Интерактивный театр как компонент педагогического сопровождения молодых инвалидов с детства с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
методическая разработка
Сопровождение инвалидов в с детства с ТМНР - эта тема мало описана, материала для работы практически нет. В предлагаемом материале кратко описана эффективная форма взаимодействия с молодыми инвалидами с ТМНР - интерактивный театр. Вы узнаете, что мы вложили в это понятие, найдёте структуру проведения и сценарий представления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnyy_teatr_kak_komponent_pedagogicheskogo_soprovozhdeniya.docx | 424.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивный театр как компонент педагогического сопровождения
молодых инвалидов с детства с ТМНР
Авторы: Харченко Елена Михайловна и Александрова Валентина Григорьевна
Тема педагогического сопровождения лиц трудоспособного возраста с тяжёлыми множественными нарушениями развития (далее ТМНР или «сложный дефект») мало изучена и описана, так как основное внимание уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Мы работаем на отделении интенсивного развивающего ухода за молодыми инвалидами с детства со сложным дефектом.
Наши подопечные имеют тяжёлую или глубокую степень умственной отсталости; активная речь не сформирована (издают лишь нечленораздельные звуки), понимание обращённой речи на эмоциональном уровне. Ребята не могут самостоятельно стоять и ходить, удерживать своё тело в сидячем положении и выполнять произвольные движения. У большинства - частичная атрофия зрительного нерва, двое ребят слепые. Проявление эмоций – нестандартное. Наблюдается нарушение взаимодействия и взаимопонимания, свойственен очень медленный темп реагирования.
Осуществление сопровождения (социального, медицинского, психологического и педагогического) требует значительных ресурсов и специальных знаний.
Мы рассмотрим компонент педагогического сопровождения молодых инвалидов с детства со сложным дефектом – интерактивный театр. Это небольшие спектакли, где персонажи не только ведут сюжетную линию, но и привлекают в своё действо зрителей. Во время спектакля участники приобретают новые сенсорные ощущения (зрительные, слуховые, тактильные). В процессе представления используются позитивные приёмы общения, которые поддерживаются и в повседневной жизни. Для интерактивного действия подойдёт комната, холл, парк, прогулочная площадка.
Обязательные составляющие интерактивного действия:
Правильное позиционирование | создание положительного эмоционального настроя |
Размещение в круг или полукруг | |
Приветствие | традиционные действия: пропеваются имена участников |
Музыка | слушание, вокализация, элементарное музицирование |
Сенсорная разминка | используются элементы базальной стимуляции (адаптированные пальчиковые игры по теме) |
Обследовательские действия природных или рукотворных объектов (самостоятельные, «рука-под-рукой», «рука-в-руке») | предлагаемые объекты: снег, лёд, вода, камни, песок разных фракций, овощи, фрукты, пряная зелень, травы, жёлуди, шишки, листья, дерево – брусочки, спилы различных деревьев, бумага и др. |
Ритмические движения | танец на колясках, элементарные двигательные игры |
Прощание | традиционные действия: пропеваются слова благодарности участникам действия |
Примечание | сенсорная стимуляция осуществляется во всех областях ощущений (тактильных, кинестетических, зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых) |
Для удержания внимания, получения новых эмоций используем сюрпризные моменты: световые эффекты, тактильные стимуляторы, разные куклы: би-ба-бо, марионеточные, ростовые и др.
Куклы | Вспомогательное оборудование | |
Музыкальные инструменты |
Предлагаем сценарий интерактивного спектакля
Подарки вороны Кара-Кара
Материалы и оборудование: кукла Ворона, мячи су-джок, емкость с фасолью, деревянные ложки (для фасоли и шумового оркестра), маракасы, бубенцы, угощение для именинников (исходя из возможностей подопечных принимать пищу).
Кара-Кара: Карр! Я слышала, у вас сегодня праздник, день рождения у ребят. Я тоже решила прийти! Все утро собиралась, наряжалась. Ну-ка, посмотрите, я ничего не забыла? Платье нарядное, прическа. Пррравда, я красавица? Ой, только я забыла поздороваться.
Здоровается со всеми
(называя имя, дотрагивается до той части тела, до которой человек позволяет дотрагиваться)
Кара-Кара: Не только я красавица, вы тоже красивые. А зарядку сегодня делали? У нас сегодня разминка зимняя. Вы ведь все родились зимой. Возьмём волшебные снежки, они помогут нам.
Сенсорная разминка с мячами су-джок
Я снежком круги катаю, | круговые давящие движения мячом от ладони вверх к локтю, в соответствии с текстом |
Взад - вперед его гоняю. | |
Им поглажу я ладошку. | |
И сожму его немножко, | |
Каждым пальцем мяч прижму, | |
По руке вверх подниму. | |
Я снежком круги катаю, | |
Вверх к локтю передвигаю. | |
У локтя чуть-чуть кручу, | |
До плеча достать хочу |
Кара-Кара: Какой же праздник без песни?
Песня «Всё ещё впереди» (автор А. Ермолов)
Кара-Кара: Ой-ой, караул! Я ведь подарки приготовила для всех, только куда их положила, совсем забыла! Что же делать, что же делать? Может, они спрятаны в этой большой чаше?
Игра «Найди подарок»
Описание игры:
В чаше с фасолью спрятаны предметы; рукой или ложкой попытаться найти предмет, если этот вид деятельности не доступен, то действия производятся «рука-в-руке», «рука-под-рукой».
Кара-Кара: Жаль, что здесь подарков не оказалось. Но не будем горевать, лучше будем танцевать.
Танец на колясках (вальс «Граммофон» муз. Е.Доги)
Описание: плавное передвижение коляски вперед-назад, по большому кругу, вокруг своей оси.
Кара-Кара: Мне очень понравилось, как вы танцуете. Но где, же всё-таки подарки? Может под платком? Ой, да это же музыкальные инструменты.
Оркестр шумовых инструментов «Как на тоненький ледок»
Кара-Кара: Какие вы молодцы, вы определённо заслужили подарки. Да вот же они! Подарки как раз для праздничного чаепития. Прошу всех к столу.
Угощение ребят
Прощание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования (вариант 6.4) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и...
Воспитание мотивации к обучению в школе у учащихсч с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
Статья из опыта работы....
«Особенности организации учебных занятий для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития»
В презентации наглядно показаны и описаны приёмы работы учителя- дефектолога, которые позволяют успешно вести учебные занятия....
«Система занятий с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития с использованием элементов акватерапии»
Какие занятия можно проводить с водой с детьми с различными нарушениями развития? Акватерапия как способ коррекции, как дополнительная мотивация, как метод обучения и развития....
Комплект логопедического обследования школьников с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития
Речевая карта;Подбор картинного и речевого материала....
Использование методов альтернативной коммуникации в работе с молодыми инвалидами с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
Что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов не доступна? В данном материале представлен опыт работы по поддержанию коммуникативных навыков у молодых инвали...
Развитие двигательной активности у обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека. У большинства детей с ТМН...