Технологическая карта занятия по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) в подготовительной к школе группе Тема: "Загадки Зимушки-зимы"
план-конспект по музыке

Королёва Татьяна Александровна

Цель:  обогащение музыкальных впечатлений детей через восприятие характера музыки  и способы передачи в движении музыкальных образов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-zanyatiya.docx264.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Каменского района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №15 "Ладушки"

Технологическая карта занятия

по художественно-эстетическому развитию

(музыкальная деятельность)

в подготовительной к школе группе

Тема:  Загадки Зимушки-зимы

D:\фото воспитатель 2019\IMG_5401.JPG

Разработала: Королёва Т.А.,

музыкальный руководитель

Каменский район - 2019

Технологическая карта занятия

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Тема занятия: «Загадки Зимушки-зимы»

Возрастная группа: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Цель:  обогащение музыкальных впечатлений детей через восприятие характера музыки  и способы передачи в движении музыкальных образов.

Задачи:

Обучающие:

  • актуализировать знания детей о признаках зимы;
  • совершенствовать умение сопоставлять образы с характером музыки;
  • формировать навык  в  чтении  ритмического рисунка мелодии;
  • упражнять в пении по ритмическому рисунку с одновременным исполнением метрического пульса.

Развивающие:

  • развивать чувство ритма посредством чтения ритмического рисунка;
  •  продолжать работу по развитию творческого воображения детей  посредством самостоятельного поиска способов передачи образов в музыкально-ритмических  движениях.

Воспитательные: 

  • содействовать проявлению самостоятельности при выборе музыкальных инструментов;
  • воспитывать культуру общения со сверстниками в совместных действиях.

Дополнительные задачи:

  • добиваться соблюдения техники безопасности во время выполнения музыкально-ритмических  движений: соблюдение дистанции, плавное выполнение движений, медленное кружение.

Словарная работа:

  • активизировать активный словарный запас детей словами: ритм, музыкант, оркестр, танец.

Планируемый результат: дети определяют характер музыки, сопоставляют его с образом и передают этот образ в музыкально-ритмических  движениях.

Подготовительная работа: разучивание музыкального приветствия.

Материалы и оборудование: 

  • мультимедийная установка,
  • музыкальные инструменты (бубен, металлофон, колокольчики, ложки) материалы для ритмического рисунка (снежинки, декоративные камешки)


Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Переключить внимание детей на предстоящую деятельность, стимулировать интерес к ней.

- Здравствуйте, ребята!

- Как ваше настроенье?

- Пора нам заниматься!

- Мы будем все стараться?

Ребята, меня зовут Татьяна Александровна!

Сегодня  музыкальное занятие проведу у вас я.

Поприветствуем и наших гостей – здравствуйте!

Музыкальное приветствие

Словесный: беседа

Дети здороваются, отвечают на вопросы музыкального приветствия

Повышенный интерес к занятию, сконцентрированное внимание

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создать ситуацию, которая вызывает затруднение в деятельности детей;

Побудить детей  выдвижению различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему.

- Скажите мне: какое сейчас у нас время года?

- Правильно (зима).

- Ребята, думаю, с вашими воспитателями вы уже не раз говорили о красоте зимней природы, но хорошо ли мы ее знаем? Какая она?

- Вы правы. Зимой погода бывает разная: и солнечная, и морозная, и даже дождливая. Но, несмотря на это, зиму любят все, и дети, и взрослые. Поэты ее описывают в стихах, композиторы сочиняют музыку, а художники пишут картины.

- Посмотрите на экран, что там изображено?

 - А что на изображено на картине?

 - Какая она, эта картина? (снежная, зимняя…)

- Какое настроение в ней передал художник?

Как вы думаете, можем ли мы с вами добавить радостного настроения в эту картину?

Каким способом мы сможем  ее украсить яркими красками?

Словесный: беседа с вопросами, активизирующими мыслительную деятельность детей

Наглядный: демонстрация картины

Дети отвечают на вопросы

Дети отвечают:  зимняя картина

Перечисляют эпитеты

Предположения детей

Актуализированные знания о времени года - зиме

Эмоциональный отклик у детей на картину

Варианты выхода из затруднительной ситуации

2.2.

