Доклад "Формирование стратегии вовлечения в систему школьного патриотического воспитания детей"
статья
Доклад на педагогическом совете школы по теме "Формирование стратегии вовлечения в систему школьного патриотического воспитания детей"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основная цель патриотического воспитания сегодня – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.
Для решения задач патриотического воспитания реализуются федеральные, региональные и местные программы, вырабатываются новые, в большей мере соответствующие мировосприятию современной молодежи формы и способы раскрытия потенциала ее созидательной активности. Важный импульс этой работе придают масштабные возможности национальных проектов, в том числе реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», инициированного действующим Президентом России.
«Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности…Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов» - так записано в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Стратегия патриотического воспитания включает три направления воспитательной работы, составляющие их стратегический комплекс. В каждое из направлений входят задачи и подзадачи, раскрывающие различные аспекты патриотизма.
Первое направление воспитательной работы имеет своей целью воспитание любви к Родине-матери и Отечеству. Это основное направление патриотического воспитания содействует развитию сил и способностей юных граждан, благодаря которым они в будущем внесут посильный созидательный вклад в жизнь, развитие и процветание своей страны В подзадачи этого направления входят глубокое изучение родного и русского языка, народного искусства, уяснение нравственных и религиозных источников воинской славы родного Отечества, изучение природы и обычаев своей малой родины, географии родной страны и мира. Стратегический смысл этого направления состоит в соединении личной жизни представителя подрастающего поколения с жизнью своего народа и родной страны.
Второе направление воспитательной работы воспитывает любовь к другим народам и странам. Это направление помогает представителю подрастающего поколения осознать себя гражданином мира. Решение задач этого направления содействует личному осмыслению молодыми людьми судеб особенных народов и всеобщего блага, выступающего целью мировой истории человечества.
Третье направление воспитательной работы содействует идентификации в сознании воспитанника любви к Родине-матери и Отечеству со всеобщей любовью к человечеству. Решение задач этого направления помогает воспитаннику научиться любить свой народ и родную страну в их конкретном единстве со всеми другими народами и странами. К третьему направлению относится всё, что способствует деятельности представителя подрастающего поколения в интересах родной страны и мира в целом (организация экологических акций, информационная политика, содействующая осмыслению истинного патриотизма, а также развитие созидательных способностей личности в спортивных секциях и научно-технических кружках, , изобразительном, поэтическом и песенно-музыкальном искусстве, воспевающем высокий смысл и глубину национально-народной и мировой культуры). Кроме того, это направление патриотического воспитания стимулирует созидательные молодёжные инициативы, поддерживает детские и юношеские объединения социальной направленности, разработку и внедрение эффективных форм технологий социализации индивидов, их активного включения в решение социально-экономических, культурных, научных, экологических и других задач страны.
Реализация Стратегии патриотического воспитания предполагает непрерывный цикл образовательно-просветительской работы воспитателей всех возрастов. На всех этапах взросления (формирования личности) человеческого индивида используются адекватные его возрасту формы, средства и приёмы достижения стратегической цели патриотического воспитания.
На каждом из возрастных этапов реализации Стратегии её генеральная цель достигается соответствующими возрасту воспитанника тактическими средствами.
В школах, где обучаются дети с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) работа по патриотическому воспитанию направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому. Детям с ОВЗ доступно чувство любви к родному городу, родной природе, своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Как известно, формирование чувства патриотизма, как составная часть, входит в содержание воспитания гражданственности и нравственности. Воспитание гражданственности включает в себя следующее:
- формирование гражданского сознания: знания истории своего края, Отечества.
- формирование гражданских чувств и качеств: патриотизма, чувства гражданского долга и ответственности, готовности защищать свое Отечество, отстаивать свои убеждения.
- формирование опыта и культуры гражданского поведения.
В целом, воспитание нравственности, гражданственности и патриотизма неразрывно связано, способы и приемы в формировании и развитии данных качеств практически одинаковы.
Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству.
Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
- развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
- расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;
- изучение живой национальной культуры, народного искусства;
- привитие обучающимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ и др.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Воспитание ценностного отношения к Родине – нелегкая задача для педагога. Эта работа должна осуществляться в рамках всего образовательного процесса, но в особенности во внеурочной деятельности. Правильно организованная внеурочная среда даёт широкие личностно - ориентированные воспитательные возможности.
