Доклад "Формирование стратегии вовлечения в систему школьного патриотического воспитания детей"
статья
Доклад на педагогическом совете школы по теме "Формирование стратегии вовлечения в систему школьного патриотического воспитания детей"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основная цель патриотического воспитания сегодня – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.
Для решения задач патриотического воспитания реализуются федеральные, региональные и местные программы, вырабатываются новые, в большей мере соответствующие мировосприятию современной молодежи формы и способы раскрытия потенциала ее созидательной активности. Важный импульс этой работе придают масштабные возможности национальных проектов, в том числе реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», инициированного действующим Президентом России.
«Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности…Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов» - так записано в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Стратегия патриотического воспитания включает три направления воспитательной работы, составляющие их стратегический комплекс. В каждое из направлений входят задачи и подзадачи, раскрывающие различные аспекты патриотизма.
Первое направление воспитательной работы имеет своей целью воспитание любви к Родине-матери и Отечеству. Это основное направление патриотического воспитания содействует развитию сил и способностей юных граждан, благодаря которым они в будущем внесут посильный созидательный вклад в жизнь, развитие и процветание своей страны В подзадачи этого направления входят глубокое изучение родного и русского языка, народного искусства, уяснение нравственных и религиозных источников воинской славы родного Отечества, изучение природы и обычаев своей малой родины, географии родной страны и мира. Стратегический смысл этого направления состоит в соединении личной жизни представителя подрастающего поколения с жизнью своего народа и родной страны.
Второе направление воспитательной работы воспитывает любовь к другим народам и странам. Это направление помогает представителю подрастающего поколения осознать себя гражданином мира. Решение задач этого направления содействует личному осмыслению молодыми людьми судеб особенных народов и всеобщего блага, выступающего целью мировой истории человечества.
Третье направление воспитательной работы содействует идентификации в сознании воспитанника любви к Родине-матери и Отечеству со всеобщей любовью к человечеству. Решение задач этого направления помогает воспитаннику научиться любить свой народ и родную страну в их конкретном единстве со всеми другими народами и странами. К третьему направлению относится всё, что способствует деятельности представителя подрастающего поколения в интересах родной страны и мира в целом (организация экологических акций, информационная политика, содействующая осмыслению истинного патриотизма, а также развитие созидательных способностей личности в спортивных секциях и научно-технических кружках, , изобразительном, поэтическом и песенно-музыкальном искусстве, воспевающем высокий смысл и глубину национально-народной и мировой культуры). Кроме того, это направление патриотического воспитания стимулирует созидательные молодёжные инициативы, поддерживает детские и юношеские объединения социальной направленности, разработку и внедрение эффективных форм технологий социализации индивидов, их активного включения в решение социально-экономических, культурных, научных, экологических и других задач страны.
Реализация Стратегии патриотического воспитания предполагает непрерывный цикл образовательно-просветительской работы воспитателей всех возрастов. На всех этапах взросления (формирования личности) человеческого индивида используются адекватные его возрасту формы, средства и приёмы достижения стратегической цели патриотического воспитания.
На каждом из возрастных этапов реализации Стратегии её генеральная цель достигается соответствующими возрасту воспитанника тактическими средствами.
В школах, где обучаются дети с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) работа по патриотическому воспитанию направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому. Детям с ОВЗ доступно чувство любви к родному городу, родной природе, своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Как известно, формирование чувства патриотизма, как составная часть, входит в содержание воспитания гражданственности и нравственности. Воспитание гражданственности включает в себя следующее:
- формирование гражданского сознания: знания истории своего края, Отечества.
- формирование гражданских чувств и качеств: патриотизма, чувства гражданского долга и ответственности, готовности защищать свое Отечество, отстаивать свои убеждения.
- формирование опыта и культуры гражданского поведения.
В целом, воспитание нравственности, гражданственности и патриотизма неразрывно связано, способы и приемы в формировании и развитии данных качеств практически одинаковы.
Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству.
Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
- развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
- расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;
- изучение живой национальной культуры, народного искусства;
- привитие обучающимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ и др.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Воспитание ценностного отношения к Родине – нелегкая задача для педагога. Эта работа должна осуществляться в рамках всего образовательного процесса, но в особенности во внеурочной деятельности. Правильно организованная внеурочная среда даёт широкие личностно - ориентированные воспитательные возможности.
Задачей педагога становится выработка последовательности и пропорциональности преподносимой ребенку информации. Он как бы сам для себя должен открывать ощущение причастности ко всему, что его окружает.. Поэтому задача педагога - разнообразить формы и методы занятий по патриотическому воспитанию.
