Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога для обучающихся 5 класса с интеллектуальными нарушениями.
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена для обучающихся 5 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа имеет развивающую, обучающую, образовательную и социальную направленность. Задания, составляющие основу программы, имеют индивидуальный, подгрупповой и групповой характер занятий. Продолжительность дефектологических занятий не превышает 20 минут (индивидуальная и подгрупповая форма) и 40 минут (групповая форма). В программе определены основные направления коррекционной работы, подобраны специальные коррекционные технологии и оборудование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа дефектолога | 63.57 КБ |
Предварительный просмотр:
краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«НОРИЛЬСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор
КГБОУ «Норильская школа-интернат» КГБОУ «Норильская школа-интернат»
___________ Гартман Ю.Ю. ____________ Андрух С.М.
«30» августа 2023 г. «31» августа 2023 г.
Программа коррекционно-развивающих занятий
учителя-дефектолога
для обучающихся 5 класса
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Савчук Людмила Васильевна
учитель-дефектолог
I квалификационная категория
Норильск 2023
Пояснительная записка.
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статьей 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"».
- Приказа Минпросвещения России от 08.11.2022 №955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» пункт 12.
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее ФГОС НОО ОВЗ).
- Приказа Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. №1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее ФАОП НОО ОВЗ), зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ №72654, от 21.03.2023 года.
- Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”.
- Приказа Министерства просвещения РФ от 5 декабря 2022 г. N 1063
"О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115". - Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
- Письма Роспотребнадзора от 08.05.2020 N 02/8900-2020-24 "О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций" (вместе с Рекомендациями по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19).
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГБОУ «Норильская школа–интернат» (вариант 1).
- Учебный план на 2023-2024 учебный год КГБОУ «Норильская школа-интернат».
- Годового календарного графика на 2023-2024 учебный год.
- Расписания уроков КГБОУ «Норильская школа –интернат» на 2023-2024г.
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена для обучающихся 5 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа имеет развивающую, обучающую, образовательную и социальную направленность. Задания, составляющие основу программы, имеют индивидуальный, подгрупповой и групповой характер занятий. Продолжительность дефектологических занятий не превышает 20 минут (индивидуальная и подгрупповая форма) и 40 минут (групповая форма).
Цель реализации программы:
- осуществление комплексной помощи обучающимся в овладении содержанием ФАООП, коррекция недостатков психофизического развития детей с особыми образовательными потребностями, организация учебной деятельности, ориентированной на развитие познавательной и мотивационной сфер в динамике образовательного процесса.
Задачи:
- осуществление комплексной диагностики и определение путей коррекции, наблюдение за динамикой развития обучающихся в условиях коррекционной работы;
- возможная коррекция отклонений в развитии обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- реализация образовательной программы обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- реализация особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), не предусмотренных содержанием программ по учебным предметам;
- дополнительная помощь в освоении учебного материала, представляющего особую трудность для обучающихся;
- коррекция и развитие всех психических процессов, индивидуальных способностей обучающихся с учетом их возможностей, потребностей и интересов.
Принципы и подходы к формированию программы:
- Принцип системности: системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
- Принцип развития: выделение в процессе коррекционной работы задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
- Принцип комплексности: программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов образовательного учреждения и родителей школьников. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей.
- Принцип доступности: построение обучения младших школьников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
- Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний: составные части практического материала для занятий логически связаны между собой, все последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Коррекционная работа строится так, чтобы способствовать развитию познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления.
Сроки | Содержание работы |
1-15 сентября | Диагностика особенностей и познавательной деятельности обучающихся. Заполнение дефектологических карт, документации. Выявление обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи. |
16 сентября - 15 мая | Индивидуальные, групповые занятия с детьми. |
16 мая – 31 мая | Итоговая диагностика особенностей учебной и познавательной деятельности обучающихся. Заполнение документации. |
Характеристика особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны.
Своеобразна и речь данных детей. Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и ограниченности словаря. Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности восприятия и понимания речи. Речь бедна, монотонна, нет логических ударений.
