РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Психокоррекционные занятия 5-7 кл
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» предназначена для учащихся 5-7 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnye_zanyatiya_5-7_klass_2022-2023_uch.god_.doc | 269.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
«Психокоррекционные занятия»
2022-2023 учебный год
Разработал: Варнавская Марина Михайловна
Г. КОТОВО, 2022
- Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся 5-7 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;
3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
4. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Котовская школа-интернат», вариант 1, 2016.
5. Устава ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
6. Годового учебного календарного графика ГКОУ «Котовская школа-интернат» на текущий учебный год.
Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается не подготовленной к интеграции в социально – экономическую жизнь. Вместе с тем результаты исследований и практик свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются глубокие знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка на всех возрастных этапах.
Дети с интеллектуальной недостаточностью особенно нуждаются в целенаправленном обучении, они не усваивают общественный опыт спонтанно. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.
Основной целью данной программы является:
Формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности, повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, а так же оказание помощи умственно отсталым детям на основе создания оптимальных возможностей и условий проявления личностного потенциала ребенка.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью:
- развитие пространственного восприятия;
- коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения, объема внимания;
- развитие мелкой моторики;
- развитие памяти (зрительной, слуховой);
- опосредованного запоминания
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие мышления.
- развитие мыслительных операций;
- развитие понятийного мышления;
- развитие воображения;
- Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам.
- Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог.
- Повышение мотивации к учебной деятельности.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» направлена на коррекцию и развитие высших психических функций воспитанников 5-9 классов. В данной программе уменьшается количество упражнений и игр, направленных на развитие моторики и сенсомоторных процессов, имеющих большое значение в развитии познавательной сферы учащихся начальной школы. Вместе с тем много внимания уделяется играм и упражнениям, направленным на формирование коммуникативных навыков. Умственно отсталые подростки часто испытывают сложности при установлении контакта с собеседником, при необходимости передать или принять информацию. Такие умения нужны в обучении, профессиональном становлении, личном общении.
Содержание плана будет последовательно реализовываться по четырем учебным четвертям. Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
Критериями количественно и качественной оценки результатов обучения будет отслеживание уровня психических процессов учащихся, успеваемости по учебным предметам.
Программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» составлена с учетом специфики психического развития детей с нарушениями интеллекта. В её основе лежат требование по усвоению знаний, умений и навыков, определяемых требованиями программно – методических материалов коррекционно – развивающего обучения умственно отсталых детей. Включает в себя: Упражнения и игры по развитию навыков общения, сплочения детского коллектива. Игры и упражнения на развитие моторики, ощущений, воображения, мышления, внимания, памяти, произвольности, на развитие пространственных представлений, внутреннего плана действий. Так же использование на занятиях учебного материала (из школьной программы). Это стихотворения, тексты по чтению, счетный материал, выполнение грамматических заданий по письму, другие задания из школьной программы. Данные виды работ помогут осуществлению целенаправленной, дифференцированной коррекции познавательных психических процессов учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Такая комплексная психолого-педагогическая задача обеспечит усвоение не только совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и поможет сформулировать у учащихся представление об общественных приемах и способности выполнения различных действий, что в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.
На занятиях коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» уточняется значение новых понятий, слов, продолжается работа над текстом, пословицами и поговорками, образными выражениями, разбираются тексты об природных явлениях, образе жизни людей, зверей, птиц, внешнем виде, что предусматривает тесное взаимодействие с учебными предметами, такими как русский язык, чтение, мир вокруг, естествознание, математика, культура поведения, изобразительное искусство, социально - бытовая ориентировка, трудовое обучение.
Программа содержит три этапа:
- Этап психодиагностики (на начало)
- Этап практический (проведение коррекционных занятий).
- Этап психодиагностики (конец года)
Диагностическая работа предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития ребенка. В плане развития личности она необходима для обеспечения контроля за динамикой этого развития, предупреждения возможных отклонений, определения программы работы с обследуемыми детьми с целью оптимизации условий этого развития, оценки эффективности психолого – педагогических мероприятий и т.п.
Системные психолого-педагогические исследования дают основание рассматривать развитие как сложный структурный, разноуровневый и противоречивый процесс, отражающий как общечеловеческие, так и индивидуальные особенности, и возможные отклонения в социально – психологическом становлении личности ребенка. Выраженность отклонений в развитии определяется состоянием основных психических образований: интеллекта, памяти, речи, мотивации, воли, а также сформированностью механизмов произвольной саморегуляции и межличностного взаимодействия. Одним из объективных показателей неблагополучия в психическом развитии, становлении личностных качеств ребенка является школьная успеваемость и поведение.