Задачей педагога становится выработка последовательности и пропорциональности преподносимой ребенку информации. Он как бы сам для себя должен открывать ощущение причастности ко всему, что его окружает.. Поэтому задача педагога - разнообразить формы и методы занятий по патриотическому воспитанию.
Возможные формы организации внеурочной деятельности:
воспитательные занятия, беседы-презентации. викторины, коллективные творческие дела, выставки рисунков и плакатов к праздникам, экскурсии в музеи, по памятным местам (знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества), народные праздники (знакомство с традициями и обычаями русского народа), участие в патриотических акциях. просмотр видеофильмов о войне, тематические концерты.
В течении года в нашей школе проводится много мероприятий, направленных на патриотическое воспитание обучающихся.
Например, «День Белых Журавлей», «День Неизвестного Солдата», «День Героев Отечества» -– в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами;
- в феврале - Уроки мужества, посвящённые дню воинов-интернационалистов;
- Мероприятиях, посвященные общегосударственному празднику- Дню Защитника Отечества;
В канун празднования Дня Победы мы принимаем участие:
- в акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк»; «Окна Победы»
- в конкурсах рисунков, поделок, посвященных Дню Победы;
-в течение года проводятся воспитательные занятия, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны: «День памяти юного героя-антифашиста», «Блокада Ленинграда», «День памяти Жертв Холокоста», «Памяти павших будем достойны» и др.
Одним из направлений моей программы по нравственному воспитанию является гражданско-патриотическое воспитание, задачами которого являются:
-формирование представлений детей о Родине, как о месте, где человек родился:
-представления о символах государства – Флаге, Гербе России, своей республики;
-элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
-воспитание чувства привязанности к своему родному городу, уважение к людям, которые живут и трудятся в нём.
-расширение кругозора детей на основа музейного материала, доступного их пониманию.
- привитие интереса к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству.
Патриотическое воспитание детей находится в тесной взаимосвязи с нравственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.
В своей работе использовала следующую тематику мероприятий гражданско-патриотической направленности:
1. Проведение бесед и воспитательных занятий : «Моя малая Родина», «Город, в котором я живу», «День Белых Журавлей». «Славные символы России». «День народного единства», «С чего начинается Родина?», «Отечества достойные сыны», «О подвигах, о доблести, о славе» и другие, в ходе которых дети знакомятся с государственной символикой, конституцией России и Мордовии, знаменательными датами и государственными праздниками, известными людьми и защитниками Отечества.
Не менее сильным средством воспитания гражданско-патриотических чувств является художественная литература. Велика роль книг о защитниках Родины, которые учат детей сопереживать, воспитывают уважение к мужеству русских солдат.
2. Беседы, направленные на формирование основ гражданского самосознания: “Права ребенка ”, “Человек в мире правил ”, “От безответственности до преступления один шаг ”, «Можно и нельзя», «Толерантность: учимся быть терпимыми» и другие.
Патриотизм— это и бережное отношение к окружающей среде. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, в широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Дети должны уяснить, что загрязняя и уничтожая природу, мы уничтожаем самих себя, наследие наших предков и будущее наших потомков, мы уничтожаем свою Родину. Были проведены такие занятия, как: «Мы часть природы», «Природа родного края», «День Защиты животных». «Спасти и сохранить», экскурсии, и т.д.
3.Участие в общешкольных праздниках, тематических выставках поделок, рисунков.
Ведя работу по гражданско – патриотическому воспитанию мы решаем задачу воспитания ребенка как личности, всесторонне развитой, умеющей ориентироваться в обществе, общаться с окружающими людьми, уважать себя, людей, любить свой народ, свою Родину, чувствовать и оберегать природу, видеть ее красоту, желание оберегать все, что окружает человека в жизни. Наши дети должны уметь общаться за пределами школы, иметь элементарные морально-этические нормы поведения и восприятия окружающей действительности.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Наследие нравственных и эстетических ценностей родной культуры в детском возрасте - это и есть самый естественный, а потому и самый верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание детей через работу в школьном музее.
В этой статье можно найти материал о том, как ребята БОУ города Омска "СОШ № 130" работают в школьном музее, чем занимаются. Как эта работа даёт возможность воспитывать у школьников чувства патриотизм...

Влияние классических и народных произведений на нравственное и патриотическое воспитание детей школьного возраста
Одна из важнейших задач музыкального образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти осно...

Особенности патриотического воспитания детей школьного возраста при подготовке и проведении мероприятий, посвященных Великой Победе в Великой Отечественной войне
В данной статье рассмотрены вопросы патриотического воспитания детей школьного возраста, посредством вовлечения их в подготовку и проведение мероприятий, связанных с Великой Победой в Великой Отечеств...

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Патриотическое воспитание детей школьного возраста через военные песни.
Это проект, цель коорого сформировать регулярный коллектив для выступления с патриотической программой в школах и других образовательных учреждениях....

Формирование стратегии вовлечения в систему школьного патриотического воспитания социальных партнеров и родителей.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию и воспитанию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, ...