Процесс формирования навыков чтения у обучающихся с умственной отсталостью своеобразен: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой. Слабая техника чтения, нарушение осознанности чтения.
Особенности усвоения грамматики и правописания заключаются в следующем: механическое заучивание определений или правил, их фрагментарное усвоение, замена сложного правила простым, смешение грамматических понятий и орфографических правил, быстрое забывание материала, неумение применять полученные знания на практике.
Овладение даже элементарными математическими понятиями требуют от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Дети с интеллектуальными нарушениями плохо ориентируются в задаче, теряются, встречаясь с трудностями, не проверяют результаты своих действий, не соотносят их с образцами.
Сенсорная сфера (ощущения, восприятие), как правило, оказывается очень нарушенной. Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов.
При умственной отсталости оказывается дефектным восприятие: нарушение обобщенности и замедленный темп. Отмечается узость объема и трудности восприятия пространства и времени, недостаточная координация пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики.
Восприятие неразрывно связано с мышлением. Все функции мышления недостаточно сформированы у детей с нарушениями интеллектуального развития и имеют своеобразные черты.
У детей с интеллектуальными нарушениями страдает внимание: малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость, сужение объема. Сильно страдает непроизвольное внимание. Произвольное - нецеленаправленно.
Особенности восприятия и осмысления неразрывно связаны с особенностями памяти. У детей с нарушениями интеллекта процессы запоминания, сохранения и воспроизведения имеют специфические особенности. Память у детей с умственной отсталостью характеризуется сужением объема, замедленным темпом, недостаточной осмысленностью и последовательностью.
Диагностическая деятельность.
Для проведения комплексного обследования детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) авторами программы подобран и адаптирован практический материал (Забрамная С.Д., Боровик О.В.), позволяющий выявить сформированность навыков обучения, общую осведомленность и социально-бытовую ориентировку, уровень знаний и представлений об окружающем, сформированность произвольной деятельности, состояние когнитивных функций, эмоционально-волевой сферы, двигательной сферы (особенно мелкой моторики рук), адекватность поведения. В обследование включены элементы обучения (задания по основным учебным предметам), предусмотрены варианты помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая), задания аналогичного характера, в которых проявляется способность обучающегося к переносу показанных приемов деятельности. Практические задания составлены на основе АООП (вариант 1) для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Инструментарий определения эффективности освоения программы.
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. Москва, издательский центр «ВЛАДОС» 2003.
Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов». Сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Москва, «АРКТИ», 2000.
«Наглядный материал для обследования детей» (под редакцией Стребелевой Е.А.) Москва, «Просвещение», 2007.
Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. Москва, «Айрис-Пресс», 2008.
Для исследования внимания.
Бланки «Корректурных проб».
Таблицы Шульте.
Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями.
Методика Пьерона-Рузера для исследования внимания и темпа деятельности.
Для исследования восприятия.
Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения.
Доски Сегена разных вариантов сложности.
Кубики Коса.
Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать.
Набор предметных картинок, разрезанных на несколько частей.
Картинки для определения правой и левой сторон, понятия «верх» и «низ», «посередине».
Для исследования мышления.
Таблицы с изображением предметов, один из которых не подходит по тем или иным признакам.
Таблицы с заданиями на исключение понятия.
Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.
Бланки к методике «Выделение существенных признаков».
Бланки к методике «Простые аналогии», «Сложные аналогии».
Таблицы с пословицами и поговорками.
Таблицы с загадками.
Сюжетные картинки для сравнения. Таблицы с заданиями на сравнение слов-понятий.
Набор сюжетных картинок разной степени сложности.
Таблицы с текстами разной сложности.
Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.
Бланки со словами для исследования ассоциаций.
Тест “Какие предметы спрятаны в рисунках”.
Методика “Раздели на группы”.
Методика “Исключение лишнего”.
Методика “Узнай, кто это”.
Для исследования памяти.
Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания.
