Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 классов с общим недоразвитием речи
рабочая программа по теме

Пищагина Нина Алексеевна

Данная  рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий с обучающимися 1 классов, имеющими общее недоразвитие речи 3 -4 уровня -авторская. Сформулированы цель, задачи работы и реализуются в ходе изучения представленных тем. Отвечает всем требованиям, предъявляемым к рабочим программам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon utverzhdeno_programma_1_klass.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено _____________                                                                                                                              Согласовано на заседании МС школы _________________

Директор МБОУ «Верховажская начальная

общеобразовательная школа»_________________ Т.И.Попова

Рабочая программа  коррекционно-развивающих логопедических занятий с обучающимися

1 классов с  ОНР 3 -4 уровня

                                                                                                               Учителя – логопеда МБОУ «Верховажская

                                                                                                                 начальная общеобразовательная школа»

                                                                    Пищагиной Н.А.

                                                                                                                             С.Верховажье,2011г.

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе:

-инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

-инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В.Ястребовой,Т.Б.Бессоновой. М.,1996г.

Цель: устранение недостатков устной речи  и предупреждение нарушений письменной речи у обучающихся 1 классов.

Адресат: обучающиеся 1 классов с общим недоразвитием речи 3 – 4 уровня, испытывающие стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Программа способствует решению следующих задач:

-развивать  звуковую сторону речи, корригировать нарушения звукопроизношения;

-формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова;

-закреплять звуко-буквенные связи;

-формировать готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

-развивать лексический запас и грамматический строй речи ; в течение всего учебного года – работа по уточнению и расширению словаря;

-формировать связную речь: развивать навыки построения связного высказывания, программирование смысла и смысловой культуры высказывания, установление логики, точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки высказывания, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции;

-развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению: внимание, способность к запоминанию, способность к переключению, самоконтроль, познавательную активность, произвольность общения и поведения;

-развивать коммуникативную готовность к обучению.

Программа рассчитана на 87 часов в год – 3часа в неделю.

Программой предусмотрено проведение 2 проверочных работ: диктант,списывание.

Программа предполагает использование следующих методических пособий для учителей-логопедов:

-Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001г.

-Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.

-Козырева Л.М.Комплект логопедическихтетрадей.Ярославль,2006.

-Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.

- -Логопедия/Под ред. Л.С.Волковой.М.,1995г.

-Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: уч. Пособие.М.,1995г.

-Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок.М.,2007г.

-Мазанова Е.В.Коррекция дисграфии у младших школьников.(Комплект пособий).,М.,2007г.

Содержание программы:

Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

Речь. Предложение. Слово.(9ч).

Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием  графических схем. Узнавание и различение слов-предметов, слов-признаков, слов-действий с использованием цветовых символов.

Звуки и буквы.(64ч)

Гласные 1 ряда.(10ч.)

Представление о звуке(уточнение артикуляции), различение на слух и при произношении гласных и согласных(отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука),нализ слов, выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со словом-моделью. Дифференциация а –о.

Гласные 2 ряда. Понятие о согласных. Звукобуквенный и слоговой анализ слов.(5ч)

Твёрдые и мягкие согласные.(4ч)

Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами 2 ряда и мягким знаком.

Звонкие и глухие согласные. (24ч)

Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Дифференциация парных согласных звуков: п –б, т-д, с-з, в –ф. к-г, ш-ж.

Свистящие, шипящие, сонорные, аффрикаты (19ч)

Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат.

Дифференциация звуков: с-ш,з-ж,р-л,ч-щ, с-щ, ш-щ,ц-с,ц-т. ц-ч.

Развитие связной речи(14ч)

 Последовательный пересказ текстов, составление творческие пересказов по обозначенной части текста, составление  рассказов  по вопросам, опорным словам, картинкам.

