Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» для обучающихся 2 класса .
рабочая программа
Программа коррекционного курса составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598), с учётом «Стратегии развития образования ХМАО – Югры до 2020 года», АООП НОО для обучающихся с ТНР. Настоящая программа разработана на основе: инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно – методического письма «О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе»/ Под редакцией А.В. Ястребовой и Т.Б.Бессоновой. - М., 1996., а также на основе программы следующих авторов: С.Е. Дорофеева, Л.В. Семенюта, Л.А. Маленьких «Коррекционно-развивающее обучение учащихся 1-х классов с ФФНР/ НВОНР» Авт.-сост. - М.: ТЦ Сфера, 2011г.. Материалы, заимствованные из практических пособий: В.С. Кукушина «Логопедия в школе: Практический опыт» - М.: ИКЦ "Март"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2010 г., Л.Н. Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» - «Национальный книжный центр», 2015г., адаптированы к условиям использования в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от контингента класса и особенностей усвоения программного материала учащимися младших классов с задержкой психического развития (далее – ЗПР). В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и ЗПР, которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_logopedii_1.docx | 70.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
«СОГЛАСОВАНО» УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе приказом от «___» __________ 20____ г.
________________________ Т.В. Дидич № _____ «___» __________ 20____ г.
Рабочая программа коррекционного курса
«Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР»
для обучающихся 2 класса
на 2018- 2019 учебный год
Учитель-логопед: Верхотурцева Елена Владимировна
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения
Протокол № __ от «___» _______ 20____г.
г. Советский
2018 г.
Пояснительная записка
Программа коррекционного курса составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598), с учётом «Стратегии развития образования ХМАО – Югры до 2020 года», АООП НОО для обучающихся с ТНР. Настоящая программа разработана на основе: инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно – методического письма «О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе»/ Под редакцией А.В. Ястребовой и Т.Б.Бессоновой. - М., 1996., а также на основе программы следующих авторов: С.Е. Дорофеева, Л.В. Семенюта, Л.А. Маленьких «Коррекционно-развивающее обучение учащихся 1-х классов с ФФНР/ НВОНР» Авт.-сост. - М.: ТЦ Сфера, 2011г.. Материалы, заимствованные из практических пособий: В.С. Кукушина «Логопедия в школе: Практический опыт» - М.: ИКЦ "Март"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2010 г., Л.Н. Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» - «Национальный книжный центр», 2015г., адаптированы к условиям использования в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от контингента класса и особенностей усвоения программного материала учащимися младших классов с задержкой психического развития (далее – ЗПР). В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и ЗПР, которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов.
У детей с ЗПР отмечаются различные нарушения устной и письменной речи. Общее недоразвитие речи обычно сочетается с неврологической симптоматикой. Поэтому необходима организация целенаправленного коррекционно-развивающего процесса, предполагающего коррекцию не только познавательной, но и речевой деятельности.
Цель коррекционного курса: предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Подготовка к обучению грамоте.
Задачи коррекционного курса:
1. Сформировать у обучающегося понятие о слове и предложении.
2. Обобщить сведения по звукобуквенному составу языка.
3. Сформировать у обучающегося смыслоразличительную роль фонемы.
4. Учить проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соответствия между звуками и буквами.
5. Закрепить навыки деления слов на слоги, опираясь на знания о слогообразующей роли гласных букв.
Это означает, что у детей, имеющих общее недоразвитие речи (далее – ОНР), обусловленное ЗПР необходимо:
- Развивать подвижность речевого аппарата.
- Совершенствовать дифференцированность движение речевых органов.
- Корректировать дефекты звукопроизношения.
- Добиваться автоматизации ранее поставленных звуков.
- Дифференцировать звуки сходные по артикуляторно-акустическим признакам.
- Расширять импрессивный и экспрессивный словарь.
- Развивать высшие психические функции.
- Сформировать полноценные фонематические процессы.
- Сформировать представление о звукобуквенном составе слов.
- Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
Мараховская Варвара, Алексеева Софья обучающиеся 2 класса решением психолого-медико-педагогической комиссии Советского района выведены на обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития (вариант 7.1, 7.2). Обучающимся рекомендованы развивающие занятия с логопедом на преодоление нарушений всех средств языка.
