РП «Речь и альтернативная коммуникация» предметной области «Язык и речевая практика» адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся ТМНР
рабочая программа (5 класс)

Дубовая Инна Вениаминовна

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.  В основу предмета «Речь и альтернативная коммуникация» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.

Место предмета в учебном плане учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация"

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» включен в образовательную область «Язык и речевая практика» обязательной части учебного плана обязательной части учебного плана  ГБУ КО«Школа – интернат №8».  Реализация рабочей программы учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» рассчитана на 136 ч, 34 учебные недели, в том числе 3 часа в неделю из обязательной части учебного плана и 1 час из части формируемой участниками образовательных отношений, представленной учебным модулем «Устный журнал».

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО

На заседании Педагогического совета Организации

Протокол №___

от "__"  ____ 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________(Т.А. Шарапова) Приказ № _____

от "___" _____   2024 г.

Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Нестеровская школа-интернат № 8»

        

Рабочая программа

учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»

предметной области «Язык и речевая практика»

адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и

множественными нарушениями развития

(Вариант 2).

5класс

2024/2025 учебный год

                                                                      Учитель: И.В.  Дубовая

г. Нестеров

2024г

Пояснительная записка

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.  В основу предмета «Речь и альтернативная коммуникация» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.

Место предмета в учебном плане учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» включен в образовательную область «Язык и речевая практика» обязательной части учебного плана обязательной части учебного плана  ГБУ КО«Школа – интернат №8».  Реализация рабочей программы учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» рассчитана на 136 часа, 34 учебные недели, в том числе 3 часа в неделю из обязательной части учебного плана и 1 час из части формируемой участниками образовательных отношений, представленной учебным модулем «Устный журнал».

Воспитательный потенциал учебного предмета«Речь и альтернативная коммуникация» реализуется через:                        

 побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;                         использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения;                 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;                  применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;                                                                                  применение работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию одноклассниками;                                                         выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;                                                                                         установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.

Цель:закреплять и совершенствовать освоенные ранее средства коммуникации (вербальной, невербальной, альтернативной) в контексте познания окружающего мира и личного опыта, для решения соответствующих возрасту житейских задач, расширять возможности альтернативных средств коммуникации; знакомить с техникой глобального чтения в доступных пределах, совершенствовать предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Задачи:

Образовательные:

- формирование умения слушать и понимать собеседника;

- формирование умения выполнять несложные инструкции;

- формирование умения отвечать на вопросы;

- формирование правильной артикуляции и дикции;

- формирование умения употреблять слова и выражения:

«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет»,«мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить»,«стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;

- формированиеумения обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.

Коррекционно – развивающие:

      -развитие речи как средства общения;

- развитие слухового и зрительного восприятия;

- развитие памяти;

- развитие внимания;        

- развитие зрительно-двигательной координации;

- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;

- коррекция правильной посадки при письме;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к процессу обучения;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность,

-воспитывать настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;

-воспитывать интерес к чтению сказок и рассказов

- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Возможные (примерные) планируемые результаты освоения учебного предмета.

Планируемые результаты освоения учебного предмета обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) связаны с развитием личностных качеств обучающихся в контексте доступных способов взаимодействия со сверстниками; с овладением; с совершенствованием средств общения в житейских ситуациях и личном опыте;

Предметные результаты

- понимание элементарных невербальных графических знаков в контексте значимых для обучающегося жизненных ситуаций,

 - составление коротких описательных рассказов об игрушках, любимых вещах, интересных для обучающихся ситуаций и событий с использованием речи;

- умение узнавать, распознавать и произносить слова, обозначающие имена знакомых детей и взрослых (5-6 имен);

 - понимание содержание небольших текстов, прочитанных взрослым, пересказ текстов с опорой на иллюстрации. Выражение эмоционально- оценочного отношения к героям прослушанных художественных произведений с использованием речевых средств общения;

- «чтение» изображений на картинках, сюжетных картинах, пиктограммах;

- чтение слогов, слов

- умение поддерживать взаимодействие доступным способом в игровых ситуациях

Личностные результаты

  • социально-эмоциональное участие в ситуациях взаимодействия со знакомыми людьми (взрослыми и сверстниками), близких к житейскому опыту ребенка.
  • понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
  • овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными;
  • понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, других графических знаков;
  • умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
  • умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
  • развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;

Система оценки достижений

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Предметные результаты

I

II

III

IV

Обращается за помощью, выражает свои желания мимикой, словом, жестом.

Благодарит, соглашается  мимикой  и словом

Задаёт вопрос предложением

Называет свое имя фамилию,

Называет имя и фамилию мамы (папы)

Называет имяотчество учителя

Называет имена, фамилии одноклассников

Рисование прямых линий в разных направлениях

Письмо вертикальных и горизонтальных линий.

