Технологическая карта урока "Музыка и движение"
план-конспект
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Музыки и движение»
Тема: «Весна пришла!»
Класс: 4Б
Тип урока: комплексный
Цель: создание социальной ситуации для развития художественно-эстетических способностей детей.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить детей со способом рисования «по-сырому»; учить использовать цвет как средство передачи состояния весенней природы.
2. Развивающие: совершенствовать изобразительную деятельность детей: учить использовать различные способы рисования кистью (всем ворсом, концом кисти, примакиванием); закреплять умение передавать колорит, характерный для ранней весны; обогащать слуховой опыт детей при знакомстве со средствами музыкальной выразительности.развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности.
3. Воспитательные: развивать желание познавать искусство, любить родную природу.
Оборудование/ материалы/ инвентарь:
Демонстрационный материал: репродукции картин В. Бакшеев «Голубая весна», Л. Бродская «Апрель», В. Бялыницкий –Бируля «Весенний день». Музыкальные записи: «Пришла весна», муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасовой; «Лиса по лесу ходила», рус. нар. песня; «Зайка», муз. В. Карасевой; «Танец медведя и медвежат» («Медведь», муз. Г. Галинина); А. Вивальди «Времена года» (Весна), П.И. Чайковский фортепианный цикл «Времена года: март, апрель».
Раздаточный материал: листы бумаги для акварели, акварельные краски, кусочки поролона, баночки с водой, кисти, салфетки.
Предварительная работа: дети всю неделю разучивают песни и стихи о весне, на прогулке наблюдают за деревьями, красотой весенней природы, рассматривают репродукции картин.
Этапы образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/условия социальной ситуации развития |
I.Вводная часть (организационный и мотивационный момент) Основная часть Заключительная часть Рефлексия | Педагог привлекает внимание детей, стоя у окна. Обращает внимание на пейзаж за окном. Читает отрывок стихотворения С.Смирнова «Первые приметы». Рассказ педагога. Беседа. Проводится музыкальная игра «Угадай, кто?» Входит педагог соседней группы. Педагог спрашивает детей. В группе оформлена тематическая выставка работ русских художников по теме «Весна». Педагог вместе с детьми рассматривают репродукции картин. Проводится беседа. Педагог показывет технику рисования весеннего пейзажа «по-сырому». Объяснение сопровождается педагогическим показом. Физминутка. Движения выполняются в соответствии с текстом. Проигрываются произведения «Времена года». Готовые работы педагог рассматривает с детьми, хвалит детей. | Музыкальное приветствие. - Ребята, посмотрите в окно! «Ничего еще не зацвело. Спят луга и местные сады. Между голых веток краснотала Голубеют лыжные следы. Но уже береза на опушке Прямо в снег роняет семена. Подойдешь – а на снегу веснушки, Значит, рядом прячется весна. Не она ли прячется в сторожке И с волшебным зеркальцем в руке Примеряет вербные сережки?!» - О каком времени года это стихотворение? Правильно о ранней весне. Вся природа просыпается от зимних холодов. Птицы прилетают из теплых краев, тает снег, текут ручьи, появляются из-под снега первые весенние цветы - подснежники. Издавна русские люди называли это время года «весна-красна» и зазывали ее закличками. Кто как понимает, что такое закличка? (ответы детей). Конечно же, это слово означает «кричать, громко звать». -Что-то у нас уныло все и серо за окном. И настроение грустное. Что же делать? Точно, мы же как раз знаем такую закличку! Выбирайте себе пару, споем и спляшем! Молодцы, ребята! Посмотрите, даже в группе стало светлее и веселее от вашего танца! - А какие изменения происходят весной с лесными животными? - А хотите поиграть? Вы будете слушать музыку и по ее характеру попробуете определить и показать движениями, какие животные живут в лесу. - Здравствуйте, ребята! Мой знакомый художник открывает выставку детских рисунков «Весна идет!», которая состоится очень скоро. Да вот беда, людей пригласили, а рисунков еще нет. Что ему делать - не знаю? Может быть, вы поможете? - А чем же мы можем помочь? - Мне сказали, что вы хорошо рисуете. Пришлите, пожалуйста, ему свои рисунки для выставки. - Ну, что ребята, поможем художнику? Отправим свои рисунки? - А что же мы будем рисовать? Ведь выставка называется «Весна идет!» - Правильно, мы с вами будем рисовать весенний пейзаж. Кто знает, что такое пейзаж? Пейзаж – это картины, на которых художники изображают природу. Рассматривая пейзажи, мы будто смотрим в окно и видим настоящий лес или сад, берег реки или море… - А сейчас давайте пройдем в нашу картинную галерею и внимательно рассмотрим репродукции картин. - Что здесь нарисовано? (природа) - Как вы думаете, какое время года изобразили художники? - Как называются картины, на которых нарисована природа? - А с какими красками пришла весна? Правильно: черные, зеленые, голубые, белые. - Ребята, как можно нарисовать весенний пейзаж? С чего нужно начать? - Сейчас мы с вами нарисуем весенний пейзаж, но рисовать его мы будем с использованием техники «по-сырому». Перед вами лежат листы и кусочки поролона. Как вы думаете для чего? Правильно, нужно смочить листы водой и начинаем быстро рисовать пейзаж. Все готовы? - Давайте вспомним