Принципы построения коррекционных занятий заключаются в моделировании ситуаций, демонстрирующих недостаточную успешность деятельности ребенка в соответствии с изначально присущими ему поведенческими стереотипами, и демонстрации результатов, свидетельствующих о возможности повышения эффективности, успешности этой деятельности при их изменении.
Чтобы обеспечить эффективную коррекционную работу, важно обеспечить положительную мотивацию участия ребенка в предлагаемой взрослыми деятельности. Выполнение данного требования является решающим в организации всей коррекционной работы.
3. Место коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Срок реализации программы рассчитан на 1 год: с 01.09.2022 г. по 29.05.2023 г.
Коррекционный курс | Количество часов за год | ||
5 класс | 6 класс | 7 класс | |
Психокоррекционные занятия | 33 | 34 | 34 |
Итого: | 33 | 34 | 34 |
4.Содержание коррекционного курса.
Создание коррекционных условий для развития познавательных функций и личностных особенностей.
Развитие произвольного внимания.
Развитие и совершенствование всех видов сенсорной и словесной логической памяти.
Развитие речевого внимания.
Развитие мышления, формирование мыслительных процессов и операций.
Воспитание речевой и мыслительной активности.
Развитие и совершенствование общей моторики, мелкой моторики рук, совершенствование имеющейся у обучающихся воспитанников речи.
Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
Воспитание артикуляционных навыков, обучение грамоте, развитие связной речи.
5. Личностные и предметные планируемые результаты освоения
коррекционного курса
Личностные результаты
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию.
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- стремление реализовать свой творческий потенциал,
- чувство единства, умение действовать согласованно;
- готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
- целостная психолого-педагогическая культура;
- устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
- основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
- адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
- адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
- нравственно-моральные качества,
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательными для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- анализировать текст познавательной задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данное и искомое;
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- выбирать наиболее эффективный способ решения;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи, использовать его в ходе самостоятельной работы;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные
- применять изученные способы учебной работы и разнообразные приёмы для работы с головоломками;
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
- анализировать расположение деталей в исходной конструкции
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
- работать самостоятельно в парах, в группах;
- уметь выделять существенные элементы, части;
- уметь устанавливать закономерности, находить сходства – различия, тождество, соотносить часть – целое, сравнивать по существенным признакам, выделять четвертый лишний предмет и др.;
- уметь ориентироваться во времени и в пространственных представления;
- уметь выделять основное в содержании части или рассказа в целом, определить с помощью учителя смысл прочитанного;
- уметь передать свое отношение к поступкам или событиям;
- уметь применять средства выразительности;
- понимать чувства и переживания окружающих людей.
Достаточный уровень:
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием
- выявлять закономерности;
- устанавливать положительный эмоциональный контакт;
- использовать навыки невербального и вербального общения;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- увеличить скорость и гибкость мышления
- концентрировать, переключать своё внимание;
- развивать свою память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
- уметь копировать, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения
программы коррекционного курса
Оценка достижения планируемых предметных и личностных результатов курса «Психокоррекционные занятия» - поощрение и стимулирование работы ученика, осуществляется с использованием только качественной оценки (словесные похвалы; предметы, входящие в круг интересов ребенка).
В целом оценка достижения обучающимися предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
7. Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Основная деятельность учащихся с учетом программы развития | |
5А1 ср | 5Б1 чет | ||||
I четверть | |||||
1 | Обследование уровня сформированности когнитивных процессов у обучающихся на начало учебного года | 1 | |||
2 | Коррекция и развитие внимания и его свойств. Игры и упражнения на развитие зрительного внимания | 1 | |||
3 | Игры и упражнения на развитие произвольного внимания | 1 | |||
4 | Игры и упражнения на развитие слухового внимания | 1 | |||
5 | Игры и упражнения на развитие устойчивости внимания | 1 | |||
6 | Развитие концентрации внимания. | 1 | |||
7 | Развитие распределения и переключения внимания. | 1 | |||
8 | Развитие объема внимания. | 1 | |||
II четверть | |||||
