Статья. Виды работ по развитию коммуникации в образовательных организациях для детей с нарушением слуха
статья

В статье раскрываются особенности работы по развитию коммуникативных навыков учащихся с нарушением слуха. Особое внимание уделяется специфическим видам работы, разработанным специально для детей с нарушением слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды работ по развитию коммуникации в образовательных организациях для детей с нарушением слуха

Проблема формирования коммуникативных умений у детей с нарушением слуха — одна из приоритетных задач сурдопедагогики. Традиционно развитие коммуникации детей с нарушением слуха рассматривается только в качестве умения использовать устную речь в общении [7]. В связи с этим в классических методиках представлена работа только над речевыми умениями: формулированием и выполнением поручения, обращение с вопросом и ответ на него, отчёт о деятельности. При этом совместная деятельность рассматривается не как часть коммуникативных умений, а как условие для их формирования.

Современные исследования показывают, что такое представление о коммуникативных умениях необходимо расширять. А. С. Люкина предлагает взять в основу концепцию А. Г. Асмолова [7]. В рамках данной концепции все коммуникативные умения разделяются на 3 группы: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как кооперация и коммуникация как условие интериоризации [3].

Работа по формированию коммуникативных умений учащихся с нарушением слуха проводится в учебной и во внеурочной деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Виды работы по развитию коммуникативных умений
в школе для учащихся с нарушением слуха

Обратимся к рисунку 1. На всех уроках в школах для детей с нарушением слуха применяются различные формы работы, способствующие организации совместной деятельности. Учащиеся выполняют задания не только индивидуально, но также в парах или в бригадах [10]. В паре ученики дают друг другу поручения по выполнению задания и оценивают результат. В бригаде учитель или сами дети выбирают бригадира, который определяет порядок работы и выдаёт поручения.

В рамках учебных предметов образовательной области «Филология»  реализуются специальные виды работы над коммуникативными умениями. Предметы «Русский язык и развитие речи», «Литературное чтение» и «Предметно-практическое обучение» характеризуются коммуникативной направленностью данных предметов и высоким потенциалом для развития коммуникации учащихся [9]. Методика развития речи слабослышащих (А. Г. Зикеев [2], К. В. Комаров [4], Р. М. Боскис [1]) и методика развития речи глухих (С. А. Зыков, Л. М. Быкова [10]) предлагают разнообразные виды работы для школьников с нарушением слуха, в числе которых работа по закрытой картинке или по серии закрытых картинок, беседы, дидактические игры, упражнения. Работа по закрытой картинке и беседы основной своей задачей ставят формирование умения задавать вопросы и отвечать на них. Дидактические игры и упражнения способствуют формированию умения давать и выполнять поручения, запрашивать отчёт и отчитываться о проделанной работе.

В школе для глухих обучающихся есть особый предмет, которого нет в программах других школ — предметно-практическое обучение (ППО). В своей основе он имеет предметно-практическую трудовую деятельность, однако относится к блоку филологических дисциплин. Это связано с тем, что на уроках ППО школьники не просто мастерят какие-то поделки, плакаты, игрушки — они учатся оречевлять свою трудовую деятельность. Урок ППО создаёт учебную ситуацию наиболее близкую к естественной благодаря необходимости коллективной деятельности. В процессе работы учащиеся обсуждают содержание поделки, выдают друг другу поручения, просят о помощи, помогают, подсказывают, распределяют работу между собой. В отличии от уроков труда в общеобразовательных школах, где ученики после объяснения учителя работают индивидуально, никак не взаимодействуя, на уроках ППО именно взаимодействие является центральным звеном урока.

Одним из видов работы, способствующих развитию коммуникативных умений глухих школьников в рамках внеурочной деятельности, являются слухоречевые праздники. Слухоречевые праздники — любые слухоречевые занятия, организуемые учителем-дефектологом — позволяют создать условия для спонтанной реализации детьми своих произносительных навыков в непринуждённой обстановке; закрепить положительное отношение учащихся к слухоречевой работе;  формировать потребность в общении и мотивацию к использованию самостоятельных высказываний; формировать осознание устной речи как надёжного средства коммуникации. [58] С. Б. Шипулина и
Н. Е. Граш в качестве универсальной формы слухоречевого праздника предлагают дидактический спектакль, в котором подготовленные сценки, связанные единой тематикой, сменяются неподготовленными вопросами и заданиями для всех участников, а не только для выступающих. Такая форма позволяет получить наибольшую концентрацию положительных результатов. Помимо дидактического спектакля авторы также выделяют конкурс чтецов, речевую викторину, речевой КВН и разнообразные дидактические игры.

Проектная деятельность охватывает учебное и внеурочное время школьников с нарушением слуха, вовлекает их в разнообразные виды и формы деятельности. Особое значение проектной деятельности для школьников с нарушением слуха состоит в том, что она создаёт благоприятные условия для переноса сформированных коммуникативных умений в новые ситуации общения [9].

Порядок организации проекта для учащихся с нарушением слуха аналогичен организации проекта в общеобразовательных школах (рис. 2).