Составляет рассказ по 2- 3 сюжетным картинкам

Слушает сказки

Узнаёт, показывает героев сказки

Называет/показывает предметы по картинке

Составляет предложение из 2-3 картинок

Называет/показывает, прописывает гласные буквы а, о, у, ы, и

Выделяет звук (а, о, у, ы,  и) в начале, конце слова

Обводит фигуру по трафарету и штрихует в заданном направлении

Описывает предмет по цвету, по форме

Находит 3 одинаковые картинки

Повторяет движения за учителем

Узнаёт, прописывает букву и слоги с М.

Произносит букву и звук М, два звука му, ум, ма, ам, ом, мо.

Узнаёт, прописывает букву Х и  слоги с Х.

Произносит звук Х,  два звука ха, ах, ух, ох

Узнаёт, прописывает букву Н, слогина, но, ну, ан, он, ун.

Произносит звук Н.два звука: на, ну, но, ан, ун, он.

Узнаёт, прописывает букву Ы., слоги: мы, сы, ны.

Называет (показывает) прописывает букву л, слоги с Л

Произносит звук (л-л), произносит два звука ла, ло, лу.

Называет (показывает),  прописывает букву В, звук «В»

Произносит два звукава, во, ву, вы.

Узнаёт, прописывает букву Ш, слоги с буквой Ш.

Узнаёт, прописывает буквуЕ, слоги с буквой Е

Узнаёт, прописывает букву Р слоги с буквой Р

Узнаёт, прописывает букву К слоги с буквой К

Узнаёт, прописывает букву П слоги с буквой П

Списывает с доски, учебника: слоги, слова, предложения, состоящих из двух слов.

Принимает участие в инсценировках сказок

Понятие о словах в единственном и множественном числе.

Понимание слов, обозначающих предмет

Понимание слов, обозначающих признак предмета

Понимание слов, обозначающих действия предмета

Условные обозначения

«выполняет действие самостоятельно»

с

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной)

и

«выполняет действие по образцу»

о

«выполняет действие с помощью»

п

«действие не выполняет»

н

На основании полученных результатов делаются выводы о динамике усвоения программного материала, при необходимости вносятся коррективы в СИПР обучающегося и составляется СИПР на следующий учебный год

Содержание

Учебный план

п\п

Название раздела

Количество часов

Всего

Контрольные работы, тесты

Раздел 1. Коммуникация

11 ч

Раздел 2 . Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

26 ч.

Раздел 3. Чтение и  письмо

65 ч

Раздел 4. Модулем «Устный журнал».

34 ч

6 ч

Итого:

136 ч.

Коммуникация -11 часов

  • Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.
  • Реагирование на собственное имя.
  • Приветствие собеседника звуком (жестом, словом, предложением).
  • Привлечение к себе внимания звуком (жестом, словом, предложением).
  • Выражение своих желаний звуком (жестом, словом, предложением).
  • Выражение согласия (несогласия) звуком (жестом, словом, предложением).
  • Ответы на вопросы словом (жестом, предложением).
  • Прощание с собеседником звуком (жестом, словом, предложением).

Развитие речи средствами вербальной  и невербальной коммуникации -26часов

  • Понимание простых по звуковому составу слов.
  • Узнавание (различение) имён членов семьи, педагогов.
  • Понимание слов, обозначающих предмет.
  • Понимание обобщающих понятий.
  • Понимание слов, обозначающих действия предмета.
  • Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма)
  • Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,  звуковых комплексов.
  • Называние (употребление)  простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
  • Называние собственного имени.
  • Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса).
  • Называние (употребление) слов, обозначающих предмет.
  • Называние (употребление) обобщающих понятий.
  • Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).

Чтение и письмо - 65часов

  • Узнавание (различение) образов графем (букв).
  • Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
  • Узнавание звука в слоге (слове).
  • Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).
  • Называние буквы.
  • Написание буквы (слога).

Модулем «Устный журнал». 34 часа

Входящий  и итоговый тест -   4 часа(работа над ошибками – 2 часа).

Промежуточный тест – 2 часа.

Тематический план

п/п

Наименование раздела, темы

Часы

Основные виды деятельности обучающихся.

Электронный (цифровой) образовательный ресурс

Раздел 1  Коммуникация - 4 ч

1

Установление зрительного контакта с собеседником

1

Установление зрительного контакта с собеседником, реагирование на собственное имя Объяснение, показ, практическое задание по теме.

Ответы на вопросы при помощи альтернативного и вербального общения (звук, слово) . Игра   «Моё имя».  «Имя соседа по парте».

https://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/2610/1/Kiseleva_L.A_2007.pdf

2-3

Приветствие собеседника,  и привлечение к себе разными способами

2

Беседа, объяснение, показ задания. Привлечение внимания с помощью касания, жеста, звука.  Употребление слов «здравствуй», «доброе утро», добрый день», «добрый вечер», «привет» в соответствии с речевой ситуацией. Игра «Закончи предложение»

https://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/2610/1/Kiseleva_L.A_2007.pdf

4

Выражение благодарности словом, жестом.

