План самообразования
материал

Бекетова Ольга Борисовна

План сообразования по теме "Современные подходы в коррекции дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста с ТНР"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

 учителя-логопеда

Бекетовой Ольги Борисовны

на 2022 — 2027 учебный год

 

Тема :

«Современные подходы в коррекции дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста с ТНР»

Актуальность проблемы

         В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с  различными трудностями обучения в начальной школе. «Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися». ( Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»). Огромная роль отводится раннему выявлению предпосылок дисграфий. На сегодняшний  день под понятием дисграфии понимается – частичное специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

          Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции дисграфии у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность  играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности. Весь ход нормального речевого развития ребенка протекает по строго определенным закономерностям, при которых каждое уже сформировавшееся звено является своего рода базой для полноценного формирования последующего. Поэтому выпадение какого-то одного звена ( или отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию и других, «надстроенных» над ним, звеньев. Необходимо постоянно следить за своевременностью приобретения ребенком соответствующих речевых и других навыков.

           Дисграфия и дислексия никогда не возникают «из ничего». Дети, страдающие нарушениями чтения и письма, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Это, прежде всего, дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. Отставание в фонетическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. Еще большие затруднения испытывают дети с ОНР, которое проявляется в нарушении не только произносительных, но и лексико-грамматической стороны речи. Такие дети становятся неуспевающими учениками.  Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Основная задача учителя-логопеда - предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной различной тяжестью недоразвития речи, что повышает качество учебно-воспитательного процесса. Поэтому необходимость ведения профилактической работы и применение современных подходов по предупреждению ошибок письма и чтения очевидна для всех.

Ведущая педагогическая идея

         Своевременное выявление учащихся с речевой патологией,  правильная квалификация имеющихся дефектов речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения, современных подходов позволяет не только предупредить  появление у этих детей нарушений письма и чтения, но и не допустить отставание в усвоении программного материала по русскому языку. Преодоление с помощью современных технологий и предупреждение речевых нарушений способствует развертыванию творческих сил личности ребенка, устраняют препятствия к реализации ее общественной направленности, к приобретению знаний.

Цель самообразования: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

- Изучить новую, современную психолого-педагогическую литературу о коррекции нарушений письма и чтения у младших школьников.

- Осуществить коррекционную работы с помощью современных подходов, направить на формирование и развитие компонентов, лежащих в основе письма и чтения.

- Систематизировать современные  игры и игровых упражнений для предупреждения и коррекции нарушений чтения и письма.

-  Повысить педагогическую грамотность учителей и родителей по данной теме;

-  Пополнить коррекционно-развивающую среду кабинета.

 

Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ОО, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.

План самообразования.

  1. Профессионально-педагогическая деятельность.

Содержание работы

Сроки

1

Своевременное выявление обучающихся с особыми потребностями развития с ОВЗ, сбор анамнеза, обследование обучающихся. Проведение мониторинга, формирование расписания и групп коррекции, составление индивидуальных АОП коррекции речи каждого обучающегося.

Начало учебного года

2

Организация образовательного процесса.

В течение года

3

Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС НОО.

В течение года

4

Консультирование родителей по вопросам нарушения письменной речи на страницах персонального интернет-сайта учителя - логопеда, сайта ОО на портале Электронное образование «Сферум».

В течение года

5

Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по русскому языку.

В течение года

6

Разработка сценариев и проведение  открытых занятий, мероприятий совместно с педагогами-психологами, дефектологами: мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

В течение года

7

Консультации для родителей (групповые и индивидуальные): «ФАОП  НОО», «Закон об образовании в РФ», «Недостатки речи сегодня-трудности в обучении завтра», «Нарушения чтения и письма. Причины, основные направления работы», «Фонематический слух- основа речи», «Обогащение словарного запаса у младших школьников с недостатками речевого развития», «Развитие зрительно-моторных координаций у учащихся начальных классов при дисграфии и дислексии», «Необходимость и правила выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики», «Когда рука не владыка» Познакомить с проблемами нарушения письма и речи у школьников,

В течение года

8

«Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в школе, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, творческая мастерская, поиск в магазинах, в сети Интернет, совместные проекты.

В течение года

9

Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики младшего школьника.

В течение года

10

Семинары - практикумы «Современные подходы в коррекции дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста с ТНР»

Сентябрь, январь, май

11

«Профилактика нарушений письменной речи» - обследование речи первоклассников, проведение  внеурочной деятельности «Говорим правильно»

В течение года

12

Реализация проекта «Семейный клуб» - педагогическая поддержка родителей обучающихся с нарушениями устной и письменной речью

В течение года

13

Подготовка и проведение ПМПК: разработка коррекционно-развивающих занятий, обследование обучающихся, набор обучающихся в логопедические группы на следующий учебный год

май

14

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг обучающихся с ОВЗ, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах  разного уровня.

В течение года

15

Участие в конкурсах для обучающихся с ОВЗ

В течение года

16

Участие в работе МО учителей-логопедов

По плану МО

17

Наличие, ведение, обновление персонального сайта

Постоянно

18

Занятия он – лайн для обучающихся с ОВЗ в системе Электронное образование «Сферум»

Постоянно

19

Творческое сотрудничество с педагогами ОО, начальной школой, другими социальными институтами, сопровождающими развитие обучающихся по теме.

