Логопедическое занятие
план-конспект

Материал по дифференциации звуков \З-Ж\ можно использовать на логопедических занятиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация изолированных звуков [з]–[ж]. (слайд 3)

Жук и Комар сидели как-то на веточке берёзы и попивали чаёк. Они мечтали подружиться с обворожительной изумрудной принцессой Стрекозой, которая жила в Жёлтом Замке. Но, к сожалению, друзья не знали, где же он находится. Думали они, думали, где найти Замок, и решили спросить об этом у Ветра. Ветер знал всё на свете, потому что облетел все уголки Земного шара и не один раз. Но как его позвать? Их разговор услышал старый мудрый рыжебокий заяц, отдыхавший в тени берёзы.

– Нет ничего проще, – сказал он. – Ветер любит песни. Спойте ему какую-нибудь песенку, и он сразу примчится к вам.

– О! Это мы можем! – воскликнули Комар и Жук и стали петь свои любимые песенки.

А мы с вами, ребята, давайте им поможем: (слайд 4–5)

Жук! Жук! Пожужжи!
Где ты прятался? Скажи!
Жу – жу! Жу – жу!
Я на дереве сижу:
«ЖА - ЖО(ЖЁ) - ЖУ - ЖИ - ЖЕ!»
Вдруг откуда-то летит
Наш герой комарик.
И в руке его горит золотой фонарик
«ЗА - ЗО - ЗУ - ЗЫ – ЗЭ!»

(слайд 6)

– Не успели наши герои допеть последнее слово, как Ветер был уже тут как тут.

– Чем это вы тут занимаетесь? – спросил он.

– Ребята, давайте расскажем Ветру, чем мы сегодня будем заниматься, чтобы он помог Комару и Жуку. (слайд 7)

– Мы будем учиться различать звуки [з] и [ж] и буквы З и Ж. (слайд 8 – 11)

– Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

– Звук [з] согласный, т.к. есть преграда – язык. Он твёрдый, парный звуку [з’], звонкий, парный звуку [c]. Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубы. Воздушная струя длительная, холодная, косо направленная вниз, выходит   по желобку, расположенному по средней линии языка.

– Звук [ж] согласный, т.к. есть преграда – язык. Он твёрдый, непарный, звонкий, парный звуку [ш]. Губы округлены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык  принимает форму «чашечки». Воздушная струя длительная, тёплая, направлена вперёд.   

Звонкость – глухость звуков проверяем двумя способами (1 – руку на горло, 2 – закрыть уши).

Таблица. Сравнение фонетических и артикуляционных характеристик звуков.

[ж]

ЗВУКИ

[з]

 

1. Гласный или согласный?

 

 

2. Твёрдый или мягкий? Парный или непарный?

 

 

3. Звонкий или глухой?
Парный или непарный?

 

 

4. Губы

 

 

5. Язык

 

 

6. Воздушная струя

 

– С опорой на таблицу запишите в тетрадь сравнительные фонетические и артикуляционные характеристики звуков. Отличия подчеркните красным цветом.

(слайд 12)

– Правильно, правильно вы мне тут всё рассказывали! Звуки я очень люблю. Так скажите, зачем я вам понадобился? – спросил Ветер.

Жук и Комар стали просить Ветра помочь им найти Жёлтый Замок изумрудной принцессы Стрекозы.

– Я знаю этот замок. Он расположен на берегу Залива Дружбы. Но это очень далеко.  Чтобы туда попасть вам понадобится чья-то помощь. Ветер указал им дорогу, и друзья отправились в путь.

2. Дифференциация звуков [з] – [ж] в слогах.

а). Чтение слогов по слоговой таблице:

(слайд 13)

Долго летели Комар и Жук и, наконец, увидели домик Козы.

– Я помогу вам, – сказала Коза, – если вы правильно прочитаете слоги.

Но Жук и Комар так устали, что у них даже язык не ворочался. Ребята, придётся нам помочь Жуку и Комару! (слайд 14)

– Читаем слог Комара и сразу же слог Жука: за – жа, зо – жо…

– А теперь наоборот: жа – за…

(слайд 15) Читаем слоги столбиками, а затем слева – направо и справа – налево:

зва – жва
збо – жбо
згу – жгу
зды – жды
змэ – жмэ

(слайд 16) – Меее! – сказала Коза, – здорово! Шустро вы слоги-то читаете!