1

Беседа, объяснение, показ задания. Слова: спасибо, пожалуйста.  Чтение коротких рассказов о Добрых словах

https://nsportal.ru/user/1041034/page/korotkie-rasskazy-kotorye-uchat-dobrote-i-

Раздел 4.Модуль «Устный журнал» - 12 ч  

5-6

Уроки этикета Приветствие учителя, взрослых с помощью альтернативных средств коммуникации.  

2

Употребление слов «здравствуйте», «доброе утро», добрый день», «до свидания», «привет» в соответствии с речевой ситуацией. Ролевая игра «Учитель это я!»

Экскурсия по школе, территории с установлением зрительного контакта с собеседником и приветствия.

https://nsportal.ru/video/2020/04/multfilm-uchimsya-vezhlivosti

7-8

Мультландия

«Учимся вежливости вместе со смешариками»

2

Демонстрация вежливых слов. Просмотр мультфильма «Учимся вежливости вместе с смешариками» Повторение, проигрывание. Выполнение задания из мультфильма.

https://nsportal.ru/user/1041034/page/korotkie-rasskazy-kotorye-uchat-dobrote-i-

9-10

Игра

«Я и мое отражение»  

2

Игра «Говорящее зеркало». Зеркало, рассказ о себе:  возраст,  имя,  фамилию и т.д. любыми доступными средствами (звуком, словом, предложением, карточкой). .Отвечают на вопросы доступными словами

11-12

Урок культурного поведения

«Слова прощения»      

«Благодарности»

2

Демонстрация картинок по теме «Слова прощения»       « Благодарности» Произношение. Чтение рассказа «Вежливое слово». Ответы на вопросы при помощи альтернативного общения вербального общения (звук, слово).

https://yandex.ru/search/?text=рассказ+с+вежливыми+словами+2+класс&lr=20142&clid=1882628&src=suggest_

13

Входящий мониторинг

1

Практическое задание: привлечь к себе внимания (жестом, словом, предложением). Употребление слов «здравствуй», «здравствуйте», «доброе утро», в соответствии с речевой ситуацией и обращение. Сформированность коммуникации с использованием невербальных и вербальных средств.

14

Работа над ошибками

1

Разъяснить и продемонстрировать. Просмотр мультфильма. Закрепить практическим  заданием: привлечь к себе внимания (жестом, словом, предложением). Употребление слов «здравствуй», «здравствуйте», в соответствии с речевой ситуацией и обращением

https://nsportal.ru/user/1041034/page/korotkie-rasskazy-kotorye-uchat-dobrote-i-

15-16

Азбука безопасности на дороге.

«Осторожно, дорога»

2

Беседа. Просмотр мультфильма «Мой друг светофор».   Работа по сюжетным картинкам. Рисуем светофор. Игра «Светофор»

https://rutube.ru/video/1bd587a6607a2ca405848e99a7fa6813/

Раздел 1.  Коммуникация -7 ч

17

Упражнения для тонкой моторики рук

1

«Сорока-сорока», «Ладушки», бегут пальчики по дорожке», «Пальчик, пальчик, где ты был»

https://mishka-knizhka.ru/poznavajka-dlja-detej-4-6-let/gotovim-ruku-k-pismu/shtrihovki/

18

Обращения и умения передать своё желание учителю

1

Беседа, объяснение, показ задания.  Желание жестом, звуком (словом, предложением). Игра в парах.

https://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/2610/1/Kiseleva_L.A_2007.pdf

19

Прощание с учителем,  собеседником жестом, звуком (словом, предложением).

1

Беседа, объяснение, показ. Ролевая игра «Я учитель», задание: Выбери соответствующую сюжетную картинку, где ученик прощается.

https://ru.freepik.com/vectors/ребенок-прощается

20

Выражение мимикой и словом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия).

1  

Формировать у детей понятие о значении и культуре жестов и движений, и их роли в процессе общения детей друг с другом.. Физминутка: «Настроение». Игра – имитация «Кто лучше покажет позу?»

https://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/2610/1/Kiseleva_L.A_2007.pdf

21

Использование карточек как средства коммуникации

1

Применение карточек с картинками, предметов, действия предметов и т.д. в ходе урока, составление предложения.

