Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 4 класс»
рабочая программа

Омарова Амина Курбановна

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, коррекционно-развивающая область: логопедия

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_4_kl_onr_i_zpr.docx50.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

коррекционно-развивающая область: логопедия

коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи  (и другие речевые        нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» 4 класс».

(срок реализации – 1год )

2022 – 2023 учебный год

учитель – логопед Омарова А.К.

                                                                                                                     

г. Покачи -2022г.

        Рабочая программа разработана в соответствии: с Законом Российской Федерации № 273 – ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании», с учётом «Стратегии развития образования ХМАО – Югры до 2020 года», АООП НОО для обучающихся с ЗПР. Настоящая программа разработана на основе: инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно – методического письма «О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе»/ Под редакцией А.В. Ястребова, Т.Б.Бессоновой. - М., 1996., а также на основе программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», М., «Просвещение», 2008г. и Основной образовательной программой начального общего образования МАОУ СОШ №2 г. Покачи. Программа коррекционно-развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам, разработана с опорой на УМК «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» / под редакцией О.А.Ишимовой.

– М.. «Просвещение», 2014г. Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от контингента логопедических групп и особенностей усвоения программного материала обучающимися младших классов с ЗПР, ОНР. Основная цель.

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у учащихся с общим недоразвитием речи. По результатам логопедического обследования детей, поступающих в 1-е классы, ежегодно выявляется от 33 до 50% учащихся с речевыми нарушениями. Из этой группы детей-логопатов наибольшую группу (в среднем 40-48%) составляют школьники с логопедическим заключением ОНР III уровня (общее недоразвитие речи). Среди них наибольшую сложность речевого дефекта можно наблюдать у детей с задержкой психического развития.

Для общего недоразвития речи или по-другому системного недоразвития речи характерно недоразвитие всех структурных компонентов: звуковой стороны, фонетического (общее слежение за слоговым потоком речи) и фонематического слуха (различение звуков по акустическим и артикуляционным признакам), лексико–грамматического строя, активного словаря, а также связной речи. У этих детей отмечается: скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, а также снижение работоспособности, отставание в развитии мышления, пространственного анализа, психомоторного развития. На фоне сравнительно развёрнутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов

  • активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Недостаточная сформированность грамматических форм языка проявляется ошибками в падежных окончаниях, смешением временных и видовых форм глаголов, ошибками в согласовании и управлении. Способами словообразования ребята почти не пользуются. В активной речи преобладают простые предложения. Для них характерны недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова, что создаёт большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.

Особенности  познавательной  деятельности,        психофизического        развития этих детей изменяют процесс овладения ими речевой функцией

  • определяют своеобразие их речевого развития: речевую инактивность, ограниченность словаря, бедность грамматических конструкций, затруднения при развернутом высказывании.

  • у детей с ЗПР несформированность речевых процессов осложняется характерными для них особенностями их высшей нервной

деятельности и познавательных процессов. У них отмечаются: снижение работоспособности, отставание в развитии мышления, пространственного анализа, психомоторного развития. При наличии индивидуальных различий большинство из них отстают от нормально развивающихся сверстников, как в развитии наглядного мышления, так и понятийного.

Если таким детям не будет своевременно оказана логопедическая помощь, они в дальнейшем не смогут полноценно овладеть грамотой, вследствие чего возникают вторичные нарушения речи (дисграфия и дислексия), а также дизорфография. Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма, дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения и дизорфография – неумение применять правила правописания. Поэтому возникает необходимость проведения с этой группой учащихся коррекционной работы над устной и письменной речью.

Общая характеристика коррекционного курса.

Задачи

Выявление нарушений устной и письменной речи у учащихся:

уточнение логопедического заключения у каждого школьника;

2.Коррекция звукопроизношения.

3.Развитие фонематического и фонетического слуха.

4.Формирование языкового анализа и синтеза.

5.Развитие слогового анализа и синтеза.

6.Развитие связной речи обучающихся путём пополнения, уточнения и активизации словарного запаса; формирования диалогической и монологической речи.

  1. Совершенствование умения обучающихся пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и развитие грамматических навыков.

8.Предупреждение и коррекция дисграфических и дислексических ошибок.

9.Формирование функции самоконтроля.

10.Формирование универсальных учебных действий.

Специфика и содержание программы Программа предназначена для работы с учащимися начальных классов, имеющих логопедическое заключение: ОНР и ЗПР.

При поступлении в школу дети обследуются по тестовой методике диагностики устной речи младших школьников под редакцией Т.А. Фотековой. Повторное обследование проводится после осуществления коррекционной работы.