Тут Коза повернулась к Жуку и Комару и увидела, что те ещё не отдохнули.

– Мее! Ну что ж мне с вами делать-то? Ладно, прыгайте в корзинку! И Коза понесла Жака и Захара к своему другу Верблюжонку.

б). Игра с мячом. (слайд 17)

– Привет! – закричал Верблюжонок, увидев Жука и Комара. – Я знаю кто вы и с удовольствием вам помогу. Только сначала поиграйте со мной в мяч в «Перевёртыши». Надо менять звук [з] на [ж], или [ж] на [з] в слогах и словах. Давайте присоединимся к ним и тоже поиграем!

pза – (жа), зо – …, жу – …
за, жа – (жа, за), жи, зи – (зи, жи),…
зал – (жал), ужи – …, козы – …, рожок – …, залей – …, называть – …, лежать – …

– Закончив играть, верблюжонок как ветер помчался в нужном направлении. Жук и Комар еле успели прицепиться за шёрстку на его спинке.

в). Запись слогов двумя цветами (твёрдые согласные синим, гласные – красным). (слайд 18)

Вдруг Верблюжонок круто свернул. И не успели жук и комар даже глазом моргнуть, как Верблюжонка и след простыл. Жак и Захар оказались на обочине дороги перед змеёй.

– Ну всё, - подумали они, – сейчас нас съедят! Это же змея!

– И вовсе я не змея, а безногая ящерица. И зовут меня Желтопузик. Конечно, я люблю лакомиться всякими насекомыми, но, если вы правильно запишете слоги, которые я вам скажу, пожалуй, я вас отпущу и дорогу дальше покажу.

(слайд 19)

жа – жа – за – за
зо – жо – жо – зо
жу – зу – жу – жу
зы – зы – жи – зы
же – зэ – зэ – же

3.Дифференциация звуков [з] – [ж] в словах.

а). Игра «Кто внимательный?» (слайд 20)

Желтопузик поводил наших друзей до леса и уполз. Жук и комар немного растерялись. Они не понимали, куда лететь дальше. И вдруг мимо них пронеслась какая-то птица.

– Здравствуйте! – закричали наши друзья.

Птица захлопала крыльями и уселась на пенёк.

– Вы кто? – спросила она.

– Меня зовут жук Жак, – прожужжал наш жук. – А это комар Захар.

– Очень приятно, – ответила птица. – А меня зовут Золотой Фазан. Я самая красивая птица на всём белом свете.

– Ну да, – зажужжал жук. –  Вы очень красивы! Но не знаете ли вы, как добраться до замка принцессы Стрекозы?

– Конечно знаю, – ответил Золотой Фазан, – но сначала я проверю, какие вы внимательные, а потом решу, стоит ли показывать вам дорогу! (слайд 21)

Я буду говорить названия разных животных, а вы, если услышите в их звук [з], опускайте руки вниз. Почему?.. А если услышите звук [ж], поднимайте руки вверх. Почему?..

Исходное положение: стоя, руки на пояс.

зубр, замбар, жираф, загути, зорилла…

Далее идёт слушание с нагрузкой:

– Встань ровно, руки на пояс и маршируй, высоко поднимая колени. Старайся маршировать медленно, в одинаковом ритме. Закрой глаза, открой рот и выполняй языком упражнение «Часики» (дотрагивайся то до левого уголка рта, то до правого).

… жеребенок, бизон, ежонок, моржи, дикобразы, бейза, медвежонок, джейран, кузу, верблюжонок, гризон, кожан, ремнезуб, харза, незокия, кинкажу… зверозубые, зайцеобразные, заяц манчжурский, звездонос, заяц рыжебокий, медвежонок белуджистанский.

Золотому фазану понравилось, как вы, ребята, выполняли задание с жуком и комаром, и он показал, в каком направлении находится Жёлтый Замок.

б). Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове. (слайд 22)

Долго летели наши друзья по лесу и, наконец, встретили Зубра. Они попросили Зубра помочь им добраться до замка принцессы Стрекозы. Но Зубр отдыхал и ему совсем не хотелось куда-то идти.

