Мастер – класс: «Методы и приемы по формированию речевого дыхания и коррекции просодической стороны речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями».
презентация к уроку
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания и просодической стороны речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями через освоение игровых упражнений.
Задачи:
- актуализировать значимость правильного речевого дыхания;
- уточнить особенности проведения дыхательной гимнастики при помощи традиционных и нетрадиционных методов и приёмов;
- продемонстрировать и познакомить педагогов через игровые упражнения с методами и приемами на формирование речевого дыхания.
Ожидаемый результат: В результате мастер – класса участники актуализируют знания о значимости речевого дыхания в развитии просодической стороны речи. Расширят представления о традиционных и не традиционных методах и приемах по формированию правильного речевого дыхания через выполнение игр и упражнений.
Материалы и оборудование: компьютер, тренажеры на развитие речевого дыхания («Горячий чай», «Разноцветный дождь», «Одуванчики», «Водолаз»,...), песочный стол с подсветкой (с набором предметных картинок, плоскостных фигур и игрушек), аппарат БОС с программным обеспечением «Комфорт-Лого», презентация к мастер-классу.
Раздаточный материал: Лист бумаги А4, ручка, коробка из –под конфет А4, стакан манной крупы, стакан и трубочка для коктейля, предметная картинка 10х10см, пуговицы, плоскостные фигуры, видео по изготовлению пособия «Одуванчики», полоска цветной бумаги 5х20см, 100мл. воды, воздушный шар, пособие «Одуванчики».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Зеленогорская школа-интернат»
Викулина Оксана Николаевна,
учитель – логопед I квалификационной категории
Мастер – класс: «Методы и приемы по формированию речевого дыхания и коррекции просодической стороны речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями».
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания и просодической стороны речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями через освоение игровых упражнений.
Задачи:
- актуализировать значимость правильного речевого дыхания;
- уточнить особенности проведения дыхательной гимнастики при помощи традиционных и нетрадиционных методов и приёмов;
- продемонстрировать и познакомить педагогов через игровые упражнения с методами и приемами на формирование речевого дыхания.
Ожидаемый результат: В результате мастер – класса участники актуализируют знания о значимости речевого дыхания в развитии просодической стороны речи. Расширят представления о традиционных и не традиционных методах и приемах по формированию правильного речевого дыхания через выполнение игр и упражнений.
Материалы и оборудование: компьютер, тренажеры на развитие речевого дыхания («Горячий чай», «Разноцветный дождь», «Одуванчики», «Водолаз»,...), песочный стол с подсветкой (с набором предметных картинок, плоскостных фигур и игрушек), аппарат БОС с программным обеспечением «Комфорт-Лого», презентация к мастер-классу.
Раздаточный материал: Лист бумаги А4, ручка, коробка из –под конфет А4, стакан манной крупы, стакан и трубочка для коктейля, предметная картинка 10х10см, пуговицы, плоскостные фигуры, видео по изготовлению пособия «Одуванчики», полоска цветной бумаги 5х20см, 100мл. воды, воздушный шар, пособие «Одуванчики».
Ход мастер – класса:
Время. | Теоретическая часть | Практическая часть. Сл.1 Презентация – заставка. |
30 сек | Здравствуйте, коллеги. Приглашаю Вас на мастер-класс, направленный на овладение некоторыми методами и приемами по развитию речевого дыхания и коррекции просодической стороны речи. | Сл.2 Цели и задачи |
2 мин. | Как вы считаете, что является основой четкой интонационно – выразительной речи? На экране варианты ответов. Прошу выбрать и написать в чат правильный, обозначенный соответствующей буквой Верно, дыхание и развитие просодической стороны речи является основой четкого интонационно выразительного высказывания. Поэтому одним из наиболее эффективных методов коррекции речевого дыхания и просодической стороны речи – это дыхательная гимнастика, в ходе которой вырабатывается диафрагмальное дыхание, а так же продолжительность, сила и правильное распределение выдоха. | Сл.3 Варианты ответа: А) дыхание и просодика; Б) фонематический слух; В) артикуляционный аппарат. |
30сек | Так как в школе-интернате дети с интеллектуальными нарушениями, то для них важно использовать игровые приемы с опорой на все анализаторы: визуальные, тактильные, слуховые ощущения. Поэтому в своей профессиональной деятельности использую традиционные и не традиционные методы и приемы для формирования правильного дыхания и развития просодической стороны речи. | Сл.4.Фото детей с ИН (особенности) |
7 мин | Возьмите чистый лист, напишите на нем, из каких фаз состоит дыхание? Надеемся, что это выглядит так… Физиологически важен и первый и второй процесс. В ходе оргмомента занятия, мы выполняем упражнения на тренировку вдоха для активизации работы головного мозга, помня об ограничениях в зависимости от состояния здоровья обучающихся. Во время мастер – класса вы можете дополнять свои листы, оформить их как памятку. Следует помнить о том, что необходимо соблюдать определенную технику выполнения упражнений, посмотрите на слайд. Прошу приготовиться к выполнению упражнения, но т.к мы находимся в режиме онлайн-то выполнять упражнения будем сидя. Все молодцы. Продолжим выполнять дыхательные упражнения. Следующее упражнение называется «Горячий чай». Это упражнение тренирует направление воздушной струи. Дуть можно не только на горячий чай, но и задувать свечу, сдувать перышко, одуванчик, снежинку и т.