По результатам обследования определяется уровень речевого развития, включающий в себя: сформированность звукопроизношения и фонематических процессов; состояние импрессивной речи и лексико – грамматического строя; развитие связной речи и ставится логопедическое заключение, на основании которого формируются группы.

Основное внимание логопеда направлено на предупреждение нарушений письма и чтения, а также на осуществление коррекции нарушений письменной речи обучающихся. Поурочное (тематическое) планирование простроено так, что обучение начинается с развития связной речи. Работа по формированию связной речи начинается с расширения и совершенствования словарного запаса учащихся. Слово рассматривается с точки зрения его лексического и грамматического значения. Вся коррекционная работа проводится по основным содержательным линиям. Материал курса «Коррекции недостатков устной и письменной речи обучающихся 1 – 4 классов» представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями:

  • Коррекция звукопроизношения;

  • Работа над словом;
  • Работа над предложением;

  • Формирование связной речи;
  • Работа над слого-звуковым составом слова;

  • Звуко-буквенный анализ и синтез слова.

Однако при планировании логопеду необходимо учитывать состояние устной и письменной речи конкретной группы детей, имея в виду, что последовательность разделов совсем не является обязательной.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией  принципов:

  • Системности.
  • Развития.
  • Комплексности.
  • Дидактического (доступности, наглядности, индивидуального подхода).
  • Рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка.

  • Учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.
  • Обходного пути.
  • Поэтапного формирования умственных действий.
  • Постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития» (по Л.С.Выготскому).

  • Деятельностно ориентированных принципов (принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика).

  • использованием методов и приёмов:
  • Эмпирических

  • Наглядных (иллюстрации, наблюдения)
  • Мотивационных (познавательные игры, убеждение, поощрение)
  • Контрольно-коррекционных (устный, письменный)
  • Словесных (беседа, рассказ, объяснения, работа с книгой)
  • Практических (практические задания, тренинги)
  • Метода проблемного изложения

Коррекционно                развивающая        деятельность        предусматривает        организацию        учебной        деятельности        в        различных        формах,        таких        как

фронтальные, индивидуальные, подгрупповые занятия, а также игры – путешествия, экскурсии, ролевые игры, блиц – турниры.        На каждом

занятии  предусмотрена  организация  самостоятельной  познавательной  деятельности  обучающихся  через        использование  дидактических

карточек с заданиями в форме игры «Звукознайкин - художник»;        творческих заданий; ролевой игры (где ученику предлагается побыть в

роли учителя с целью формирования самоконтроля);

электронных пособий, интерактивных тренажёров.

Место курса в учебном плане

Логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю. Группы состоят из 4-6 человек, а также возможны подгрупповые занятия по 2-3

человека в зависимости от сложности речевого нарушения. Время занятий с группой 1-х классов по 35 минут в 1 четверти и по 40-45 минут

  • 2-4 четвертях в соответствии с требованиями СанПиН; во 2-4 классах занятия 40 – 45 минут. Количество часов и содержание тем может варьироваться с учетом сложности речевых нарушений и индивидуальных особенностей психофизического развития данной группы. Количество логопедических занятий по учебному плану на 2022-2023 учебный год в 4 классе – 34 часа.

При изучении коррекционного курса осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему. В ходе освоения данного курса формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения. Способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме. Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

Предметные результаты:

Обучающийся научится правильно

определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный

– непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного); характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам; понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении); анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков; определять функции букв е,ё,ю,я в слове; определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];

определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу; определять ударный и безударные слоги в слове; определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного; Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью,друзья,вьюга;;

применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие – глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.); пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем;

осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

Содержание коррекционного курса

Нарушения письменной речи, обусловленные несформированностью фонематического восприятия, проявляются на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

Это: - пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);

замены или смешения букв по акустико-артикуляционному сходству: звонкие – глухие согласные, лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), соноры, свистящие и шипящие звуки, аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС)

раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;

  • нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Планируемые результаты (4 класс)

Обучающийся научится:

осознавать слово как единство звучания и значения;

выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);

иметь представление о синонимах и антонимах;

распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;

подбирать к предложенным словам 1 – 2 синонима или антонима;

наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;

наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении;

различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол; находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных.

Обучающийся получит возможность научиться:

выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю; на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи); замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении; пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач;

различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;

определять  существенные  признаки  предложения:  законченность  мысли  и  интонацию  конца  предложения;  соблюдать  в  устной  речи

интонацию конца предложений;

устанавливать связи слов между словами в предложении;

соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; восстанавливать деформированные предложения;

•опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые

предложения второстепенными членами;

•писать самостоятельно изложения и небольшие сочинения по плану.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

  1. класс

Наименование разделов и тем

Основные виды учебной

Коррекционно-развивающая

п/п

деятельности обучающихся

направленность

1.

