НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stat_ya.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕТЕРБУРГОВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ –НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.
Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребованными качествами: гуманность, патриотичность, трудолюбие, мораль.
В целях приобщения детей старшего дошкольного возраста к историческим ценностям, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности выбраны следующие приоритеты и доминирующие направления:
создание целеполагающей, педагогически обоснованной, развивающей среды в группах, направленной на ознакомление детей с основами истории Санкт-Петербурга и национальной культуры, а также с элементами мировой культуры;
разработка и внедрение системы петербурговедческого образования в условиях ДОУ;
приобщение воспитанников к различным видам национального, в т. ч. петербургского, искусства – архитектура, живопись, народный фольклор,музыкаи театр;
планомерное воспитание в детях толерантности к культурному наследию разных народов, патриотических и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родным местам, историческому прошлому, мировому культурному наследию;
Особое место в рамках петербурговедения занимают задачи патриотического воспитания и осуществляется это посредством краеведческих источников, которые находятся рядом с нами и их надо научить детей замечать и пробуждать интерес к ним, а через них развивать любовь к истории малой Родины – к Санкт-Петербургу.
Здания и другие городские сооружения – набережные, мосты, решетки, фонари – тоже могут о многом поведать: о таланте их создателей, о жизни обитателей города в их прошлом и в настоящем. В одном доме помещался театр, в другом жил известный художник. Храмы рассказывают о вере наших предков, об их понимании красоты. Наверняка краеведческие сведения содержатся и в домах и семьях наших воспитанников. Они напоминают о традициях – правилах поведения, обычаях, передающихся из поколения в поколение. В Петербурге было принято дарить ребенку «на первый зуб» серебряную ложечку. Может в какой-нибудь семье хранится ложечка, подаренная их предку и сама по себе ставшая семейной реликвией и историческим источником. Старинная чашка или иной предмет в доме способны «рассказать» интересную историю. Любили петербуржцы и ленинградцы фотографироваться. Наверняка, в семейных альбомах сохранились фотографии, сделанные в знаменитых фотоателье прошлых веков или на улицах города, возле известных памятников. В домах могут годами хранится старинные открытки с видами «старого» Петербурга, а также старые газетные вырезки или журналы. Наша задача приобщить дошкольников к истории города, научить их быть внимательными и замечать эту историю вокруг себя.
В рамках петербурговедения мы осуществляем различные проекты, посвященные истории и культуре Санкт- Петербурга. В докладе мы хотим остановится на проекте «Моя улица».
Цель проекта:
- Способствование эмоционально-ценностному восприятию ребенком города , как «своего мира»;
- Расширение знаний о Малой Родине через ознакомление с архитектурными памятниками и достопримечательностями улицы, на которой живешь.
Задачи проекта:
- Предметные: пробудить у детей познавательный интерес к изучению своего города, предоставив каждому ребенку возможность открыть «новое в знакомом окружении»;
- Развивать такие чувства, как сопричастность своему городу, гордость за свой город, уважение к его создателям;
- Формировать знания о памятниках и достопримечательностях города, давая основные сведения о взаимосвязи их с историей города и горожан;
- Формировать умение ориентироваться в пространстве города, в своем районе, на своей улице;
- Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Продолжительность проекта – 2 недели.
Проект был разделен на 4 этапа.
Первый этап – Организационно-подготовительный. На этом этапе пробуждается познавательный интерес, мотивация к последующей активной деятельности. Для проведения проекта необходима подготовительная работа с родителями. На родительском собрании воспитатель рассказывает о том какова роль родителей в ходе проекта. Какую помощь и в какой степени они должны оказывать своим детям. Начиная работу над проектом, воспитатель должен пробудить у обучающихся интерес к теме проекта. Чтобы создать положительный мотивационный настрой воспитатели показали видеосюжет о главной улице города- Невском проспекте, представив свою презентацию с устным рассказом. Воспитатель предлагает совершить прогулку ( с помощью презентации) по Невскому проспекту и рассказывает об истории происхождения и названия Невского проспекта, достопримечательностях, которые можно увидеть на этой улице города.
На планирующем этапе определяется тема: «Моя улица», ставится цель - узнать, собрать и представить информацию о своей улице.
При помощи наводящих вопросов формируется задачи проекта:
- Узнать историю названия своей улицы, ее «возраст»;
- Совершить прогулку и узнать из каких частей состоит улица, какие общественные здания находятся на этой улице, их значения для жителей;
- Узнать какие достопримечательности можно увидеть на своей улице , их историю;
- Сделать фото, подобрать открытки или рисунки;
Обычно в группе находятся дети, проживающие на ближайших от сада улицах. Воспитатель может предложить объединится в группы или пары по признаку проживания на той или иной улице. Родители и дети обсуждают роль каждого участника и составляют план работы группы. Но возможен индивидуальный и семейный проект по желанию.
Второй этап данного проекта- представление фотографий и устный рассказ детей о том, что он узнал о своей улице, какие здания и памятники на ней находятся, что ему особенно запомнилось или удивило и чему он научился.
Третий этап представляет собой изобразительную деятельность. Дети рисуют свои впечатления, увиденного на проекте.
Итоговый этап - заключительное оформление продукта. Конечным продуктом данного мероприятия будет являться альбом с фотографиями улиц. Воспитатели показывают итоговую презентацию с улицами города, о которых рассказывали дети.
Таким образом , можно сказать, что знакомство с памятниками архитектуры и скульптуры в ходе данного проекта оказало большое влияние на формирование личности ребенка , на развитие интереса к культуре , быту отдельно взятых регионов и города в целом . весьма богатое разнообразие впечатлений и знаний позволяет сформировать у ребенка достаточно полное представление о малой родине и Родине в целом, о ее нравственных, этических, духовных ценностях. Данный проект – это в первую очередь не- иссякаемый источник творческой деятельности, а такая деятельность как раз и становится источником целостного развития ребенка дошкольного возраста. И особое значение отводится творческому воображению, в котором и заключен универсальный механизм культуроосвоения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии как один из методов обучения и воспитания детей младшего школьного возраста на уроках иностранного языка
Статья для учителей иностранного языка...
Роль и значение русских народных игр в воспитании детей младшего школьного возраста
В статье говорится о комплексном воздействии русских народных игр на психо-эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста. Приводятся примеры русских народных пальчиковых, драматических, хо...
Эссеистический доклад "Нравственно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами творческого конструирования в технике оригами"
работа представлялась в кожунном фестивале педагогических идей...
Консультация для родителей "Особенности воспитания детей младшего школьного возраста (6-10 лет).
В консультации идет речь об основных особенностях детей указанного возраста: развитие их мышления, памяти, речи....
«Роль личного примера в воспитании детей младшего школьного возраста».
Увлечения современных подростков изменили свой характер и из продуктивных, творческих стали потребительскими. Это не удивительно, ведь мы с вами вошли в новую эру «материальных»...
Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста
Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...
Презентация на тему: "Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста посредством художественной литературы."
Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста посредством художественной литературы....