Итоговая контрольная работа (2ч)

Список групп:

Группа №1 – 1 «а» класс:

1.Бутусов Алексей –общее недоразвитие речи 4 уровня;

2.Головачёва Анна –общее недоразвитие речи 4 уровня;

3.Неустроев Максим –общее недоразвитие речи 3 уровня;

4.Ромицына Анастасия –фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

5.Самылов Иван –общее недоразвитие речи 4 уровня;

Группа №2 -1 «б» класс:                                                                                                                                                              группа №3 – 1 «б»класс:

1.Дердяй Кристина –общее недоразвитие речи 4 уровня;                                                                                             1.Зенков Владимир –общее недоразвитие речи -3 уровень;

2.Друговской Максим – общее недоразвитие речи 3 -4 уровня;                                                                                  2.Калинина Алина –общее недоразвитие речи -3 уровень

3.Елисеев Алексей –общее недоразвитие речи 4 уровня;                                                                                              3.Потапов Владимир –общее недоразвитие речи -3 уровень

4.Самылов Артём –общее недоразвитие речи 3 -4 уровня;

5. Полежаев Алексей –фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

Для данных детей характерны нарушения фонетико-фонематического компонента речи: дефектное произношение оппозиционных звуков: свистящих, сонорных,аффрикат;

Недостаточная сформированность фонематических процессов: трудности в выделении нужного звука, определении места звука, количества звуков даже в односложных словах типа  «мак», трудности синтеза и фонематических представлений;

Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы: лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен9особенно притяжательными и относительными прилагательными); грамматический строй недостаточно сформирован, так как присутствуют аграмматизмы(путают, в основном,сложные предлоги: из-за =за, из-под = под).

Недостаточно развита связная речь: испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в отборе материала, не умеют отразить в речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

Наблюдаются психологические особенности: неустойчивое внимание, недостаточное развитие самоконтроля, недостаточное развитие способности к переключению..

Календарно – тематическое планирование содержания коррекционной работы:

№ п.п.

1.

2.

3.

Темы и содержание коррекционной работы

Фронтальное и углублённое обследование.

Пропедевтический период:

 Наша речь. Анализ текста.

Анализ предложения.

Слова, обозначающие предмет.

Последовательный пересказ текстов «Кит», «Окунь».

Анализ предложения. Слова, обозначающие действие предмета.

Анализ предложения. Дифференциация слов-предметов и слов-действий.(см.О.В. Елецкая, Горбачевская Н. Ю.)

Последовательный пересказ рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

Анализ предложения. Слова, обозначающие признак предмета

Пересказ с опорой текста описательного характера.

Анализ предложения из 3 слов (распространение определением).

 Различение понятий «слово» и  «слог».

Последовательный пересказ с опорой на серию картин.

Развитие речи на фонетическом уровне.

Звуки речи, способы их образования. Гласные звуки. (особенности их артикуляции)

Звукобуквенный анализ.Звук и буква «А».

Звук и буква «О».

Звукобуквенный анализ. Дифференциация «О» - «А». (различение о-а по оптическим признакам)

Звук и буква «У».

Выборочный пересказ «Цветок или волчья пасть?» План рассказа.

Звук и буква «ы».

Звук и буква «И».Обозначение мягкости согласных при помощи буквы и.

Краткий пересказ «Суслик и хомяк». Составление плана.

Дифференциация «ы» - «И».

Звук и буква «Э». Закрепление блока гласных 1 ряда.

Гласные 2 ряда(е,ё,ю,я,и).

Обобщение –гласные звуки и буквы.

Согласные звуки. Звукобуквенный анализ односложных слов, двусложных слов. Звукобуквенный и слоговой анализ слов со стечением согласных.

Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа «Запасы на зиму»( «Медведь и зайцы»).

Согласные твёрдые и мягкие.Дифференциация согласных по твёрдости –мягкости.

Обозначение мягкости согласных буквой ь знак.

Согласные звонкие и глухие.

Согласные звуки «П» - «П». Буква П.

Согласные звуки «Б» - «Б». Буква Б.

Творческий пересказ по концу рассказа «Алёша и уточка».

Дифференциация «П» - «Б».

