Особенности патриотического воспитания детей школьного возраста при подготовке и проведении мероприятий, посвященных Великой Победе в Великой Отечественной войне
статья на тему

Гарифуллина Ксения Михайловна

В данной статье рассмотрены вопросы патриотического воспитания детей школьного возраста, посредством вовлечения их в подготовку и проведение мероприятий, связанных с Великой Победой в Великой Отечественной Войне. Здесь приведён соцопрос детей с вопросом, нужны ли вообще такие мероприятия. Проанализирована работа двух общеобразовательных школ по данному направлению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotizm.docx793.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Особенности патриотического воспитания детей школьного возраста

при подготовке и проведении мероприятий,

посвященных

Великой Победе в Великой Отечественной войне» 

Выполнила: педагог-организатор ГБОУ СОШ №535 Калининского района

Санкт-Петербурга Гарифуллина Ксения Михайловна
                                                                       

                                         

 Санкт-Петербург

         2016 год


Научить ребёнка считать очень просто... Но главное заключается не в этом. Главное в том, чтобы с этим умением считать ребёнок не стал... обсчитывать.

С.Т.Шацкий

Дети – это отражение взрослого общества. Они не могут быть, как любят говорить, плохими, не такими, «как в наше время», они никуда не «катятся». Они ровно такие, какими их делают взрослые. И родители, и педагоги, и, главным образом, СМИ.

Да, сейчас очень сильно̀ влияние СМИ на детей (как и на взрослых). Трудно представить себе жизнь без интернета и средств коммуникации. И ребёнок, впитывая в себя информацию, невольно становится таким, каким его хотят сделать люди по ту сторону экрана. Он повторяет слова, которые ему навязывают резиденты телепроекта «Comedy Club». Позволяет себе то, что позволяют герои любимого сериала «Физрук». А когда ему делают замечание о том, что нельзя выражаться какими-то словами, то он с недоумением отвечает: «А почему? По телевизору же так говорят». И ведь, правда, говорят. А если мы откроем новостную ленту в социальной сети «ВКонтакте», то увидим, что бо̀льшая часть новостей будет содержать в себе нецензурную лексику, фотографии раздетых людей и прочие непристойные вещи. И это всё придумывают отнюдь не дети. Но ведь родители и учителя тоже играют немаловажную роль в развитии ребёнка. А точнее сказать, они должны играть ведущую роль.

Но зачастую родители не могут дать положительного примера ребёнку, да и педагоги не всегда встречаются культурные и с богатым внутренним миром. И что же остаётся делать ребёнку? А ребёнок просто плывёт по течению, и его может прибить как к правому (в смысле правильному) берегу, так и к левому...

И главные задачи педагогов – это как можно больше детей привлечь к миру творческому, к миру познавательному, миру созидательному. Привлечь и сделать всё для того, чтобы им это было интересно.

Я хоть и родилась в далёкое от войны время, но многое слышала от участников войны, поэтому отношение моё к тому времени глубоко почтительное. Когда я училась в школе, для нас часто устраивали походы к ветеранам войны, девочки помогали им с уборкой в доме, работой в огороде, мальчики кололи дрова, чинили заборы, выполняли силовую работу. А потом мы доставали подготовленные вкусности, садились с хозяином дома за стол, и он нам рассказывал те истории о тяжёлых военных буднях, которые я помню до сих пор.

Мои бабушки и дедушки либо воевали, либо тяжело выживали в тылу во время войны. И, конечно же, многое из тех дней мне рассказывали с самого детства.

А дети, которые подрастают сейчас, практически ничего не знают о войне из первоисточников. Да, они смотрят новые фильмы Бондарчука и читают «Википедию». Да, они учат даты на уроках истории. Но отношение их к Великой Отечественной Войне можно сравнить, наверно, с моим отношением к Гражданской войне – я о ней знаю, я о ней читала, слышала, я сочувствую людям, которые тогда страдали. И всё. Потому что в моё время об этом особенно не говорили, а в школе проходили тему Гражданской войны совсем поверхностно. Потому что самая старая из моих бабушек только родилась в это время, и ничего об этом не рассказывала. Поэтому интерес мой к этой войне не такой большой, как к Великой Отечественной Войне.

И для того, чтобы ребёнок прочувствовал эту проблему, чтобы он не только выучил даты начала и окончания блокады Ленинграда (а их дети в школе знают почти что идеально), но для того, чтобы он искренне посочувствовал людям, жившим в то время, чтобы никогда его рука не поднялась нарисовать тот самый знак перевёрнутого солнца, чтобы он ценил тот мир, который сейчас у нас есть, и не позволил бы никому его у нас отобрать, чтобы никогда этот ребёнок не подумал, что он превосходит кого-то только из-за его цвета кожи... Для этого и нужно как можно ближе познакомить ребёнка со всеми тяжбами и последствиями Великой Отечественной Войны.