– Сначала я посмотрю, как вы умеете определять место звука в слове, – недовольно проворчал Зубр, – а потом уже решу, стоит вам помогать или нет! (слайд 23)

– Определите, на каком месте по счёту находится звук [з] или [ж] в словах, кладите букву з или ж на соответствующую цифру на звуковой линейке, а затем сделайте запись в тетрадь: запишите транскрипцию звука и место, на котором он находится.

Недоразумение, электромонтажник, зайцеобразные, южнобережный, железнодорожный, нижеизложенный.

– Гляди-ка, справились, – недовольно пробурчал Зубр и повёз Захара и Жака к своим знакомым медведям.

Физкультминутка. (слайды 24 – 27)

Зубр довёз наших друзей до полянки, где мама медведица играла со своими медвежатами.

- Мам, смотри какие они маленькие, а разговаривать умеют. И почему это Ветер просил им помочь? Можно мы с ними поиграем, прежде чем ты им дорогу покажешь?

– Конечно, – ответила мама медведица. – Каждый из вас предложит нашим гостям свою игру.

А мы с вами, ребята, то же поиграем в эти игры, которые нравятся малышам медвежатам.

4. Развитие умения владеть силой голоса. (слайд 25)

Проговорите скороговорку с разной силой голоса: тихо, обычно, шёпотом, громко.

«Золотистый как из бронзы,
Жук кружится возле розы
И жужжит: «Жу – жу! Жу – жу!
Очень с розами дружу!»

5. Развитие умения ставить логическое ударение. (слайд 26)

Проговаривайте часть скороговорки с вопросительной интонацией, выделяя голосом подчёркнутое слово, и отвечайте на этот вопрос.

Жук кружится возле розы?
Жук 
кружится возле розы?
Жук кружится 
возле розы?
Жук кружится возле 
розы?

Одинаковые ли ответы получились? Почему?

6. Умение владеть высотой голоса. Расширение сенсомоторного репертуара (слайд 27)

А теперь проговорите скороговорку с разной высотой голоса: сначала низко как папа медведь, затем средне как мама медведица, а потом высоким голосом как медвежонок. Говорите скороговорку и отхлопывайте ритм, делая движения руками как при игре в «Ладушки» (хлопок, две вместе, хлопок, левая рука, хлопок, правая рука).

– Спасибо вам, Жак и Захар, за то, что поиграли с моими медвежатами, – сказала мама Медведица. – А лететь вам надо вооон в том направлении! Там вы и встретите нашего дальнего родственника – кинкажу!

в). Запись слов тремя цветами. (слайд 28)

Всю дорогу Жак и Захар боялись пропустить кинкажу, ведь они не знали, как он выглядит. Вдруг они увидели симпатичного зверька, похожего на обезьянку.

– Здравствуйте, – зажужжал жук. – Не знаете ли вы, как найти кинкажу?

– Кинкажу – это я! – ответил симпатяга, раскачиваясь на ветке дерева.

– Мы очень рады, что вас нашли! – продолжал жук. – Подскажите нам, пожалуйста, как долететь до замка принцессы Стрекозы?

– Подскажу, – ответил кинкажу, – если вы мне поможете выполнить домашнее задание. Мне надо записать транскрипции слов простым карандашом и сами слова тремя цветами.

Ребята, нам с вами надо помочь жуку и комару, чтобы они правильно записали транскрипции слов и сами слова. (слайд 29)

Игра «Три цвета»

  • Назови слова по картинкам.
  • Щелкни мышью по кнопке справа от картинки и проверь свой ответ.
  • Пропой слово и запиши на свободной строке простым карандашом его транскрипцию. Слово, в котором есть звук [ж], пиши с левой стороны, а слово со звуком [з], пиши с правой стороны, а хитрое слово – посередине.
  • Под транскрипцией запиши слово прописными строчными буквами.

Цвет букв должен отражать характеристики звуков. Поставь ударение и раздели на слоги.

Отмечай опасные места, где звуки и буквы не совпадают!

Ёжик, дикобразы, зажигалка.

