«Особенности подготовки и проведения праздников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха».
статья по теме

«Особенности подготовки и проведения праздников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности подготовки и проведения праздников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях

 для детей с нарушениями слуха».


Введение

Современные технологии организации детских праздников. Теоретические основы.

Эффективность проведения мероприятия.

Работа  над сценарием.

Виды и формы детских праздников.

Идея, сущность и эффективность праздника.

Классификация детских праздников.

Деятельность в контексте праздника.

Праздник как фактор реализации социально-культурной деятельности  и  современные технологии организации.

Влияние праздников на формирование и развитие психических процессов детей.

Подготовка и организация праздника для детей.

Работа коллектива по подготовке праздника в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II видов.

Методические рекомендации по проведению детского праздника.

Использование  информационных  технологий при подготовке и проведении праздников

Заключение.

Список литературы

Приложение № 1

Приложение № 2


Введение

Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.

Культурно-досуговые мероприятия и праздники в школьном учреждении - неотъемлемая часть деятельности. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник или мероприятие доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что мероприятие помогло ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные умения и мгновения счастья.

Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник.

Праздник является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании.

Празднично-досуговая деятельность детей отличается особым динамизмом, появлением неожиданных видов и форм. Досуг большей части детей, часто практически не контролируемый, отличается сложностью и противоречивостью. С одной стороны, дети имеют возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, с другой, - нередко не готовы к выбору видов деятельности, способствующей полноценному формированию личности, охотно перенимают модели заполнения свободного времени, далеко не всегда содействующие их физическому и психическому развитию.


Современные технологии организации детских праздников. Теоретические основы

Дух любой школы определяется фанатизмом,

беспредельной преданностью делу тех людей,

которые в этой школе работают.

Юрий Владимирович Завельский

Термин "праздник" (от греческого слова "Еориз") часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). С праздником ассоциируется чувство приятного, радостного.

Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей школьного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у школьников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях, о правилах поведения. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы хорошего мероприятия или праздника.

Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. В  любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.

С учетом возрастных особенностей детей обычно составляется праздничный календарь, в соответствии с которым те или иные мероприятия проводятся на открытом воздухе, в музыкальном зале или камерно в классах.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
     Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается, прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей начальных классов утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших школьников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 1 часа. Иначе наступит потеря интереса и внимания. Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.
Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.

Для детей школьного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т. д.).

Что должны содержать грамотно написанные сценарии? Детские праздники - день рождения, Новый год и другие массовые праздники – это еще и возможность рассказать ребенку о многообразии и радостях окружающего мира. Поэтому в детские праздники входят воспитательные моменты и познавательные задания. Например, конкурсы и загадки, которые способствуют развитию воображения, логического мышления или внимания.

Эффективность проведения мероприятия


Эффективному проведению праздника (мероприятия) способствуют:

  • объединение всех его составных частей вокруг главной цели
  • отбор художественного материала
  • выбор эмоционально-выразительных средств
  • подбор исполнителей
  • коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

Организуя детский праздник, во-первых, нужно рассматривать его как важную самостоятельную форму культурно-досуговой деятельности. Во вторых, не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В - третьих, необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория).

Сценарий детского праздника (торжества, мероприятия) – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить.

В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности. 

Работа  над сценарием.

Работа над сценарием включает в себя несколько этапов

1й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям о чем-либо. Идея праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к творчеству. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия.

В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.

2й этап – построение композиции  – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:

экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии);

завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);

развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;

кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);

развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

Требования к сценарию

строгая логичность построения и развития темы;

законченность каждого эпизода;

органическая связь эпизодов;

нарастание действия в его движении к кульминации.

Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.

Виды и формы детских праздников

Детский праздник – один из самых ярких моментов в жизни ребенка. Праздники открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце.

Здесь крайне актуален вопрос о восприятии праздника не только как формы досуга, но и как культурно-образовательного явления, способствующего развитию личности и воспитанию. Недооценка этого фактора праздничного поведения совершенно очевидна и, к сожалению, не только в массовом сознании, но и для педагогической общественности и многих публикаций.

Особая педагогическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых.

Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми. Важная роль в реализации культурно-досуговой деятельности принадлежит учреждениям дополнительного образования детей.

Можно выделить следующие виды  праздников, в которых возможно участие детей:

- церковные праздники, главными из которых являются Рождество и Пасха и др.;

- календарно-обрядовые праздники - Новый год, Масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купалы, праздник урожая;

- профессионально-трудовые праздники (день учителя и т.д.);

- гражданско-личностные праздники, или семейные (свадьба, день рождения, юбилей и т.д.)

- спортивные праздники;

- праздники для детей;

- мемориальные праздники, связанные с жизнью и творчеством великих русских поэтов и писателей, художников и композиторов;

Идея, сущность и эффективность праздника

Участники праздника – взрослые и дети. По оценке специалистов  взрослые участники праздника, и дети, выполняя несложные творческие задания, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий совместно (в режиме сотрудничества) удовлетворяют потребности в общении, разумной интимности, субординационных отношениях. Такие отношения на празднике реализуют функцию удовлетворения потребности участников в коллективных взаимоотношениях, «разумно снисходительны», т.к. никто никого не осуждает за неточность выполнения заданий или за недостаток необходимых сил, здесь не ставятся оценки, а создается поле взаимопомощи, взаимоподдержки, разумного (сродни деловому) взаимодействия.

