Пояснительная записка к технологической карте занятия в подготовительной группе «Учимся различать звуки «С» и «Ш».
план-конспект
Цель занятия: закрепление умения различать звуки [С] и [Ш] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuzmina_poyasnitelnaya_zapiska_differentsiatsiya_zvukov_s_i_sh.docx | 35.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к технологической карте занятия
по образовательной области «Речевое развитие».
Раздел «Коррекционно-развивающие логопедические занятия»
В подготовительной группе
«Учимся различать звуки «С» и «Ш».
Составила: учитель-логопед Кузьмина А.А.
1.Диагностичность целей и конкретность задач.
Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, разработана на основе программы образовательного учреждения, рабочей программы коррекционно–развивающей направленности учителя–логопеда для детей 5-7 лет на 2024-2025г. Технологическая карта соответствует возрастным особенностям детей.
Цель занятия: закрепление умения различать звуки [С] и [Ш] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Для этого созданы все условия: посредством специальных упражнений и развивающих игр стимулируется развитие познавательной и речевой деятельности, а также слуховое восприятие, произвольное внимание, слуховая память, крупная и мелкая, а также артикуляционная моторика и многое другое. Таким образом, цель занятия соответствует требованиям ФГОС ДО.
2.Место образовательной деятельности в системе занятий
Задачи речевого развития детей реализуются в течение всего времени пребывания воспитанников в детском саду. Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрирует с областью «Познавательное развитие». Это взаимопроникновение способствует полноценному развитию ребёнка. Конспект разработан с учетом возрастных особенностей, в соответствии с рабочей программой по образовательной области «Речевое развитие». Логопедическое занятие является комбинированным, так как на занятии решаются одновременно дидактические и коррекционные задачи. Использование игровых приёмов обеспечивает развитие активности, инициативности детей.
3.Обоснованность применения демонстрационного и раздаточного материала.
Для наиболее качественного усвоения изучаемого материала во время занятия используются: интерактивные презентации «Дыхательная и артикуляционная гимнастика «Улитка», «Соня и Шура в магазине» (автор и создатель – учитель-логопед Кузьмина А.А.), зеркала, предметные картинки; схема 1 «Звуки «С» и «Ш»; схема 2 «Гласные и согласные звуки», сигнальные картинки с изображением сундука и шкафа; ортопедическая дорожка, картинки с нейроупражнениями «Ладошки».
Интерактивная презентация «Дыхательная и артикуляционная гимнастика «Улитка», зеркала используются на этапах выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики, где решаются следующие задачи: развитие дыхания (сильный напор воздушной струи), развитие артикуляционной моторики. .
Интерактивная презентация «Соня и Шура в магазине» используется на этапе дифференциации звуков [С] - [Ш] в словах, позволяет совершенствовать навыки звукового анализа, закреплять умение дифференцировать звуки [С ] - [Ш] в словах.
Схемы «Звуки [С] и [Ш]», «Гласные и согласные звуки» необходимы для формирования представления о механизме образования звуков [С] – [Ш] и их акустических особенностях.
Ортопедическая дорожка, картинки с нейроупражнениями «Ладошки» используются на этапе «Динамическая пауза» для того, чтобы развивать мелкую и общую моторику.
Предметные картинки необходимы, чтобы совершенствовать навыки звукового анализа, закреплять умение дифференцировать звуки [C] - [Ш] в словах, словосочетаниях.
Сигнальные картинки с изображением шкафа и сундука используются в практической деятельности детей, на этапе дифференциации звуков [С] – [Ш] в словах, данный этап помогает совершенствовать навыки звукового анализа, закреплять умение дифференцировать звуки [С] - [Ш] в словах, воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
4.Логичность в структуре.
Занятие имеет четкую структуру, состоит из этапов, которые идут в логической последовательности, связанны общим содержанием и методикой, соответствует требованиям САНПИН 2.4.3648-20 от 28.09.2020г № 28, выдержана длительность занятия-30 минут.
1.Организационный этап позволяет создать эмоционально-положительный климат, настроить детей на работу на занятии, педагог в стихотворной форме настраивает детей на занятие. - 2 мин.
2.Дыхательная гимнастика. Используется интерактивная презентация «Дыхательная и артикуляционная гимнастика «Улитка», упражнения направлены на развитие сильного напора воздушной струи. – 1 мин.
3.Артикуляционная гимнастика. Работа с интерактивной презентацией «Дыхательная и артикуляционная гимнастика «Улитка» направлена на развитие подвижности органов артикуляционного аппарата. – 3 мин.
4.Актуализация представлений - в форме беседы, обсуждения. Этап способствует формированию представлений механизме образования звуков [С] - [Ш], их акустических особенностях, развитию мелкой моторики. – 7 мин.
5. Дифференциация звуков [С] - [Ш] изолированно и в слогах. Этап проводится в форме игры «Поймай звук» и игры «Слушай внимательно и повторяй старательно!». Этап направлен на развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление умения дифференцировать звуки [С] - [Ш] изолированно, в слогах. - 3 мин.
6. Дифференциация звуков [С] - [Ш] в словах. Реализуется с помощью интерактивной игры «Соня и Шура в магазине». Этап направлен на совершенствование навыков звукового анализа, закрепление умения дифференцировать звуки [С] - [Ш] в словах. - 2 мин.
7. Динамическая пауза проводится в форме подвижной игры «Дорожка», которая позволяет снять эмоциональное напряжение, сформировать положительную мотивацию к предстоящей деятельности. В процессе выполнения движений развивается общая, мелкая моторика детей. – 2 мин.
8. Дифференциация звуков [С] - [Ш] в словах (практическая работа). Этап проведён в форме игры «Что в сундуке, а что в мешке?», направлен на совершенствование навыков звукового анализа, воспитание навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, закрепление умения дифференцировать звуки [С] - [Ш] в словах. - 4 мин.
9. Дифференциация звуков [С] - [Ш] в словосочетаниях. Этап проведён в форме игры «Один-много», с опорой на предметные картинки; направлен на развитие произвольного внимания, закрепление навыка образования форм существительных и прилагательных в родительном падеже множественного числа, закрепление умения дифференцировать звуки [С] - [Ш] в словосочетаниях. - 2 мин.
10. Дифференциация звуков [С] - [Ш] в предложениях. Этап проведён в форме игры «Путаница», направлен на совершенствование навыков звукового анализа, развитие слухового восприятия, произвольного внимания, закрепление умения дифференцировать звуки [С] - [Ш] в предложениях. - 2 мин.
11. Заключительный этап направлен на умение анализировать, проходит в виде блиц-опроса. – 1 мин.
12. Рефлексия. Дети оценивают результат своей деятельности с помощью жестов («солнышко» – раскрытая ладонь и кулачок), этап направлен на формирование способности оценивать результат своей деятельности. – 1 мин.
5.Описание предварительной работы
Предварительно проведены коррекционно-развивающие занятия по постановке и автоматизации звуков [С] и [Ш] в речи детей.
6.Форма организации деятельности.
Форма организации деятельности - подгрупповая.
7.Соответствие использованных форм, методов и приёмов работы поставленным целям и задачам.