Индивидуальные особенности обучающихся: оба ребёнка с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений, наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.
Общая характеристика коррекционного курса
Основными направлениями коррекционных логопедических занятий являются развитие речи и коррекция ее нарушений (особенно произносительной стороны речи). Наибольшую специфику имеет работа по формированию звукопроизношения. Особенностью этой работы при дизартрии является индивидуализация требований в зависимости от тяжести и характера поражения артикуляционного аппарата.
При формировании звукопроизношения у детей с дизартрией следует решать следующие задачи:
– нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
– развитие произвольного контроля над положением и движением мышц артикуляционного аппарата;
– развитие произвольных мимических губных и язычных движений;
– постановка, автоматизация и дифференциация звуков;
– подавление синкинезий, уменьшение слюнотечения;
– развитие дыхания, голоса и просодики, а также коррекция их нарушений.
При формировании произносительной стороны речи необходимо проводить пассивную и активную артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, голосовые упражнения. При проведении дыхательной гимнастики предусматривается упражнения на развитие дыхания, голоса и просодики. При формировании произносительной стороны речи необходимо проводить пассивную и активную артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, голосовые упражнения. При проведении дыхательной гимнастики предусматривается включение упражнений, построенных на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков. Комплексы этих упражнений подбираются индивидуально в зависимости от двигательных и речевых возможностей детей. Голосовые упражнения направлены на формирование у детей произвольного изменения силы голоса, длительности звучания, тренировку голоса в произнесении слогов, включающих глухие, щелевые, аффрикативные, сонорные звуки.
Особенностью логопедической работы является строгое соблюдение ортопедического режима, который во время проведения логопедических занятий разрабатывается совместно с логопедом и врачом-психоневрологом и фиксируется в истории болезни. Логопед должен постоянно следить за осанкой ребенка, правильным положением конечностей. При возникновении нежелательных патологических двигательных реакций логопед способствует их преодолению путем пассивно-активных вмешательств. При проведении коррекционных логопедических занятий необходима широкая опора на все анализаторные системы (слуховую, зрительную, кинестетическую), способствующие развитию межанализаторных связей. Это особенно важно в работе над коррекцией звукопроизношения, которая обязательно проводится перед зеркалом.
Логопедическая работа обеспечивает преодоление недостатков речевого развития и способствует овладению родным (русским)
языком.
Коррекционное обучение на первом этапе, в частности, во 2 классе, осуществляется преимущественно в процессе устной речи. На данных занятиях уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь), определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности (устойчивость внимания, способность к переключению).
Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять её по ориентирам. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создаётся база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полноценного овладения навыками чтения и письма.
В течение подготовительного периода ведётся работа по уточнению и постановке дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствование фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на логопедических занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети уточняют практическое представление о предложении, слове, слоге, ударении, звуке, букве, гласном, согласном. Эти занятия имеют следующую структуру:
Подготовительный этап:
- развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука;
- формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков (артикуляционная гимнастика).
Формирование первичных произносительных умений и навыков:
- постановка звука;
- автоматизация звука;
- дифференциация формируемого и смешиваемого звуков.
Формирование коммуникативных умений и навыков (безошибочное употребление звуков речи во всех ситуациях общения).
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
Формирование связной речи.
Выбор тем коррекционных занятий обусловлен задачей этапа – формирование фонетических обобщений. Именно на этом этапе происходит формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового анализа слова. На этом же этапе происходит работа по формированию правильного звукопроизношения.
Основные направления логопедической работы с детьми с ЗПР:
- развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
- развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти.
- коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляционной моторики.
- коррекция нарушений звукопроизношения, искажения звуковой структуры слова.
- развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значений слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами).
- формирование морфологической и синтаксической систем языка.
- развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.
- формирование анализа структуры предложений.
- развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функций речи.
Место коррекционного курса в учебном плане
В соответствии с индивидуальным учебным планом обучающегося, на изучение коррекционного курса «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи и ЗПР» во 2 классе отводится 3 часа в неделю, то есть 102 часа в год.
Ценностные ориентиры содержания коррекционного курса
Программа предполагает следующее содержание коррекционно-воспитательной работы:
1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивость внимания;
- наблюдательность (особенно к языковым явлениям);
- способность к запоминанию и переключению;
- навыки и приёмы самоконтроля;
- познавательная активность.
2. Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности;
- принятие учебной задачи;
- активное осмысление материала;
- выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств достижения цели, контроль за деятельностью;
- работа в определённом темпе;
- применение знаний в новых ситуациях;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
В программу включена работа по созданию коммуникативных навыков:
1. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.
2. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
- Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
- Способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
- Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
- Овладение следующими логическими действиями:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- классификация и обобщение по родовидовым признакам;
- установление аналогий и причинно-следственных связей;
- построение рассуждений;
- отнесение к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
Предметные результаты:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
- Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
- Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
За период обучения во втором классе обучающийся научится:
- конструировать предложения; отличать звук от буквы; делать звукобуквенный анализ и синтез слов; слоговой анализ слова.
За период обучения во втором классе обучающийся получит возможность научиться:
- вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
- отличать гласные звуки и буквы от согласных;
- распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я;
- делить слово на слоги;
- выделять в слове ударный слог;
- правильно записывать предложения – употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;
- пересказывать несложные тексты.
Содержание коррекционного курса
Обследование (4часа). Уточнение логопедического заключения.
Устная речь (6часов). Устная и письменная речь. Интонация предложения.
Состав слова (14 часов).
Предложение. Текст (4часа). Предложение. Текст. Тема, главная мысль текста. Деформированный текст. Схема предложений.
Гласные звуки и буквы (18 часов). Гласные звуки и буквы. Гласные 1 и 2 ряда. Характеристика звуков. Образование гласных я,е,ё,ю. Твёрдые и мягкие согласные. Разделительный мягкий знак.
Ударение (7 часов). Ударный и безударный гласный. Проверяемое и проверочное слово.
Согласные звуки и буквы (12 часов). Согласные звуки и буквы. Характеристика звуков. Звонкие и глухие согласные. Фонетический разбор слова.
Связь слов в предложении. Согласование (9 часов). Согласование слов в роде, числе, падеже.
Антонимы. Синонимы (7 часов). Антонимы. Синонимы. Однозначные и многозначные слова. Словари. Фразеологизмы.
Предлоги и приставки (9 часов). Сложные предлоги. Употребление сложных предлогов. Составление предложно-падежных конструкций.
Работа над связной речью (9 часов). Обучение последовательному пересказу по вопросам. Обучение последовательному пересказу с опорой на действия. Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки.
Обследование речи (3 часа). Обобщение изученного материала.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающегося
2 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Основные виды учебной | Коррекционно-развивающая направленность |
1 | Обследование. | 4ч. | ||
2 | Устная речь. | 6ч. | Приобретать опыт в различении устной и письменной речи. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Читать и произносить предложения с правильной интонацией; конструировать предложения из слов. | Развитие пространственных и временных представлений. Развитие межполушарных связей с использованием кинезеологических упражнений. |
3 | Состав слова. | 14 ч. | Различать и выделять основные части слова, формулировать словообразующую роль каждой части слова, объяснять лексическое значение каждой формы слова, конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости. | Развивать умения выделять корень, суффикс в словах, находить и выделять приставку в слове, изменять форму слова, находить окончание, образовывать с помощью значимых частей слова однокоренные слова. |
4 | Предложение. Текст. | 4ч. | Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме. Писать слова в предложении раздельно. Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме. | Определять количество слов в предложении. Составлять простые и распространённые предложения с использованием различных схем. |
5 | Гласные звуки и буквы. | 18ч. | Обозначать твёрдые и мягкие согласные звуки посредством гласных 1 и 2 ряда, мягкого знака. Писать слова с разделительным мягким знаком с опорой на правило правописания. Различать на слух твёрдые и мягкие согласные. | Сформировать навык употребления букв а-я, у-ю, о-ё, ы-и после твёрдых и мягких согласных на письме. Слогообразующая роль гласных. Понятие слога. Правила переноса |
