Организация и проведение экскурсий для детей с нарушением слуха
статья

Серебренникова Татьяна Николаевна

В настоящее время наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям с нарушением слуха является их обучение в специальных детских садах и школах. В них ведется целенаправленная работа по воспитанию и обучению детей с нарушением слуха.

В ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание уделяется развитию речи детей, их остаточного слуха, формированию произносительной стороны речи. Во всех специальных школах организовано целенаправленное обучение детей с нарушением слуха, направленное на их широкую социализацию, всестороннее развитие личности ребенка, обеспечение коррекции дефекта слуха.

Развитие личности – становление культуры в человеке, происходит благодаря речевой коммуникации. Для интеграции детей нужно формировать у глухого ребенка навыки речевого общения.

Очень полезны для социализации наших детей экскурсии и походы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение экскурсий

 для детей с нарушением слуха

Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель расширения кругозора, общего культурного развития человека.

Известный французский философ, гуманист Мишель Монтень в 16 веке писал: "Глухота – более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества – способности быстрого и свободного общения. Глухота – недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности".

"Слышать" – значит понимать ситуацию общения, участвовать в диалоге. "Слышать" – значит свободно чувствовать себя в незнакомой ситуации и уметь вступать в разговор с незнакомыми людьми.

"Слышать" – это значит иметь облик слышащего человека, располагать окружающих к общению.

В настоящее время наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям с нарушением слуха является их обучение в специальных детских садах и школах. В них ведется целенаправленная работа по воспитанию и обучению детей с нарушением слуха.

В ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание уделяется развитию речи детей, их остаточного слуха, формированию произносительной стороны речи. Во всех специальных школах организовано целенаправленное обучение детей с нарушением слуха, направленное на их широкую социализацию, всестороннее развитие личности ребенка, обеспечение коррекции дефекта слуха.

Развитие личности – становление культуры в человеке, происходит благодаря речевой коммуникации. Для интеграции детей нужно формировать у глухого ребенка навыки речевого общения.

Очень полезны для социализации наших детей экскурсии и походы. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребенка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста.  

Известные сурдопедагоги С.З. Зыков, Н.М. Лаговский, А.Ф. Остроградский, Ф.А. Рау, Ф.Ф.  Рау раскрывая задачи обучения и принципы воспитания детей с недостатками слуха, указывали на необходимость активного познания окружающей действительности, получения впечатлений и знаний на основе наблюдения жизни, быта, усвоения нравственной культуры ближайшего окружения ребёнка и его самостоятельной практической деятельности.

Одним из путей повышения эффективности обучения школьников с нарушениями слуха является широкое использование наглядно – практической деятельности. Наиболее активно эта деятельность реализуется во внеурочной работе с учащимися.  Наиболее эффективным и общедоступным способом изучения окружающего мира является экскурсия. В программах школы для детей с нарушением слуха экскурсии составляют обязательную часть учебно – воспитательного процесса. Экскурсия активизирует познавательную деятельность, расширяет знания в разных областях окружающей жизни, искусства, науки, культуры. Знания, которые учащиеся получают во время экскурсий, более конкретны и точны, так как восприятие окружающего мира происходит в естественной среде.

Организация экскурсии во внеклассное время включает три основных этапа проведения:

- подготовительный;

- ход экскурсии (собственно экскурсия);

- заключительный;

Требуется проведение системы внеклассных занятий на подготовительном и заключительном этапах. До проведения экскурсий следует чётко определить познавательно – развивающие и коррекционные задачи:

-развитие и обогащение знаний и представлений об окружающем мире;

-развитие мыслительных операций и познавательной активности;

-активизация речевого общения, формирование речевого поведения и культуры речи;

-развитие осознанного отношения к окружающему и воспитание самостоятельности, творческой активности.

-развитию осознанного отношения к окружающему, индивидуальных личностных качеств,

Разный объём познавательного материала, различные задачи, методические подходы к организации и проведению экскурсий определяется количеством занятий в календарном планировании. В календарно-тематическом плане запланированы 2 экскурсии в месяц.  Систематическое проведение экскурсий позволяет выработать у школьников с нарушениями слуха навыки использования слухового аппарата не только для восприятия речи, но и для восприятия окружающего мира, что обогащает их интеллектуальное развитие, расширяет их кругозор.  Индивидуальные или групповые задания во время экскурсий активизируют творческую, практическую и познавательную деятельность учащихся.  Развивается культура взаимоотношений между детьми, создаются условия для поиска решений проблемных ситуаций. Возникающие ситуации речевого общения способствуют активизации речевого развития, усвоению новых слов, фраз с помощью воспитателя. Во время экскурсии у детей пробуждается любознательность, что, естественно, выражается в повышении речевой активности. Формируется речевое поведение школьников.

Во внеурочное время можно проводить следующие виды экскурсий:

-искусствоведческие;

-обществоведческие;

-природоведческие;

-профориентационные;

-познавательные.