Возможные формы организации внеурочной деятельности:
воспитательные занятия, беседы-презентации. викторины, коллективные творческие дела, выставки рисунков и плакатов к праздникам, экскурсии в музеи, по памятным местам (знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества), народные праздники (знакомство с традициями и обычаями русского народа), участие в патриотических акциях. просмотр видеофильмов о войне, тематические концерты.
В течении года в нашей школе проводится много мероприятий, направленных на патриотическое воспитание обучающихся.
Например, «День Белых Журавлей», «День Неизвестного Солдата», «День Героев Отечества» -– в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами;
- в феврале - Уроки мужества, посвящённые дню воинов-интернационалистов;
- Мероприятиях, посвященные общегосударственному празднику- Дню Защитника Отечества;
В канун празднования Дня Победы мы принимаем участие:
- в акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк»; «Окна Победы»
- в конкурсах рисунков, поделок, посвященных Дню Победы;
-в течение года проводятся воспитательные занятия, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны: «День памяти юного героя-антифашиста», «Блокада Ленинграда», «День памяти Жертв Холокоста», «Памяти павших будем достойны» и др.
Одним из направлений моей программы по нравственному воспитанию является гражданско-патриотическое воспитание, задачами которого являются:
-формирование представлений детей о Родине, как о месте, где человек родился:
-представления о символах государства – Флаге, Гербе России, своей республики;
-элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
-воспитание чувства привязанности к своему родному городу, уважение к людям, которые живут и трудятся в нём.
-расширение кругозора детей на основа музейного материала, доступного их пониманию.
- привитие интереса к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству.
Патриотическое воспитание детей находится в тесной взаимосвязи с нравственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.
В своей работе использовала следующую тематику мероприятий гражданско-патриотической направленности:
1. Проведение бесед и воспитательных занятий : «Моя малая Родина», «Город, в котором я живу», «День Белых Журавлей». «Славные символы России». «День народного единства», «С чего начинается Родина?», «Отечества достойные сыны», «О подвигах, о доблести, о славе» и другие, в ходе которых дети знакомятся с государственной символикой, конституцией России и Мордовии, знаменательными датами и государственными праздниками, известными людьми и защитниками Отечества.
Не менее сильным средством воспитания гражданско-патриотических чувств является художественная литература. Велика роль книг о защитниках Родины, которые учат детей сопереживать, воспитывают уважение к мужеству русских солдат.
2. Беседы, направленные на формирование основ гражданского самосознания: “Права ребенка ”, “Человек в мире правил ”, “От безответственности до преступления один шаг ”, «Можно и нельзя», «Толерантность: учимся быть терпимыми» и другие.
Патриотизм— это и бережное отношение к окружающей среде. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, в широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Дети должны уяснить, что загрязняя и уничтожая природу, мы уничтожаем самих себя, наследие наших предков и будущее наших потомков, мы уничтожаем свою Родину. Были проведены такие занятия, как: «Мы часть природы», «Природа родного края», «День Защиты животных». «Спасти и сохранить», экскурсии, и т.д.
3.Участие в общешкольных праздниках, тематических выставках поделок, рисунков.
Ведя работу по гражданско – патриотическому воспитанию мы решаем задачу воспитания ребенка как личности, всесторонне развитой, умеющей ориентироваться в обществе, общаться с окружающими людьми, уважать себя, людей, любить свой народ, свою Родину, чувствовать и оберегать природу, видеть ее красоту, желание оберегать все, что окружает человека в жизни. Наши дети должны уметь общаться за пределами школы, иметь элементарные морально-этические нормы поведения и восприятия окружающей действительности.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Наследие нравственных и эстетических ценностей родной культуры в детском возрасте - это и есть самый естественный, а потому и самый верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое воспитание детей через работу в школьном музее.
В этой статье можно найти материал о том, как ребята БОУ города Омска "СОШ № 130" работают в школьном музее, чем занимаются. Как эта работа даёт возможность воспитывать у школьников чувства патриотизм...
Влияние классических и народных произведений на нравственное и патриотическое воспитание детей школьного возраста
Одна из важнейших задач музыкального образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти осно...
Школьный музей как основа патриотического воспитания детей
Методическая работа...
Особенности патриотического воспитания детей школьного возраста при подготовке и проведении мероприятий, посвященных Великой Победе в Великой Отечественной войне
В данной статье рассмотрены вопросы патриотического воспитания детей школьного возраста, посредством вовлечения их в подготовку и проведение мероприятий, связанных с Великой Победой в Великой Отечеств...
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Патриотическое воспитание детей школьного возраста через военные песни.
Это проект, цель коорого сформировать регулярный коллектив для выступления с патриотической программой в школах и других образовательных учреждениях....
Роль музейной педагогики в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи (на примере школьного музея)
Статья "Роль музейной педагогики в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи(на примере школьного музея) "...