Статья на тему « Формирование познавательных действий на уроках письма и развития речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в специальной коррекционной школе, с использованием технологий ИКТ и модульного обучения»
статья на тему
Цель работы: познакомить с приемами преодоления психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, направленными на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развития речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья на тему
« Формирование познавательных действий на уроках письма и развития речи»
Цель работы: познакомить с приемами преодоления психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, направленными на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развития речи.
Психологическая интерференция – это ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате наложения нового, сходного с ним. Психологическая интерференция препятствует успешному усвоению нового материала. Мне, как учителю русского языка, постоянно приходится сталкиваться с этим явлением при формировании грамотного письма. Ученики легко усваивают лишь частное правило. Трудности начинаются тогда, когда на тот же опознавательный сигнал накладывается новая информация в виде сложного, громоздкого правила.
Детям с нарушением интеллекта очень сложно извлечь нужное из бесчисленного потока информации.
Какие приемы преодоления психологической интерференции можно использовать?
Прием 1.
Каждое правило представляется в виде схемы из 3-х шагов. Это позволяет легко запомнить порядок ее применения. Хорошо, когда алгоритм применения правила рифмуется и сопровождается рисунком, в котором в образах воспроизводится порядок применения правила.
Например, сводное правило «Мягкий знак после шипящих» помогают удержать в памяти рифмовка и иллюстрации.
При таком изучении материала активизируются зрительный, речедвигательный анализаторы. Забавные картинки делают учебный материал интересным и занимательным.
Прием 2- это графическое объяснение орфограммы. Оно позволяет надежно удержать ее в памяти. Подключается сразу 4 вида памяти:
а) эмоциональная. Забавные, смешные картинки вызывают у ребят повышенный интерес, положительные эмоции при усвоении данного правила;
б) речедвигательная. Внешнее проговаривание, по-научному - кинестезия;
в) зрительная. Вы запоминаете опознавательный сигнал орфограммы и условия выбора написания;
г) логическая. Выделяя орфограмму, вы внутренне проговариваете правило. И дверь в долговременную память открыта.
Рассмотрим пример. «Правописание букв ы-и после ц».
В данном случае психологическая интерференция возникает вследствие того, что несколько правил входит в состав обобщенного. Мы находим способ решения орфографической задачи: выбор написания зависит от того, где находится орфограмма: в корне или за корнем.
Работаем со схемой
Выделяем корень слова. Если орфограмма в корне, пишется и: цирк, панцирь. И пишется также в словах на –ция: электростанция, традиция.
За корнем (кроме -ция) надо писать ы: птицы, куцый, сестрицын.
Необязательно выделять суффикс и окончание, достаточно только убедиться, что орфограмма находится за корнем. Это поможет удержать правило в памяти.
Исключения заучиваем предложением: « Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц!» - и наглядно закрепляем составлением рисунка с этими словами. Иногда достаточно легкой ассоциации – и проблема интерференции снимается полностью.
Переходим к следующей обобщенной теме «Орфограммы в окончаниях».
27% ошибок, допускаемых обучающимися в письменных работах, приходится на орфограммы в окончаниях.
Причина объясняется сложностью алгоритма применения правила.
1-ый блок.
Буквы е и и в окончаниях имен существительных
Вспомогательное правило учит проверять е/и в окончаниях, минуя категорию падежа, и рекомендует определять гласную в окончаниях существительных 1-го склонения по аналогии с ударным окончанием слова «река», во 2-ом склонении всегда писать е, в 3-ем – и. Это снимает страх забыть или перепутать орфографические правила.
2-ой блок.
Практический способ проверки окончания имен прилагательных основан на совпадении окончания вопроса «какой?» и окончания проверяемого прилагательного. Это дает возможность проверять падеж окончания методом аналогии: какое окончание в вопросе, такое и в слове (кроме И.п., м.р., ед.ч.): осень (какую?) раннюю.
3-ий блок.
При изучении окончаний глаголов используем алгоритм.
Он состоит из 3-х шагов.
Алгоритм применения правила
1. Поставить глагол в начальную форму (что (с)делать?):
ll спр. l спр.
На -Ить + 11 гл.- искл. - НЕ на -Ить + брить, стелить –
в окончании в окончании
И, АТ, ЯТ Е, УТ, ЮТ
Образец рассуждения:
Кле..м – надо поставить глагол в начальную форму: что делать? Клеить – на
-ИТЬ, в окончании – И, клеим;
Ла..т – что делать? – лаять – не Ить, в окончании Е – лает;
Пил..т – что делать? – пилить – на -Ить, в окончании И - пилит;
Они кос..т – что делать? – косить – на -Ить, окончание – ЯТ – косят;
Они шепч..т – что делать? – шептать – не Ить – надо писать УТ – шепчут.
При желании воспользуемся рифмованным алгоритмом-помощником:
Как окончанье глагола узнать?-
Начальную форму глаголу придать.
Если -ить в конце услышишь -
И, - ат, - ят в глаголах пишешь.
Не на – ить, - запомни: тут
В окончанье е, -ут, -ют.
Глаголы-исключения запоминаем по рифмованному правилу, которое стало школьным фольклором:
Гнать, держать, дышать, зависеть,
Видеть, слышать и обидеть,
И еще терпеть, вертеть,
Ненавидеть и смотреть.
Вы запомните, друзья,
Их на е спрягать нельзя.
Этот мнемотехнический прием запоминания поможет удержать информацию в долговременной памяти.
При изучении темы «Правописание приставок» рифмованное правило способствует быстрому запоминанию и помогает оперативно проверить орфограмму.
Изменяемые приставки на з//с.
В приставках из-, воз-, через-, раз- и без-, низ-
Всегда перед звонкими пишется з.
А если с глухою приставка встречается,
Концовка приставки на с изменяется.
Чтобы не ошибиться в написании приставок пре- и при-, необходимо различать их значения.
Предлагаем воспользоваться рифмованным алгоритмом применения обобщенного правила.
Пре- или при- ?
На значенье смотри:
Близость, чуть-чуть, -
Значит, пишем при-.
На пере- иль очень
Возможна замена –
Пре- в этом слове
Пиши непременно!
Четкая и лаконичная рифмованная формулировка облегчит запоминание.
В коррекционной школе, где педагогические усилия необходимо направить на формирование практических навыков грамотного письма и одновременно ограничить объем изучаемого материала, разгрузить память, обучение орфографии путем преодоления интерференции перспективно.
Таким образом, данные приемы помогают облегчить восприятие изучаемого материала и обеспечивают его практическую направленность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида"
Результаты исследований показали, что используя рабочую тетрадь для учащичся "Лексико - орфографические упражнения и задания при изучении словарных слов" при обучении письму и развитию речи поср...
Интегрированный урок чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март».
Конспект интегрированного урока чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март»....
Доклад на тему: "Преодоление психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе" с использованием ИКТ и модульного обучения
Цель работы: познакомить с приемами преодоления психологический интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, направленными на формирование познавательных действий в процессе уроков...
Словарная работа на уроках письма и развития речи, для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Использование разнообразных методов, приемов, форм работы над словарными словами активизирует умственную деятельность учащихся и повышает интерес к изучению словарных слов. Использование разнообразных...
Презентация Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
«Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...
Презентация Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
«Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...
Мастер – класс: «Методы и приемы по формированию речевого дыхания и коррекции просодической стороны речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями».
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания и просодической стороны речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями через освоение игровых упражнений.Задачи:- акту...