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnayapedagogika/library/2021/01/17/sistemy-alternativnoy-kommunikatsii-kartochki

22

Называние обобщающих понятий

1

Работа с карточками Домана, напечатанными словами, пиктограммами. Игра «Обведи нужное »

https://jili-blog.ru/metodika-rannego-razvitiya-glena-domana-skachat-kartochki-domana.html

23

Тренировочные упражнения на развитии двигательной памяти, последовательно организованных движений

1

Тренировочные упражнения на развитии двигательной памяти, последовательно организованных движений: игры с пирамидками, матрешками, кубиками, вкладышами Игры «Повторяй за мной», «Дорожка из колечек», «Башенка», «Найди все красные, (синие, зелёные) колечки». «Разбери и собери пирамидку». Определять размеры колец на ощупь и так же определять правильно ли сложена пирамидка. Можно попросить ребёнка закрыть глаза и определить ровная ли пирамидка

https://mishka-knizhka.ru/poznavajka-dlja-detej-4-6-let/gotovim-ruku-k-pismu/shtrihovki/

Раздел 4.Модуль «Устный журнал» - 8  ч  

24-25

Книжная лавка

Сказка «Теремок»

2

Чтение сказки учителем, беседа по содержанию сказки.

Игра-имитация движений сказки «Теремок» Проговаривания названия животных.

https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fstatic.tildacdn.com%2Ftild3339-3966-4263-a666-353866326634%2t=Игра

26-27

Лото.

 Найди животных из сказки и раскрась

2

 «Теремок».  Работа по сюжетным картинкам. Проговаривание«Теремок». Выбрать животных из сказки и раскрасить.  Рисуем сказку.

28-29

Игры с правилами

«Я и учитель, играем вместе»

2

Выбор настольно-печатной игры; выбор партнера для совместной игры; использование элементарной считалки для определения ведущего игры; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе игровых действий.

30-31

Экскурсия

«Осенние мотивы»

2

Правила поведения. Прогулка по осеннему саду. Наблюдение за изменениями в саду.

Раздел 3. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации в т ч. обязательная часть- 26 уроков.

32-33

Сказка «Колобок»

2

Чтение сказки учителем, беседа по содержанию сказки. Игра «Колобок», лепим колобка.  Просмотр сказки «Колобок»

https://ok.ru/video/8560182760

34-35

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения.

2

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием доступных средств жестом, звуком (словом, предложением).

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/12/03/kartinki-dlya-sostavleniya-rasskazov

36-37

Чтение сказки

«Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской.

2

Чтение сказки «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской .учителем, беседа по содержанию сказки. Игра-имитация движений сказки

https://nukadeti.ru/skazki/bianki-teremok

38

Составление описательного рассказа

1

Составление, чтение и подбор картинок на доске. Составление слов из букв разрезной азбуки. Разгадывание загадок. Физкультминутка. Чтение по слоговым схемам. Работа с картинкой учебника

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/12/03/kartinki-dlya-sostavleniya-rasskazov

39-40

Чтение сказки «Маша и медведь»

2

Чтение сказки учителем, беседа по содержанию сказки. Игра «Войди в роль», «Дремучий лес», «У медведя во бору». Пальчиковая игра «Пирожки»

https://nukadeti.ru/skazki/masha_i_medved

41

Игры, направленные на преодоление трудностей в общении

1

Развитие невербальных способов общения детей, навыков общения. Игра «Клубочек»; «На кого дует ветер?», «Рукавички»

https://multiurok.ru/index.php/files/sbornik-igr-po-korrektsii-trudnostei-obshcheniia.html

4243

Понятие о словах в единственном и множественном числе.

2

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Игра «Один, много». Работа с букварем. Динамическая пауза. Игра: «Продолжи предложение», «Найди друзей». Упражнение в чтение.

https://youtu.be/7hzya3GMs0o

4445

В гости к сказке «Три медведя»

2

Просмотр мультфильма «Три медведя». Ответы на вопросы. О ком велась речь. Сколько было медведей. И т. д. Разукрашивание рисунков из сказки

https://youtu.be/dS-_HySEZn8

4647

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).

2

Игра «Закончи предложение»; беседа о семье; составление небольшого рассказа о семье; работа с сюжетными картинками. Артикуляционная гимнастика. Подбор слов – признаков. Дидактическая игра – «Кто за кем?», «Кто что делает?» (подбор слов -действий), «Угадай чьи это вещи?»

https://youtu.be/qv4CoZnd7QU

48

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения.

1

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения, задавание вопросов и ответы с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, пиктограмма), с использованием карточек с напечатанными словами, с использованием таблицы букв

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/12/03/kartinki-dlya-sostavleniya-rasskazov

49-50

Моя любимая сказка, драматизация сказки.

2

Чтение сказки учителем, беседа по содержанию сказки., драматизация сказки.

- Обыгрывание  детск0й сказки, выполнение действенных движений под ролям по заданию учителя

https://nukadeti.ru/skazki/bianki-teremok

5152

Составление описательного рассказа с использованием предметов, картинок

2

Составление описательного рассказа с использованием предметов, предметных картинок, мнемокартинок, слов, вопросов.

