Коррекционно-развивающая программа "Учимся общаться"
рабочая программа
Программ для учеников надомного обучения "Учимся общаться" является коррекционно-развивающей, так как направлена на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы обучающихся и формирование коммуникативных навыков, что способствует успешной социализации. Цель программы: повышение социальной компетенции обучающихся на дому и развитие навыков общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_obshchatsya_-_programma.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г.Смоленска»
«Учимся общаться»
Автор: учитель надомного обучения
Капора Татьяна Александровна
г. Смоленск
2019
Пояснительная записка
Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для новых целей образования, центром которого становится личность и ее внутренний мир. Сегодня в связи с изменениями в различных сферах общества актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особенно остро стоит вопрос о применении Здоровьесберегающих технологий в современной школе, о формировании у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни.
В Концепции модернизации российского образования сформулирован социальный заказ к системе образования – это заказ на психологически здоровую личность. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка, оно обеспечивает адекватную реакцию на воздействие окружающей действительности, регуляцию поведения и деятельности. Психологически здоровый человек - это, прежде всего, человек творческий, жизнерадостный, открытый, познающий себя и окружающий мир. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей.
Для формирования психологически здоровой личности необходимы психолого-педагогические программы, призванные оказывать целенаправленное и систематическое воздействие не только на познавательную сферу учащихся, но и эмоционально-волевую и мотивационно-личностную сферы, направленные на формирование умений по преодолению жизненных трудностей и развитие навыков общения с окружающими. При этом необходимо активное приобщение ребенка к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, усвоение им действующих в социуме норм и овладение соответствующими формами и средствами общения. От особенностей взаимоотношений, складывающихся у ребенка с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования личности. Представленная здесь программа для учащихся надомного обучения «Учимся общаться» является коррекционно-развивающей, так как направлена на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы учащихся, преодоление дезадаптации и формирование коммуникативных навыков, что способствует сохранению психологического здоровья и созданию условий для достижения успеха.
Описание участников программы
Программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на надомном обучения.
Недоразвитие мыслительной деятельности сочетается с нарушением моторики, речи, памяти, внимания. Вследствие этого, дети с тотальным недоразвитием лишены возможности усваивать новые знания, умения и навыки наравне со своими сверстниками. Дефект затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности. Поэтому так остро стоит вопрос о социально-психологической адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в современное общество.
Цель программы: повышение социальной компетентности обучающихся надомного обучения и и развития навыков общения.
Задачи программы:
- развитие умения различать эмоции и чувства, опознавать их у себя и других, понимать собственное состояние и адекватно выражать свои чувства;
- обучение приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения;
- коррекция негативных черт личности;
- оказание помощи в преодолении неуверенности в себе, робости, страхов, агрессивности и др.;
- раскрытие индивидуальных особенностей и способностей детей, формирование позитивного отношения к себе;
- выработка коммуникативных навыков, умения работать в группе;
- формирование навыков самоконтроля в ходе общения, умения управлять своими эмоциями;
- осуществление нравственного и эстетического воспитания;
- снижение психо-эмоционального напряжения, стресса и тревожности, создание условий, благоприятных для психосоциальной адаптации.
Научные, методологические и методические основания программы
Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого человека, и тем более для лиц с ограниченными возможностями здоровья, равных прав и возможностей на психологическое благополучие, на развитие их индивидуальных способностей, на интеграцию личности в социуме. Психологическое здоровье напрямую связано со здоровьем психическим, которое подразумевает
«…1) соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характеру реакций – внешним раздражителям, значению жизненных событий;
2) адекватный возрасту уровень зрелости личностных сфер, эмоционально-волевой и познавательной;
3) адаптивность в микросоциальных отношениях;
4) способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении…».[1]
Как было отмечено выше, грубое недоразвитие познавательных процессов – наиболее ярко выраженная особенность учащихся школы VIII вида. На фоне первичного дефекта многие психологи выделяют ряд других факторов, которые отрицательно сказываются на психологическом здоровье детей с нарушением интеллекта:
- слабое развитие любознательности, мало выражены побуждения к осуществлению
новых видов деятельности (Л.В.Занков);
- преобладание завышенной самооценки как проявление общей незрелости
личности, а возможно, как псевдокомпенсаторное характерологическое
образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих
(Л.С. Выготский);
- односторонность, бедность эмоциональной сферы; агрессивность, стремление
обвинить в своих бедах окружающих; неумение и нежелание признать свою вину (А.Прихожан, Н. Толстых);
- поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться;
эмоциональная нестабильность (В.Мухина);
- неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с
меняющимися обстоятельствами, формирование различного рода «защитных
образований», когда вместо умения самому справится с трудной ситуацией
возникает аффективное реагирование, обида, перекладывание ответственности
на других (А.Прихожан);
- преобладание мотива избегания неудач как результат хронического неуспеха в
различных вида деятельности – игровой, учебной, коммуникативной и др.
