2610/1/Kiseleva_L.A_2007.pdf |
2-3 | Приветствие собеседника, и привлечение к себе разными способами | 2 | Беседа, объяснение, показ задания. Привлечение внимания с помощью касания, жеста, звука. Употребление слов «здравствуй», «доброе утро», добрый день», «добрый вечер», «привет» в соответствии с речевой ситуацией. Игра «Закончи предложение» | https://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/2610/1/Kiseleva_L.A_2007.pdf |
4 | Выражение благодарности словом, жестом. | 1 | Беседа, объяснение, показ задания. Слова: спасибо, пожалуйста. Чтение коротких рассказов о Добрых словах | https://nsportal.ru/user/1041034/page/korotkie-rasskazy-kotorye-uchat-dobrote-i- |
Раздел 4.Модуль «Устный журнал» - 12 ч | ||||
5-6 | Уроки этикета Приветствие учителя, взрослых с помощью альтернативных средств коммуникации. | 2 | Употребление слов «здравствуйте», «доброе утро», добрый день», «до свидания», «привет» в соответствии с речевой ситуацией. Ролевая игра «Учитель это я!» Экскурсия по школе, территории с установлением зрительного контакта с собеседником и приветствия. | https://nsportal.ru/video/2020/04/multfilm-uchimsya-vezhlivosti |
7-8 | Мультландия «Учимся вежливости вместе со смешариками» | 2 | Демонстрация вежливых слов. Просмотр мультфильма «Учимся вежливости вместе с смешариками» Повторение, проигрывание. Выполнение задания из мультфильма. | https://nsportal.ru/user/1041034/page/korotkie-rasskazy-kotorye-uchat-dobrote-i- |
9-10 | Игра «Я и мое отражение» | 2 | Игра «Говорящее зеркало». Зеркало, рассказ о себе: возраст, имя, фамилию и т.д. любыми доступными средствами (звуком, словом, предложением, карточкой). .Отвечают на вопросы доступными словами | |
11-12 | Урок культурного поведения «Слова прощения» «Благодарности» | 2 | Демонстрация картинок по теме «Слова прощения» « Благодарности» Произношение. Чтение рассказа «Вежливое слово». Ответы на вопросы при помощи альтернативного общения вербального общения (звук, слово). | |
13 | Входящий мониторинг | 1 | Практическое задание: привлечь к себе внимания (жестом, словом, предложением). Употребление слов «здравствуй», «здравствуйте», «доброе утро», в соответствии с речевой ситуацией и обращение. Сформированность коммуникации с использованием невербальных и вербальных средств. | |
14 | Работа над ошибками | 1 | Разъяснить и продемонстрировать. Просмотр мультфильма. Закрепить практическим заданием: привлечь к себе внимания (жестом, словом, предложением). Употребление слов «здравствуй», «здравствуйте», в соответствии с речевой ситуацией и обращением | https://nsportal.ru/user/1041034/page/korotkie-rasskazy-kotorye-uchat-dobrote-i- |
15-16 | Азбука безопасности на дороге. «Осторожно, дорога» | 2 | Беседа. Просмотр мультфильма «Мой друг светофор». Работа по сюжетным картинкам. Рисуем светофор. Игра «Светофор» | |
Раздел 1. Коммуникация -7 ч | ||||
17 | Упражнения для тонкой моторики рук | 1 | «Сорока-сорока», «Ладушки», бегут пальчики по дорожке», «Пальчик, пальчик, где ты был» | https://mishka-knizhka.ru/poznavajka-dlja-detej-4-6-let/gotovim-ruku-k-pismu/shtrihovki/ |
18 | Обращения и умения передать своё желание учителю | 1 | Беседа, объяснение, показ задания. Желание жестом, звуком (словом, предложением). Игра в парах. | https://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/2610/1/Kiseleva_L.A_2007.pdf |
19 | Прощание с учителем, собеседником жестом, звуком (словом, предложением). | 1 | Беседа, объяснение, показ. Ролевая игра «Я учитель», задание: Выбери соответствующую сюжетную картинку, где ученик прощается. | |
20 | Выражение мимикой и словом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия). | 1 | Формировать у детей понятие о значении и культуре жестов и движений, и их роли в процессе общения детей друг с другом.. Физминутка: «Настроение». Игра – имитация «Кто лучше покажет позу?» | https://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/2610/1/Kiseleva_L.A_2007.pdf |
21 | Использование карточек как средства коммуникации | 1 | Применение карточек с картинками, предметов, действия предметов и т.д. в ходе урока, составление предложения. | |
