Обогащение словарного запаса детей-инвалидов на уроках русского языка при домашнем обучении. Приёмы обогащения словарного запаса детей.
методическая разработка на тему
Русский язык является одним из богатейших языков мира. Задача учителя русского языка в школе – сформировать развитую речевую культуру у школьника, сообразную с потребностями современного. Лексический запас русского языка неисчерпаемо богат: он постоянно пополняется все новыми и новыми лексическими единицами, которые делают русскую речь более красивой, многообразной и универсальной.
На уроках русского языка особое внимание необходимо обратить на ознакомление учащихся со всем словарным многообразием русского языка с целью планомерного и полноценного развития их речи.
Задача обучения детей культуре речевого общения возложена на средние общеобразовательные школы, но полноценное обучение в них в силу тяжелого состояния здоровья, не всегда представляется возможным: речь идет о тех случаях, когда по состоянию здоровья ученик оказывается не в состоянии посещать массовую школу. В таких случаях может идти речь об индивидуальном обучении на дому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obogashchenie.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Обогащение словарного запаса детей-инвалидов на уроках русского языка при домашнем обучении.
Русский язык является одним из богатейших языков мира. Задача учителя русского языка в школе – сформировать развитую речевую культуру у школьника, сообразную с потребностями современного. Лексический запас русского языка неисчерпаемо богат: он постоянно пополняется все новыми и новыми лексическими единицами, которые делают русскую речь более красивой, многообразной и универсальной.
На уроках русского языка особое внимание необходимо обратить на ознакомление учащихся со всем словарным многообразием русского языка с целью планомерного и полноценного развития их речи. В существующем школьном курсе русского языка предусмотрено изучение разделов «Лексика» и «Словообразование», где освещаются эти вопросы. Изучая данный материал, школьник получает представление о составе слова, его частях (морфемах), основных группах, сформированных по принципу их лексического значения, функции в связной речи и синтаксической роли.
Проблемами развития речи школьников в течение многих десятилетий занимались многие ученые. В связи с этим особо следует отметить заслуги Л.А. Гдалевича, Н.И. Жинкина, О.И. Зимней, Т.А. Ладыженской, Л.Н. Федоренко, Т.К. Донской, И.Б. Игнатовой, Т.В. Самосенковой, А.Д. Дейкиной и др. В разное время ими создавались целые направления и научные школы в области формирования и развития речевых навыков устной и письменной речи у школьников. Но все они склоняются к тому, что развитие речи должно носить систематический и многоплановый характер. В первую очередь, русский язык является тем языком, на котором школьник постоянно общается, пишет и обменивается мыслями с другими людьми, формирует свои собственные размышления, образы и ассоциации. Т.е. русский язык для многих из них является единственным языком, возможности которого они способны использовать в полной мере.
Задача обучения детей культуре речевого общения возложена на средние общеобразовательные школы, но полноценное обучение в них в силу тяжелого состояния здоровья, не всегда представляется возможным: речь идет о тех случаях, когда по состоянию здоровья ученик оказывается не в состоянии посещать массовую школу. В таких случаях может идти речь об индивидуальном обучении на дому.
В существующем школьном курсе русского языка вообще на изучение лексики и словообразования отводится недостаточное количество учебных часов, рассчитанных даже на работу в условиях обычного урока в классе. В упомянутом выше случае, когда речь идет об индивидуальном обучении, следовательно, такая проблема стоит особенно остро.
Развитие речи при изучении русского языка в школе осуществляется при использовании, главным образом, письменных работ – сочинений, изложений и отзывов. Это действительно способствует развитию возможности выражать свои мысли в письменной форме, т.к. письменная речь, по мнению большинства ученых является более совершенной, чем устная. Но проводимые исследования показывают, что и письменная, и устная речь школьников является крайне бедной по содержанию; ее словарная насыщенность также отличается скудостью, их речь недостаточно сформирована сообразно их возрасту, а также содержит много излишних и ненормативных лексических единиц, которые, по мнению В. И. Даля, являются «словесным мусором»: к таковым относятся т. н. «слова-паразиты», тавтологические обороты и непечатные (нецензурные) лексические и фразеологические единицы, что особенно выражено в речи мальчиков и юношей.
Учащиеся, создавая текст, оказываются перед необходимостью выбора из своего словарного запаса нужного слова, и чем богаче его словарь, чем он более структурирован по семантическим полям, тем поиск слова оказывается более удачным. Задача преподавателя русского языка заключается в обучении детей правилам отбора слов, которые должны учитывать, во-первых, тему высказывания, во-вторых, ситуацию, адресата и цель высказывания, в-третьих, семантические особенности и сочетательные возможности используемых слов, в-четвертых, форму высказывания. Первое и второе правило связаны в основном с отбором содержания высказывания, третье и четвертое – определяют отбор языковых средств, в том числе лексических.