(С.Я.Рубинштейн).
Значимой характеристикой личности ребенка, важным регулятором его поведения и взаимоотношений с окружающими людьми является самооценка (оценка своих личностных качеств, возможностей, поступков). Она же отражает своеобразие развития личности умственно отсталого ребенка. Известно, что у младших умственно отсталых школьников наблюдается неадекватная самооценка. У них не сформированы правильные понятия о своих возможностях, они не способны критично оценить свои действия и поступки (Г. М. Дульнев, 1981).
Необходимо отметить ещё ряд особенностей учащихся с проблемами в развитии, затрудняющих их адаптацию и отрицательно влияющих на психологическое здоровье. Например, эмоции умственно отсталых детей часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по своей динамике. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому, у других детей наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам.
Проявлением незрелости личности школьника с тотальным недоразвитием является также и большое влияние эгоцентрических эмоций на оценочные суждения. Наиболее высоко ребенок оценивает тех, кто ему приятен, кто ближе к нему. Так он оценивает не только людей, но и события окружающей жизни – хорошо то, что приятно.
Неустойчивость настроения, импульсивности, вспыльчивость, а то и агрессивность, часто свойственная обучающимся с тотальным недоразвитием, затрудняет их общение. При социализации лиц с умственной отсталостью трудноразрешимыми проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированность потребности в таком общении.
Контакты и общение со сверстниками затруднены. Ребенок может быть не принят, изолирован или отвергнут. В группах умственно отсталых встречаются ученики, которые совершенно не имеют связи друг с другом. Изолированных учеников примерно раза в три-четыре больше, чем в массовой школе. Это явление связано с характером дефекта. Отторгаются чаще всего школьники вспыльчивые, аффективные, обидчивые, неуравновешенные в поведении.
У этих детей низкая культура общения. Учащиеся не используют вежливые слова при обращении друг к другу, а напротив, грубят, говорят громко, не обращают внимания на реплики партнера.
Неразвитые навыки общения приводят к множеству психологических проблем и, как следствие, затрудняет социализацию
Структура программы
Программа строится как многоуровневый курс, состоящий из 3-х ступеней и рассчитанный на 3 года. Каждая ступень рассчитана на 34 часа и состоит из двух этапов:
Пропедевтико-диагностический – 4 часа.
Коррекционно-развивающий – 30 часов.
Основной этап – коррекционно-развивающий состоит из трех модулей:
- Почувствуй себя – 10 часов.
- Покажи себя – 10 часов.
- Узнай мир вокруг себя – 10 часов.
Методы:
- игровой (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, вербальные, подвижные, музыкальные и др.);
- беседа, рассказ, объяснение;
- психологические (психодиагностика, психологические этюды, релаксационная гимнастика);
- творческие (свободное и тематическое рисование, разучивание и исполнение стихов и песен, чтение и обсуждение художественных произведений, постановка спектаклей).
Организация занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю индивидуально или в группе с родителями.
Продолжительность – 20 мин. На 1-ом этапе – пропедевтико-диагностическом – проводятся индивидуальные занятия по 10 мин.
Обучающийся заводит тетрадь для КРЗ, в которой выполняет упражнения, рисунки, записывает стихи, тексты песен и др.
Начинаются и заканчиваются занятия ритуалами. В начале занятий все члены группы, встав в круг и взявшись за руки, произносят девиз программы:
- Радуги краски, фантазия наша
Делают мир ярче и краше!
В конце занятия каждый участник в тетради для КРЗ при помощи пиктограммы зарисовывает своё настроение. Это помогает отслеживать эмоциональное воздействие занятия на каждого участника группы.
