Консультация для педагогов и родителей "Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС специального коррекционного образования".
консультация на тему
Консультация для педагогов и родителей содержит характеристику базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения ребёнка, имеющего трудности в обучении. раскрыта связь с содержанием учебных предметов на всех этапах обучения, требования к формированию БУД умственно-отсталых школьников. В работе показаны ценностные ориентиры и приоритеты в работе с "оосбыми" детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов и родителей | 103.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для педагогов и родителей
«Формирование базовых учебных действий
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)в условиях
реализации ФГОС специального
коррекционного образования»
Консультацию подготовила Русских Н.К. – руководитель районной проблемной группы коррекционного обучения.
Содержание:
- 1. Ценностные ориентиры общего начального образования
- 2.Ценностные приоритеты.
- 3. Особенности детей с ОВЗ.
- 4.Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Цель и задачи программы формирования БУД обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .
- Характеристика базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения.
- Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
на этапе начального обучения (1-4 классы)
- Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов (5-9 классов).
- Требования к формированию базовых учебных действий.
- Мониторинг формирования БУД.
- Преемственность программы формирования базовых учебных действий.
Ценностные ориентиры общего начального образования
Специальные (коррекционные) общеобразовательные школы VIII вида для умственно отсталых детей являются одним из звеньев общей системы образования, что отражено в соответствующих законодательных актах и нормативных документах. Федеральный закон РФ "Об образовании в РФ" устанавливает равные образовательные права для лиц с недостатками в развитии со всеми членами общества. Образование детей с нарушениями интеллекта не является цензовым и организуется иначе, чем обучение их здоровых сверстников, отсутствует государственный образовательный стандарт для системы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Умственно отсталые школьники, исходя из тяжести их дефекта, познавательных возможностей, получают в школе-интернате тот уровень образовательных и трудовых знаний, умений и навыков, который необходим для их социальной адаптации.
Содержание образования в школе-интернате, как и в массовой школе, охватывает различные виды знаний, вооружает учащихся некоторым методологическим подходом к познавательной и практической деятельности (с учетом их особенностей, возможностей и способностей к усвоению программного материла). В самом учебном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида предусмотрено усвоение элементарных понятий и терминов, а также фактов повседневной действительности. Что касается таких видов знаний как основные законы науки, теории, содержащие систему научных знаний, то они имеют место в самом элементарном и ограниченном виде при изучении конкретных учебных предметов.
Трудность обучения умственно отсталых школьников обусловлена особенностями их психического развития, типологическими и индивидуальными особенностями, имеющимися нарушениями. Общий объединяющий всех их признак состоит в недоразвитии познавательной сферы. Все полученные знания будут действенными, если учащиеся овладеют опытом их применения на практике. Содержание образования в школе-интернате направлено на формирование у школьников с умственной отсталостью, таких черт в сознании, поведении, трудовой деятельности, которые помогут им стать полноценными членами общества. Для достижения этого вспомогательная школа использует специфические средства, с помощью которых осуществляется доступное умственно отсталым школьником образование
Ценностные ориентиры начального общего образования отражают специфику его образовательных программ, направления деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с умственной недостаточностью, конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе специального образования, выраженный в требованиях к результатам освоения Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
В Базовых образовательных программах специальных школ VIII вида цели обучения (ориентиры) не отражены. При разработке программы формирования базовых учебных действий нами были проанализированы основные документы, регламентирующие работу специальных образовательных учреждений. Анализ их содержания позволил сформулировать основные ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Ценностные приоритеты
Ценностные приоритеты развития специальной (коррекционной) образовательной школы как образовательной организации, предполагают создание определенных условий ее развития, побуждая стремиться к тому, чтобы стать в перспективе эффективно работающей образовательным учреждением.
Исходя их данного контекста развития, МКОУ «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» в качестве ведущих ценностей выдвигает следующее:
- ценность получения качественного общего начального образования детьми с различными нарушениями интеллектуального развития;
- безусловное сохранение позитивных достижений школы в обеспечении данной категории детей соответствующего их индивидуальным возможностям уровня образования;
- результатом образования детей с ОВЗ должны стать не только знания, умения и навыки в рамках реализуемых школой образовательных программ, но и отдельные элементы личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных общеучебных умений и навыков.
Предполагается, что учащиеся начальной школы в переходном периоде овладеют программами 1- 4-х классов коррекционного образовательного учреждения VIII вида на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего коррекционного образования.
