Интегрированное коррекционное занятие учителя-дефектолога и учителя-логопеда с обучающимися с выраженными интеллектуальными нарушениями «Зима в нашем городе»
план-конспект

Другова Мария Сергеевна

Интегрированное коррекционное занятие «Зима в городе» проведено с группой обучающихся с ТМНР 4 «в»/5 «б» класса-комплекта. Данное коррекционное занятие прошло в формате «Калейдоскоп идей» с целью презентации для педагогов, работающих в классе-комплекте, разнообразных форм и приёмов коррекционной работы. Учитель-дефектолог и учитель-логопед показали специфику своей деятельности, преемственность в работе по единой лексической теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Интегрированное занятие634 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное коррекционное занятие

с обучающимися 4в/5б класса.

 «Зима в нашем городе»

Учитель - дефектолог Другова М.С.

Учитель-логопед Комбарова И.В.

Пояснительная записка

Интегрированное коррекционное занятие «Зима в городе» проведено с группой обучающихся с ТМНР 4 «в»/5 «б» класса-комплекта. Данное коррекционное занятие прошло в формате «Калейдоскоп идей» с целью презентации для педагогов, работающих в классе-комплекте, разнообразных форм и приёмов коррекционной работы. Учитель-дефектолог и учитель-логопед показали специфику своей деятельности, преемственность в работе по единой лексической теме.

Тема коррекционного занятия: «Зима в нашем городе».

Цель занятия: развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира, социальному взаимодействию у обучающихся с ТМНР.

 Задачи:

Коррекционные:

  • развивать умение поддерживать коммуникацию в предлагаемых ситуациях учебного взаимодействия;
  • учить находить отличительные признаки предметов с опорой на зрительный и тактильный анализаторы;
  • развивать умение различать пространственные положения: лево-право с опорой на визуальную подсказку;
  • продолжить развивать умение выполнять задание по образцу при конструировании из счетных палочек;
  • активизировать умение пользоваться доступными речевыми средствами во время ответов на вопросы педагога с опорой на иллюстративный материал;
  • учить восстанавливать ход занятия с опорой на визуальное расписание

Образовательные:

  • расширять представления детей о признаках времени года «Зима» на примере характерных изменений в жизни города;
  • формировать представление у детей о зимнем увлечении "Катание на коньках";
  • закреплять умение выполнять счетные действия в доступном индивидуальном пределе (в пределах 5-20);

Здоровьесберегающие:

  • создать оптимальную плотность занятия с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.

Воспитательные:

  • развивать умение приветствовать и прощаться с педагогом фразой;
  • поощрять проявление эмоционального участия в процессе общения с педагогом;
  • закреплять соблюдение ритуалов учебного поведения с опорой на карточки-стимулы;
  • воспитывать адекватное поведение в рамках взаимодействия с педагогом посредством визуального расписания.

Материально-техническое обеспечение: фотографии школы, парка, городской улицы, катка, фотографии Даши С., карточки с  математическими заданиями, пособие на липучках «Цветные варежки»,  предметные картинки на липучках, веточки сосны и ели, вата, смайлики, фотографии детей на катке, предметы (коньки и кроссовки), счетные палочки Кюизенера, визуальные подсказки «лево-право», карточки – образцы «Каток из палочек». 

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Учитель-дефектолог

- Ребята, сегодня необычный урок, его проведем я и Ирина Валерьевна!

- Здравствуйте, ребята!

Ученики здороваются каждый своим способом (доступным словом, фразой).

Звенит колокольчик. Ребята проговаривают слова: «Громко прозвенел звонок, начинается урок!»

- Скажите, вы кто? Где вы учитесь?

- Посмотрите на картинки. Выберите, в какую школу вы пришли сегодня? Почему?

C:\Users\User\Downloads\20210126_113702.jpg                 

На доске по ходу занятия будут выставляться картинки (1-я Школа зимой) 

II. Введение в тему занятия.

Учитель-дефектолог

- Какое время года на улице? Почему вы так решили? (лежит снег, холодно).

- В каком городе находится наша школа?  (В Железногорске).

- Итак, мы отправляемся на прогулку по нашему зимнему городу.

III. Основная часть.

1. Дидактическое упражнение "Математические варежки" - развитие навыков счета.  Дидактическая игра "Парные предметы" - развитие зрительного восприятия.

Учитель-дефектолог

- Посмотрите, на какой фотографии Даша готова к прогулке? (Дети отвечают или показывают).

