Рабочая программа "Психокоррекционные занятия с детьми 7 вида"
рабочая программа (7 класс) по теме
Цель программы: оказание помощи подросткам в получении развития, соответствующего их способностям и возможностям, в процессе обучения и воспитания в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_programma.docx | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Психологическое сопровождение учащихся 7 вида является важным направлением деятельности педагога-психолога.
Познавательные процессы учащихся в 7 классе уже практически не развиваются, однако есть возможность знакомить ребят с методами эффективного запоминания материала, с методами тренировки внимания и мышления. Также возможно развитие творческого мышления школьников. Поэтому небольшой блок занятий отводится для этих целей.
Учащиеся средней школы – подростки. Основным психологическим новообразованием подросткового возраста является развитие самосознания – способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую качествами, присущими только ей. Поэтому наряду с развитием познавательной сферы в работе с подростками большую значимость приобретают занятия, направленные на развитие самосознания.
Кроме того, общая мотивация подростка смещается к общению со сверстниками. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении. Поэтому важная часть занятий отводится на формирование навыков конструктивного общения.
Цель программы: оказание помощи детям 5-7 классов в получении развития, соответствующего их способностям и возможностям, в процессе обучения и воспитания в средней школе.
Задачи программы:
- Формирование и развитие психологических предпосылок и основ учебной деятельности.
2. Содействие ребенку в решении актуальных задач развития.
3. Развитие интеллектуальных способностей учащихся, коррекция познавательных процессов.
4. Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сфер подростков.
5. Коррекция сферы межличностных отношений подростков, формирование навыков конструктивного общения, расширение репертуара видов общения.
6. Коррекция и развитие личности подростка, снижение внутриличностных противоречий.
Принципы:
- Уважительное и доброжелательное отношение к подросткам и их потребностям.
- Каждый подросток принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость и уникальность.
- Не допускаются упреки и порицания за неуспех.
Организация занятий: Данная программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся в учебном помещении, один раз в неделю по 40 минут. Занятия могут быть групповыми или индивидуальными. Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики.
Тематическое планирование
Тема занятия | Форма работы | Кол-во часов |
1.Вводное. | - Информирование; | 1 |
2. Диагностика познавательной сферы (в начале и в конце учебного года). | - Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития психических процессов: объем памяти, внимания, особенности мышления. | 4 |
3. Диагностика эмоционально-личностной сферы (в начале и в конце учебного года). | - Диагностические методики, направленные на изучение эмоционально-личностной сферы учащихся: тревожность, самооценка, мотивация, межличностные отношения; | 4 |
4. Знакомство с методами тренировки внимания. | - Игры и упражнения на развитие объема внимания; | 4 |
5. Знакомство с методами эффективного запоминания. | - Игры и упражнения на развитие разных видов памяти; | 4 |
6. Знакомство с методами тренировки мышления | - Игры-загадки и ребусы; | 5 |
7. Диагностика и развитие творческого мышления. | - изучение особенностей творческого мышления школьников; | 4 |
8. Развитие самопознания и рефлексии. Что со мной происходит, анализ собственного состояния. Обучение методам расслабления. | - Информирование; | 3 |
9. Агрессия. Информационный блок – что такое агрессия, какая она бывает? Диагностика агрессивного поведения учащихся. Коррекция агрессивного поведения. Обучения навыкам самоконтроля. | - Информирование; | 2 |
10. Человек как социальное существо. Общение. Формирование навыков общения. | - Информирование; | 2 |
11. Заключительное занятие. | - Информирование; | 1 |
Итого: 34 часа
Литература.
1. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008.
2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998.
4. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.
6. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2006.
7. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды, типы и формы занятий с детьми
Методическая разработка - Виды, типы и формы занятий с детьми...
Рабочая программа "Психокоррекционные занятия с детьми 7 вида"
Цель коррекционной работы – коррекция познавательной сферы учащихся с особенностями в развитии....
Рабочая программа со слабоуспевающими детьми и пропустившими занятия по болезни
Рабочая программа со слабоуспевающими детьми и пропустившими занятия по болезни...
Программа коррекционных дефектологических занятий с детьми в классах VIII вида.
Дефектологическая программа составлена для учащихся 1-7 классов с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом F–70 , F–71. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направлен...
Рабочая программа занятий с одаренными детьми 9 класс
Работа с одаренными детьми...
Рабочая программа логопедических занятий с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью "Учимся говорить, играя"
Рабочая программа «Учимся говорить, играя»комплексной логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (системным недоразвитием речи тяжелой степени)...
Доклад "Виды нетрадиционных занятий с детьми дошкольного возраста"
Нетрадиционное занятие отличается от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре занятия; по взаимоотношениям и распределениям обязанностей между педагогом и воспитанником; по подбору...