 Составление слов из букв разрезной азбуки. Разгадывание загадок. Физкультминутка. Чтение по слоговым схемам. Работа с картинкой учебника

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/12/03/kartinki-dlya-sostavleniya-rasskazov

53

Игры, направленные на преодоление трудностей в общении

1

Развитие невербальных способов общения детей, навыков общения. Игра «Клубочек»; «На кого дует ветер?», «Рукавички»

https://multiurok.ru/index.php/files/sbornik-igr-po-korrektsii-trudnostei-obshcheniia.html

54

Понимание слов, обозначающих предмет

1

Письмо прямых линий, линий с наклоном. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (посуда, мебель, игрушки и др.). (я, он, мой, твой и др.)

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/8c/bf9c1084c311ea837fd180b19770a5/-/Речевая%20практика%201%20класс%20АОП%20%28Комарова%29.pdf

55

Понимание слов, обозначающих признак предмета

1

Обводка по трафарету «Одежда». Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/8c/bf9c1084c311ea837fd180b19770a5/-/Речевая%20практика%201%20класс%20АОП%2

56

Понимание слов, обозначающих действия предмета.

1

Заполнение квадрата точками. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/8c/bf9c1084c311ea837fd180b19770a5/-/Речевая%20практика%201%20класс%20АОП%20%28Комарова%29.pdf

57

Понимание слов, обозначающих признак действия

1

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/8c/bf9c1084c311ea837fd180b19770a5/-/Речевая%20практика%201%20класс%20АОП%20%28Комарова%29.pdf

Раздел 4.Модуль «Устный журнал» - 7  ч

58-59

Бумеранг творческих дел

«Новогодняя суета»

2

Прослушивание аудиозаписей в исполнении детей новогодних  стихов, песен. Повторяем, заучиваем.

Пластилин «Новогодняя ёлка». Смотрим отрывки «Новогодние приключения Маши и Миши»

60

Промежуточная аттестация  

1

Умение соотносить прослушанное содержание

сказки с соответствующей иллюстрацией

61-62

Новогодний праздник

«Здравствуй ёлка»

2

 Отгадай и назови героев из сказки «Новогодние приключения Маши и Миши».  Участие в празднике.

https://yandex.ru/search/?clid=1882628&text=«Новогоднии+приключения+Маши+и+Миши».&l10n=ru&lr=20142

63

Экскурсия

 « Зимний сад»

1

Правила поведения и безопасности в зимнее время. Наблюдения за изменениями в природе.

64

Игры

«Зимние забавы»

1

Правила поведения и безопасности в зимнее время. Лепим снежки и снеговика.

Раздел 3. "Чтение и письмо" - 14 ч.

65

Рисование прямых линий в разных направлениях

1

Работа у доски «Соедини точки».

Рисование орнамента из прямых горизонтальных и вертикальных линий по пунктирной линии.

https://mishka-knizhka.ru/poznavajka-dlja-detej-4-6-let/gotovim-ruku-k-pismu/shtrihovki/

66

Письмо вертикальных и горизонтальных линий.

1

Беседа, объяснение, показ задания. Выполнение задания у  Рисование прямыми линиями доски и в тетрадях.

https://mishka-knizhka.ru/poznavajka-dlja-detej-4-6-let/gotovim-ruku-k-pismu/shtrihovki/

67

Буква А. Письмо печатной буквы А. Повторение.

1

Узнавание букв А а. Тематическая артикуляционная гимнастика.

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук А Выкладывание буквы с помощью веревочки

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс%20часть%201%20АОП%20%28Аксенова%29.pdf

68

Буква У.  Письмо печатной буквы У.

1

Узнавание букв Уу. Тематическая артикуляционная гимнастика.

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук У Прописывание буквы, закрашивание изображения буквы. Выкладывание буквы с помощью пластилина. Выкладывание буквы с помощью пластилина.

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс%20часть%201%20АОП%20%28Аксенова%29.pdf

69

Буква М. Письмо печатной буквы М.

1

Узнавание букв М м. Тематическая артикуляционная гимнастика.

Прослушивание (аудиозаписей, голоса) слов, начинающихся на звук М Прописывание буквы, закрашивание изображения буквы.

Выкладывание буквы с помощью палочек

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс%20часть%201%20АОП%20%28Аксенова%29.pdf

70

 «Печатание» изученных букв и слов. Повторение.

1

71-72

Составление, чтение (показ) слогов и слов из букв А, У, М.

2

Узнавание букв Аа, Уу, Мм Тематическая артикуляционная гимнастика.

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук А У М. Работа с разрезной азбукой. Работа с альбомом по чтению. Составление по образцу слогов и слов. Соотнесение слова и его изображения на картинке.

