Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 3 класс».
рабочая программа
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у учащихся с общим недоразвитием речи. По результатам логопедического обследования детей, поступающих в 1-е классы, ежегодно выявляется от 33 до 50% учащихся с речевыми нарушениями. Из этой группы детей-логопатов наибольшую группу (в среднем 40-48%) составляют школьники с логопедическим заключением ОНР III уровня (общее недоразвитие речи). Среди них наибольшую сложность речевого дефекта можно наблюдать у детей с задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma3klass.docx | 50.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
коррекционно-развивающая область: логопедия
коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» 3 класс».
(срок реализации – 1год )
2022 – 2023 учебный год
учитель – логопед Омарова А.К.
г. Покачи -2022г.
Рабочая программа разработана в соответствии: с Законом Российской Федерации № 273 – ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании», с учётом «Стратегии развития образования ХМАО – Югры до 2020 года», АООП НОО для обучающихся с ТНР. Настоящая программа разработана на основе: инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно – методического письма «О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе»/ Под редакцией А.В. Ястребова, Т.Б.Бессоновой. - М., 1996., а также на основе программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», М., «Просвещение», 2008г. и Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №1 г. Советский. Программа коррекционно-развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам, разработана с опорой на УМК «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» / под редакцией О.А.Ишимовой.
– М.. «Просвещение», 2014г. Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от контингента логопедических групп и особенностей усвоения программного материала обучающимися младших классов с ЗПР, ОНР. Основная цель.
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у учащихся с общим недоразвитием речи. По результатам логопедического обследования детей, поступающих в 1-е классы, ежегодно выявляется от 33 до 50% учащихся с речевыми нарушениями. Из этой группы детей-логопатов наибольшую группу (в среднем 40-48%) составляют школьники с логопедическим заключением ОНР III уровня (общее недоразвитие речи). Среди них наибольшую сложность речевого дефекта можно наблюдать у детей с задержкой психического развития.
Для общего недоразвития речи или по-другому системного недоразвития речи характерно недоразвитие всех структурных компонентов: звуковой стороны, фонетического (общее слежение за слоговым потоком речи) и фонематического слуха (различение звуков по акустическим и артикуляционным признакам), лексико–грамматического строя, активного словаря, а также связной речи. У этих детей отмечается: скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, а также снижение работоспособности, отставание в развитии мышления, пространственного анализа, психомоторного развития. На фоне сравнительно развёрнутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов
- активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Недостаточная сформированность грамматических форм языка проявляется ошибками в падежных окончаниях, смешением временных и видовых форм глаголов, ошибками в согласовании и управлении. Способами словообразования ребята почти не пользуются. В активной речи преобладают простые предложения. Для них характерны недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова, что создаёт большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.
Особенности познавательной деятельности, психофизического развития этих детей изменяют процесс овладения ими речевой функцией
- определяют своеобразие их речевого развития: речевую инактивность, ограниченность словаря, бедность грамматических конструкций, затруднения при развернутом высказывании.
- у детей с ЗПР несформированность речевых процессов осложняется характерными для них особенностями их высшей нервной
деятельности и познавательных процессов. У них отмечаются: снижение работоспособности, отставание в развитии мышления, пространственного анализа, психомоторного развития. При наличии индивидуальных различий большинство из них отстают от нормально развивающихся сверстников, как в развитии наглядного мышления, так и понятийного.
Если таким детям не будет своевременно оказана логопедическая помощь, они в дальнейшем не смогут полноценно овладеть грамотой, вследствие чего возникают вторичные нарушения речи (дисграфия и дислексия), а также дизорфография. Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма, дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения и дизорфография – неумение применять правила правописания. Поэтому возникает необходимость проведения с этой группой учащихся коррекционной работы над устной и письменной речью.
Общая характеристика коррекционного курса.
Задачи
Выявление нарушений устной и письменной речи у учащихся:
уточнение логопедического заключения у каждого школьника;
2.Коррекция звукопроизношения.
