Формирование сенсорных эталонов у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
консультация (5 класс)

Потапова Ольга Алексеевна

Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений: цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звука, длительности промежутков времени и т.п.

Формирование сенсорных эталонов включает в себя 5 разделов:

- зрительное восприятие,

- слуховое восприятие,

- восприятие запаха,

- тактильно-двигательное, кинестетическое восприятие,

- восприятие вкуса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование сенсорных эталонов у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включает два компонента: 

  1. Формирование и развитие представлений о разновидностях свойств предметов, которые выполняют функцию сенсорных эталонов. 
  2. Формирование и развитие перцептивных действий, необходимых для использования эталонов в процессе анализа свойств реальных предметов. 

Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений: цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звука, длительности промежутков времени и т.п.

Формирование сенсорных эталонов включает в себя 5 разделов:

- зрительное восприятие,

- слуховое восприятие,

- восприятие запаха,

- тактильно-двигательное, кинестетическое восприятие,

- восприятие вкуса

Для успешного формирования сенсорных эталонов необходимо:

  • Создать предметно-развивающую среду.  В ней должны быть природный материал, игрушки, бытовые предметы, а также специальный дидактический материал. 
  • Подобрать дидактический материал для коррекционной работы с детьми.  Целесообразно начинать процесс формирования представлений о цветах, формах и величинах с изучения основных цветов спектра (а также чёрного и белого цветов), пяти форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), трёх величин (большой, средний, маленький). 
  • Проводить занятия в игровой форме.  В процессе игры у детей вырабатываются привычки сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. 

Для формирования сенсорных эталонов у обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями),  в своей деятельности использую следующие приемы:

 - Упражнения «Чего не хватает на рисунке?», «Что неправильно изобразил художник?», «Дорисуй рисунок», «Раскрась картинку», «Раскрась радугу», «В магазине зеркал»

 - Упражнения «Найди похожий предмет», «Превращение фигур», «Раскрась названной формы предмет», «Найди названную фигуру», игры со строительным материалом

- Формирование понятий «справа — слева»: обучающихся вначале необходимо научить различать правую и левую руки, затем ученики совершают разнообразные действия с предметами, в процессе чего в их речь активно вводятся указанные слова.

- Обучение восприятию величины предметов: необходимо познакомить детей с противоположными понятиями: «маленький — большой», «длинный — короткий», «высокий — низкий», «широкий — узкий», «тяжелый — легкий», «толстый — тонкий», «много — мало», «глубоко — мелко»

Также для обретения устойчивых представлений о свойствах предметов, закрепления в слове выделенных детьми свойств, усвоения названий сенсорных эталонов необходимо правильно сочетать чувственный опыт ребёнка со словом. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыков здоровьесбережения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начальной школы»

Основные направления реализации проекта "Здоровье":•физкультурное - оздоровительное направление•направление обеспечение безопасности жизнедеятельности•экологическое направлени...

Консультация для педагогов и родителей "Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС специального коррекционного образования".

Консультация для педагогов и родителей содержит характеристику базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения ребёнка, имеющего трудности в обучении. раскрыта связь с содержанием учебных п...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Сенсорное развитие»

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)«Сенсорное развитие»...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Данная рабочая программа по коррекционному курсу "Сенорное развитие" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллект...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Тема: «Создание педагогами условий для формирования жизненных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе деятельностного подхода».

Обучающиеся на коррекционных занятиях    получать знания о профессиях, и как  добросовестно трудиться .(повар, кондитер, швея, столяр)....