Программа психокоррекционных занятий для обучающихся с ОВЗ 1 (дополнительный) класс
рабочая программа по психологии

Соломина Кристина Станиславовна

Программа разработана на 66 часов. В 1 дополнительный класс приходят ученики, которые обучались ранее в 1 классе: либо по программе 7.2, либо по общей программе, где обнаружили невозможность справиться с ней из-за различных недостатков психологического развития. Поэтому предлагаемая примерная рабочая программа предполагает вариативность, зависящую от того, каким оказался состав класса, что нашло отражение в задачах, содержании и планируемых результатах работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

    «Манильская средняя школа»

ПРИНЯТО

решением методического объединения учителей     __________________________________________     протокол от «___» ______20__ г. № ___

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР _______________  (ФИО)                        «___» __________ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Коррекционного курса      Психокоррекционные занятия__________________________________

                                                         (указать учебный предмет, курс)

Срок освоения программы: 1 год (1  дополнительный)

Количество часов ____66_____

Составитель __ Соломина Кристина Станиславовна учитель музыки                             _____________

ФИО (полностью), должность

Программа разработана в соответствии с  ФГОС НОО_обучающихся с ОВЗ______________________   _(11.02.2015)_______________________________________________________    

                                                          (указать ФГОС)

на основе примерной рабочей программы для детей с задержкой психического развития (ЗПР), получивших рекомендацию обучаться по варианту 7.2 (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021г. ____________________________________

(указать примерную ООП/примерную программу учебного предмета (курса)/авторскую программу)

с учетом УМК __ Предметная линия учебников _________________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития (ЗПР). Представленная примерная рабочая программа отражает возможное содержание психокоррекционных занятий, подобранное с учетом перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР[1] особых образовательных потребностей данной группы школьников, получивших рекомендацию обучения по варианту 7.2[2].

В 1 дополнительный класс приходят ученики, которые обучались ранее в 1 классе: либо по программе 7.2, либо по общей программе, где обнаружили невозможность справиться с ней из-за различных недостатков психологического развития. Поэтому предлагаемая примерная рабочая программа предполагает вариативность, зависящую от того, каким оказался состав класса, что нашло отражение в задачах, содержании и планируемых результатах работы.

Общая цель психокоррекционных занятий все годы обучения в начальном звене соответствует приведенной в примерной адаптированной образовательной программе (ПрАООП). Она заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем в познавательном и эмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений, коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации.

Идентичными остаются общие задачи курса, соответствующие особым образовательным потребностям детей с ЗПР:

  • формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения – способности к самостоятельной организации собственной деятельности;
  • совершенствование познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и профилактики вторичных нарушений психологического развития, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
  • стимулирование познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации;
  • освоение социально одобряемых норм поведения, противодействие закреплению дезадаптивных черт и отклонений в формировании личности;
  • компенсация эмоционального неблагополучия, развитие самосознания;
  • освоение и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • содействие становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных дисфункций, а также достижению личностных и метапредметных результатов образования.

В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

  • способствовать психологической адаптации обучающихся, впервые приступивших к обучению по программе;
  • совершенствовать систему произвольной регуляции в зависимости от ее начального уровня сформированности за счет обучения планированию и контролю результатов действий;
  • активизировать познавательную деятельность обучающихся, корригировать недостатки мыслительных операций, обучать использованию знаково-символических средств для организации познавательной деятельности;
  • корригировать недостатки пространственно-временных представлений дифференцированно, уделяя особое внимание представлениям «неделя-месяц-год», а также развивая «эмоциональное смещение» - предпосылку осознания психологического прошлого и будущего;
  • формировать навыки распознавания эмоциональных состояний, прочтения невербальной информации, продуктивной коммуникации, уделяя особое внимание детям, приступившим к обучению в этом году;
  • содействовать достижению личностных и метапредметных результатов образования, обозначенных в рабочих программах учебных предметов для 1 дополнительного класса.

Общая характеристика учебного курса

Программа курса «Психокоррекционные занятия» составлена по модульному принципу. Возможен вариативный выбор модуля из спектра предложенных. Наименования модулей сохраняются с 1 класса и соответствуют разделам, обозначенным во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (приложение 7) и ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР. Содержание, форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная), а также продолжительность занятий в рамках конкретного модуля определяется мерой практической актуальности для учащихся определенного класса. Организационные формы занятий зависят от возможностей образовательной организации.

