Развитие социальной уверенности у детей с ограниченными возможностями через обогащение сенсорного опыта
учебно-методический материал на тему
Работа представляет собой сборник с заданиями, предназначенными для детей с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sots._uver._cherez_sens_opyt_vasileva_n.yu_.sayt_.docx | 35.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГОУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,
г. Черемхово»
Согласовано: Зам. директора по РВР __________Н.Ф. Клименко | Утверждаю: Директор детского дома _________Н.В. Морозова |
Сборник занятий.
Тема: Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии через обогащение сенсорного опыта.
Составила учитель-дефектолог:
Наталья Юрьевна Васильева
г.Черемхово
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст — это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя, своего «Я» в системе социального мира, развития познавательных способностей. На этом этапе формируется личность ребёнка. Именно в этот период происходит овладение речью, осваиваются особые формы поведения, появляется способность к продуктивным видам деятельности, формируется мышление. Ребёнок с интеллектуальной недостаточностью на этом этапе остро нуждается в помощи педагогов.
Наша основная задача — обеспечить их умственное, сенсорное, физическое, моторно-двигательное, речевое, эмоциональное, эстетическое, социальное развитие и коррекцию. Деятельность учителя - дефектолога направлена на возникновение образа «Я», осознание себя среди сверстников и взрослых, в природе, на формирование личности. Дети с отклонениями в развитии имеют низкий уровень самосознания и произвольного поведения. Имеют нарушения в эмоциональной сфере: душевный дискомфорт, страхи, чувство неполноценности, неустойчивость чувств, с одной стороны, с другой — острая аффективность, агрессивность, низкие коммуникативные возможности и способность к эмпатии.
Ребёнок, который плохо приспособлен к жизни, не стремится самостоятельно найти способы решения жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе -положительную «Я - концепцию». Чувство собственной значимости, является производным от общей оценки, которую ребёнок интуитивно выносит себе, оценивая два других момента: насколько он импонирует другим и какова его компетентность. Все эти факты имеют социальный характер. Социально неуверенные, имеющие неадекватную самооценку дети, склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Использование игр на занятиях служит универсальным средством профилактики и компенсации психоэмоциональных проблем неуверенного ребёнка.
Что же происходит с ребёнком на игровых занятиях? В особых игровых условиях он моделирует отношения в наглядно-действеной форме, начинает лучше в них ориентироваться, он преодолевает личностный эгоцентризм, начинает лучше осознавать себя, возрастают его уверенность в себе и способность действовать в коммуникативных ситуациях. В игре формируются реальные отношения сотрудничества между одним ребёнком и его сверстниками; играя, ребёнок поэтапно осваивает новые способы поведения в проблемных ситуациях, усваивает их. Использование всех анализаторов в процессе игр, обогащение социально - природной среды способствуют развитию ребёнка и служат основой его готовности к школе. Игры из цикла «Я и мир», «Мир звуков», «Мир прикосновений» носят коррекционно-развивающий эффект, помогают возникновению у детей
положительного эмоционального состояния, удовольствия от действий с различными предметами, стремление к сотрудничеству; активизации коммуникативных средств; освоении свойств материалов, узнавании их зрительно, на ощупь и по характерному звуку. Именно в этих играх происходит «открытие сверстника», а именно восприятие его на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия, возникает желание действовать вместе с ним. В ходе этих игр у детей развивается положительное эмоциональное отношение к предметам и действиям с ними; внимание и сосредоточенность, узнавание их зрительно, на слух и на ощупь; узнавание и различение бытовых звуков, шумов, работающих электроприборов, звуков природы, умение подражать им. Это способствует развитию системы, зрительно-слуховой связи; тактильно - кинестетического восприятия, познавательных функций руки. Дети приобретают опыт социально уверенного поведения и развиваются в процессе общения их социальные способности, они становятся эмоционально восприимчивы, начинают понимать отношении к ситуации, приобретают положительный поведенческий опыт.
Мною разработаны занятия, с использованием дидактических игр на обогащение сенсорного опыта и развитие социальной уверенности детей.
Занятия предлагаю для учителей - дефектологов 3 года обучения.
Тактильно – двигательное восприятие.
Тема: «Ищем клад».
Цель: Учить детей правильно ощупывать предметы, выделяя при этом характерные признаки.
Формировать у детей образы восприятия, учить запоминать и называть предметы и их свойства.
Дать детям тактильный и кинестетический опыт.
Развивать у детей умение выражать своё эмоциональное состояние, через прикосновение к песку.
Корригировать тактильное восприятие, мелкую моторику.