22 | Называние обобщающих понятий | 1 | Работа с карточками Домана, напечатанными словами, пиктограммами. Игра «Обведи нужное » | https://jili-blog.ru/metodika-rannego-razvitiya-glena-domana-skachat-kartochki-domana.html |
23 | Тренировочные упражнения на развитии двигательной памяти, последовательно организованных движений | 1 | Тренировочные упражнения на развитии двигательной памяти, последовательно организованных движений: игры с пирамидками, матрешками, кубиками, вкладышами Игры «Повторяй за мной», «Дорожка из колечек», «Башенка», «Найди все красные, (синие, зелёные) колечки». «Разбери и собери пирамидку». Определять размеры колец на ощупь и так же определять правильно ли сложена пирамидка. Можно попросить ребёнка закрыть глаза и определить ровная ли пирамидка | https://mishka-knizhka.ru/poznavajka-dlja-detej-4-6-let/gotovim-ruku-k-pismu/shtrihovki/ |
Раздел 4.Модуль «Устный журнал» - 8 ч | ||||
24-25 | Книжная лавка Сказка «Теремок» | 2 | Чтение сказки учителем, беседа по содержанию сказки. Игра-имитация движений сказки «Теремок» Проговаривания названия животных. | |
26-27 | Лото. Найди животных из сказки и раскрась | 2 | «Теремок». Работа по сюжетным картинкам. Проговаривание«Теремок». Выбрать животных из сказки и раскрасить. Рисуем сказку. | |
28-29 | Игры с правилами «Я и учитель, играем вместе» | 2 | Выбор настольно-печатной игры; выбор партнера для совместной игры; использование элементарной считалки для определения ведущего игры; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе игровых действий. | |
30-31 | Экскурсия «Осенние мотивы» | 2 | Правила поведения. Прогулка по осеннему саду. Наблюдение за изменениями в саду. | |
Раздел 3. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации в т ч. обязательная часть- 26 уроков. | ||||
32-33 | Сказка «Колобок» | 2 | Чтение сказки учителем, беседа по содержанию сказки. Игра «Колобок», лепим колобка. Просмотр сказки «Колобок» | |
34-35 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения. | 2 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием доступных средств жестом, звуком (словом, предложением). | https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/12/03/kartinki-dlya-sostavleniya-rasskazov |
36-37 | Чтение сказки «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской. | 2 | Чтение сказки «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской .учителем, беседа по содержанию сказки. Игра-имитация движений сказки | |
38 | Составление описательного рассказа | 1 | Составление, чтение и подбор картинок на доске. Составление слов из букв разрезной азбуки. Разгадывание загадок. Физкультминутка. Чтение по слоговым схемам. Работа с картинкой учебника | https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/12/03/kartinki-dlya-sostavleniya-rasskazov |
39-40 | Чтение сказки «Маша и медведь» | 2 | Чтение сказки учителем, беседа по содержанию сказки. Игра «Войди в роль», «Дремучий лес», «У медведя во бору». Пальчиковая игра «Пирожки» | |
41 | Игры, направленные на преодоление трудностей в общении | 1 | Развитие невербальных способов общения детей, навыков общения. Игра «Клубочек»; «На кого дует ветер?», «Рукавички» | https://multiurok.ru/index.php/files/sbornik-igr-po-korrektsii-trudnostei-obshcheniia.html |
4243 | Понятие о словах в единственном и множественном числе. | 2 | Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Игра «Один, много». Работа с букварем. Динамическая пауза. Игра: «Продолжи предложение», «Найди друзей». Упражнение в чтение. | |
4445 | В гости к сказке «Три медведя» | 2 | Просмотр мультфильма «Три медведя». Ответы на вопросы. О ком велась речь. Сколько было медведей. И т. д. Разукрашивание рисунков из сказки | |
4647 | Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). | 2 | Игра «Закончи предложение»; беседа о семье; составление небольшого рассказа о семье; работа с сюжетными картинками. Артикуляционная гимнастика. Подбор слов – признаков. Дидактическая игра – «Кто за кем?», «Кто что делает?» (подбор слов -действий), «Угадай чьи это вещи?» | |
48 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения. | 1 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения, задавание вопросов и ответы с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, пиктограмма), с использованием карточек с напечатанными словами, с использованием таблицы букв | https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/12/03/kartinki-dlya-sostavleniya-rasskazov |