Итак, игры на празднике (обязательный атрибут праздничного веселья) – активное средство самовоспитания детей и удовлетворения потребности в деятельности («Дети сами без понукания выполняют в своих играх, досугах требования быть честным, терпеливым, настойчивым, волевым, терпимым и т.д., иначе, они – игры, досуги – просто не состоятся»). Вовлеченные в праздник дети, проявляют выдумку; находят в новом старое, в старом новое; хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить идею.

Художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой – разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.

Почти у каждого календарного праздника – своя тема, отражающая историю народа, страны, мира. Праздник – тогда праздник, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает в них желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы.

Значимая идея праздника – это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Конечно, праздники как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром.

Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:

- абсолютная добровольность участия и согласие со всеми  обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;

- свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;

- наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклора.

Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), – праздник представляется в качестве всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества. Праздничная деятельность детей и подростков очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных эстетических действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил личности, и положительно окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый продукт, и в итоге – развитие творчески-эстетических задатков и способностей.

Возникновение и становление праздника как любого вида духовного бытия человека связаны не в меньшей мере и с удовлетворением такой потребности человека, как игра. Праздник и игра возникают с необходимостью в определенный период развития человека, и это непосредственно связано с задачами воспитания целостной личности. Таким образом, праздник и игра – важные составляющие деятельности подростков, практическое совершенствование которой должно базироваться на прочной научно-педагогической основе. Здесь важен новый подход, опирающийся на научную методологию, предполагающий глубину идейно-теоретического содержания, серьезные философские обобщения, полный и точный учет реалий современности и научно обоснованное предвидение будущего.

Многообразные виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок в процессе подготовки и проведения праздника, творческие, познавательные, игровые, общественные и др., чтобы действительно влиять на развитие ребенка, на динамику его способностей, должны обладать определенными характеристиками. Мотивационно-потребностная сфера личности развивается, когда, во-первых, связывает деятельность с ведущими возрастными тенденциями, выводит растущего человека из зоны «актуального развития» в зону «ближайшего развития»; во-вторых, проявляется в осознанном целеполагании, связанном с моментом преодоления себя; и, в-третьих, когда ее влияние охватывает не только начальный период деятельности, но распространяется на весь процесс.

праздник обусловлен не только деятельностью, но всеми сторонами человеческой личности, на которые он призван воздействовать. Поэтому представляется правомерным при построении модели праздника и его результата исходить не только из выводов деятельности детей и подростков, а учитывать разные стороны целостной личности подростка в системе общественных отношений.

Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена. Таким образом, педагогически целесообразно организованный детский праздник целостно влияет на нравственное развитие подростка. И действительно, диапазон задач детских праздников довольно широк: он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы школы, деятельности учреждений дополнительного образования, детских клубов, парков, центров творчества, что создает определенную педагогическую систему детских праздников.

В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и выражается в изменении их ценностных ориентацией, взаимоотношения и взаимопонимания. Именно данная педагогическая модель может служить основой построения целостного процесса развития личности при организации детского праздника, разумеется, с учетом местных особенностей и условий. Весте с тем решающая роль в успешном осуществлении этого процесса принадлежит коллективу специалистов и педагогов-организаторов, их подготовленности, слаженности, взаимопониманию и  взаимодействию с детьми. Подводя итоги, можно определить праздник как категорию педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка. Цель его – в познании юными гражданам окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков организатора, умении постигать человеческую науку общения.

Понимание детского праздника, как сложной системы различных субъективно-объективных и личностно-общественных отношений и основанных на них видов деятельности детей и подростков, позволяет выявить основные элементы праздника и структурные взаимоотношения между ними. Праздник объединяет в себе различные характеристики, будучи и познавательным отражением действительности и ее оценкой, выражением духовного мира личности и социальным явлением, видом игровой, эстетической деятельности, средством воспитательного воздействия. И все эти характеристики системно взаимосвязаны, являясь разными аспектами нерасторжимого в своей целостности художественно-педагогического процесса взаимодействия детей и взрослых в проведении праздника.

Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника определяется как система коллективных художественно-творческих дел детей и взрослых в ходе  педагогически организованной совместной деятельности. Участие в праздничном действии в существенной степени формирует инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность ребят. Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система детских праздников способна превратиться в мощный социо-культурный фактор и сильное средство педагогического воздействия. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности). Эмпатийное единство участников праздника (детей и взрослых) помогает созданию модели общественного поведения личности, свободному ориентированию в жизненных ситуациях, развитию творческих способностей.

Классификация детских праздников

Для детей традиционно проводятся следующие праздники:

Праздник осени. Проводится обычно в октябре месяце. Это праздник прощания с летом. Поскольку этот праздник является первым в учебном году и дети на занятиях, в основном, занимались повторением материала, пройденного в прошлом году, основу праздника составляют зрелища и игры.

Новый Год. Детей традиционно посещает Дед Мороз со Снегурочкой. Дети водят хоровод вокруг нарядной елки. Дети показывают Деду Морозу свои танцы, песни, читают стихи. Новый Год – самый веселый праздник для всех. Поэтому он обычно бывает самым ярким, самым запоминающимся. Детей приходят поздравить с Новым Годом самые разнообразные сказочные герои. В завершении праздника Дед Мороз дарит детям подарки.

Восьмое Марта. Дети поздравляют своих мам, бабушек, учителей и воспитателей с праздником. На занятиях изобразительной деятельностью дети готовят подарки для мам, мальчикам объясняется, что это праздник всех женщин и девочек тоже надо поздравлять в этот день. Нужно быть вежливыми и внимательными к ним.