Этап ознакомления с материалом

- С помощью (наводящих вопросов, проблемных вопросов, рассказывания, объяснения, организации поисковой деятельности) подвести детей к воспроизведению информации;

- организовать построение  нового знания, необходимого для решения проблемного вопроса.

- Замечательные предположения вы высказали. И  я предлагаю стать на время художниками и внести в эту картину немного яркости.

-Но рисовать мы с вами будем не красками, не фломастерами, не карандашами, а…. как вы думаете, чем?

 -движением рук и … движением тела. Ведь наше тело и руки – они волшебные. И все что мы хотим, мы с вами можем ими нарисовать.

- Посмотрите на картину, чтобы вы нарисовали на этой картине? (солнышко).

- А как бы вы  передали образ солнышка при помощи движения тела?

- Покажите руками и телом. (круг и лучики).

- Облака – какие они? (пушистые, кучерявые).

- А еще добавим снежинок. Они кружатся, и падают на землю и получаются что? (Сугробы)

-  Какие бывают сугробы? (маленькие и большие).

-  А что еще внесло бы ярких красок в нашу картину? Что еще можно нарисовать? (Рябина).

- Как мы передадим образ рябины с помощью тела? Нарисуем ствол дерева, ветки нашим телом. А на ветках ягоды.

-А что еще? Какие птицы вносят яркость в белоснежную зиму, тоже своими грудками горят на снегу и деревьях? (снегири), а еще какие? (синицы).

-Как мы их нарисуем? (полетели, сели на ветку и начали клевать ягоды рябинки).

Наглядный: видео-презентация

Практический: показ и выполнение движений по показу и устному объяснению

Дети расположены на ковре

Выполняют  музыкально-ритмические  движения 

Дети отвечают на вопросы

Освоенные детьми способы передачи образов в  музыкально-ритмических  движениях

Речевая и мыслительная активность детей  

2.3.

Этап практического решения проблемы

Организовать практическую деятельность, оказать необходимую помощь;

включить новое знание в систему знаний ребенка

- А сейчас я предлагаю все это нарисовать под музыку. Вставайте так чтобы друг другу не мешать. Рисуем и самое главное слушаем музыку.

-Рисуем: (солнышко, лучики, кучерявые облака, снежинки, полетели, полетели и сели, и образовали что? (сугробы большие и маленькие), а вот и наша рябинка стоит и качается, а на ней ягодки. И прилетели птицы – снегири и синицы, сели на рябинку и стали клевать ягоды.

-Ребята, посмотрите, какая прекрасная картина у нас получилась…

Ребята, посмотрите, что-то там блестит,

Играет тихо музыка и кто-то говорит.

Это аудио-письмо, посмотрим от кого оно.

Голос:

«Здравствуйте, ребята! Я – Зимушка-зима!

Люблю я смех, веселье, люблю забавы я.

А это мой компьютер – волшебный Снеговьютер.

Коль на клавишу ты Снеговьютера нажмешь –

В сказку сразу попадешь.

А в каждой сказке спрятана… загадка музыкальная.

Предлагаю вам, друзья, найти в них связанные с музыкой слова.

Но нужно их не просто угадать, но еще и показать.

И если вы исполните все правильно и в срок –

Сюрприз всех от меня без исключенья ждет».

Вот так Зимушка-зима – затейница.

Ну, что, ребятки, отгадаем Зимушки-зимы загадки?

Клавишу мы нажимаем – сказку получаем.

  1. Отрывок из мультфильма со словом «ритм»

-Ребята, какое музыкальное слово спрятано в этой загадке?

- Правильно! Ритм!

- Посмотрите, на столе лежат льдинки и снежинки. Я предлагаю вам послушать и спеть со мной музыку льдинок, и эту музыку записать ритмическим рисунком.

-Послушайте, каким он будет. (Пропоем этот ритмический рисунок на звук «динь-динь»), первые два звука у нас какие? (длинные), а остальные – (короткие).

-А еще у нас на столе есть снежинки, и я вам предлагаю музыку снежинок придумать самим, выложить из снежинок любой ритмический рисунок, а пропоем мы его с вами на звук «ля». Но у нас на столе есть маленькие и большие снежинки. Большие снежинки нам передадут низкий звук, а маленькие – высокий. Давайте пропоем низкий звук и высокий.

-И теперь по схеме пропоем, что у вас получилось.

Нажимаем клавишу – следующий слайд.