Особенности детей с ОВЗ.
Система обучения умственно отсталых детей в нашей стране не предусматривает освоение ими цензового образования, сопоставимого по уровню с нормально развивающимися сверстниками. Система общего образования этой категории детей ориентирована на подготовку ребенка к самостоятельной и, насколько возможно, независимой жизни. Приоритетом образования умственно отсталых детей является социальная и трудовая подготовка, осуществляемая по специальным программам и специальными методами обучения. Таким образом, возможность освоения ФГОС детьми, имеющими стойкие трудности в обучении, правомерно обсуждать только применительно к детям, имеющим задержку психического развития.
В результате ограниченных возможностей здоровья ребенок не может осваивать основную программу уровня образования, соответствующую своему возрасту. Нарушается связь ребенка с социумом, культурой, как источником развития. Нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает самостоятельно.
Низкий уровень познавательных процессов, неумение видеть конкретную цель на уроке, неумение анализировать и делать выводы, отсутствие навыков самоконтроля, неумение общаться со сверстниками, низкая мотивация обучения - вот далеко не полный перечень проблем, с которыми приходиться каждодневно сталкиваться педагогам школы-интерната в работе с такими детьми. И как следствие - нелюбовь к процессу учения.
Воспитанники школ VIII вида заметно отличаются по обучаемости (восприимчивость к усвоению знаний в процессе учебной деятельности) не только от своих сверстников образовательных школ, но и друг от друга по тому, насколько легко, прочно и глубоко овладевают новыми знаниями. Даже тот информационный минимум, предусмотренный школьной программой, становится для умственно-отсталых школьников отчужденными, оторванными от повседневной жизни малозначимыми фактами.
Необходимость знаний всех особенностей детей с умственной отсталостью учителями специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида обязательна при организации образовательного процесса. Это позволит им выполнить основные задачи.
По возможностям обучения выделяют четыре группы умственно отсталых учащихся.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь педагога.
Приобретенные знания и умения такие дети, как правило, не теряют, могут применять их при выполнении аналогичного и сравнительно нового изделия.
Учащиеся II группы достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
Исполнительская деятельность и словесные отчеты говорят об осознании детьми порядка действий. Ученики довольно успешно применяют имеющиеся знания и умения при выпо лнении новых изделий, но, все же, допускают ошибки.
К III группе относятся ученики, с трудом усваивающие программный материал, нуждающиеся в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им бывает нужна, главным образом, в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.
К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы. Наблюдения за деятельностью детей этой группы на уроках труда показывают, что они не могут полностью усвоить программный материал.
Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
Все ученики, выделенные в четыре группы, нуждаются в дифференцированном подходе в процессе фронтального обучения. Достаточно успешное продвижение учащихся I и II группы позволяет для решения некоторых задач обучения на разных предметах объединить их в одну группу. Эти школьники понимают фронтальное объяснение, обладают определенной самостоятельностью при выполнении заданий, могут сами или с незначительной помощью осуществлять перенос имеющихся знаний и умений.
Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике. С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание учителю следует уделять продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала. Успех в обучении не может быть достигнут без учета имеющихся у умственно отсталых школьников специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знаниями, умениями и навыками, даже в условиях специального обучения.
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
С учетом психического недоразвития учащихся базовые учебные действия расцениваются применительно к каждой категории, в зависимости от способностей и потребностей к обучению. Все мероприятия коррекционно-развивающего процесса базируются на развитии личности ребенка в целом, а не на тренировке отдельных функций. Формирование и развитие основных навыков и умений ведется по направлениям:
- моторика (развитие ощущений собственного тела и нормализация тактильной чувствительности лежат в основе моторных навыков и рассматриваются как условия развития познавательных и социальных задатков ребенка;
- восприятие (развитие способности ученика воспринимать и интегрировать раздражители, обогащая собственные знания, опыт и обеспечивая тем самым свою защищенность);
- самообслуживание (навыки самообслуживания имеют большое значение для развития);
- ориентация ученика в окружающем мире (познакомить ребенка с окружающим миром в полном объеме и научить способности ориентироваться в нем, правильно воспринимать людей, уметь различать, узнавать ситуации и предметы);
- социальные отношения (помочь ученикам, используя специальные педагогические приемы, установить и поддержать контакты с окружающими людьми, находить общий язык с ними);
- трудовая деятельность (умственно отсталые дети не всегда имеют возможность чем-либо заниматься). Основными целями этого направления является попытка побудить ребят к трудовой деятельности, развить и скоординировать основные двигательные навыки ребенка и на их основе выработать специальные производственные навыки, научить ребенка откладывать свои сиюминутные желания и доводить начатое дело до конца.
