Обогащение сенсорного опыта молодых инвалидов с ТМНР через акустические стимулы «Я чувствую, а значит – я живу»
статья

Харченко Елена Михайловна

Опыт работы с молодыми инвалидами с ТМНР показал, что обогащение сенсорной сферы эффективнее происходит через стимуляцию сенсорных систем. Восприятия различных ощущений тесно переплетены и всегда работают одновременно. Целесообразно воздействовать на сохранные анализаторы, чтобы улучшить работу сенсорных систем организма.

Данная практика рассматривает обогащение сенсорного опыта через стимуляцию слухового анализатора. Вибрации и колебания при использовании акустических стимулов воздействуют на органы слуха, зрения, влияют на эмоциональный фон, побуждают к общению и стимулируют развитие движений. При систематических упражнениях происходит поддержание имеющихся жизненных компетенций, нет стремительного угасания навыков. Это улучшает качество жизни подопечных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akusticheskie_stimuly_-_statya.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащение сенсорного опыта молодых инвалидов с ТМНР

через акустические стимулы «Я чувствую, а значит – я живу»        

Харченко Елена Михайловна – воспитатель отделения интенсивного развивающего ухода Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Психоневрологический интернат №3»

Понятийный аппарат

Сенсорный опыт способствует развитию зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия, а также восприятию запаха и вкуса, т.е. создает оптимальные условия познания инвалида с ТМНР каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.

Сенсорная стимуляция - это применение раздражителей окружающей среды внешним агентом с целью стимулирования возбуждения и поведенческой реакции.

Молодой инвалид с ТМНР, инвалид со сложным дефектом, подопечный, человек с ограниченными возможностями здоровья.

ТМНР (сложный дефект) – тяжёлые множественные нарушения развития. Тяжесть характеризуется высокой степенью выраженности нарушений (в первую очередь интеллекта). Множественность определяется сложным характером нарушения, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, сенсорная и эмоциональная сферы человека.

Целевая группа        

Молодые инвалиды с ТМНР трудоспособного возраста.

Проблема 

Тяжелые двигательные и сенсорные нарушения (а особенно их сочетание) приводят к тому, что человек со сложным дефектом не получает достаточное количество зрительных, слуховых, тактильных или других стимулов. Нарушена сенсорная обработка информации. Таким людям сложно самостоятельно улавливать связи между объектами, событиями и символами. Эти факторы снижают качество жизни инвалида с ТМНР.

Для обогащения сенсорного опыта подопечным требуется специальная помощь. В настоящее время тема педагогического сопровождения лиц трудоспособного возраста со сложным дефектом мало изучена и описана, так как основное внимание уделялось работе с детьми с ТМНР.

Актуальность

Предложенная практика базируется на личном опыте работы с молодыми инвалидами со сложным дефектом, на изучении опыта коллег (практические и исследовательские материалы), работающих в этой сфере.

Практика по обогащению сенсорного опыта инвалидов с ТМНР позволит компенсировать (в той или иной мере) нарушение функций анализаторных систем, даст возможность улучшить коммуникативные навыки.  

Данная практика может быть полезна педагогам, специалистам, работающим с инвалидами с ТМНР разного возраста и родителям.

Время действия практики         более 3-х лет

Цель 

Обогащение сенсорного опыта молодых инвалидов с ТМНР с помощью акустических стимулов.

Задачи

  • Расширить рамки слухового восприятия.
  • Поддерживать слуховые функции, направленность слухового внимания.
  • Способствовать удовлетворению потребности в получении стимулов, разнообразии и движении.
  • Поддерживать коммуникативные умения молодых инвалидов с ТМНР.

.

Краткое описание концепции

Опыт работы с молодыми инвалидами с ТМНР показал, что обогащение сенсорной сферы эффективнее происходит через стимуляцию сенсорных систем. Восприятия различных ощущений тесно переплетены и всегда работают одновременно. Целесообразно воздействовать на сохранные анализаторы, чтобы улучшить работу сенсорных систем организма.

