Технологическая карта логопедического занятия в подготовительной группе Тема: «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»
план-конспект
Цель: закрепление умения различать звуки [С] и [Ш] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuzmina_tehnokarta_zvuki_s_i_sh.docx | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
Технологическая карта занятия
По образовательной области «Речевое развитие»
Раздел «Коррекционно-развивающие логопедические занятия»
в подготовительной группе
Тема: «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»
Название: «Учимся различать звуки «С» и «Ш»
Составила: учитель-логопед
Кузьмина А.А.
г. Югорск, 2024
Цель: закрепление умения различать звуки [С] и [Ш] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях
Задачи:
1. Образовательные:
- формировать представления о механизме образования звуков [С]–[Ш] и их акустических особенностях;
- совершенствовать навыки звукового анализа;
- закреплять умение дифференцировать звуки [С]-[Ш] изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях;
- закреплять навык образования форм существительных и прилагательных в родительном падеже множественного числа;
- формировать способность оценивать результат своей деятельности
2. Развивающие:
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать дыхание (сильный напор воздушной струи);
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать слуховое восприятие, слуховую память;
- развивать произвольное внимание;
- развивать умение анализировать.
3. Воспитательные:
- стимулировать интерес к логопедическим занятиям;
- воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Материалы и оборудование: интерактивная презентация «Дыхательная и артикуляционная гимнастика «Улитка»; интерактивная презентация «Соня и Шура в магазине», зеркала, предметные картинки; схема 1 «Звуки «С» и «Ш»; схема 2 «Гласные и согласные звуки», сигнальные картинки с изображением сундука и шкафа; ортопедическая дорожка, картинки с нейроупражнениями «Ладошки».
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации. | Деятельность педагога, расположение | Предполагаемая деятельность воспитанников расположение |
Организационный этап 2 мин | Стимулировать интерес к логопедическим занятиям. | Приветствие, Беседа. Сообщение информации | -Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Станем рядышком, по кругу, Скажем "Здравствуйте! " друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем "Привет! " и "Добрый день! "; Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. – ДОБРОЕ УТРО! Чтобы быть бодрыми и здоровыми что нужно делать по утрам? Зарядку. Давайте сделаем гимнастику для рта, чтобы мышцы были сильными и все звуки получались | Дети стоят в полукруге, выполняют задания педагога, настраиваются на работу. |
Дыхательная гимнастика 1 мин | Развивать дыхание (сильный напор воздушной струи). | Дыхательная гимнастика. Интерактивная презентация «Дыхательная и артикуляционная гимнастика «Улитка» (слайд 2) | Педагог предлагает посмотреть презентацию «Улитка». - Маленькая улитка решила отправиться в путешествие. Но на её пути появились шмели. Давайте подуем, прогоним шмелей, освободим дорогу улитке! | Дети садятся на стулья, слушают инструкцию педагога, выполняют упражнения на развитие дыхания. Ладонями проверяют напор воздуха. |
Артикуляционная гимнастика, объявление темы занятия 3 мин | Развивать артикуляционную моторику. | Артикуляционная гимнастика Интерактивная презентация «Дыхательная и артикуляционная гимнастика «Улитка» (слайд 3) Сообщение педагогом темы занятия (слайд 4) | Педагог включает следующий слайд презентации «Улитка». -Впереди показалась прекрасная поляна, усыпанная спелыми ягодами клубники. Чтобы улитка полакомилась вкусной ягодой, нужно сделать артикуляционное упражнение. -Улитка приползла к чудесному месту: огромное дерево качалось и шумело от ветра. Рядом лилась вода из водопада. Задумалась улитка: «Дерево качается, шумит: Ш-ш-ш. Вода течёт: С-с-с. Какие похожие звуки! Как отличать их?» А вы ребята, хорошо знаете эти звуки? И различаете их? | Дети сидят на стульях, выполняют упражнения на развитие артикуляционного аппарата |
Актуализация 7 мин | Формировать представления о механизме образования звуков [С]–[Ш] и их акустических особенностях, развивать мелкую моторику | Беседа. Обсуждение. Работа со схемой 1 «Звуки «С» и «Ш». Работа со схемой 2 «Гласные и согласные звуки». Элементы пальчиковой гимнастики. | Логопед вывешивает на магнитную доску схему 1. Логопед: Ребята, когда мы произносим звук «С», губы что делают? Правильно, улыбаются. А язычок? Он внизу, делает «горку». Давайте произнесём: «с-с-с». Ладошку поднесите ко рту, какой воздух выходит изо рта? Правильно, холодный. А теперь про звук «Ш» поговорим. Губы при произношении «Ш» вытягиваются в трубочку, язык – поднимается. Какое упражнение мы делаем при произнесении звука «Ш»? Верно, чашечку. Логопед вывешивает на магнитную доску схему 2. А теперь посмотрите на следующую схему, Дадим характеристику звукам. Сначала звуку «С». Логопед: Да, верно! Звук С согласный, твёрдый, глухой. Дадим характеристику звуку Ш. Логопед: Всё верно! Ребята, посмотрите у этих звуков одинаковые характеристики, но у них всё же есть различия. Какие? Логопед: Давайте проговорим стихотворение, а пальцы поработают (большой палец каждой руки соединяем с остальными пальцами): Язычок вверху живёт Там он песенку поёт: ШИ-ШО-ШУ-ША. Каша, беляши, лапша. Язычок внизу живёт Там он песенку поёт: СЭ-СО-СУ-СА. мясо, масло, колбаса. | Дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы Дети: Звук С встречает преграду: зубы сомкнуты, язык упирается в зубы, значит С – согласный, произносится твёрдо, горло не дрожит, значит С глухой . Дети: Звук Ш согласный, твёрдый, глухой Дети: Когда мы произносим С язык опускается вниз, к нижним зубам, а когда произносим Ш язык поднимается вверх, к верхним зубам и напоминает чашечку. Дети: «Звуки по-разному произносятся, по-разному себя ведёт губы и язык». |
