Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Сенсорное развитие»
рабочая программа
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«Сенсорное развитие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_1b_kl.docx | 74.58 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
от «___» __________ 2020г. №______
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«Сенсорное развитие»
1б класс
на 2020/2021 учебный год
Составитель: *****
учитель-дефектолог,
высшая квалификационная категория
РАССМОТРЕНО МО специалистов службы сопровождения Протокол от «__» _________2020 г. № __ Руководитель МО_________**** | СОГЛАСОВАНО методическим советом Протокол от «__» _________2020 г. № __ Председатель МС _____________**** |
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;
- приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
- приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования сформированный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. №345»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- приказом Департамента образования и молодежной политики****»;
- приказом от ***г. № *** «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;
- приказом от ***№ *** «Об организованном начале ***учебного года»;
- приказом от ***№ ***«О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана».
Цель и задачи образования
Цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи:
- формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия, явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- корректировать недостатки познавательной деятельности в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойствах предметов, их положения в пространстве;
- формировать пространственно-временные ориентировки;
- развивать слухоголосовые координации;
- обогащать словарный запас на основе использования соответствующей терминологии;
- совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
- формировать точность и целенаправленность движений и действий.
Общая характеристика
Коррекционный курс «Сенсорное развитие» в учебном плане образования представлен в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для обучающихся, имеющих отклонения в умственном развитии.Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности обучающихся, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность обучающихся к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса обучения обучающихся с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для их полноценного развития.
Программа соответствует современным требованиям общества к развитию личности обучающихся, имеющих отклонения в развитии, обусловлена необходимостью более полной реализации идеи индивидуализации обучения, учитывает готовность обучающихся к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности, оказания комплексной дифференцированной помощи детям.
Теоретическую основу программы составляют концептуальные положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы.В качестве базовых использованы подходы к сенсорному воспитанию обучающихся, разработанные в отечественной психологии и педагогике В. Н. Аванесовой, Л. А. Венгер, А. В. Запорожцем, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьяковым и др. Определению коррекционного пространства программы способствовали научно-практические и методические рекомендации В. В. Воронковой, И. Ю. Левченко, В. Г. Петровой, В. В. Ткачевой, У. В. Ульенковой.
Методологическим основанием программы является авторская программа Л.А.Метиевой и Э.Я.Удаловой «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Описание места учебного курса
Коррекционный курс «Сенсорное развитие» реализуется в форме групповых занятий.
Объем учебной нагрузки составляет 102 часа в год, 3 часа в неделю, 33 учебные недели.
Срок реализации настоящей программы - 1 учебный год.
Продолжительность коррекционного занятия составляет 40 минут.
Планируемые результаты освоения программы
Уровень овладения минимальный:
- Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
- Дорисовывать незаконченные изображения.
- Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом.
- Составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков.
- Конструировать предметы из нескольких деталей, геометрических фигур.
- Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов.
- Зрительно дифференцировать несколько предметов по неярко выраженным качествам, определять их словом.
- Различать запахи и вкусовые качества, называть их.
- Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке.
- Действовать по звуковому сигналу.
- Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.
- Определять время по часам.
Уровень овладения достаточный:
- Целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий.
- Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.
- Пользоваться элементами расслабления.
- Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом.
- Смешивать цвета, называть их.
- Конструировать сложные формы из нескольких элементов.
- Находить нереальные элементы нелепых картинок.
- Определять противоположные качества и свойства предметов.
- Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
- Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу.
- Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.
- Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
- Определять возраст людей.
Содержание учебного курса
Программа «Сенсорное развитие» включает в себя следующие разделы:
1. Развитие моторики, графомоторных навыков.
2. Тактильно-двигательное восприятие.
3. Кинестетическое и кинетическое развитие.
4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
5. Развитие зрительного восприятия.
6. Восприятие особых свойств предметов.
7. Развитие слухового восприятия.
8. Восприятие пространства.
9. Восприятие времени.
Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков». Решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.В содержание раздела включается: развитие согласованности движений на разные группы мышц; обучение целенаправленным действиям по трех- и четырехзвенной инструкции педагога; развитие моторики рук; пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением; совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание); обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур; рисование бордюров; графический диктант (зрительный и на слух); вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений; работа в технике объемной и рваной аппликации.
Раздел «Тактильно-двигательное восприятие».Для формирования полноты представлений у обучающихся об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема), поверхности, позволяют уточнить знания о материалах, их свойствах и качествах, сформировать обобщенное представление о самом объекте. В содержание раздела включается: определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие-жесткие, мелкие-крупные); восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая); нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2—3 предложенных; работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание); игры с сюжетной мозаикой; развитие осязания (теплее-холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник);дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее-легче-самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.
Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие»предполагает формирование у обучающихся ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.В содержание раздела включается: формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы и т. д.); выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений, выразительность движений: имитация животных, инсценирование.
Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов»является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. Ученые констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным функциям, что свидетельствует о незавершенности в этих возрастных фазах процессов сенсомоторного развития. В содержание раздела включается: соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки; сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов; сравнение двух объемных геометрических фигур круга и овала; комбинирование разных форм из геометрического конструктора, сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий); сопоставление частей и деталей предмета по величине; составление сериационных рядов из предметов по заданному признаку величины; цветовой спектр; цвета теплые и холодные; узнавание предмета по его отдельным частям; составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей; составление целого из частей на разрезном наглядном материале.
Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. В содержание раздела включается: совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза; рисование бордюров по наглядному образцу; тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор»; составление картинки из разрезных частей; нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки); сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами; упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного. В содержание раздела включается: развитие осязания (теплее-холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник); различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение; определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость); измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры; дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее-легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.
Раздел «Развитие слухового восприятия». Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и характерная общая познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. У обучающихся с интеллектуальной недостаточностью отсутствует должное соответствие между словом, обозначающим предмет, и конкретным образом. В содержание раздела включается: определение направления звука в пространстве (справа-слева-спереди-сзади); выполнение действий по звуковому сигналу; различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений; развитие чувства ритма.
Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. В содержание раздела включается: ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше-ниже, левее-правее, рядом и др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов; развитие пространственного праксиса; моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога; ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги; деление листа на глаз на 2 и 4 равные части; пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.
Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал. В содержание раздела включается: определение времени по часам; объемность времени (сутки, неделя, месяц, год); длительность временных интервалов (1ч, 1мин, 1c.); времена года, их закономерная смена.
Все разделы программы взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка.
В программе четко просматриваются два основных направления работы:
- Формирование знаний сенсорных эталонов
- Обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств
какого-либо предмета.
Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др., в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития. Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.
Участники: учитель-дефектолог, обучающиеся 1бкласса, родители (законные представители) обучающихся.
Принципы, определяющие содержание программы коррекционной работы:
- принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей;
- принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников;
- принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменения в их личности;
- принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционных курсов с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
- принцип единства психолого-педагогических средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы;
- принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Методы:
- Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
- Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.
- Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Направления работы и характеристика их содержания
Программа реализуется в течение учебного года по следующим направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.
Диагностическая работа.
Дефектологическое обследование проводится два раза в учебный год: в сентябре и в мае.
Содержание:
- Сбор и анализ информации по обучающемуся (изучение личных дел и медицинских карт обучающихся, беседы с классным руководителем и родителями (законными представителями) обучающихся).
- Организация и проведение дефектологического обследования обучающихся
- Написание рабочей программы.
- Составление расписания занятий.
- Планирование работы.
- Регуляция и корректировка планирования, документации, расписания и др.
Коррекционно-развивающая работа.
Дефектологические занятия с обучающемся проводятся в соответствии с расписанием. Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от дефекта и скорости усвоения материала обучающимися. Внесение изменений в план будет зависеть от степени тяжести нарушений и уровня успешности обучающихся. Темы могут повторяться или исключаться из плана на усмотрение учителя-дефектолога по результатам дефектологической работы. При необходимости курс коррекционно-развивающих занятий повторяется на индивидуальных занятиях.