(слайд 30) – Спасибо вам за помощь, – сказал кинкажу. – А лететь вам надо воон туда и найти моего друга харзу!

г). Вставьте пропущенные буквы. (слайд 31)

– Долго летели Жак и Захар. Устали. Опустились на тропинку отдохнуть. И вдруг перед ними появился очень красивый пушистый зверь, похожий на куницу.

– Ну наконец-то, прилетели, – сказал зверь. – А я вас уже заждался! Мне ветер давно сказал, что вы прилетите. Я харза. Помогите мне выполнить моё домашнее задание, и я вам покажу, где находится Жёлтый Замок. (слайд 32)

  • Вставь в слова прописные буквы ж или з.
  • Другие буквы вставлять нельзя! (см. «Приложение»)

 (слайд 33)

– Спасибо! – сказал харза, – надеюсь, что получу пятёрку. А лететь вам недалеко осталось. Посмотрите, какое солнышко! Куда солнышко светит, туда вы и летите.

Жак и Захар летели по солнечным лучам как по тропинке. Им было очень приятно, ведь солнышко мягко согревало их спинки и придавало сил!

(слайд 34)

Неожиданно перед нашими друзьями открылось озеро, в центре которого возвышался остров. На этом острове и стоял прекрасный Жёлтый Замок принцессы Стрекозы. Но с замком что-то было не так.

7. Дифференциация звуков [з] – [ж] в предложениях.

 (слайд 35)

Подлетев поближе, Жак и Захар увидели на воротах замка огромный замок. А все насекомые, которые были рядом не двигались, как будто уснули. «Что же делать?» – подумали наши друзья. И тут комар Захар случайно дотронулся до замочной скважины.

– Запишите на замке волшебные слова четырьмя цветами! – послышался голос. Опечалились наши друзья. Они ведь не знали никаких волшебных слов. Расстроившись, Захар стал очищать замок от паутины. Как только он коснулся замочной скважины, из замка опять послышался голос:

«Заколдованный Жёлтый Замок
на тяжёлые запоры замкнут.
Чтобы замок расколдовать,
надо звуки [ж] и [з] различать.»

Вот что, оказывается, надо было написать на замке! Ребята, помогите Жаку и Захару правильно записать эти слова. А если вы их забыли, щёлкните мышкой по замочной скважине.

(слайд 36)

Как только жук и комар с вашей помощью правильно записали волшебные слова, замок пропал! Ворота открылись. Все насекомые радостно захлопали крылышками и проводили наших друзей в парадную залу замка.

(слайд 37)

На лестнице их встречала обворожительная изумрудная принцесса Стрекоза. Она была счастлива, что замок наконец-то расколдовали и в честь наших героев даже устроили бал!

(слайд 38)

Вот так знание фонетики помогло расколдовать целый замок! Какие же животные помогали жуку Жаку и комару Захару находить правильную дорогу к Жёлтому Замку обворожительной изумрудной принцессы Стрекозы. Называйте животное и звук, который есть в его названии.

III. Итог занятия. (слайд 39)

  • Какие звуки сравнивали на занятии?
  • В чём их сходство?
  • В чём различие?
  • Какие задания легко было выполнять?
  • Какие задания были трудными?
  • Какие задания понравились?

(слайд 40) Спасибо за помощь!

В ко



Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по теме "Родственные слова"

Цели:

Осознание и конкретизация у младших школьников с ОНР понятий родственные слова, корень и его роль в слове.

Развитие лингвистического отношения к слову у учащихся с речевой патологией.

Обогащение, уточнение и активизация словаря учащихся с ОНР.

Развитие мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа и синтеза слов у учащихся с ОНР.

Формирование умений и навыков самостоятельной работы у детей-логопатов.

Формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям.

Развитие компьютерной грамотности.

Материалы и оборудование: зеркала, опорные таблицы по речевому дыханию и целеполаганию, карточки с набором слов, персональный компьютер, мультимедийная установка.

Ход занятия

1. Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики.

2. Создание проблемной ситуации.

(Демонстрация презентации (по щелчку) Приложение 1.

Л.: - Образуем группу слов, связанную со словом ГРИБ. Назовите одним словом словосочетания, запишите:

маленький гриб…

много маленьких грибов…

суп из грибов…

человек, собирающий грибы…

ЧТЕНИЕ СЛОВ:

Гриб, грибок, грибочки, грибной, грибник.

