Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)
статья по теме
Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы логопеда с детьми как индивидуальные целевые прогулки. Они позволяют установить эмоциональный контакт с ребенком (что особенно важно в период адаптации), являются средством накопления сенсорного опыта (зрительных, слуховых, тактильных впечатлений), основой, базой для развития всех видов восприятия и речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта.
В наш Дом ребенка попадают дети, как с первых месяцев жизни, так и в возрасте 2-4 лет. И не смотря на то, что педагоги стараются проявить к ребенку весь такт, терпение и заботу, адаптация к новым условиям жизни является для него сложным психологическим и эмоциональным моментом. Смена привычной среды, значимых взрослых, поведенческих стереотипов, требований и ожиданий разрушает сложившуюся у ребенка картину мира. Часто это приводит к неадекватным реакциям, проявлениям речевого и деятельностного негативизма, вспышкам агрессии.
Поэтому главным для нас на первых этапах работы является установление эмоционального контакта с ребенком, завоевание его доверия. Стать для малыша значимым взрослым, несущим положительные эмоции, интерес и радость, а также определенную стабильность и структурирование жизни - необходимое условие реализации личностного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей-сирот и его успешности в принципе.
Устанавливая эмоциональные и «деловые» контакты с ребенком в период адаптации я использовала такие приемы работы как присутствие в группе во время свободной самостоятельной деятельности детей, участие в режимных моментах (например, помощь ребенку в процессе одевания на прогулку), «игры рядом», спокойное, ласковое обращение, по возможности, физический контакт, предложения новой интересной игрушки и совместной деятельности с ней.
Тогда и появился такой новый вид работы как индивидуальные целевые прогулки. Сначала основной их целью являлось установление эмоционального контакта - я выходила с детьми на территорию Дома ребенка, а затем, по мере привыкания и за ее пределы. Живые непосредственные впечатления, интересные жизненные моменты прогулок способствовали расслаблению, раскрепощению ребенка, снятию речевого негативизма.
Постепенно мы стали использовать такие прогулки не только как средство установления эмоционального контакта, но и как средство получения ребенком нового чувственного опыта (зрительных, слуховых, тактильных впечатлений), который затем закреплялся, обобщался, на занятиях по сенсорному развитию и развитию речи.
В настоящее время индивидуальные целевые прогулки прочно вошли в практику работы нашего учреждения и являются одной из форм работы по познавательному и речевому развитию. Они проводятся ежедневно, планируются в соответствии с лексической темой и задачами сенсорного воспитания, предусмотренными в перспективном плане работы. Проводят их логопед и воспитатель по индивидуальной работе. Каждый ребенок бывает на индивидуальной целевой прогулке один раз в неделю, что закреплено в сетке занятий.
Прогулка проводится в течении 30-40 минут и решает задачи закрепления полученного на занятиях опыта зрительного и слухового восприятия, операций зрительно-пространственного гнозиса и праксиса. Усвоенные приемы и способы действий с предметами расширяются, углубляются, приобретают на прогулках эмоциональную окраску и значимость.
Основными методами ознакомления с окружающим на прогулке являются наблюдение и эксперимент. При этом мы стараемся опираться на все анализаторные системы организма. Вот пример наблюдения некоторых осенних явлений на целевой прогулке «Приметы осени»:
Наблюдаемые явления природы | Используемые анализаторы | ||||
Зрительный | Слуховой | Тактильный | Обоняние | Осязание | |
ДОЖДЬ | Наблюдение дождя: "идет, стучит, капает по лужам" и т.п | Послушать шум дождя с закрытыми глазами | Поймать капельки дождя на ладошку, ощутить на лице: "мокрые, холодные". | ||
ВЕТЕР | Посмотреть как ветер качает ветви деревьев, срывает листья. | Послушать как листья шумят на ветру, как дует ветер. | Почувствовать порыв ветра на лице: "холодный, сильный". | ||
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ | Определить цвет, размер, форму(педагог). Наблюдать листопад: падают, кружатся.. | Послушать шорох листьев под ногами. | Обвести пальцем по контуру, спрятать между ладонями: "маленькие. большие, тонкие" | Размять лист между пальцами, почувствовать запах осенних листьев. | |
СПЕЛЫЕ ЯГОДЫ РЯБИНЫ | Определить цвет, размер, форму(педагог) | Перебирать ягоды пальцами | Попробовать на вкус: "горькие". |
Резюме:
-целевые прогулки показали себя как эффективное средство адаптации ребенка;
-выступили как сильный эмоциональный фактор формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка;
-явились, с одной стороны, чувственной базой для проведения занятий по развитию зрительного и слухового восприятия и речи, а с другой, средством закрепления полученных умений, навыков, способов действий;
-непосредственное восприятие действительности, природных, социальных объектов, явлений и взаимосвязей окружающего мира позволили решать задачи познавательного развития ребенка системно и комплексно;
- такая форма работы особенно ценна для наших детей, находящихся в условиях одной среды практически постоянно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование сенсорных игр для установления эмоционального контакта с аутичным ребенком
Сенсорные игры являются эффективным средством для установления эмоционального контакта с аутичным ребенком при условии ориентации на его структуру уровневой эмоциональной регуляции и...
"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"( из опыта работы классного руководителя 7"А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)
Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно вы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/26/picture-611694-1427387708.jpg)
Статья по теме: «Духовно-нравственное воспитание, как средство профилактики вовлечения подростков в ОПГ (организованные преступные группировки)». Из опыта работы.
Статья будет интересна педагогам-психологам, Социальным педагогам, классным руководителям для профилактики вовлечения учащихся в ОПГ (организованные преступные группировки. Ее можно использовать и в к...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/09/picture-468835-1410285974.jpg)
Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)
Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/27/picture-147866-1354037403.jpg)
Систематизация материала логопедических рекомендаций для закрепления дома полученных знаний и умений. Из опыта работы учителей-логопедов МДОУ д/с №3 г. Можайска (учитель-логопед Новосёлова Ю.И)
Рекомендации по ведению папок с домашними заданиями...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/29/picture-1181481-1572353651.jpg)
Статья "Игрофикация как средство активизации учащихся на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)
Данная работа посвящена игровым технологиям на уроках русского языка и литературы. Показано, что игровые технологии являются действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умстве...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/05/picture-1418882-1662344215.jpg)
Доклад " Дидактические игры как важное средство сенсорного воспитания". Из опыта работы.
Специально организованные дидактические игры являются хорошим дополнением к обучению на занятиях по ознакомлению с общими представлениями об окружающих предметах и их сенссорных эталонах....