Рабочая программа "Психокоррекционные занятия с детьми 7 вида"
рабочая программа (5 класс) по теме

Бутрова Анастасия Александровна

Цель коррекционной работы – коррекция познавательной сферы учащихся с особенностями в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_programma.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      В связи с тем, что количество учащихся с отклонениями в развитии в последнее время возросло, возникла необходимость создания для таких учащихся специальных, адаптированных для их психофизиологических особенностей, коррекционных программ.

     Учащихся с задержкой психического развития отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, наличием аграмматизмов, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций (это обусловлено еще и двуязычием); интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации. Данные проблемы определили цель коррекционной работы с учащимися данной категории.

   Цель коррекционной работы – коррекция познавательной сферы учащихся с особенностями в развитии.

   Задачи коррекционной работы:

  • развитие и совершенствование коммуникативных навыков, внимания, пространственных представлений;
  • формирование умственного плана действий и речевых функций;
  • развитие произвольности психической деятельности.

  Система коррекционной работы направлена на компенсацию выявленных нарушений у детей с задержкой психического развития.

 Организация занятий:  Данная программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся в учебном помещении, один раз в неделю по 40 минут. Занятия индивидуальные. Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики. 

Схема построения коррекционно-развивающего занятия:

1. Введение в занятие

2. Основное содержание занятия

3. Заключительный этап занятия

                                Тематическое планирование

Тема

Задачи

Количество часов

Диагностика познавательной сферы (в начале и в конце учебного года).

Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития психических процессов: объем памяти, внимания, особенности мышления, восприятия, воображения.

10

Развитие внимания

1) развивать способность к переключению внимания;

2) развивать концентрацию внимания;

3) развивать произвольное внимание;

4) развивать объём внимания;

5) развивать произвольное внимание.

5

Развитие восприятия

1) развивать восприятие геометрических фигур

2) развивать точность восприятия

3) развивать цветоразличение

4) развивать восприятие длительности временного интервала

5) развивать пространственные представления

6) развивать наблюдательность

3

Развитие мышления

1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков

2) развивать гибкость ума и словарный запас

3) развивать сообразительность

5

Развитие памяти

1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях

2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

5

Развитие воображения  и творческих способностей

1) развивать воображение и творческие способности

4

Развитие тонкой моторики рук

1) развивать тонкую моторику рук

2

Итого: 34 часа

Литература.

  1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003.
  2. Багаева, Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. – М.: ВЛАДОС, 2005. с.
  3. Буянов, М.И. Об узловых вопросах организации психотерапевтической помощи детям и подросткам / М.И. Буянов. – М.: Педагогика, 1971.
  4. Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига, 2002.
  5. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002.
  6. Исаев, Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – СПб.: Издательство ППМИ, 2003.
  7. Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитий / Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. – М.: Коррекционная педагогика, 2005.
  8. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.
  9. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
  10. Назарова, Н.М. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2010.
  11.  Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  12. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды, типы и формы занятий с детьми

Методическая разработка  - Виды, типы и формы занятий с детьми...

Рабочая программа "Психокоррекционные занятия с детьми 7 вида"

Цель программы: оказание помощи подросткам в получении развития, соответствующего их способностям и возможностям, в процессе обучения и воспитания в средней школе....

Рабочая программа со слабоуспевающими детьми и пропустившими занятия по болезни

Рабочая программа со слабоуспевающими  детьми и пропустившими занятия по болезни...

Программа коррекционных дефектологических занятий с детьми в классах VIII вида.

Дефектологическая программа составлена для учащихся 1-7 классов с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом F–70 , F–71. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направлен...

Рабочая программа логопедических занятий с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью "Учимся говорить, играя"

Рабочая  программа «Учимся говорить, играя»комплексной логопедической  работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (системным недоразвитием речи тяжелой степени)...

Доклад "Виды нетрадиционных занятий с детьми дошкольного возраста"

Нетрадиционное занятие отличается от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре занятия; по взаимоотношениям и распределениям обязанностей между педагогом и воспитанником; по подбору...