Данная практика рассматривает обогащение сенсорного опыта через стимуляцию слухового анализатора. Вибрации и колебания при использовании акустических стимулов воздействуют на органы слуха, зрения, влияют на эмоциональный фон, побуждают к общению и стимулируют развитие движений. При систематических упражнениях происходит поддержание имеющихся жизненных компетенций, нет стремительного угасания навыков. Это улучшает качество жизни подопечных.

Этапы применения практики

Подготовительный

  • Диагностика особенностей функционирования сенсорных систем.
  • Составление индивидуальной программы занятий (подбор игр, упражнений и занятий с учётом выявленных особенностей).
  • Подбор оборудования и материалов.

Основной (бессрочно)

  • Проведение занятий по обогащению сенсорного опыта с применением акустических стимулов.

Заключительный (проводится параллельно с основным)

  • Оценка эффективности практики.
  • Дальнейшая корректировка (индивидуальных социально-педагогических планов; форм и приёмов воздействия и другое).

Содержание и формы

Акустические стимулы разнообразны. Условно разделим их на музыкальные и немузыкальные (звуки природы, бытовые шумы). Звучащую речь можно отнести и к первой категории (пение с аккомпанементом и без него) и ко второй (общение и чтение художественных и фольклорных произведений).

На занятиях и в режимных моментах создаются условия для улучшения слухового восприятия молодого инвалида с ТМНР:

  • способен находить источник звука, не перемещающийся в пространстве;
  • реагирует на громкий речевой звук (голос…);
  • реагирует на неречевой звук (стук, хлопок, голос, погремушка);
  • узнаёт голоса знакомых людей, находящихся вне поля зрения;
  • выполняет элементарные инструкции педагога: «покажи», «отпусти», «дай», «возьми», «смотри», «слушай»;
  • реагирует на речевое обращение (мимика, двигательная активность, вокализация).

За счёт вибраций и колебаний происходит стимуляция не только слуха, а также зрения, коммуникативных умений и развитие движений.

Акустическая стимуляция (звук)

Виды деятельности на занятии

  • Слушание немузыкальных и музыкальных звуков.
  • Вокализация
  • Предметно-ритмические движения (элементарное музицирование)
  • Движения под музыку

Формы проведения музыкальных занятий

План-конспект занятия (Пример)

Тематическое

Слушание одного произведения

или нескольких произведений одной темы или одного жанра

  • Позиционирование
  • Ритуал приветствия: пропевание «ИМЯ, здравствуй!»
  • Прослушивание произведения.
  • Динамическая пауза
  • Повторное прослушивание произведения или прослушивание произведения того же жанра.
  • Ритуал прощания: пропевание

«Спасибо за внимание, спасибо за компанию,

ИМЯ, спасибо, и до свидания!»    

Комбинированное

Сочетание нескольких видов деятельности: слушание музыки/ шумов, вокализация, движения

под музыку, предметно-ритмические действия

  • Позиционирование
  • Ритуал приветствия: пропевание «ИМЯ, здравствуй!»
  • Слушание песни об осени. Воспитатель исполняет знакомую песню под минус.
  • Слушание шума ветра (громко-тихо)
  • Слушание колокольчика (далеко-близко от уха).
  • Предметно-ритмические действия с бубенцами.
  • Ритуал прощания: пропевание

«Спасибо за внимание, спасибо за компанию,

ИМЯ, спасибо, и до свидания!»  

Занятие-сказка

Комбинированное занятие, объединённое одним сюжетом

например, «Колобок»

  • Позиционирование
  • Ритуал приветствия: пропевание «ИМЯ, здравствуй!»
  • Введение в тему
  • Сенсорная разминка.
  • Слушание музыкального произведения.
  • Слушание шумов (громко-тихо)
  • Слушание музыкальных звуков (далеко-близко от уха).
  • Предметно-ритмическая деятельность (элементарное музицирование шумовыми инструментами)
  • Ритуал прощания: пропевание

«Спасибо за внимание, спасибо за компанию,

ИМЯ, спасибо, и до свидания!»  