Бланки к методике для запоминания 10 слов.
Методика “Назови слова”.
Картинки для запоминания слов с изображением предметов.
Бланки с текстами для воспроизведения.
Опосредованное запоминание по А. Н. Леонтьеву.
Методика “Определение активного словарного запаса”.
Познавательные процессы. Восприятие
Зрительно-предметное восприятие.
Узнавание предметов и изображений предметов на картинке.
Узнавание «зашумленных» предметных картинок.
Узнавание символических изображений, геометрических фигур, букв.
Узнавание цвета.
Узнавание пальцев рук.
Познавательные процессы. Память.
Исследуются общая и специальные виды памяти: зрительная, слухоречевая, двигательная, зрительно-предметная память.
Познавательные процессы. Внимание.
Исследуются произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания.
Речь и речевые процессы. Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимания обращенной речи и невербальных средств – жестов, мимики, интонации педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. После этого исследуются произвольные формы устной речи – повторение, называние предметов и действий, составление фраз по картинкам, ответы на вопросы, пересказ сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание текста, фразы, слов).
Динамика отслеживается следующим образом:
первичная диагностика (в начале учебного года) - выявление зоны актуального и ближайшего развития обучающихся, определение индивидуального маршрута;
промежуточная диагностика (декабрь) - определение соответствие выбранных форм, приемов и методов обучения уровню развития обучающихся;
итоговая диагностика (в конце учебного года) – отслеживание динамики развития школьников определение эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия дефектолога.
Промежуточная и итоговая диагностики проводятся с использованием тех же методов, что и на начало, но на другом наглядном и практическом материале. На каждый вид диагностики отводится 1-3 занятия, в зависимости от возможностей обучающихся и характера нарушений.
Критерии оценки результативности работы по программе.
Мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой диагностики обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) является критерием эффективности реализации коррекционной программы.
Положительным результатом является успешная работа ученика в классе, освоение им основной образовательной программы.
Мониторинг представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу дальнейшего развития ребенка. Проводится индивидуально три раза в год (сентябрь, декабрь, май).
Результаты оцениваются по 3 критериям: достаточный уровень развития, недостаточный уровень развития, минимальный уровень развития, и отражают эффективность коррекционно-образовательного процесса. Оценка динамики развития обучающихся ведётся в ходе наблюдения и выполнения итоговых проверочных работ.
На основе полученных данных подбираются технологии, методы педагогического воздействия, соответствующие уровню развития каждого обучающегося на данном этапе его развития.
В программе определены основные направления работы учителя-дефектолога, условия и средства формирования и коррекции нарушений познавательного развития детей.
№ | Направление работы учителя-дефектолога | Название раздела | Задачи реализации |
1. | Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Обогащение словаря, развитие связной речи на лексическом материале. | Окружающий мир | Уточнить и систематизировать знания об окружающем мире; развивать активный словарь; побуждать к вербальному общению. |
2. | Коррекция познавательной сферы (развитие мотивационных, операционных и регуляционных компонентов); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, создание предпосылок для развития ВПФ. | Коррекция познавательной сферы | Развивать умение рассматривать, анализировать, сравнивать по существенным признакам; составлять из частей целое; классифицировать предметы по признакам; развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи и делать выводы. Развивать наглядные и словесные формы мышления, зрительное, слуховое восприятие. |
3. | Развитие пространственно-временных отношений. | Пространство и время | Развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела; умение ориентироваться в ближайшем окружении (классе); формировать умение ориентироваться на плоскости (листа, тетради, книги); развивать пространственный праксис; развивать понимание свойств времени; формировать представления о временных отрезках. |
4. | Развитие моторики. | Мелкая моторика | Развивать тактильные ощущения; развивать тонкость и целенаправленность движений; развивать разнообразные графомоторные умения (владение канцелярскими инструментами). |