9 | Коррекция и развитие пространственного восприятия и воображения Развитие зрительного восприятия | 1 | |||
10 | Развитие слухового восприятия. | 1 | |||
11 | Развитие пространственного восприятия. | 1 | |||
12 | Развитие тактильного восприятия. | 1 | |||
13 | Развитие воображения. | 1 | |||
14 | Развитие эмоциональности и творческого воображения. | 1 | |||
15 | Развитие творческого воображения. | 1 | |||
16 | Развитие воображения. Развитие художественного восприятия. | 1 | |||
III четверть | |||||
17 | Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций Развитие способности обобщать и классифицировать объекты | 1 | |||
18 | Развитие логического мышления | 1 | |||
19 | Развитие способности выделять существенные признаки | 1 | |||
20 | Развитие способности выделять существенные признаки | 1 | |||
21 | Развитие гибкости мышления | 1 | |||
22 | Развитие способности систематизации объектов и информации | 1 | |||
23 | Развитие логического мышления, аналитической деятельности | 1 | |||
24 | Развитие уровня обобщения и отвлечения | 1 | |||
25 | Развитие логического мышления, аналитической деятельности | 1 | |||
26 | Развитие способности анализа и синтеза | 1 | |||
27 | Развитие анализа отношения понятий | 1 | |||
IV четверть | |||||
28 | Развитие мышления. Сравнение. Обобщение | 1 | |||
29 | Развитие мышления. Установление логических связей. | 1 | |||
30 | Коррекция и развитие памяти Игры и упражнения на развитие слуховой памяти | 1 | |||
31 | Игры и упражнения на развитие зрительной памяти | 1 | |||
32 | Работа с мнемотаблицами, с текстом | 1 | |||
33 | Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов | 1 |
6 класс
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Основная деятельность учащихся с учетом программы развития | |
6А1 | 6Б1 | ||||
I четверть | |||||
1 | Обследование уровня сформированности когнитивных процессов у обучающихся на начало учебного года | 1 | |||
2 | Коррекция и развитие внимания и его свойств. Игры и упражнения на развитие зрительного внимания | 1 | |||
3 | Игры и упражнения на развитие произвольного внимания | 1 | |||
4 | Игры и упражнения на развитие слухового внимания | 1 | |||
5 | Игры и упражнения на развитие устойчивости внимания | 1 | |||
6 | Развитие концентрации внимания. | 1 | |||
7 | Развитие распределения и переключения внимания. | 1 | |||
8 | Развитие объема внимания. | 1 | |||
II четверть | |||||
9 | Коррекция и развитие пространственного восприятия и воображения Развитие зрительного восприятия | 1 | |||
10 | Развитие слухового восприятия. | 1 | |||
11 | Развитие пространственного восприятия. | 1 | |||
12 | Развитие тактильного восприятия. | 1 | |||
13 | Развитие воображения. | 1 | |||
14 | Развитие эмоциональности и творческого воображения. | 1 | |||
15 | Развитие творческого воображения. | 1 | |||
16 | Развитие воображения. Развитие художественного восприятия. | 1 | |||
III четверть | |||||
17 | Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций Развитие способности обобщать и классифицировать объекты | 1 | |||
18 | Развитие логического мышления | 1 | |||
19 | Развитие способности выделять существенные признаки | 1 | |||
20 | Развитие логического мышления, аналитической деятельности | 1 | |||
21 | Развитие гибкости мышления | 1 | |||
22 | Развитие способности систематизации объектов и информации | 1 | |||
23 | Игры и упражнения на развитие способности выделять существенные признаки | 1 | |||
24 | Развитие уровня обобщения и отвлечения | 1 | |||
25 | Игры и упражнения на развитие гибкости мышления | 1 | |||
26 | Развитие способности анализа и синтеза | 1 | |||
27 | Развитие анализа отношения понятий | 1 | |||
IV четверть | |||||
28 | Развитие мышления. Сравнение. Обобщение | 1 | |||
29 | Развитие мышления. Установление логических связей. | 1 | |||
30 | Коррекция и развитие памяти Игры и упражнения на развитие слуховой памяти | 1 | |||
31 | Игры и упражнения на развитие зрительной памяти | 1 | |||
32 | Работа с мнемотаблицами, с текстом | 1 | |||
33 | Развитие двигательной памяти | 1 | |||
34 | Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов | 1 |
7 класс
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Основная деятельность учащихся с учетом программы развития | |
7А1 | 7Б1 | ||||
I четверть | |||||
1 | Обследование уровня сформированности когнитивных процессов у обучающихся на начало учебного года | 1 | |||
2 | Коррекция и развитие внимания и его свойств. Игры и упражнения на развитие зрительного внимания | 1 | |||
3 | Игры и упражнения на развитие произвольного внимания | 1 | |||
4 | Игры и упражнения на развитие слухового внимания | 1 | |||
5 | Игры и упражнения на развитие устойчивости внимания | 1 | |||
6 | Развитие концентрации внимания. | 1 | |||
7 | Развитие распределения и переключения внимания. | 1 | |||
8 | Развитие объема внимания. | 1 | |||
II четверть | |||||
9 | Коррекция и развитие пространственного восприятия и воображения Развитие зрительного восприятия | 1 | |||
10 | Развитие слухового восприятия. | 1 | |||
11 | Развитие пространственного восприятия. | 1 | |||
12 | Развитие тактильного восприятия. | 1 | |||
13 | Развитие воображения. | 1 | |||
14 | Развитие эмоциональности и творческого воображения. | 1 | |||
15 | Развитие творческого воображения. | 1 | |||
