Влияние классических и народных произведений на нравственное и патриотическое воспитание детей школьного возраста
статья по музыке

Микка Галина Александровна

Одна из важнейших задач музыкального  образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу  нравственного и патриотического развития детей можно на занятиях в музыкальной школе. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, - научить смотреть и видеть, слушать и слышать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc373 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                

« Влияние классических и народных произведений на нравственное и патриотическое воспитание детей»

Одна из важнейших задач музыкального  образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу  нравственного и патриотического развития детей можно на занятиях в музыкальной школе. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, - научить смотреть и видеть, слушать и слышать.

«Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча: и не все равно, какая «встреча», не «какая-нибудь», а художественная, т.е. такая, при которой в душе слушателя  расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит тот самый огонь, что горел и светил автору…» И. Ильин http://www.gumer.info/authors.:. Поэтому нравственное воспитание  состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Мир бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность жизни. Музыка - носитель ценности, объект познания, а преподаватель и ученик - коллективный субъект, постигающий мир музыкально-педагогических ценностей.

Особая роль в  нравственном и патриотическом воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем,  в общеобразовательной и музыкальной школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

Кому же, как ни нам, людям искусства ,необходимо найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра. Это нужно не только им, но и нам, преподавателям. Ведь педагог - это, прежде всего, духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист, - без этих добродетелей мы не можем взывать к их сознанию, не имеем на то морального права.

Показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить чувство нравственного и патриотического начала -  наша главная задача.

На русской почве идеи целенаправленного воспитания детей стали зарождаться в начале 18 века. Независимо от взглядов и предпочитаемых методов, большая часть педагогов считала, что музыкальному воспитанию принадлежит значительная часть в духовном формировании личности.

У педагогов было стремление воспитать и образовать детей на народном материале, который они подбирали сами. Русская народная песня и сказка, эпизоды из жизни народа, его труды, картины окружающей природы - вот материал, который определял содержание игр и занятий с детьми, воспитывая в них нравственное и патриотическое начало.

В России интерес к вопросам духовно-нравственного воспитания средствами музыкальной выразительности детей родился примерно в последние десятилетие 18 века. В дальнейшем этот интерес углублялся и рос в среде прогрессивной русской интеллигенции. Музыкальное воспитание связывалось с общими культурными и нравственными вопросами.

В высказывании Белинского четко выражено его отношение к музыкальному искусству и проблеме музыкального воспитания:

 « В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного как один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе - тем лучше» Белинский В.Г./  Избранные педагогические сочинения/

Отдавая должное формирующему влиянию окружающей среды, русские мыслители вместе с тем признавали существенное значение природных задатков и наклонностей. Считали, что необходимо их чутко распознавать и бережно выращивать..

Проблема преподавания в музыкальной школе, как носителя нравственного и патриотического воспитания, всегда стояла остро перед педагогами. Несмотря на общие тенденции каждый преподаватель решал ее в большинстве индивидуально. Видный деятель музыкального просвещения Н.М. Ковин считает. Для того чтобы музыкальное образование было полным и отражалось на нравственном и патриотическом развития детей, необходимы:

1) развитие способности воспринимать музыку и возможно интенсивнее переживать возбуждаемые ею эмоции;

2) развитие необходимых как для этого так и для воспроизведения в той или иной форме музыкальных произведений способностей и умения;

3) усвоение нужных для этого знаний.

Эти три стороны музыкального образования неразрывно слиты между собой. Исполнение или преобладание какой либо из них делают само музыкальное образование неполным, односторонним.

При таком взгляде на музыкальное образование ясно, что оно должно охватывать все стороны музыкального воспитания младших школьников. Это не только игра на музыкальных инструментах, а все музыкальное искусство все стороны и виды ее. Тут и пение – хоровое и сольное, и знакомство с музыкальными произведениями, исполнение музыки и т.д. Это всё, при опытном подборе репертуара, обогащает духовно-нравственный мир школьников. Все из области музыки, что возможно для музыкальной  школы, что можно организовать, - все должно быть использовано преподавателями для того, чтобы получаемое учащимся музыкальное образование было возможно более полным и всесторонним и направленным на нравственное и патриотическое развитие. Слушать музыку учащиеся будут и вне школы и в классах, на уроках и во внеклассное время. Прослушивание и посещение концертов классической музыки дает им возможность ознакомится с произведениями, способствует духовному обогащению, формированию общечеловеческих ценностей. Но в обстановке спектакля, концерта в большом зале, в многолюдном обществе слишком много отвлекающего. Получаемые ими впечатления будут в этом случае слишком общие и неполные. Они будут глубже, отчетливее от слушания музыки в стенах музыкальной школы, в привычной обстановке, среди своих товарищей.