д. Можете взять полоску бумаги, представьте, что это горящая свеча. Нужно подуть на огонек горящей свечи так, чтобы не задуть ее, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку. «Буря в стакане». Это упражнение тренирует сильный целенаправленный выдох. Перед данным упражнением мы тренировались на лёгких предметах. Это могут быть шарики из ваты, бумаги и другого лёгкого материала. Далее упражнение усложнили при помощи жидкого материала. Возьмите стакан с приготовленной Вами жидкостью, это может быть сок, морс, питьевая вода. Возьмите коктейльную трубочку. Вдыхаем воздух через нос, а через трубочку выдыхаем в воду так, чтобы получилась буря. Молодцы, у всех лютая буря в стакане. Далее Мы будем с вами археологами, искать зарытый клад. Возьмите приготовленную вами расширенную ёмкость с песком или манкой, коктейльную трубочку. Вы должны подуть на песочек так, чтобы сдувая песок, мы нашли, что там спрятано. Сейчас мы увидим у кого, что в песке или манке. У Марины вижу картинку…. Молодцы, все клад нашли. Игры с песком могут быть разнообразными и придумывать сюжеты возможно разные, как самостоятельно, так и совместно с ребёнком. Например, «Дорога к другу», на песке расставляем две игрушки. Плавной струей нужно образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой. Так же можем усложнять задание, двигать один предмет струёй воздуха к другому. Можем спрятать в песок плоскостные геометрические фигуры, которые дети с помощью выдоха находят и называют, какую фигуру нашли. Следующее упражнение называется «Одуванчики». Вам было дано домашнее задание, сделать из бумаги одуванчики. Покажите, какие одуванчики у Вас получились. Это упражнение можно выполнять как на индивидуальных занятиях, дуть целенаправленной сильной воздушной струёй на одуванчик. Подуйте на него. Молодцы у всех одуванчик крутится. Так же можно играть с ним в паре. Один дует и крутит одуванчик в одну сторону, другой ребёнок дует и крутит одуванчик в другую сторону. Данную игру можно усложнить. Так как одуванчик крутится, мы можем его превратить в карусель. Поместим на него предметы, например пуговицы в форме животных. Это будет затруднять вращение карусели, таким образом, дыхание будет развиваться еще интенсивнее. Это мы говорили о дыхании, но просодическая сторона речи состоит ещё: - сила голоса; - тембр голоса; - интонационная выразительность (эмоции); - ритмическая сторона речи. Тренируем через физ минутки, сказки, сказочные минутки. Например, сказка «Три медведя» тренирует интонационно – выразительную сторону речи. Физ минутка «Вороны» тренирует силу голоса. “Вороны” Упражнение на отстукивание определенного ритма тренирует ритмическую сторону речи. На экране вам представлено несколько вариантов ритмического рисунка, я продемонстрирую с помощью палочек вам один из них, а вы напишите в чате цифру, под которой находится тот ритмический рисунок, который я озвучила. Молодцы. Данные игровые упражнения доступны для применения и в домашних условиях, чтобы закреплять навык формирования правильного речевого дыхания. Родители могут самостоятельно или с детьми изготовить подобные пособия. | Сл5. Основные фазы дыхания: вдох и выход |
Сл.6 Техника выполнения упражнений (лежа, стоя и сидя): -воздух набирать через нос -плечи не поднимать -выдох должен быть длительным и плавным -губы при выдохе немного открыты («трубочкой»); необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками). осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи) Сл.7 «Горячий чай» Сл.8 «Буря в стакане» Сл.9 «Археологи» Сл.10 «Одуванчики» Сл 11 «Ритм» Сл 12 «Пособия» Демонстрация изготовленных пособий собственноручно. | ||
3мин | Так же в работе применяю аппарат Биологически Обратной Связи (БОС) с программным обеспечением компьютерной системы «Комфорт ЛОГО». Который измеряет показатели тела специальными датчиками и обрабатывает компьютерной программой. Дыхательная гимнастика по методу БОС уникальна тем, что ребёнок сознательно участвует в процессе оздоровления организма. Он учится управлять дыханием с помощью увлекательных игр на компьютере. Принцип работы аналогичен действию с воздушным шариком. Вдох через нос, плавный, длительный выдох через рот, надувая шарик. Надувающийся воздушный шарик представляет собой эффект биологически обратной связи, чем лучше сформировано дыхание, тем больше шарик. Так же еще одно из упражнений по методу Стрельниковой представляет собой эффект БОС. Прозрачная бутылка с водой, в которой плавает пипетка. Силой рук, при этом выполняя дыхательные упражнения, ребёнок ее либо поднимает вверх, либо опускает вниз, либо поднимает или опускает до определенного уровня, который обозначает логопед. | Сл 13 «Комфорт-Лого» фрагмент Видеоролика. |
2мин | Подведём итог нашего мастер- класса. Основой формирования правильного речевого дыхания и просодической стороны речи является правильное речевое дыхание. Его мы корригируем при помощи традиционных и не традиционных методов и приёмов, примеры которых мы с Вами проработали и их названия представлены на слайде. Видела, что Вы отмечали для себя некоторые моменты нашего занятия. Предлагаем ещё вам чек-лист с описанием этих упражнений и некоторыми приемами работы. Ответьте в чате под определенной цифрой то, как вы оцениваете значимость для вас мастер-класса: 5-очень ценно, все записала; 4-полезно, кое-что было новое для меня; 3-знаю, применяю, можем обменяться; 2-ценного мало, но общение приятно; 1-нет ничего ценного для меня. Спасибо за позитивный настрой и продуктивную работу!!! | Сл 14 «Итог»
Демонстрация чек-листа, размещен на сайте, ссылка https://nsportal.ru/albom/2020/06/01/chek-list-treniruem-dyhanie-uluchshaem-rech Рефлексия в чате |
1-2 мин | Самоанализ мастер-класса |
Самоанализ мастер – класса «Методы и приемы формирования речевого дыхания и коррекции просодической стороны речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями».