Консультативная работа.
Цель: обеспечение единства в понимании и реализации системы коррекционной работы с обучающимися всеми участниками образовательного процесса.
Формирование полноценной учебной деятельности обеспечивает включение в коррекционную работу всех участников образовательного процесса, что позволяет повысить ее эффективность.
Взаимодействие с педагогами и родителями (законными представителями) осуществляется средствами консультативной и информационно-просветительской работы.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
- психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении конкретных учащихся;
- консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:
- индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары;
- анкетирование педагогов, родителей (законных представителей);
- разработка методических материалов и рекомендаций для учителей и родителей (законных представителей).
Информационно-просветительская
Цель: разъяснение участникам образовательного процесса индивидуальных и типологических особенностей обучающихся, особенностей организации и содержания их обучения и воспитания.
Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.
Информационно-просветительская работа включает:
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся,
- оформление информационных стендов, печатных и других материалов,
- психолого-педагогическое просвещение педагогов с целью повышения их психолого-педагогической компетентности,
- психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) с целью формирования у них элементарной психолого-педагогической компетентности.
Этапы реализации программы
Этапы | Время проведения | Результат этапа |
Подготовительный этап (информационно-аналитическая деятельность) | 01.09.2020г. - 15.09.2020г. | Оценка контингента обучающихся для учета развития обучающихся, определения их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической базы |
Основной этап(организационно-исполнительская деятельность и регулятивно-корректировочная деятельность) | 16.09.2020г. - 14.05.2021г. | Особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность при специально организованных условиях обучения, воспитания, развития, социализации обучающихся. Внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения обучающихся, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы. |
Заключительный этап(контрольно-диагностическая деятельность) | 17.05.2021г. – 28.05.2021г. | Соответствие созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и адаптированных образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
Материально-техническая база реализации программы соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций, предъявляемым к кабинету.
По целенаправленному оснащению и применению кабинет условно разделен на следующие рабочие зоны:
- учебная зона (доска, парты, стулья);
- зона индивидуальной работы (стулья, парта для индивидуальных занятий);
- игровая зона (атрибуты для подвижных игровых упражнений, игрушки), игры для развития сенсорных процессов;
- методическая зона (учебно-методический и дидактический материал: альбомы и методический материал для дефектологического обследования, наборы предметных и сюжетных картинок, дидактические игры, опорные таблицы, наглядный и раздаточный материал для коллективной и индивидуальной работы, рабочие тетради, альбомы).
- зона релаксации, развития моторики, дыхания (записи с релаксирующей музыкой и звуками природы, пальчиковый театр, игры на развитие дыхания).
1. Учебно-методическая:
- Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы – М.: Владос, 2010.
- Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе - М.: Школьная пресса, 2008.
- Власова Т.А. Отбор детей во вспомогательную школу. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
- Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учебное пособие – М.: АСАДЕМА, 2001.
- Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова «Развитие сенсорной сферы детей». Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.М. : Просвещение, 2009г.
- Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология. – Ярославль: «Академия развития», 1999.
- Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития – М.: АСАДЕМА, 2001.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М. Просвещение, 2008.
- М.М. Семаго Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов – М.: Аркти, 1999.
- Уфимцева Л.П. Диагностические материалы для работы с умственно отсталыми школьниками /Л.П. Уфимцева, Е.В. Благодатская //Специальная психология. – 2007.
- Стребелева Е.А Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога /Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
- «Альбом обследования» содержит речевой, наглядный и практический материал для обследования всех сторон устной речи, письменной речи, сенсомоторики и сенсорных процессов.
2. Материально-техническое:
- ТСО: компьютер, электронные образовательные ресурсы
- функционально ориентированные игрушки и пособия
- полифункциональные игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики
- природный материал
- оборудование для занятий, музыкой, ритмикой
- разнообразный арсенал техники арттерапии
- иллюстративный и образно-символический материал
- наглядно-графические модели
- нормативно-знаковый материал
материалы и принадлежности для изобразительной деятельности
Диагностические материалы
Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает использование апробированных методов и диагностических методик изучения обучающихся с отклонениями развития дошкольного и младшего школьного возраста (диагностические комплексы Л. А. Венгера, С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, О. Н. Усановой, Л. С. Цветковой, Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича и др.).
«Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов»
№ | Раздел | Содержание |
1 | Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича) | Оценка статического равновесия — сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей. Оценка динамического равновесия — преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см. |
2 | Оценка ручной моторики | — выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца; — координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую. Тесты зрительно-моторной координации: — срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов; — срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца |
3 | Оценка тактильных ощущений | — узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно; — узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур. |
4 | Оценка владения сенсорными эталонами | Тесты цветоразличения — раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого; — называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.). Различение формы — группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат.Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных). В зависимости от возраста обучающихся можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24). Восприятие величины — раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см; — ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор. |
5 | Оценка зрительного восприятия | — узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений); — узнавание контурных изображений (5 изображений); — узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений); — выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых. |
6 | Оценка слухового восприятия | — воспроизведение несложных ритмических рисунков; — определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.; — определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука). |
7 | Оценка пространственного восприятия | — показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.; — выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.); — конструирование по образцу из 10 счетных палочек. |
8 | Оценка восприятия времени | — с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.). |
Планирование коррекционно-развивающей работы
(99 часов)
1 четверть – 27 часов
2 четверть – 21 час
3 четверть – 27 часов
4 четверть – 24 часа
№ | Дата проведения | Раздел. Тема | Содержание | ||
План | Факт | ||||
Диагностика – 6 часов | |||||
1-6 | 01.09 02.09 03.09 08.09 09.09 10.09 | Обследование. | |||
Развитие моторики, графомоторных навыков – 21 час | |||||
7-9 | 15.09 16.09 17.09 | Развитие крупной моторики. | Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель, повороты, перестроения). | ||
10-11 | 22.09 23.09 | Упражнения на равновесие. | Формирование чувства равновесия («дорожка следов»). | ||
12-13 | 24.09 29.09 | Согласованность движений. | Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления) | ||
14-16 | 30.09 01.10 06.10 | Развитие мелкой моторики. | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика. | ||
17-18 | 07.10 08.10 | Письменные принадлежности. | Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой). | ||
19-21 | 13.10 14.10 15.10 | Обводка по трафарету. | Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка. | ||
22-23 | 20.10 21.10 | Координация движений. | Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин). | ||
24-25 | 22.10 27.10 | Аппликация. | Работа в технике рваной аппликации. | ||
26-27 | 28.10 29.10 | Вырезание ножницами. | Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос. | ||
Тактильно-двигательное восприятие–8 часов | |||||
28-29 | 11.11 12.11 | Обследование предметов. | Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький — самый маленький). | ||
30-32 | 17.11 18.11 19.11 | Работа с пластилином. | Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение». | ||
33-35 | 24.11 25.11 26.11 | Игры с мозаикой. | Игры с крупной мозаикой. | ||
Кинестетическое и кинетическое развитие – 9 часов | |||||
36-41 | 01.12 02.12 03.12 08.12 09.12 10.12 | Движения и позы тела. | Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра). | ||
42-44 | 15.12 16.12 17.12 | Имитация движений. | Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей). | ||
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов – 17 часов | |||||
45-46 | 22.12 23.12 | Действия с фигурами. | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). | ||
47-48 | 24.12 29.12 | Формы предметов. | Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом. Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном материале. | ||
49-50 | 12.01 13.01 | Группировка предметов. | Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). | ||
51-52 | 14.01 19.01 | Работа с конструктором. | Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный напольный «Лего»). | ||
53 | 20.01 | Различение предметов. | Различение предметов по величине (большой — маленький). | ||
54-55 | 21.01 26.01 | Сравнение предметов. | Сравнение двух предметов по высоте и длине; по ширине и толщине. | ||
56-57 | 27.01 28.01 | Моделирование фигур. | Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу. | ||
58-59 | 02.02 03.02 | Знакомство с цветами. | Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый).Различение и обозначение основных цветов. | ||