В результате освоения предметного содержания начального образования коррекционных школ VIII вида учащиеся получают возможность приобрести (сформировать) общие учебные умения, навыки, освоить способы деятельности.
В рамках доступных для выпускников школы-интерната образовательных областей, в зависимости от степени тяжести умственной отсталости и, исходя из показателей (возможностей) обучения, у учащихся могут формироваться отдельные элементы личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных общеучебных умений и навыков.
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью реализуется в начальных (1-4) и старших (5-9) классах. Она конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в
обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Функции базовых учебных действий:
- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
- формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
- обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Состав базовых учебных действий:
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия
рассматриваются на различных этапах обучения.
Характеристика базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения
Характеристика базовых учебных действий | |
1-4 классы | 5-9 классы |
| |
Включают следующие умения:
посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
поручений, договоренностей;
природе и обществе. | Включают следующие умения:
|
| |
Включают следующие умения:
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
социальных ситуациях;
конструктивно взаимодействовать с людьми;
поведения других участников спорной ситуации. | Включают следующие умения:
|
| |
Включают следующие умения:
необходимые помещения;
| Включают следующие умения:
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
|
| |
Включают следующие умения:
свойства предметов;
классифицировать на наглядном материале;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях). | Включать следующие умения:
|
Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
на этапе начального обучения (1-4 классы)
Перечень учебных действий | Образовательная область | Учебный предмет |
Личностные учебные действия | ||
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности |
Математика | Математика | |
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности |
Технологии | Трудовое обучение (ручной труд) | |
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности |
Искусство | Музыка пение Изобразительное искусство | |
Физическая культура | Физическое воспитание | |
Технологии | Трудовое обучение (ручной труд) | |
целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности |
Естествознание | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности | |
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи |
Математика | Математика | |
Технологии | Трудовое обучение (Ручной труд) | |
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности |
Физическая культура | Физическое воспитание | |
Технологии | Трудовое обучение (Ручной труд) | |
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности |
Естествознание | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности | |
Коммуникативные учебные действия | ||
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс) | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности |
Математика | Математика | |
Естествознание | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности | |
Физическая культура | Физическое воспитание | |
Технологии | Трудовое обучение (Ручной труд) | |
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности |
Математика | Математика | |
Естествознание | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности | |
Искусство | Музыка и пение Изобразительное искусство | |
Физическая культура | Физическое воспитание | |
Технологии | Трудовое обучение (Ручной труд) | |
обращаться за помощью и принимать помощь | Технологии | Трудовое обучение (Ручной труд) |
Искусство | Музыка и пение Изобразительное искусство | |
Математика | Математика | |
Физическая культура | Физическое воспитание | |
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности |
Математика | Математика | |
Искусство | Музыка Изобразительное искусство | |
Технологии | Трудовое обучение (Ручной труд) | |
Физическая культура | Физическое воспитание | |
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | Технологии | Трудовое обучение (Ручной труд) |
Искусство | Музыка и пение | |
Физическая культура | Физическое воспитание | |
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми | Естествознание | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности |
Технологии | Трудовое обучение (Ручной труд) | |
Искусство | Музыка и пение Изобразительное искусство | |
Физическая культура | Физическое воспитание | |
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности |
Физическая культура | Физическое воспитание | |
Регулятивные учебные действия | ||
входить и выходить из учебного помещения со звонком | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности |
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) | ||
пользоваться учебной мебелью | ||
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) | Естествознание Математика Искусство Технологии Физическая культура | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности Математика Музыка и пение Изобразительное искусство Трудовое обучение (Ручной труд) Физическое воспитание |
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место | ||
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | ||
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников | ||
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов | ||
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения | Естествознание | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности |
Познавательные учебные действия | ||
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности |
Математика | Математика | |
Естествознание | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности | |
Искусство | Изобразительное искусство | |
устанавливать видо-родовые отношения предметов | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности |
Математика | Математика | |
Естествознание | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности | |
дать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности |
Естествознание | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности | |
Математика | Математика | |