И я, как педагог-организатор, могу это сделать через массовые праздники и другие мероприятия, связанные с Великой Победой в Великой Отечественной Войне.

В нашей стране много замечательных праздников. Большинство из них несут в себе только положительные эмоции и преследуют самые лучшие цели. Но есть один праздник, который наш народ любит, чтит и уважает больше всего – это День Победы.

На мой взгляд, с 9 мая 1945 года самым главным и важным праздником в нашей стране стал именно День Победы. Поэтому даже спустя 70 лет в этот день на улицы выходят всё больше и больше людей. Кто-то ведёт на праздник детей, кто-то идёт посмотреть на боевую технику и шествие ветеранов, кто-то решается пройтись в отряде Бессмертного полка, кто-то сам выступает и является организатором праздничных действий, а кто-то идёт дарить цветы ветеранам... Но самое главное, что безразличных в ЭТОТ ДЕНЬ Вы не встретите!

В школах принято устраивать концерты для ветеранов ко Дню Победы. Дети с огромным удовольствием и трепетом готовятся к таким концертам, что говорит об их понимании этого праздника.

Главная проблема заключается в недостаточности осознания школьниками значения победы в Великой Отечественной Войне.

Поэтому наша цель – знакомить детей с тяжбами военной жизни, организуя мероприятия, посвященные Победе в Великой Отечественной Войне.

Применение эмпирических методов для исследования

мнения школьников

С целью понять отношение школьников к мероприятиям, посвящённым теме Великой Отечественной Войны, мной был проведён соцопрос учащихся ГБОУ СОШ №535 Калининского р-на Санкт-Петербурга. Подросткам с 5 по 11 классы было предложено анонимно ответить на вопрос «Как вы считаете, нужно ли в школе проводить различные мероприятия в честь Дня Победы?», и даны варианты ответов: 1) «Да. Безусловно», 2) «Нет. Праздник устарел», 3) «Не знаю, я не очень понимаю этот праздник».

Опрос проводился в двух формах:

1. Анонимное анкетирование в школе (Таблица 1). Подросткам были розданы анкеты с вышеуказанным вопросом. Но кроме трёх указанных вариантов, им было предложено дать свой вариант ответа.

Как вы считаете, нужно ли в школе проводить различные мероприятия

в честь Дня Победы?

Поставьте Х напротив нужного ответа

№п/п

Выберите подходящий вариант ответа

Да. Безусловно.

Нет. Праздник устарел.

Не знаю, я не очень понимаю этот праздник.

Ваш вариант:

Таблица 1 – Анкета для опроса школьников об их отношении к праздникам в честь Дня Победы

2. Анонимный дистанционный опрос (Рисунок 1). В социальной сети «ВКонтакте» подростки также отвечали на заданный вопрос. Но, дополнительно, им было предложено выразить своё личное отношение к этому вопросу.

Таким образом, всего было опрошено 100 школьников с 5 по 11 классы. Результат голосования показал:

91 % респондентов считают, что нужно проводить мероприятия в честь Дня Победы;

2 % респондентов  уверены, что такие мероприятия не нужны;

6 % респондентов в силу возраста или недостатка культурных знаний не смогли ответить, так как пока ещё не понимают этот праздник.

Радует, что абсолютное большинство подростков проголосовали «За». Это значит, что дети понимают ту трагедию, которая постигла нашу страну в прошлом столетии. Но, к сожалению, есть и дети, ответившие «Против», и воздержавшиеся от ответа. А это обозначает, что нам, деятелям культуры и педагогам предстоит приложить все усилия для того, чтобы в следующий раз все 100% респондентов проголосовали «За».

Рисунок 1 – Интернет-опрос школьников о нужности проведения праздников

в честь Дня Победы

Анализ мероприятий, посвященных Победе в Великой

Отечественной Войне в рамках выпускной работы

В период с апреля 2015 года по февраль2016 года мной были проведены несколько массовых театрализованных мероприятий по теме Великой Отечественной Войны. Все действа были созданы в разных формах, что помогло сравнить степень значимости этих мероприятий для патриотического воспитания школьников.