Согласные звуки «Т» - «Т». Буква Т.

Согласные звуки «Д» - «Д». Буква Д.

Дифференциация  «Т» - «Д.

Согласные звуки «С» - «С». Буква С.

Согласные звуки «З» - «З». Буква З.

Обучение творческому пересказу «Снеговик».

Дифференциация «С» - «З».

Творческий пересказ по обозначенной середине  рассказа.

Согласные звуки «Ф» - «Ф». Буква Ф.

Согласные звуки «В» - «В». Буква В.

Дифференциация «Ф» - «В».

Согласные звуки «К» - «К». Буква К.

Согласные звуки «Г» -«Г». Буква Г.

Устное сочинение .Сост. р-за по ? и карт.

Дифференциация «К» - «Г».

.

Согласный звук «Ш». Буква Ш.

Согласный звук «Ж». Буква Ж.

Дифференциация «Ш» - «Ж».

Дифференциация звуков «С» - «Ш». Букв С-Ш.

Дифференциация звуков «З» - «Ж». Букв З-Ж.

Составление рассказа «Весна».(минипроект)

Звуки «л» - «л». Буква Л.

Звуки «р» - «р». Буква Р.

Дифференциация Л – Р.

Составление рассказа по опорным словам, по серии картин.

Звук «ч». Буква Ч.

Звук «щ». Буква Щ.

Дифференциация Ч – Щ.

Дифференциация «с» - «щ».

Дифференциация ш – щ.

Звук «ц». Буква Ц.

Дифференциация Ц – С.

Устное сочинение «Весна» - «Осень».

Дифференциация Ц – Т.

Дифференциация Ц – Ч.

Итоговая контрольная работа. Проверка умения навыков сформированности письма под диктовку

и  списывания.

Лексические и грамматические темы. используемые на занятиях

Органы речи. Речевые и неречевые звуки.Уточнение представлений о предложении: выделение предложений из текста. Семантический анализ предложений.

Предложение как единица речи. Составление предложений по картинке. Семья.

Слово как часть предложения. Слова,обозначающие живые и неживе предметы.Осень. Свойства предметов.

Животные, рыбы.Формирование умения отвечать на вопросы полным предложением.

Обогащение глагольного словаря.Графическое изображение слов-действий. Животные. Игра «Кто как подаёт голос».

Практическое овладение навыками составления простого нераспространённого предложения.

Умение устанавливать причинно-следственные связи. Последовательно пересказывать с опорой на картинки

Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предметам,графическое изображение слов-признаков Овощи,фрукты.

Умение пересказывать текст описательного характера с опорой на графическую схему. Деревья.

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде, числе, падеже.

Овощи, фрукты.

Понятие слога – части слова.

Деление слов на слоги.Игрушки.

Умение пересказывать

повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок.

Наблюдения за работой органов речи.Сравнение звуков по способу их образования.Узнавание гласных по беззвучной артикуляции.

Развитие навков выделения звука, уточнение артикуляции, соотнесение звука и буквы. Определение места в слове.Лекс.т.:Сад –огород.

Гласные звуки и буквы.

Одежда. Обувь.

Умение выборочно пересказывать повествовательный текст

Гласные звуки и буквы.

Домашние птицы, животные. Ягоды.

Умение кратко пересказывать повествовательный текст

Гласные звуки и буквы.

Уточнение и сравнение артикуляции и –ы. Соотнесение звуков с буквами.

Соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове

Наблюдение за гласными 2 ряда в различных позициях.Труд людей.

Согласные звуки и буквы.

Овощи, фрукты.

Умение определять тему текста, собирать материал по теме.

Гласные 2 ряда.

Овощи, фрукты. Цветы.

Соотнесение количества букв и звуков в слове.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение с буквой, определение места звука в слове.Дикие животные.Закрепление предлогов «под»- «из-под».

Умение определять и раскрывать тему текста,определять последовательность частей.

Соотнесение звуков с буквами,их опорами на письме.

Составление рассказов.

Птицы.