При планировании экскурсий необходимо учитывать:

-возрастные и психологические особенности учащихся;

-взаимосвязь внеклассной работы с учебным материалом, соответствие школьной программе;

-уровень их готовности к решению познавательных задач;

-состояние их слуха, речи и речевой активности.

При проведении экскурсии с детьми с нарушениями слуха необходимо обдумывать ход, ведение экскурсии, формы обсуждения её результатов, подобрать речевой материал, задания для отдельных учащихся и всего класса. Перед экскурсией необходимо заранее ознакомится с объектом экскурсии и для себя, я определить, на что требует обратить внимание учащихся, составить примерный план экскурсии, наметить вопросы и задания для детей, определить для себя цели и задачи экскурсии.

На подготовительном этапе необходимо подготовить учащихся к экскурсионному мероприятию. На предварительной беседе со школьниками, прежде всего, указать тему, цели и задачи предстоящей экскурсии (для чего с какой целью будут проводить наблюдение, исследования и т.д.). Затем сообщить разработанный план, т.е. когда, куда и на какое время идёт группа. Рассказать содержание экскурсии, разъяснить, что предстоит изучить. Перед проведением экскурсии следует повторить уже знакомый учащимся материал, знания которого необходимы для усвоения информации, полученной на экскурсии. Большое значение для успешного проведения экскурсии имеет пробуждение у учащихся интереса и соответствующего настроения, поэтому иногда можно вступительную беседу дополнить презентацией или учебным фильмом.

При воспроизведении и коррекции опорных представлений, знакомстве с новыми понятиями можно использовать метод эвристической беседы, использовать иллюстрации, просмотр видео, краткие записи, заполнение таблиц, составление схем, которые после экскурсии могут дополняться новыми материалами.

Самостоятельная работа школьников должна начинаться ещё до проведения экскурсии, во время её подготовки. Учащиеся должны осознавать, что экскурсия – это не прогулка на свежем воздухе, а учебное занятие. Поэтому необходимо заранее заинтересовать учащихся проблемно – познавательными задачами, дать им некоторые сведения об объектах изучения, задать вопросы и распределить задания. Крупные, основополагающие вопросы сообщить всему классу, а индивидуальные – конкретно каждому ученику.

Перед началом экскурсии необходимо провести инструктаж или беседу по технике безопасности. Ознакомить с правилами безопасности на дорогах города, вблизи проезжей части, рассказать о правилах поведении в дороге и на месте проведения экскурсии.

Оценить готовность учащихся к выходу, вместе с учащимися проверить наличие и состояние слуховых аппаратов.

II этап.  Собственно экскурсия.

Основной этап позволяет обеспечить связь наглядно-чувственного опыта с речью. При этом формируется такое необходимое качество, как наблюдательность. Планомерность наблюдений позволяет рассматривать предметы в определённой последовательности.

Наблюдение – один из основных видов деятельности во время экскурсии. Для повышения качества восприятия необходимо:

- создать проблемную ситуацию перед наблюдением;

- акцентировать внимание детей на важном, существенном;

- стимулировать их активность в процессе наблюдения.

Объектом познавательной деятельности детей становится фундаментальное отношение «предмет – система  предметов».

В отличие от массовой общеобразовательной школы, проведение экскурсии с глухими и слабослышащими учащимися требует постоянного учёта коммуникативных возможностей. Наряду с использованием устной словесной формы общения применяются таблички с письменными словами, фразами, а в случае необходимости используется дактильная и жестовая речь.

На экскурсии желательно с учащимся больше заниматься наглядно – практической деятельностью по возможности включать их в тот или иной вид деятельности. Можно продумать варианты включения учащихся в тот или иной вид практической деятельности на экскурсиях. Например: предусмотреть возможность поработать вместе с работником почты при сортировке писем и газет, самостоятельно покормить животных в уголке природы в Этнографическом музее или на страусиной ферме и т. д.

Непосредственно перед экскурсией дать учащимся установку на беседу со взрослыми. Беседа со взрослыми требует предварительной подготовки. Можно помочь учащимся сформулировать возможные варианты вопросов, которые можно записать в качестве образцов в блокнот. Например, перед экскурсией в магазин сообщить детям, что они сами будут покупать сок.  Для этого нужно правильно и вежливо обратиться к продавцу. Дети записывают в словарики вариативные высказывания: «Я хочу купить яблочный сок», «Дайте, пожалуйста, яблочный сок», «Сколько стоит пачка сока?», «Спасибо». Можно раздать детям на табличках речевой материал (обращение к продавцу).  При проведении экскурсии необходимо использовать заранее приготовленные таблички с новым речевым материалом: касса, витрина, ассортимент и т.д.

В основной части нельзя превращать экскурсию в лекцию, так как многословие и длинные рассказы, охлаждают интерес учащихся к экскурсии. Говорить на экскурсии надо только о том, что можно показать. Проводя любые объяснения, не следует забывать о роли слова и наглядно – практической деятельности в познание мира детей с нарушением слуха. Следить за систематичностью и правильностью выполнения наблюдений учащимися до тех пор, пока у них не будет сформированы навыки наблюдения и обобщения. Такая организация работы закрепляет речевое оформление наблюдений ребёнка с нарушением слуха, от правильности которого зависит дальнейшее введение понятий в его самостоятельную речь.

