Гражданско-патриотическое воспитание детей через работу в школьном музее.
статья по теме
В этой статье можно найти материал о том, как ребята БОУ города Омска "СОШ № 130" работают в школьном музее, чем занимаются. Как эта работа даёт возможность воспитывать у школьников чувства патриотизма и гражданственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriot_vosp_ch-z_muzey_ttt.docx | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданско-патриотическое воспитание детей
через работу в школьном музее
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, особенно актуальная сегодня, и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения его культуры. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Гордость за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого – естественные чувства человека. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодёжь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов - значит своими руками погубим наше государство, своё будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей - значит можем быть уверенными в развитии и становлении стабильного общества. В этом и заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодёжи.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в школе, как и в других образовательных учреждениях, можно определить следующие: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое. В нашем школе неплохо поставлена работа по патриотическому воспитанию через музей.
С именем Дмитрия Михайловича Карбышева непосредственно связано создание зала Боевой славы в нашей школе.
Школа №130 была открыта в 1964 году, и в этом же году учащиеся 5-го класса под руководством классного руководителя Родионовой Зои Владимировны начали знакомиться с жизнью и деятельностью нашего земляка Д.М. Карбышева. Стали собирать материал о нём и его подвиге.
Так в нашей школе началась поисковая работа под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто», а пионерская дружина школы стала носить имя Д.М. Карбышева. Цели и задачи работы музея:
- воспитание патриотизма, уважение к подвигу русского народа;
- расширение кругозора учащихся, получение дополнительных знаний об истории русского народа;
- ознакомить учащихся с возникновением и деятельностью карбышевского движения;
- ознакомить учащихся с основными событиями жизни Д.М. Карбышева, его подвигом;
- показать организацию движения юных карбышевцев на примере подвига Д.М. Карбышева.
В январские каникулы 1965-66 учебного года нашу школу пригласили на I слёт карбышевцев, который проходил в столице нашей Родины, городе-герое Москве. На этом слёте делегация нашей школы установила первые связи с пионерскими дружинами имени Д.М. Карбышева из разных городов страны.
Завязалась переписка, и полетели письма со всех уголков страны в нашу школу. Все эти письма, телеграммы, открытки до сих пор хранятся в нашем музее.
Учащиеся нашей школы были участниками десяти слётов. Три из них проходили в нашем городе. Это V слёт в 1971 году, XIII слёт в 1990 году и 21 слёт в 2008 году. В нашем музее собраны материалы о Д.М. Карбышеве и карбышевском движении: дневники слётов карбышевцев и переписка с участниками карбышевского движения.
В музее собран богатый материал о 362 стрелковой дивизии, о наших земляках воинах – омичах. Также есть материал о Герое Советского Союза Бенеше Николае Алексеевиче. Есть вырезки из газеты «Омская правда» от 12 ноября 1965 года, где напечатан очерк «Сыновья». Этот очерк посвящён памяти Николая Алексеевича. А в украинской газете «Перемога» напечатана статья «В гостях друг героя». В этой статье Василий Николаевич Секретарук, фронтовик и друг Николая Алексеевича, накануне Дня Победы рассказывает о нашем герое. Собирать материал о Николае очень помогла его мама, Анисия Андреевна. В музее есть копии писем с фронта Николая к маме, письмо друга к Анисии Андреевне, которое было написано уже после гибели Николая Алексеевича. Есть копия переписки наших учеников с его мамой. Весь материал находится у нас в музее, на экскурсиях мы рассказываем о жизни Николая Алексеевича, который прожил очень мало и погиб, защищая Родину. Этим темам посвящены выставки в музее.
Важная особенность музейных выставок - участие в их создании детей. Ученики вносят свой посильный вклад в работу музейных выставок и осознают свою личную причастность к сохранению истории. Актив музея, работая над пополнением фондов, ведёт обширную работу. В 2010 году ребята 7 класса приняли участие в городском конкурсе «Лучший экскурсовод» и стали лауреатами.
В городе Омске, в Кадетском корпусе, проходили первый и второй Областные слёты юных карбышевцев. На слётах присутствовали делегаты нашей школы и в своих выступлениях делились опытом работы в музее.
