Рабочая программа "Психокоррекционные занятия с детьми 7 вида"
рабочая программа (5 класс) по теме
Цель коррекционной работы – коррекция познавательной сферы учащихся с особенностями в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_programma.docx | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В связи с тем, что количество учащихся с отклонениями в развитии в последнее время возросло, возникла необходимость создания для таких учащихся специальных, адаптированных для их психофизиологических особенностей, коррекционных программ.
Учащихся с задержкой психического развития отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, наличием аграмматизмов, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций (это обусловлено еще и двуязычием); интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации. Данные проблемы определили цель коррекционной работы с учащимися данной категории.
Цель коррекционной работы – коррекция познавательной сферы учащихся с особенностями в развитии.
Задачи коррекционной работы:
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков, внимания, пространственных представлений;
- формирование умственного плана действий и речевых функций;
- развитие произвольности психической деятельности.
Система коррекционной работы направлена на компенсацию выявленных нарушений у детей с задержкой психического развития.
Организация занятий: Данная программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся в учебном помещении, один раз в неделю по 40 минут. Занятия индивидуальные. Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики.
Схема построения коррекционно-развивающего занятия:
1. Введение в занятие
2. Основное содержание занятия
3. Заключительный этап занятия
Тематическое планирование
Тема | Задачи | Количество часов |
Диагностика познавательной сферы (в начале и в конце учебного года). | Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития психических процессов: объем памяти, внимания, особенности мышления, восприятия, воображения. | 10 |
Развитие внимания | 1) развивать способность к переключению внимания; 2) развивать концентрацию внимания; 3) развивать произвольное внимание; 4) развивать объём внимания; 5) развивать произвольное внимание. | 5 |
Развитие восприятия | 1) развивать восприятие геометрических фигур 2) развивать точность восприятия 3) развивать цветоразличение 4) развивать восприятие длительности временного интервала 5) развивать пространственные представления 6) развивать наблюдательность | 3 |
Развитие мышления | 1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков 2) развивать гибкость ума и словарный запас 3) развивать сообразительность | 5 |
Развитие памяти | 1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях 2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности | 5 |
Развитие воображения и творческих способностей | 1) развивать воображение и творческие способности | 4 |
Развитие тонкой моторики рук | 1) развивать тонкую моторику рук | 2 |
Итого: 34 часа
Литература.
- Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003.
- Багаева, Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. – М.: ВЛАДОС, 2005. с.
- Буянов, М.И. Об узловых вопросах организации психотерапевтической помощи детям и подросткам / М.И. Буянов. – М.: Педагогика, 1971.
- Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига, 2002.
- Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002.
- Исаев, Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – СПб.: Издательство ППМИ, 2003.
- Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитий / Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. – М.: Коррекционная педагогика, 2005.
- Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.
- Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
- Назарова, Н.М. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2010.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды, типы и формы занятий с детьми
Методическая разработка - Виды, типы и формы занятий с детьми...
Рабочая программа "Психокоррекционные занятия с детьми 7 вида"
Цель программы: оказание помощи подросткам в получении развития, соответствующего их способностям и возможностям, в процессе обучения и воспитания в средней школе....
Рабочая программа со слабоуспевающими детьми и пропустившими занятия по болезни
Рабочая программа со слабоуспевающими детьми и пропустившими занятия по болезни...
Программа коррекционных дефектологических занятий с детьми в классах VIII вида.
Дефектологическая программа составлена для учащихся 1-7 классов с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом F–70 , F–71. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направлен...
Рабочая программа занятий с одаренными детьми 9 класс
Работа с одаренными детьми...
Рабочая программа логопедических занятий с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью "Учимся говорить, играя"
Рабочая программа «Учимся говорить, играя»комплексной логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (системным недоразвитием речи тяжелой степени)...
Доклад "Виды нетрадиционных занятий с детьми дошкольного возраста"
Нетрадиционное занятие отличается от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре занятия; по взаимоотношениям и распределениям обязанностей между педагогом и воспитанником; по подбору...