Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2)
методическая разработка
Аттестация обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (Вариант 8.2) включает в себя оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_individualnogo_razvitiya_obuchayushchegosya_variant_8.2.docx | 41.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (Вариант 8.2)
Пояснительная записка
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу аттестации обучающегося привлекаются члены его семьи. Задача экспертной группы - выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа представлены в форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции - развернутая Характеристика учебной деятельности ребёнка, где оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель не успешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект»,
«не узнает объект».
Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (Вариант 8.2)
Характеристика сформированности базовой учебной деятельности обучающегося
Учени ___ _____ класса (___ год обучения) МАОУ «Средняя школа №8»__________________________________________(Ф.И.)
Критерии | Сформированность умений (сформировано, частично сформировано, не сформировано) | ||
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся | 1 год обучения | Окончание 4(5) класса | Окончание 9 класса (9 и более лет обучения) |
взаимодействие с окружающими сверстниками | |||
взаимодействие с окружающими взрослыми | |||
умение работать в коллективе сверстников | |||
умение подчиняться требованиям взрослых (учителя) | |||
Формирование учебного поведения | |||
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание) | |||
умение выполнять инструкции педагога | |||
использование по назначению учебных материалов | |||
умение выполнять действия по образцу и по подражанию | |||
Формирование умения выполнять задание | |||
в течение определенного периода времени | |||
от начала до конца | |||
с заданными качественными параметрами | |||
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия |
Классный руководитель ____________________________________
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (Вариант 8.2)
Характеристика сформированности предметных результатов обучения
Учени ___ _____ класса (___ год обучения) МАОУ «Средняя школа №8»__________________________________________(Ф.И.)
Язык и речевая практика Речь и альтернативная коммуникация | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения |
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. | |||||
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека | |||||
Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях | |||||
Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными | |||||
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями | |||||
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков | |||||
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.). | |||||
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. | |||||
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности. | |||||
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. | |||||
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения | |||||
Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. | |||||
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий | |||||
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации | |||||
Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму | |||||
Узнавание и различение образов графем (букв). | |||||
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. | |||||
Начальные навыки чтения и письма | |||||
Дополнительные данные | |||||
Математика Математические представления | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения |
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления | |||||
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности. | |||||
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости. | |||||
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества | |||||
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. | |||||
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой | |||||
Умение пересчитывать предметы в доступных пределах | |||||
Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти | |||||
Умение обозначать арифметические действия знаками. | |||||
Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц | |||||
Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач. | |||||
Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д. | |||||
Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами. | |||||
Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия | |||||
Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др. | |||||
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности. | |||||
Дополнительные данные | |||||
Окружающий мир Окружающий природный мир | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения |
Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. | |||||
Интерес к объектам и явлениям неживой природы. | |||||
Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.). | |||||
Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека | |||||
Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья. | |||||
Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека | |||||
Интерес к объектам живой природы | |||||
Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.). | |||||
Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними. | |||||
Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.). | |||||
Элементарные представления о течении времени. | |||||
Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года. | |||||
Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др. | |||||
Дополнительные данные | |||||
Окружающий мир Человек | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения |
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других | |||||
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. | |||||
Представление о собственном теле. | |||||
Отнесение себя к определенному полу | |||||
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания | |||||
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы. | |||||
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям. | |||||
Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей | |||||
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др. | |||||
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях. | |||||
Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами | |||||
Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому. | |||||
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета). | |||||
Умение следить за своим внешним видом. | |||||
Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье | |||||
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи. | |||||
Дополнительные данные | |||||
Окружающий мир Окружающий социальный мир | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения |
Представления о мире, созданном руками человека | |||||
Интерес к объектам, созданным человеком. | |||||
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д. | |||||
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах. | |||||
Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей | |||||
Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.). | |||||
Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях. | |||||
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками | |||||
Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка. | |||||
Развитие межличностных и групповых отношений | |||||
Представления о дружбе, товарищах, сверстниках | |||||
Умение находить друзей на основе личных симпатий | |||||
Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание. | |||||
Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности. | |||||
Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов | |||||
Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни | |||||
Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них. | |||||
Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности. | |||||
Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников. | |||||
Представления об обязанностях и правах ребенка | |||||
Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др. | |||||
Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др. | |||||
Представление о стране проживания Россия | |||||
Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания. | |||||
Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания. | |||||
Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России. | |||||
Дополнительные данные | |||||
Искусство Музыка и движение. | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения |
Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений | |||||
Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах). | |||||
Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения. | |||||
Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах. | |||||
Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре. | |||||
Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях | |||||
Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности. | |||||
Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности | |||||
Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях, др. | |||||
Дополнительные данные | |||||
Искусство Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения |
Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий | |||||
Интерес к доступным видам изобразительной деятельности. | |||||
Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация). | |||||
Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации. | |||||
Способность к самостоятельной изобразительной деятельности | |||||
Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности. | |||||
Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы. | |||||
Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности. | |||||
Готовность к участию в совместных мероприятиях | |||||
Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми. | |||||
Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок. | |||||
Дополнительные данные | |||||
Физическая культура. Адаптивная физкультура. | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения |
Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений | |||||
Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств). | |||||
Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей. | |||||
Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости. | |||||
Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др. | |||||
Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью | |||||
Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др. | |||||
Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание | |||||
Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, туризм, физическая подготовка. | |||||
Умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры и др. | |||||
Дополнительные данные | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основные разделы АООП обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития».
Краткое описание АООП по второму варианту (для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой УО и ТМНР)...
Использование элементов экономики на уроках математики, как средство развития жизненных компетенций обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью.
Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эта проблема актуальна особенно ...
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся.Система оценки достижения пла...
«Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант)
Особенности в развитии детей с ОВЗ требуют особого подхода к обучению и коррекционно-развивающей работе. Поэтому программа по "Сенсорному развитию" реализуемая в эрготерапевтическом зале поз...
Программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант).
Пояснительная запискаДанная программа «Двигательное развитие» составлена на основании программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой...
Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Смысл термина «Образовательные потребности» - определить, в чем же именно нуждается ребенок в процессе образования.Особые образовательные потребности различаются у обучающихся разных катег...
«Особые условия для развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
При подготовке семинара особое внимание уделялось исследованию отношения педагогов и воспитателей к работе с детьми и подростками с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития, трудностям, с котор...