Важнейшее значение для выбора содержания различных модулей имели труды психологов, непосредственно работающих по проблеме психолого-педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития (Н.В. Бабкина, А.А. Гостар, Е.Л. Инденбаум, А.Н. Косымова, Е.А. Медведева, Н.Я. Семаго и др.). Их коррекционно-развивающие программы включены в курс «Психокоррекционные занятия» с учетом возможностей групповой формы работы, требований АООП к организации учебного процесса.

В некоторые разделы включены материалы из опубликованных методических работ известных детских психологов (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Г.М. Бреслав, В.В. Брофман, Е.О. Смирнова и др.). Представленный в них теоретически обоснованный опыт коррекции недостатков познавательного, эмоционального и личностного развития старших дошкольников и младших школьников адаптирован в соответствии с возможностями обучающихся с ЗПР.  

Психокоррекционные занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

В соответствии с ПрАООП выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться Организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА).

Весь курс «Психокоррекционные занятия» ориентировочно состоит из следующих разделов, обозначенных в ПрАООП в качестве желательных:

диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений);

диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности);

диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);

формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального  поведения (формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях);

формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).

Перечисленные направления работы ежегодно нуждаются в конкретизации в соответствии с наиболее актуальными особыми образовательными потребностями, индивидуально-типологическими характеристиками обучающихся. Диагностика преимущественно осуществляется методами включенного наблюдения в ходе проведения занятий, а также анкетирования участников сопровождения (учителей, родителей). Поэтому рабочая программа предполагает в рамках каждого модуля проведение диагностических занятий.

Ведущими, «сквозными» направлениями в психокоррекционной работе являются формирование системы произвольной регуляции и максимально возможное для имеющегося нарушения совершенствование познавательной деятельности, поскольку отсутствие существенного повышения их уровня не позволит обучающимся получить цензовое образование.

Место курса в учебном плане

Приведенная примерная рабочая программа составлена на 66 часов (2 часа групповых занятий, 33 учебных недели). Длительность коррекционно-развивающих занятий в соответствии с рекомендациями ПрАООП растет постепенно: с 25-30 минут в сентябре-октябре до 35 минут в ноябре-декабре и 40 минут, начиная со второго полугодия.

Индивидуальная диагностика уровней сформированности произвольной регуляции, познавательной деятельности, речевого развития, а также основных дисфункций и эмоциональных проблем проводится педагогом-психологом, учителем-дефектологом и учителем-логопедом в первой четверти за счет нераспределенных часов из расчета 1 час на обучающегося для каждого специалиста. Педагогу-психологу рекомендуется проводить свою диагностику после учителя-логопеда, поскольку в первые 2-4 недели ее результаты могут быть недостоверными.  

Конкретное распределение часов на групповые и индивидуальные занятия устанавливается в зависимости от результатов психолого-педагогической и логопедической диагностики.

Рабочая программа курса «Психокоррекционные занятия», разработанная с учетом представленной ПРП, корректируется в образовательной организацией ежегодно и содержит только необходимые элементы[3].

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Достижение планируемых результатов образования обучающихся с ЗПР существенно затрудняют общие для всех вариантов дизонтогенеза психики и специфические психологические особенности, многократно описанные в литературе и перечисленные в ПрАООП. Предполагается, что коррекционно-развивающие занятия, реализуемые во внеурочной деятельности, будут способствовать уменьшению различных дезадаптирующих проявлений и, соответственно, детских трудностей.

В 1 дополнительный класс, как уже указывалось, придут обучающиеся с различным уровнем подготовки. Большинство получило опыт учебной неуспешности. Он может преломляться в их индивидуальном сознании по-разному: как отрицанием (отсутствием осознания) имеющихся проблем, так и признаками формирования синдрома хронической неуспешности, школьных фобий и неврозов, полной (частичной) утратой и без того несовершенной мотивации к школьному обучению.

Имеющиеся у детей недостатки саморегуляции, эмоциональные проблемы, личностная незрелость, речевые трудности, а также определенный дефицит познавательных способностей и многочисленные разнообразные нарушения и/или дефициты развития психофизических функций (неспецифические дисфункции) могут быть в определенной мере скомпенсированы только у обучавшихся по 7.2 в 1 классе. У детей, особые образовательные потребности которых не удовлетворялись должным образом, они могли только усугубиться. Вместе с тем дети, безусловно, должны были накопить некоторый запас знаний и представлений, овладеть грамотой, счетом, но с существенными недостатками, не позволившими продолжать образование в классе, где было начато обучение.  