Активизировать в речи: гладкий, шероховатый, тёплый, холодный.
Помочь детям снять через игру с песком внутреннее напряжение.
Оборудование: песочные часы, разные предметы (гладкие, мелкие, холодные,
шероховатые), песок, вода, кукла Гном.
Ход занятия.
Вводная часть. Пришёл Гном с песочными часами.
- Давайте поиграем в тишину – пока струится песок, нужно молчать. Кто заговорит, выбывает из игры. (Гном принёс тазик с сухим песком).
- Обследуем сухой песок. Насыпаем песок на ладошку, рассматриваем его; погружаем кисти рук в песок, набираем песок в ладони и просеваем сквозь пальцы, наблюдаем, как он струится.
- Какой песок? (Сухой, мягкий, сыпучий).
- Нарисуем на песке пальчиком узоры: Бегут в стране песочной
Дорожки из песка, Течёт в стране песочной. Песочная река.
Дети проговаривают текст считалки, координируя движения с темпом речи.
- Игра «Ищем клады».
- Гном приготовил нам сюрпризы, они находятся в песке.
Погружаем руки в песок, ищем различные предметы, описываем какой предмет на ощупь. Воспитатель даёт образец описания предмета (гладкий, шероховатый, мягкий или твёрдый и др.).
Дети ищут предметы в песке двумя руками одновременно.
- Гном показывает детям человечка – гномика, и просит построить ему дом – пещеру. Воспитатель увлажняет песок, дети создают из него горы, пещеры.
- Какой сейчас песок? (Сырой, тяжёлый, вязкий, плотный).
Заключительная часть. Гном предлагает детям в ванночке с сырым песком оставить отпечатки своих рук. Они разные – обратить на это внимание детей.
Тактильно – двигательное восприятие.
Тема: «Ждём гостей, завариваем чай».
Цель: Познакомить детей, как завариваем чай.
Расширять опыт тактильного восприятия ребёнком объектов ближайшего окружения.
Обогащение словаря: заварочный, шероховатый, тянется.
Корригировать сенсорные ощущения, мелкую моторику, тактильные ощущения, слуховое внимание.
Обогащать чувственный опыт детей.
Вызвать у детей разнообразные приятные ощущения, помочь детям расслабиться, сблизиться.
Оборудование: чайник заварочный, чай, ложечка чайная, варенье, розетки, кукла Поварёнок, полотенце.
Ход занятия.
Дети приходят на занятие со своими игрушками – гостями.
- Вводная часть. Игра «Наши помощники».
- Сегодня нам будут нужны глаза, руки, уши и нос. Не забыли ли вы о них? Проверим всё ли на месте: Рот, нос, голова, руки, уши и глаза.
Плечико, плечико, шея, грудь,
И про животик не забудь
Дети показывают их указательными, поглаживающими движениями.
- Дидактическое упражнение «Угадай, что звучит?»
За ширмой звенят ложечки, кружки, ложечка в стакане с чаем.
Появляется кукла – повар с продуктами и посудой.
(Рассматривание продуктов). (чай).
Обследуем травяной сбор на ощупь (сухой, шероховатый, хрупкий).
Рассматриваем посуду: заварочный чайник (прозрачный), кружка с маленькой ложечкой, уточняем название этой посуды и для чего она нужна.
Воспитатель заваривает чай, проговаривая каждое действие: насыпаем траву; наблюдаем и слушаем, как наливается вода; следим, как опускаются на дно травники. Накрываем чайник полотенцем, обследуем его на ощупь (мягкое, стало тёплым).
Раскладываем варенье в розетки. Определяем, какое варенье, сравниваем запахи, пробуем на вкус, с помощью ложечки показываем, что варенье тянется, льётся.
- Угощаем гостей. Дети рассматривают игрушки. На заранее приготовленные места, каждый по очереди называет свою игрушку и как с ней играет.
Перед чаепитием все вместе желают гостям приятного аппетита. В процессе угощения дети наливают чай в чашки для своих игрушек, накладывают варенье в розетки.
- Дидактическая игра «Играем в прятки». Игрушки захотели поиграть в прятки и забрались под одеяло. Каждый ребёнок ищет под одеялом свою игрушку среди других на ощупь.
Заключительная часть. Поём песенки, а игрушки танцуют под музыку.
Слуховое восприятие.
Тема: «Путешествие в страну звуков».
Цель: Пробудить интерес к восприятию различных звуков; повысить навыки осознания детьми звуков, которые их окружают.
Активизировать в речи: звенят, шуршат, стучит.
Корригировать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.
