Интегрированное коррекционное занятие учителя-дефектолога и учителя-логопеда с обучающимися с выраженными интеллектуальными нарушениями «Зима в нашем городе»
план-конспект
Интегрированное коррекционное занятие «Зима в городе» проведено с группой обучающихся с ТМНР 4 «в»/5 «б» класса-комплекта. Данное коррекционное занятие прошло в формате «Калейдоскоп идей» с целью презентации для педагогов, работающих в классе-комплекте, разнообразных форм и приёмов коррекционной работы. Учитель-дефектолог и учитель-логопед показали специфику своей деятельности, преемственность в работе по единой лексической теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированное занятие | 634 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное коррекционное занятие
с обучающимися 4в/5б класса.
«Зима в нашем городе»
Учитель - дефектолог Другова М.С.
Учитель-логопед Комбарова И.В.
Пояснительная записка
Интегрированное коррекционное занятие «Зима в городе» проведено с группой обучающихся с ТМНР 4 «в»/5 «б» класса-комплекта. Данное коррекционное занятие прошло в формате «Калейдоскоп идей» с целью презентации для педагогов, работающих в классе-комплекте, разнообразных форм и приёмов коррекционной работы. Учитель-дефектолог и учитель-логопед показали специфику своей деятельности, преемственность в работе по единой лексической теме.
Тема коррекционного занятия: «Зима в нашем городе».
Цель занятия: развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира, социальному взаимодействию у обучающихся с ТМНР.
Задачи:
Коррекционные:
- развивать умение поддерживать коммуникацию в предлагаемых ситуациях учебного взаимодействия;
- учить находить отличительные признаки предметов с опорой на зрительный и тактильный анализаторы;
- развивать умение различать пространственные положения: лево-право с опорой на визуальную подсказку;
- продолжить развивать умение выполнять задание по образцу при конструировании из счетных палочек;
- активизировать умение пользоваться доступными речевыми средствами во время ответов на вопросы педагога с опорой на иллюстративный материал;
- учить восстанавливать ход занятия с опорой на визуальное расписание
Образовательные:
- расширять представления детей о признаках времени года «Зима» на примере характерных изменений в жизни города;
- формировать представление у детей о зимнем увлечении "Катание на коньках";
- закреплять умение выполнять счетные действия в доступном индивидуальном пределе (в пределах 5-20);
Здоровьесберегающие:
- создать оптимальную плотность занятия с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
Воспитательные:
- развивать умение приветствовать и прощаться с педагогом фразой;
- поощрять проявление эмоционального участия в процессе общения с педагогом;
- закреплять соблюдение ритуалов учебного поведения с опорой на карточки-стимулы;
- воспитывать адекватное поведение в рамках взаимодействия с педагогом посредством визуального расписания.
Материально-техническое обеспечение: фотографии школы, парка, городской улицы, катка, фотографии Даши С., карточки с математическими заданиями, пособие на липучках «Цветные варежки», предметные картинки на липучках, веточки сосны и ели, вата, смайлики, фотографии детей на катке, предметы (коньки и кроссовки), счетные палочки Кюизенера, визуальные подсказки «лево-право», карточки – образцы «Каток из палочек».
Ход занятия:
- Организационный момент.
Учитель-дефектолог
- Ребята, сегодня необычный урок, его проведем я и Ирина Валерьевна!
- Здравствуйте, ребята!
Ученики здороваются каждый своим способом (доступным словом, фразой).
Звенит колокольчик. Ребята проговаривают слова: «Громко прозвенел звонок, начинается урок!»
- Скажите, вы кто? Где вы учитесь?
- Посмотрите на картинки. Выберите, в какую школу вы пришли сегодня? Почему?
На доске по ходу занятия будут выставляться картинки (1-я Школа зимой)
II. Введение в тему занятия.
Учитель-дефектолог
- Какое время года на улице? Почему вы так решили? (лежит снег, холодно).
- В каком городе находится наша школа? (В Железногорске).
- Итак, мы отправляемся на прогулку по нашему зимнему городу.