В течение года

  1. Методическая работа.

Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.

Содержание работы

Сроки

1

Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам.

Постоянно

2

Изучение нормативно-правовой документации по вопросам НОО: Закон РФ от 01.09.2013г. «Об образовании»; -ФЗ от 08.08.2024 г. № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (дополнен перечень специальных условий для обучающихся с ОВЗ, включена статья о компетенции образовательной организации в плане создания данных условий, уточнены основания для организации обучения на дому, вводятся терминологические изменения) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_482558/

-Приказ Минпросвещения России от 17.07.2024 г.№ 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ» (вводятся изменения в федеральные рабочие программы по ряду учебных предметов, в частности предмету «Труд (технология)» https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_483592/

-Концепция развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в РФ на период до 2030 года и план мероприятий по ее реализации (№ СК-13/07 вн от 18.07.2024 г.) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_479639/

-Письмо Минпросвещения России от 30.08.2024 № ДГ-1478/07 «О направлении рекомендаций» (рассматриваются вопросы о мерах по обеспечению преемственного качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ, инвалидностью с учетом индивидуализированного подхода)

https://овз.рф/npa/tip-npa/org/org-obr-ovz-inv-ip/

-Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России от 27.06.2024 г. № 2928 «О направлении информации» (представлены методические рекомендации, разработанные специалистами института коррекционной педагогики А.Д. Вильшанской, О.В. Егуповой (под общ. ред. Н.В. Бабкиной) «Контроль качества обучения в условиях инклюзии»)

https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc..

-Приказ Минпросвещения России от 18.07.2024 г. № 499 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 16.08.2024 г. № 79172) Примерная ФАОП  

Начало года, регулярно

3

Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя—логопеда на новый учебный год

Сентябрь

4

Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов.

В течение всего периода

5

Разработка адаптированной основной образовательной программы начального общего образования на учебный год.

Начало учебного года

6

Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек.

В течение года

7

Оформление стендов, кабинета ширмами, памятками, буклетами: «Сегодня на занятии», «Секреты речи», «Пальчики умеют говорить», «Речь и движение», «Современные подходы в коррекции нарушений письменной речи».

В течение года

8

Подготовке к проведению консультаций, мероприятий, фестивалей, конкурсов.

По плану

9

Разработка сценариев совместных с педагогами НОО мероприятий: мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

В течение года

10

Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «ФГОС НОО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Недостатки речи сегодня-трудности в обучении завтра», «Нарушения чтения и письма. Причины, основные направления работы», «Фонематический слух- основа речи», «Обогащение словарного запаса у младших школьников с недостатками речевого развития», «Развитие зрительно-моторных координаций у учащихся начальных классов при дисграфии и дислексии», «Необходимость и правила выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики», «Когда рука не владыка» Познакомить с проблемами нарушения письма и речи у школьников.

В течение года

11

Разработка  современных методов и приемов коррекции нарушения письменной речи

В течение года

12

Разработка программы по профилактике нарушений письменной речи (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики)

В течение года

13

Оформление проекта «Семейный клуб» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями

В течение года

14

Подготовка и проведение ПМПК: работа с документами, принятие и выпуска детей, заполнение документации к ПМПК, отчетю

В течение года

15

Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера.

В течение года

16

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг обучающихся с ОВЗ, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах  разного уровня.

В течение года

17

Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, самообразование по проблеме «Современные подходы в коррекции дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста с ТНР».

Постоянно

18

Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования.

В течение года

19

Участие в методическом активе ГМО учителей – логопедов: разработка рабочей программы, подбор тем заседаний ГМО учителей - логопедов

По плану ст. логопеда

20

Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет.

Постоянно

21

Публикации систематизированного педагогического опыта в сборниках, на портале  «Наш портал»,«Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок».

Регулярно

22

Работа он - лайн «Сферум»,  педагогического сообщества «В контакте», привлечение участников (родителей детей с ОВЗ), обновление материалов, сопровождение в вопросах речевого развития дошкольников.

Постоянно

3. Изучение специальной литературы.

1.

Изучение и размещение материалов на сайтах:

  • Детский портал «Солнышко», Журнал «Логопед», Логопед.ру, «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок», http://festival.1september.ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с обучающимися).

2.

Изучение периодических изданий, методической литературы.

  • Библиотека журнала «Логопед: Взаимодействие педагогов с родителями».
  • Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. -  2018. - №1.
  • Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.
  • Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  • Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
  • Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.
  • Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  • Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2007. № 2. С. 37-41; статья «Самообразование педагогов в ДОУ». Автор: К.Ю.Белая, канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ.
  • Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ».
  • Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.
  • Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  • Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.
  • Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.
  • Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 2016.
  • Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015г. – 160с.
  • Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.
  • Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 2019.
  • Чиркова С.В. «Родительские собрания в школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

План работы учебного кабинета и план самообразования

В план работы учебного кабинета входит: оборудование кабинета (средства обучения, методическое обеспечение, экзаменнационный материал и проверочные работы, библиотека кабинета), план работы кабинета (...

Үзүсеш планы - план самообразования

Укытучының үзүсеш планы киләсе 5 елга (2018 - 2023 еллар) исәпләнеп төзелә. Әлеге план буенча укытучы үз белемен күтәрү өстендә оештырылган чараларны планлаштыра...

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...

Перспективный план и план самообразования учителя физики

Перспективный план и план самообразования учителя физики...