Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 4 класс»
рабочая программа
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, коррекционно-развивающая область: логопедия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_4_kl_onr_i_zpr.docx | 50.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
коррекционно-развивающая область: логопедия
коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» 4 класс».
(срок реализации – 1год )
2022 – 2023 учебный год
учитель – логопед Омарова А.К.
г. Покачи -2022г.
Рабочая программа разработана в соответствии: с Законом Российской Федерации № 273 – ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании», с учётом «Стратегии развития образования ХМАО – Югры до 2020 года», АООП НОО для обучающихся с ЗПР. Настоящая программа разработана на основе: инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно – методического письма «О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе»/ Под редакцией А.В. Ястребова, Т.Б.Бессоновой. - М., 1996., а также на основе программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», М., «Просвещение», 2008г. и Основной образовательной программой начального общего образования МАОУ СОШ №2 г. Покачи. Программа коррекционно-развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам, разработана с опорой на УМК «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» / под редакцией О.А.Ишимовой.
– М.. «Просвещение», 2014г. Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от контингента логопедических групп и особенностей усвоения программного материала обучающимися младших классов с ЗПР, ОНР. Основная цель.
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у учащихся с общим недоразвитием речи. По результатам логопедического обследования детей, поступающих в 1-е классы, ежегодно выявляется от 33 до 50% учащихся с речевыми нарушениями. Из этой группы детей-логопатов наибольшую группу (в среднем 40-48%) составляют школьники с логопедическим заключением ОНР III уровня (общее недоразвитие речи). Среди них наибольшую сложность речевого дефекта можно наблюдать у детей с задержкой психического развития.
Для общего недоразвития речи или по-другому системного недоразвития речи характерно недоразвитие всех структурных компонентов: звуковой стороны, фонетического (общее слежение за слоговым потоком речи) и фонематического слуха (различение звуков по акустическим и артикуляционным признакам), лексико–грамматического строя, активного словаря, а также связной речи. У этих детей отмечается: скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, а также снижение работоспособности, отставание в развитии мышления, пространственного анализа, психомоторного развития. На фоне сравнительно развёрнутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов
- активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Недостаточная сформированность грамматических форм языка проявляется ошибками в падежных окончаниях, смешением временных и видовых форм глаголов, ошибками в согласовании и управлении. Способами словообразования ребята почти не пользуются. В активной речи преобладают простые предложения. Для них характерны недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова, что создаёт большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.
Особенности познавательной деятельности, психофизического развития этих детей изменяют процесс овладения ими речевой функцией
- определяют своеобразие их речевого развития: речевую инактивность, ограниченность словаря, бедность грамматических конструкций, затруднения при развернутом высказывании.
- у детей с ЗПР несформированность речевых процессов осложняется характерными для них особенностями их высшей нервной
деятельности и познавательных процессов. У них отмечаются: снижение работоспособности, отставание в развитии мышления, пространственного анализа, психомоторного развития. При наличии индивидуальных различий большинство из них отстают от нормально развивающихся сверстников, как в развитии наглядного мышления, так и понятийного.
Если таким детям не будет своевременно оказана логопедическая помощь, они в дальнейшем не смогут полноценно овладеть грамотой, вследствие чего возникают вторичные нарушения речи (дисграфия и дислексия), а также дизорфография. Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма, дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения и дизорфография – неумение применять правила правописания. Поэтому возникает необходимость проведения с этой группой учащихся коррекционной работы над устной и письменной речью.
Общая характеристика коррекционного курса.
Задачи
Выявление нарушений устной и письменной речи у учащихся:
уточнение логопедического заключения у каждого школьника;
2.Коррекция звукопроизношения.
3.Развитие фонематического и фонетического слуха.
4.Формирование языкового анализа и синтеза.
5.Развитие слогового анализа и синтеза.
6.Развитие связной речи обучающихся путём пополнения, уточнения и активизации словарного запаса; формирования диалогической и монологической речи.
- Совершенствование умения обучающихся пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и развитие грамматических навыков.
8.Предупреждение и коррекция дисграфических и дислексических ошибок.
9.Формирование функции самоконтроля.
10.Формирование универсальных учебных действий.
Специфика и содержание программы Программа предназначена для работы с учащимися начальных классов, имеющих логопедическое заключение: ОНР и ЗПР.
При поступлении в школу дети обследуются по тестовой методике диагностики устной речи младших школьников под редакцией Т.А. Фотековой. Повторное обследование проводится после осуществления коррекционной работы.
По результатам обследования определяется уровень речевого развития, включающий в себя: сформированность звукопроизношения и фонематических процессов; состояние импрессивной речи и лексико – грамматического строя; развитие связной речи и ставится логопедическое заключение, на основании которого формируются группы.