Упражнять в умении подбирать слова действия к существительным.
Воспитывать умение полнее при помощи звуков воспринимать окружающий мир.
Оборудование: деревянные кубики, газета, ложки деревянные, железные, запись
шумов кухни; картинки с изображением кухни, ванной комнаты, игровой комнаты, спальной комнаты.
Ход занятия
Вводная часть.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну звуков, а полетим мы в эту страну на самолёте. (Дети изображают самолёты, шум мотора у-у-у. Синхронно с движениями рук перед грудью (заводим моторы; ритмичные движения с изменением звука в разном темпе и с разной силой голоса.) Полёт: дети двигаются врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
- Игра «Что – как звучит?»
Находим на столе предметы (кубики, газета, ложки деревянные, железные)
- Давайте послушаем, как они звучат. Что делают кубики? Ложки? Газета?
- А сейчас мы поиграем. Вы должны послушать звуки с закрытыми глазами и угадать, какие предметы их издают. (Дети отгадывают, находят эти предметы).
- Игра «Угадай - ка»
Дети сидят в кругу, за кругом стол с картинками. Детям дают для прослушивания один фрагмент звукозаписи (звуки кухни: грохот кастрюль, шум воды, позвякивание посуды). Дети слушают с закрытыми глазами. Водящий отгадывает, где можно услышать эти звуки, и находит на столе картинку с соответствующим изображением (кухня). Дети говорят правильно ли он угадал. Педагог хвалит детей за правильные ответы.
- Заключительная часть
Изображаем полёт на самолёте: дети встают друг за другом, двигаются парами за воспитателем, вращают руками, как вращается пропеллер, имитируют шум мотора.
Слуховое восприятие.
Тема: «Тишина и шум».
Цели: Учить детей различать звуки, дифференцировать их по громкости, характеру звучания.
Обогащение словаря: шуршать, рычать, храпеть.
Корригировать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают сами дети.
Помочь детям осознать себя источником звуков получая новые способы выражения собственных представлений о мире. Побуждать детей прислушиваться к звукам, которые нас окружают.
Оборудование: медведь, бельчата, ежата (иллюстрации).
Ход занятия.
Вводная часть.
Наши ладошки умеют разговаривать. Приветствуем друг друга. Говорим «привет» и отвечаем ладошками.
- Игра «Тишина и шум»
- Сейчас мы с вами немного пошумим и послушаем тишину.
(Чередуем постукивание пальцами и ладошками по столу, слушаем звуки и тишину (не двигаемся).
- Игра «Что я могу»
- А сейчас ведущий будет издавать звуки (хлопать в ладоши, топать ногами, хлопать по бёдрам), а мы должны отгадать, что он делает (с закрытыми глазами).
3. – К нам в гости пришли медведь, бельчата, ежата. Я сейчас расскажу про них историю. (рассказывание истории).
Дети слушают и помогают педагогу постукиваниями, используя те движения, которые разучили в играх. Изображаем, как белочки прыгали по деревьям, ежата шуршали в листве, как они будили медведя
Заключительная часть.
Прощаемся аналогично приветствию.
Тактильно – двигательное восприятие.
Тема: «Водичка – водичка…».
Цель: Улучшить осознание ребёнком самого себя через игры с водой, учить с помощью взрослого высказывать свои чувства, соприкасаясь с различными поверхностями (мокрыми, сухими).
- Учить детей дифференцировать внешние, чувственно воспринимаемые свойства, качества предметов
- Развивать осязание; знакомить со свойствами воды.
- Активизировать словарь: тонет, лёгкий, тяжёлый, мокрый.
- Корригировать сенсорное восприятие, умение дифференцировать осязательные ощущения.
- Воспитывать у детей уверенность в себе, открытого выражать свои чувства.
Оборудование: камушки разных размеров, ракушки, кора, скорлупа грецких орехов, фен, кукла Гном.
Ход занятия.
- Вводная часть. Готовим сюрприз. Ждём Гнома в гости и готовим ему сюрприз – озеро. Вода в нём должна быть приятной на ощупь, тёплой. Дети по очереди наливают понемногу в ванночку тёплой воды. Опускаем на дно камешки и раковины, обследуем их на ощупь.
- Какие камни по весу? Тяжёлые, лёгкие.
Как они опускаются на дно, как они выглядят в воде? (Так, как в руках, или по-другому).
- Игра «Ищем сокровище». Приходит Гном. Здоровается с детьми. Выражает восторг при виде озера, любуется камнями и просит достать их для него. Хочет построить у себя дома горку из камней. Дети погружают руки в воду, находят на ощупь предметы, угадывают, что нашли, какие они – сухие или мокрые.
