РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Психокоррекционные занятия 1-4 кл
рабочая программа

 

Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» предназначена для учащихся 1-4 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_psihokorrektsionnye_zanyatiya_1-4_kl.docx76.41 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 «Психокоррекционные занятия»

2022-2023 учебный год

Разработал: Варнавская Марина Михайловна

Г. КОТОВО, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе примерной адаптированной основной  общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями) и предназначена для учащихся 1-4 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

1.Федерального Закона «Об образовании в  Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

2. Приказа  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;

3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

4. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  ГКОУ «Котовская школа-интернат», вариант 1, 2016.

5. Устава ГКОУ «Котовская школа-интернат»;

6. Годового учебного календарного графика ГКОУ «Котовская школа-интернат» на текущий учебный год.

Цель психокоррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения.

Задачи коррекционной работы:

― выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

― осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;

 реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

― оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

Принципы коррекционной работы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников. 

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Специфика организации психокоррекционной работы с обучающимися

 с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Психокоррекционная  работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится: 

- в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

-   в форме специально организованных индивидуальных и подгрупповых занятий.

Количество  обучающихся в группе  варьируется  от  4  до  6.

Основной формой являются подгрупповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится 20 минут. Подгрупповые  занятия  проводятся учителем-дефектологом  в  соответствии  с  расписанием  и  режимом  дня  в  данной  возрастной  группе.

Индивидуальные занятия с каждым ребенком планируются с учетом установленного нарушения развития и  проводится по отдельному плану и расписанию учителя-дефектолога.

Индивидуальная  работа  носит  опережающий  характер, направленный на подготовку ребенка к усвоению учебного материала.

 Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тематики основных разделов программы в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, дидактические и ролевые игры, расширяются понятия, усложняются формы социального взаимодействия.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

В рамках реализации программы коррекционного курса «Психокоррекционных занятий» определены следующие направления работы:

1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная  на изучение уровня психологической адаптации к учебному процессу и особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); диагностика и развитие познавательной сферы, эмоционально-личностной и коммуникативной сферы; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими.

2. Психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся; по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС.

3.  Информационно-просветительская работа педагогов и родителей.

4.  Групповые и индивидуальные консультации с педагогами  

5. Коррекционно-развивающая работа, направленная устранение временных трудности трудностей адаптационного периода и преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения обучающихся.

6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов  деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС НОО, планирование работы на следующий год.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:

― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),

― психолого-педагогический эксперимент,

― наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

― беседы с учащимися, учителями и родителями,

― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

― оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

― занятия индивидуальные и групповые,

― игры, упражнения, этюды,

― психокоррекционные методики и технологии,

― беседы с учащимися,

― организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:

беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг,

анкетирование педагогов, родителей,

разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы используются следующие формы и методы работы:

― индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,

― лекции для родителей,

― анкетирование педагогов, родителей,

― разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Механизм реализации программы

Программа строится на основе дифференцированного обучения. Состав подгрупп имеет подвижный характер, определяется  степенью подготовленности детей.

В структуре занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: (музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др.), в процессе которых и решаются задачи сенсорного и моторного развития детей.

Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.

В основе программы лежит комплексный подход, который предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.

МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана ГКОУ «Котовская школа-интернат».

Срок реализации программы рассчитан на 1 год: с 01.09.2022 г. по 29.05.2023 г.

Коррекционный

курс

Количество часов за год

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Психокоррекционные занятия

33

34

34

34

Итого:

33

34

34

34

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»

Программа коррекционного курса «психокоррекционные занятия» включает в себя следующие разделы:

  1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
  2. Развитие тактильно-двигательного восприятия.
  3. Развитие восприятия формы, величины, цвета; конструирование предметов.
  4. Развитие зрительного, слухового восприятия и особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств.
  5. Развитие восприятия пространства и времени.

Все разделы курса коррекционно-развивающих занятий взаимосвязаны.

На каждом занятии, в рамках изучения основной темы, предусматривается работа по развитию эмоциональной сферы, навыков межличностного взаимодействия, работа по развитию саморегуляции и навыков планирования деятельности.

Примерный тематический план

Названия разделов

Кол-во часов по классам

1

2

3

4

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков.

12

9

8

8

Развитие тактильно – двигательного восприятия.