Л.: - Сравните, что общего в этих словах?

- Что можно сказать о значении слов?

- Слова иногда чем-то похожи на людей. Как называют людей, которые похожи между собой?

3. Презентация ребенка «Родственные слова». Приложение 2.

ВЫВОД: - Слова, которые похожи по значению и звучанию, называются родственными.

Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят.

4. Определение темы занятия.

Л.: - Попробуйте самостоятельно сформулировать тему и цель занятия.

Л.: - Верно, цель нашего занятия - научиться распознавать родственные слова.

5.Ттренировочные упражнения (обогащение, уточнение словаря через закрепление темы).

Л.: - Все ли слова, похожие по звучанию, являются родственными?

- Сформулируйте свой ответ, используя слова: гусь, гусыня, гусеница, гусята.

- Сравним ваш вывод с выводом, который сделал Ваня.

6. Презентация ребенка «Все ли слова, похожие по звучанию, можно назвать родственными» (автоматически). Приложение 3.

Л.: -Определите основные признаки, по которым вы будете находить родственные слова.

Общее звучание (схожее).

Общее значение слов.

Л.: - Подберите родственные слова к слову гора.

 (Дети самостоятельно выполняют задание.)

- Один из учеников другой группы выполнил задание так:

Гора, горка, горе, горняк.

- Верно, ли он выполнил задание? Если есть ошибка, объясните ее.

Л.: - Исключите лишнее слово. Объясните, почему оно не является родственным.

Нос, носильщик, носик, носатый.

Час, часок, часть, часовщик.

7. Физминутка.

Л.: - Я буду читать пары слов. Если они являются родственными, хлопните в ладоши, а если не являются – топните.

Кот – котик, река – плот, рука – ручка, день – ночь, носки – нос, снег – снеговик, ткань – тканевый, стена – гвоздь, дом – домашний.

8. Коррекция слухоречевого и зрительного восприятия, внимания и памяти.

(На плакате вывешиваются слова, надо соединить родственные слова и запомнить их.)

куст

море

зима

сон

час

стул

мороз

гнездо

 

зимовать

гнездышко

кустик

заморозки

моряк

часовщик

стульчик

сонливый

(После того как дети выполнят задание, слова второго столбика убираются, дети записывают в тетрадь пары родственных слов с опорой на слова первого столбика.)

9. Развитие слухоречевого внимания, памяти и развитие связной речи.

Л.: - Прослушайте и запомните предложения. Назовите родственные слова.

Прилетели зимовать птицы. Зима вступает в свои права. Здравствуй, зимушка- красавица! Прошло веселое время зимних каникул.

Л.: - Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

Л.: - К слову снег выберите родственные слова и составьте рассказ:

Санки, снежинки, сугробы, снеговик, лед, снежная, горка, снежки, коньки.

10. Подведение итога занятия.

Л.: - Над какой темой мы сегодня работали? Чему научились? Какие моменты занятия вам особенно понравились? Почему? Оцените свою работу на занятии: что получилось очень хорошо, а что вызвало затруднение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971

Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...

Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»

Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...

Интегрированное логопедическое занятие на тему "Я люблю свой город" (подготовительная логопедическая группа с ОНР)

Любовь к Родине - чувство , проверенное веками. Каждый человек испытывает чувство привязанности к месту, где он родился, к дому , в котором он живёт, к людям, с их обычаями и традициями, к приро...

Логопедическое занятие по теме "Редактирование текста изложения. Работа над ошибками" для учащихся 3 класса с логопедическим заключением НВОНР

Анализ и редактирование письменных работ учащихся (Аннотация + конспект занятия + презентация)Основные задачи таких уроков — развитие умения  совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в соде...

Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...

Интегрированное логопедическое занятие в старшей логопедической группе. Тема занятия: «Насекомые»

    Конспект интегрированного логопедического занятия. с использованием нетрадиционной техники рисования "монотопия".  Содержание занятия направлено на развитие лексико-грамматич...


 

Комментарии

Интересный и доступный материал для работы по дифференциации изолированных звуков /З-Ж/