49-50 | Моя любимая сказка, драматизация сказки. | 2 | Чтение сказки учителем, беседа по содержанию сказки., драматизация сказки. - Обыгрывание детск0й сказки, выполнение действенных движений под ролям по заданию учителя | |
5152 | Составление описательного рассказа с использованием предметов, картинок | 2 | Составление описательного рассказа с использованием предметов, предметных картинок, мнемокартинок, слов, вопросов. Составление слов из букв разрезной азбуки. Разгадывание загадок. Физкультминутка. Чтение по слоговым схемам. Работа с картинкой учебника | https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/12/03/kartinki-dlya-sostavleniya-rasskazov |
53 | Игры, направленные на преодоление трудностей в общении | 1 | Развитие невербальных способов общения детей, навыков общения. Игра «Клубочек»; «На кого дует ветер?», «Рукавички» | https://multiurok.ru/index.php/files/sbornik-igr-po-korrektsii-trudnostei-obshcheniia.html |
54 | Понимание слов, обозначающих предмет | 1 | Письмо прямых линий, линий с наклоном. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (посуда, мебель, игрушки и др.). (я, он, мой, твой и др.) | |
55 | Понимание слов, обозначающих признак предмета | 1 | Обводка по трафарету «Одежда». Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др. | |
56 | Понимание слов, обозначающих действия предмета. | 1 | Заполнение квадрата точками. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) | |
57 | Понимание слов, обозначающих признак действия | 1 | Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др. | |
Раздел 4.Модуль «Устный журнал» - 7 ч | ||||
58-59 | Бумеранг творческих дел «Новогодняя суета» | 2 | Прослушивание аудиозаписей в исполнении детей новогодних стихов, песен. Повторяем, заучиваем. Пластилин «Новогодняя ёлка». Смотрим отрывки «Новогодние приключения Маши и Миши» | |
60 | Промежуточная аттестация | 1 | Умение соотносить прослушанное содержание сказки с соответствующей иллюстрацией | |
61-62 | Новогодний праздник «Здравствуй ёлка» | 2 | Отгадай и назови героев из сказки «Новогодние приключения Маши и Миши». Участие в празднике. | https://yandex.ru/search/?clid=1882628&text=«Новогоднии+приключения+Маши+и+Миши».&l10n=ru&lr=20142 |
63 | Экскурсия « Зимний сад» | 1 | Правила поведения и безопасности в зимнее время. Наблюдения за изменениями в природе. | |
64 | Игры «Зимние забавы» | 1 | Правила поведения и безопасности в зимнее время. Лепим снежки и снеговика. | |
Раздел 3. "Чтение и письмо" - 14 ч. | ||||
65 | Рисование прямых линий в разных направлениях | 1 | Работа у доски «Соедини точки». Рисование орнамента из прямых горизонтальных и вертикальных линий по пунктирной линии. | https://mishka-knizhka.ru/poznavajka-dlja-detej-4-6-let/gotovim-ruku-k-pismu/shtrihovki/ |
66 | Письмо вертикальных и горизонтальных линий. | 1 | Беседа, объяснение, показ задания. Выполнение задания у Рисование прямыми линиями доски и в тетрадях. | https://mishka-knizhka.ru/poznavajka-dlja-detej-4-6-let/gotovim-ruku-k-pismu/shtrihovki/ |
67 | Буква А. Письмо печатной буквы А. Повторение. | 1 | Узнавание букв А а. Тематическая артикуляционная гимнастика. Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук А Выкладывание буквы с помощью веревочки | |
68 | Буква У. Письмо печатной буквы У. | 1 | Узнавание букв Уу. Тематическая артикуляционная гимнастика. Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук У Прописывание буквы, закрашивание изображения буквы. Выкладывание буквы с помощью пластилина. Выкладывание буквы с помощью пластилина. | |
69 | Буква М. Письмо печатной буквы М. | 1 | Узнавание букв М м. Тематическая артикуляционная гимнастика. Прослушивание (аудиозаписей, голоса) слов, начинающихся на звук М Прописывание буквы, закрашивание изображения буквы. Выкладывание буквы с помощью палочек | |
70 | «Печатание» изученных букв и слов. Повторение. | 1 | ||
71-72 | Составление, чтение (показ) слогов и слов из букв А, У, М. | 2 | Узнавание букв Аа, Уу, Мм Тематическая артикуляционная гимнастика. Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук А У М. Работа с разрезной азбукой. Работа с альбомом по чтению. Составление по образцу слогов и слов. Соотнесение слова и его изображения на картинке. | |