В связи со сказанным функция психокоррекционных занятий становится еще более значимой. Однако их приоритеты в определенной мере меняются. Они должны на первых порах максимально способствовать формированию благоприятного эмоционального климата в классе, товарищеских отношений между учащимися. Психокоррекционные занятия, как и прежде, будут выполнять и диагностическую функцию.

Необходимо обратить особое внимание на обязательность связи содержания текущих психокоррекционных занятий с проведенными ранее. Отсутствие закрепления полученных умений и навыков неминуемо приведет либо к их полной утрате, либо к проявлениям феномена «поверхностного обучения», когда дети могут репродуцировать отдельные отрывочные знания или умения, но не способны использовать их как инструмент для решения следующих учебно-познавательных и поведенческих задач.  

Важнейшей задачей психокоррекционных занятий остается преодоление недостатков системы произвольной регуляции, повышение познавательной активности и общего уровня сформированности познавательной деятельности.

Курс полезен для освоения всех предметных областей, поскольку учебная успешность во многом зависит от школьной мотивации, познавательной активности, сформированности школьно-необходимых функций (мелкой моторики, зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки, фонематических процессов). У обучающихся по варианту 7.2 наблюдается очевидный дефицит познавательных способностей (недостатки произвольной памяти и внимания, мыслительных операций, обучаемости). Успешность их коррекции, с одной стороны, зависит от достижения определенного баланса между содержанием/организацией обучения и достигнутым уровнем развития, с другой – от продуманности психокоррекционной работы.

Существенные различия между детьми обнаруживаются и в области социального развития. Определенная часть проявляет очевидный дефицит социальных способностей (отклонения в формировании личности, поведенческие нарушения, препятствующие нормальному взаимодействию со взрослыми и сверстниками). У других обучающихся на первом плане стоит лишь эмоционально-личностная незрелость, проявляющаяся недостаточной возможностью оценки ситуаций межличностного взаимодействия и их вероятных последствий.  

Педагог-психолог, как и учитель, должен работать в зоне ближайшего развития обучающегося. Именно в 1 дополнительном классе отчетливо проявляются трудности, связанные с перечисленными индивидуальными различиями школьников. Соответственно, при реализации любого раздела курса возникает необходимость учета указанных различий: определенной части школьников будет необходимо предъявлять задания минимального уровня сложности (соответствующего программе первого класса). Вместе с тем бо́льший календарный возраст детей позволяет надеяться на более легкое овладение предлагаемым материалом.

Поэтому в курс «Психокоррекционные занятия» в 1 дополнительном классе для уже обучавшихся по программе школьников включаются преимущественно разнообразные задания на активизацию познавательной деятельности: направленные на развитие основ абстрактно-логического и словесно-логического мышления, умения строить план решения задачи, схематически записывать условие и т.п. Занятия, направленные на коррекцию недостатков перцептивных действий, механической памяти, внимания, базовых пространственных представлений сокращены в объеме (в сравнении с предшествующим годом).

Содержание психокоррекционных занятий в первом дополнительном классе, реализуемое в модулях по развитию возможностей произвольной регуляции деятельности, временны́х представлений, коммуникативных умений, гармонизации психоэмоционального состояния, способствует расширению сферы жизненной компетенции, опосредованно влияя на отношение ребенка к школе и окружающему социальному миру.

В соответствии с ФГОСНОО обучающихся с ОВЗ предполагается, что программы учебных предметов реализуются учителем-дефектологом (олигофренопедагогом или же учителем начальных классов, прошедшим профессиональную переподготовку по специальности «Олигофренопедагогика»). Поэтому педагог-психолог в ходе реализации курса «Психокоррекционные занятия» учитывает рекомендации учителя, касающиеся необходимости усиленной работы с конкретными обучающимися над ликвидацией пробелов предшествующего обучения и профилактики отставания от класса при усвоении нового материала. При необходимости и наличии кадровых условий к проведению психокоррекционных занятий может привлекаться собственно учитель-дефектолог. В 1 дополнительном классе он может реализовывать модуль, направленный на коррекцию индивидуальных пробелов обучения, формируя необходимые учебные действия непосредственно на предметном материале.