Решение данной проблемы состоит в первую очередь в знакомстве с художественной и другой литературой. Безусловно, такая возможность предоставлена каждому школьнику в рамках школьного курса русской литературы: изучение классических произведений (как поэтических, так и прозаических) способствует обогащению словарного запаса школьника, а также повышению его нравственного самосознания и личной эрудиции. Но особенно ценным такое решение является для обучения детей-инвалидов, у которых, в силу их крайне ограниченного круга общения, словарный запас значительно меньше в сравнении с их сверстниками, а их речь является «пассивной», т.е. они, читая книги, газеты, учебники, могут пополнять свой словарный запас и накапливать впечатления, но грамотно и полноценно выразить свои мысли как в устной, так и в письменной форме, оказываются не в состоянии. Это объясняется их крайне суженным кругом общения, который зачастую исчерпывается членами семьи, педагогами и лечащими врачами.
Задача учителя русского языка, работающего с учеником-инвалидом, состоит в том, чтобы сделать его пассивную речь активной, т.е. дать ему возможность не только накапливать впечатления и образы, но также и в полном объеме обмениваться с другими участниками общения. Иными словами – дать ребенку-инвалиду возможность в речевом общении являться и адресатом, и адресантом.
В таких случаях школа чаще всего прибегает к практике индивидуального обучения. Следует отметить, что в таком случае с педагогической точки зрения имеет место положительная сторона: поскольку занятия с такими детьми носят индивидуальный характер, у педагога имеется гораздо большая возможность уделить внимание именно живой беседе с конкретно взятым школьником, а не с целым классом и, по ходу обучения, систематически обогащать его словарный запас.
В помощь педагогу, помимо существующих учебных пособий, могут пригодиться и нестандартные методы работы. Так, например, Л.А. Гдалевич ввел метод игры «в почтовый ящик», который состоял в том, что в кабинете русского языка устанавливался специальный картонный ящик, в который учащиеся опускали письма к своему любимому сказочному герою, а те письма, которые были, по мнению учителя, наиболее грамотными и лексически насыщенными, поощрялись призами в конце учебного года. Подобный принцип можно внедрить и на уроках, проводимых с ребенком-инвалидом на дому. Только здесь речь могла бы идти не о почтовом ящике, а просто об обучении искусству написания писем, т.е. эпистолярного общения. Например, можно предложить ребенку написать письмо к своему здоровому однокласснику, или к родственникам, живущим в другом городе, а, проверив такие работы, указать на такие понятия, как этикет переписки, последовательность подачи мыслей и стилистические особенности письма.
Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса детей с ограниченными физическими возможностями определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке (являясь центральной единицей языка, оно несет разнообразную семантическую информацию – понятийную, эмотивную, функционально-стилистическую и грамматическую), во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса слов, т.к. устная и письменная коммуникация между людьми реализуется тем точнее, чем большим количеством слов человек владеет; в-третьих, необходимостью активизации коммуникативных возможностей ребенка-инвалида.
Перечисленные факторы определяют следующие цели обогащения словарного запаса учащихся:
1) количественное расширение запаса слов,
2) обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами.
Каждый человек владеет незначительной частью лексики своего языка, которая является его личным словарным запасом. В психологии и в методике преподавания языка в словарном запасе выделяются две части: активная и пассивная (Т. А. Ладыженская). Отличие активной части личного словарного запаса школьника от пассивной его части заключается в уровне владения словом. Владеть словом – это значит соотносить его с реалией или понятием, знать его семантику, сочетаемость и сферы употребления.
Работа по обогащению словарного запаса, в силу преобладания у детей-инвалидов пассивной лексики, сопряжена с определенными трудностями при обучении на дому. Перед педагогом неизбежно встает вопрос о выборе адекватного источника пополнения лексикона ребенка-инвалида.
Источники расширения словарного запаса учащихся были выявлены уже в конце XIX века: учебная речь учителя, чтение книг, постижение учебных предметов, общение со сверстниками и с взрослыми. Позднее к ним прибавилось радио, кино, телевидение, печатные средства массовой информации, посещение театров, музеев, выставок. Однако не все эти источники доступны для детей-инвалидов в силу особенностей состояния их здоровья. И поэтому ключевая роль в работе над совершенствованием лексического запаса устной и письменной речи таких школьников ложится на учителя русского языка.
Прежде всего, следует обратить внимание на основу содержания обогащения словарного запаса речи учащихся. Такой основой является словарь-минимум. Для учащихся – это энная часть словаря родного языка, которая прибавляется к уже имеющемуся у ученика личному словарному запасу. Чтобы отобрать данную часть словаря, необходимо, во-первых, получить достоверные данные о словарном запасе учащихся каждого школьного возраста; во-вторых, определить единицу содержания работы по обогащению словаря детей; в-третьих, выявить принципы отбора слов для словаря-минимума. На сегодняшний день в методике эти задачи не реализованы: учитель опирается на словарь текстов учебников по русскому языку, на изучаемые литературные произведения, на словарь текстов для изложений и предположительный словарь тем сочинений.