Состав слова

Объяснять лексическое значение слова.

Развивать

зрительную

Находить  и образовывать однокоренные слова.

дифференциациюстрочныхбукв.

Различать звуки и буквы (обобщение и углубление

Развивать    тонкие    графо-моторные

представлений).

навыки.

Развитие

зрительно-

Знать   части   слова:   корень  слова,  окончание,

пространственных

представлений.

приставка, суффикс.

Уточнить,

сравнить

артикуляцию  и

Находить основу слова.

звучание согласных и гласных звуков.

Образовывать формы слова.

Развитие внимания и самоконтроля.

Обобщить знания о составе слова.

Знать  правила  написания  слов  с  безударными

гласными в корне.

Знать правила написания суффиксов и приставок.

Знать правила написания приставок и предлогов.

2.

Синонимы.

Познакомиться с омонимами, фразеологизмами.

Развить

фонематическую

Антонимы

Понимание   слова   как   единства   звучания   и

дифференциацию

звуков

в

значения.   Выявление   слов,   значение   которых

изолированной   позиции,   слогах   и

требует уточнения. Определение значения слова по

словах,

в

словосочетаниях

и

тексту   или   уточнение   значения   с   помощью

предложениях, а также в тексте.

толкового словаря. Представление об однозначных

Обогащение словарного состава через

и многозначных словах, о прямом и переносном

образование  имён  прилагательных

и

значении слова. Наблюдение за использованием в

глаголов.

речи синонимов и антонимов.

3.

Словоизменение

Уметь

изменять   имена

существительные   по

Дифференциация

смешиваемых

падежам и числам.

окончаний  в  родительном  падеже;  в

Правописание  безударных

падежных  окончаний

предложном падеже; в именительном

имен

существительных

в

единственном

падеже

множественного

числа;

(множественном) числе.

нулевое

окончание   в

родительном

Повторение и углубление представлений об имени

падеже

множественного

числа

и

прилагательном.

другие.

Изменять по падежам имена прилагательных.

Дифференциация

смешиваемых

падежей

(родительный

и

винительный

падежи единственного

числа);

Дифференциация

верных  и

нелепых

логико-грамматических

конструкций

для

каждой

падежной

формы

Моделирование предложений из слов

в   начальной   форме   (для   каждого

падежа);

Поиск конкретных падежных форм в

стихотворных

текстах

и

текстах

пословиц.

4.

Письменная связная речь.

Уметь  составлять  план

пересказа  текста.  Уметь

Развитие

мыслительных

операций:

Изложение

создавать

собственное

высказывание,

выделять

сравнения,

обобщения,

анализа

и

тему,  главную  мысль  в  тексте  и  определять

синтеза.

Развитие

внимания

и

опорные слова. Уметь находить и характеризовать

самоконтроля.

Развитие

текст-описание, текст – повествование.

пространственных представлений.

Уметь воспринимать и передавать текст.

5.

Письменная связная речь.

Уметь редактировать текст, то есть анализировать

Развитие

словесно-логического

Сочинение.

его  со  всех  сторон:  содержание,  структуру  и

мышления.

Развитие

причинно-

речевое

оформление.

Уметь

создавать

следственных

отношений.   Развитие

собственный текст по заданному плану.

внимания

и

самоконтроля.  Развитие

пространственных представлений.

                              Календарно - тематическое планирование. 4 класс 2022-2023 учебный год.

Тема                        

Количество часов

Дата

I полугодие – 16 недель                                                              

16

 Состав слова

5

1. Состав слова. Корень как главная часть слова.

1

2.Суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

1

3. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных.

1

4. Приставки пространственного и временного значения.

1

5. Окончания.

1

Безударные гласные

2

6.Определение безударного гласного в корне, требующего проверки.

1

7.Выделение слов с безударными гласными. Слова-антонимы.

1

 Согласные звуки и буквы

2

8.Парные согласные. Оглушение звонких согласных в конце слова.

1

9.Оглушение звонких согласных в середине слова.

1

 Словосочетания и предложения

2

10.Выделение словосочетаний из предложений.

1

11.Составление предложений из словосочетаний.

1

Согласование

2

12.Согласование слов в числе.

1

13. Согласование слов в роде.

1

  Словоизменение прилагательных

2

14. Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде.

1

15. Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам.

1

Словоизменение глаголов

2

16.Согласование глаголов с именами существительными в числе.