5. | Формирование математических представлений и вычислительных навыков. | Вычислительные навыки | Нумерация. Чтение и запись чисел от 0 до 1000. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение многозначных чисел. Единицы измерения и их соотношения. Величины (стоимость, длина, масса, емкость, время) и единицы их измерения. Единицы измерения стоимости: рубль (1 руб.). Единицы измерения длины: миллиметр (1 мм), сантиметр (1 см), дециметр (1 дм), метр (1 м), километр (1 км). Единицы измерения массы: грамм (1 г), килограмм (1 кг), центнер (1 ц), тонна (1 т). Единица измерения емкости - литр (1 л). Единицы измерения времени: секунда (1 сек.), минута (1 мин.), час (1 ч., сутки (1 сут.), неделя (1 нед.), месяц (1 мес), год (1 год), век (1 в.). Запись чисел, полученных при измерении длины, стоимости, массы. Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Все виды устных вычислений с разрядными единицами в пределах 1000; с целыми числами, полученными при счете и при измерении, в пределах 100, легкие случаи в пределах 1000.Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности результата). Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами в пределах 1000. Умножение и деление целых чисел, полученных при счете и при измерении, на однозначное число. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения, состоящего из 3 арифметических действий. Использование микрокалькулятора для всех видов вычислений в пределах 1000 с целыми числами и числами, полученными при измерении, с проверкой результата повторным вычислением на микрокалькуляторе. Дроби. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Получение долей. Сравнение долей. Образование, запись и чтение обыкновенных дробей. Нахождение одной или нескольких частей числа. Арифметические задачи. Простые и составные (в 2 арифметических действия) задачи. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Задачи, содержащие отношения "больше на (в)...", "меньше на (в)...". Задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы: работы (производительность труда, время), изготовления товара (количество предметов, общий расход). Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Задачи на время (начало, конец, продолжительность события). Простые и составные задачи геометрического содержания, требующие вычисления периметра многоугольника, площади прямоугольника (квадрата). Геометрический материал. Использование чертежных документов для выполнения построений. Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения) и линий (пересекаются, в том числе перпендикулярные, не пересекаются, в том числе параллельные). Построение геометрических фигур, симметрично расположенных относительно оси симметрии. Геометрические тела: куб, шар, пирамида, цилиндр, конус. Узнавание, называние. Геометрические формы в окружающем мире. |
Ожидаемые результаты освоения программы.
Минимальный уровень:
выделять существенные признаки с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности;
сравнивать и отличать от несущественных признаков;
группировать предметы по самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
строить простейшие умозаключения;
знание числового ряда чисел в пределах 1000; чтение, запись и сравнение целых чисел в пределах 1000;
знание таблицы сложения однозначных чисел;
знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;
письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 1000 (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи);
решение простых арифметических задач в 2 действия;
распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел, знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник);
Достаточный уровень:
выделять существенные признаки с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности;
сравнивать и отличать от несущественных признаков;
группировать предметы по самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
строить простейшие умозаключения;
знание числового ряда чисел в пределах 1000; чтение, запись и сравнение чисел в пределах 1000;
знание таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;
знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;
знание названий, обозначений, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади;
устное выполнение арифметических действий с целыми числами, полученными при счете и при измерении, в пределах 100;
письменное выполнение арифметических действий с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1000;
знание обыкновенных дробей, их запись, чтение;
выполнение арифметических действий с целыми числами до 1000 с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;
решение простых задач в соответствии с программой, составных задач в 2 арифметических действия;
распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар);
знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник);
применение математических знаний для решения профессиональных трудовых задач.
Специальные образовательные технологии.
- ПО "Специальные образовательные средства" (инструмент моделирования наглядного материала на занятиях).
- Коррекционно-развивающий комплекс “Буквы. Цифры. Цвета”.
- Программно-дидактический комплекс “Мерсибо Плюс” (версия 2).
- Планшет с программным обеспечением “Мой альбом” для формирования представлений о себе и социальном окружении, нормах и правилах социальных отношений у ребенка с целью его подготовки к адекватному переходу в иную социальную ситуацию развития.