Занятия проводятся в дома или на свежем воздухе.
Принципы реализации программы
Принцип всестороннего подхода: программа охватывает все возрастные категории младших школьников, способствует развитию и коррекции познавательной, эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сфер личности учащихся, задействует все виды деятельности учащихся: игровую, учебную, трудовую, коммуникативную, общественную и др.
Принцип системности предполагает использование в реализации программы всех технологий: педагогических, психологических, социальных и их взаимосвязь. Психологические технологии предусматривают систему действий, направленных на развитие адаптивной личности, способной преодолевать жизненные трудности и проблемы, социально-педагогические технологии связаны с грамотным предоставлением информации, формированием мотивации на психологически здоровый образ жизни и созданием социально-поддерживающей системы из семьи и школы.
Принцип динамичности направлен на обеспечение непрерывности, целостности, постоянства воздействия на учащихся, а так же развитие и усовершенствование психологических и социально-педагогических технологий при реализации программы.
Принцип гуманности заключается в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых он сможет максимально развить свои способности. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления являются чрезвычайно важными. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать каждого проблемного ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей его развития. Принцип гуманности заключается в необходимости учитывать не только отрицательные стороны личности и недостатки проблемных детей, но и их положительные компенсаторные возможности, основанные на сохранных физических и психических функциях.
Содержание программы
Программа ориентирована на младших школьников школы VIII вида. Это наиболее сенситивный период для развития эмоционально-волевой сферы и навыков общения в школьном возрасте. Наличие у каждого умственно отсталого ребенка младшего школьного возраста большого резерва здоровых, ненарушенных задатков, неравномерное (с точки зрения глубины) распространение дефективности на разные стороны психической деятельности открывают большие возможности для его развития. Это лучше всего сформулировано в известном высказывании С.Л.Рубинштейна: «Добиться успехов в борьбе с дурными и слабыми сторонами человека можно вернее всего, нащупав его сильные стороны – те силы в нем, которые при надлежащем их направлении могут быть обращены на благую цель. За озорными выходками нередко стоят избыточные силы, которым не сумели вовремя дать надлежащее применение. На знании одних недостатков и слабостей ничего не построить. Поэтому воспитание, которое видит только их одних, их лишь подчеркивает, - бесперспективное дело. Кто хочет исправить недостатки человека, должен искать его достоинства, хотя бы потенциальные, те свойства его, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключенных в нем сил. На них надо опираться в борьбе с недостатками человека. Вступая в борьбу с недостатками человека, надо искать себе союзников в нем самом»[2]. Познание детьми самих себя, лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием продуктивного общения с окружающими, способствует социально-психологической адаптации. Все три ступени программы направлены на решение этих задач, каждая последующая ступень расширяет и углубляет знания, умения и навыки, полученные на предыдущей.
Первая ступень развития – это первый год занятий по программе, которая начинается во 2-ом классе, либо для вновь прибывших в школу в 3-ий или 4-ый класс. На первом уровне дети учатся различать простые эмоции и выражать их адекватно, большое внимание уделяется развитию мимики, жестов, пантомимики, начинают формироваться навыки продуктивного общения со сверстниками и взрослыми, идет обучение простым формам вербального общения, релаксация проводится на уровне прослушивания музыки и дыхательных упражнений.
Вторая ступень развития рассчитана на учащихся 3-их классов. Продолжается развитие навыков общения, умения различать сложные эмоции, понимать настроение окружающих, описывать собственные эмоции и чувства. Участники учатся разыгрывать психологические этюды, развивается диалогическая речь, умение слушать других. Начинается обучение релаксационным упражнениям: напряжение-расслабление.
Третья ступень развития – последний год занятий по программе. Она заканчивается в 4-ом классе, после которого школьники переходят в среднее звено. Поэтому задача этой ступени, помимо всего прочего, подготовить учащихся к успешной адаптации в 5-ом классе. Начинается формирование высших эмоций и чувств – сострадание, доброта, дружба и т.д., способности понимать и принимать других людей, вступать и поддерживать длительный контакт с различными людьми в различных ситуациях, умения позитивного выхода из конфликта, развивается не только диалогическая, но и монологическая речь, формируются навыки совместной деятельности не «рядом», а «вместе». Обучение релаксационной гимнастике с элементами аутотренинга.