3.Развитие фонематического и фонетического слуха.
4.Формирование языкового анализа и синтеза.
5.Развитие слогового анализа и синтеза.
6.Развитие связной речи обучающихся путём пополнения, уточнения и активизации словарного запаса; формирования диалогической и монологической речи.
- Совершенствование умения обучающихся пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и развитие грамматических навыков.
8.Предупреждение и коррекция дисграфических и дислексических ошибок.
9.Формирование функции самоконтроля.
10.Формирование универсальных учебных действий.
Специфика и содержание программы Программа предназначена для работы с учащимися начальных классов, имеющих логопедическое заключение: ОНР и ЗПР.
При поступлении в школу дети обследуются по тестовой методике диагностики устной речи младших школьников под редакцией Т.А. Фотековой. Повторное обследование проводится после осуществления коррекционной работы.
По результатам обследования определяется уровень речевого развития, включающий в себя: сформированность звукопроизношения и фонематических процессов; состояние импрессивной речи и лексико – грамматического строя; развитие связной речи и ставится логопедическое заключение, на основании которого формируются группы.
Основное внимание логопеда направлено на предупреждение нарушений письма и чтения, а также на осуществление коррекции нарушений письменной речи обучающихся. Поурочное (тематическое) планирование простроено так, что обучение начинается с развития связной речи. Работа по формированию связной речи начинается с расширения и совершенствования словарного запаса учащихся. Слово рассматривается с точки зрения его лексического и грамматического значения. Вся коррекционная работа проводится по основным содержательным линиям. Материал курса «Коррекции недостатков устной и письменной речи обучающихся 1 – 4 классов» представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями:
- Коррекция звукопроизношения;
- Работа над словом;
- Работа над предложением;
3
- Формирование связной речи;
- Работа над слого-звуковым составом слова;
- Звуко-буквенный анализ и синтез слова.
Однако при планировании логопеду необходимо учитывать состояние устной и письменной речи конкретной группы детей, имея в виду, что последовательность разделов совсем не является обязательной.
Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией принципов:
- Системности.
- Развития.
- Комплексности.
- Дидактического (доступности, наглядности, индивидуального подхода).
- Рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка.
- Учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.
- Обходного пути.
- Поэтапного формирования умственных действий.
- Постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития» (по Л.С.Выготскому).
- Деятельностно ориентированных принципов (принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика).
- использованием методов и приёмов:
- Эмпирических
- Наглядных (иллюстрации, наблюдения)
- Мотивационных (познавательные игры, убеждение, поощрение)
- Контрольно-коррекционных (устный, письменный)
- Словесных (беседа, рассказ, объяснения, работа с книгой)
- Практических (практические задания, тренинги)
- Метода проблемного изложения
Коррекционно – развивающая деятельность предусматривает организацию учебной деятельности в различных формах, таких как
фронтальные, индивидуальные, подгрупповые занятия, а также игры – путешествия, экскурсии, ролевые игры, блиц – турниры. На каждом
занятии предусмотрена организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся через использование дидактических
карточек с заданиями в форме игры «Звукознайкин - художник»; творческих заданий; ролевой игры (где ученику предлагается побыть в
роли учителя с целью формирования самоконтроля);
электронных пособий, интерактивных тренажёров.
Место курса в учебном плане
Логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю. Группы состоят из 4-6 человек, а также возможны подгрупповые занятия по 2-3
человека в зависимости от сложности речевого нарушения. Время занятий с группой 1-х классов по 35 минут в 1 четверти и по 40-45 минут
4
- 2-4 четвертях в соответствии с требованиями СанПиН; во 2-4 классах занятия 40 – 45 минут. Количество часов и содержание тем может варьироваться с учетом сложности речевых нарушений и индивидуальных особенностей психофизического развития данной группы. Количество логопедических занятий по учебному плану на 2022/2023учебный год в 3 классе- 34 часа.