Праздники можно условно разделить на два типа:

                                          ПРАЗДНИКИ

                                      календарные                тематические

Восьмое Марта               Праздник осени

Новый Год                      До свиданья, детский сад

Основные примеры цели праздников

Тип

Название праздника

Цели

КАЛЕНДАРНЫЕ

Восьмое Марта

воспитание чувства уважения и благодарности к маме и близким женщинам

Новый Год

формирование у детей отношения к празднику как к чудесному, радостному событию; развитие эмоциональности детей

ТЕМАТИЧЕСКИЕ

Праздник осени

воспитание умения видеть прекрасное в природе и окружающей среде

До свиданья, детский сад

формирование положительной мотивации к будущему обучению в школе; воспитание чувства благодарности к учителям и воспитателям детского сада; развитие эмоциональности

У любого народа и во все времена одним из самых любимых периодов

календарного года, самым любимым развлечением и ритуальным занятием был и остается «праздник». Каждый народ, вместе с тем знает, что праздник – не только время отдыха и веселья. Это то, что в первую очередь связано с чем-то особенным, важным. Неслучайно с давних пор всякий народный праздник – не только не работный день», но и день знаменательный, памятный, посвященный определенному событию.

Поэтому у каждого праздника свое время, своя идея, свое «лицо». Поэтому считается, что учредить или выдумать народный праздник невозможно. Его надо десятилетиями переживать и закреплять в соответствии с переживаниями предыдущих поколений в сознании поколений последующих. Поэтому культивирование праздников – дело чрезвычайно серьезное, ибо необходимо для сохранения экологии культуры, преемственности поколений, сохранения исторического дневника народного быта.

Событийность и свободное от определенной занятости пространство людей – основной, хотя и двойственный по природе, феномен праздника.

На празднике, с одной стороны, можно развлечься, снять физическое и психическое напряжение, проявить себя как талант, а, с другой, осознать принадлежность к чему-то могучему, историческому, символичному и церемониальному. Содержание праздников основано на признанных или признаваемых ценностях межличностного общения (межличностных отношений), на ценностях коллективных и индивидуальных человеческих переживаний, на ценностях художественного творчества людей.

Поэтому одни праздники посвящены незабываемым историческим вехам, другие - аграрным ожиданиям и достижениям, третьи – счастливым семейным датам и т. д., но все они – проявления безутешных коллективных переживаний и несдерживаемой творческой фантазии народа

Общенародные праздники для многих одаренных личностей - шанс творческой самореализации, самовыражения, позволяют личности испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признательность

окружающих. Праздник древних афинян, например, предоставлял возможность реализации самодеятельного творчества лицам любого возраста, пола, сословия в формах нравственно - религиозной, обрядно - ритуальной, музыкально – песенной или спортивно – физической. Древним грекам  праздник утверждал гражданские свободы и демократию, давал мощный толчок раскрытию духовных и физических потребностей, удовлетворению этих потребностей эстетическими средствами.

Детские народные праздники – комплексная синтетическая деятельность, которая является активной деятельностью в сфере культурного наполнения свободного времени детей, иначе говоря, в сфере досуга. В традиционных  типах культур детские праздники – это праздники взрослых, где детям не запрещается присутствовать и участвовать, иногда быть главными персонажами ритуального действия. Детские праздники – не пустое времяпрепровождение для детей, это составная часть их образовательной культурно – просветительской программы.

Деятельность в контексте праздника

В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности – это и музыкальная, и речевая, и изобразительная.  Также следует выделить особый вид деятельности – общение. Психология определяет деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью.

Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. Первой из них является игра. Данная форма деятельности и является основной весь дошкольный период жизни ребенка. Но дошкольник редко осознает потребности, которые толкают его играть. И целью его деятельности является сама осуществляемая деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью.

В процессе подготовки и проведений праздников у детей с нарушениями слуха развиваются навыки речевого поведения, устной коммуникации, совершенствуется восприятие и воспроизведение устной речи. Общение выступает как многоплановый процесс развития контактов между детьми и взрослыми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

     Чтение стихотворений, исполнение песен, участие в драматических постановках побуждает воспитанников к совершенствованию произносительных умений и навыков. В ходе подготовки и проведения праздников повышается мотивация к овладению устной речью.

Основой любого праздника является музыкально-исполнительская деятельность детей. Музыкальное искусство является незаменимым средством эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир человека, формировать культуру чувств. Музыку рекомендуют использовать в воспитании детей с нарушениями слуха, начиная с младенческого возраста, так как она оказывает положительное влияние на их личностное развитие, формирование всех психических функций, содействует развитию слухового восприятия (с помощью электроакустической аппаратуры), произносительной стороны речи, двигательной сферы.

В психологии, философии, педагогике представлены различные классификации видов деятельности. Наиболее распространенной является следующая классификация:

Репродуктивная деятельность, направленная на получение уже известного результата известными средствами;

Продуктивная (творческая) деятельность, направленная на выработку новых целей и  соответствующих им  средств или достижение известных целей с помощью новых средств.

Анализ данной классификации позволяет говорить, что деятельность- это активная форма отношения к объекту.

Творческая деятельность – это деятельность человека, в ходе которой он создает нечто новое. Не важно, будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума или чувства. В педагогике творческая деятельность определяется как объективный фактор развития личности ребенка. Профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности, т.е. организовать жизнь ребенка как постоянное восхождение к культуре, взаимодействие с миром на уровне современных достижений культуры, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности и на уровне данного развития он входил в социальную жизнь.

Ведущим видом деятельности у детей является деятельность репродуктивная, т.к. ведущий вид мышления – наглядно-действенный, наглядно-образное только формируется, а словесно-логическое мышление на данном этапе развития практически отсутствует. Дети все действия выполняют “по шаблону”, их мышление очень конкретизировано, и как следствие этого говорить о творческой деятельности еще рано. На данном этапе формируются предпосылки для развития творческой деятельности в последующем.

