Статья "Взаимодействие учителя-дефектолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе с обучающимися, имеющими ментальные нарушения и РАС"
методическая разработка
Статья раскрывает принципы и направления взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ментальные нарушения и РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_defektologa_i_logopeda.docx | 12.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-дефектолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе с обучающимися, имеющими ментальные нарушения и РАС
Успешность воспитания, развития и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями зависит от правильной, слаженной и организованной работы всех участников психолого-педагогического процесса.
Специфика сопровождения обучающихся такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития детей.
Работая в идеологии «команды», каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.
Контингент наших обучающихся – это дети со сложной структурой дефекта (когнитивными нарушениями, речевыми, эмоционально-волевыми, двигательными и сенсорными нарушениями, расстройствами аутистического спектра).
Взаимосвязанная работа специалистов службы сопровождения (учитель-дефектолог, учитель-логопед) строится на основных методологических принципах коррекционного обучения и воспитания:
- Принцип взаимодополнения предполагает взаимопроникновение, сочетание, а не дублирование методов, задач и приемов, используемых в процессе коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога для получения наибольшей эффективности
- Принцип целостности и законченности предполагает использование предоставляемого материала в полном объеме в соответствии с требованиями АООП
- Принцип эффективности реализуется посредством распределения и выполнения поставленных задач между коррекционными педагогами (учителем-дефектологом и учителем-логопедом), когда максимально и всесторонне достигается общая цель в соответствии со спецификой деятельности специалистов. Применение данного принципа позволяет обеспечить непосредственную образовательную деятельность каждого специалиста более плодотворной
- Принцип системности и комплексности коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
- Принцип непрерывности предполагает постоянное и непрерывное коррекционное обучение, воспитание и сопровождение детей, имеющих особые образовательные потребности
- Принцип адекватности требований и нагрузок
- Принцип соответствия возрастным и индивидуальным нормам
Основные задачи, выделяемые в ходе совместной коррекционной работы специалистов:
- Осуществлять разностороннее обучение детей с особыми образовательными потребностями
- Поддержать обеспечение единства системы непрерывного, комплексного, индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения обучения детей с ОВЗ
Специалисты службы сопровождения учитель-дефектолог и учитель-логопед совместно координируют свою работу: обсуждают результаты проведенных диагностик и мониторингов, планируют совместное календарно-тематическое планирование, согласно АООП и результатам мониторинга, планируют совместные консультации с родителями и другими педагогами.
Такое сплоченное и взаимосвязанное сотрудничество даёт наибольшие результаты в динамическом развитии обучающихся, позволяет специалистам обсуждать спорные вопросы в психическом развитии детей, приходить к общим выводам и мнению в решении этих вопросов., обеспечивать комплексное коррекционное воздействие на детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"
Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».Прог...
презентация «Использование технологии В.В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи»
В презентации представлен опыт работы с технологией В.В. Воскобовича...
«Использование технологии В.В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи»
Использование игровых технологий В.В. Воскобовича в развитии речи детей...
«Примерные формулировки рекомендаций учителя-дефектолога ПМПК о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами»
Формулировки рекомендаций учителя-дефектолога, которые можно прописать в заключениях для образовательных рекомендаций...
Выступление для педагогического совета «О профилактической работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения»
Выступление для педагогического совета «О профилактической работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения»...
Программа коррекционно-развивающей работы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в 1 классе
Программа коррекционно-развивающей работы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речив 1 классе...
Интегрированное коррекционное занятие учителя-дефектолога и учителя-логопеда с обучающимися с выраженными интеллектуальными нарушениями «Зима в нашем городе»
Интегрированное коррекционное занятие «Зима в городе» проведено с группой обучающихся с ТМНР 4 «в»/5 «б» класса-комплекта. Данное коррекционное занятие прошло в фор...