Правильно нужно проводить демонстрацию изучаемого. Умение правильно показать исследуемый объект или явление важно для чёткого усвоения и полноценного восприятия экскурсионного материала. Рассказывая об объекте или давая какие – либо объяснения, сначала нужно убедиться, что все ученики видят его, собрались вокруг него широким кругом на расстоянии вытянутой руки. Для детей с нарушением слуха особенно важно, чтобы во время объяснений воспитатель или учитель находился от них на расстоянии прямой видимости.

III этап. Заключительный

После проведения экскурсии с учащимися проводится работа по осмыслению и проработке полученных впечатлений.  Лучшим способом закрепления полученных во время экскурсий знаний является её повторение. Каждый ученик отмечает, что больше всего ему понравилось и запомнилось на экскурсии. Закрепление полученных знаний осуществляется в процессе предметно-практической, речевой, игровой, изобразительной деятельности. Иногда я используются виды предметно-практической деятельности: рисование, аппликации, моделирование, конструирование предметов, которые были объектом наблюдения во время экскурсии, сюжетно-ролевые игры. При запоминании новых слов можно организовать загадки-инсценировки. Например, дети по очереди изображают действия почтальона, повара, художника, портнихи и т.д. Рефлексия служит одновременно целям повторения и систематизации материала, обеспечивает столь необходимое в работе с детьми с нарушением слуха неоднократное возвращение к одним и тем же понятиям, и умениям, их переосмыслению и дальнейшее обобщение на более высоком уровне требований к умственной деятельности.

Анализ собранных данных позволяет узнать круг интересов каждого ребёнка, оценить степень его готовности к экскурсионной работе. Экскурсионная работа при правильной её организации позволяет повысить развивающий эффект обучения и воспитания.

Тематика экскурсий от класса к классу расширяется в связи с развитием интересов и возможностей детей.

      В средних и старших классах следует расширить тематику и число экскурсий непосредственно на производство, предприятия города, знакомство с учебными заведениями города.

 Это могут быть экскурсии в  швейную мастерскую,  в пожарную часть, на почту, в банк, в парикмахерскую, в обувную мастерскую, в спортивный комплекс, в колледж, в училище, в центр занятости населения, в фотосалон, в аэропорт, на железнодорожный вокзал, автостанцию, в поликлинику, в стоматологическую поликлинику и др. Дети с нарушением слуха, уступают слышащим и в знании современной техники, существенных признаков, свойств и особенностях функционирования объектов, поэтому в систему знаний о трудовой деятельности людей должна сбыть включена  не только информация о видах труда в их взаимодействии,  но и о назначении и сфере функционирования орудий труда,  об их составных частях, способах и  условиях действия с ними.

Таким образом, правильно организованная и проведённая экскурсия в школе для детей с нарушением слуха возбуждают познавательный интерес, активизируют деятельность учащихся. Становится возможным комплексное решение общеобразовательных и коррекционно-развивающих задач, личностно-деятельностный подход к каждому ребёнку.

Наблюдение во время экскурсий за природными явлениями, за объектами окружения, за трудом людей во внеурочное время и постоянной фиксацией их в устной и письменной формах, развивает у учащихся навык свободно и логически правильно излагать свои мысли, у учащихся расширяется словарный запас.

Правильно спланированная и организованная подготовка создает хороший настрой у всех участников похода (педагогов, детей и их родителей), а само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след у каждого участника. Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение для детей имеют лишь те экскурсии, которые правильно подготовлены и организованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

В специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением слуха, наряду с общеобразовательными уроками, существуют и специфические формы организации учебной деятельности, которые отсутствую...

«Особенности подготовки и проведения праздников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха».

«Особенности подготовки и проведения праздников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха»....

Методическая рекомендации «Организация учебной деятельности для детей с нарушением слуха на уроках английского языка»

В данной статье даются рекомендации преподавания иностранных языков слабослышащим детям в школе....

Сценарий проведения праздника «Последний звонок 2019» для детей с нарушением слуха

Сценарий проведения праздника «Последний звонок 2019» для детей с нарушением слуха...

Методические рекомендации по организации занятий адаптивной физической культурой для детей с нарушением слуха

Среди глухих и слабослышащих детей чаще встречаются нарушение осанки, сколиоз, сутуловатость, плоскостопие. Наиболее заметны  нарушения моторики и комплекс вестибулярных расстройств.Целью занятий...

Статья. Виды работ по развитию коммуникации в образовательных организациях для детей с нарушением слуха

В статье раскрываются особенности работы по развитию коммуникативных навыков учащихся с нарушением слуха. Особое внимание уделяется специфическим видам работы, разработанным специально для детей с нар...