- Планшет с программным обеспечением “Читаю без мамы” для развития речевого общения.
- Программно-методический комплекс для сенсорно-эмоционального и познавательного развития детей с ОВЗ (времена года, фрукты, овощи, животные, мебель, бытовые предметы и др.).
Оборудование.
- Счетный материал.
- Набор цифр, геометрических форм.
- Набор фишек “Геометрическая мозаика”.
- Математические планшеты “Геоборд”.
- Флэш-карточки деления.
- Флэш-карточки умножения.
- Математические шнуровки “Умножение”
- Набор тактильно-развивающих панелей.
- Коробки-вкладыши разных размеров.
- Дидактическое пособие “Цветные кастрюли”.
- Серии картинок для установления последовательности “Что сначала, что потом”.
- Наглядно-дидактическое пособие “Рассказы по картинкам”.
- Настольно-печатные игры.
- Доски Сегена.
- Набор "Предметная классификация" (для детей 12 лет).
- Комплект
- Комплект методик для детей («Контурный САТ-Н», «Тест Рука», "Кубики Кооса", «Эмоциональные лица», "Опосредованного запоминания", "Цветовой Тест Отношений").
- Комплект обучающих средств для формирования и развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
- Тетрадь для индивидуальных занятий (набор упражнений для развития внимания, памяти, мышления, воображения). Дефектология Проф.
Список литературы.
- Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: (под ред. Пузанова Б.П.) М: «Академия», 2008.
- Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. – М., 2001.
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию. Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей. М.: Владос, 1999.
- Забрамная С.Д, Костенкова Ю.А. Дидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. М.: Владос, 2014.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: бук – мастер, 1993.
- Программы коррекционно – развивающего обучения и воспитания детей – инвалидов дошкольного возраста (4-8 лет) для детских домов – интернатов для умственно-отсталых детей под редакцией Худенко Е.Д. М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007.
- Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста (М., 2007).
- Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога - дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми М: «Владос», 2007.
- Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога М: «Владос», 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(5 класс)
№ | Направление коррекционной работы | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Основные виды деятельности (игры, упражнения) | Оборудование |
1 четверть. | ||||||
Диагностика. | Обследование детей. | 6 | Сентябрь 1, 2 неделя | «Корректурная проба», «Графический диктант», «Нахождение закономерностей», «Простое кодирование». | Цветные карандаши. Карточки с заданием. Рабочие тетради. Линейки. | |
Развитие основных мыслительных операций, математических представлений. | Разряды чисел. Линия, отрезок, луч. | 1 | Сентябрь 3 неделя | Игры: «Угадай линию», «Магический квадрат». | Цветные карандаши. Рабочие тетради. | |
Развитие основных мыслительных операций, математических представлений. | «Запутанные дорожки». Однозначные, двузначные, трёхзначные числа. | 1 | Сентябрь 3 неделя | Упражнения: «Запутанные дорожки», «Найди закономерность и продолжи ряд». | Рабочие тетради. Ручки. Карандаши | |
Развитие зрительного восприятия и узнавания. | Дорисовывание незаконченных изображений «Дорисуй фигуры». | 1 | Сентябрь 3 неделя | Упражнения: «Кто быстрее», «Разложи по порядку». | Лабиринты. Рабочие тетради. | |
Развитие основных мыслительных операций, математических представлений. | «Зрительный диктант». Сравнение чисел в пределах 100. | 1 | Сентябрь 4 неделя | Игры: «Потерялся знак», «Отгадай». | Таблицы с числами. Линейки. | |
