ИКТ как обогащенная сенсорная среда в обучении детей с ТМНР,находящимся на домашней форме обучения
статья

Дерстуганова Ольга Николаевна

    Сочетая в себе книгу, калькулятор, телевизор, видеомагнитофон, являясь уникальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, компьютер дает возможность ребенку более активно воспринимать окружающую действительность вне зависимости от наличия или отсутствия у него отклонений в развитии. Благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) на уроках, учитель переходит от объяснительноиллюстративного способа обучения к деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности, что способствует не только повышению мотивации к обучению, но и дает положительные результаты в освоении учебных программ .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt._kak_obogashchennaya_sensornaya_sreda.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное общеобразовательное

учреждение, реализующее адаптированные основные

общеобразовательные программы «Школа – интернат № 5»

 (КГКОУ ШИ 5)

Информационные технологии как обогащенная сенсорная среда в обучении детей с ТМНР, находящимся на домашней форме обучения.

 Учитель надомного обучения

                                                                                                      Дерстуганова О.Н

2018-2019 учебный год

г.Хабаровск

    Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

    Активное развитие новых информационных технологий и внедрение их в педагогическую практику в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка, и в частности на ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ). Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.

    Сочетая в себе книгу, калькулятор, телевизор, видеомагнитофон, являясь уникальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, компьютер дает возможность ребенку более активно воспринимать окружающую действительность вне зависимости от наличия или отсутствия у него отклонений в развитии. Благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) на уроках, учитель переходит от объяснительноиллюстративного способа обучения к деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности, что способствует не только повышению мотивации к обучению, но и дает положительные результаты в освоении учебных программ .

    Область применения ИКТ достаточно широка и разнообразна, можно выделить три основные сферы их использования в области образования детей с ОВЗ, и в частности детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;

1. Компенсаторная сфера. Применение информационных и коммуникационных технологий позволяет возместить (компенсировать) нарушения функций организма и оптимизировать процесс получения знаний учащимися.

2. Дидактическая сфера. Способствуют оптимизации учебновоспитательного процесса, стимулируют появление новых технологий обучения учащихся с особенностями психофизического развития.

 3. Коммуникативная сфера. Облегчают процесс коммуникации, позволяют реализовать свои способности, содействуют расширению социальных связей.

    Проведение занятий с детьми с ТМНР с  использованием компьютерных программ и презентаций позволяет увлечь и заинтересовать даже самых «сложных» детей, способствует повышению эффективности коррекционно-развивающих занятий. Компьютерные технологии можно использовать на всех занятиях и с детьми всех возрастов.

    Сегодня ИКТ позволяет:  показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает большой интерес у детей;  в доступной форме, ярко, образно преподнести материал;  привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материалами;  способствует развитию исследовательских способностей. Положительным моментом является то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем. Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:  дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;  быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;  тренируется внимание и память;  активно пополняется словарный запас;  развивается мелкая моторика,  лучше формируются представления об окружающем мире. Большой интерес у детей вызывают мультимедийные музыкальные дидактические игры. Яркие, звучащие на экране игры, лучше усваиваются детьми, т.к. во время таких игр работают все каналы восприятия детей: зрительный, слуховой, двигательный и эмоциональный.

    Использование ИКТ на уроках в рамках индивидуального обучения на дому детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью проходит по следующим направлениям: текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в PowerPoint, аудио- и видеоматериалы, компьютерные обучающие и развивающие пособия и игры.

    Освоение элементарных пользовательских навыков детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, находящимися на индивидуальном обучении решается посредством постепенного использования ИКТ на различных предметах – начиная с уровня простого восприятия электронных материалов, когда ребенок воспринимает их как обычный наглядный материал, доходя до уровня самостоятельного пользования и управления отдельными обучающими программами и компьютерными пособиями. Использование ИКТ в рамках индивидуального обучения на дому детей с выраженными интеллектуальными нарушениями является одним из наиболее эффективных средств освоения детьми учебных программ.

     Индивидуальное обучение предполагает осуществление коррекционнообразовательного процесса в условиях дома, что несет под собой определенные трудности: представление учащемуся материала, когда учителю необходимо постоянно носить на занятия достаточно большой объем наглядного материала, который при классно-урочной системе находится в кабинете и может быть использован в любой момент; наглядные материалы – таблицы, раздаточный материал – при частом использовании пачкаются и портятся, поэтому использование презентаций с иллюстративным материалом помогает решить и эту проблему. В связи с тем, что все уроки образовательного и коррекционного циклов в рамках индивидуального обучения на дому ведет один человек, ИКТ позволяют проводить эти уроки более качественно.