№ | Этапы и модули | Содержание работы |
1. | Пропедевтико-диагностический этап | 1 уровень – диагностика уровня тревожности, агрессивности, умения дифференцировать эмоции, развития коммуникативных навыков и самоконтроля; формирование мотивации на продуктивную работу по программе; разучивание девиза и гимна программы. 2 и 3 уровни – отслеживание динамики развития учащихся и эффективности программы; повторение девиза и гимна. |
2. | Коррекционно-развивающий этап 1-ый модуль «Цвета твоих чувств» | 1 уровень – дети знакомятся с простыми эмоциями: какие они бывают и как выражаются; учатся различать их, определять свои эмоции и сообщать о них при помощи цвета и пиктограмм. 2 уровень – участники программы знакомятся с более сложными эмоциями, учатся дифференцировать их, выражать свои эмоции на невербальном и вербальном уровне; преодолевать и сдерживать негативные эмоции; определять эмоциональное состояние других людей. 3 уровень – знакомство с высшими эмоциями и чувствами; овладение широким репертуаром выражения своих чувств; выработка навыков самоконтроля; понимание чувств других людей и сопереживание им. |
2-ой модуль «Стань художником» | 1 уровень – активизация мимических мышц лица, овладение простыми движениями мимики и пантомимики; фокусирование взгляда на собеседнике при общении; определение личностного пространства; использование простых средств релаксации. 2 и 3 уровни – расширение репертуара активных мимических и пантомимических проявлений эмоций и чувств; разыгрывание психологических этюдов; разучивание релаксационной гимнастики; снятие напряжения с помощью артметодик. | |
3-ий модуль «Раскрась мир вокруг себя» | 1 уровень – дети учатся общаться со сверстниками на вербальном уровне; расширяется словарный запас, в активный словарь вводятся слова, выражающие чувства и отношение к окружающим; начинает формироваться диалогическая речь; стараются понимать поведение других и оценивать его. 2 и 3 уровни – продолжается развитие продуктивных навыков общения со сверстниками; умения устанавливать и поддерживать дружеские контакты; навыков совместной деятельности; дети учатся разрешать конфликтные ситуации. |
Тематическое планирование
1 этап – пропедевтико-диагностический
№ | Темы занятий | Кол-во часов по уровням | Методики, игры, упражнения (литература) | ||
I | II | III | |||
1. 2. 3. 4. 5. | «Угадай и покажи настроение» - определение уровня умений дифференцировать эмоциональные состояния «Веселый – грустный» - диагностика личностной тревожности «Поиграем вместе» – определение уровня сформированности коммуникативных навыков «Да и нет – не говорить» – уровень самоконтроля и умение действовать по правилам «Колючие растение» – определение наличия агрессивности | Диагностика проводится индивидуально в начале и в конце учебного года (сентябрь и май) | Методика Л.П.Стрелковой – 6, стр. 25-30 Методика «Выбор лица» - 7, стр.172 - 182 Методика определения уровня владения коммуникативными действиями – 2, стр.78-83 Методика «Да» и «Нет» – 9, стр.109-112 Методика «Кактус» –10, стр.54-57 |
Итого: 4 часа
2 этап – коррекционно-развивающий
1 модуль «Почувствуй себя»
№ | Темы занятий | Кол-во часов по уровням | Методики, игры, упражнения (литература) | ||
I | II | III | |||
1. а) б) в) | Желтый цвет Веселье Радость Доброта | 2 | 2 | 2 | Упр.1,3, 7 (11, стр. 49-52) Игра «Смешинка» – авторская (прил.1), упр.107,108 (15, стр. 103) Игра «Солнышко» (прил.1), «День радостных встреч» (16, стр.16) Игра «Доброе утро»(прил.1), «Добрый друг» (16, стр.19), упр.91 (15,стр.96) |