4

3

3

3

Развитие восприятия формы, величины, цвета; конструирование предметов.  

6

7

8

8

Развитие зрительного, слухового восприятия и особых свойств предметов.

7

7

7

7

Развитие восприятия пространства и времени

4

8

9

9

Итого:

33

34

34

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 класс (33 часа)

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (12 часов)

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнение действий и движений по инструкции педагога. Согласованность действий и движений разных частей тела. Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз. Обводка, штриховка по трафарету. Аппликации. Сгибание бумаги. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Вырезание ножницами по контуру изображений разной степени сложности. Выполнение этюдов на выражение различных эмоциональных состояний, имитация движений

Развитие тактильно-двигательного восприятия (4 часа)

Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины (большой - маленький – самый маленький). Дидактические игры: «Чудесный мешочек». Игры на развитие тактильной чувствительности «Найди пару». Работа с пластилином, глиной, соленым тестом, лепка «Угощение». Игры с крупной мозаикой. Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести (тяжелый-легкий), определение контрастных температурных ощущений (холодный – горячий).

           Развитие восприятия формы, величины, цвета; конструирование предметов

(6 часов)

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Упражнения в измерение предметов, расстояния между ними. Сопоставление и обозначение словом (высокий – низкий, выше – ниже, одинаковые и т.д.). Упражнения на включение в ряд по размеру на материале объемных форм и предметных картинок. Работа с  геометрическим конструктором.   Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2—3 детали). Дидактическая игра «Часть и целое».  

Развитие зрительного и слухового восприятия и особых свойств предметов

(7 часов)

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Упражнения на развитие глазомера.

Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленым) Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).

 Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

Развитие восприятия пространства и времени (4 часа)

Ориентировка на собственном теле: упражнения на ориентировку в пространстве относительно «себя», дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).

Определение времени года, части суток Узнавание и называние времен года, частей суток, определение их последовательности (сначала, потом, перед, после). Дидактическая игра «Когда это бывает?» Работа с графической моделью «Части суток». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

2 класс (34 часа)

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (12 часов)

Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев. Координация движений (дартс, игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу. Определение эмоционального состояния на наглядном материале. Психогимнастика и упражнения на выразительность движений.

Развитие тактильно-двигательного восприятия (4 часа)

Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Работа с пластилином, глиной, соленым тестом (твердое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.

Определение температурных ощущений от теплых, горячих, холодных предметов. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).

           Развитие восприятия формы, величины, цвета; конструирование предметов (7часов)

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Сигнальная роль цвета (пожарная машина).

Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).

Развитие зрительного и слухового восприятия и особых свойств предметов (7 часов)

Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения). Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Определение температурных ощущений от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника.   Вкусовые   качества   (сладкое — горькое,   сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый средний — легкий).

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

Развитие восприятия пространства и времени (8 часов)

Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов и вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Определение порядка месяцев в году, последовательности времен года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).

3 класс (34 часа)

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (8 часов)

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, колъцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трех- и четырехзвенной инструкции педагога. Развитие моторики рук. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Глазодвигательные упражнения. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений, работа в технике объёмной и рваной аппликации.

Развитие тактильно-двигательного восприятия (3 часа)

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие — жесткие, мелкие — крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2—3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой. Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее — легче — самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

            Развитие восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

(8 часов)

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3—4 предметов. Сравнение двух объемных геометрических фигур — круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4—5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5—6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4—5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Развитие зрительного и слухового восприятия и восприятия особых свойств предметов (7 часов)

Совершенствование зрительно-двигательной  координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трех предметов, отличающихся    незначительными    качествами    или    свойствами Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение.   Определение   различных   свойств   веществ   (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Измерение объема сынпучих тел с помощью условной меры. Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

Развитие восприятия пространства и времени (9 часов)

Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше — ниже, левее — правее, рядом и др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате). Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.

Определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Определение длительности временных интервалов (1 ч, 1 мин, 1 с). Времена года, их закономерная смена. Понимание событий раньше, позже и т.д.

4 класс (34 часа)

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (6 часов)

Развитие   согласованности  движений   на  разные   группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога, выполнение целенаправленных действий по трех- и четырехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложненным заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.

Развитие тактильно-двигательного восприятия (3 часа)

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т. д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4—5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение. Определение веса различных предметов на глаз. Измерение веса разных предметов на весах.