6 | Ударение. | 7ч | Ставить ударение, различать ударный и безударный гласный звуки. Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне, со звонким согласным звуком на конце слова. Выполнять подбор проверочных слов. | Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла, слова-омонимы) Схемы слогоритмической структуры слова. Проверка безударной гласной путём изменения формы слова. |
7 | Согласные звуки и буквы. | 12ч. | Различать звонкие и глухие согласные звуки. Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки в слогах, словах и предложениях. Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука. | Дифференцировать непарные звонкие и глухие согласные по акустическим и артикуляторным характеристикам. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных. Уточнить, сравнить артикуляцию звонких и глухих звуков. Развитие кинестетических ощущений. Развить фонематическую дифференциацию звуков в изолированной позиции, слогах и словах, в словосочетаниях и предложениях, а также в тексте. |
8 | Связь слов в предложении. Согласование. | 9 ч. | Учить детей правильно согласовывать глаголы с им. сущ. в роде и числе. Учить правильно согласовывать им. прилагательное с им. сущ. в роде и числе. | Сформировать навык согласования имен существительных, прилагательных, глаголов в роде, числе, падеже. Проверить умения учащихся согласовывать глагол и им. прил. с им. сущ. |
9 | Антонимы, синонимы. | 7ч. | Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении и применении. Обогащать словарь путём употребления многозначных слов, а также антонимов и синонимов в связной речи. | Развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, выделение лишнего. Развитие внимания и самоконтроля. |
10 | Предлоги и приставки. | 9ч. | Обобщить знания учащихся о приставках и предлогах, формировать умение правильно писать приставки и предлоги. | Учить отличать приставки и предлоги; способствовать развитию умения выделять значимые части слова; углубить теоретические знания уч-ся по теме. |
11 | Связная речь. | 9ч | научить составлять текст – повествование и записывать его; отрабатывать навыки работы с текстом, находить образные слова и выражения, составлять предложения о явлениях и предметах природы, используя опорные слова - разные части речи; научить составлять текст – повествование и записывать его; отрабатывать навыки работы с текстом, находить образные слова и выражения, составлять предложения о явлениях и предметах природы, используя опорные слова - разные части речи; научить составлять текст – повествование и записывать его; отрабатывать навыки работы с текстом, находить образные слова и выражения, составлять предложения о явлениях и предметах природы, используя опорные слова - разные части речи Научить пересказывать и составлять текст и записывать его; отрабатывать навыки работы с текстом, находить образные слова и выражения, составлять предложения, используя опорные слова - разные части речи | Учить грамотно строить предложения, грамматически правильно оформлять их, активизировать словарь. |
7 | Обследование речи | 3ч. | Обобщить и систематизировать программный материал по русскому языку, изученный на логопедических занятиях. | |
Всего | 102 часа |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Литература:
1. Коррекция нарушений речи у младших школьников / Авт.-сост. С.Е. Дорофеева, Л.В. Семенюта, Л.А. Маленьких - М.: ТЦ Сфера, 2011г.
2.Зубарева Л.В. «Коррекция письма на уроках. 3-4 классы: задания и упражнения. - Волгоград: «Учитель», 2009 г.
3.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. «Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития». – М.: ВЛАДОС, 2003 г.
4. Логопедия в школе: Практический опыт/Под ред. В.С. Кукушина - М.: ИКЦ "Март"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2010 г.
5.Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы. - М.: Просвещение, 2005 г.;
6. Мещерякова Н.П., Зубович Е.В., Леонтьева С.В. «Коррекция письменной речи в начальной школе: разработки занятий. 1-4 классы». - Волгоград: «Учитель», 2009 г.
Оборудование и приборы, дидактический материал:
- Классная доска.
- Настенное зеркало (50см*100см)
- Зеркала для индивидуальной работы.
- Логопедические зонды, шпатели.
- Разрезная азбука (настенная).
- Кассы букв (индивидуальные).
- Различные речевые игры, лото, мозаика.
- Наборы цветных карандашей.
- Кубики Кооса, мячи.
- Наборы счетных палочек.
- Полотенце, мыло, бумажные салфетки.
- Таблицы прописных и печатных букв.
- Наглядный материал, используемый при обследовании.
- Наглядно-иллюстративный материал по развитию речи, систематизированный по темам.
- Учебные пособия в виде карточек-символов, карточек с индивидуальными заданиями, карточек-картинок.
- Альбомы для работы над звукопроизношением.
Технические средства обучения:
- Компьютер.
- Принтер.