весеннее небо, какое оно? Каким становится, когда пригревает солнышко? - Пока наш лист не высох, проведем сверху полоску серого цвета, а сразу под ней – голубую полоску. - А теперь, вспомните, какого цвета весной тающий снег? А если раскопать сугроб, какой снег мы увидим? - Проводим внизу листа полоску белого цвета, а над ней – серого. Посмотрите, как красиво смешивается краска, какие получаются красивые переходы! - Давайте отдохнем, пока наш рисунок подсыхает. Представьте, что вы превращаетесь в подснежники: становитесь красивыми и нежными цветами, а ваши руки превращаются в лепестки. В лесу под березкой Подснежник проснулся. Вот солнышко село, пора отдыхать. - Ребята, вспомните, как выглядит весеннее дерево? Подумайте, как лучше нарисовать ствол и ветви деревьев: всем ворсом кисти, концом кисти? Как можно нарисовать крону деревьев? Как мы рисуем дерево? В каком направлении рисуем ветви? Какие подберем цвета? - Рисовать нужно быстро и аккуратно, пока не высохло наше небо и снег или земля. - Ребята, многие композиторы тоже обращаются к теме весны в своих произведениях. И пока вы будете заканчивать свои пейзажи, послушайте музыкальные произведения о весне. У нас получился настоящий весенний пейзаж! Какие вы молодцы, ребята! Работали как настоящие художники-пейзажисты. Какую технику рисования мы сегодня использовали? (по-сырому) Что было трудным? Как вы думаете, эти работы можно отправить художнику на выставку? Как только ваши рисунки подсохнут, мы вложим их в конверт, отправим на выставку и будем ждать ответа от художника. | Дети встают у окна, рассматривают деревья за окном. Слушают стихотворение. Ответы детей. -Предложения детей: позвать весну. Дети исполняют песню «Пришла весна». Дети вспоминают, что медведи, барсуки и ежи просыпается от зимней спячки, белки, зайцы и лисы меняют цвет своей шубки и т.д. Дети здороваются. Дети отвечают, что могут сами нарисовать рисунки). Да, конечно, поможем! Дети предлагают варианты сюжетов для рисования. Ответы детей. Дети садятся за столы. Отвечают на вопросы педагога. Весну. Пейзажи. Проталинки – черные, трава – зеленая, облака – белые, небо – голубое, листья на деревьях зеленые, солнышко – красное и т.д. Дети высказывают свои предположения. Смачивать листы бумаги. Ответы детей. Дети рисуют, выполняя указания педагога. Дети «спят», Просыпаются. Трут глаза. Качают руками в стороны. ОГЛЯДЫВАЮТСЯ, РУКИ В СТОРОНЫ. ПОВОРОТЫ Руки на голову, качают головой. Приседают. Примакиванием. Снизу вверх. Дети заканчивают свои работы, педагог помогает с затруднениями. Дети делятся своими впечатлениями от просмотра работ, выполненные остальными воспитанниками. | Создание положительного эмоционального фона. Условия для приобщения детей к чтению художественной литературы. Условия для обогащения представлений детей о времени года – весна, расширения словарного запаса детей. Обогащение художественно-эстетического восприятия в процессе ознакомления с произведениями русского фольклора. Учить понимать образы диких животных музыкальными средствами выразительности. Способствовать проявлению доброжелательности и эмоциональной отзывчивости детей. Развитие познавательного интереса детей в изодеятельности. Развивать художественно-эстетическое восприятие, способствовать проявлению отклика на выразительные художественные образы весны. Учить выделять главное, понимать образ. Развивать практические умения в изодеятельности, используя технику «по-сырому». Создание социальной ситуации для сохранения физического здоровья детей. Закрепить навык рисования способом «примакивания». Мотивирование детей на дальнейшую совместную деятельность. Подведение итогов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Движение воздушных масс. Циклоны и антициклоны".
Тип урока - открытие новых знаний. Формы работы: групповая, работа с карточками, учебником, ЭОР. Идея урока - приобретение новых знаний путем проблемной ситуации, позволяющей учащимся само...
технологическая карта урокамузыки в 5 классе "Можем ли мы услышать живопись"
описание урока с требованиями по ФГОС...
Технологическая карта учебного занятия:"Движение крови и лимфы по сосудам".
Материал содержит технологическую карту, дидактическую структуру учебного занятия и его психолого-педагогическое обоснование и сценарий проведения учебного занятия. В сценарии используются ссылки на Э...
Технологическая карта урока "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" 7 класс + презентация
В работе представлена технологическая карта урока в 7 классе по физике "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение". К уроку подготовлена презентация....
Технологическая карта урока. Тема: «Движение воздуха».
Дать определение терминов, сформировать у обучающихся понятие ветер;Кквалифицировать ветера;Установить причинно-следственные связи возникновения ветра;Объяснить зависимость силы ветра от разницы атмос...
Технологическая карта урока " Гуситское движение в Чехии"
Урок направлен на ознакомление учащихся с ходом гуситских войн, их итогами и историческим значением...
Технологическая карта урока географии "Движение земной коры" 6 класс
Технологическая карта урока разработана с целью создания условий для формирования представлений обучающихся о видах движений земной коры, землетрясениях и вулканах на уроках географии....