- Игра «Буря». Кору, ореховые скорлупки дети опускают в озеро, дуют на них так, что бы получилась буря, но чтобы они не утонули. (Дети слушают, как плещется вода, когда дует один и когда дуют все: Сравниваем лёгкие кораблики и тяжёлые камешки. Ловим ладонями обеих рук кораблики и размещаем их на берегу для просушки).
- Игровое упражнение «Лодочка». Дети все вместе выполняют вслед за воспитателем различные движения руками: пропускают воду сквозь пальцы; «ныряют» под воду, двигаются на воде и др.
Заключительная часть. Игровое упражнение «Ветер». Сушим руки феном (воздух разной температуры – тёплый, прохладный).
- Что вы чувствуете, вам приятно?
Прослушиваем феном кораблики, наблюдаем, как изменяется цвет корабликов.
Слуховое восприятие. Блок «Мир звуков»
Тема: «Кто в теремке живёт?».
Цель:Учить детей воспринимать и дифференцировать на слух различного темпа звучания музыкальных инструментов, реагировать на изменение звучания определённым действием.
- Упражнять в умении передавать характер животного, используя музыкальный инструмент.
- Активизировать словарь: неуклюжий, косолапый, быстрый, прыгает.
- Продолжать учить подбирать слова определения к существительным заяц, медведь, лиса.
- Воспитывать желание выражать свои чувства и представления о мире используя музыкальные инструменты.
Оборудование: игрушки Медведь, Заяц, Лиса; музыкальные инструменты – барабан, металлофон, дудочка.
Ход занятия.
Вводная часть.
Игра с пальчиками. Поочерёдное соединение всех пальцев с большим начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Сначала ребёнок соединяет пальчики одной рукой, потом другой, потом – другой (на ударные слоги):
1–2 1-3 1-4 1-5
Ёж, медведь, барсук, енот
1-5 1-4 1-3 1-2
Спят зимою каждый год (смена рук)
1-2 1-3 1-4 1-5
Волка, зайца, рысь, лису
1-5 1-4 1-3 1-2
И зимой найдёшь в лесу.
- Игровое упражнение «Кто в домике живёт?»
Загадки о животных:
- Летом ходит без дороги возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге, от мороза прячет нос.
- Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку.
- Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, а в деревне кур крадёт.
По мере отгадывания загадок появляется игрушка.
- Животные принесли музыкальные инструменты. Каждое животное принёс свой инструмент, но они перепутали, у кого какой был инструмент. Давайте скажем медведь – какой он?
- Неуклюжий, косолапый. Как ходит медведь?
- Заяц, какой он? Маленький, быстрый.
- Лисичка, какая она? Она хитрая, ходит медленно.
Физминутка.
- Давайте походим как мишки, зайки, лисички.
- Рассматривание инструментов, как они звучат. (Послушать каждый инструмент). Сравниваем звучание музыкальных инструментов с характером и передвижениями животных.
- Инсценируем и озвучиваем животных.
Музыканты, у кого инструменты играют на своём инструменте. Дети актёры у кого какая игрушка (заяц, медведь, лиса). Показывают движениями этого животного.
Заключительная часть.
Игровое упражнение «Кто прячется в домике?». Педагог играет на музыкальном инструменте, животные прощаются и уходят в домик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями
Презентация:Исследовательская работа по проблемам дете-инвалидов, социальное сопровождение таких детей в школе...
Обобщение опыта по теме:"Взаимодействие педагогов в развитии познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья."
Обобщение опыта работы в проведении интегрированных уроков в специальной коррекционной школе-интернате 8 вида...
Методическая разработка к разделу программы: «Ознакомление с окружающим» «Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии на занятиях с использованием дидактических игр»
Методическая разработка к разделу программы:«Ознакомление с окружающим»«Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии на занятиях с использованием дидактических игр»в этом сборнике...
Из опыта социального педагога. Статья "Дети с ограниченными возможностями"
В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья, причем 600 тысяч из них – инвалиды. Это актуализирует необходимость осмысления их положения в общест...
Памятка для родителей "Развитие познавательных способностей у детей с ограниченными возможностями через дидактические игры"
Игра является источником умственного, речевого развития. С её помощью можно развивать те качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребёнком знаний, необходи...
«Духовно-нравственное воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями через реализацию комплекса мероприятий с Центром Духовное просвещение»
Государство и Русская Православная Церковь едины в оценке негативных последствий кризиса духовности и человечности в обществе...