Дифференциация звуков [С] и [Ш] изолированно и в слогах 3 мин | Развивать слуховое восприятие, слуховую память, закреплять умение дифференцировать звуки [С]-[Ш] изолированно, в слогах. | Игра “Поймай звук”. Игра «Слушай внимательно и повторяй старательно» | - Ребята, вставайте напротив меня. Выполняйте: Слышим «С» –хлопаем в ладоши, «Ш» – приседаем. Изолированно: С, К, Ш, М, Ш, Ф, С В слогах: ША, СА, СЫ, СО, ШУ, ШО, СУ, СЭ А теперь слушайте внимательно и повторяйте старательно: са-са-ша ша-са-са шу-су-су су-шу-шу аш-аш-ас | Дети стоят в полукруге перед педагогом, слушают звуки, выполняют соответствующие движения Дети повторяют цепочки слогов |
Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах 2 мин | Совершенствовать навыки звукового анализа, закреплять умение дифференцировать звуки [С]-[Ш] в словах. | Интерактивная игра «Соня и Шура в магазине» | - Ребята, Соня будет покупать товары со звуком «С», Шура со звуком «Ш». Какие товары купила Соня? Какие товары купил Шура? | Дети сидят на стульчиках, выполняют задание |
Динамическая пауза, 2 мин | Развивать мелкую и общую моторику. | Подвижная игра «Дорожка» (ортопедические коврики, картинки с нейроупражнениями | -Ребята, перед нами болото и нам надо через него пройти. Вставайте поочерёдно на правую, затем левую ноги на кочки, делайте упражнения для рук. | Ходьба по ортопедической дорожке. |
Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах (практическая работа) 4 мин | Совершенствовать навыки звукового анализа, закреплять умение дифференцировать звуки [С]-[Ш] в словах, воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. | Игра «Что в сундуке, а что в шкафу?» карточки-символы с изображением шкафа, сундука, предметные картинки на звуки [С] и [Ш] | Ребята, на столе лежат картинки, назовите их и расположите правильно на магнитной доске: в шкаф – слова со звуком «Ш», в сундук – со звуком «С» правильно их распределим: В сундук попадут слова со звуком «С», в шкаф – со звуком «Ш». | Дети стоят у стола, с картинками подходят к магнитной доске, распределяют предметные картинки по группам (в сундук – со звуком С, в шкаф – со звуком Ш) |
Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словосочетаниях 2 мин | Развивать произвольное внимание, закреплять умение дифференцировать звуки [С]-[Ш] словосочетаниях, закреплять навык образования форм существительных и прилагательных в родительном падеже множественного числа. | Игра «Один-много» (с демонстрацией предметных картинок» | Я говорю словосочетание про один предмет. Вы, ребята, говорите как будет много. Например: пушистая собака-пушистые собаки, Быстрая машина, сладкий ананас, шустрый мышонок, толстый мешок, спелая груша | Дети садятся на стульчики, выполняют задание |
Дифференциация звуков [С] и [Ш] в предложениях 2 мин | Совершенствовать навыки звукового анализа, закреплять умение дифференцировать звуки [С]-[Ш] в предложениях, развивать слуховое восприятие, произвольное внимание. | Игра «Путаница» | - Ребята, звуки в словах перепутались, давайте вернём их на место: Кошка ловит «миску». Мама моет «мышку». Пожарный носит «кашку». Саша ела «каску». На виду у детворы «крысу» красят маляры. | Дети выполняют задание, педагог следит, чтобы дети давали полный ответ на вопрос |
Заключительный этап. 1 мин | Развивать умение анализировать. | Блиц-опрос. | -Что сегодня вы делали на занятии? Что вам запомнилось? | Дети вспоминают, чем занимались на занятии. |
Рефлексия 1 мин | Формировать способность оценивать результат своей деятельности | Оценка работы. | - Сейчас я вас попрошу, оценить свою работу. Если вы были активны во время занятия, старалась выполнять задания, поднимите ладошку раскрытую - солнышко, если было тяжело выполнять задание, или вы не справились, поднимите кулачек. Вы сегодня – молодцы! | Оценка детьми своей работы. Прощание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы по теме: «Дифференциация звуков Р и Л»
План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме:Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы по теме: «Дифференциация звуков Р и Л»...
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с заиканием. Тема: Дифференциация звуков Л — Ль.
Данный конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих заикание. В конспекте отражены цели занятия, ход занятия и необходимое оборудование, а так же представлены фотографии ...
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж »
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж &ra...
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков «К-Г».
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков «К-Г»....
Конспект индивидуального занятия с ребенком подготовительной группы ( ФФНР, альтернативное сходящееся косоглазие, дальнозоркость обоих глаз, острота зрения OD/OS=0.4/0.6, окклюзия на левом глазу) на тему: «Дифференциация звуков «Л» и «Р».
У ребенка-инвалида сходящееся косоглазие, поэтому весь картинный материал предъявляем ребенку на фланелеграфе или на подставке.Предметные картинки наклеены на цветной картон, силуэты картинок ра...
Итоговое занятие для детей подготовительной группы. Тема "Дифференциация глухих и звонких согласных".
В конспекте занятия показаны приемы по формированию фонематического восприятия, а именно различению согласных звуков по глухости - звонкости....
Конспект занятия с детьми подготовительной логопедической группы по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [р]-[л]». Лексическая тема «Космос».
Лексическая тема «Космос».Цель.Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера) и испытывающим трудности в обучении и общении, поср...