2. а) б) в) | Зеленый цвет Интерес Удивление Гордость | 2 | 2 | 2 | Упр.1,3-5 (11, стр.62-68) Упр.1-3, игра 4 (16, стр.1) Упр.86,87, игра 88 (15, стр.94), упр. 1-4, игра 5 (16, стр.9) Игра 1, упр. 1, 5, 7 (16, стр. 17) |
3. а) б) в) | Синий цвет Грусть Печаль Сочувствие | 2 | 2 | 2 | Упр. 1-3, 6-7 (11, стр.119-121) Игра 155 (15, стр. 126), упр. 1-5 (16, стр.6) Игра 116, упр. 119 (15, стр. 108-109), игра «Печальный мяч» (4, стр.95) Упр.120, игра 127 (15, стр.109,127), игра 1, упр.1,3 (16, стр.11) |
4. а) б) в) | Красный цвет Злость Гнев
Стыд | 2 | 2 | 2 | Упр.1,5 (11, стр.38) Игры 6,18 (10,стр.82, 99), игра 198 (15, стр.147), игра 2, упр. 1-4 (16, стр. 12) Упр. 127-131 (15, стр. 112-113), игры 3,6,9,13 (16, стр. 24, 28, 32, 39) Упр. 139-142 (15, стр. 118-119), игры 17,65 (13, стр. 48, 136) |
5. а) б) в) | Черный цвет Страх Обида Одиночество | 2 | 2 | 2 | Упр. 1, 4-7 (11, стр.134-137) Упр. 133-135 (15, стр.114), игра 2,7, упр. 1,3,8 (16, стр.15) Игра 16 (13, стр. 44), игра 2, упр.1, 3, 5 (16, стр.3) Упр. 135-138, игра 150 (15, стр.115-118, 123) |
Итого: 10 часов
2 модуль «Покажи себя»
№ | Темы занятий | Кол-во часов по уровням | Методики, игры, упражнения (литература) | ||
I | II | III | |||
1. | «Свет мой зеркальце, скажи…» – развитие мимических движений | 2 | 2 | - | Работа перед зеркалом по пиктограммам (5, стр.135;14, стр.129) |
2. | Отражение – развитие умения понимать мимику и жесты других | 2 | 2 | - | Упр. 1-4 (18, стр. 13), игры 7,9 (3, стр.121,123), игра 3 (9, стр.134) |
3. | Загляни в глаза – невербальное общение при помощи мимики и жестов | - | - | 2 | Упр. 1-4 (18, стр.15), игры 19-21 (14, стр.43-46) |
4. | «Гляжусь в тебя как в зеркало…» – невербальное общение при помощи мимики, жестов и пантомимики | - | - | 2 | Упр. 1-4 (18, стр.17), игры 1,2 (3, стр. 180) |
5. | Повтори движения - развитие мимики и пантомимики | 2 | 2 | 2 | Игры «Тень», «Запрещенные движения», «Ручей» (5, стр.82-85) |
6. | Умей почувствовать себя – разучивание релаксационных упражнений | 2 | 2 | 2 | Игры 1-5 (14, стр. 20-25), упр. (18, стр. 14,16,18), релаксационная гимнастика (4, стр.143) |
7. | Рисуем настроение – общение через символы-пиктограммы | 2 | 2 | 2 | Игры 1, 5, 7 (3, стр.39,41,42); игра 22 (14, стр. 47), игра «Радуга» (5, стр.172) |
Итого: 10 часов
3 модуль «Узнай мир вокруг себя»
№ | Темы занятий | Кол-во часов по уровням | Методики, игры, упражнения (литература) | ||
I | II | III | |||
1. | «Дарю тебе улыбку» – навыки установления контакта со сверстниками | 2 | - | - | «Школа улыбок» (4, стр. 37); игры (5, стр.77-79) |
2. | «Здравствуй, друг» – развитие умения обращаться к сверстникам | 2 | 2 | - | Игры 49-55 (14, стр. 91-99), упр. (12, стр.82-84) |
3. | «Тропинка к сердцу» – развитие навыков общения, расширение словарного запаса | 2 | 2 | 2 | Игры «Комплементы», «Передай добро по кругу»; упр, (12, стр. 80-81), игры (5, стр. 69-71) |
4. | Учимся играть и работать вместе – развитие навыков совместной деятельности | 2 | 2 | 2 | Игры 2,6, 7 (3, стр. 131, 136-137), упр.1, 3, 7 (3, стр.147,149, 153) |
5. | Город нашей дружбы – развитие навыков совместной деятельности | 2 | 2 | 2 | Игры 57, 59,62,65 (14,стр.101,104,111, 116); игры 33-35,40,42 (13, стр. 78-81, 88,92) |
6. | Люди, с которыми трудно дружить – затрудненное общение, конфликтные ситуации | - | 2 | 2 | Упр. 11,13 (3, стр. 141,157), упр. (12, стр. 120-121, 124) |
7. | Учимся договариваться – выход из конфликта | - | - | 2 | Игры 63,67,71,72 (13, стр.130,142,148, 150), упр. (5, стр.116) |
Итого: 10 часов
Список литературы
1. Е.А.Алябьева. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. М., 2003 – 90 с.