1) Театрализованный концерт ко Дню Победы «Та первая весна...» (Рисунок 2). Дата проведения: 8 мая 2015 года. Охват школьников: 125 человек (50 участников концерта, 50 зрителей, 20 дежурных, 5 оформителей). На концерт были приглашены ветераны Великой Отечественной Войны и жители блокадного Ленинграда. В концерте были задействованы дети из всех классов. После программы для ветеранов было организовано праздничное чаепитие в школьной столовой. Прологом к концерту послужил отрывок из спектакля «В 6 часов вечера после войны» по одноимённому фильму режиссёра Ивана Пырьева. При подготовке к празднику режиссёром было много рассказано детям о войне, о трудностях и фактах, которые в школе не преподают. Участники спектакля перед тем, как начались репетиции, посмотрели фильм «В 6 часов вечера после войны». Затем все вместе его обсудили. У абсолютного большинства детей фильм вызвал «бурю» эмоций. Вот некоторые отзывы о фильме:

«Фильм шикарный, большинство эпизодов в стихотворном и музыкальном жанре. Очень хорошая постановка, где разыгрывается стойкость, благородство, товарищество, дружба и, конечно, любовь! Мне очень понравилось – ещё бы один раз посмотрел».

Капустин Даниил, 8 класс, 15 лет.

«Фильм великолепный! Настолько прекрасный, что я даже опрокинула слезу! И сколько верности, любви и преданности, да и лжи рассказывает этот фильм! Что есть на свете такая любовь, которую разбить даже не под силу войне!!! Очень-очень хороший фильм, сама посмотрела раза три, а с мамой два раза! И всё равно хочу посмотреть ещё несколько разочков! Особенно мне понравилась, милая и скромная героиня Варя!! Так естественно показать любовь не каждому удаётся! Ну, я прямо не могу!! Прекрасный-преприкрасный фильм! И эмоции так и идут наружу! Чудесный фильм!»

Крюкова Анастасия, 6 класс, 12 лет.

Такие по-детски искренние и открытые отзывы не могут не тронуть. И они доказывают, что сердца подростков были задеты. А это самое главное в таком сложном деле, как воспитание патриота.

C:\Papka\Ксю\Учеба\Локки\Диплом\Рабочая\Фото\В 6 ч\6ч.jpg

Рисунок 2 – Театрализованный концерт ко Дню Победы «Та первая весна...»

2) Торжественная церемония вручения медалей ветеранам в честь 70-ой годовщины Победы в Великой Отечественной Войне (Рисунок 3). Дата проведения: С 13 по 24 апреля 2015 года. Охват школьников: более 100 человек (30 участников концертной программы, 20 дежурных на 4 церемонии = 80 человек, оформители). Вела церемонию я сама, так как это слишком сложная и непредсказуемая работа, которая требует опыта и набора профессиональных компетенций, которые у подростков пока не наработаны. Но много детей было задействовано и в подготовке к церемонии (украшали школу, раскладывали подарки), и во встрече гостей (старшеклассники в парадных нарядах дежурили по всей школе, помогая ветеранам раздеться, пройти в зал), и в самом награждении (подносили ветеранам подарки, помогали дойти до вручающих медали), и в небольшой концертной программе, которая прошла сразу после вручения медалей (дети подготовили песни, танцы, стихи, а восьмиклассник Иван Харитонов сыграл на аккордеоне любимые песни военных лет, которые спонтанно начали подпевать сначала ветераны, а потом и сами дети). Получилось очень полезное душевное действие, которое, безусловно, оказало сильное воздействие на школьников. А непосредственный контакт и пение песен с ветеранами, на взгляд автора дал, как детям, так и ветеранам очень сильный духовный заряд.

C:\Papka\Ксю\Учеба\Локки\Диплом\Рабочая\Фото\Вручение медалей\Вручение медалей.jpg

Рисунок 3 – Торжественная церемония вручения медалей ветеранам

в честь 70-ой годовщины Победы в Великой Отечественной Войне

3) Акция «Цветы ветеранам» (Рисунок 4). Дата проведения: 6 мая 2015 года. Охват школьников: 650 человек (все учащиеся школы), цветы вручали 60 человек (по 2 человека от класса). Всем школьникам с 1 по 11 классы было предложено принести 6 мая в школу гвоздики. Можно было принести 1 цветочек, а можно – целый букет. Количество цветов, принесённых детьми, не считалось. Формировались группы  по 24 человека (12 учащихся начальной школы и 12 учащихся средней школы). Дети строились в отряды по парам. Старший ученик брал себе в пару младшего. Командовала отрядом я. Когда отряд был построен, то он отправлялся в поход по ближайшим окрестностям. Дети дарили встречавшимся им на пути пожилым людям цветы и поздравляли с наступающим праздником. При этом у каждого ребёнка был свой букет, который дарил пенсионеру именно этот ребёнок, произнося поздравительные слова. Все ода̀ренные были рады таким поздравлениям. Многие не могли сдержать слёз, и в знак благодарности обнимали и целовали детей, а также делились своими воспоминаниями о Победе. Каждый поход длился 45 минут (1 урок). Таким образом, с помощью проведения данной акции были выполнены 3 важные задачи: 1) охват всех учащихся школы, 2) общение детей с пожилыми людьми, 3) создание праздничной ситуации накануне Дня Победы. Все дети, принявшие участие в акции, были очень довольны и горды своим участием, а, следовательно, цель – воспитание патриотизма в школьниках с помощью данной акции была достигнута.