III. Основная часть.
1. Дидактическое упражнение "Математические варежки" - развитие навыков счета. Дидактическая игра "Парные предметы" - развитие зрительного восприятия.
Учитель-дефектолог
- Посмотрите, на какой фотографии Даша готова к прогулке? (Дети отвечают или показывают).
- А все ли предметы одежды надела Даша? Чего не хватает? (варежек)
- Правильно. Рассмотрите, какие варежки у каждого из вас. Давайте выполним задание!
Дифференцированный подход в предъявлении заданий:
Семен "Решение примеров в пределах 20" | Дима и Даша "Счет предметов (снежинок) в соответствии с цифрой" | Саша, Дарина, Таня "Соотнесение парных предметов по цвету" |
- Вы молодцы, справились с заданием. Какие красивые варежки у вас получились. Посмотрите, а сейчас Даша готовка к прогулке?
По ходу занятия на доску прикрепляется картинка (2-я Даша собралась на прогулку)
2. Повторение правил Речи.
Учитель-логопед
- Рассмотрите карточки-смайлики и назовите, какие правила речи мы выполняем на занятии.
1. Слушаю внимательно | |
2. Думаю перед ответом | |
3.Говорю понятно и красиво |
3. Работа по сюжетной картинке «Улица города».
Учитель-логопед
- Рассмотрите картинку «Улица». Покажите, где дома? Дорога? Тротуар?
А) Задание на доске для 1-й группы.
Расположить на сюжетной картинке «Улица» лице фигурки машин, фигурки людей (идут по тротуару; идут по пешеходному переходу).
Б) Задание у каждого на столе для 2-й группы. Расположить на сюжетной картинке «Улица» фигурки машин, либо фигурки людей. Картинки на липучках.
|
4. Работа по сюжетной картинке «Городской парк».
Учитель-логопед
- Рассмотрите фотографию. Кто узнал, как называется это место? Подсказка: кинотеатр, парк, кукольный театр.
А) Задание. - Рассмотрите фотографию. Какое дерево встречает нас у входа в парк? Чем она украшена? К какому празднику наряжают елку? Кто наряжал елочку у вас дома? В классе?
Б) Задание. - Я принесла разные веточки, помогите мне найти веточки елки. Уточняем, что иголки короткие, остаются зелеными зимой, не опадают.
Ставим в букет.
В) Задание. - Посмотрите на веточки, которые остались. Какие у них иголки? Это веточки вот с этого дерева (картинка сосны). Как оно называется?
Подсказка: береза, сосна.
IV. Динамическая пауза. Игра в снежки.
Учитель-логопед
- Зимой много снега, что можно сделать из снега? Давайте поиграем в снежки. Посмотрите на предметы. Назовите, из чего можно сделать снежки (вата, карандаши, мозаика). Почему? Рвем кусок ваты на кусочки и бросаем вверх. (Все кругом белым-бело. Много снега намело). Собираем кусочки ваты, катаем снежки. (Нам в снежки играть не лень. Мы играем целый день.)
V. Основная часть (продолжение)
1.Развивающая игра "Снежки" - формирование пространственных представлений.
Учитель-дефектолог
- Ребята, вы поиграли в снежки с Ириной Валерьевной, я тоже хочу поиграть с вами в снежки.
Дифференцированный подход в предъявлении заданий:
Семен, Даша, Дима, Саша | Таня, Дарина |
Выполнение движений "снежком" по указанию стрелки на картинке "вправо, влево, вверх, вниз" | Выполнение действий со "снежком" на пространственное перемещение по инструкции "Дай - возьми" по зрительной подсказке (рука педагога) |
- Здорово! Вы старались выполнить движения правильно!
2. Сравнение предметов «коньки-кроссовки».
Учитель-дефектолог
-Ребята, назовите, на чем можно кататься зимой? (на коньках, лыжах).
Демонстрируются коньки и кроссовки. Ребята внимательно рассматривают их.
- Ребята скажите, чем отличаются кроссовки от коньков? (Дети высказывают свои предположения)
- Да, у коньков есть лезвие, с помощью которого они легко катятся по льду.