16 | Развитие воображения. Развитие художественного восприятия. | 1 | |||
III четверть | |||||
17 | Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций Развитие способности обобщать и классифицировать объекты | 1 | |||
18 | Развитие логического мышления | 1 | |||
19 | Развитие способности выделять существенные признаки | 1 | |||
20 | Развитие логического мышления, аналитической деятельности | 1 | |||
21 | Развитие гибкости мышления | 1 | |||
22 | Развитие способности систематизации объектов и информации | 1 | |||
23 | Игры и упражнения на развитие способности выделять существенные признаки | 1 | |||
24 | Развитие уровня обобщения и отвлечения | 1 | |||
25 | Игры и упражнения на развитие гибкости мышления | 1 | |||
26 | Развитие способности анализа и синтеза | 1 | |||
27 | Развитие анализа отношения понятий | 1 | |||
IV четверть | |||||
28 | Развитие мышления. Сравнение. Обобщение | 1 | |||
29 | Развитие мышления. Установление логических связей. | 1 | |||
30 | Коррекция и развитие памяти Игры и упражнения на развитие слуховой памяти | 1 | |||
31 | Игры и упражнения на развитие зрительной памяти | 1 | |||
32 | Работа с мнемотаблицами, с текстом | 1 | |||
33 | Развитие двигательной памяти | 1 | |||
34 | Диагностика уровня сформированности когнитивных процессов у обучающихся на конец учебного года | 1 |
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Учебно-методическая литература:
- Экспериментальная программа. Сборник№5 / Г.М. Касымова – А,2002
- Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. / Л.М. Щипицына, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова. – СПб., 1998
- Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Н.И.Шевандрин. – М., 2001
- Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. / Н.П. Слободяник – М., 2004
- Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. / Л.И. Акатов. – М.,2003
- Практическая психология./ Овчарова Р.В. – М.,2004
- 120уроков психологического развития младших школьников. / Локалова Н.П. – М.,2000
- "Уроки психологического развития в средней школе: 5-6 классы", Н.П. Локалова, -М.,2001 г.
- Дидактические игры в обучении школьников с отклонениями в развитии. / А.А. Катаева, Е.А.Стребелева. – М.,2001
- Психологические игры для старшеклассников./ Т. Бедарева, А.Грецова. – СПб.,2008
- Психологическая диагностика отклонений в развитии детей. Методическое пособие./ Л.М. Шипицыной. – СПб.,2004
- Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие. /Под ред. В.И. Селиверстова. – М.,2003
- Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. Обучение и развитие детей школьного возраста.— В кн.: Избранные психологические исследования. - М., 1956.
- 3амский X. С. История олигофренопедагогики. - Ч.1. - М, 1974.
- Замский X. С. Л. С. Выготский и олигофренопедагогика. \\ Дефектология. – 1971. - № 6.
- Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. Введение. - М., 1965.
- Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963.
- Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. – Гл. 1. - М., 1962.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника - М., 1979.
- Блейхер В. М. Психологическая диагностика интеллекта и личности. - Киев, 1976.
- Мерлин В. С. Сборник задач по общей психологии. - М., 1974.
- Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М, 1998.
Учебно-практическое оборудование:
-коррекционно-развивающие пособия;
-дидактический раздаточный материал для обеспечения прохождения разделов программы;
-учебные пособия по развитию устной и письменной речи, математических представлений;
-цифровые образовательные ресурсы.
Технические средства: компьютер, колонки, принтер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Психокоррекционные занятия с детьми 7 вида"
Цель коррекционной работы – коррекция познавательной сферы учащихся с особенностями в развитии....
Рабочая программа "Психокоррекционные занятия с детьми 7 вида"
Цель программы: оказание помощи подросткам в получении развития, соответствующего их способностям и возможностям, в процессе обучения и воспитания в средней школе....
Программа психокоррекционных занятий с психологом для учащихся 1 - 4 классов с ОВЗ (ЗПР вариант 7.1)
В программе представлено теориетическое основание для разработки программы психокоррекционных занятий с психологом учащихся начальной школы с ОВЗ (вариант 7.1). Определен...
Рабочая программа «Психокоррекционных занятий» для обучающихся с ОВЗ 6-9 классы Класс:6-9
Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию внимания формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. ...
Программа психокоррекционных занятий для обучающихся с ОВЗ 1 (дополнительный) класс
Программа разработана на 66 часов. В 1 дополнительный класс приходят ученики, которые обучались ранее в 1 классе: либо по программе 7.2, либо по общей программе, где обнаружили невозможность справитьс...
Программа психокоррекционных занятий для обучающихся с ОВЗ 5-7 класс
Программа расчитана на 34 часа. Вариант 1, для детей с легкой умственной отсталостью...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Психокоррекционные занятия 1-4 кл
Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» предназначена для учащихся 1-4 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариа...