Статья "Ритмические игры с музыкальными инструментами как технология совершенствования и обогащения звукового сенсорного опыта дошкольников старшего возраста с ТНР"
статья по музыке на тему
Одна из актуальных задач формирования и развития правильной речи у дошкольников с ТНР – обогащение звукового сенсорного опыта через восприятие предметного окружающего мира в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
« В старшем возрасте звуковой сенсорный опыт помогает осваивать более сложные задачи речевого развития, готовит к звуковому анализу слова, развивает звуковую и интонационную культуру речи. Становится для ребёнка средством самовыражения в игре, художественной деятельности, в познании, дети учатся не только слушать, но и слышать.» (3)
Эффективность коррекции слухового сенсорного восприятия зависит от повышения уровня познавательной активности (желания самого ребёнка с ТНР взаимодействовать с предметами окружающего мира), а в дальнейшем и успешного формирования чувства ритма как в речевых так и не в речевых процессах. Здесь важно заметить, что в области примерной общеобразовательной программы «Художественно- эстетическое развитие» есть возможность решения данной проблемы через музыкальное воспитание, а именно в игре на детских музыкальных инструментах. В практике работы по формированию музыкальных способностей и их развитию у дошкольников с ТНР , замечено, что детские музыкальные инструменты, их звучание и различные двигательные мунипуляции с ними очень интересны детям в игровой деятельности и дают в целом возможность развитию творческого потенциала личности.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
"Ритмические игры с музыкальными инструментами как технология совершенствования и обогащения звукового сенсорного опыта дошкольников старшего возраста с ТНР"
Одна из актуальных задач формирования и развития правильной речи у дошкольников с ТНР – обогащение звукового сенсорного опыта через восприятие предметного окружающего мира в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
« В старшем возрасте звуковой сенсорный опыт помогает осваивать более сложные задачи речевого развития, готовит к звуковому анализу слова, развивает звуковую и интонационную культуру речи. Становится для ребёнка средством самовыражения в игре, художественной деятельности, в познании, дети учатся не только слушать, но и слышать.» (3)
Эффективность коррекции слухового сенсорного восприятия зависит от повышения уровня познавательной активности (желания самого ребёнка с ТНР взаимодействовать с предметами окружающего мира), а в дальнейшем и успешного формирования чувства ритма как в речевых так и не в речевых процессах. Здесь важно заметить, что в области примерной общеобразовательной программы «Художественно- эстетическое развитие» есть возможность решения данной проблемы через музыкальное воспитание, а именно в игре на детских музыкальных инструментах. В практике работы по формированию музыкальных способностей и их развитию у дошкольников с ТНР , замечено, что детские музыкальные инструменты, их звучание и различные двигательные мунипуляции с ними очень интересны детям в игровой деятельности и дают в целом возможность развитию творческого потенциала личности.
Современный процесс музыкально- эстетического воспитания детей дошкольного возраста» по мнению И.В.Груздевой (кандидат педагогических наук кафедры педагогики и методики преподавания Гуманитарно- педагогического института Тольяттинского) основан на приобретении элементарных навыков и умений в самостоятельной музыкально- эстетической деятельности - передаче настроения в звукоивлечении, в играх с музыкальными детскими и самодельными инструментами, применении опыта в музыкальных и речевых импровизациях, сопровождении и озвучивании сказочных историй, в конечном итоге развитии творчества с эффектом удовольствия, эмоциональной наполненности, потребности в музыкально – творческом самовыражении с учётом эстетических ценностей во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми, природой, окружающим миром.
Следовательно, целью данного направления работы является - систематическое и планомерное приобщение детей, педагогов и родителей к элементарному музицированию не только в условиях детского сада, но и в быту.
Задачи (общие):
-Знакомство с свойствами и видами разных музыкальных инструментов;
-Воспитание интереса к самоизвлечению звуков на различных музыкальных инструментах, к детским оркестрам .
- Развитие коммуникации ( общения взрослого и ребёнка в процессе совместной игры ), творческого сознания , эстетического вкуса детей на музыкальном песенно-танцевальном и игровом материале.
Коррекционные задачи:
-формирование чувства ритма ;
- развитие пластичных и маховых движений рук, в разных темпах, ритмах, направлениях, развитие эластичности подвижности кистей и пальцев рук (мелкая моторика);
- формирование сенсорного внимания к свойствам музыкального и немузыкального звука (высота, длительность, сила, тембр):
- развитие интеллектуального внимания, как понимание одночастной, двухчастной, трёхчастной форм музыкальных произведений, а также куплетной строфической форм песни (Г.И.Анисимова. Логопедическая ритмика 2 часть С.13)
- автоматизация различных звуковых произношений в сопровождении звучания музыкальных инструментов;
Этапы работы:
Подготовительный этап - работа с методической литературой; подбор музыкального репертуара; разработка конспектов занятий и мероприятий включает в себя представление педагогов о истории возникновения элементарного музицирования в жизни ребёнка, авторах соответствующих методик, их основных положениях. Основоположником системы элементарного музицирования является немецкий педагог К.Орф. В настоящее время его идеи поддерживает и развивает Т.Э.Тютюнникова (кандидат Искусствоведения, лауреат премии «Грант Москвы», орф- педагог, автор программы «Элементарное музицирование».
Подбор музыкального материала и разработка конспектов занятий идёт в системе интеграции работы специалистов – музыкального руководителя логопеда, инструктора физкультуры, воспитателя. Включает в себя методики речевых подвижных игр, игр со стихами, игр на развитие внимания, мышления, памяти, музыкальных игр с детскими музыкальными инструментами , инсценировки программных песен в сопровождении музыкальных инструментов и др.
Одновременно идёт информирование родителей о пользе и эффективности проведения ритмических игр с музыкальными инструментами в домашних условиях на сайте детского сада в электронных сетях с проведением соответствующих мероприятий в помещении детского сада. Например: «Музыкальная гостинная» на тему «Для радости души музыкальные инструменты хороши». С большим удовольствием ритмические игры с музыкальными инструментами включаются в основные тематические праздники «Осенние ярмарки», «Новый год,», «Праздник мам «8 Марта».
В итоге работы по формированию и обогащению сенсорного опыта старших дошкольников с ТНР ожидаемыми результатами будут развитие познавательного интереса, эмоционально- положительной отзывчивости на общение с сверстниками и взрослыми в результате совместной музыкально- ритмической деятельности, повышение качества речи и успешная коррекция речевых и неречевых нарушений.
Список используемой литературы:
1. Г.И.Анисимова «Логопедическая ритмика». Часть 2. Ярославль 2006г.с.13
2. Т.Э.Тютюнникова «Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа» .М.»2001г.
3. А.В,Дергунская, (кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государтвенного педагогического университета им. А.И.Герцена, г. Санкт – Петербург ) Журнал «Справочник музыкального руководителя» №9, сентябрь 2015г.С.6 )
4) И.В.Груздева(кандидат педагогических наук кафедры педагогики и методики преподавания Гуманитарно- педагогического института Тольяттинского гос.университета) журнал «Справочник музыкального руководителя» №12, декабрь 2015г. С.20.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Роль проектно-исследовательской деятельности в обогащении ментального опыта учащихся"
Т.Е. Галатоноваучитель технологии высшей категории МБОУ лицей № 87 имени Л.И. Новиковойпобедитель ПНПО 2009 г. Нижний Новгород Роль проектно-исследовательской деятельности в обогащении ментальног...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И СПОСОБЫ ОБОГАЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.
В статье раскрываются педагогические условия и способы осмысления музыкальных произведений, которые наиболее благоприятствуют обогащению социального опыта учащихся при общении с музыкой в общеобразова...
Проект "Обогащение духовно-нравственного опыта обучающихся через погружение в мир мировой культуры".
Данный проект направлен на решение проблемы развития духовно-нравственной сферы обучающихся в современном технократическом обществе. Проект содержательно показывает как поэтапно добиться поставл...
Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".
Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...
Развитие социальной уверенности у детей с ограниченными возможностями через обогащение сенсорного опыта
Работа представляет собой сборник с заданиями, предназначенными для детей с ограниченными возможностями здоровья...
Методическая разработка. Способы обогащения нравственно-эстетического опыта учащихся на основе личностно ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы.
Уроки русского языка и литературы – это уроки, во время которых учитель может заинтересовать, увлечь, создать условия для развития и реализации творчества каждого ребенка, открыть путь к самовыражению...
Обогащение жизненного опыта ребенка
Обогащение жизненного опыта ребенка...