Рис. 2. Этапы организации проекта для учащихся с нарушением слуха
(по А. С. Люкиной, 2019)

Рассмотрим рисунок 2. В первую очередь учитель предлагает учащимся познакомиться с задумкой проекта, на основе которой они определяют цель и задачи деятельности. Затем определяются методы реализации проекта, порядка действий, распределения между участниками ролей и обязанностей, сроки выполнения каждого действия. На следующем этапе осуществляется непосредственная деятельность учащихся. Далее они подготавливают материалы для презентации проекта и его результатов. В конце подводятся итоги работы, оценка деятельности всех участников, обмен личными впечатлениями.

А. С. Люкина указывает, что на разных этапах организации проектной деятельности у учащихся активизируются разные группы коммуникативных умений [9]. Так, на первых трёх этапах работы над проектом — определение цели и задач проекта, планирование деятельности и её осуществление — наиболее интенсивно применяются умения сотрудничества, организации совместной деятельности. Умения личностного общения  используются на всех этапах, но более активно на этапе презентации результатов деятельности: учащиеся должны самостоятельно формулировать высказывания в устной речи, следить за тем, насколько его речь понимаема слушателями. На этапе рефлексии также большую роль играют умения личностного общения (высказывать своё мнение, слушать других, понимать эмоциональное состояние собеседников). При этом рефлексия проводится совместно всеми участниками, поэтому активизируются и умения сотрудничества (умение сравнивать свои действия с действиями товарища, умение признавать ошибку, умение высказать своё мнение, выслушать и понять мнение другого, умение аргументировано вести спор).

Таким образом, в школах для детей с нарушением слуха работа над коммуникативными умениями имеет очень большое значение. Условия для развития слуха и речи, мотивации учащихся к общению создаются не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. В школах для глухих и в школах для слабослышащих применяются как подходы, реализуемые в общеобразовательных школах, так и специфические виды работы, разработанные специально для детей с нарушением слуха. К ним относятся особые виды работы на уроках русского языка и развития речи, уроках ППО, слухоречевые праздники во внеурочной деятельности и проектная деятельность.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. — М.: Советский спорт, 2004. — 304 с.
  2. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся (I – VI классы 2-го отделения). М., «Педагогика», 1976. - 240 с.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
  4. Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. — М.: Просвещение. 1988. — 223 с.
  5. Королёва И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха). — Спб.: КАРО, 2008. — 752 с.: ил. — (Серия «Специальная педагогика»)
  6. Кукушкина О.И. Гончарова Е.Л. Кохлеарная имплантация: динамическая педагогическая классификация детей // Специальное образование — 2014. 17-21 с
  7. Люкина А.С. Коммуникативные умения младших школьников с нарушением слуха . [Текст] / А.С. Люкина // Вестник науки и образования 2014
  8. Люкина А.С. Сформированность коммуникативных умений у обучающихся с кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами в образовательном пространстве школы для детей с нарушением слуха. [Текст] /  А.С. Люкина // Материалы XXII международной конференции «Ребенок в современном мире. Территория детства» - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – С. 472–477
  9. Люкина А.С., Красильникова О.А. Развитие коммуникативных умений у детей с кохлеарными имплантами в образовательном пространстве школы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся: учебно-методическое пособие. — Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. — 127 с
  10. Методика преподавания русского языка в школе глухих: Учеб. для студ. Пед. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. Л.М. Быковой. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 400 с.
  11. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие / А.В. Мудрик. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.
  12. Поздеева С. И., Кузнецова Т. И. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы. [Текст] / С.И. Поздеева, Т.В. Кузнецова  // Вестник Томского государственного педагогического университета 2006 - № 10 (61) — С. 65-68
  13. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей .—— М.: Просвещение, 1981. —191 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности подготовки и проведения праздников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха».

«Особенности подготовки и проведения праздников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха»....

Статья по теме: "Методы, средства, виды развития слухового восприятия детей с нарушением слуха во внеурочное время".

Статья предназначена для педагогов специальных (коррекционных) учреждений I и  II вида, а также для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования...

Развитие навыков общения на уроках у детей с нарушениями слуха

Навыки общения у детей с нарушениями слуха формируется в процессе всей учебно-коррекционной работы. Словарный запас у детей ограничен. Они не могут вступать в контакт со слышащими людьми. Учитель долж...

адатированный мониторинг образовательного процесса для детей с нарушением слуха (на основе Верещагиной Н.В)

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии, а также определять трудности реализации программного содержания в группе....

Специальные условия организации образовательного процесса для детей с нарушениями зрения и слуха

Здесь описаны специальные условия, которые создаются в образовательных организациях для комфортного пребывания и полноценного развития детей с нарушениями слуха и зрения....

Статья "Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации у детей с нарушениями интеллекта"

Из опыта работы: в данной статье будет освещена коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации детей с нарушением интеллекта...

Статья "Теоретические основы проблемы развития коммуникативных умений и навыков младших школьников с нарушением слуха"

В статье рассматриваются различные подходы к вопросу формирования умений и навыков коммуникативного характера у детей с нарушениями слуха, описанные выдающимися учеными. Авторами показана значимость м...