Мастер - класс с родителями «Работа над развитием речевого дыхания»
консультация на тему

Рита Салаватовна Абдуллина

Цель: данного мероприятия: повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

  1. Информировать родителей о видах дыхания, о значении речевого дыхания;
  2. Познакомить с правилами выполнения дыхательной гимнастики.
  3. Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания;
  4. Упражнять родителей в умении самостоятельно изготавливать дидактическое пособие для развития у детей сильной, целенаправленной воздушной струи.

Оборудование: игры и пособия, используемые для развития речевого дыхания у детей (вертушки, «Забей мяч в ворота», «Волшебные палочки», «Интересные салфетки»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс с родителями

«Работа над развитием речевого дыхания»

Цель: данного мероприятия: повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

  1. Информировать родителей о видах дыхания, о значении речевого дыхания;
  2. Познакомить с правилами выполнения дыхательной гимнастики.
  3. Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания;
  4. Упражнять родителей в умении самостоятельно изготавливать дидактическое пособие для развития у детей сильной, целенаправленной воздушной струи.

Оборудование: игры и пособия, используемые для развития речевого дыхания у детей (вертушки, «Забей мяч в ворота», «Волшебные палочки», «Интересные салфетки»).

Раздаточный материал: зеленая цветная бумага, ножницы, клей, втулки от туалетной бумаги, розовая гофрированная бумага, маленькие круги черного и белого цвета для глаз.

Ожидаемые результаты:

  • родители приобретают компетентность в вопросах развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста,
  • у родителей сформированы представления о значимости развития речевого дыхания в коррекции речевых нарушений у детей;
  • родителям даны практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания;
  • родители усвоили практический опыт в умении самостоятельно изготавливать дидактическое пособие для развития дыхания.

Ход мастер-класса

Организационный момент

Взаимное приветствие родителей и педагога.

Сообщение темы мастер-класса

 Отгадайте загадку. Что невозможно удержать и десяти минут, хотя оно легче пёрышка? (Дыхание)

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия при работе с детьми с речевыми нарушениями.

В чем отличие речевого дыхания от физиологического? Физиологическое дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.

В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем – длинный звуковой выдох.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длинного выдоха, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи.

Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу после выдоха. Расслабление должно происходить постепенно по мере надобности, подчиняясь нашей воле. Для выработки такого типа дыхания ниже будут даны учебно-тренировочные упражнения по развитию и укреплению диафрагмы, брюшных и межреберных мышц.

Этапы работы над дыханием с дошкольниками

Первый этап.

Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.

Ребенка учат вдыхать « полный живот» воздуха, а затем плавно и медленно выдыхать ( 3 – 15 раз подряд 3 раза в день).

Второй этап.

Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

Для развития продолжительного плавного выдоха рекомендуются следующие упражнения:

«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».

«Ветерок кружит листочки». Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек.

«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда вата полетит вверх.

 «Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя.

Для  выработки правильного направления воздушной струи по средней линии языка ребенка при выполнение вышеизложенных игр просят дуть с высунутым кончиком языка.

При этом необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Воздух набирать через нос, плечи не поднимать.
  2. Выдох должен быть длительным, плавным.
  3. Необходимо следить, чтобы ребенок не надувал щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками).
  4. Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений (нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению).

Третий этап.

Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков, слогов, фраз.

Работа на данном этапе проводится последовательно. Сначала происходит распределение выдоха в процессе речи, а потом – добор воздуха.

Распределение выдоха заключается в овладении умением сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки. Специальные упражнения проводятся с применением слогов. Для этого используется прием их наращивания. Они должны быть составлены с одним из согласных звуков, сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными. Слоги произносятся громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании. Постепенно их количество увеличивается. Затем навыки произнесения слогов на одном выдохе переносятся на слова, словосочетания и предложения. Удлинение цепочки на один слог или слово зависит от тяжести речевого дефекта у ребенка. Все упражнения необходимо выполнять 3 раза в день по 5 – 8 минут.

Дыхательная гимнастика в домашних условиях

  1. «Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
  2. «Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
  3. «Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».
  4.  «Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями.
  5. Игра на музыкальных инструментах (дудочка, губная гармошка). 

Практическая часть. Изготовление дидактического

 пособия «Дракончик».

1.Взять втулку от туалетной бумаги, обклеить ее зеленой цветной бумагой.

2.Сделать из черного и белого цвета глаза

3.Приклеить их к голове дракона.

4. Полоски гофрированной бумаги нарезать на тонкие полоски и склеить их между собой с одной стороны.

5. Приклеить язык во внутреннюю часть втулки. Дракончик готов!

Играйте с детьми с удовольствием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей "Музыкально - ритмическое развитие дошкольников"

В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей дошкольного возраста. Явление это не случайное и связано, прежде всего, с пониманием самоценности этого периода д...

Презентация к мастер-классу для родителей на тему "Развитие лексико-грамматического строя речи детей у детей дошкольного возраста".

В презентации выделены основные аспекты формирования лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста. Приводятся примеры игр и упражнений, способствующих усвоению грамматических категори...

Мастер класс для родителей с детьми «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида «Солнышко» Мастер класс для родителей с детьми«Развитие творческих способностейв изобразительной де...

«Необходимость формирования речевого дыхания у детей» Мастер класс по изготовлению логопедической игры на развитие речевого дыхания «Зоопарк»

Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи выраб...

Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей с помощью Су-джок массажеров"

Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей с помощью Су-джок массеров"...

Работа по развитию речевого дыхания

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Как развивать речевое дыхание? Об этом вы узнаете в статье ......

Мастер – класс: «Методы и приемы по формированию речевого дыхания и коррекции просодической стороны речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями».

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания и просодической стороны речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями через освоение игровых упражнений.Задачи:- акту...