 

Музыкальные произведения, используемые на занятиях

Слушание музыки (отдельное занятие)

Иоганн Себастьян Бах

Людвиг ван Бетховен

Иоганес Брамс

Эдвард Григ

Лучшие вальсы

Часть занятия или фон

Вольфган Амадей Моцарт

Петр Ильич Чайковский

Астор Пьяццолла (танго «Забвение»)

Мантра на хороший день (Вах Янти)

«Росинки» Майкапар

Движения (танцы на колясках)

«Вальс Граммофон» Евгений Дога

«Осень. Падают листья» Р.Гуцалюк

Элементарное музицирование (оркестры)

«Как на тоненький ледок» народная мелодия

«Бабушка, испеки оладушки» автор Ирина Конвенан

«На горе-то, калина» народная мелодия

«Полька пиццикато» Делиб

Сенсорные разминки под музыку

«Бежали бегемотики» автор Юлия Дерябкина

«У жирафа пятна» автор Екатерина Железнова (очень замедленный темп)

«Села мошка на ладошку» автор Екатерина Железнова

«Шарик-колобок» автор Екатерина Железнова

«И снова мы стучим» автор Екатерина Железнова

Материально-технические ресурсы

  • индивидуальные укладки, подковообразные подушки, валики,
  • маты, будоматы;
  • портативная акустика, флеш-накопители;
  • музыкальные инструменты (колокольчик, бубенцы, тамбурин, ложки, маракасы, барабан, трещотки);
  • «звучащие коробочки» с разными наполнителями (горохом, гречей, солью, монетами);
  • подборки музыкальных произведений;
  • минусовки песен;
  • музыкально-шумовые коврики;
  • коллекция шумов (немузыкальных звуков).

Результаты применения практики        

В результате применения практики «Я чувствую, а значит – я живу» у молодых инвалидов трудоспособного возраста заметно улучшились показатели сенсомоторного развития и коммуникативные навыки. Это подтверждает эффективность данной практики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словарного запаса детей-инвалидов на уроках русского языка при домашнем обучении. Приёмы обогащения словарного запаса детей.

Русский язык является одним из богатейших языков мира. Задача учителя русского языка в школе – сформировать развитую речевую культуру у школьника, сообразную с потребностями современного. Лексич...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

Развитие социальной уверенности у детей с ограниченными возможностями через обогащение сенсорного опыта

Работа представляет собой сборник с заданиями, предназначенными для детей с ограниченными возможностями здоровья...

Доклад "Технология сенсорного воспитания детей-инвалидов с выраженными интеллектуальными нарушениями при сопровождении в условиях психолого-педагогического центра"

Описание этапов сенсорного воспитания в соответствии с закономерностями формирования перцептивных действий у нормативно развивающихся детей и последовательность формирования сенсорных навыков у детей ...

Статья "Ритмические игры с музыкальными инструментами как технология совершенствования и обогащения звукового сенсорного опыта дошкольников старшего возраста с ТНР"

Одна  из актуальных  задач формирования и развития  правильной  речи  у дошкольников с ТНР – обогащение  звукового  сенсорного  опыта  через восприят...

Интерактивный театр как компонент педагогического сопровождения молодых инвалидов с детства с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Сопровождение инвалидов в с детства с ТМНР - эта тема мало описана, материала для работы практически нет. В предлагаемом материале кратко описана эффективная форма взаимодействия с молодыми инвалидами...

ИКТ как обогащенная сенсорная среда в обучении детей с ТМНР,находящимся на домашней форме обучения

  Сочетая в себе книгу, калькулятор, телевизор, видеомагнитофон, являясь уникальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, компьютер дает возможность ребенк...