Закрепление предлога «от».

Закрепление тем «Звери», «Птицы».

Различение предлогов за – из-за. Работа с деформи рованным текстом.

Умение определять и раскрывать тему текста,определять последовательность частей.

Соотнесение звуков с буквами, символами и их «опорами» на письме.

Умение раскрывать тему текста, определять последовательность частей текста

Соотнесение звуков с буквами, символами и их «опорами» на письме.Дикие животные. Пересказ текста Е. Чарушина «Волчишко».Закрепление предлога в.

Соотнесение звуков с буквами, символами и их «опорами» на письме.Детёныши животных.Работа по составлению описательного рассказа.

Умение составлять полный ответ на вопрос. Умение собирать материал по теме.

Соотнесение звуков с буквами, символами и их «опорами» на письме.

Соотнесение звуков с буквами, символами и их «опорами» на письме.Закрепление написания ши – жи.Работа над умением передавать текст от другого лица.

Соотнесение звуков с буквами, символами и их «опорами» на письме.Домашние и дикие животные.

Соотнесение звуков с буквами, символами и их «опорами» на письме.Транспорт.

Соотнесение звуков с буквами, символами и их «опорами» на письме.Перелётные птицы. Профессии. Рассказ по данному плану.

Соотнесение звуков с буквами, символами и их «опорами» на письмеПрофессии. Сравнительная степень наречий, прилагательных.

Соотнесение звуков с буквами, символами и их «опорами» на письме .Цветы. Словообразование сущ. ж.р.

Формирование умения определять и раскрывать тему текста.

Соотнесение звуков с буквами, символами и их «опорами» на письме .Птицы. Работа над пересказом с элементами драматизации.

Развитие неречевых процессов

Развитие слухового внимания, памяти, развитие ориентировки в пространстве.

Формирование монологической речи, внимания.

Развитие коммуникативных навыков.

Развитие коммуникативных навыков.

Развитие зрительного,слухового внимания и памяти.

Развитие контроля за ходом своей деятельности.

Развитие слухового внимания, памяти, мышления.

Формирование умения отвечать на вопросы по ходу учебной деятельности.

Развитие слухового внимания,памяти.

Формирование умения отвечать на вопросы.

Развитие зрительного внимания,слуховой памяти.

Развитие объёма слухо-речевой памяти, внимания

Активизация мыслительной деятельности,

Наблюдательности.

Узнавание предмета по контурному изображению. Форми рование условно-рефлекторных связей фонема –артикулема –графема -кинема

Развитие зрительного восприятия и оптических представлений.

Развитие слухового внимания.

Развитие зрительного, слухового внимания, памяти. Узнавание предмета по контуру.

Развитие слухо-речевой памяти

Развитие слухопроизносительных дифференцировок.

Развитие слухового, зрительного внимания

Упражнения, направленные на увеличение объёма внимания.

Развитие слухового внимания и фонема тического восприятия.

Развитие коммуникативных навыков

Упражнения, направленные на усиление концентрации внимания.

Развитие слухового внимания и логического мышления.

Упражнения, направленные на развитие зрительного, слухового внимания, памяти. Развитие навыка ориентировки в пространстве.

Развитие коммуникативных умений

Упражнения, направленные на развитие фонематических процессов, развитие логического мышления.

Развитие зрительной, слуховой памяти,

логического мышления – операций анализа, синтеза.

Упражнения, направленные на увеличение объёма слуховой, зрительной памяти.

Развитие коммуникативных умений

Развитие способности к планированию деятельности

Развитие слухо-речевой памяти, коммуникативных способностей

Развитие фонематических процессов. Способности к переключению.

Развитие осознанного восприятия.Формирование контроля за ходом своей деятельности.

Развитие коммуникативных навыков.

Формирование контроля за ходом своей деятельности.

Развитие осознанного восприятия, развитие логического мышления.

Упражнения на осознанное восприятие.Развитие познавательной активности.

Развитие познавательной активности

Развитие осознанного восприятия, развитие мышления.