Образовательная организация (психолого-педагогический консилиум) определяют приоритеты коррекционно-развивающей работы самостоятельно. Если проблемы обучения конкретного ученика (учеников) очевидно превалируют над другими трудностями, все психокоррекционные занятия может проводить учитель-дефектолог. Однако в этом случае он не должен превращаться в репетитора: программное содержание модулей, направленных на формирование произвольной регуляции, активизацию познавательной деятельности, формирование пространственно-временны́х представлений должно быть освоено. Последнее может осуществляться за счет организации занятий с учетом логики построения коррекционно-развивающих программ, лежащих в основе выбора содержания указанных модулей.  

Особое значение имеет тесная связь логопедических и психокоррекционных занятий, а также сопряженность с содержанием изучаемых учебных предметов.

Эффективность психокоррекционных занятий может быть достигнута только при обеспечении соблюдения принципа комплексности, когда реализуется тесное взаимодействие педагога-психолога с учителем класса, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, родителями и другими потенциальными участниками сопровождения

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Критерии для оценки успешности освоения программы психокоррекционной работы первоклассниками составляются в соответствии с планируемыми результатами, приведенными в конце представленной примерной рабочей программы.

Все перечисленное позволяет осуществлять мониторинг становления сферы жизненной компетенции. Календарно-тематическое планирование по годам обучения осуществляется с учетом запланированных результатов образования.

Результаты формирования сферы жизненной компетенции проявляются в последовательном улучшении перечисленных ниже умений.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

– различать ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;

– обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;

– использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь: понимаю или не понимаю;

– оценить успешность своей деятельности, адекватность поведения, объективную сложность задания и дать аналогичную оценку возможностям одноклассника.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни проявляется:

– в участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;

– в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;

– в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;

– в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

– в расширении знаний правил коммуникации;

– в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;

– в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

– в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

– в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

– в умении получать и уточнять информацию от собеседника;

– в освоении культурных форм выражения своих чувств.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временно́й организации проявляется:

– в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

– в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

– в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

– в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

– в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

– в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;

– в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:

– в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;

– в освоении необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

– в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;

– в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;

– в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;

– в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта;

– в выражении своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

В соответствии с ПрАООП для перечисленных показателей рекомендовано использовать шкалу, понятную всем членам экспертной группы:

0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение.

Помимо формирования сферы жизненной компетенции по вышеперечисленным параметрам, постоянному мониторингу подлежат:

  • уровень произвольной регуляции познавательной деятельности;
  • общий уровень учебно-познавательной деятельности;
  • качество учебных действий;
  • способность к образно-символическому, знаковому опосредствованию деятельности;
  • развитие пространственно-временных представлений;
  • состояние зрительно-моторной координации;
  • степень эмоционального благополучия ребенка;
  • адекватность поведения (преодоление проявлений нарушений поведения);
  • сформированность навыков деловой коммуникации;
  • развитие самосознания: становление дифференцированной самооценки и адекватного уровня притязаний, адекватная самооценка коммуникативной успешности, позитивное самоотношение);
  • развитие волевых качеств: способность преодолевать трудности;
  • появление и закрепление основных психологических новообразований (эмоциональная децентрация, способность к сочувствию и соучастию, возможность позиционирования, проявления самостоятельности, ответственности, инициативы, возможность рефлексии и т.п.);
  • овладение ритуалами социального взаимодействия;
  • социометрический статус ребенка в классе и общий уровень социопсихологической адаптированности.

Средствами для решения задач мониторинга являются включенное (на психокоррекционных занятиях) и внешнее наблюдение, согласованная экспертная оценка, создание экспериментальных ситуаций, в т.ч. «естественный эксперимент»: участие в различных внеклассных мероприятиях, оценка, получаемая в ходе выполнения различных заданий и диагностических методик.

Педагог-психолог осуществляет текущий мониторинг, отражает его в карте развития ребенка и докладывает результаты на психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)[4] в соответствии с локальными актами образовательной организации.

В случаях стойкого отсутствия положительной динамики, нарастании дезадаптации обучающегося при согласии родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание психокоррекционной работы.

Результаты освоения обучающимися с ЗПР курса «Психокоррекционные занятия»  в соответствии с ПрАООП обучающихся с ЗПР не влияют на итоговую оценку освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.

Разнообразие психологических особенностей обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Психокоррекционные занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые педагог-психолог пытается достичь. Желательны следующие результаты психокоррекционной работы.

В области адаптации обучающегося к школьным требованиям:

  •  позитивное отношение к посещению школы;
  • соблюдение школьной дисциплины;
  • ориентировка в пространстве класса и школьном здании;
  • социально-нормативное обращение к педагогу;
  • социально-нормативное поведение в общественных местах школы;
  • формирование школьной мотивации.