Развитие основных мыслительных операций, математических представлений. | Нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого. | 1 | Сентябрь 4 неделя | Упражнения: «Заполни пустые клетки», «Найди закономерность и заполни ряд». | Таблицы компонентов сложения и вычитания. Рабочие тетради. | |
Развитие навыков соотнесенного анализа. | Меры длины, массы, времени, стоимости. | 1 | Сентябрь 4 неделя | Упражнения: «Цепочка», «Где находится». | Флэш-карточки. Ручки. Карандаши | |
Развитие зрительной памяти и внимания. | «Исключи лишнее». Углы. | 1 | Сентябрь 5 неделя | Упражнение «Рассуждай и отвечай». «Что лишнее». | Карточки с изображением предметов. | |
Развитие зрительной памяти и внимания. | Повтори узор. Геоборд. Рисование резинками. | 1 | Октябрь 2 неделя | Игры: «Какого цвета», «Геоборд», «Найди одинаковые» | Математические планшеты. Рабочие тетради. Ручки. | |
Развитие основных мыслительных операций, математических представлений. | Нумерация многозначных чисел (1 тысяча). | 1 | Октябрь 2 неделя | Игра «Помоги числам занять свое место». | Рабочие тетради. Таблица классов и разрядов. | |
Формирование представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) | Круглые числа до 1000. | 1 | Октябрь 2 неделя | Игры «Построй башню», «Сделай вывод». | Математические планшеты. Рабочие тетради. Ручки. | |
Развитие математических представлений, закрепление знаний о геометрических фигурах. | Прямоугольник (квадрат.) | 1 | Октябрь 3 неделя | Нахождение прямоугольников, квадратов, определение и измерение сторон, выполнение чертежа на нелинованном листе. | Геометрические фигуры. Карандаши. | |
Развитие основных мыслительных операций, математических представлений. | Сложение и вычитание до 100 с переходом через разряд. | 1 | Октябрь 3 неделя | Игра «Меткие стрелки», «Домино». | Рабочие тетради. Карточки с примерами. | |
Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, закрепление знаний о геометрических фигурах. | Круг. Окружность. | 1 | Октябрь 3 неделя | Построение окружности с помощью циркуля. | Циркуль, шаблоны, линейка КРУ | |
Развитие зрительной памяти и внимания. | Круглые числа. «Зашифрованный рисунок». | 1 | Октябрь 4 неделя | Упражнения: «Кто быстрее», «Разложи по образцу». | Рабочие тетради. | |
Развитие основных мыслительных операций, математических представлений. | Вычислительные действия с круглыми числами. | 1 | Октябрь 4 неделя | Упражнения: «Кто назовёт больше?», «Что изменилось?». | Счётный материал. Рабочие тетради. | |
Развитие зрительной памяти и внимания. | Повтори узор. Геоборд. Рисование резинками. | 1 | Октябрь 4 неделя | Игры: «Какого цвета», «Геоборд», «Найди одинаковые фигуры». | Математические планшеты. | |
Развитие основных мыслительных операций, формирование вычислительных навыков. | Устное сложение и вычитание чисел при измерении мерами длины. | 1 | Октябрь 5 неделя | Выполнение арифметических действий в пределах 1000 «Готовимся к поиску». | Таблица мер. | |
Развитие основных мыслительных операций, формирование вычислительных навыков. | Устное сложение и вычитание чисел при измерении мерами стоимости. | 1 | Октябрь 5 неделя | Выполнение арифметических действий в пределах1000 «Готовимся к поиску». | Таблица мер. | |
Развитие основных мыслительных операций, умения работать по словесной и письменной инструкции. | Решение задач с использованием рисунка. | 1 | Октябрь 5 неделя | «Задачи-смекалки», «Реши задачу», «Чем отличаются и чем похожи?» | Рисунки. Схемы задач. | |
2 четверть. | ||||||
Развитие основных мыслительных операций, умения работать по алгоритму. | Разностное сравнение чисел. | 1 | Ноябрь 2 неделя | «Поровну» «Разница» «Удобный способ». | Наглядный материал. Образец решения. | |
Развитие речи и работа с информацией. | Работа над пониманием текста. | 1 | Ноябрь 2 неделя | Упражнение «Определи маршрут». | Карточки для игры. | |