1

II полугодие– 18недель

18

17. Согласование глаголов с именами существительными в роде.

1

Предлоги и приставки

2

18. Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками.

1

19. Дифференциация предлогов и приставок.

1

 Управление. Словоизменение имён существительных по падежам

7

20. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж).

1

21 . Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж).

1

22. Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж).

1

23. Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж).

1

24. Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж).

1

25. Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж).

1

26. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.

1

Части речи

2

27. Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям.

1

28. Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам.

1

  Связь слов в словосочетаниях и предложениях

2

29. Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения.

1

30. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста.

1

Связная речь

4

31. Составление рассказа из предложений, данных вразбивку.

1

32. Составление рассказа по его началу.

1

33. Составление рассказа по данному концу.

1

34.  Составление рассказа по данному плану.    

1

Всего:

34 часа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Необходимость данной работы подтверждается результатами обследования устной и письменной речи учащихся с ЗПР.  Учитывая, что дисграфия и дислексия у детей с задержанным развитием возникает на фоне общего недоразвития речи, коррекция нарушений письменной речи ведется на основе лексической темы, что способствует активизации и обогащению словаря учащихся. И все же первостепенное значение в логопедическом сопровождении детей с задержанным развитием принадлежит формированию связной речи. Это обусловлено потребностями детей, т.к. учитель, работающий в начальной школе, не имеет возможности глубоко и полно подготовить ребенка в вопросах формирования у него текстовой деятельности. После обучения в начальной школе логопеду удается скоррегировать фонематический слух, частично лексико-грамматический строй, а вот развитие связной речи остается на низком уровне. Следовательно, дети не готовы в среднем звене к самостоятельной текстовой деятельности (к написанию изложений, сочинений, описательных рассказов и т.д.), к тому же итоговая аттестация по русскому языку проходит в виде изложения.

  Таким образом, система логопедической помощи в условиях общеобразовательной школы  – это целенаправленный и непрерывный процесс оказания действенной помощи детям с особыми образовательными потребностями, без которого невозможно функционирование данного образовательного учреждения.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. - 125с.

2.АНМЦ «Коррекция и развитие» [Электронный ресурс] / Е.Д. Худенко. – М., 2007.

3.Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе [Текст] / Н.В. Бабкина //Дефектология. – 2006. - №4.

4.Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 80с.

5.Балаева, В.И. О системе планирования психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи // Школьный логопед. – 2007. - №2 (17). – С. 39-44.

6.Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие [Текст] / Л.Н. Блинова – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136с.

7.Вильшанская, А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения [Текст] / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - №5 – С. 66.

8.Жуков, В.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях [Текст] / В.И. Жуков – М. : Изд-во РГСУ, 2009. – 452с.

9.Коноваленко, С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет : практикум для психологов и логопедов [Текст] / С.В. Коноваленко – М. : Гном-Пресс : Новая школа, 1998. – 56с.

10.Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие (электронное приложение) / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - Новокузнецк: МОУ ДПО НПК, 2008 г.

11.Лубовский, В.И. Современные логопедические подходы в диагностике // Школьный логопед. – 2008. - №3 (24). – С. 33-35.

12.Практическая психология и логопедия: журнал, - 2008. - №1.

13.Разживина, Н.В. Сравнительная характеристика устойчивости внимания у младших школьников с дисграфией и без нарушений письма// Школьный логопед. – 2007. - №1 (16). – С. 12-18.

14.Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты : метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко– М. : ВЛАДОС, 1999. – 136с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.

В данном материале представлена система работы по развитию и совершенствованию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи....

Обобщение опыта по теме "Формирование самостоятельной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи".

Основной трудностью в обучении младших школьников с общим недоразвитием речи является неумение связно излагать свои мысли. в данном пособии подобраны упражнения, которые помогут ученикам при построени...

Методические рекомендации коррекционно-развивающих занятий для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическими нарушениями.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Детство» городского округа Котельники Московской областиЛогопед Насонова Т.Р. (для р...

Особенности самооценки младших школьников с общим недоразвитием речи и её формирование на логопедических занятиях.

Материал разработан для совместной работы учителя-логопеда и психолога, в целях уравновешивания самооценки школьника и повышения качества знаний....

ПРОГРАММА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.

В данной программе внимание уделяется развитию связной речи, являющейся наиболее сложной стороной речевого развития; все остальные направления являются вспомогательными, включёнными в решение основной...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» для обучающихся 2 класса .

     Программа коррекционного курса составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограничен...

Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 3 класс».

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у учащихся с общим недоразвитием речи. По результатам логопедического обследования детей, поступающих в 1-е...