Основой любого праздника является музыкальная деятельность. В массовом проявлении она состоит из песен и танцев.

В процессе постановки танца проводится большая работа по развитию слухового восприятия. Детей необходимо научить различать музыкальные такты и ритм музыки, необходимо так же разучить движения танца, что в свою очередь благотворно влияет на развитие крупной моторики, координации и мышечной памяти. Также танец позволяет детям через набор определенных движений почувствовать характер и ритм музыки.

Не последнюю роль в празднике для детей играет речевая деятельность, которая, в основном, сводится к разучиванию стихотворений. Основное различие данного вида деятельности для детей заключается в более тщательном отборе речевого материала в соответствии с состоянием речи и возможностями каждого конкретного ребенка, а также в подготовительной работе, предусматривающей полное и всестороннее изучение текста, позволяющее не только заучить и воспроизвести слова в определенной последовательности, но и понять внутреннее содержание стихотворения, его смысл, а также овладеть всеми словами произведения и максимально использовать их в активном словаре.

По нашему мнению, чтение стихов и другая речевая деятельность на празднике не только желательна и возможна, но и необходима, т.к. это создает богатейшие возможности для развития речи, создает так необходимую для детей со сниженным слухом речевую среду; ребенок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность: он должен говорить, говорить так, чтобы его поняли. Детям нравится выступать, показывать то, что они умеют. Праздник является хорошей ситуацией для активизации речи.

Большую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность.

Изобразительная деятельность обладает огромной познавательной силой, позволяя детям использовать зрительный анализатор. В помощь зрительному анализатору на занятиях изобразительной деятельностью есть возможность привлечь и другие сохранные анализаторы – осязание, двигательную чувствительность. Зрительный ряд, воспринимаемый ребенком в процессе изобразительной деятельности, сочетается со словом. На основе сочетания зрительного образа со словом у детей формируются представления об окружающем мире. Навыки и умения, составляющие технику рисования, аппликации, оригами, имеют двигательный характер. А движения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве и т.д. Для развития моторики человека большое значение имеет созревание нервно-мышечного аппарата и усвоение исторически сложившегося опыта предшествующих поколений. Особенно важным для развития ребенка является овладение движениями рук. Развитие движений руки во многом зависит от овладения орудиями и инструментами. Человеческая рука как рабочий орган начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности и в том числе изобразительной.

Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением необходим на всех этапах создания изображения. И на занятиях по изобразительной деятельности у детей необходимо развивать координацию глаза и руки, так как и то, и другое участвует у детей в процессе речевой деятельности. Дети, готовясь к празднику, делают подарки родителям (открытки маме к 8 марта), участвуют в процессе оформления зала (снежинки, украшения для елки к Новому Году, листья к празднику осени и т.п.), используя для этого аппликацию, оригами и рисование. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что своим трудом он участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их стараниями привычный зал превращается то в сказочный заснеженный лес, то в весеннюю зеленую полянку, то в осенний парк.

Общение, как особый вид деятельности, активно используется как в процессе подготовки, так и непосредственно при проведении праздника. Оно происходит между детьми и педагогом, родителями, персонажами действия и конечно же между самими детьми. Для нас представляет интерес точка зрения психологов  на общение как на многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как к одному из важнейших средств общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.

И очень важная задача – создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение “на равных”, так, чтобы не было обиженных и обделенных, чтобы яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка – праздник – не обернулось для него психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида. Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: передача информации, взаимодействие и взаимовосприятие. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить детей в совместную деятельность, наладить взаимопонимание и взаимодействие.

Итак, в процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды деятельности (музыкальная, речевая, изобразительная деятельность и общение). Использование разнообразной деятельности не только определяет содержание праздника, но и решает ряд специфических задач: развивает слуховое восприятие, произношение, голос, расширяет активный словарь ребенка, развивает крупную и мелкую моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, способствует формированию навыков общения.

Праздник как фактор реализации социально-культурной деятельности  и  современные технологии организации

Культурная политика традиционно имела значимую роль в развитии общества и являлась основной его развития. Сегодня происходит постепенное осмысление культуры не только как системы конкретных ценностей, но и признание ее в качестве инструмента, способного оказывать направленное и прогнозируемое влияние на все сферы жизнедеятельности населения.

Рекомендуемый план действий по развитию культуры в России принятый на международной конференции в 1998 году в Стокгольме:

- Превратить политику в области культуры в один из ключевых элементов стратегии развития.

- Поощрять творчество и участие в культурной жизни.

- Наращивать усилия по сохранению и повышению роли материального и нематериального, движимого и недвижимого наследия и развитию индустрии культуры.

- Содействовать культурному и языковому разнообразию в рамках информационного общества и для его блага.

- Выделять более значительные людские и финансовые ресурсы на развитие культуры.

То есть речь идет о том, что развитие человеческого потенциала, развитие общества вообще возможно только тогда, когда оно сознательно основано на национальной культурной традиции и быте. Культурная традиция, быть, праздники конкретного социума становятся как целью, так и фактором развития человеческого потенциала, общества в целом.

Еще совсем недавно организаторы детских праздников оставляли вне поля зрения многие факты общественной жизни с естественно возникающими потребностями людей и детей в реализации праздничной ситуации. Далеко не сразу они смогли уйти от ставшей весьма популярной парадной эстетики театрализованных форм художественно-массовой работы, в частности праздников здравиц и помпезных зрелищ. Настоящий детский праздник рождается только тогда, когда в нем примут участие сами дети, "всем миром", когда они не будут ждать красивого зрелища, развлечения. Самоорганизация жителей, активное включение их в процесс организации праздника, деятельности культурно-спортивных комплексов, неформальных объединений дает богатейшие возможности для развития праздничной активности всех групп населения, особенно детей.