Календарно – тематическое планирование коррекционных занятий во 2-м классе для детей с ОВЗ
№ п/п | Название раздела | Темы занятий | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Диагностика | 4 часа | ||||
1 | Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. | 3.09. | |||
2 | Исследование лексики и грамматики. | 5.09. | |||
3 | Исследование процессов письма и чтения. | 7.09. | |||
4 | Уточнение логопедического заключения. | 10.09. | |||
Устная речь | 6 часов | ||||
5 | Временные представления. | 12.09. | |||
6 | Пространственные представления. | 14.09. | |||
7 | Говорить выразительно. Осень. | 17.09 | |||
8 | Как изменять темп речи. | 19.09. | |||
9 | Основной тон высказывания. | 21.09. | |||
10 | Жест и мимика. Деревья. | 24.09. | |||
Состав слова | 14 часов | ||||
11 | Слова, обозначающие предметы. Изменение по числам. | 26.09. | |||
12 | Слова, обозначающие действия. Изменение по числам. | 28.09. | |||
13 | Дифференциация слов – предметов и слов – действий. | 1.10. | |||
14 | Главные члены предложения. | 3.10. | |||
15 | Изложение «Зайцы». Работа с текстом. | 5.10. | |||
16 | Слова, обозначающие признаки предметов. Изменение по числам. | 8.10. | |||
17 | Диктант. | 10.10. | |||
18 | Однокоренные слова. Общее понятие об однокоренных (родственных) словах. | 12.10. | |||
19 | Подбор и расширение полей родственных слов. | 15.10. | |||
20 | Суффиксальный способ образования слов. | 17.10. | |||
21 | Самостоятельная работа. | 19.10. | |||
22 | Приставочное словообразование. | 22.10. | |||
23 | Закрепление темы «Состав слова». | 24.10. | |||
24 | Диктант. | 26.10. | |||
Предложение.Текст. | 4 часа | ||||
25 | Предложение. Птицы. | 7.11. | |||
26 | Что такое текст. О ком и о чём. | 9.11. | |||
27 | Тематический словарь. Соберём свой словарик. | 12.11. | |||
28 | Деформированный текст. | 14.11. | |||
Гласные звуки и буквы | 18 часов | ||||
29 | Ударная гласная. Безударные гласные. | 16.11. | |||
30 | Твёрдые и мягкие согласные. Фонетический разбор слов. |
| 19.11. | ||
31 | Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда. |
| 21.11. | ||
32 | Дифференциация звуков и букв [ы] – [и] в предложениях. |
| 23.11. | ||
33 | Дифференциация звуков и букв [а] – [я] в предложениях. |
| 26.11. | ||
34 | Дифференциация звуков и букв [а] – [я] в связной речи. | 28.11. | |||
35 | Дифференциация звуков и букв [о] – [ё] в словах. | 30.11. | |||
36 | Дифференциация звуков и букв [о] – [ё] в предложениях. | 3.12. | |||
37 | Дифференциация звуков и букв [о] – [ё] в связной речи. | 5.12. | |||
38 | Дифференциация звуков и букв [у] – [ю] в словах. | 7.12. | |||
39 | Дифференциация букв и звуков [у] – [ю] в предложениях. | 10.12. | |||
40 | Дифференциация букв и звуков [у] – [ю] в связной речи. | 12.12. | |||
41 | Закрепление пройденного материала. | 14.12. | |||
42 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака в конце слова. | 17.12. | |||
43 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака в середине слова. | 19.12. | |||
44 | Перенос слов с мягким знаком. | 21.12. | |||
45 | Разделительный мягкий знак. Дифференциация мя - мья. | 24.12. | |||
46 | Проверочная работа. | 26.12. | |||
Ударение | 7 часов | ||||
47 | Закрепление навыка выделения ударного слога в словах различной структуры. | 28.12. | |||
48 | Выделение безударной гласной. | 11.01. | |||
49 | Выделение безударной гласной в корне слова. | 14.01. | |||
50 | Проверка написания безударной гласной. | 16.01. | |||
51 | Проверка написания безударной гласной. Зима. | 18.01. | |||
52 | Способы проверки безударной гласной. | 21.01. | |||
53 | Самостоятельная работа. | 23.01. | |||
Согласные звуки и буквы | 12 часов | ||||
54 | Согласные звуки, их характеристика. | 25.01. | |||
55 | Буквы п – б. Дифференциация звуков [б — п] в словах, предложениях. | 28.01. | |||
56 | Буквы т — д. Дифференциация звуков [т — д] в словах, предложениях. | 30.01. | |||
57 | Буквы в — ф. Дифференциация звуков [в — ф] в словах, предложениях. | 1.02. | |||
58 | Буквы к — г. Дифференциация звуков [к — г] в словах, предложениях. | 4.02. | |||