Искусство | Изобразительное искусство | |
пользоваться знаками, символами, предметами заместителями | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности |
Математика | Математика | |
Искусство | Музыка и пение Изобразительное искусство | |
читать | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи |
Естествознание | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности | |
писать | Язык и речевая практика | Письмо и развитие речи |
выполнять арифметические действия | Математика | Математика |
наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). | Язык и речевая практика Математика Искусство | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности Математика Изобразительное искусство |
Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов (5-9 классов)
Перечень учебных действий | Образовательная область | Учебный предмет |
Личностные учебные действия | ||
осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правами | Человек | Социально-бытовая ориентировка Обществознание |
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи |
Человек | Социально-бытовая ориентировка | |
Физическая культура | Физическое воспитание | |
Технологии | Профессионально-трудовое обучение | |
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др. | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи |
Человек | История Отечества | |
Искусство | Музыка и пение Изобразительное искусство | |
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи |
Технологии | Профессионально-трудовое обучение | |
активно включаться в общеполезную социальную деятельность | Технологии | Профессионально-трудовое обучение |
Естествознание | Природоведение Биология | |
осознанно относиться к выбору профессии | Человек | Социально-бытовая ориентировка Обществознание |
Технологии | Профессионально-трудовое обучение | |
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи |
Человек | История Отечества | |
Естествознание | География | |
понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе | Язык и речевая практика Человек | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи Социально-бытовая ориентировка Обществознание |
соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе | Естествознание | Природоведение Биология География |
Человек | Социально-бытовая ориентировка Обществоведение | |
Технологии | Профессионально-трудовое обучение | |
Коммуникативные учебные действия | ||
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.) | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи |
Человек | Социально-бытовая ориентировка Обществознание | |
Технологии | Профессионально-трудовое обучение | |
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи |
Человек | Социально-бытовая ориентировка Обществознание | |
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.) | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи |
Человек | Социально-бытовая ориентировка | |
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи |
Человек | Социально-бытовая ориентировка | |
использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи |
Математика | Математика | |
Регулятивные учебные действия | ||
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи |
Естествознание | Природоведение Биология География | |
Математика | Математика | |
Человек | Социально-бытовая ориентировка История Отечества Обществознание | |
Искусство | Изобразительное искусство Музыка и пение | |
Технологии | Профессионально-трудовое обучение | |
Физическая культура | Физическое воспитание | |
Познавательные учебные действия | ||
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи |
Математика | Математика | |
Естествознание | Природоведение Биология География | |
Человек | Социально-бытовая ориентировка История Отечества Обществознание | |
использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями | Язык и речевая практика | Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи |
Математика | Математика | |
Естествознание | Природоведение Биология География | |
Человек | Социально-бытовая ориентировка Обществознание | |
Технологии | Профессионально-трудовое обучение | |
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач | Человек | Социально-бытовая ориентировка Обществознание |
Технологии | Профессионально-трудовое обучение |
Формирование базовых учебных действий в коррекционно-образовательном процессе МКОУ «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
осуществляется в контексте усвоения учащимися разных предметных дисциплин.
Требования к формированию базовых учебных действий
Требования к формированию базовых учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов в отношении личностного, регулятивного, познавательного и коммуникативного развития учащихся:
- в 1-4 классах: «Русский язык: чтение и развитие речи», «Русский язык: письмо и развитие речи», «Математика», «Изобразительное искусство», «Музыка и пение», «Физическое воспитание», «Трудовое обучение», «Ритмика»;
- в 5-9 классах: «Русский язык: чтение и развитие речи», «Русский язык: письмо и развитие речи», «Математика», «Природоведение», «Естествознание (биология)», «География», «История», «Обществоведение», «Социально-бытовая ориентировка», «Музыка и пение», «Физическое воспитание», «Изобразительное искусство», «Профессионально-трудовое обучение».
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся, помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков раскрывает определенные возможности для формирования базовых учебных действий.
Требования к результатам изучения учебного предмета «Русский язык: чтение и развитие речи» включают формирование всех видов учебных действий личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации).
В 1-4 классах осуществляется работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки. Формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, формируются общеречевые навыки и навыки беглого чтения.
В 5-9 классах кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведениях; устанавливать причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Изучение учебного предмета «Русский язык: письмо и развитие речи» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий, создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции. На уроках русского языка осуществляется формирование нравственных качеств, понимания таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «природа», «родина», «уважение к старшим».