В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения:

  • формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий;
  • формирование дифференцированной самооценки (постарался – не постарался, справился – не справился);
  • формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со взрослым);
  • формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя);
  • формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители;
  • способность правильно выполнять задание (с соблюдением инструкции, удерживая план деятельности);
  • способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;
  • способность давать словесный отчет о проделанной работе;
  • формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную деятельность.

В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования высших психических функций:

  • совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-познавательной деятельности;
  • улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но без наглядного показа), возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции (графический диктант);
  • способность ориентироваться в пространстве, используя графический план  и ориентиры, понимать словесные обозначения пространства;
  • способность ориентироваться во времени суток, понимать протяженность недели, месяца, года;
  • возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
  • способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта (геометрические мозаики, графические планы, зарисовывание наглядно представленного объекта и т.п.);
  • способность к выделению функционально-значимых частей объектов, установлению закономерностей на наглядно представленном материале;
  • возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его;
  • возможность понимания символических обозначений;
  • способность к вербализации своих действий;
  • способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
  • способность решать учебно-познавательные задачи в образном или частично в умственном плане.

В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков:

  • уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций;
  • улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателям активности, проявлений познавательного интереса, качественных характеристик контакта и аффективного компонента продуктивности;
  • снижение степени эмоциональной напряженности;
  • отдельные проявления попыток регулировать свое эмоциональное состояние.

В области развития коммуникативной сферы и социальной интеграции:

  • способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи одноклассников;
  • уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций;
  • снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной агрессии;
  • формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового общения;
  • овладение формулами речевого этикета;
  • снижение проявлений тревожности и враждебности по отношению к сверстникам и педагогам;
  • повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями психокоррекционная работа в 1 дополнительном классе может быть конкретизирована и представлена следующими модулями:  

Адаптационный модуль «Давайте познакомимся» или «Снова в школу» (установление позитивных отношений в классе, принятие социальной роли школьника)[5].

Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения).

Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (модуль по развитию пространственно-временны́х представлений, модуль по активизации познавательной деятельности).

Развитие коммуникативной сферыи социальная интеграция (модуль по развитию способности к взаимодействию с одноклассниками);

Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (модуль по обучению элементарным навыкам регуляции эмоциональных состояний).

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях (модуль по совершенствованию познавательной деятельности на учебном материале);

Выбор модулей, последовательность и количество часов, отводимых на тот или иной модуль, определяется образовательной организацией самостоятельно. Однако начинать с адаптационного курса представляется необходимым.

Тематическое планирование, как уже указывалось, представлено в 2 вариантах.

Во время групповых занятий по курсу «Психокоррекционные занятия» психолог:

  • формирует желаемые психологические качества и умения;
  • ориентируется в динамике происходящих изменений, что позволяет осуществлять профилактику нарастания негативных тенденций;
  • стремится сгладить негативные моменты, оказать психотерапевтическое воздействие на обучающихся, повысить групповой статус «неблагополучных» учеников;
  • уточняет для себя содержание индивидуальных психокоррекционных занятий с ребенком;
  • корректирует запланированное содержание групповых занятий в соответствии с детскими возможностями.

Психолог обязательно должен фиксировать любые позитивные и негативные аспекты (форма для указанной фиксации определяется в соответствии с локальным актом образовательной организации – это может быть индивидуальная карта развития, дневник наблюдения, рабочий журнал психолога и т.п.).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Темы учебного занятия

Кол-во часов

Основные виды деятельности  обучающихся

1 четверть

1

Адаптационный модуль «Давайте познакомимся»

10 часов

Игры на знакомство. Запоминание имен одноклассников.

Оценка мотивационных предпочтений. Любимые игры, игрушки, занятия.

Рассказ-презентация об учительнице[6].

Экскурсии по школе, в столовую, библиотеку (информация). Обратная связь: рассказы учащихся о посещенных объектах.  

Вежливые слова: игры с включением формул речевого этикета (можно, извините, спасибо, пожалуйста, прошу вас и т.п.). Стихи о вежливости (С.Я. Маршак и др.).

Что такое хорошо и что такое плохо (отрывки стихов российских поэтов). Детские высказывания.

Наша внешность: лицо, волосы, одежда. Загадки-описания. Школьная одежда. Внешний вид школьника.