               C:\Users\User\Downloads\20210126_095346 (1).jpg                     C:\Users\User\Downloads\20210126_094909.jpg

- А все ли предметы одежды надела Даша? Чего не хватает? (варежек)

- Правильно. Рассмотрите, какие варежки у каждого из вас. Давайте выполним задание!

Дифференцированный подход в предъявлении заданий:

Семен

"Решение примеров в пределах 20"

Дима и Даша

"Счет предметов (снежинок) в соответствии с цифрой"

Саша, Дарина, Таня

"Соотнесение парных предметов по цвету"

     

- Вы молодцы, справились с заданием. Какие красивые варежки у вас получились. Посмотрите, а сейчас Даша готовка к прогулке?

C:\Users\User\Downloads\20210126_095648.jpg

По ходу занятия на доску прикрепляется картинка (2-я Даша собралась на прогулку)

2. Повторение  правил Речи.

Учитель-логопед

- Рассмотрите карточки-смайлики и назовите, какие правила речи мы выполняем на занятии.

1. Слушаю внимательно

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\смайлики\index.jpg

2. Думаю перед ответом

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\смайлики\447b6455acf89c189ae9.png

3.Говорю понятно

и красиво

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\смайлики\242-2429924_-clipart.png

3. Работа по сюжетной картинке «Улица города».

Учитель-логопед

- Рассмотрите картинку «Улица». Покажите, где дома? Дорога? Тротуар?

А) Задание на доске для 1-й группы.

Расположить на сюжетной картинке «Улица» лице фигурки машин, фигурки людей (идут по тротуару; идут по пешеходному переходу).  

Б) Задание у каждого на столе для 2-й группы. Расположить на сюжетной картинке «Улица» фигурки машин, либо фигурки людей.  Картинки на липучках.

https://i02.fotocdn.net/s121/252e406495555701/public_pin_l/2776968414.jpg

       

4. Работа по сюжетной картинке «Городской парк».

Учитель-логопед

- Рассмотрите фотографию. Кто узнал, как называется это место? Подсказка: кинотеатр, парк, кукольный театр.

D:\Фотографии\2020-2021 уч.г\DSC04263.JPG

А) Задание. - Рассмотрите фотографию. Какое дерево встречает нас у входа в парк?  Чем она украшена? К какому празднику наряжают елку? Кто наряжал елочку у вас дома? В классе?

Б) Задание.  - Я принесла разные веточки, помогите мне найти веточки елки. Уточняем, что иголки короткие, остаются зелеными зимой, не опадают.

Ставим в букет.

В) Задание.  - Посмотрите на веточки, которые остались. Какие у них иголки? Это веточки вот с этого дерева (картинка сосны). Как оно называется?

Подсказка: береза, сосна.

IV. Динамическая пауза. Игра в снежки.

Учитель-логопед

- Зимой много снега, что можно сделать из снега? Давайте поиграем в снежки. Посмотрите на предметы. Назовите, из чего можно сделать снежки (вата, карандаши, мозаика). Почему? Рвем кусок ваты на кусочки и бросаем вверх. (Все кругом белым-бело. Много снега намело). Собираем кусочки ваты, катаем снежки. (Нам в снежки играть не лень. Мы играем целый день.)

V. Основная часть (продолжение)

1.Развивающая игра "Снежки" - формирование пространственных представлений. 

Учитель-дефектолог

- Ребята, вы поиграли в снежки с Ириной Валерьевной, я тоже хочу поиграть с вами в снежки.

Дифференцированный подход в предъявлении заданий:

Семен, Даша, Дима, Саша

Таня, Дарина

Выполнение движений   "снежком" по указанию стрелки на картинке "вправо, влево, вверх, вниз"

Выполнение действий со "снежком" на пространственное перемещение по инструкции "Дай - возьми" по зрительной подсказке (рука педагога)

- Здорово! Вы старались выполнить движения правильно!

2.  Сравнение предметов «коньки-кроссовки».

Учитель-дефектолог

-Ребята, назовите, на чем можно кататься зимой? (на коньках, лыжах).

Демонстрируются коньки и кроссовки. Ребята внимательно рассматривают их.

Коньки фигурные ICE BLADE Todes ICE BLADE 2483114 купить %FORPRICE% в  интернет-магазине Wildberries

- Ребята скажите, чем отличаются кроссовки от коньков? (Дети высказывают свои предположения)

- Да,  у коньков есть лезвие, с помощью которого они легко катятся по льду.