59 | Буквы с — з. Дифференциация звуков [с — з] в словах, предложениях. | 6.02. | |||
60 | Буквы ш — ж. Дифференциация звуков [ш — ж] в словах, предложениях. | 8.02. | |||
61 | Оглушение звонких согласных в конце слова. Способы проверки. | 11.02. | |||
62 | Парные согласные звуки и буквы. Проверочная работа. | 13.02. | |||
63 | Работа над ошибками. | 15.02. | |||
64 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков. | 18.02. | |||
65 | Согласные и гласные звуки и буквы. Проверочная работа. | 20.02. | |||
Связь слов в предложении. Согласование. | 9 часов | ||||
66 | Выделение словосочетаний из предложений. | 22.02. | |||
67 | Составление предложений из словосочетаний. | 25.02. | |||
68 | Согласование слов в числе. | 27.02. | |||
69 | Согласование слов в роде. | 1.03. | |||
70 | Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. | 4.03. | |||
71 | Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам. | 6.03. | |||
72 | Согласование глаголов с именами существительными в числе. | 11.03. | |||
73 | Согласование глаголов с именами существительными в роде. | 13.03. | |||
74 | Согласование имён существительных с именами прилагательными и глаголами. Проверочная работа. | 15.03. | |||
Синонимы, антонимы | 7 часов | ||||
75 | Слова, близкие по значению (синонимы) | 18.03. | |||
76 | Нахождение синонимов в тексте. | 20.03. | |||
77 | Слова, противоположные по значению (антонимы) | 22.03. | |||
78 | Нахождение антонимов в тексте. | 1.04. | |||
79 | Однозначные и многозначные слова. | 3.04. | |||
80 | Фразеологизмы. | 5.04. | |||
81 | Самостоятельная работа. | 8.04. | |||
Предлоги и приставки | 9 часов | ||||
82 | Предлоги в – из, на – с. | 10.04. | |||
83 | Предлоги к – от, до, по. | 12.04. | |||
84 | Предлоги над – под. | 15.04 | |||
85 | Сложные предлоги | 17.04. | |||
86 | Употребление сложных предлогов в связной речи. | 19.04. | |||
87 | Составление предложно-падежных конструкций. | 22.04. | |||
88 | Различение предлогов и приставок. | 24.04. | |||
89 | Деформированный текст. | 26.04. | |||
90 | Предлоги и приставки. Проверочная работа. | 29.04. | |||
Связная речь | 9 часов | ||||
91 | Текст – повествование. | 3.05. | |||
92 | Построение текста. | 6.05. | |||
93 | Заголовок и тема текста. | 8.05. | |||
94 | Изложение текста по вопросам. | 10.05. | |||
95 | Составление текста по сюжетной картинке, серии картинок. | 13.05. | |||
96 | Сочинение - описание предмета "Моя любимая игрушка". | 15.05. | |||
97 | Сочинение - описание на основе личного опыта и по наблюдениям. "Наша собака (кошка)". | 17.05. | |||
98 | Сочинение «Скоро лето». | 20.05. | |||
99 | Итоговый диктант. | 22.05. | |||
Диагностика | 3 часа | ||||
100 | Диагностика устной речи. | 24.05. | |||
101 | Диагностика письменной речи. | 27.05. | |||
102 | Мониторинг чтения. | 29.05. | |||
Всего | 102 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи
Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...
Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
В данном материале представлена система работы по развитию и совершенствованию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи....
ПРОГРАММА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.
В данной программе внимание уделяется развитию связной речи, являющейся наиболее сложной стороной речевого развития; все остальные направления являются вспомогательными, включёнными в решение основной...
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи
Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений устной и письменной речи. Наблюдается тенденция увеличения количества детей с различными видами нарушения устной ...
Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...
Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 4 класс»
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, коррекционно-развивающая область: логопедия...
Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 3 класс».
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у учащихся с общим недоразвитием речи. По результатам логопедического обследования детей, поступающих в 1-е...