           Развитие восприятия формы, величины, цвета; конструирование предметов (8 часов)

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5—6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешение цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зеленый огурец и т. д.), Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по   словесному   описанию.   Конструирование   сложных   форм предметов с использованием объемных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6—8 элементов. Составление целого из частей  на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5—7 частей).

Развитие зрительного и слухового восприятия и восприятия особых свойств предметов (11 часов)

Формирование произвольности зрительного восприятии, дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5—6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2—3-предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Измерение веса разных предметов на весах. Измерение объема жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть — закрыть, одеть — раздеть, расстегнуть — застегнугь).

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребенка и взрослого.

Развитие восприятия пространства и времени (6 часов)

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчета. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчета. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов, игрушек.

Определение времени по часам. Определение длительности различных временных интервалов. Работа с календарем и моделью календарного года. Понимание последовательности основных жизненных событий, возраст людей.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»

Личностные результаты обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Личностные результаты освоения коррекционного курса: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Предметные результаты

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательными для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью.

1 класс

Минимальный уровень:

-   целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

-  правильно пользоваться письменными принадлежностями;

-   осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;

-  отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

-  выделять из текста предложений на заданную тему;

-  участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

- анализировать и сравнивать предметы, выполнять классификацию по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;

-   различать и называть основные цвета;

-   составлять предмет из 2 – 3 частей;

-   определять на ощупь и зрительно величину хорошо знакомых предметов, называть отличительные и общие признаки двух предметов;

-   различать речевые и неречевые звуки, звуки музыкальных инструментов;

-   ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;

-   выделять времена года, части суток;

-   понимать проявление основных эмоций;

-  формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений;

-   участвовать в ролевых играх в соответствии с индивидуальными личностными и речевыми возможностями;

-  выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;

-   участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

- выполнять правила организации рабочего места по инструкции учителя;

- анализировать объект подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства с помощью учителя;

- использовать в работе доступные материалы (глина и пластилин, бумага и картон, конструировать из пластмассового конструктора);

Достаточный уровень:

- читать текст после предварительного анализа вслух по слогам и целыми словами;

- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;

- читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

- списывать с рукописного и печатного текста слоги и слова простой слоговой структуры с орфографическим проговариванием;

- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;

- выбирать правильные средства интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

- активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

- высказывать просьбы и желания; выполнять речевые действия (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

- участвовать в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

- ориентироваться на сенсорные эталоны; узнавать предметы по заданным признакам;

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

- ориентироваться в пространстве относительно себя;

- в общении с окружающими проявлять дружелюбие, согласовывать свои действия с товарищем и учителем;

- понимать проявление основных эмоций, оказывать помощь и участие друг другу;

- знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью учителя;

- оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

- выполнять поручения по уборке класса после урока.

2  класс

Минимальный уровень:

-   целенаправленно и точно выполнять действия по двух-трехзвенной инструкции педагога;

-  согласовывать движения руки и глаза, обеих рук, рисовать и обводить по трафарету, штриховать, правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;

-   осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;

-  пересказывать содержания прочитанного текста по вопросам, выделять из текста предложений на заданную тему;

-  участвовать в обсуждении темы текста, в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

-  определять различия между предметами по форме, величине, цвету, анализировать их и обозначать их словом;

-   различать и называть основные цвета и их оттенки;

-   узнавать предмет по его части, конструировать предметы из 3-4 геометрических фигур;

-   определять на ощупь величину и разные свойства предметов (поверхность, вес, температура) и называть их, сравнивать изменение объемов сыпучих веществ и жидкостей;

-   находить различия и сходство в двух близких предметах, аналогичных сюжетных картинках;

-   выполнять элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений, классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам;

-   различать речевые и неречевые звуки, звуки музыкальных инструментов, характер мелодий и направление звука в пространстве;

-   ориентироваться относительно себя и в помещении, двигаться в заданном направлении в пространстве;

-   соотносить времена года с названием месяцев, выделять части суток и определять порядок дней недели;

-   понимать проявление основных эмоций; участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

-  формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений;

-   участвовать в ролевых играх в соответствии с личностными и речевыми возможностями;

-  выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;

-   участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка, ответчать на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

- знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, прибегая к помощи учителя;

- анализировать объект с опорой на картинный и графический план подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;