73 | Буква О. Письмо печатной буквы О. | 1 | Узнавание букв Оо. Тематическая артикуляционная гимнастика. Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук О Прописывание буквы, закрашивание изображения буквы. Проговаривание буквы, | |
74 | «Печатание» слогов и слов. Повторение. | 1 | ||
75 | Буква Х. Письмо печатной буквы Х. | 1 | Узнавание букв Хх. Тематическая артикуляционная гимнастика. Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук Х Прописывание буквы, закрашивание изображения буквы, составление из палочек. Выбор на картинке животного на букву Х | |
76 | «Печатание» слогов и слов. Повторение. | 1 | ||
77 78 | Составление, чтение, письмо слов из изученных букв. | 2 | Составление слов на доске, магнитной азбуке, в тетрадях, запись, соотнесение картинки и слова, ее обозначающего. Работа в рабочих тетрадях. | https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс |
Раздел 4 - Модуль «Устный журнал» -2 ч | ||||
79 | Промежуточный мониторинг | 1 | Индивидуальные карточки | |
80 | Работа над ошибками | 1 | Индивидуальные карточки | |
Раздел 3. "Чтение и письмо" -51ч | ||||
81 | Повторение Звук и буква Н. | 1 | Показ и называние буквы. Письмо по обводке. Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук Н Выбор на картинке животного на букву Н | |
82 | Письмо буквы Н | 1 | Работа у доски – соединение точек, обводка. Работа с трафаретами букв. Закрашивание буквы Н. Прописывание буквы Н, выполнение бордюров, штриховок. | |
83-84 | Слоги АН, ОН, УН, ЫН. | 2 | Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов. Составь слово на время. | |
85-86 | Слоги НА, НО, НУ, НЫ. | 2 | Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов. Произношение. Применение слогов | |
87-88 | Составление, чтение, письмо слов из изученных букв. | 2 | Составление слов на доске, магнитной азбуке, в тетрадях, запись, соотнесение картинки и слова, ее обозначающего. Работа в рабочих тетрадях. Путешествие в мир слов «Сколько в этом слове букв?» | |
89-90 | Звук и буква Ы. Письмо по обводке. | 2 | Показ и называние буквы. Письмо по обводке. Работа у доски – соединение точек, обводка. Работа с трафаретами букв. Закрашивание буквы Ы. Прописывание буквы Ы, выполнение бордюров, штриховок. | |
91 | Слоги МЫ, СЫ, ЛЫ. | 1 | Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов. Чтение (показ) слогов. Составь слово на время. | |
92 | Составление, чтение, письмо слов из изученных букв. | 1 | Составление слов на доске, магнитной азбуке, в тетрадях, запись, соотнесение картинки и слова, ее обозначающего. Работа в рабочих тетрадях. Игра «Прохлопай слово» | |
93 | Повторение Звук и буква Л Письмо по обводке | 1 | Показ и называние буквы. Письмо по обводке. Работа у доски – соединение точек, обводка. Работа с трафаретами букв. Закрашивание буквы Л. Прописывание буквы Л, выполнение бордюров, штриховок. | |
94 - 95 | Слоги АЛ, ОЛ, УЛ. Составление, чтение, письмо. | 2 | - выполнение бордюра в тетради - нахождение заданной буквы в ряду прочих - составление слов (по наложению, по образцу) - письмо слов (по обводке, по точкам) - соотнесение слова и изображения. Игра «Переставь слоги или звуки» | |
96 97 | Слоги ЛА, ЛО, ЛУ. Составление, чтение, письмо. | 2 | - выполнение бордюра в тетради - нахождение заданной буквы в ряду прочих - составление слов (по наложению, по образцу) - письмо слов (по обводке, по точкам) - соотнесение слова и изображения. Игра «Выложи слог, который услышишь» | |
98 | Звук и буква В.Письмо по обводке. | 1 | Показ и называние буквы. Письмо по обводке. Работа у доски – соединение точек, обводка. Работа с трафаретами букв. Закрашивание буквы В. Прописывание буквы В, выполнение бордюров, штриховок. | |
99 | Слоги АВ, ОВ, УВ, ЫВ. | 1 | Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов. | |
100 | Слоги ВА, ВО, ВУ, ВЫ. | 1 | Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов. | |
101- 102 | Составление, чтение, письмо слов из изученных букв. | 2 | Составление слов на доске, магнитной азбуке, в тетрадях, запись, соотнесение картинки и слова, ее обозначающего. Работа в рабочих тетрадях. Развивающая игра "Превращение слов" | |