2.Отрывок из мультфильма со словом «музыканты» 

- Ребята, какое музыкальное слово здесь зашифровано? (Музыканты)

- Сскажите, когда музыканты исполняют вместе одно музыкальное произведение, и где каждый музыкант играет на своем инструменте, как это называется? (Оркестр)

- Ребята, предлагаю взять всем в руки музыкальные инструменты и сыграть музыкальную композицию для Зимушки-зимы. А поможет нам в этом компьютер - Снеговьютер. Он нам покажет, когда и какой музыкальный инструмент будет играть. Внимательно смотрим на экран.

- Клавишу нажмем еще, может быть на это все?

Нет… еще нас ждет, ребятки, музыкальная загадка.

3.Отрывок из мультфильма со словом «танец».

Какое музыкальное слово зашифровано в этом мультфильме? (Танец)

Ну а раз так, предлагаю всем вам встать и со мною станцевать.

Встаем в «шахматном порядке», чтобы друг другу не мешать.

И исполним мы с вами танец, который называется «Мое отражение в зеркале» под песню «Зима-зима»

Практический: самостоятельное выполнение движений  устному объяснению

Наглядный: видо-слайд

Словесный: рассказ

Наглядный: видо-слайд

Практический

Наглядный: ребус на слайде

Практический

Практический, наглядный

Дети  выполняют  музыкально-ритмические  движения под музыку

Полукругом сидят

Выполняют практическую работу по чтению ритмического рисунка

Поют мелодию по ритмическому рисунку

Дети исполняют мелодию на инструментах

Дети выходят на палас, встают в произвольном порядке лицом к экрану и повторяют движения за педагогом

Участие в тренировочных упражнениях

Упражнения в пении по ритмическому рисунку с одновременным исполнением метрического пульса

Упражнения в коллективном исполнении мелодии в оркестре

Упражнения в передаче ритмических движений

3.

Заключительный этап

Подвести итог занятия с точки зрения (качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщения полученного опыта ребенком);

формировать элементарные навыки самоконтроля, самооценки

Голос:

«Какие же вы молодцы, ребятки!

Разгадали все мои загадки!

И как просила я, вы их не просто отгадали,

Но еще и виртуозно вы все отгадки исполняли!

Всем говорю спасибо я! Порадовали вы меня!»

Ну что же, ребята, на этом наше музыкальное занятие заканчивается. Что вам на занятии понравилось больше всего? А сложно тебе это было делать? А какое задание вам показалось сложным? А что было легко выполнять?

Голос:

«Не спешите покидать, этот зал ребята,

Ждет сюрприз всех сладкий вас, как я и обещала.

Волшебный снежок вы ловите и во внутрь его посмотрите…»

Словесный

Дети проводят рефлексию: называют сложные и легкие моменты, и то, что было самым интересным

Рефлексия настроения и эмоционального состояния (для младшего возраста);

рефлексия деятельности или содержания учебного материала –для старшего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Звери наших лесов" для детей подготовительной к школе группы.

Данный конспект разработан для детей подготовительной группы ДОУ по разделу "Ребёнок и окружающий мир" с учётом требований программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Чувашия – мой край родной»

Цель этого занятия - формирование у детей интереса к получению знаний о Чувашии, знакомство детей с историей чувашского народа, с его прошлым и настоящим, с традициями чувашского народа, активизация и...

Конспект занятия по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну сказок".

Сказочница Василиса помогает Аленушке найти братца Иванушку, путешествуя по сказкам. Каждая сказка представлена различными видами кукольного театра. В конце занятия дети-артисты представляют своих кук...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: "Дорожные знаки"

Активизация словаря: светофор, сигнал, дорожный знак, предупреждающий знак, запрещающий знак, пешеходный переход, пункт питания, телефон, пункт медицинской помощи, место остановки автобуса, железнодо...

День здоровья. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.

"День здоровья" (НОД) может быть проведён в подготовительной общеобразовательной группе совместно учителем-логопедом и воспитателями....

Открытый показ образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Путешествие в царство эмоций" (в рамках окружного Фестиваля педагогических идей для работников дошкольного образования в 2018 году)

Развить умения детей чувствовать настроение и эмоции через упражнения для мимики и жестов, восприятие музыки, движения. Формировать артистические способности....