Интерактивный театр как компонент педагогического сопровождения молодых инвалидов с детства с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
методическая разработка

Харченко Елена Михайловна

Сопровождение инвалидов в с детства с ТМНР - эта тема мало описана, материала для работы практически нет. В предлагаемом материале кратко описана эффективная форма взаимодействия с молодыми инвалидами с ТМНР - интерактивный театр. Вы узнаете, что мы вложили в это понятие, найдёте структуру проведения и сценарий представления.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивный театр как компонент педагогического сопровождения

молодых инвалидов с детства с ТМНР

Авторы: Харченко Елена Михайловна и Александрова Валентина Григорьевна

Тема педагогического сопровождения лиц трудоспособного возраста с тяжёлыми множественными нарушениями развития (далее ТМНР или «сложный дефект») мало изучена и описана, так как основное внимание уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Мы работаем на отделении интенсивного развивающего ухода за молодыми инвалидами с детства со сложным дефектом.

Наши подопечные имеют тяжёлую или глубокую степень умственной отсталости; активная речь не сформирована (издают лишь нечленораздельные звуки), понимание обращённой речи на эмоциональном уровне. Ребята не могут самостоятельно стоять и ходить, удерживать своё тело в сидячем положении и выполнять произвольные движения. У большинства - частичная атрофия зрительного нерва, двое ребят слепые. Проявление эмоций – нестандартное. Наблюдается нарушение взаимодействия и взаимопонимания, свойственен очень медленный темп реагирования.

Осуществление сопровождения (социального, медицинского, психологического и  педагогического) требует значительных ресурсов и специальных знаний.

Мы рассмотрим компонент педагогического сопровождения молодых инвалидов с детства со сложным дефектом – интерактивный театр. Это небольшие спектакли, где персонажи не только ведут сюжетную линию, но и привлекают в своё действо зрителей. Во время спектакля участники приобретают новые сенсорные ощущения (зрительные, слуховые, тактильные). В процессе представления используются позитивные приёмы общения, которые поддерживаются и в повседневной жизни. Для интерактивного действия подойдёт комната, холл, парк, прогулочная площадка.

Обязательные составляющие интерактивного действия:

Правильное позиционирование

создание положительного эмоционального настроя

Размещение в круг или полукруг

Приветствие

традиционные действия: пропеваются имена участников

Музыка

слушание, вокализация, элементарное музицирование

Сенсорная разминка

используются элементы базальной стимуляции (адаптированные пальчиковые игры по теме)

Обследовательские действия природных или рукотворных объектов (самостоятельные, «рука-под-рукой»,

«рука-в-руке»)

предлагаемые объекты: снег, лёд, вода, камни, песок разных фракций, овощи, фрукты, пряная зелень, травы, жёлуди, шишки, листья, дерево – брусочки, спилы различных деревьев, бумага и др.

Ритмические движения

танец на колясках, элементарные двигательные игры

Прощание

традиционные действия: пропеваются слова благодарности участникам действия

Примечание

сенсорная стимуляция осуществляется во всех областях ощущений (тактильных, кинестетических, зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых)

Для удержания внимания, получения новых эмоций используем сюрпризные моменты: световые эффекты, тактильные стимуляторы, разные куклы: би-ба-бо, марионеточные, ростовые и др.

C:\Users\user\Desktop\6bba18b4-5c27-4076-b023-c232ab8b5a64.jpg

C:\Users\user\Desktop\431e6c21-c2cc-4896-9b5c-6f23fada9a5b.jpg

Куклы

Вспомогательное оборудование

C:\Users\user\Desktop\548f606c-e548-43d5-bc40-9e14c2ef42d0.jpg

Музыкальные инструменты

Предлагаем сценарий интерактивного спектакля

Подарки вороны Кара-Кара

Материалы и оборудование: кукла Ворона, мячи су-джок, емкость с фасолью, деревянные ложки (для фасоли и шумового оркестра), маракасы, бубенцы, угощение для именинников (исходя из возможностей подопечных принимать пищу).

Кара-Кара:  Карр! Я слышала, у вас сегодня праздник, день рождения у ребят. Я тоже решила прийти! Все утро собиралась, наряжалась. Ну-ка, посмотрите, я ничего не забыла? Платье нарядное, прическа. Пррравда, я красавица? Ой, только я забыла поздороваться.

Здоровается со всеми 

(называя имя, дотрагивается до той части тела, до которой человек позволяет дотрагиваться)

Кара-Кара:  Не только я красавица, вы тоже красивые. А зарядку сегодня делали? У нас сегодня разминка зимняя. Вы ведь все родились зимой. Возьмём волшебные снежки, они помогут нам.

Сенсорная разминка с мячами су-джок

Я снежком круги катаю,

круговые давящие движения мячом

от ладони вверх к локтю, в соответствии с текстом

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

И сожму его немножко,

Каждым пальцем мяч прижму,

По руке вверх подниму.

Я снежком круги катаю,

Вверх к локтю передвигаю.

У локтя чуть-чуть кручу,

До плеча достать хочу

Кара-Кара:  Какой же праздник без песни?

Песня «Всё ещё впереди» (автор А. Ермолов)

Кара-Кара:  Ой-ой, караул! Я ведь подарки приготовила для всех, только куда их положила, совсем забыла! Что же делать, что же делать? Может, они спрятаны в этой большой чаше?

Игра «Найди подарок»

Описание игры:

В чаше с фасолью спрятаны предметы; рукой или ложкой попытаться найти предмет, если этот вид деятельности не доступен, то действия производятся «рука-в-руке», «рука-под-рукой».

Кара-Кара:  Жаль, что здесь подарков не оказалось. Но не будем горевать, лучше будем танцевать.

Танец на колясках (вальс «Граммофон» муз. Е.Доги)

Описание:  плавное передвижение коляски вперед-назад, по большому кругу, вокруг своей оси.

Кара-Кара:  Мне очень понравилось, как вы танцуете. Но где, же всё-таки подарки? Может под платком? Ой, да это же музыкальные инструменты.

Оркестр шумовых инструментов «Как на тоненький ледок»

Кара-Кара:  Какие вы молодцы, вы определённо заслужили подарки. Да вот же они! Подарки как раз для праздничного чаепития. Прошу всех к столу.

Угощение ребят

Прощание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования (вариант 6.4) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и...

«Особенности организации учебных занятий для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития»

В презентации наглядно показаны и описаны приёмы работы учителя- дефектолога,  которые позволяют успешно вести учебные занятия....

«Система занятий с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития с использованием элементов акватерапии»

Какие занятия можно проводить  с водой с детьми с различными нарушениями развития?  Акватерапия как способ коррекции, как дополнительная мотивация, как метод  обучения и развития....

Использование методов альтернативной коммуникации в работе с молодыми инвалидами с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов не доступна? В данном  материале представлен опыт работы по поддержанию коммуникативных навыков у молодых инвали...

Развитие двигательной активности у обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека. У большинства детей с ТМН...