"Методические рекомендации по организации и проведению фонетических зарядок в школе для детей с нарушенным слухом"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по проведению фонетических зарядок в школе.
Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи – одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. Это объясняется исключительной ролью, которую играет в жизни людей устная речь как способ общения, основа владения языком и инструментом мышления.
Сложность работы осложняется тем, что состав детей в классе является неоднородным как по состоянию слуха, так и по потенциальным возможностям усвоения произносительной стороны устной речи. Все эти особенности необходимо учитывать в работе по формированию произносительной стороны речи, в частности при проведении фонетической зарядки.
Работа над устной речью, над произношением должна вестись в ходе всего учебно- воспитательного процесса: на общеобразовательных уроках и воспитательских занятиях, на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП, в ходе повседеневного общения в школе, вне её, дома.
Фонетические зарядки - одна из форм работы над произносительной стороной устной речи. Они должны проводиться каждый день, желательно на первом уроке ( воспитательском занятии) и продолжительность одной зарядки не превышает 3-5 минут.
Цель фонетических зарядок:
- дать определенную установку на последующее учебное и внеклассное время.
- закрепить вновь приобретенные произносительные навыки.
- предупредить распад неустойчивых навыков.
Содержание фонетической зарядки определяется программными требованиями и зависит от состояния устной речи учащихся класса и индивидуальных особенностей каждого ученика.
В содержание зарядок входят:
- звуки, которые надо держать под контролем;
- работа над речевым дыханием;
- отработка словесного и словесно- логического ударения;
- работа над темпом и слитностью речи;
- закрепление изученных норм орфоэпии.
Отрабатывемые звуки должны присутствовать в речи у большинства (80%) учащихся. Известно, что некоторы е произносительные навыки распадаются довольно быстро (например, такие звуки как Ц , Ч, С, Ш ). Чтобы предупредить их распад, полезно материал на такие звуки включать в ф.з. План работы целесообразно строить т.о., чтобы тема ф.з. не менялась в течение некоторого времени (например, в течение недели) и повторялась на протяжении четверти.
Например, тема звук «С»; в понедельник- С в начале слов перед гласными ( с__ ; с__ а; с__ о; с__ у, семь, сегодня, сорок, суббота и т.д.), во вторник- С между гласными (с___, ас__а, ас__у, ас__и, осень, часы, сегодня дежурная Люся), в среду С в конце слов ( с ___, ас__ , ос__ , ус__ , класс, я учусь во втором классе), в четверг –с другими С в стечении согласными ( с__ , с__ па, с__ та, с__ ка, спасибо, сколько стоит.) , в пятницу и субботу С- во всех позициях.
Таким образом, все упражнения не фонетических зарядках в течение недели объединены общей темой звук «С», но материал меняется каждый день. Зарядки должны строится по фонетическому принципу, соблюдая позиции.
- изолированное произнесение звука.
- в слогах.
- в словах (можно с разложением на части).
- словосочетания, фразы, предложения.
Преимущество при этом отдается целым словам и фразам.
Виды работ, используемые при проведении фонетических зарядок:
- восприятие на слух и воспроизведение слогов, слов, записанных на доске;
- восприятие на слухо-зрительной или слуховой основе слов, словосочетаний и фраз с опорой на картинки и их воспроизведение;
- восприятие на слухо-зрительной или слуховой основе слов, словосочетаний и фраз с опорой на картинки и их воспроизведение;
- чтение слов с последующим восприятием на слух;
- чтение предложений с их наращиванием;
- чтение словосочетаний с последующим составлением предложения;
- подбор слов и словосочетаний по образцу;
- составление предложений по образцу и их чтение;
- ответы на вопросы;
- составление предложений по опорным словам;
- выполнение поручений и т.п.
Требования к речевому материалу:
Зарядки не должны носить чисто формальный характер. Весь материал подбирается с учетом программных требований к общеобразовательным урокам, уровня общего и речевого развития учащихся.
- Материал должен отбираться по фонетическому принципу и совпадать с темой урока или м.б. взят из разговорно- обиходных фраз.
- Все слова должны быть знакомы детям (не заниматься словотолкованием, только говорить), звуковой состав слов дети должны знать хорошо.
- Подбирать речевой материал нужно осмысленно, чтобы дети могли использовать эти слова в своей речи.
На одной ф.з. должна быть обеспечена смена хотя бы двух видов речевой деятельности. Например: чтение и ответы на вопросы; называние картинок, решение примеров и т.д. Необходимо учитывать общедидактический принцип «от простого к сложному».
Методика проведения фонетической зарядки:
- Осуществлять сопряженное хоровое, групповое проговаривание ( мальчик- девочка и т.д.).
- Осуществлять парное проговаривание (хорошо говорящий ученик и плохоговорящий и т.д.).
- Индивидуальное проговаривание.
- Замечать и исправлять все произносительные ошибки.
- При исправлении дефекта звука в слове, фразе не ограничиваться его изолированным воспроизведением, а обязательно ввести этот звук в слово или фразу.
- При устном воспроизведении слов и фраз дирижировать.
- Соблюдать требования к речи учителя, не утрировать, говорить голосом нормальной громкости, соблюдать нормы орфоэпии и т.д.
Если ученик допускает ошибку необходимо его исправить:
- Дать соответствующую оценку и инструкцию: «Ты сказал не правильно. Повтори хорошо»
- Учителю дать образец правильного проговаривания.
- Если дети научились слушать друг друга, очень полезно привлекать их внимание к произносительным ошибкам товарищей.
В конце зарядки нужно обязательно подвести итог, при этом одобрить тех, кто хорошо говорил. План фонетической зарядки записывается в плане урока, на котором проводиться зарядка.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации и проведению недели технологии в коррекционной школе VIII вида
Из опыта работы по органицации предметной недели и олимпиады по трудовому обучению....
Методическая разработка и презентация к уроку развития речи в 6 классе коррекционной школы для детей с нарушением слуха
Методическая разработка и презентация куроку развития речи в 6 классе коррекционной школы для детей с нарушением слуха.Урок направлен на формирование грамматического строя речи слабослышащих уча...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/03/picture-486229-1491197615.jpg)
Методические рекомендации по организации и проведению уроков для школьников с нарушением зрения
Предлагаем вам методические рекомендации, которые содержат информацию о психофизических особенностяхдетей с нарушением зрения и основных требованиях к организации обучения лиц данной категории в...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-589473-1423423086.jpg)
Методические рекомендации по организации и проведению соревнований по юношескому автомногоборью (для педагогов дополнительного образования детей (тренеров-преподавателей)
Методические рекомендации по организации и проведению соревнований могут быть полезны администраторам образовательных учреждений для ознакомления с порядком эффективной работы при пр...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/09/picture-95744.jpg)
Методические рекомендации по организации и проведению декады (недели) технологии в школе
Внеклассная работа в школе имеет важное воспитательное и образовательное значение. Она способствует воспитанию у учащихся инициативы, самостоятельности, умения творчески подходить к решению различных ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/19/picture-644367-1434709463.jpg)
Методические рекомендации по организации и проведению профориентационного занятия в школе
В современном мире происходит быстрая смена профессий и у выпускников школ и профессиональных учебных заведений возникает проблема, как ориентироваться в сложном мире профессий. Такая же п...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/27/picture-1272524-1601227021.jpg)
Сценарий проведения праздника «Последний звонок 2019» для детей с нарушением слуха
Сценарий проведения праздника «Последний звонок 2019» для детей с нарушением слуха...