При изучении коррекционного курса осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему. В ходе освоения данного курса формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения. Способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме. Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
5
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
Предметные результаты:
Обучающийся научится правильно
определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный
– непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного); характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам; понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении); анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков; определять функции букв е,ё,ю,я в слове; определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу; определять ударный и безударные слоги в слове; определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного; Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью,друзья,вьюга;;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие – глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.); пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем;
осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
Содержание коррекционного курса
Нарушения письменной речи, обусловленные несформированностью фонематического восприятия, проявляются на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
Это: - пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);
замены или смешения букв по акустико-артикуляционному сходству: звонкие – глухие согласные, лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), соноры, свистящие и шипящие звуки, аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС)
6
раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
- нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.
Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
- класс
№ | Наименование разделов и | Основные виды учебной | Коррекционно-развивающая |
п/п | тем | деятельности обучающихся | направленность |
1 | Обследование речи | ||
2 | Гласные звуки и буквы | Сравнение и дифференциация звуков и | Уточнение артикуляции а-э, о-у, ы-и. |
букв. Продолжение работы над звуко- | Фонематический анализ слов различной | ||
слоговым и звуко-буквенным анализом и | звуконаполняемости. | ||
синтезом слова. | Определение согласного звука на слух и по | ||
Основная работа проводится над | артикуляции. Различение на слух гласных и | ||
дифференциацией твердых и мягких | согласных фонем | ||
согласных звуков. Уточняются знания об | Сформировать навык фонетико- | ||
образовании гласных второго ряда. | фонематического анализа и синтеза слов с | ||
Проводится работа по обозначению | йотированной гласной в начале слова, в | ||
мягкости согласных гласными буквами я, | середине и в конце слова после гласной. | ||
е, ё, и, ю, дифференциация твердых и | Уточнить, сравнить артикуляцию и | ||
мягких согласных (дифференциация | звучание твёрдых и мягких согласных. | ||
гласных I и II ряда). Дифференциация | Сформировать навык употребления букв а- | ||
гласных звуков и букв, имеющих | я, у-ю, о-ё, ы-и после твёрдых и мягких | ||
акустико-артикуляционное, оптическое и | согласных на письме. Сформировать навык | ||
кинетическое сходство. | употребления на письме Ь после мягких | ||
согласных на конце и в середине слова. | |||
3 | Состав слова | Овладение понятием «родственные | Развитие внимания и самоконтроля. |
(однокоренные) слова». Различение | Образование относительных и | ||
однокоренных слов и различных форм | притяжательных прилагательных. | ||
одного и того же слова. Различение | Развитие | ||
однокоренных слов и синонимов, | словаря признаков. Развитие глагольного | ||
однокоренных слов и слов с | словаря. Обобщение группы слов. | ||
омонимичными корнями. | Уточнение названий понятий, предметов и | ||
Представление о значении суффиксов и | их частей |
7
приставок. Образование однокоренных | Уточнение лексического значения слов. | |||
слов с помощью суффиксов и приставок. | Развитие пространственного восприятия. | |||
Разбор слова по составу. | ||||
Выделение приставок и предлогов в | ||||
предложениях | ||||
Выделение значимых частей слова, разбор | ||||
слов по составу. | ||||
4 | Словоизменение | Изменять имена существительные по | Согласование существительного и глаголов | |
числам и родам. | настоящего и прошедшего времени. | |||
Изменять имена существительные по | Согласование сущ. и прилагательного М., | |||
числам и падежам. | Ж., и Ср. рода. | |||
Образовывать форму множественного | Дифференциация смешиваемых окончаний | |||
числа. | в родительном падеже; в предложном | |||
Изменять имена существительные по | падеже; в именительном падеже | |||
числам и падежам, находить в текстах | множественного числа; нулевое окончание в | |||
слова по заданной схеме. | родительном падеже множественного числа | |||
Изменять имена прилагательные по | и другие. | |||
числам и родам. | ||||
Употребление имён прилагательных в | ||||
речи. Роль прилагательных в речи. | ||||
Склонение имен прилагательных. | ||||
5 | Связная речь | Уметь составлять план пересказа текста. | Развитие мыслительных операций: | |
Уметь создавать собственное | сравнения, обобщения, анализа и синтеза. | |||
высказывание, выделять тему, главную | Развитие внимания и самоконтроля. | |||
мысль в тексте и определять опорные | Развитие пространственных представлений. | |||
слова. Уметь находить и характеризовать | Развитие словесно-логического мышления. | |||
текст-описание, текст – повествование. | Развитие причинно-следственных | |||
Уметь воспринимать и передавать текст. | отношений. Развитие внимания и | |||
самоконтроля. Развитие пространственных | ||||
представлений. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения образовательного процесса.