Сегодня любой детский праздник необходимо оценивать не только по художественному уровню, массовости охвата, но и уровню предварительной подготовки, для улучшения социально-экономического развития города.

Влияние праздников на формирование и развитие психических процессов детей

Детский возраст – время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов. Праздники, как часть учебно-воспитательной работы, как часть детства, играют немаловажную роль в развитии этих процессов. Наибольшее влияние они оказывают на развитие внимания и памяти. По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека. Внимание вызывает все необычное. Самые разнообразные раздражители, обладающие фактически одним только общим свойством – новизной, привлекают внимание потому, что реакция на них не ослаблена в результате привычки. А праздник для ребенка – это всегда масса новых, ярких впечатлений. На празднике часто используются сюрпризные моменты, меняются действующие лица и виды деятельности. Таким образом, можно говорить о постоянном использовании на нем непроизвольного внимания детей.

Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Оно возникает, если в деятельности ребенок ставит перед собой определенную задачу и сознательно выполняет программу действий.

В процессе подготовки праздника взрослые объясняют детям важность предстоящего мероприятия, тематику праздника, рассказывают, что на нем будет и что надо будет сделать детям. Таким образом, перед детьми ставится задача, которую они при помощи взрослых и выполняют. Так “запускается” механизм  и происходит тренировка произвольного внимания.

Таким образом, подготовка и проведение праздников для детей является одним из средств развития всех видов внимания детей.

Процесс подготовки и проведения праздников играет большую роль в развитии памяти. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта и называется памятью. В памяти различают основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. По характеру психологической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. В процессе подготовки и проведения праздника у детей используются и развиваются все вышеназванные виды памяти.

Праздник – одно из средств полноценного и всестороннего развития личности ребенка, синтез практически всех видов искусств. В процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды репродуктивной деятельности, что позволяет решать ряд специфических задач: развивать слуховое восприятие, голос и произношение детей, расширять активный словарь, развивать моторику, расширять представления детей об окружающем мире, способствовать формированию навыков общения. И хотя творческой деятельности у детей в дошкольном и школьном возрасте как таковой еще нет, в ходе подготовки и проведения праздника формируются предпосылки для ее развития. Праздники как часть учебно-воспитательного процесса оказывают большое влияние на развитие психических процессов.

Подготовка и организация праздника для детей

Подготовка и проведение праздника для детей– долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых, учителей, воспитателей, руководителя и т.д. и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

Этапы работы.

Изучая опыт работы по организации праздников, можно выделить следующие этапы работы над праздником. Рассмотрим их:

I этап – предварительное планирование.

II этап – работа над сценарием.

III этап – предварительное знакомство детей с праздником.

IV этап – репетиции.

V этап – проведение праздника.

VI этап – подведение итогов.

VII этап – последействие праздника.

I. В начале года проводится собрание, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников и устанавливаются сроки их проведения.

II. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику.На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей.

III. Когда сценарий готов, детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было.

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, учителя, знакомые, дети из и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи взрослых будет двигаться.

IV. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, уличных площадок, парков и т.д, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

V. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенное и украшенное место проведения полно зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

VI. Это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача взрослых на этом этапе состоит в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи взрослых выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

VII. Последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках, фотографиях, видеозаписях и т.д.

Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для детей максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития.

Речевая деятельность.

Речевая деятельность на праздниках для детей заключается, в основном, в чтении стихотворений и исполнении песен. Так, в выступлении средней группы предпочтение было отдано стихотворениям, а на празднике старшей и подготовительной группы было отмечено более широкое использование песен, хотя стихи также занимали свое место в структуре речевой деятельности, используемой на празднике.

При распределении речевого материала взрослым необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей, лучше поручить индивидуальные выступления, другим, чтобы не возникало психотравмирующих ситуаций, лучше выступать вместе с другими детьми (например, исполняя песню), а некоторым, особенно в начальный период обучения, может быть целесообразна вообще роль зрителя. Распределяя речевой материал, взрослый учитывает словарь, которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса. Работа над песней занимает больше времени. Параллельно, на музыкальных занятиях дети слушают музыку, а уже потом, когда текст выучен детьми, он объединяется с музыкой.

Музыкальная деятельность.

Музыкальная деятельность детей на празднике заключается в исполнении танцев и песен.

Изобразительная деятельность.

В процессе подготовки праздника, для оформления, изготовления каких-либо частей костюмов и атрибутов к ним или играм, широко используются различные виды изобразительной деятельности. Это аппликация, оригами, рисование. Занимаясь изобразительной деятельностью, дети учатся воспринимать окружающий мир, выделять предметы и их свойства. В помощь зрительному восприятию привлекаются другие сохранные анализаторы – осязание, двигательная чувствительность.

Творчество – еще один важный вид культурно-досуговой деятельности ребенка. Чем культурнее человек, тем более разнообразен его досуг.

Творческая деятельность ребенка (вид досуга) не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно, т. к. совершенствуются его качества как творческой личности. У каждого ребенка есть способности. Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку.

Для того чтобы в период посещения школы у ребенка полноценно развивались его творческие способности, появилось любимое дело на всю жизнь, возникла потребность в культурном времяпрепровождении, важно обеспечить комфортные условия для развития школьника. Такими условиями являются:

  • личностно ориентированное взаимодействие детей и взрослых
  • эмоционально положительное отношение между сверстниками
  • индивидуальный подход к каждому ребенку и на его основе выстраивание методики общения и воспитания, развития творческих способностей
  • добровольное участие всех членов образовательного сообщества (детей, родителей, педагогов).