- Как называется площадка для этого развлечения? Семен, прочитай! (слово КАТОК)
Рассматривание картинки.
- Даша, как называется эта площадка? Дима, как называется эта площадка? (каток)
3. Развивающее упражнение "Кто куда.." - формирование пространственных представлений
- Дети катаются на коньках. Кто едет вправо, а кто влево? Семен, поставь нужную стрелочку.
- Кто едет в право? - Кто едет влево?
4. Развивающая игра "Круглый наш каток, детей кататься он зовет" - развитие графических умений, навыков конструирования.
Учитель-дефектолог
- Ребята, каток - это ледяная площадка. Сначала ее заливают водой, вода замерзает и получается лед. Посмотрите, потрогайте ледяной кусочек (крышечка со льдом).
- Какой лёд на ощупь? (холодный, твердый, гладкий)
- Какой лёд по форме? (круглый)
- В нашем парке каток тоже круглый.
Дифференцированный подход в предъявлении заданий
Семен, Даша, Дима, Саша | Таня, Дарина |
Построить из палочек каток такой же, как на картинке. | Раскрасить каток на картинке синим цветом. |
- Как красиво у вас получилось, молодцы!!!
- Повторите, как называется ледяная площадка в нашем парке? (каток)
- Вспомните, на чем катаются дети на катке? (на коньках).
VI. Итог занятия.
- Задание. Восстановление хода занятия.
Учитель-логопед
- Ребята, посмотрите на картинки и вспомните, где мы сегодня были во время занятия.
Рассматриваются картинки с последней, постепенно убираются с доски (каток, городской парк, улица, зимняя одежда, школа)
- Где находится каток? (в парке)
- Что делают ребята на катке? (катаются на коньках)
- Что зимой можно увидеть зимой у входа в парк? (новогоднюю елку)
- Вспомните, где едут машины по улице? (по дороге)
- Назовите, где идут пешеходы? (по тротуару)
- Где можно переходить улицу? (по пешеходному переходу)
- Какую одежду мы одеваем зимой, чтобы не замерзнуть? (высказывание детей)
2. Задание. Оцени свою работу на занятии.
Учитель-логопед
- Ребята, вспомните, какие правила вы сегодня выполняли на занятии? (опора на смайлики).
1. Слушал внимательно | |
2. Думал перед ответом | |
3.Говорил понятно и красиво |
- Ребята, выберите себе смайлик, который показывает, как вы работали на занятии.
Смайлики прикрепляются у каждого ученика на парте.
Литература:
1. КГБОУ "Железногорская школа-интернат" Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (ФГОС ОО ОУ ИН вариант
2. КГБОУ "Железногорская школа-интернат" Программа коррекционных занятий учителя-дефектолога с учащимися младших классов обучающихся по «Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
3. Хаустов А.В. Организация окружающей среды для социализации и развития коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра - Аутизм и нарушения развития. - 2009. - №1. - С.1-12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»
Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...
Статья "Взаимодействие учителя-дефектолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе с обучающимися, имеющими ментальные нарушения и РАС"
Статья раскрывает принципы и направления взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ментальные нарушения и РАС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕ...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога для обучающихся 5 класса с интеллектуальными нарушениями.
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена для обучающихся 5 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа имеет развивающую, обучающую, образов...
Конспект индивидуально-коррекционного занятия учителя-дефектолога для ребенка с задержкой психического развития (Вариант 7).
Класс: 8 Тема: Морфологические признаки имени существительного. Морфологический разбор....
Конспект коррекционного занятия учителя-дефектолога. 4 класс, индивидуальное занятие, ребенок с задержкой психического развития. Вариант 7.2
Тема: Первоцветы.Цель: развитие познавательного интереса детей к природе в процессе ознакомления с первоцветами....
Конспект коррекционного занятия учителя-дефектолога. 3 класс, индивидуальное занятие, ребенок с задержкой психического развития.
Тема: Профессии.Цель: расширение знаний учащихся о профессиях...