Ресурсное обеспечение программы
Информационные: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Интернет-ресурсы по предметным областям учебного плана ФГОС. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2 г.
8
Покачи, УМК (авторы: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.), УМК «Школа России», УМК «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» / под редакцией О.А.Ишимовой. – М.. «Просвещение», 2014г.
Материально – технические: дидактический материал, компьютерные игры - тренажёры по русскому языку (авторы: Рамзаева Т.Г.; Зеленина Л.М., Хохлова Г.Е.); учебно – методические пособия (авторы: Мазанова Е.В., Козырева Л.М.), электронные пособия, интерактивные тренажёры, комплект интерактивных развивающих игр педагогического интернет-портала «Мерсибо».
Использование современных образовательных технологий
Проблемно – диалогическая технология. Тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного логопедом диалога. Здоровьесберегающая технология. Личностно – ориентированные технологии, смысл которых заключается в следующем: образовательное движение – не к ученику, а от него. Направлены эти технологии на развитие и саморазвитие личности исходя из его индивидуальных особенностей.
Использование современных оценочных средств
Реализация программы предусматривает использование безотметочной системы. Прохождение программы отслеживается с использованием промежуточных тестов по темам, а также в ходе наблюдения за учениками – логопатами. Для отслеживания метапредметных результатов учитываю результаты комплексных проверочных работ и Всероссийских проверочных работ. Для поддержания мотивации возможно использование различных дидактических приёмов, в том числе различных игр:
- мячом: логопед кидает мяч каждому ученику, задавая вопрос на определённую тему; ученик возвращает мяч «с ответом»; если ответ неправильный, логопед «кидает» ещё один вопрос и анализирует: правильный ответ – знания есть, но неустойчивые, неправильный ответ – нужно ещё отрабатывать данную тему; прошу помочь разным персонажам (из мультфильмов/ сказок) выполнить задание (это довольно известный и эффективный приём: ребёнок
чувствует себя учителем, который помогает слабому ученику); дидактических игр с фишками, кубиками, пазлами.
Контроль позволяет не только получать информацию о достижениях учеников. Он призван определить результативность преподавания. И на основе систематического контроля, я подбираю для каждой группы те или иные приёмы обучения.
Список литературы
А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах в/школы» М., «Просвещение», 1991 г. Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М., «Просвещение», 1991 г.
Иванченко В.Н. «Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно – методическое пособие». – Ростов н/ Д: Феникс, 2011.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. /Под редакцией Асмолова А.Г.- М., «Просвещение», 2008г. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи». – СПб.: Изд –во «Союз», 2001.
И. Лопухина «Логопедия 550» М., «Аквариум», 1995 г.
«Логопедия в школе»: Практический опыт /Под ред. В.С. Кукушина – М.: ИКЦ «МарТ »; Ростов н /Д: Издательский центр «МарТ», 2004. И.Н. Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» М., «Владос», 1995 г.
В.И. Селиверстов «Речевые игры с детьми», М., «Владос», 1994 г.