Кроме этого педагогу нужно уметь:

  • не мешать ребенку творить
  • быть рядом с ним в этом процессе
  • принять и понять его позицию
  • довериться ребенку в минуты творческого поиска, т. к. он (ребенок) сам чувствует и знает, что ему нужно
  • самому быть творцом
  • бережно относиться к результатам детского творческого труда.

Если в коллективной творческой деятельности перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения, воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы (принцип «интеллектуального голода»), помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой.

Досуговая деятельность фокусирует все виды культуры человека: эстетическую, нравственную, познавательную, игровую, этическую и т. д.

Именно деятельность в свободное время воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить материальные и духовные ценности, а также умение ими пользоваться.

Работа коллектива по подготовке праздника.

При разработке сценария учитывается, что в празднике должен принимать активное участие каждый ученик с учетом индивидуальных особенностей; каждому воспитаннику обеспечивается полноценная демонстрация собственных достижений, что является источником его новых впечатлений, стимулом дальнейшего развития. Отбор состава исполнителей осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика, интересов воспитанников, задач их полноценного личностного развития, формирования творческих способностей, воспитания положительных начал в ребенке, добрых отношений в коллективе сверстников. Учитываются также возможности музыкально-исполнительской деятельности детей, особенности восприятия и воспроизведения устной речи.

При разработке сценария необходимо продумать также количество, состав приглашенных гостей, их размещение на празднике, эскизы приглашений.

      В подготовке и проведении общешкольного праздника принимает участие весь педагогический и детский коллектив школы, привлекаются также родители и родственники воспитанников, общественные организации.

Подготовка к праздничному мероприятию проводится по специально разработанному плану и органично включается в образовательно-коррекционный процесс. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II видов ежегодно составляется общешкольный план, в котором намечаются праздничные мероприятия, сроки их проведения и ответственные педагоги (представители администрации школы, учителя, воспитатели и др.).

Подготовка к общешкольному праздничному мероприятию должна начинаться не менее, чем за полтора—два месяца до его проведения.

Рассмотрим обязанности администрации школы, учителей и воспитателей, школьного инженера, родителей и гостей, медицинского персонала в связи с подготовкой и проведением общешкольного праздничного мероприятия.

Особую роль выполняет группа педагогов, ответственных за проведение праздника, включающая;

• постоянных членов — представителей администрации школы, прежде всего директора школы и заместителя директора по воспитательной работе, учителя-дефектолога слухового кабинета, учителей музыкально-ритмических занятий, изобразительной деятельности, педагогов дополнительного образования, инженера школы, отвечающего за техническое оснащение праздника;

• группу педагогов (учителей и воспитателей), назначенных директором школы ответственными за конкретный праздник.

В обязанности администрации школы входит следующее:

• назначение группы педагогов, ответственных за организацию и проведение праздника;

• утверждение сценария праздника;

• осуществление контроля за ходом подготовки и проведением праздника;

• участие в основных общешкольных репетициях праздника, обязательное присутствие на генеральной репетиции;

• методический анализ проведения репетиций и разработка рекомендаций для повышения эффективности подготовительной работы к празднику;

• оказание методической помощи учителям и воспитателям при планировании и проведении мероприятий на общеобразовательных уроках, индивидуальных,- музыкально-ритмических, воспитательских занятиях и во внешкольное время, связанных с праздничными датами (в соответствии с календарным планированием);

• при проведении внешкольных праздничных мероприятий координация предпраздничной подготовки и процесса праздника;

• при проведении интегрированных праздничных мероприятий координация предпраздничной подготовки и совместного проведения праздника, организация подготовки к общению слышащих детей и воспитанников с нарушениями слуха;

• организация обсуждения результатов праздничного мероприятия в педагогическом и детском коллективах.

В обязанности педагогов (учителей и воспитателей), ответственных за праздник, включается:

•   разработка сценария праздника и распределение выступлений;

• разработка плана подготовки праздника (предпраздничных мероприятий, репетиций и др.);

• разработка и организация подготовки аттракционов, игр, загадок, сюрпризных моментов, подарков;

• организация художественного оформления помещения для проведения праздника, изготовления декораций и костюмов, световых эффектов, компьютерного сопровождения праздника и др.;

• организация и проведение репетиций;

• участие в методическом анализе проведения репетиций, в выработке рекомендаций по повышению эффективности в подготовке воспитанников к празднику;

• организация и проведение праздничного мероприятия;

• участие в методическом разборе праздничного мероприятия, выработке рекомендаций для дальнейшей работы;

• участие в обсуждении результатов праздничного мероприятия с воспитанниками.

  Важная роль принадлежит педагогам дополнительного образования, ведущих кружковую работу, связанную с художественной деятельностью детей: кружки танцев, песен, художественного слова, музыкально-драматические студии, студии изобразительной деятельности и др., а также с использованием новых информационных технологий. В этих формах внеурочной деятельности ведется основная работа по подготовке учащихся к празднику:

• разучивание концертных номеров — исполнение танцевальных и гимнастических композиций, песен (мелодекламация глухих школьников, пение слабослышащих детей), игра на элементарных музыкальных инструментах в детском оркестре, участие в музыкально-двигательных играх, выразительное чтение стихотворений и др.;

• постановка музыкально-драматических инсценировок или фрагментов из них, включая работу с учениками над художественным исполнением ролей, выразительной, достаточно внятной и естественной устной речью;

• изготовление декораций и костюмов;

•  художественное оформление зала, холлов;