Сезонные изменения в природе и одежде. Одежда и обувь для осени.

Праздник учителей. Стихи и песни о школе. Открытка для учителя. Пожелания.

Диагностика эмоционального отношения к школе и учению (рисунок «Я в школе»).

Модуль по развитию пространственно-временны́х представлений

6 ч

Игры-задания на ориентировку пространстве (справа-слева, под-над). Выделение детей, имеющих индивидуальные трудности ориентировки.

План пространства: знакомство со схематизированными планами, включающими пространственные ориентиры (право-лево, верх-низ).

Пространственные термины: далеко – близко, рядом, между, над – под, из – за, из – под.

Составление плана комнаты (схематические изображения/готовые графические символы) предметов.

2 четверть

2

Модуль по развитию пространственно-временны́х представлений

6 ч

 Временные интервалы – час, полчаса, 15 минут, 5 минут. Режим дня: утро: подъем, сборы, завтрак, уроки; день: обед, прогулка, занятия, игры; вечер: семейное общение, ужин, приготовления ко сну; ночь: сон.

Вчера – сегодня – завтра. Б.Заходер «Мартышкин дом».

Дни недели. Независимость числа и дня недели. Подсказки в названиях дней.

Работа с наглядным пособием
(Т.Д. Рихтерман, Ф.Н. Блехер)
[7].

Названия месяцев (по сезонам года, начиная с осенних). Последовательность месяцев. Лента времени. Наши дни рождения.

Времена года. Презентация личных фотографий, сделанных в разное время года. Сезонные отличия. Ждем праздника.

Воспроизведение названий времен года, месяцев, дней недели (диагностическое занятие).[8]

Модуль по развитию коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности

8 ч

Игры, привлекающие внимание к сверстнику. Комплименты-похвалы (аккуратный, внимательный, вежливый, находчивый, веселый, честный, дружелюбный, отзывчивый, благодарный и др.).

Игры, направленные на взаимовыборы («Каравай», «Ручеек» и пр.). Игры-соревнования команд. Литературная викторина: «Кто с кем дружит», «Угадай песню».

 Социометрическая игра: выбор в действии. Стихи и песни о дружбе.

Причины ссор (детские высказывания): жадничает, ябедничает, дерется, отнимает и портит вещи и т.п. Обида и прощение. Притчи. Что помогает не ссориться.

Дети и взрослые. Различия детей и взрослых. Половозрастная идентификация (тест «золотого возраста»), Чего хотят дети от взрослых. Чего хотят взрослые от детей. Правила дружбы со взрослым (цветик-семицветик): помогать, предупреждать, спрашивать, просить, а не требовать, соглашаться, заботиться, говорить правду.

«Мы на помощь придем». Когда нужно помогать (детские высказывания). Что называется помощью. Кому надо помогать. Признаки потребности в помощи. А.Л. Барто «Помощница».

Совместная деятельность. Сказки, повести, мультфильмы: о совместной деятельности. Успешное и неуспешное взаимодействие. Правила распределения обязанностей: человек хочет делать, может делать и умеет или старается научиться делать.

3 четверть

3

Модуль по формированию произвольной регуляции познавательной деятельности

10 ч

 Выделение частей в схематическом изображении конструкции. Их последовательная зарисовка в тетради.

Самостоятельное копирование представленной схемы конструкции

Совместное со взрослым выделение этапов приготовления задания с последующей пиктографической зарисовкой (портфель: дневник-учебники-тетради-пенал). Словесный отчет.

Задания на вычеркивание (аналогично корректурной пробе).

Шифровка (замена одних значков другими по определенному правилу).

Поиск изображений, относимых к определенной обобщенной группе (без указания на способ).

Игра с запретом называния определенных слов (3 условия).  Диагностическое занятие.

Модуль по активизации познавательной деятельности детей с ЗПР

10 ч.

Выделение значимых частей объекта. Значимые (функционально необходимые) и украшающие элементы. Анализ объектов по картинке. Угадывание предметов по признакам.

    Выделение и вербализация  принципа классифицирования. Задание на сериацию.

Сложение узоров геометрической мозаики (по образцу, из индивидуальных наборов. Образцы заданий в пособии Н.В. Бабкиной).

    Перепутанные дорожки. Найди различия (идентичные картинки с незаметными отличиями). Различные (легкие и средней сложности) варианты графических диктантов (образцы заданий в пособии Н.В. Бабкиной).