Основное внимание логопеда направлено на предупреждение нарушений письма и чтения, а также на осуществление коррекции нарушений письменной речи обучающихся. Поурочное (тематическое) планирование простроено так, что обучение начинается с развития связной речи. Работа по формированию связной речи начинается с расширения и совершенствования словарного запаса учащихся. Слово рассматривается с точки зрения его лексического и грамматического значения. Вся коррекционная работа проводится по основным содержательным линиям. Материал курса «Коррекции недостатков устной и письменной речи обучающихся 1 – 4 классов» представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями:
- Коррекция звукопроизношения;
- Работа над словом;
- Работа над предложением;
- Формирование связной речи;
- Работа над слого-звуковым составом слова;
- Звуко-буквенный анализ и синтез слова.
Однако при планировании логопеду необходимо учитывать состояние устной и письменной речи конкретной группы детей, имея в виду, что последовательность разделов совсем не является обязательной.
Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией принципов:
- Системности.
- Развития.
- Комплексности.
- Дидактического (доступности, наглядности, индивидуального подхода).
- Рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка.
- Учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.
- Обходного пути.
- Поэтапного формирования умственных действий.
- Постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития» (по Л.С.Выготскому).
- Деятельностно ориентированных принципов (принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика).
- использованием методов и приёмов:
- Эмпирических
- Наглядных (иллюстрации, наблюдения)
- Мотивационных (познавательные игры, убеждение, поощрение)
- Контрольно-коррекционных (устный, письменный)
- Словесных (беседа, рассказ, объяснения, работа с книгой)
- Практических (практические задания, тренинги)
- Метода проблемного изложения
Коррекционно – развивающая деятельность предусматривает организацию учебной деятельности в различных формах, таких как
фронтальные, индивидуальные, подгрупповые занятия, а также игры – путешествия, экскурсии, ролевые игры, блиц – турниры. На каждом
занятии предусмотрена организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся через использование дидактических
карточек с заданиями в форме игры «Звукознайкин - художник»; творческих заданий; ролевой игры (где ученику предлагается побыть в
роли учителя с целью формирования самоконтроля);
электронных пособий, интерактивных тренажёров.
Место курса в учебном плане
Логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю. Группы состоят из 4-6 человек, а также возможны подгрупповые занятия по 2-3
человека в зависимости от сложности речевого нарушения. Время занятий с группой 1-х классов по 35 минут в 1 четверти и по 40-45 минут
- 2-4 четвертях в соответствии с требованиями СанПиН; во 2-4 классах занятия 40 – 45 минут. Количество часов и содержание тем может варьироваться с учетом сложности речевых нарушений и индивидуальных особенностей психофизического развития данной группы. Количество логопедических занятий по учебному плану на 2022-2023 учебный год в 4 классе – 34 часа.
При изучении коррекционного курса осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему. В ходе освоения данного курса формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения. Способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме. Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
Предметные результаты:
Обучающийся научится правильно
определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный
– непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного); характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам; понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении); анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков; определять функции букв е,ё,ю,я в слове; определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу; определять ударный и безударные слоги в слове; определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного; Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью,друзья,вьюга;;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие – глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.); пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем;
осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
Содержание коррекционного курса
Нарушения письменной речи, обусловленные несформированностью фонематического восприятия, проявляются на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
Это: - пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);
замены или смешения букв по акустико-артикуляционному сходству: звонкие – глухие согласные, лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), соноры, свистящие и шипящие звуки, аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС)
раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
- нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.
Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
Планируемые результаты (4 класс)
Обучающийся научится:
осознавать слово как единство звучания и значения;
выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
иметь представление о синонимах и антонимах;
распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
подбирать к предложенным словам 1 – 2 синонима или антонима;
наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении;
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол; находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных.