• создание компьютерной презентации, сопровождающей праздник, включая представление необходимого речевого материала (текстов песен, загадок и др.) в письменном виде;

 • подготовка и размещение в зале необходимого оборудования для проведения репетиций и праздника, проверка качества его работы, ведение компьютерного сопровождения праздника педагогом по информатике или учеником, подготовленным им. В обязанности учителей и воспитателей входит учет в процессе календарного и поурочного планирования образовательно-коррекционной работы с воспитанниками, связанной с подготовкой праздника:

• разъяснение значения праздника;

• изучение с учениками литературных произведений, связанных с праздником;

• разъяснение воспитанникам народных традиций и обычаев, связанных с праздником;

•  проведение тематических экскурсий, бесед, викторин и др.;

• участие воспитателей в разучивании с детьми праздничных выступлений (в соответствии со сценарием);

• при проведении интегрированных мероприятий подготовка к ним воспитанников; проведение с учащимися обсуждения проведенных праздников;

• изучение пожеланий, интересов и склонностей воспитанников по организации и проведению праздничных мероприятий.

В обязанности учителя-дефектолога слухового кабинета входит:

• участие в распределении между воспитанниками выступлений, связанных с речевой деятельностью с учетом уровня их общего и речевого развития, навыков восприятия и воспроизведения устной речи, индивидуальных особенностей учащихся;

• оказание методической помощи учителям и воспитателям в связи с работой, связанной с развитием нарушенной слуховой функции, восприятием и воспроизведением устной речи в ходе подготовки и проведения праздничного мероприятия;

•   участие в общешкольных репетициях, проведение методического анализа и разработка рекомендаций для совершенствования речевой деятельности воспитанников, включая восприятие и воспроизведение устной речи;

• осуществление контроля за использованием сурдотехнических и технических средств в процессе подготовки и проведения праздника.

    В подготовке праздника принимает участие учитель музыкально-ритмических занятий. При календарном планировании специальных часов на подготовку учеников к празднику не отводится, что обусловлено значимостью и сложностью образовательно-коррекционных задач, стоящих перед этими занятиями. Однако, с отработанными на музыкально-ритмических занятиях танцевальными и гимнастическими композициями, выученными песнями, подготовленными фрагментами музыкальных сказок воспитанники могут выступить на празднике. Преемственность в работе между учителем музыкально-ритмических занятий и педагогами дополнительного образования, ведущими кружковую работу, связанную с музыкально-исполнительской деятельностью воспитанников, содействует повышению эффективности образовательно-коррекционной работы с использованием музыки, существенно улучшает исполнение детей, позволяет организованно и целенаправленно вести подготовку к празднику.

Учителя индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения также участвуют в подготовке праздничных выступлений-

• если речевой материал, который ученик должен говорить на празднике (например, стихотворение, текст песни, монолог и др.), включает элементы звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, соответствующие фонетической задаче индивидуального занятия, то формирование умения внятного, достаточно естественного воспроизведения данного материал целесообразно включать в индивидуальные занятия;

• на индивидуальных занятиях можно проводить специальную работу, направленную на достижение внятного и достаточно естественного, выразительного воспроизведения целостных текстов (стихотворений, слов песни, фрагментов монологов, диалогов и др.).

В обязанности инженера школы входит:

• оснащение помещений, где проводятся праздничные мероприятия, сурдотехническими средствами, обеспечивающими воспитанникам комфортное восприятие  речи, неречевых звучаний, музыки с помощью индивидуальных слуховых аппаратов независимо от их месторасположения в зале (например, оснащение помещения индукционной петлей);

• оснащение помещений, где проводятся праздничные мероприятия, микрофоном, усиливающем звучание речи выступающих, что способствует повышению ее разборчивости;

• проверка перед репетициями и праздником работы сурдотехнических и технических средств, установление на музыкальном центре уровня громкости, приятного для восприятия слышащими людьми, проверка качества звучания аудиозаписей.

В общешкольном празднике родители и другие родственники участвуют, прежде всего, в виде гостей. Желательно их участие в подготовке и проведении праздников. Они могут оказывать школе помощь в художественном оформлении праздника, изготовлении костюмов, декораций, повторять с детьми тексты выступлений. При необходимости, родители могут участвовать в предпраздничных мероприятиях (экскурсиях, беседах и др.).

Медицинский персонал в процессе подготовки и проведения праздников осуществляет контроль за состоянием здоровья воспитанников.

Таким образом, подготовка к празднику предполагает систематическую, целенаправленную работу всего педагогического и детского коллективов, родителей, позволяющую организованно, спокойно, без спешки и переутомления подготовиться к празднику, разучить весь необходимый материал. Предпраздничная подготовка базируется на преемственности в образовательно-коррекционной работе между всеми педагогами и воспитателями школы, реализации требований к организации воспитывающей среды.

Методические рекомендации по проведению детского праздника

  • Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое праздник. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.
  • Речевой материал к празднику нужно подбирать в соответствии с программными требованиями, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи.
  • При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее содержание.
  • При постановке танцев целесообразно использовать движения, уже разученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике), т.к. использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца.
  • При постановке игровых песен необходимо тщательно продумывать используемые во время пения движения, для того, чтобы они способствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску, соответствующую смысловому содержанию песни.
  • Необходимо широкое использование изобразительной деятельности в процессе подготовки праздника, т.к. участие в общем деле формирует у детей чувство коллективизма, украшение зала, группы, создание костюмов способствует развитию творчества детей.
  • Праздник не должен быть растянут во времени, т.к. слишком долго детям трудно удерживать внимание на происходящем.
  • В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.
  • В ходе праздника взрослые должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.
  • После проведения праздника важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.
  • В процессе подготовки и проведения праздника необходима четкая, взаимосвязанная работа ведущего, музыкального руководителя, взрослых, по возможности, родителей и, конечно, детей. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников.