103 | Письмо под диктовку букв и слогов | 1 | Артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры; д/и «Допиши недостающий элемент», работа с кассой букв и слогов; письмо детьми под диктовку учителя изученных букв и слогов | |
104 | Практическое занятие. Списывание с доски, учебника слогов, слов, предложений, состоящих из двух слов | 1 | Отработка графических навыков детей при списывании текста с доски, развитие внимания, зрительного восприятия текста. Закрепление знаний о большой букве в начале предложения и точки в конце. Пальчиковые игры, динамическая пауза | |
105 | Проверочная работа по разделу «Чтение и письмо» | 1 | Выполнение заданий проверочной работы различного уровня сложности. Оказание помощи по необходимости. | |
106 - 107 | Повторение. Буква С. Письмо буквы С. | 2 | Узнавание буквы С Тематическая артикуляционная гимнастика. Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук С Прописывание буквы, закрашивание изображения буквы. Выкладывание буквы с помощью веревочки, палочек, пластилина. Выбор на картинке животного на букву Х | |
108 | Составление рассказа по сюжетной картинке | 1 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Выбор иллюстраций (из раннее изученной темы). Узнавание персонажа истории по трафарету. | |
109 - 110 | Буква Р, звук Р | 2 | Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале слова. Узнавание букв Р р Тематическая артикуляционная гимнастика. Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук Р, Работа с трафаретом. Закрашивание буквы Р. Прописывание буквы Р. выполнение бордюров, штриховок (печатание). Составление из палочек. Выбор картинки с Р | |
111 - 112 | Прописывание буквы Р | 2 | ||
113 | Слоги ар, ор, ыр. | 1 | Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов. | |
114 | Слоги ра, ро, ры. | 1 | ||
115 | Составление, чтение, письмо слов из изученных букв. | 1 | Составление слов на доске, магнитной азбуке, в тетрадях, запись, соотнесение картинки и слова, ее обозначающего. Работа в рабочих тетрадях. Развивающая игра "Превращение слов" | |
116 | Буква Р-Л | 1 | Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале слова. Узнавание букв Р-Л Соединение букв в слоги, слова. Чтение слогов, слов из 2 слогов. Составление из букв разрезной азбуки слогов с последующей записью в доступном виде. | |
117 | Прописывание слов слогов с изученными буквами. | 1 | ||
118 | Букв К звук К | 1 | Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале слова. Узнавание букв К к Тематическая артикуляционная гимнастика. Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук Работа с трафаретом. Закрашивание буквы К. Прописывание буквы К. выполнение бордюров, штриховок (печатание). Составление из палочек. Выбор картинки с К. Внутри шаблона буквы – пластилином. | |
119 | Прописывание буквы К | 1 | ||
120 | Прописывание слогов ко, ку, ка | 1 | Произношение изучаемого звука, различение его в начале слова. Узнавание буквы, звука К Соединение букв в слоги, слова. Чтение слогов, слов из 2 слогов. Составление из букв разрезной азбуки слогов с последующей записью в доступном виде. | |
121 | Прописывание слов слогов с изученными буквами. | 1 | Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале слова. Узнавание букв Р К Чтение слогов, слов из 2 слогов. Составление из букв разрезной азбуки слогов с последующей записью в доступном виде. | |
122 | Буквы К Р Л | 1 | Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале слова. Узнавание букв К, Р, Л к Тематическая артикуляционная гимнастика. Прописывание буквы К.Р,Л выполнение бордюров, штриховок (печатание). Составление из палочек. Выбор картинки с К. Р Л | |
123 | Прописывание буквы К Р Л | 1 | ||
124 | Прописывание слогов с буквами К Р Л | 1 | Произношение изучаемых звуков, различение его в начале слова. Узнавание буквы, звука К Р Л. Соединение букв в слоги, слова. Составление из букв разрезной азбуки слогов с последующей записью в доступном виде. | |
125 | Прописывание слов слогов с изученными буквами. | 1 | Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале слова. Узнавание букв Р К Чтение слогов, слов из 2 слогов. Составление из букв разрезной азбуки слогов с последующей записью в доступном виде. | |