Обучающийся получит возможность научиться:
выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю; на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи); замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении; пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач;
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи
интонацию конца предложений;
устанавливать связи слов между словами в предложении;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; восстанавливать деформированные предложения;
•опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые
предложения второстепенными членами;
•писать самостоятельно изложения и небольшие сочинения по плану.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
- класс
№ | Наименование разделов и тем | Основные виды учебной | Коррекционно-развивающая | ||
п/п | деятельности обучающихся | направленность | |||
1. | Состав слова | Объяснять лексическое значение слова. | Развивать | зрительную | |
Находить и образовывать однокоренные слова. | дифференциациюстрочныхбукв. | ||||
Различать звуки и буквы (обобщение и углубление | Развивать тонкие графо-моторные | ||||
представлений). | навыки. | Развитие | зрительно- | ||
Знать части слова: корень слова, окончание, | пространственных | представлений. | |||
приставка, суффикс. | Уточнить, | сравнить | артикуляцию и | ||
Находить основу слова. | звучание согласных и гласных звуков. | ||||
Образовывать формы слова. | Развитие внимания и самоконтроля. | ||||
Обобщить знания о составе слова. | |||||
Знать правила написания слов с безударными | |||||
гласными в корне. | |||||
Знать правила написания суффиксов и приставок. | ||||||||||||||
Знать правила написания приставок и предлогов. | ||||||||||||||
2. | Синонимы. | Познакомиться с омонимами, фразеологизмами. | Развить | фонематическую | ||||||||||
Антонимы | Понимание слова как единства звучания и | дифференциацию | звуков | в | ||||||||||
значения. Выявление слов, значение которых | изолированной позиции, слогах и | |||||||||||||
требует уточнения. Определение значения слова по | словах, | в | словосочетаниях | и | ||||||||||
тексту или уточнение значения с помощью | предложениях, а также в тексте. | |||||||||||||
толкового словаря. Представление об однозначных | Обогащение словарного состава через | |||||||||||||
и многозначных словах, о прямом и переносном | ||||||||||||||
образование имён прилагательных | и | |||||||||||||
значении слова. Наблюдение за использованием в | ||||||||||||||
глаголов. | ||||||||||||||
речи синонимов и антонимов. | ||||||||||||||
3. | Словоизменение | Уметь | изменять имена | существительные по | Дифференциация | смешиваемых | ||||||||
падежам и числам. | окончаний в родительном падеже; в | |||||||||||||
Правописание безударных | падежных окончаний | предложном падеже; в именительном | ||||||||||||
имен | существительных | в | единственном | падеже | множественного | числа; | ||||||||
(множественном) числе. | нулевое | окончание в | родительном | |||||||||||
Повторение и углубление представлений об имени | падеже | множественного | числа | и | ||||||||||
прилагательном. | другие. | |||||||||||||
Изменять по падежам имена прилагательных. | Дифференциация | смешиваемых | ||||||||||||
падежей | (родительный | и | ||||||||||||
винительный | падежи единственного | |||||||||||||
числа); | ||||||||||||||
Дифференциация | верных и | нелепых | ||||||||||||
логико-грамматических | конструкций | |||||||||||||
для | каждой | падежной | формы | |||||||||||
Моделирование предложений из слов | ||||||||||||||
в начальной форме (для каждого | ||||||||||||||
падежа); | ||||||||||||||
Поиск конкретных падежных форм в | ||||||||||||||
стихотворных | текстах | и | текстах | |||||||||||
пословиц. | ||||||||||||||
4. | Письменная связная речь. | Уметь составлять план | пересказа текста. Уметь | Развитие | мыслительных | операций: | |||||
Изложение | создавать | собственное | высказывание, | выделять | сравнения, | обобщения, | анализа | и | |||
тему, главную мысль в тексте и определять | синтеза. | Развитие | внимания | и | |||||||
опорные слова. Уметь находить и характеризовать | самоконтроля. | Развитие | |||||||||
текст-описание, текст – повествование. | пространственных представлений. | ||||||||||
Уметь воспринимать и передавать текст. | |||||||||||
5. | Письменная связная речь. | Уметь редактировать текст, то есть анализировать | Развитие | словесно-логического | |||||||
Сочинение. | его со всех сторон: содержание, структуру и | мышления. | Развитие | причинно- | |||||||
речевое | оформление. | Уметь | создавать | следственных | отношений. Развитие | ||||||
собственный текст по заданному плану. | внимания | и | самоконтроля. Развитие | ||||||||
пространственных представлений. | |||||||||||
Календарно - тематическое планирование. 4 класс 2022-2023 учебный год.