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс%20часть%201%20АОП%20%28Аксенова%29.pdf

73

Буква О.  Письмо печатной буквы О.

1

Узнавание букв Оо. Тематическая артикуляционная гимнастика.

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук О Прописывание буквы, закрашивание изображения буквы.

Проговаривание буквы,

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс%20часть%201%20АОП%20%28Аксенова%29.pdf

74

 «Печатание» слогов и слов. Повторение.

1

75

Буква Х.  Письмо печатной буквы Х.

1

Узнавание букв Хх. Тематическая артикуляционная гимнастика.

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук Х Прописывание буквы, закрашивание изображения буквы, составление из палочек.  Выбор на картинке животного на букву Х

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс%20часть%201%20АОП%20%28Аксенова%29.pdf

76

 «Печатание» слогов и слов. Повторение.

1

77

78

Составление, чтение, письмо слов из изученных букв.

2

Составление слов на доске, магнитной азбуке, в тетрадях, запись, соотнесение картинки и слова, ее обозначающего. Работа в рабочих тетрадях.

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс

Раздел 4 - Модуль «Устный журнал» -2 ч

79

Промежуточный мониторинг

1

Индивидуальные карточки

80

Работа над ошибками

1

Индивидуальные карточки

Раздел 3. "Чтение и письмо" -51ч

81

Повторение

Звук и буква Н.

1

Показ и называние буквы. Письмо по обводке. Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук Н Выбор на картинке животного на букву Н

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс%20часть%201%20АОП

82

Письмо буквы Н

1

Работа у доски – соединение точек, обводка. Работа с трафаретами букв. Закрашивание буквы Н. Прописывание буквы Н, выполнение бордюров, штриховок.

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс%20часть%201%20АОП%20%28Аксенова%29.pdf

83-84

Слоги   АН, ОН, УН, ЫН.

2

Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов. Составь слово на время.

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс%20часть%201%20АОП%20%28Аксенова%29.pdf

85-86

Слоги НА, НО, НУ, НЫ.

2

Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов. Произношение. Применение слогов

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс%20часть%201%20АОП%20%28Аксенова%29.pdf

87-88

Составление, чтение, письмо слов из изученных букв.

2

Составление слов на доске, магнитной азбуке, в тетрадях, запись, соотнесение картинки и слова, ее обозначающего. Работа в рабочих тетрадях.

Путешествие в мир слов «Сколько в этом слове букв?»

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс%20часть%201%20АОП%20%28Аксенова%29.pdf

89-90

Звук и буква Ы. Письмо по обводке.

2

Показ и называние буквы. Письмо по обводке.

Работа у доски – соединение точек, обводка. Работа с трафаретами букв. Закрашивание буквы Ы. Прописывание буквы Ы, выполнение бордюров, штриховок.

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс%20часть%201%20АОП%20%28Аксенова%29.pdf

91

Слоги   МЫ, СЫ, ЛЫ.

1

Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов. Чтение (показ) слогов. Составь слово на время.

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс%20часть%201%20АОП%20%28Аксенова%29.pdf

92

Составление, чтение, письмо слов из изученных букв.

1

Составление слов на доске, магнитной азбуке, в тетрадях, запись, соотнесение картинки и слова, ее обозначающего. Работа в рабочих тетрадях. Игра «Прохлопай слово»

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс%20часть%201%20АОП%20%28Аксенова%29.p

93

Повторение

Звук и буква Л Письмо по обводке

1

Показ и называние буквы. Письмо по обводке.

Работа у доски – соединение точек, обводка. Работа с трафаретами букв. Закрашивание буквы Л. Прописывание буквы Л, выполнение бордюров, штриховок.

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс%20часть%201%20АОП%20%28Аксенова%29.pdf

94 -

95

Слоги АЛ, ОЛ, УЛ. Составление, чтение, письмо.

2

- выполнение бордюра в тетради

- нахождение заданной буквы в ряду прочих

- составление слов (по наложению, по образцу)

- письмо слов (по обводке, по точкам)

- соотнесение слова и изображения. Игра «Переставь слоги или звуки»

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс%20часть%201%20АОП%20%28Аксенова%29.pdf

96

97

Слоги ЛА, ЛО, ЛУ. Составление, чтение, письмо.

2

- выполнение бордюра в тетради

- нахождение заданной буквы в ряду прочих

- составление слов (по наложению, по образцу)

- письмо слов (по обводке, по точкам)

- соотнесение слова и изображения. Игра «Выложи слог, который услышишь»

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс%20часть%201%20АОП%20%28Аксенова%29.pdf

98

Звук и буква В.Письмо по обводке.

1

Показ и называние буквы. Письмо по обводке. Работа у доски – соединение точек, обводка. Работа с трафаретами букв. Закрашивание буквы В. Прописывание буквы В, выполнение бордюров, штриховок.