Кроме того, учитель русского языка может использовать и раздаточный материал, подготовленный им самим, в котором бы предлагались для устного и письменного выполнения специальные лексические упражнения, направленные на обогащение и практическое применение словарного запаса. Например, такие задания, как «Замените слово как можно большим количеством синонимов», «Выразите мысль другими словами», «Укажите другое лексическое значение слова» могли бы способствовать развитию грамотной речи. Поскольку перед нами – ребенок-инвалид, учителю, вероятно, придется столкнуться с пассивным обучением с его стороны. Следовательно, необходимо ввести такие элементы урока, которые бы помогли развить интерес к учебному процессу, к изучаемому материалу. Здесь полезно использование заданий с элементами юмора. Например, можно задать школьнику вопрос: «Какого коня не нужно кормить?», или «Каким ключом нельзя открыть дверь?». И при этом не обязательно в данный момент должна изучаться тема, связанная с лексикой и словообразованием или, тем более, темы «Синонимы» и «Омонимы». Такие элементы можно вводить в любой урок русского языка, проводимый на дому. Это поспособствует также и психологической разрядке, которая, по мнению того же Л. А. Гдалевича, повышает сенсорное восприятие словарного материала, а также, по мнению другого ученого, И. Н. Зайдман, является предметом терапевтической дидактики: урок с ребенком-инвалидом должен проводиться в несколько этапов, в промежутке между которыми целесообразно организовывать «мысленную разминку», которая могла бы стать альтернативой перемене или перерыву в занятии (по мнению многих авторов, в частности, Г. М. Лукьяновой, введение перерыва в учебном процессе в течение одного урока нивелирует формирование понятия, особенно у школьника младшего класса, об уроке и перемене и их противоположности).
В качестве дополнительного домашнего задания (которое можно предлагать выполнить не к следующему уроку, а, например, в течение недели), на наш взгляд, было бы крайне целесообразно предлагать отгадывать кроссворды, которые, по мнению учителя, доступны для образовательного и мыслительного уровня данного школьника, с помощью толковых и энциклопедических словарей. При этом следует отметить, что владение и работа с такими словарями должны постоянно иметь место при обучении русскому языку. Школьник также при этом должен знать, что толковые словари и энциклопедии ему могут понадобиться не только на уроке русского языка или при подготовке к нему, но даже и после окончания школы во взрослой жизни.
Выполнение данных рекомендаций может существенно повысить педагогическую эффективность уроков русского языка у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Приёмы обогащения словарного запаса детей.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребенку. Играя, ребенок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.
В эту группу игр по развитию речи включены такие лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь детей, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в играх и упражнениях на обогащение словарного запаса детей происходит знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.
Игра «Наоборот»
Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).
Логопед говорит детям, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стала мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее логопед играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и бросить мяч логопеду.
Еще при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).
Игровое упражнение «Закончи фразу»
Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).
Логопед называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил логопед, т.е. закончить фразу.
Сахар сладкий, а лимон ...
Луна видна ночью, а солнце ...
Огонь горячий, а лед ...
Река широкая, а ручей ...
Камень тяжелый, а пух ...
Обыграть это можно следующим образом: логопед говорит, что наш знакомый Незнайка пошел все-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант — дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку.
Учительница сказала, что если он исправит ошибку в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте, дети, ему поможем.
Игровое упражнение «Скажи по-другому»
Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).
Логопед говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.
Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.
Какое слово повторилось два раза? (идет).
Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.
Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.
Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
Чистый воздух (свежий воздух).
Чистая вода (прозрачная вода).
Чистая посуда (вымытая посуда).
Самолет сел (приземлился).
Солнце село (зашло).
Река бежит (течет, струится).
Мальчик бежит (мчится, несется).
Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький).
Игра «Какой предмет?»
Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.
Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.
Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, ...
Красное — платье, яблоко, знамя, ...
Литература:
1. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989.
2. Выготский Л. С. Основы педологии. Л., 1935.
3. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
4. Коган Д. А. Искусство слова в учебном процессе. М., 1984.
5. Зайдман И. Н. Терапевтическая дидактика в контексте методической подготовки студентов-учителей русского языка. Новосибирск, 2001.
6. Федоренко Л. П. Развитие речи учащихся на уроках грамматики. М., 1955.
7. Донская Т. К. Работа над логическими ошибками при обучении русскому языку // Рус. яз в школе. 1983. № 2.
8. Донская Т. К. Дифференцированная работа на уроках русского языка. Л., 1978.
Материалы сайта http://9schoolkam.ucoz.ru/index/igry_dlja_razvitija_rechi/0-49
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации логопеда родителям по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Как увеличить словарный запас ребенка? Поделиться… Рост словарного запаса зависит от условий жизни и воспитания ребенка. Здесь индивидуальные особенности заметны более, нежели в какой-либо друг...
ПРИЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРИЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Консультация для воспитателей: «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справ...
Консультация для родителей "Приёмы обогащения словарного запаса детей"
Консультация для родителей "Приемы обогащения словарного запаса детей"...
Консультация для воспитателей «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
laquo;Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...
Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях
Информация для родителей....