- Как называется площадка для этого развлечения? Семен, прочитай! (слово КАТОК)

Рассматривание картинки.

Платные услуги

- Даша, как называется эта площадка? Дима, как называется эта площадка? (каток)

3. Развивающее упражнение "Кто куда.." - формирование пространственных представлений

- Дети катаются на коньках. Кто едет вправо, а кто влево? Семен, поставь нужную стрелочку.

C:\Users\STAR\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\cover-fac92ecbe843e8f37106eadae12f5c6d.jpeg                      C:\Users\STAR\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\1515747948120036639.jpg

- Кто едет в право?   - Кто едет влево?

4. Развивающая игра "Круглый наш каток, детей кататься он зовет" - развитие графических умений, навыков конструирования.

Учитель-дефектолог

-  Ребята, каток - это ледяная площадка. Сначала ее заливают водой, вода замерзает и получается лед. Посмотрите, потрогайте ледяной кусочек (крышечка со льдом).  

- Какой лёд на ощупь? (холодный, твердый, гладкий)

- Какой лёд по форме? (круглый)

- В нашем парке каток тоже круглый.

Дифференцированный подход в предъявлении заданий

Семен, Даша, Дима, Саша

Таня, Дарина

Построить из палочек каток такой же, как на картинке.

Раскрасить каток на картинке синим цветом.

 C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20210127_115415.jpg

- Как красиво у вас получилось, молодцы!!!

- Повторите, как называется ледяная площадка в нашем парке? (каток)

- Вспомните, на чем катаются дети на катке? (на коньках).

VI. Итог занятия.

  1. Задание.  Восстановление хода занятия.

Учитель-логопед

- Ребята, посмотрите на картинки и вспомните, где мы сегодня были во время занятия.

C:\Users\User\Downloads\20210126_113702.jpg

C:\Users\User\Downloads\20210126_095648.jpg

https://i02.fotocdn.net/s121/252e406495555701/public_pin_l/2776968414.jpg

D:\Фотографии\2020-2021 уч.г\DSC04263.JPG

Платные услуги

Рассматриваются картинки с последней, постепенно убираются с доски (каток, городской парк, улица, зимняя одежда, школа)

- Где находится каток? (в парке)

- Что делают ребята на катке? (катаются на коньках)

- Что зимой можно увидеть зимой у входа в парк? (новогоднюю елку)

- Вспомните, где едут машины по улице? (по дороге)

- Назовите, где идут пешеходы? (по тротуару)

- Где можно переходить улицу? (по пешеходному переходу)

- Какую одежду мы одеваем зимой, чтобы не замерзнуть? (высказывание детей)

2.  Задание. Оцени свою работу на занятии.

Учитель-логопед

- Ребята, вспомните, какие правила вы сегодня выполняли на занятии? (опора на смайлики).

1. Слушал внимательно

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\смайлики\index.jpg

2. Думал перед ответом

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\смайлики\447b6455acf89c189ae9.png

3.Говорил понятно

и красиво

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\смайлики\242-2429924_-clipart.png

- Ребята, выберите себе смайлик, который показывает, как вы работали на занятии.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/098e/00063795-7be8b540/img32.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/098e/00063795-7be8b540/img32.jpg

Смайлики прикрепляются у каждого ученика на парте.

Литература:

1. КГБОУ "Железногорская школа-интернат" Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (ФГОС ОО ОУ ИН вариант

2. КГБОУ "Железногорская школа-интернат" Программа коррекционных занятий учителя-дефектолога с учащимися младших классов   обучающихся по «Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

3. Хаустов А.В. Организация окружающей среды для социализации и развития коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра -  Аутизм и нарушения развития. -  2009. - №1. -  С.1-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Взаимодействие учителя-дефектолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе с обучающимися, имеющими ментальные нарушения и РАС"

Статья раскрывает принципы и направления взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ментальные нарушения и РАС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога для обучающихся 5 класса с интеллектуальными нарушениями.

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена для обучающихся 5 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа имеет развивающую, обучающую, образов...

Конспект индивидуально-коррекционного занятия учителя-дефектолога для ребенка с задержкой психического развития (Вариант 7).

Класс: 8  Тема: Морфологические признаки имени существительного. Морфологический разбор....

Конспект коррекционного занятия учителя-дефектолога. 4 класс, индивидуальное занятие, ребенок с задержкой психического развития. Вариант 7.2

Тема: Первоцветы.Цель: развитие познавательного интереса детей к природе в процессе ознакомления с первоцветами....