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс%20часть%201%20АОП%20%28Аксенова%29.pdf

99

Слоги   АВ, ОВ, УВ, ЫВ.

1

Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов.

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс%20часть%201%20АОП%20%28Аксенова%29.pdf

100

Слоги ВА, ВО, ВУ, ВЫ.

1

Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов.

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс%20часть%201%20АОП%20%28Аксенова%29.pdf

101-

102

Составление, чтение, письмо слов из изученных букв.

2

Составление слов на доске, магнитной азбуке, в тетрадях, запись, соотнесение картинки и слова, ее обозначающего. Работа в рабочих тетрадях.

Развивающая игра "Превращение слов"

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс%20часть%201%20АОП%20%28Аксенова%29.pdf

103

Письмо под диктовку букв и слогов

1

Артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры; д/и «Допиши недостающий элемент», работа с кассой букв и слогов; письмо детьми под диктовку учителя изученных букв и слогов

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс%20часть%201%20АОП%20%28Аксенова%29.pdf

104

Практическое занятие. Списывание с доски, учебника слогов, слов, предложений, состоящих из двух слов

1

Отработка графических навыков детей при списывании текста с доски, развитие внимания, зрительного восприятия текста. Закрепление знаний о большой букве в начале предложения и точки в конце. Пальчиковые игры, динамическая пауза

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс%20часть%201%20АОП%20%28Аксенова%29.pdf

105

Проверочная работа по разделу «Чтение и письмо»

1

Выполнение заданий проверочной работы различного уровня сложности. Оказание помощи по необходимости.

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс%20часть%201%20АОП

106 -

107

Повторение. Буква С.  Письмо буквы С.

2

Узнавание буквы С  Тематическая артикуляционная гимнастика.

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук С Прописывание буквы, закрашивание изображения буквы. Выкладывание буквы с помощью веревочки, палочек, пластилина. Выбор на картинке животного на букву Х

108

Составление рассказа по  сюжетной картинке

1

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Выбор иллюстраций (из раннее изученной темы).

Узнавание персонажа истории по трафарету.

109 - 110

Буква Р, звук Р

2

Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале слова. Узнавание букв Р р Тематическая артикуляционная гимнастика.

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук Р, Работа с трафаретом. Закрашивание буквы Р. Прописывание буквы Р. выполнение бордюров, штриховок (печатание). Составление из палочек.  Выбор картинки с Р

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fe-bookshelf.info%2Fpreview%2Fbukva_sch

111 -

112

Прописывание буквы Р

2

113

Слоги ар, ор, ыр.

1

Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов.

114

Слоги ра, ро, ры.

1

115

Составление, чтение, письмо слов из изученных букв.

1

Составление слов на доске, магнитной азбуке, в тетрадях, запись, соотнесение картинки и слова, ее обозначающего. Работа в рабочих тетрадях.

Развивающая игра "Превращение слов"

https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55/-/Букварь%201%20класс%20часть%201%20АОП%20%28Аксенова%29.pdf

116

Буква Р-Л

1

Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале слова. Узнавание букв Р-Л Соединение букв в слоги, слова. Чтение слогов, слов из 2 слогов.  Составление из букв разрезной азбуки слогов с последующей записью в доступном виде.

https://dzen.ru/video/watch/60ab5404af7ea151d98fe11f?f=d2d

117

Прописывание слов слогов с изученными буквами.

1

118

Букв К звук К

1

Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале слова. Узнавание букв К к Тематическая артикуляционная гимнастика.

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук Работа с трафаретом. Закрашивание буквы К. Прописывание буквы К. выполнение бордюров, штриховок (печатание). Составление из палочек.  Выбор картинки с К. Внутри шаблона буквы – пластилином.

https://dzen.ru/video/watch/60ab5404af7ea151d98fe11f?f=d2d

119

Прописывание буквы К

1

120

Прописывание слогов ко, ку, ка

1

Произношение изучаемого звука, различение его в начале слова. Узнавание буквы, звука К Соединение букв в слоги, слова. Чтение слогов, слов из 2 слогов.  Составление из букв разрезной азбуки слогов с последующей записью в доступном виде.

121

Прописывание слов слогов с изученными буквами.

1

Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале слова. Узнавание букв Р К Чтение слогов, слов из 2 слогов.  Составление из букв разрезной азбуки слогов с последующей записью в доступном виде.

122

Буквы К  Р Л

1

Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале слова. Узнавание букв К, Р, Л к Тематическая артикуляционная гимнастика.

 Прописывание буквы К.Р,Л выполнение бордюров, штриховок (печатание). Составление из палочек.  Выбор картинки с К. Р Л

https://dzen.ru/video/watch/60ab53e6af7ea151d98fe0bf?f=d2d

123

Прописывание буквы К Р Л

1

https://dzen.ru/video/watch/60ab53e6af7ea151d98fe0bf?f=d2d

124

Прописывание слогов с буквами К Р Л

1

Произношение изучаемых звуков, различение его в начале слова. Узнавание буквы, звука К Р Л. Соединение букв в слоги, слова. Составление из букв разрезной азбуки слогов с последующей записью в доступном виде.