Первоочередная задача преподавателя - это донести до учеников нравственное восприятие, духовное созерцание произведения, его прочувствование и эмоциональная реакция на него. Поэтому прослушивание  вокальных или инструментальных произведений и есть воспитание музыкальной культуры и привитие интереса к искусству. Именно к этому и должен стремиться педагог.

Все начинается с детства: первые шаги, первые слова, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.

Педагог - профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача преподавателя музыкальной школы - воспитание души. Таинственная, бездонная, искренняя, непродажная - вот «портрет» души маленького человека. Человека, который смотрит на учителя широко открытыми глазами. Человека, который верит, что мир прекрасен.

Вот в этот момент приходит понимание того, как важно то, чему мы учим наших детей. Либо это современные песенки, исполняемые под фонограмму, порой не имеющие никакого смысла, либо это культурный пласт, накопленный нашими предками, - музыка, проверенная временем.

На занятиях убеждаешься, как эмоциональны и чувствительны дети. Насколько тонко они воспринимают музыку. Задача преподавателя не погасить искру творчества, а соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями - учить необходимо радости. Через радость ребенок должен познавать окружающий мир. «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!». С радостью он должен идти на урок.

. И наша задача - не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у учащихся развивался не только интеллект, но и душа.

Педагог должен учить детей ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника.

Педагог призван формировать у учеников нравственные, патриотические ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечеству. Он должен найти основу духовно-нравственного развития детей на занятиях в  музыкальной школе.

Для решения поставленных задач необходимо задуматься над следующими проблемами.

 Задача преподавателя заключается в том, чтобы приблизить учащихся к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение человека к окружающему его миру. Одним из факторов успешного развития личности детей является создание условий психологического комфорта, которые предполагают наличие атмосферы творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации.

Другая кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: ученые констатируют; что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности. Возникла острая потребность сделать массовое образование творческим, акцентировать в нём нравственное и патриотическое начало. Как помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления, которые засасывают человека физически и духовно? Во все времена это проповедовало высокое искусство.

В аспекте вышеизложенных проблем очевидна значимость преподавателя музыкальной школы как учителя, ведущего своих учеников к жизни, добру, истине, красоте .Преподаватель должен любить музыкальное искусство, зажигать этой любовью детей, обладать особой направленностью на соучастие и сотворчество ,должен хорошо владеть психологией общения с детьми, уметь проникаться состоянием детей в целом и каждого ребенка в частности.

Русская культура, русский человек, русская поэзия и литература, русская живопись, русские герои, русские святые, русская история, русская природа, русское слово, русский народ, русская вера, русская музыка, русские композиторы- все это объединено одним словом - Русь! Это и есть основная идея, которая должна стать фундаментом содержания современного музыкального образования в России. Эта идея проверена на прочность веками, вокруг этой идеи должно строиться все наше обучение.

В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием.

Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее развитие.

Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления.

Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать..

Слушая народную и классическую музыку, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений.

В процессе знакомства с русским народным творчеством дети осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, восхищения природой.

Познания детьми выразительных возможностей народной музыки представлены в мотивах, мелодиях, подражающих реальному звучанию окружающего. Знакомя детей с народной музыкой, обязательно нужно раскрывать художественный образ, добиваться того, чтоб он дошёл до внутреннего мира каждого ребёнка.

Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с прибаутками, небылицами, скороговорками, игровыми и плясовыми песнями,  но и привить любовь к родной природе, чувствовать её, соприкасаться с ней, эмоционально переживать. Знакомство с традициями и историей народной музыки обуславливает творческий, познавательный, духовно-нравственный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей и его результативность..

Главная цель преподавателя музыкальной школы не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все ученики любили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому. "Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого",- гласит старинная украинская мудрость, приписываемая замечательному мыслителю Григорию Сковороде. Зло и подлинная красота несовместимы.

Главное заботиться, о том, чтобы в духовную жизнь детей вошло все лучшее из музыкальных сокровищ человечества, чтобы занятия в музыкальной школе давали эстетическое наслаждение, накладывали отпечаток на мышление и эмоциональную жизнь наших учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности патриотического воспитания детей школьного возраста при подготовке и проведении мероприятий, посвященных Великой Победе в Великой Отечественной войне

В данной статье рассмотрены вопросы патриотического воспитания детей школьного возраста, посредством вовлечения их в подготовку и проведение мероприятий, связанных с Великой Победой в Великой Отечеств...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Патриотическое воспитание детей школьного возраста через военные песни.

Это проект, цель коорого сформировать регулярный коллектив для выступления с патриотической программой в школах и других образовательных учреждениях....

Роль нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Пробуждение чувства патриотизма у дошкольников – сложный и длительный процесс. Любовь к близким, родному городу, дому играет главную роль в формировании личности ребенка....

Обобщение опыта «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности в рамках ФГОСДО»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит о...

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей школьного возраста в рамках регионального компонента.

В данной статье освещены вопросы патриотического воспитания школьников, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно в...