C:\Papka\Ксю\Учеба\Локки\Диплом\Рабочая\Фото\Цветы ветеранам\Цветы ветеранам.jpg

Рисунок 4 – Акция «Цветы ветеранам» 

4) Конкурс чтецов в честь Дня снятия блокады Ленинграда (Рисунок 5). Дата: 27 января 2016 года. Охват школьников: 850 человек (все учащиеся). Детям было предложено подготовить стихотворения о блокаде. Главные отборочные критерии: знание текста, выразительность, артистичность, внешний вид. Конкурс проходил в 3 этапа:

I этап – внутри класса. Классным руководителем в каждом классе выбирались двое лучших чтецов.

II этап – отборочный. Организаторы выбирали лучших чтецов из победителей первого этапа.

III этап – финал. Это был заключительный этап, который проходил в форме концерта. В финал вышли 30 конкурсантов. Открыли конкурс участники театральной студии, которые выступили со зримой песней «Лодочка» в моём исполнении и под мой аккомпанемент. В песне влюблённую пару разлучает война. После чего главные герои зримой песни становятся ведущими конкурса и его участниками. Вначале ведущие привели несколько фактов о блокаде, после чего прозвучал Гимн РФ и начался сам конкурс. Он разбавлялся вокальным номером одной из конкурсанток, театрализованной постановкой стихотворения К.Чуковского «О ленинградских детях», просмотром мультфильма о войне 1986 года «Воспоминание». А кульминацией действия стало общее исполнение всеми присутствующими в зале песни «О ленинградских мальчишках». Для того чтобы смогли подпевать все желающие, на экран был выведен текст, а фонограмма песни шла «плюсом» (со словами). Неожиданно для организаторов весь зал встал. Дети пели песню стоя без каких-либо намёков на несерьёзность. Некоторые члены жюри вместо того, чтобы подсчитывать баллы, также встали и пели вместе со всеми.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что конкурс чтецов благотворно повлиял на воспитание патриотизма школьников. И тот факт, что дети, исполняя общую песню, стали подниматься и петь её стоя – неоспоримое тому доказательство.

C:\Papka\Ксю\Учеба\Локки\Диплом\Рабочая\Фото\Конкурс чтецов\Конкурс чтецов.jpg

Рисунок 5 – Конкурс чтецов в честь Дня снятия блокады Ленинграда

5) Патриотические лекции старшеклассников для учащихся начальной школы о блокаде Ленинграда (Рисунок 6). Дата проведения: с 7 по 11 сентября 2015 года. Охват школьников: 480 человек (450 учащихся начальной школы, 30 учащихся 9-11 классов). Старшеклассникам была дана задача выбрать по 4 человека от класса, которые готовы провести лекцию для начальной школы. Далее их попросили самим найти интересную информацию о блокаде и составить презентацию о блокаде. После того, как материал был подобран учащимися и одобрен организаторами, старшеклассники приступили к занятиям с младшими товарищами. Сначала ребята рассказывали факты о блокаде, показывали презентацию, а потом задавали вопросы для закрепления материала. Длились такие уроки по 45 минут.

Для маленьких учеников очень важно общение со старшими школьниками, поэтому факт того, что урок ведёт не учитель, а старшеклассник, усиливает внимание и интерес ученика к материалу. Можно выделить 4 основных плюса от проведённых занятий:

1) общение старшеклассников с учащимися начальной школы, а это не только общение, но и опыт для старших ребят в работе с детьми, и возможность почувствовать себя на месте учителя, а, следовательно, понять, как ему бывает нелегко справиться с целым классом;

2) наиболее эффективное усвоение учащимися начальной школы материала за счёт необычной формы подачи;

3) глубокое изучение старшеклассниками данной темы при подготовке к открытому уроку;

4) после положительных отзывов учителей от проведённых уроков было принято решение создать проект «Старший младшему», в котором старшеклассники будут проводить занятия с учащимися начальной школы на патриотическую и гражданскую тематику.