Использование  информационных  технологий при подготовке и проведении праздников

Что такое праздник для неслышащего ребёнка в нашей школе? Это не только радость, веселье, но и великий совместный труд взрослого и ребёнка.

   В последние годы при подготовке и проведении праздников я широко использую современные информационные технологии. Это позволяет рассматривать праздник не только как радостное событие, которое даёт возможность ребёнку отдохнуть, развлечься, духовно и нравственно обогатиться, но и как большую трудную подготовительную работу, требующую взаимодействия всех участников образовательного процесса (воспитанников, сурдопедагогов, учителей, воспитателей, психологов, врачей, родителей).

   Большие требования предъявляются к подбору речевого материала, который должен соответствовать программным требованиям и  индивидуальным возможностям каждого ребёнка.

   Для достижения комфортности при подготовке к праздникам я использую мультимедийный проектор. Он позволяет организовать работу над речевым материалом в более доступном для воспитанников  оптическом варианте, что облегчает работу, т.к. отпадает необходимость в написании многочисленных табличек (тематический словарь, названия стихов, песен, игр). Например, после предъявления загадки персонажем праздника на мультимедийном проекторе, она появляется в письменном виде. Это даёт возможность с различными особенностями в развитии легче воспринимать её смысл, содержание. Сильные дети отгадывают загадку,а для слабых, предъявляется сначала изображение предмета, а затем слово. (презентация)

   Положительный эмоциональный тон создаётся  благодаря использованию на празднике игр. Название игр и разучивание правил происходит также с использованием информационных технологий. Маленький ребёнок чувствует себя уверенно в  хорошо знакомой обстановке, если его действия отработаны и осознаны. Схематический план действия для детей с особенностями в развитии предъявляется на мультимедийном проекторе как алгоритм поведения. И тогда игры проходят весело и  азартно.

  Старшие учащиеся проявляют более активное участие и самостоятельность в подготовке и проведении праздников. Ребята с удовольствием подбирают иллюстративный материал, открытки, фотографии, рисунки для создания красочных слайдов, готовят поздравления, презентации.

   

Заключение.

      Праздник, праздничное мероприятие - важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Праздник для детей в школе – это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения.

Мы выяснили, что праздник (мероприятие), включает в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности – общение. Мы отметили, что хорошо организованные праздники в школах благотворно

влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

Так же был сделан вывод о том, что на всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие взрослых, ведущего, педагогов, музыкального руководителя, учителя-дефектолога которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности, возникающими в процессе подготовки к празднику. Праздники должны быть яркими, интересными, насыщенными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей. Кроме того, на празднике и во время подготовки к нему важно создать условия для полноценного эмоционального и речевого общения детей.

Таким образом, мы рассмотрели этапы организации и проведения праздников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II видов, выделили особенности подготовки и проведения праздников с точки зрения использования в нем различных видов деятельности.

Список литературы

  1. Выгодский Л.С.  Воображение и творчество в детском  творчестве. М.: Просвещение, 2006.
  2. Комарова Т.С. Как научить ребенка выступать. М.: Столетие, 2008.
  3. Кораблева Л.В. Роль изобразительной деятельности в познании окружающего мира школьниками. // Тезисы международной  конференции «Ребенок в современном мире», Т.II «Здоровье ребенка». СП б: Научный центр проблем диалога, 2003.
  4. Красильникова О.А. Обучать и воспитывать творчеством. // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СП б, 2008.
  5. Кудрявцева Г.П. Коррекция познавательной деятельности средствами изобразительного искусства. // Коррекционная направленность обучения и воспитания детей./ Под ред. Аслановой Л.А., Красильниковой О.А. СП б, 2007.
  6. Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СП б, 2008.
  7. Общая психология детей. / Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 2006.
  8. Паклина Т.Н. Речевые праздники в школе. // Коррекционная направленность обучения и воспитания. Под ред. Аслановой Л.А., Красильниковой О.А. СП б, 2007.
  9. Седова М.Ю. Роль  праздника в коррекции личности ребенка. // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СП б, 2008.
  10. Тарабарина Т.Н. Развитие ребенка. Ярославль: ООО «Академия развития», 2006.
  11. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М., 2002.
  12. Внеклассная работа по развитию речи в школе для слабослышащих/ Под ред.Зикеева А.Г., Тимохина В.В. – М.: Просвещение, 1978.
  13. Детство и общество. Философские и культурологические аспекты. – СПб., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение современных педагогических технологий в специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждениях для детей с множественными тяжёлыми нарушениями в развитии.

В данной статье освещается вопрос о возможностях применения технологии моделирования в деятельности специальных (коррекционных) учреждений....

Использование Монтессори-материалов в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях для детей с множественными нарушениями в развитии

Многие дети имеющие тяжелые нарушения в развитии оказываются в ситуации социальной изоляции, или же в специальных закрытых детских учреждениях (детских домах или домах ребенка). Однако, в истории педа...

Специальные средства и методы обучения детей с нарушенным слухом в коррекционных общеобразовательных школах I, II вида.

Специальные средства и методы обучения детей с нарушенным слухом в коррекционных общеобразовательных школах I, II вида....

Социализация детей с нарушением интеллекта через организацию профессионально - трудовой подготовки в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VШ вида

В статье рассматривается проблема социализации детей с нарушением интеллекта через трудовое обучение, включение детей в социальную среду, приобщение к общественной жизни....