     Спектр использования компьютера в образовании детей, находящихся на индивидуальном обучении, разнообразен: применяя мультимедийные презентации (по окружающему миру, технологические карты по ремеслу), музыкальные аранжировки, современное видео (для закрепления материала по чтению) мы даем возможность ребенку    с умственной отсталостью быть максимально включенным в образовательный процесс.

    На занятиях по развитию речи и чтению учителем индивидуального обучения могут быть использованы такие компьютерные программы как «Учусь говорить правильно», «Игры для Тигры», «Azbuka Рro», музыкальные  обучалочки (и их вариации) Сергея и Екатерины Железновых и др., неcмотря на то, что в основном это программы ориентированные и созданные для использования в работе логопеда, то именно в рамках индивидуального обучения на дому они несут в себе более комплексную задачу – преодоление речевых нарушений и расширение знаний обчающегося в конкретной образовательной области.

    На занятиях по окружающему миру могут быть использованы не только мультимедийные презентации по темам, составленные самим учителем или взятые из сети Интернет, но также материалы «Детского интерактивного развивающего журнала», мультимедийного проекта «Шишкин лес», интернет-журнала для школьников «Затеево», детского интерактивного журнала «Санька бешеный кролик», детского сказочного журнала «Почитайка» и прочие, которые могут быть установлены как на стационарном компьютере, так и на планшетных компьютерах.

    На уроках по математике могут быть использованы различные flashигры, представленные на различных детских порталах, например: SolNet.ee, smesharikin.ru, teremoc.ru, domavenok.ru, доступные не только для onlinе, но и для скачивания. Переводя бумажные технологические карты, используемые на ремесле, в мультимедийные презентации, повышается интерес обучающегося к данному виду учебной деятельности, и увеличивается возможность их многократного использования.

    Несмотря на то, что все указанные Интернет-ресурсы не ориентированы на детей с интеллектуальными нарушениями, представленные на них материалы помогут учителю индивидуального обучения более качественно проводить коррекционно-образовательные мероприятия. Регулярное использование мультимедийного сопровождения урока способствует:

 1) повышению эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности, что особенно важно для детей с выраженным нарушением интеллекта;

 2) появлению возможности моделировать объекты и явления, сочетая звук, изображение и текст;

 3) увеличению объема выполненных на уроке заданий;

 4) более рациональному использованию времени урока;

5) повышению познавательной активности и мотивации к учению учащихся с нарушением интеллекта за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента;

6) установлению межпредметных связей.

    В отличие от обычных средств обучения применение ИКТ в индивидуальном обучении на дому детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью значительно расширяют и возможности родителей в сфере развития  своего ребѐнка. Некоторые из них копируют, созданные учителем учебные презентации и дома (во время каникул и в выходные дни) закрепляют пройденный на уроке материал. Такой вид закрепления способствует успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяет насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний .

    С использованием ИКТ в индивидуальном обучении на дому детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью решаются не только организационные задачи в условиях реализации указанной формы получения образования, но и задачи направленные на то, чтобы приблизить учащихся с выраженными интеллектуальными нарушениями к познанию окружающей действительности и расширяют возможности детей быть «компетентными» при взаимодействии со сверстниками в рамках их интеграции и социализации.

Литература

1. Кехтер, Т. А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий / Т. А. Кехтер. – М. : ПедагогикаПресс, 1996. – 145 с.

2.Кукушкина, О. И. Компьютер в специальном обучении: новое средство – новые идеи / О. И.Кукушкина. – М. : ИКПРАО, Утрехт:, 1995.

3.Руденко, Н. Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе [Электронный ресурс] / Н. Н. Руденко. – Режим доступа: http://nsportal.ru. 4.Мультимедийный проект «Шишкин лес» [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.shishkinles.ru.

5.Детский интерактивный журнал «Санька бешеный кролик». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.sashka.km.ru.

6.Детский портал «Солнышко» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.solnet.ee

7.Детский сказочный журнал «Почитай-ка» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.cofe.ru/read-ka.

8.Интернет-журнал для школьников «Затеево» [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.zateevo.ru.

9.Кравцов Андрей, авторский сайт. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.azbuka-pro.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема. Игра , как одна из форм обучения детей со сложной структурой дефекта

Схема. Игра , как одна из форм обучения детей со сложной структурой дефекта....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК – КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

В данной статье раскрываются особенности проведения интегрированных уроков в классах, обучающихся с ОВЗ VIII вида (2 вариант), их эффективность...

Интегрированный урок - эффективная форма обучения детей в коррекционной школе

Интегрированный урок - эффективная форма обучения детей в коррекционной школе....

Итоговый тест по русскому языку для учащихся 7 кл семейной или домашней формы обучения

Тест представляет собой итоговую контрольную работу по рускому языку  для аттестации учащихся 7 класса, находящихся на семейной\домашней форме обучения...