125

Прописывание слов слогов с изученными буквами.

1

Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале слова. Узнавание букв Р К Чтение слогов, слов из 2 слогов.  Составление из букв разрезной азбуки слогов с последующей записью в доступном виде.

126 -

127  

Буква П. Звук П

Прописывание буквы П

2

Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале слова. Узнавание буква П. Тематическая артикуляц. гимнастика.

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук П. Работа с трафаретом. Закрашивание буквы П. Прописывание буквы П. выполнение бордюров, штриховок (печатание). Составление из палочек.  Выбор картинки с П. Внутри шаблона буквы – пластилином.

https://yandex.ru/video/search?text=буква+п+учить&from=tabbar

128

Соединение буквы П  с гласными в слоги, слова.

1

Произношение изучаемого звука, различение его в начале слова. Узнавание буквы, звука Соединение букв в слоги, слова. Чтение слогов, слов из 2 слогов.  Составление из букв разрезной азбуки слогов с последующей записью в доступном виде.

https://yandex.ru/video/search?text=буква+п+учить&from=tabbar

129

130

Прописывание слов слогов с изученными буквами.

2

Запись на доске (изученных букв, слогов, слов). Узнавание, правильное и отчётливое произношение изученных звуков, различение их в  словах (начале, конце). Выбор на картинке животного на данную букву.

131

Узнавание буквы П (различение) в напечатанных словах

1

Карточки  со словами: имён, предметов. Узнавание звука в слоге. Работа с карточками: узнавание-называние, показ. Прописывание. Просмотр видео.

https://yandex.ru/video/search?text=буква+п+учить&from=tabbar

Модуль «Устный журнал» - 4  ч

132

Итоговый мониторинг

1

Практическое задание: Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов

Работа над ошибками

1

Практическое задание: Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов

134

Лото

«Отгадай и назови профессию».

1

Узнавание, правильное и отчётливое произношение изученных звуков, различение их в  словах (начале, конце). Выбор на картинке профессии на одну из названных букв. Отгадывание профессии родителей (называние, узнавание). Использование пиктограмм.

135

Экскурсия

Весенний сад

1

Правила поведения в природе.

Наблюдение за изменениями.

136

Волшебство своими руками

Весенний букет

1

Работа по прослушиванию стихотворения  о весне. Прослушивание (аудиозапись). Определение время года, признаки. Весенний букет.

https://detskiychas.ru/obo_vsyom/vremena-goda/stihi_o_vesne_slush

Итого

136час

Организационно – педагогические условия

Учебно- методическое обеспечение

  • Букварь (Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.);
  • Букварик (Лещинская Т.Л.);
  • печатные буквы;
  • касса печатных букв для демонстрации;
  • разрезные картинки;
  • разрезные карточки с буквами;
  • буквы (серия «Мини игры»);
  • буквы (серия «Умные карточки»);
  • пазлы «Алфавит»;
  • Букварь (Воронкова В.В., Коломыткина И.В.);
  • лото «Буквы»;
  • Пазлы  «Любимые сказки»,  «Колобок»,  «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Курочка Ряба»;
  • речевая гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика»;
  • предметные картинки;
  • Книжки-малышки;
  • сюжетные картинки;
  • фотографии;
  • игрушки животных;
  • кукла;
  • картинки с изображением действий;
  • иллюстративный материал по темам (предметные и сюжетные иллюстрации);
  • презентации;
  • видео- и аудиозаписи;
  • индивидуальные наборы карточек-пиктограмм;
  • индивидуальные коммуникативные книги;
  • индивидуальные коммуникативные полоски;
  • дидактические игры по темам

Электронный (цифровой) образовательный ресурс

https://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/2610/1/Kiseleva_L.A_2007

https://www.maximonline.ru/entertainment/10-vsemi-lyubimykh-sovetskikh-multfilmov-pro-shkolu-id676918/

https://nsportal.ru/user/1041034/page/korotkie-rasskazy-kotorye-uchat-dobrote-i-

https://ok.ru/video/8560182760

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/12/03/kartinki-dlya-sostavleniya-rasskazov

https://nukadeti.ru/skazki/bianki-teremok

https://nukadeti.ru/skazki/masha_i_medved

https://multiurok.ru/index.php/files/sbornik-igr-po-korrektsii-trudnostei-obshcheniia.html

https://youtu.be/7hzya3GMs0o

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/12/03/kartinki-dlya-sostavleniya-rasskaz

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

  • Монитор
  • Компьютер
  • Принтер
  • телевизор