60-61 | 04.02 09.02 | Конструирование предметов. | Конструирование объемных предметов из составных частей (2—3 детали). | ||
Развитие зрительного восприятия – 6 часов | |||||
62-63 | 10.02 11.02 | Обследование предметов. | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). | ||
64-65 | 24.02 25.02 | Нахождение отличий. | Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы». | ||
66-67 | 02.03 03.03 | Профилактика зрения. | Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | ||
Восприятие особых свойств предметов – 8 часов | |||||
68-69 | 04.03 09.03 | Развитие осязания. | Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом. | ||
70-71 | 10.03 11.03 | Вкусовые ощущения. | Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу». | ||
72-73 | 16.03 17.03 | Развитие обоняния. | Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху». | ||
74-75 | 18.03 23.03 | Барические ощущения. | Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести. | ||
Развитие слухового восприятия - 6 часов | |||||
76-77 | 06.04 07.04 | Звуки окружающей среды. | Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух». | ||
78-79 | 08.04 13.04 | Музыкальные произведения. | Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений. | ||
80-81 | 14.04 15.04 | Различение звуков. | Различение речевых и музыкальных звуков. Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных). | ||
Восприятие пространства – 4 часов | |||||
82 | 20.04 | Движение по направлению. | Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). | ||
83 | 21.04 | Ориентировка в помещении. | Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении. | ||
84 | 22.04 | Расположение предметов. | Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно». | ||
85 | 27.04 | Ориентировка на листе бумаги. | Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона). Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. | ||
Восприятие времени– 8 часов | |||||
86-87 | 28.04 29.04 | Части суток. | Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки». | ||
88-89 | 04.05 05.05 | Последовательность событий. | Последовательность событий (смена времени суток). | ||
90-91 | 06.05 11.05 | Понятия «сегодня», «завтра», «вчера» | Понятия «сегодня», «завтра», «вчера».Дидактическая игра «Весёлый день». | ||
92-93 | 12.05 13.05 | Дни недели. | Неделя. Семь суток. Порядок дней недели. | ||
Диагностика - 6 часов | |||||
94-99 | 18.05 19.05 20.05 25.05 26.05 27.05 | Обследование. |
Список литературы:
- Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы – М.: Владос, 2010.
- Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе - М.: Школьная пресса, 2008.
- Власова Т.А. Отбор детей во вспомогательную школу. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
- Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учебное пособие – М.: АСАДЕМА, 2001.
- Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова «Развитие сенсорной сферы детей». Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.М. : Просвещение, 2009г.
- М.М. Семаго Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов – М.: Аркти, 1999.
- Метиева Л.А. Сенсорное воспитание обучающихся с отклонениями в развитии: сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Книголюб, 2007. - 119 с. - (Специальная психология).
- Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития – М.: АСАДЕМА, 2001.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М. Просвещение, 2008.
- Стребелева Е.А Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога /Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
- Уфимцева Л.П. Диагностические материалы для работы с умственно отсталыми школьниками /Л.П. Уфимцева, Е.В. Благодатская //Специальная психология. – 2007.
- Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для обучающихся в возрасте 5-6 лет / Л.В. Фомина. - М.: Сфера, 2001. - 77 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ручному труду для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа разработана по предмету «Ручной труд» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по трудовому обучению для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа разработана по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по предмету «История» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
Данный материал представляет собой общеобразовательную программу, адаптированную для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуаль...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями.
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью. Программа расчитана на 170 часов ( 5 часов в неделю)...
Адаптированная основная рабочая программа по коррекционной работе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (5 – 9 классов)
Рабочая программа составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО, утвержден...
Адаптированная основная рабочая программа по коррекционной работе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1-4 классов)
Цель программы заключается в развитии и коррекции высших психических функций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоле...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «География» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) Вариант 1 6-9 классы
Рабочая программа по учебному предмету «География» включает:пояснительную записку;общую характеристику учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися;описание места учеб...