Использование элементов экономики на уроках математики, как средство развития жизненных компетенций обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью.
статья на тему
Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эта проблема актуальна особенно для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Эти знания можно получить при решении арифметических задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям. Предложенные задачи направлены на:
· Формирование экономических понятий на уроках математики
· Развитие понятийного аппарата
· Раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений
· Овладение элементарными экономическими понятиями
· Успешная адаптация в быту
· Включение в производственную деятельность
Эти элементы должны помочь учащимся применять знания, умения, навыки по математике на практике. Они помогают учителю знакомить учащихся с такими сферами жизни как работа, совершение покупок, разнообразными денежными расчётами; даёт возможности для коррекции познавательной деятельности учащихся.
Решение данных задач будут способствовать облегчению применения полученных знаний при решении конкретных практических задач, с которыми они будут сталкиваться в повседневной жизни.
Такие задачи с элементами экономики, обеспечивают возможность учащихся в продвижении в овладении элементарными экономическими понятиями, математическими знаниями и умениями, помогут им успешно адаптироваться в обществе при современных экономических условиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_matematiki_s_elementami.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов экономики на уроках математики, как средство развития жизненных компетенций обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью.
Автор: Михайлова Р.С. – учитель математики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск «Школа-интернат №8». E – mail – school _8_031 @ mail. ru
Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эта проблема актуальна особенно для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Эти знания можно получить при решении арифметических задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям. Предложенные задачи направлены на:
- Формирование экономических понятий на уроках математики
- Развитие понятийного аппарата
- Раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений
- Овладение элементарными экономическими понятиями
- Успешная адаптация в быту
- Включение в производственную деятельность
Эти элементы должны помочь учащимся применять знания, умения, навыки по математике на практике. Они помогают учителю знакомить учащихся с такими сферами жизни как работа, совершение покупок, разнообразными денежными расчётами; даёт возможности для коррекции познавательной деятельности учащихся.
Решение данных задач будут способствовать облегчению применения полученных знаний при решении конкретных практических задач, с которыми они будут сталкиваться в повседневной жизни.
Такие задачи с элементами экономики, обеспечивают возможность учащихся в продвижении в овладении элементарными экономическими понятиями, математическими знаниями и умениями, помогут им успешно адаптироваться в обществе при современных экономических условиях
Понятия, которые необходимо объяснить детям при решении задач на нахождение «Семейного бюджета».
Бюджет – в переводе с английского «денежная сумка».
Бюджет составляют для того, чтобы заранее знать источники дохода я направления расходов и достичь их соответствия.
Доходы - разные виды поступлений за определённый период времени выраженные в денежных единицах.
Расходы- затраты материальных и денежных средств на приобретение и потребление чего-либо, оплаты услуг.
Услуга-действие, приносящее пользу, помощь другому.
Налог-государственный сбор с населения и предприятия
Абонент-тот, кто пользуется какой-то услугой.
Льгота-уменьшение оплаты.
Счётчик- прибор для подсчёта чего-нибудь.
Субсидия-денежная помощь, оказываемая государством или каким-нибудь учреждением.
Себестоимость - издержки предприятия при производстве товара.
Коммунальные услуги-услуги за водопровод, канализацию, отопление, освещение.
Большую роль в овладении экономическими понятиями играют арифметические задачи, в содержании которых идёт речь о производстве, стоимости, о природе, о сохранении её богатств, об условиях труда и его оплаты.
Задача №1. Мама в конце месяца решила подсчитать, хватит ли денег до следующей зарплаты.
Рассортируйте записи в два столбика «доход» - «расход» и подсчитайте, какой результат ожидает семью.
Задача №2. Посчитайте, чему равен доход семьи, если
Папа получает зарплату-
Мама получает зарплату
Бабушка получает пенсию-
Задача№3
Зарплата папы и мамы-
Истратили на продукты-
Заплатили за квартиру, свет, телефон-
Пенсия бабушки-
Заплатили за ремонт холодильника-
Оплатили покупки в магазине-
Купили подарок сыну-
Вывод.
Что означает термин «экономить»
Чем отличается качество «экономный» от качества «жадный».
Заработная плата- это денежное вознаграждение, которое получает работник за свой труд, за выполненную работу. Она зависит от количества и качества труда, затраченного работником.
Задача№4
Мастер за 8 часов обрабатывает 96 деталей, а его ученик за 6 часов обрабатывает, 54 такие же детали обрабатывает за час, мастер, ученик?
Как вы думаете, кто из них получит больше денег за свою работу? Почему?
(количество продукции; стаж работы, опыт).
Задача№5
За один день токарь зарабатывает 960 рублей. Сколько денег он получит, проработав 20 дней?