Задачи. | Соответствующий вид деятельности |
Стимулировать интерес к логопедическим занятиям. | Метод: Приветствие. Беседа. Сообщение информации педагогом. |
Развивать дыхание (сильный напор воздушной струи). | Методы: Дыхательная гимнастика; Интерактивная презентация «Дыхательная и артикуляционная гимнастика «Улитка» |
Развивать артикуляционную моторику. | Метод: Артикуляционная гимнастика. Интерактивная презентация «Дыхательная и артикуляционная гимнастика «Улитка» |
Формировать представления о механизме образования звуков [С]–[Ш] и их акустических особенностях, развивать мелкую моторику | Методы: Беседа. Обсуждение. |
Развивать слуховое восприятие, слуховую память, закреплять умение дифференцировать звуки [С]-[Ш] изолированно, в слогах. | Методы: Дидактическая игра “Поймай звук”. Дидактическая игра «Слушай внимательно и повторяй старательно» Элементы пальчиковой гимнастики. |
Совершенствовать навыки звукового анализа, закреплять умение дифференцировать звуки [С]-[Ш] в словах. | Метод: Интерактивная игра «Соня и Шура в магазине» |
Развивать мелкую и общую моторику. | Метод: Подвижная игра «Дорожка», нейроупражнения |
Совершенствовать навыки звукового анализа, закреплять умение дифференцировать звуки [С]-[Ш] в словах, воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. | Метод: Дидактическая игра «Что в сундуке, а что в шкафу?». Самостоятельная работа детей. |
Развивать произвольное внимание, закреплять умение дифференцировать звуки [С]-[Ш] словосочетаниях, закреплять навык образования форм существительных и прилагательных в родительном падеже множественного числа. | Метод: Дидактическая игра «Один-много» |
Совершенствовать навыки звукового анализа, закреплять умение дифференцировать звуки [С]-[Ш] в предложениях, развивать слуховое восприятие, произвольное внимание. | Метод: Дидактическая игра «Путаница» |
Развивать умение анализировать. | Метод: блиц-опрос |
Формировать способность оценивать результат своей деятельности | Метод: оценка работы |
8.Разработка и применение инструментов мотивации и рефлексии
Мотивационный этап - включает организацию детей, переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя. Содержательный этап включает актуализацию имеющихся знаний у детей, закрепление и уточнение имеющихся представлений. На заключительном этапе формулируется общий итог деятельности.
Использование разных видов детской деятельности: познавательной, коммуникативной, двигательной, игровой способствует решению поставленных задач.
9.Определение и описание учёта и поддержки инициативы, активности и самостоятельности детей.
Для поддержки детской инициативы и активности используются такие методы и приемы как: подводящий диалог, побуждающий диалог, сюрпризный момент, дидактические игры, информационно-коммуникативные технологии (интерактивные презентации), разнообразие наглядного материала. Поддержка воспитанников доброжелательным тоном и ободряющими словами.
10.Организация двигательной активности детей, профилактика утомления.
Для профилактики утомляемости детей во время занятия применяются здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, ходьба по ортопедической дорожке – профилактика плоскостопия, пальчиковая гимнастика), смена видов деятельности, что способствует снятию мышечного и эмоционального напряжения. В организации двигательной активности и профилактики утомления предлагаются: дидактическая игра с движениями «Один-много», подвижная игра на ортопедической дорожке «Дорожка», элементы пальчиковой гимнастики на этапе актуализации, дидактическая игра «Что в сундуке, а что в шкафу?» (самостоятельная работа детей у магнитной доски).
11.Разработка и применение инструментов рефлексии.
Для создания эмоционально-положительного климата в конце занятия дети оценивают свою активность на занятии с помощью жестов, педагог поощряет детей.
12.Соответствие поставленных целей и задач прогнозируемым результатам.
Занятие способствует развитию звуковой культуры речи детей. Поставленные задачи решаются в процессе выполнения различных видов деятельности, применении разнообразных методов и приёмов работы, здоровьесберегающих технологий, через эмоциональное общение с педагогом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе «Звуки «З», «Зь».
Применение здоровьесберегающих технологий на занятии....
Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада по теме:"Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.
На занятии отрабатывается автоматизвация звука [Р], уточняется понимание причинно - следственных связей при составлении рассказа по серии сюжетных картинок, воспитывается интерес к учебе....
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФН Тема: «Звук Л»
Конспект логопедического занятия в подготовительной группедля детей с ФФНТема: «Звук Л»...
Конспект занятия в подготовительной группе "Звуки Г, Гь. Буква Г"
Конспект занянтия для детей подготовительной группы по подготовке к обучению грамоте "Звуки Г,Гь. БукваГ"...
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с заиканием. Тема: Дифференциация звуков Л — Ль.
Данный конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих заикание. В конспекте отражены цели занятия, ход занятия и необходимое оборудование, а так же представлены фотографии ...
Технологическая карта занятия по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) в подготовительной к школе группе Тема: "Загадки Зимушки-зимы"
Цель: обогащение музыкальных впечатлений детей через восприятие характера музыки и способы передачи в движении музыкальных образов....
Технологическая карта логопедического занятия в подготовительной группе Тема: «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»
Цель: закрепление умения различать звуки [С] и [Ш] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...