     Зрительное запоминание (идентично методике Н.А. Бернштейна)[9]. Фигуры для запоминания предъявляются через проектор. Выбор (вычеркивание) осуществляется на индивидуальных таблицах.

Что изменилось (определение 1-2 недостающих, перемещенных предметов).

Восстановление по памяти места объекта (Методика Т.В. Розановой, «Точки» Н.В. Бабкиной и т.п.): 6 объектов.

     Работа в парах: повторение цифр (от 3 до 6) в прямом порядке (цифры записаны на индивидуальных карточках).

Повторение слов, фраз партнера по общению «Хомяк-повторюша» с постепенным удлинением ряда повторяемых слов (от 1 до 5 в произнесенной фразе).

     Продолжение числового ряда (в пределах изученного).

     Продолжение полоски с определенной последовательностью геометрических элементов.

4 четверть

4

Модуль по активизации познавательной деятельности детей с ЗПР

9 ч.

Окончи стихотворение[10]

Угадывание объектов из наиболее часто употребляемых групп житейских обобщений[11] (по двум классификационным признакам): на наглядно представленном материале[12].

Чепуха (картинки и тексты с очевидными смысловыми ошибками).

    Отгадывание загадок.

   Решение логических задач[13].

Развитие предпосылок абстрактно-логического мышления. Продолжение числового ряда (в пределах изученного).

Продолжение полоски с определенной последовательностью геометрических элементов.

Модуль по формированию элементарных навыков эмоциональной регуляции(произвольного поведения).

7 ч.

На выбор цикл артерапевтических занятий[14]: рецептивная, активная, интегративная музыкотерапия; психогимнастика, изотерапия и др.

   Релаксационные упражнения, включенные в контекст занятия.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для проведения групповых психокоррекционных занятий необходимо оборудованное помещение, позволяющее детям выполнять задания и за партами (столами), и в движении (в т.ч. лежа). Необходимы:

  • индивидуальный раздаточный стимульный материал для подгрупповой диагностики (диагностические тетради, серии сюжетных картин и наборы картинок для выполнения классификации и пр.);
  • демонстрационный материал – репродукции картин художников, дорожные знаки, макет часов со стрелками и т.п.;
  • магнитофон и комплект аудиозаписей с музыкальными произведениями различного характера (бодрящими, успокаивающими, релаксирующими);
  • доска с магнитными держателями;
  • фланелеграф;
  • мультимедиапроектор и экран;
  • переносные носители информации;
  • наборы конструкторов (строительный материал разной формы и цвета);
  • плоскостные крупные геометрические фигуры разной формы (мозаика);
  • значительное количество расходного материала для изобразительной деятельности (гуашь, акварель, бумага форматов А3 и А4, баночки для воды, кисточки разной толщины), цветные карандаши и фломастеры;
  • мягкие игрушки и куклы среднего размера, пальчиковые куклы;
  • маски животных и сказочных персонажей, аксессуары для создания игрового образа;
  • материал для лепки;
  • защитные клеенки на столы;
  • тетради для записей;
  • индивидуальные полиуретановые коврики.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Психокоррекционные занятия с детьми 7 вида"

Цель коррекционной работы – коррекция познавательной сферы учащихся с особенностями в развитии....

Программа психокоррекционных занятий с психологом для учащихся 1 - 4 классов с ОВЗ (ЗПР вариант 7.1)

В программе представлено теориетическое основание для  разработки программы психокоррекционных  занятий  с психологом учащихся  начальной  школы с ОВЗ (вариант 7.1). Определен...

Рабочая программа «Психокоррекционных занятий» для обучающихся с ОВЗ 6-9 классы Класс:6-9

Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию внимания формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий.      ...

Программа психокоррекционных занятий для обучающихся с ОВЗ 5-7 класс

Программа расчитана на 34 часа. Вариант 1,  для детей с легкой умственной отсталостью...

«Психокоррекционные занятия» для обучающихся с ЗПР, вариант 7.2, 1 класс

Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР. Курс «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление ...

Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Психокоррекционные занятия» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 5-9 классов

В подростковом возрасте интенсивно растет мотивация и повышается интерес молодых людей к взаимодействию друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и эмоции, которые проявляются по-новому, ...

Конспект учебного занятия по предмету "Психокоррекционные занятия" "Мои эмоции и чувства" 5 класс 2024г

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: Понятие эмоций и чувств, виды эмоций и чувств, способы управления эмоциями....