2. Д.И.Бойков. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности. Учебно-методическое пособие. СПб, 2005 – 280 с.
3. И.М. Бгажнокова. Особенности понимания и использования общекультурных норм поведения умственно отсталыми школьниками / И.М. Бгажнокова, Мусукаева Ф.В. и др.// Дефектология. – 1998. №5 – 96 с.
4. Д.В. Буфетов. К методу изучения процесса общения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. – 2005. № 1 (12) – 102 с.
5. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко и др. Настольная книга педагога-дефектолога. Ростов-на-Дону, 2006 – 456 с.
6. Д.Н.Исаев. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб, 2007 – 390 с.
7. Ю.А.Клейберг. Психология девиантного поведения. М., 2001 – 160 с.
8. Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. Учим детей общению. Ярославль, 1997 – 238 с.
9. М.В.Корепанова, Е.В.Харлампова. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. М., 2004 – 160с.
10. Н.Л.Кряжева. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997 – 206 с.
11. К.С.Лебединская, М.М.Райская, Г.В.Грибанова. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М.,1988 – 168 с.
12. М. Люшер. Цвет вашего характера. М.,1997 – 238 с.
13. В.М.Минаева. Развитие эмоций дошкольников. Пособие для практических психологов дошкольных учреждений. М., 2001 – 176 с.
14. Р.С.Немов. Психология. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М., 1995 – 510 с.
15. Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М., 2001 – 256 с.
16. Р.В.Овчарова. Практическая психология в начальной школе. М., 1998 – 240 с.
17. М.А.Панфилова. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М., 2000 – 158 с.
18. Н.М.Погосова. Цветовой игротренинг. СПб, 2005 – 156 с.
19. Практикум по возрастной и педагогической психологии. Сост. Е.Е.Данилова. М., 1998 – 160 с.
20. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. Сост. А.Д. Виноградова. М., 1985 – 144 с.
21. Присцилла Прутцманн. Дружный класс как маленькая планета.
СПб., 1998 – 144с.
22. М.М.Семаго, Н.Я.Семаго. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования. Методическое пособие. М., 2006 – 288 с.
23. М.М.Семаго, Н.Я.Семаго. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003 – 210 с.
24. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. Минск, 1997 – 800с.
25. К.Фопель. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов.
Часть 1. М., 2000 – 158 с.
26. К.Фопель. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов.
Часть 2. М., 1998 – 154 с.
27. М.И.Чистякова. Психогимнастика. М., 1995 – 160 с.
28. Чувства. Эмоции. Демонстрационный материал. М., 2007.
29. Л.М.Шипицына. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Пособие для учителя. СПб., 2004 – 336 с.
[2] Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976, стр.416
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 классов с общим недоразвитием речи
Данная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий с обучающимися 1 классов, имеющими общее недоразвитие речи 3 -4 уровня -авторская. Сформулированы цель, задачи работы и р...
Коррекционно-развивающая программа развития психомоторики и сенсорных процессов, учащихся с общим психическим недоразвитием «Развиваемся, играя»
Данная программа разработана для сенсорного и психического развития детей с общим стойки недоразвитием[6], она осуществляется в течение первых четырех лет обучения с учащимися 1 - 4 классо...
Программа коррекционно-развивающих занятий "Учимся общаться" для обучающихся 7-8 классов
Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 7-8 классов...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» для обучающихся 2 класса .
Программа коррекционного курса составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограничен...
Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...
Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 4 класс»
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, коррекционно-развивающая область: логопедия...
Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 3 класс».
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у учащихся с общим недоразвитием речи. По результатам логопедического обследования детей, поступающих в 1-е...