Тема | Количество часов | Дата |
I полугодие – 16 недель | 16 | |
Состав слова | 5 | |
1. Состав слова. Корень как главная часть слова. | 1 | |
2.Суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. | 1 | |
3. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. | 1 | |
4. Приставки пространственного и временного значения. | 1 | |
5. Окончания. | 1 | |
Безударные гласные | 2 | |
6.Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. | 1 | |
7.Выделение слов с безударными гласными. Слова-антонимы. | 1 | |
Согласные звуки и буквы | 2 | |
8.Парные согласные. Оглушение звонких согласных в конце слова. | 1 | |
9.Оглушение звонких согласных в середине слова. | 1 | |
Словосочетания и предложения | 2 | |
10.Выделение словосочетаний из предложений. | 1 | |
11.Составление предложений из словосочетаний. | 1 | |
Согласование | 2 | |
12.Согласование слов в числе. | 1 | |
13. Согласование слов в роде. | 1 | |
Словоизменение прилагательных | 2 | |
14. Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. | 1 | |
15. Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам. | 1 | |
Словоизменение глаголов | 2 | |
16.Согласование глаголов с именами существительными в числе. | 1 | |
II полугодие– 18недель | 18 | |
17. Согласование глаголов с именами существительными в роде. | 1 | |
Предлоги и приставки | 2 | |
18. Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. | 1 | |
19. Дифференциация предлогов и приставок. | 1 | |
Управление. Словоизменение имён существительных по падежам | 7 | |
20. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж). | 1 | |
21 . Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж). | 1 | |
22. Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж). | 1 | |
23. Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж). | 1 | |
24. Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж). | 1 | |
25. Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж). | 1 | |
26. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях. | 1 | |
Части речи | 2 | |
27. Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. | 1 | |
28. Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам. | 1 | |
Связь слов в словосочетаниях и предложениях | 2 | |
29. Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения. | 1 | |
30. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста. | 1 | |
Связная речь | 4 | |
31. Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. | 1 | |
32. Составление рассказа по его началу. | 1 | |
33. Составление рассказа по данному концу. | 1 | |
34. Составление рассказа по данному плану. | 1 | |
Всего: | 34 часа |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимость данной работы подтверждается результатами обследования устной и письменной речи учащихся с ЗПР. Учитывая, что дисграфия и дислексия у детей с задержанным развитием возникает на фоне общего недоразвития речи, коррекция нарушений письменной речи ведется на основе лексической темы, что способствует активизации и обогащению словаря учащихся. И все же первостепенное значение в логопедическом сопровождении детей с задержанным развитием принадлежит формированию связной речи. Это обусловлено потребностями детей, т.к. учитель, работающий в начальной школе, не имеет возможности глубоко и полно подготовить ребенка в вопросах формирования у него текстовой деятельности. После обучения в начальной школе логопеду удается скоррегировать фонематический слух, частично лексико-грамматический строй, а вот развитие связной речи остается на низком уровне. Следовательно, дети не готовы в среднем звене к самостоятельной текстовой деятельности (к написанию изложений, сочинений, описательных рассказов и т.д.), к тому же итоговая аттестация по русскому языку проходит в виде изложения.
Таким образом, система логопедической помощи в условиях общеобразовательной школы – это целенаправленный и непрерывный процесс оказания действенной помощи детям с особыми образовательными потребностями, без которого невозможно функционирование данного образовательного учреждения.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. - 125с.
2.АНМЦ «Коррекция и развитие» [Электронный ресурс] / Е.Д. Худенко. – М., 2007.
3.Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе [Текст] / Н.В. Бабкина //Дефектология. – 2006. - №4.
4.Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 80с.
5.Балаева, В.И. О системе планирования психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи // Школьный логопед. – 2007. - №2 (17). – С. 39-44.
6.Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие [Текст] / Л.Н. Блинова – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136с.
7.Вильшанская, А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения [Текст] / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - №5 – С. 66.
8.Жуков, В.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях [Текст] / В.И. Жуков – М. : Изд-во РГСУ, 2009. – 452с.
9.Коноваленко, С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет : практикум для психологов и логопедов [Текст] / С.В. Коноваленко – М. : Гном-Пресс : Новая школа, 1998. – 56с.
10.Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие (электронное приложение) / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - Новокузнецк: МОУ ДПО НПК, 2008 г.
11.Лубовский, В.И. Современные логопедические подходы в диагностике // Школьный логопед. – 2008. - №3 (24). – С. 33-35.
12.Практическая психология и логопедия: журнал, - 2008. - №1.
13.Разживина, Н.В. Сравнительная характеристика устойчивости внимания у младших школьников с дисграфией и без нарушений письма// Школьный логопед. – 2007. - №1 (16). – С. 12-18.
14.Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты : метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко– М. : ВЛАДОС, 1999. – 136с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
В данном материале представлена система работы по развитию и совершенствованию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи....
Обобщение опыта по теме "Формирование самостоятельной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи".
Основной трудностью в обучении младших школьников с общим недоразвитием речи является неумение связно излагать свои мысли. в данном пособии подобраны упражнения, которые помогут ученикам при построени...
Методические рекомендации коррекционно-развивающих занятий для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическими нарушениями.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Детство» городского округа Котельники Московской областиЛогопед Насонова Т.Р. (для р...
Особенности самооценки младших школьников с общим недоразвитием речи и её формирование на логопедических занятиях.
Материал разработан для совместной работы учителя-логопеда и психолога, в целях уравновешивания самооценки школьника и повышения качества знаний....
ПРОГРАММА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.
В данной программе внимание уделяется развитию связной речи, являющейся наиболее сложной стороной речевого развития; все остальные направления являются вспомогательными, включёнными в решение основной...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» для обучающихся 2 класса .
Программа коррекционного курса составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограничен...
Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 3 класс».
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у учащихся с общим недоразвитием речи. По результатам логопедического обследования детей, поступающих в 1-е...