В 1-4 классах даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых выжно для выработки у умственно отсталых школьников достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса.
В 5-9 классах: в процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки. Воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
«Математика» в школе VIII вида решает одну из важных специфических задач обучения учеников с нарушением интеллекта - преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся, коррекции интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Обучение математике в специальной (коррекционной) школе VIIIвида носит предметно-практическую направленность, должно быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами, учить использовать математические знания в нестандартных ситуациях.
Формируя у умственно отсталых учащихся на наглядной и наглядно-действенной основе первые представления о числе, величине, фигуре, учитель одновременно ставит и решает в процессе обучения математике задачи развития наглядно-действенного, наглядно-образного, а затем и абстрактного мышления этих детей. Осваивая систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре учащийся в процессе обучения математике, получает и знания, необходимые знания, как для дальнейшего обучения, так и для его социализации.
Развивающий потенциал предмета «Изобразительное искусство» связан с формированием личностных, познавательных и регулятивных действий. Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий, способствует формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек, содействует исправлению недостатков моторики и совершенствованию зрительно-двигательной координации, развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать.
Предмет «Музыка и пение» обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся. Специально подобранные музыкальные произведения, воздействуя на аффективную сферу ребенка, способствуют развитию высших психических функций, к которым относятся мышление, воля, мотивация, преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения, созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служащей положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников. Занятия музыкой развивают чувство ритма, речевую активность, музыкальный слух и память, способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
«Физическое воспитание»: предмет обеспечивает формирование личностных действий, духовных способностей, коррекции и компенсации нарушений физического развития, развития двигательных возможностей учащихся, освоения правил здорового и безопасного образа жизни. В области регулятивных действий - развитию умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.
«Трудовое обучение»: специфика этого предмета, как ключевого предмета специальной (коррекционной) школы VIII вида и его значимость для формирования учебных действий трудно переоценить. В ходе учебной деятельности по трудовому обучению формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Учащимся сообщаются элементарные знания по видам труда, формируются элементарные (первоначальные) трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; трудовым профессиям.
«Природоведение», «География», «Биология»: предметы из образовательной области «Естествознание» обеспечивают формирование личностных, регулятивных и познавательных учебных действий. В процессе изучения окружающего мира, природы у учащихся формируются и систематизируются представления о живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней, жизни растений и животных, строении организма человека и т.д. Обучающиеся учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и взаимозависимость природных явлений. Эта деятельность учащихся играет важную роль в работе по коррекции недостатков умственного и психофизического развития, их познавательных интересов. Знания о природе помогают детям видеть прекрасное в ней, воспитывают отношение к ней, стремление беречь и охранять природу.
Изучение учебного предмета «История» обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных учебных действий. В предмет заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями. Коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Изучение учебного предмета «Обществоведение» должно носить характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. Изучение «Обществознания» связано с формированием личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных учебных действий. Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушением интеллекта, создает условия для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
«Социально-бытовая ориентировка»: специфика этого предмета направлена на практическую подготовку учащихся 5-9 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития, что обеспечивается через развитие личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных базовых учебных действий. Социально-бытовая ориентировка учащихся имеет логическое продолжение в системе внеурочной деятельности.
«Профессионально-трудовое обучение» дает возможность овладения профессией учащимся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью). Основными направлениями коррекционной работы служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Формирование личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных учебных действий осуществляется через развитие у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений. Профессионально-трудовое обучение занимает наиболее важное место в учебном процессе. На него в учебном плане отводится значительная часть времени, поскольку именно трудовое обучение в максимальной степени способствует успешной социальной адаптации и подготовке учащихся к самостоятельной жизни.
В процессе обучения и воспитания дети развиваются, приобретают определенные знания и умения, однако продвижение их неравномерно. Это вызвано неоднородностью состава учащихся, которая определяется разными потенциальными возможностями школьников и имеющимися у них нарушениями в психическом развитии.
Мониторинг групп БУД,
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который помогает выявить индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно используется следующая система оценивания
0 - баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 - балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 - балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 - балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4- балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5- баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Преемственность программы формирования базовых учебных действий
Необходимость обеспечения преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения в коррекционное образовательное учреждение, и далее при переходе на обучение в старшие классы. При этом, несмотря на возрастные и психологические различия обучающихся, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют между собой много общего.