Задача№6
Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 2кг 400 г стоит-------р., а пакет весом 600 г стоит -------- р..? Сколько денег она сэкономит?
Задача№7
Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет --------р. За один килограмм , а мешок сахара (50 кг) стоит ------------ р. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)? Как покупают сахар в твоей семье.
Задача №8
Средняя зарплата работника предприятия составляет 15000 р. 13 % с этой суммы отчисляется в фонд государства, а 1% - в фонд пенсионного страхования, 1% - в фонд профсоюза. Какую сумму работник получает на руки?
Задача№9
Подсчитайте, вписав в таблицу необходимые данные, сколько заплатит твоя семья за коммунальные услуги.
Виды услуг | |
ГВС | |
Отопление | |
Водоотведение | |
Электрическая энергия | |
Итого к оплате |
Задача №10
Сколько будет стоить завтрак для семьи из 4 человек, если на одного человека требуется 0, 25 батона , 1 яйцо, сыр (50 г на порцию) , 1 стакан молока (250 г)?
Задача № 8
Молодая семья откладывает каждый месяц по 3500 р. На покупку холодильника. Через сколько времени она сможет купить холодильник, если он стоит-------- р.?
Задача №8
Однажды Петя проголодался и решил пообедать в столовой. Там было много вкусных блюд. Чтобы что-то выбрать для себя Петя сначала прочитал меню и узнал цены. У него с собой было 150 рублей. Что можно купить из этого перечня.
Меню
Первые блюда | Цена |
1. Борщ | 55 р |
2. Куриный суп | 67 р. |
3. Уха | 35 р. |
Вторые блюда | |
Котлета с картофельным пюре | 70 р. |
Сосиски с жареным картофелем | 60 р |
Рыба с тушёными овощами | 85 р. |
Напитки | |
Чай сладкий | 15 р |
Компот | 35 р. |
Кисель | 20 р. |
Задача №11
Рассчитайте оплату за коммунальные услуги в месяц, если в семье 2 человека и площадь квартиры 42 кв. м. Квартира неприватизированная, счётчики воды не установлены.
Как вы думаете, как можно сэкономить на оплате за коммунальные услуги.
Задача №12
Рассчитайте, сколько денег уходит за абонентскую плату за телефон за 2 месяца, за квартал, полгода, год?
Чему равен один квартал?
Абонентская плата за наличие телефона, за междугородние разговоры.
Задача №13
Минута разговора Саяногорск - Москва стоит … руб.
Сколько будет стоить разговор продолжительностью 3,10,15 минут.
Знания, которые получают обучающиеся в школе, должны быть направлены на формирование умений и навыков. Формирование элементов экономических знаний является для них жизненно важным.
«Наиболее общее понимание экономики-способ ведения хозяйства. В переводе с греческого языка экономика- «хозяйствование по правилам в соответствии с законом». Применительно к домашнему хозяйству экономика-это наука о том, как человек зарабатывает себе на жизнь и удовлетворяет потребности личные и своей семьи»
(Дудников В.В. и другие. Экономическая культура. Самара: Самарский ИПКРО, 1994.)
Уроки математики с элементами экономики обладают большим воспитательным потенциалом, такими, как правила и нормы экономического поведения, навыки взаимодействия с людьми, умение принимать решения. Выработка элементарных знаний, умение анализировать, вычислять, рассуждать, выбирать. В совокупности всё это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности и личности детей с отклонениями в развитии, а также их более успешной социализации.
Литература:
- Блажнокова И.И. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа. \\ Дефектология.-2000.-№5.
- Коррекционная педагогика.-3(15),2006.
- Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе.
- Перова М.Н. Математика 9кл. М.:Просвещение,2001.
- Рабочая тетрадь по математике 8, 9 классы
- Эк В.В. Математика 8 М.:Просвещение,2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) по предмету «Этика» 8,10,11 классы
Рабочая программа по ЭТИКЕ для 8,10,11 классов для учащихся с интеллектуальными нарушениями...
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для 6,8 класса
С использованием программы И.М. Бгажноковой...
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) по предмету «ЧТЕНИЕ» для 6,8 класса
С использованием программы И.М. Бгажноковой...
адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью «Математика-8класс» 2014 - 2015 уч. г.;
Ø Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007г. № 313-ФЗØ ФБУП МО РФ приказ № 29/2065-П от 10.04.2002г.Ø Типовое положение о специальном (коррекционно...
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) - это общеобразовательная программа, а...
Адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Адаптированные основные общеобразовательные программы образования (биология, география, информатика и КТ, история, литература, математика, ОСЖ, профильный труд, русский язык, физическая культура...
Рабочая программа по географии 7-9 (приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по географии 7-9 класс подойдёт для учителей, работающих в коррекционных классах...