- использовать в работе доступные материалы;

Достаточный уровень:

- читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам);

- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; определять основную мысль текста после предварительного его анализа;

- читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

- списывать с рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

- понимать содержание небольших по объему рассказов и стихотворений; отвечать на вопросы;

- активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; высказывать просьбы и желания; выполнять речевые действия (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; классифицировать предметы по форме, цвету, величине, по функциональному назначению и составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

- давать описание объектов и явлений с опорой на план с помощью учителя;

- в общении с окружающими проявлять дружелюбие, согласовывать свои действия с товарищем;

- понимать проявление основных эмоций, оказывать помощь и участие друг другу, с помощью педагога анализировать свои поступки и поступки других детей

- знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью учителя;

- оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец), устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами с помощью учителя;

- выполнять поручения по уборке класса после урока.

3 класс

Минимальный уровень:

-   целенаправленно и точно выполнять действия по трёх- и четырехзвенной инструкции педагога, выполнять выразительные движения;

-  рисовать и обводить по трафарету, штриховать, копировать простые изображения, дорисовывать незаконченные изображения;

-  группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначение их словом;

-   составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;

-   зрительно дифференцировать предметы по неярко выраженным качествам, конструировать предметы из 5 – 6 деталей, геометрических фигур;

-   осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами, пересказывать содержания прочитанного текста по вопросам;

-   узнавать предмет по его части, конструировать предметы из геометрических фигур;

-   выполнять обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений, классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, обобщающим понятиям;

-  адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;

-   определять время по часам с точностью до одного часа;

-   понимать проявление основных эмоций, участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

- использовать в речи выразительные свойства речи;

-   участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка, отвечать на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных текстов, видеофрагментов;

- знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);

- анализировать объект подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;

Достаточный уровень:

- читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; определять основную мысль текста после предварительного его анализа;

- читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

- списывать с рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; отвечать на вопросы;

- активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций, участвовать в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

- высказывать просьбы и желания; выполнять речевые действия (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

- в общении с окружающими проявлять дружелюбие, согласовывать свои действия с товарищем;

- понимать проявление основных эмоций, оказывать помощь и участие друг другу, с помощью педагога анализировать свои поступки и поступки других детей

- знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

- оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

- выполнять поручения по уборке класса после урока.

4 класс

Минимальный уровень:

- целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий в знакомой ситуации;

- группировать предметы по двум самостоятельно выделенным  признакам, обозначать их словом;

- конструировать сложные формы из 6 – 8 элементов

- проводить зрительный анализ наглядного материала, находить нереальные элементы «нелепых» картинок;

- определять противоположные качества и свойства предметов смешивать цвета, называть их;

- самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;

-  распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;

- моделировать расположение предметов в заданном пространстве;

- пользоваться календарём;

- определять возраст людей;

- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

- адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

- выполнять простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале, группировать и составлять сериационные ряды предметов по заданным признакам формы, величины или цвета, обозначение их словом;

-   конструировать предметы из 5 – 6 деталей, геометрических фигур;

-   осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами, пересказывать содержания прочитанного текста по вопросам, выделять из текста предложений на заданную тему;

-  участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему, в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план;

-   определять на ощупь величину и разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их;

- адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве, пространственные отношения с помощью предлогов, определять возраст людей по внешним признакам и данным возраста, определять время по часам.

-   понимать проявление основных эмоций;

-  участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

-  формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений;

-   участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

-  выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;

-   участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка, отвечать на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

- знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);

- анализировать объект подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;

- использовать в работе доступные материалы (глина и пластилин; природный материал; бумага и картон; нитки и ткань; проволока; конструировать из металлоконструктора);

Достаточный уровень:

- целенаправленно выполнять действия по инструкции;

- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; опосредовать свою деятельность речью;

- иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; определять основную мысль текста после предварительного его анализа;

текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

- выделять тему текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;

- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

- составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

- активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

- высказывать просьбы и желания; выполнять речевые действия (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

- в общении с окружающими проявлять дружелюбие, согласовывать свои действия с товарищем;

- знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;

- различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами;

- пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;

- определение времени по часам (одним способом), использование в речи временной терминологии;

- решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;

- решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);

- понимать проявление основных эмоций, оказывать помощь и участие друг другу, с помощью педагога анализировать свои поступки и поступки других детей

- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

- оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

- выполнять поручения по уборке класса после урока;

- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

- готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

 

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Оценка достижения планируемых предметных и личностных результатов курса «Психокоррекционные занятия» - поощрение и стимулирование работы ученика, осуществляется с использованием только качественной оценки (словесные похвалы; предметы, входящие в круг интересов ребенка).