В июне этого года ребята 9 класса, делегация школы, ездили на 23 Слёт карбышевцев в город Тюмень. К Слёту готовились очень серьёзно: приготовили презентацию на тему «Моя малая Родина» и приняли участие в данном конкурсе, оформили книгу о Слётах карбышевцев, которые проходили в городе Омске, сочинили гимн юных карбышевцев. Вернувшись из поездки, ребята рассказали о новых музейных проектах, о выставках, о военных играх, в которых принимали участие. Также в этом году ребята из нашей школы были приглашены в музей Боевой Славы на встречу с экскурсоводами из других школ и районов. Там они посетили различные выставочные экспозиции, рассказывали о работе школьного музея.
Таким образом, у ребят нашей школы есть возможность знакомиться с интересными и неординарными выставками, принимать участие в мастер-классах, прослушивать музейные лекции и при этом быть не только пассивными зрителями, но и активными участниками музейных проектов.
Известно, что в ходе посещения выставочных экспозиций формируется эстетическая культура каждого ребенка. Посещая выставки, школьники открывают в себе способность к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности, что способствует выработке системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является, действительно, эстетически ценным, а это для ребят является очень весомым аргументом.
В стенах музея в школе проводятся классные часы, презентации в карбышевские дни, ко Дню Защитника Отечества. Ребята старших классов проводят экскурсии по музею для младших школьников и гостей.
Стали уже традиционными встречи – «Уроки мужества» с ветеранами Великой Отечественной войны, войны в Афганистане и боевых действий в Чечне. Ведь не секрет, что огромную силу воздействия на молодое поколение имеет пример взрослых и живой разговор с участниками того или иного события. В ходе бесед ребята знакомятся с трудовыми и фронтовыми подвигами героев, проживающих в городе Омске. Дети узнают такие понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. С учениками регулярно проводятся беседы, направленные на формирование гражданской позиции, ответственности, сострадания и человеколюбия. Мы стараемся воспитать подрастающее поколение на примерах мужества и героизма, проявленные советским народом в годы Великой Отечественной войны, на примерах жизни людей, живущих рядом с нами.
Силами педагогов и учеников нашей школы была подготовлена и проведена в стенах музея литературно-музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам», посвященная 67-летию со дня Победы над фашистской Германией. На праздничную программу были приглашены ветераны Великой Отечественной войны. Из беседы с ветеранами ребята узнали много интересного о жизни детей в суровые военные годы, об их «взрослых» подвигах. В благодарность за мирное небо над головой ребята пели для ветеранов песни военных лет и проникновенно читали стихи, а после праздника познакомили гостей с выставкой рисунков ко Дню Победы и сфотографировались на память о великом празднике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание гражданско-патриотической культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Статья посвящена воспитанию гражданско-патриотической культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках коррекционной школы-интернат VIII вида....
Развитие творческих способностей детей через работу в школьном музее «СУДЬБА»
Развитие творческих способностей детей через работу в школьном музее «СУДЬБА»...
Статья из опыта работы "Экологическое воспитание учащихся через организацию деятельности школьного экологического клуба"
В статье описан опыт работы по экологическомй воспитанию учащихся посредством школьных экологических организаций...
«Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающегося через краеведение на уроках географии и во внеурочной деятельности».
Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деячтельности по географии для развития гражданско-патриотических качеств личности обучающегося....
Выступление на педвыставке с опытом работы развития духовно-нравственного воспитания детей через ОПК "Воспитание добродетелей"
Рецензия Лепяхова Анна Николаевна является учителем ОПК в 5-8-х классах МБОУСОШ №3. Учителем было подготовлено выступление по теме «Воспитание добродетелей – ...
Развитие гражданско-патриотических качеств личности обучающихся через применение активных методов организации познавательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по географии
Необходимость патриотического воспитания школьников на современном этапе обусловлена целым рядом причин. И прежде всего тем, что, согласно проведенным социологическим опросам, патриотизм у молод...
Развитие творческих способностей детей через работу в школьном музее «Судьба»
Развитие творческих способностей учащихся через творческую работу в школьном музее «СУДЬБА»...