Соблюдение правила преемственности в обучении, воспитании и развитии принципиально значимо. Правило преемственности является одним из важнейших составляющих систематичности и последовательности в обучении и единства педагогического воздействия в воспитании.
Недостаточное внимание к этому ведущему принципу обучения и воспитания отрицательно влияет как на качество знаний и выработку умений, так и на коммуникативные и общественно значимые стороны личности ученика.
Несоблюдение правила преемственности при переходе учащихся с одного этапа обучения на другой может неблагоприятно отразиться на прохождении периода адаптации ребенка в новых условиях, что в свою очередь может привести к ухудшению здоровья ученика.
Эта проблема в полной мере, а иногда даже в более обостренном виде, стоит и перед коррекционной школой VIII вида.
Анализ проблемы, позволяет сформулировать цели, задачи и особенности по преемственности при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
Главная цель работы по преемственности - объединение усилий педагогического коллектива образовательного учреждения для повышения эффективности его работы, использование передового опыта, достижений педагогической и психологической науки в практической деятельности каждого учителя, классного руководителя.
Основными задачами обеспечения преемственности в формировании учебных знаний на ступени I и II этапах образования в школе-интернате, на наш взгляд, являются:
- наличие квалифицированной специальной подготовки в области олигофренопедагогики учителей и воспитателей школы-интерната;
- знание всех особенностей обучающихся детей с умственным недоразвитием педагогическим коллективом;
- проведение психолого-диагностической работы по выявлению продвижения детей в своем развитии;
- организация взаимодействия учителей-дефектологов, педагога-психолога, учителя-логопеда и социального педагога школы-интерната по вопросам коррекционной педагогики;
- обеспечение освоения адаптированных учебных программ начального общего образования.
Особенностью работы по преемственности является обмен опытом педагогов и психологов, их взаимодействие, что позволяет избежать трудностей у первоклассников и пятиклассников в сложный период адаптации, связанный с привыканием к новым условиям обучения, к другому педагогическому стилю, к требованиям многих учителей в старших классах, к возросшим учебным нагрузкам.
При рассмотрении вопроса преемственности можно отметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках - в момент поступления детей в школу-интернат (при переходе из дошкольного звена) и в период перехода обучающихся из 4 класса в 5 класс.
У поступающих в школу умственно отсталых детей, наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и нарушение тех или иных его отделов, что обусловливает необходимость более целенаправленной коррекционной работы с ними еще до начала школьного обучения в подготовительной группе детского сада.
Ожидаемые результаты обеспечения преемственности формирования базовых учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию включают целостную характеристику, отражающую взаимодействие всех компонентов образования.
При планировании и организации образовательного процесса, решении вопросов обеспечения преемственности, педагогический коллектив должен четко себе представлять:
- что ребенок должен знать и уметь на данном этапе образования,
- что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике,
- насколько активно, свободно и творчески он их применяет.
К числу основных компонентов личностной готовности ребенка к обучению в основной школе, без которой нельзя рассчитывать на успех, является его мотивационная готовность. Она формируется у умственно отсталых детей замедленно и с определенными трудностями. Развитие отношения к учению, формирование учебных действий у младших школьников протекает замедленно. Оно характеризуется неустойчивостью, изменяется под влиянием ситуации успеха или неуспеха, смены обстановки, степени контроля со стороны педагога.
Полностью исправить недостатки умственного развития нельзя, но выработать желание и умение приобретать знания, использовать их в жизни - реальная и посильная задача для школы-интерната. Важно обеспечить, чтобы в учебном процессе ребенок находился в активной позиции. Такая организация урока, где за основу берется познавательный интерес - это приближение к формированию познавательной активности учащихся, базовых учебных действий и как следствие – обеспечение преемственности для обучения в основной школе. В образовательном процессе должны иметь место элементы интригующей проблемности, парадоксальности, новизны известных фактов и многое другое, уверенно вытесняющее скуку и формализм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общие подходы к преподаванию дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС
Аннотация. В статье речь идет о применении особых подходов к обучению умственно отсталых детей на примере дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» в условиях реализации ФГ...
Тема по самообразованию "Особенности построения урока для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения ФГОС"
В соответствии с ФГОС существенно меняется уровень активности обучающихся и деятельности педагога. В данной работе изложены требования, предъявляемые к построению современного урока; дана характеристи...
Доклад на семинаре по дефектологии «Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС ОВЗ»
Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует ...
Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...
Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...