9
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011 / М-во образования и
науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение». Учебно – методическое пособие. – М.: «Гном – Пресс», 1999.
Е.Д. Худенко «Практическое пособие по развитию речи» часть I-II, М., «Руссико», 1994 г.
Ястребова А.В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений». – М.: Аркти, 2000.
Интернет-ресурсы:
1.http://www.rae.ru/forum2011/137/1070
2.http://college.ru/
3.http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
4.http://standart.edu.ru/
5.http://burmak2.edu.yar.ru/
Календарно – тематическое планирование на 2022-23 учебный год 3 класс.
Тема | Количество часов | Дата |
I полугодие – 16недель | 16 | понедельник |
Предложение и слово. | 1 | |
1. Речь и предложение. Предложение и слово. | 1 | |
Слоговой анализ и синтез слова. | 3 | |
2. Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове. | 1 | |
3. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове. | 1 | |
4. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. | 1 | |
Звуки и буквы | 2 | |
5.Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. | 1 | |
6.Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы. | 1 | |
Обозначение мягкости с помощью мягкого знака. | 2 | |
7.Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. | 1 | |
8.Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению. | 1 | |
Обозначение мягкости с помощью гласных. | 5 | |
9. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я. | 1 | |
10. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё. | 1 | |
11. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю. | 1 | |
12. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И. | 1 | |
13. Твердые и мягкие согласные звуки перед Е. | 1 | |
Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные. | 3 | |
14. Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ. | 1 | |
15. Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н. | 1 | |
16. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных на конце слов. | 1 | |
II полугодие– 18недель | 18 | |
Предложения. | 3 | |
17. Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных. | 1 | |
18. Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных. | 1 | |
19. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных. | 1 | |
Морфологический состав слова. | 4 | |
20. Корень как главная часть слова. Родственные слова. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов. | 1 | |
21 . Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова. | 1 | |
22. Приставка. Префиксальный способ образования слов. | 1 | |
23. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание. | 1 | |
Безударный гласный. | 3 | |
24.Безударные гласные в корне. | 1 | |
25.Безударные гласные в корне. Антонимы. | 1 | |
26.Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. | 1 | |
Предлоги и приставки. | 3 | |
27.Соотнесение предлогов и глагольных приставок .Слова-синонимы. | 1 | |
28.Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами.Дифференциация предлогов и приставок. | 1 | |
29.Соотнесение предлогов с глагольными приставками. «Не» с глаголами. | 1 | |
Связная речь. | 5 | |
30.Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. | 1 | |
31. Пересказ с опорой на сюжетную картинку. | 1 | |
32. Пересказ по вопросам. | 1 | |
33. Пересказ текста по опорным словам. | 1 | |
34. Пересказ текста по предметным картинкам. Проверочная работа. | 1 | |
Всего: | 34 часа |
11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
В данном материале представлена система работы по развитию и совершенствованию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи....
Обобщение опыта по теме "Формирование самостоятельной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи".
Основной трудностью в обучении младших школьников с общим недоразвитием речи является неумение связно излагать свои мысли. в данном пособии подобраны упражнения, которые помогут ученикам при построени...
Методические рекомендации коррекционно-развивающих занятий для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическими нарушениями.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Детство» городского округа Котельники Московской областиЛогопед Насонова Т.Р. (для р...
Особенности самооценки младших школьников с общим недоразвитием речи и её формирование на логопедических занятиях.
Материал разработан для совместной работы учителя-логопеда и психолога, в целях уравновешивания самооценки школьника и повышения качества знаний....
ПРОГРАММА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.
В данной программе внимание уделяется развитию связной речи, являющейся наиболее сложной стороной речевого развития; все остальные направления являются вспомогательными, включёнными в решение основной...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» для обучающихся 2 класса .
Программа коррекционного курса составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограничен...
Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 4 класс»
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, коррекционно-развивающая область: логопедия...