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания и просодической стороны речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Задачи:
- актуализировать значимость правильного речевого дыхания;
- уточнить особенности проведения дыхательной гимнастики при помощи традиционных и нетрадиционных методов и приёмов;
- продемонстрировать и познакомить педагогов через игровые упражнения с методами и приемами на формирование речевого дыхания.
Ожидаемый результат: В результате мастер – класса участники актуализируют знания о значимости речевого дыхания в развитии просодической стороны речи. Расширят представления о традиционных и не традиционных методах и приемах по формированию правильного речевого дыхания через выполнение игр и упражнений.
Поставленная цель и задачи решены в полном объёме. Все этапы мастер – класса выполнены, продемонстрированы, отработаны совместно с участниками мастер – класса. Обратная связь с коллегами производилась в чате, при помощи тестовых заданий и вопросов, оценки результатов деятельности участников, рефлексии по итогам мастер-класса. Развивающий эффект мастер-класса пролонгирован чек-листом 3упражнений, приемами работы с ними и описанием модификаций одного из них. Ссылка на чек-лист https://nsportal.ru/albom/2020/06/01/chek-list-treniruem-dyhanie-uluchshaem-rech
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1" - 2 3 4 5 i повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания и просодической стороны речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. - - актуализировать значимость правильного речевого дыхания; - уточнить особенности проведения дыхательной гимнастики при помощи традиционных и не традиционных методов и приёмов; - продемонстрировать и познакомить педагогов через игровые упражнения с методами и приемами на сформирование речевого дыхания. Цель Задачи
1 2 4 5 з Особенные дети-особенный подход
1 2 3 5 4 Дыхание носом Дыхание ртом Комбинированное дыхание носом и ртом Вдох — носом, выдох — ртом Вдох — ртом, выдох — носом Вдох и выдох Фазы дыхания Методыдыхания
воздух набирать через нос, -плечи не поднимать, -выдох должен быть длительным и плавным, -губы при выдохе немного открыты («трубочкой»). Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками). Осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи). 1 2 3 4 Техника 5
7 8 9 10 6 «Горячий чай»
6 7 8 10 9 «Одуванчики»
6 7 n« 8 9 ю Комфорт ЛОГО
1. « Горячий чай» (свеча, перышко и т.д.) 2. «Буря в стакане». 3. «Археологи». 4. «Одуванчик» - «Карусель». 5. «Комфорот - Лого». 6. Упражнения на силу голоса, интонационную выразительность, ритм. Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией.
Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией....
Коррекция просодической стороны речи у детей с дизартрией.
Презентация. Коррекция просодической стороны речи....
Статья на тему « Формирование познавательных действий на уроках письма и развития речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в специальной коррекционной школе, с использованием технологий ИКТ и модульного обучения»
Цель работы: познакомить с приемами преодоления психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, направленными на формирование познавательных действий в процессе уроков...
Мастер - класс с родителями «Работа над развитием речевого дыхания»
Цель: данного мероприятия: повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.Задачи:Информировать родителей о видах дыхания, о значении речевого дыхания;Познакомить с...
Психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха на коррекционно-развивающих занятиях по музыкальной стимуляции
Данные психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха разработаны с учётом методологического подхода к коррекционно-развив...
АООП УО (Вариант 1) по формированию речевого слуха и коррекции произносительной стороны речи. 1 класс
Адаптированная основанная общеобразовательная программа по логопедии для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) по формированию речевого слуха и коррекци...
Мастер-класс "Использование коммуникативных приемов в качестве речевой зарядки на олимпиаде по английскому языку (устная часть)"
Презентация поможет подобрать приемы для речевой зарядки на уроке английского языка...