126 - 127 | Буква П. Звук П Прописывание буквы П | 2 | Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале слова. Узнавание буква П. Тематическая артикуляц. гимнастика. Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук П. Работа с трафаретом. Закрашивание буквы П. Прописывание буквы П. выполнение бордюров, штриховок (печатание). Составление из палочек. Выбор картинки с П. Внутри шаблона буквы – пластилином. | https://yandex.ru/video/search?text=буква+п+учить&from=tabbar |
128 | Соединение буквы П с гласными в слоги, слова. | 1 | Произношение изучаемого звука, различение его в начале слова. Узнавание буквы, звука Соединение букв в слоги, слова. Чтение слогов, слов из 2 слогов. Составление из букв разрезной азбуки слогов с последующей записью в доступном виде. | https://yandex.ru/video/search?text=буква+п+учить&from=tabbar |
129 130 | Прописывание слов слогов с изученными буквами. | 2 | Запись на доске (изученных букв, слогов, слов). Узнавание, правильное и отчётливое произношение изученных звуков, различение их в словах (начале, конце). Выбор на картинке животного на данную букву. | |
131 | Узнавание буквы П (различение) в напечатанных словах | 1 | Карточки со словами: имён, предметов. Узнавание звука в слоге. Работа с карточками: узнавание-называние, показ. Прописывание. Просмотр видео. | https://yandex.ru/video/search?text=буква+п+учить&from=tabbar |
Модуль «Устный журнал» - 4 ч | ||||
132 | Итоговый мониторинг | 1 | Практическое задание: Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов | |
Работа над ошибками | 1 | Практическое задание: Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов | ||
134 | Лото «Отгадай и назови профессию». | 1 | Узнавание, правильное и отчётливое произношение изученных звуков, различение их в словах (начале, конце). Выбор на картинке профессии на одну из названных букв. Отгадывание профессии родителей (называние, узнавание). Использование пиктограмм. | |
135 | Экскурсия Весенний сад | 1 | Правила поведения в природе. Наблюдение за изменениями. | |
136 | Волшебство своими руками Весенний букет | 1 | Работа по прослушиванию стихотворения о весне. Прослушивание (аудиозапись). Определение время года, признаки. Весенний букет. | https://detskiychas.ru/obo_vsyom/vremena-goda/stihi_o_vesne_slush |
Итого | 136час |
Организационно – педагогические условия
Учебно- методическое обеспечение
- Букварь (Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.);
- Букварик (Лещинская Т.Л.);
- печатные буквы;
- касса печатных букв для демонстрации;
- разрезные картинки;
- разрезные карточки с буквами;
- буквы (серия «Мини игры»);
- буквы (серия «Умные карточки»);
- пазлы «Алфавит»;
- Букварь (Воронкова В.В., Коломыткина И.В.);
- лото «Буквы»;
- Пазлы «Любимые сказки», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Курочка Ряба»;
- речевая гимнастика;
- пальчиковая гимнастика»;
- предметные картинки;
- Книжки-малышки;
- сюжетные картинки;
- фотографии;
- игрушки животных;
- кукла;
- картинки с изображением действий;
- иллюстративный материал по темам (предметные и сюжетные иллюстрации);
- презентации;
- видео- и аудиозаписи;
- индивидуальные наборы карточек-пиктограмм;
- индивидуальные коммуникативные книги;
- индивидуальные коммуникативные полоски;
- дидактические игры по темам
Электронный (цифровой) образовательный ресурс
https://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/2610/1/Kiseleva_L.A_2007
https://www.maximonline.ru/entertainment/10-vsemi-lyubimykh-sovetskikh-multfilmov-pro-shkolu-id676918/
https://nsportal.ru/user/1041034/page/korotkie-rasskazy-kotorye-uchat-dobrote-i-
https://ok.ru/video/8560182760
https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/12/03/kartinki-dlya-sostavleniya-rasskazov
https://nukadeti.ru/skazki/bianki-teremok
https://nukadeti.ru/skazki/masha_i_medved
https://multiurok.ru/index.php/files/sbornik-igr-po-korrektsii-trudnostei-obshcheniia.html
https://youtu.be/7hzya3GMs0o
https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/12/03/kartinki-dlya-sostavleniya-rasskaz
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
- Монитор
- Компьютер
- Принтер
- телевизор