Поэтому можно сделать вывод, что такая форма массовых мероприятий, как проведение открытых лекций в рамках проекта «Старший младшему» положительно влияет на патриотическое воспитание школьников.

C:\Papka\Ксю\Учеба\Локки\Диплом\Рабочая\Фото\Уроки блокады\Уроки блокады.jpg

Рисунок 6 – Патриотические лекции старшеклассников

для учащихся начальной школы о блокаде Ленинграда

6) Викторина для 5-7 классов, посвящённая годовщине начала блокады,  «Что ты знаешь о блокаде Ленинграда?». Дата проведения: с 14 по 16 сентября 2016 года. Охват школьников: 350 человек (300 учащихся 5-7 классов – участники викторины, 50 учащихся 8 классов – организаторы и ведущие).

Учащимся 8 классов было дано задание подготовить вопросы для викторины. Когда вопросы были определены, то учащимся 5-7 классов были даны темы для подготовки к конкурсу. Викторина проходила в форме игры «Брей-ринг», состоящей из 3 туров. Вели игру и оценивали команды учащиеся 8 классов.

Данная форма позволила наиболее эффективно преподать учащимся 5-8 классов тему «Блокада Ленинграда». Это следует из того, что учащиеся 5-7 классов изучали тему более глубоко за счёт желания победить в соревновании, а учащиеся 8 классов – за счёт того, что являлись организаторами викторины и должны были знать намного больше, чем конкурсанты.

Итак, мы рассмотрели праздники, посвящённые Победе в Великой Отечественной Войне, с точки зрения воспитания патриотизма в школьниках. Можно с уверенностью судить о том, что при правильном подходе организаторов к данной теме, при должной подготовке аудитории, при верном выборе формы мероприятий, а также при правильном симбиозе форм, праздники и массовые мероприятия, посвящённые Победе в Великой Отечественной Войне, благотворно влияют на патриотическое воспитание детей школьного возраста. А также способствуют их культурному и интеллектуальному развитию, творческому самовыражению, что помогает ребёнку поверить в свои способности и становиться уверенней в себе. А всё вместе это воспитывает в ребёнке уверенного гражданина и патриота своей Родины.


Список литературы

1. Аль, Д. Н. Основы драматургии. Учебное пособие для студентов института культуры / Д. Н. Аль, – Л.: Ленинградский Ордена Дружбы Народов Государственный институт им. Н.К. Крупской, 1988. – 56с.

2. Вершковский, Э. В. Режиссура массовых клубных представлений. Учебное пособие / Э. В. Вершковский, – Л.: Ленинградский Ордена Дружбы Народов Государственный институт Культуры им. Н. К. Крупской, 1981. – 50с.

3. Генкин, Д. М. Массовые праздники: учеб. пособие для студентов ин-тов культуры / Д. М. Генкин. – М.: Просвещение, 1975. – 140 с. Ил.

4. Лихачев, Д. С. Земля родная / Д. С. Лихачёв. – М.: Просвещение, 1983. – 256с. Ил.

5. Педагогика. Учебник для студентов педагогических учебных заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. М: Педагогическое общество России, 2006. – 640с.

6. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. М.: Мол. гвардия, 1979. – 335с.

7. Тинькова, З. С. Теория и методика культурно-досуговой деятельности / З. С. Тинькова. Орёл.: ФГБОУ ВПО Госуниверситет-УНПК, 2012.  

8. Туманов, И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта / И. М. Туманов. – М., 1981.

9. Фильм «В 6 часов вечера после войны», сценарий Виктора Гусева, постановка и режиссура Ивана Пырьева, СССР, Ордена Ленина киностудия «Мосфильм», 1944.

10. Концерт ко Дню Великой Победы «Победа. Одна на всех», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся на примере подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне».

Данная методическая разработка посвящается некоторым формам и методам организации гражданско-патриотического воспитания учащихся в рамках подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне....

«Методические рекомендации по подготовке и проведению воспитательного патриотического мероприятия, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне».

Настоящая работа предназначена для классных руководителей, учителей предметников,  зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования по подготовке и пров...

Презентация к школьному конкурсу чтецов, посвящённому 72-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Конкурс проводился в мае 2017 года. Посвящён всем тем, кто пережил годы Великой Отечественной войны, кто помнит о ней. На конкурсе прозвучали стихотворения о войне, вспомнили поэтов, которые писали о ...

План мероприятий по подготовке к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в 5 классе МБОУ Ново- Павловской сош

9 мая 2020 г наша страна отмечает  75 – ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне с фашизмом. Прошло 75 лет, но до сих пор нашу память тревожит прошлое. Горькое прошлое. Героическое ...