В целом  оценка достижения обучающимися предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст]/ А.В. Семенович.- М. «Академия», 2002.

2.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии [Текст]/А.Л. Сиротюк - М., 2000

3.Содержание и организация коррекционной работы в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие для логопедов, психологов, воспитателей, учителей начальных классов, учителей дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих общеобразовательные школы по состоянию здоровья, родителей, детей-инвалидов[Текст]/под ред. И.А. Крестининой.– Киров:ООО «Радуга-Пресс», 2014. – 301 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. М., 2005.

Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Ярославль, 1998

Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М., 2000

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. М., 1988

Галанов А.С. Игры которые лечат (для детей от 5 до 7 лет). - М., 2005 – 96 с.

Дереклеева Н.И., Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. М., 2004

Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. Под ред. Л.А. Головчиц М., 2006

Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 – 5 классы. М., 2004. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь. М., 2003

Дневник психолого-педагогического сопровождения: сборник методических материалов, под ред. И.А. Крестининой. – Киров, 2014

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребёнку. Книга для педагогов и родителей. СПб., 2001

Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.

Заваденко Н.Н. Как понять ребенка:дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000 

Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.

Иншакова О.Б., Колесникова А.М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. М., 2006

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993

Клековкина С.В. Социально-психологическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей, средствами сказки: опыт работы в комнате психологической разгрузки. Учебно-методическое пособие. – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2006. – 75 с.

Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: практические рекомендации. М., 2007

Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. М., 2000

Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Развитие пространственного восприятия у детей 6-8 лет. М., 2004

Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция. СПб., 2005

Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. М., 2002

Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). – М., 1997.

Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Развитие сенсорной сферы детей». – М., 2009.

Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. М., 1991

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995

Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996

Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. М., 2000

Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младшего школьника. Ярославль, 2003

Ткаченко Т.А. Тетрадь для дошкольника. Логические упражнения для развития речи. СПб., 2000

Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада и родителей/ Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Бардина, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко М., 1994.

Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Метод. пособие. СПб., 2004

Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей, Ярославль, 1996.

Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995

Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве: материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников. М., 2006

Ясюкова Л.А. «Диагностика готовности к школьному обучению и профилактика проблем в начальной школе», С.П.,

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

-коррекционно-развивающие пособия;

-дидактический раздаточный материал для обеспечения прохождения разделов программы;

-учебные пособия по развитию устной и письменной речи, математических представлений;

-цифровые образовательные ресурсы.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

 компьютер, колонки, принтер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Психокоррекционные занятия с детьми 7 вида"

Цель коррекционной работы – коррекция познавательной сферы учащихся с особенностями в развитии....

Рабочая программа "Психокоррекционные занятия с детьми 7 вида"

Цель программы: оказание помощи подросткам в получении развития, соответствующего их способностям и возможностям, в процессе обучения и воспитания в средней школе....

Программа психокоррекционных занятий с психологом для учащихся 1 - 4 классов с ОВЗ (ЗПР вариант 7.1)

В программе представлено теориетическое основание для  разработки программы психокоррекционных  занятий  с психологом учащихся  начальной  школы с ОВЗ (вариант 7.1). Определен...

Рабочая программа «Психокоррекционных занятий» для обучающихся с ОВЗ 6-9 классы Класс:6-9

Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию внимания формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий.      ...

Программа психокоррекционных занятий для обучающихся с ОВЗ 1 (дополнительный) класс

Программа разработана на 66 часов. В 1 дополнительный класс приходят ученики, которые обучались ранее в 1 классе: либо по программе 7.2, либо по общей программе, где обнаружили невозможность справитьс...

Программа психокоррекционных занятий для обучающихся с ОВЗ 5-7 класс

Программа расчитана на 34 часа. Вариант 1,  для детей с легкой умственной отсталостью...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Психокоррекционные занятия 5-7 кл

Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия»  предназначена для учащихся 5-7 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)...