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления.

Развитие зрительного, слухового восприятия.

Развитие зрительного, слухового восприятия.

Развитие познавательной активности

Развитие слуховой, зрительной памяти

Выявление сформированности действия самоконтроля.

Сроки проведения занятий

1 -15.09.2011г.

16 -21.09.2011

23 – 28.09.2011

30 -5.10.2011

7 -12.10.2011

14 -19.10.2011

21 -26.10.2011

28 -9.11.2011

11-16.11.2011

18 -23.11.2011

25-30.11.2011

Количество  часов

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

2ч.

1ч.

1ч.

1ч.

2(3)ч

1(2)ч.

3ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

2ч.

1ч.

1ч.

2ч.

1ч.

1ч.

1ч.

2ч.

1ч.

1ч.

1ч.

2ч.

1ч.

1ч.

1ч.

2ч.

1ч.

1ч.

2ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

2ч.

1ч.

1ч.

1ч.

2ч.

1ч.

2ч.

1ч.

2ч.

1ч.

1ч.

2ч.

2ч.

                                                                  Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся к концу коррекционного обучения:

Обучающиеся должны знать:

-все звуки и буквы русского языка;

-все основные различия(звуки слышим и произносим, буквы пишем и видим.)

Обучающиеся должны уметь:

-вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

-различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

-правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове, знать способы их буквенного обозначения и обозначать мягкость согласных гласными буквами и мягким знаком;

-вычленять слова из предложений;

-чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы и их соединения;

-правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

-грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;

-уметь пересказывать тексты, составлять творческие пересказы по обозначенной части текста, составлять рассказы по вопросам, опорным словам, картинкам.

Материально – техническое и информационное обеспечение:

Презентации:

Логогимнастика, гласные звуки и буквы, звук и буква И, к нам поступила шифровка, дифференциация м –мь, п –пь, с –ш, звук и буква Ж. пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин, Снеговик, Алёша и уточка, животные.

1.www.logopunkt.ru

Игры для Тигры. Логопедическая коррекционная программа.

2.Методическая разработка Якимчук Т. А. 

Школа тётушки Совы. Звонкие - глухие согласные «Д»-«Т».

3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

http://festival.1september.ru/

4. Психологический центр "Адалин"

http://adalin.mospsy.ru/

5. Портал "Логопеды.ru"

http://logopedy.ru/portal/

6. Логопункт.ru

http://www.logopunkt.ru/

7. Логопед.ру

http://www.logoped.ru/index.htm/

8. Логопед

http://logopediya.com/

9. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр

http://logozavr.ru/

10. Логобург

http://logoburg.com/

11. Журнал "Логопед"

http://www.logoped-sfera.ru/

12. Дефектология для Вас

http://defectus.ru/

Список использованной и рекомендуемой литературы:

Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. М.,2009.

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2006.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.

ЕфименковаЛ.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.

Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации №2 от 14.02.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Под ред.А.В.Ястребовой,Т .П.Бессоновой. М.,1996

Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов.Воронеж,2003г.

 Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль,2006.

Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.

Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей  от 6  до 9 лет.: Практикум для психологов и логопедов. М.,1999.

Логопедия: Учебное пособие . Под ред. Л.С.Волковой. 2002.

Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. М.,2009.

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии…  Конспекты занятий для логопедов. М.,2006.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М.,1995.

Ястребова А.В.. Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М.,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"

Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».Прог...

Конспект коррекционно-развивающей деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи третьего уровня Тема: «Звуки «Р-Рь», буква «Р» Образовательная область: речевое развитие

конспект НОД составлен для детей подготовительной группы, речевым диагнозом общее недоразвитие речич третьего уровня. структура НОД соответствует возрасту детей, их диагнозу....

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов

Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...

Рабочая программа по коррекционному обучению детей среднего возраста, с общим недоразвитием речи II уровня.

Реченька: рабочая программа для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня - Анжеро- Судженск     Коррекционная работа с дошкольниками, страдающи...