Развитие основных мыслительных операций, математических представлений. | Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 без перехода через разряд. | 1 | Ноябрь 2 неделя | Игра «Математическое лото». | Рабочие тетради. Карточки с примерами. | |
Развитие зрительной памяти и внимания. | «Зрительный диктант». Решение задач с использованием рисунка. | 1 | Ноябрь 2 неделя | Упражнение «Запомни фигуры и повтори». | Рабочие тетради. Ручки. Карандаши. | |
Развитие основных мыслительных операций, математических представлений. | Сложение чисел с переходом через разряд. | 1 | Ноябрь 3 неделя | Игра «Математическое лото». | Карточки для игры. | |
Развитие основных мыслительных операций умения работать по алгоритму. | Вычитание чисел с переходом через разряд. | 1 | Ноябрь 3 неделя | Игра «Кто быстрее, кто вернее», «Лучший счетчик». | Флэш-карточки для игры. | |
Развитие пространственной координации. | Графический диктант. | 1 | Ноябрь 4 неделя | «Нарисуй недостающий», «Кто быстрее». | Карточки-задания. Цветные и простые карандаши. | |
Развитие зрительной памяти и внимания. | Решение примеров «Запутанные дорожки». | 1 | Ноябрь 4 неделя | Упражнение «Запутанные дорожки». | Карточки для игры. | |
Формирование временных представлений, определение времени по часам. | Меры времени. | 1 | Ноябрь 5 неделя | Час, минута, секунда, стуки, полчаса. | Таблицы соотношений единиц измерения времени. Демонстрационные часы. | |
Развитие основных мыслительных операций, математических представлений. | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. | Ноябрь 5 неделя | Игра «Найди закономерность». | Карточки для игры. | ||
Формирование навыков самоконтроля во время выполнения математических заданий. | Параллельные прямые. | 1 | Декабрь 1 неделя | Упражнение «Взаимное положение прямых на плоскости». | Листы для работы. Карандаши. Линейки. | |
Формирование навыков самоконтроля во время выполнения математических заданий. | Вычислительные действия с мерами. | 1 | Декабрь 1 неделя | Игра «Контролеры, «Где пакет?». | Опорная схема, образец выполнения. | |
Развитие зрительной памяти и внимания | Повтори узор. Геоборд. Рисование резинками. | 1 | Декабрь 2 неделя | Игра «Запомни и повтори». | Математические планшеты. | |
Развитие основных мыслительных операций, математических представлений. | Обыкновенные дроби. | 1 | Декабрь 2 неделя | Игра «Проверь Угадайку». | Демонстрационный набор «Дроби» Опорная схема. | |
Развитие основных мыслительных операций умения работать по словесной и письменной инструкции. | Сравнение дробей. Смешанные числа. | 1 | Декабрь 2 неделя | Игра «Заполни пустые клетки». | Демонстрационный набор «Дроби». Опорная схема. | |
Развитие основных мыслительных операций умения работать по словесной и письменной инструкции. | Сравнение смешанных чисел. | 1 | Декабрь 3 неделя | Упражнение «Выполни и объясни». | Таблицы. Опорные схемы. | |
Развитие зрительного восприятия и мышления. | Составление схемы по смыслу задачи. | 1 | Декабрь 3 неделя | Игра «Найди закономерность». | Таблицы. Опорные схемы. | |
Развитие основных мыслительных операций, математических представлений. | Правильные и неправильные дроби. | 1 | Декабрь 3 неделя | Таблицы с примерами. | ||
Развитие слуховой памяти, внимания и речи. | Воспроизведение прочитанного. Работа над пониманием текста. | 1 | Декабрь 4 неделя | Упражнение «Объясни и расскажи». | Таблицы с текстом. | |
Развитие навыков соотнесенного анализа. | Преобразование обыкновенных дробей. | 1 | Декабрь 4 неделя | Сравнение дробей. выражение дробей в более мелких или крупных долях. | Рабочие тетради. Таблицы. Опорные схемы. | |
Развитие математических представлений, навыков соотнесенного анализа. | Правильные и неправильные дроби. | 1 | Декабрь 4 неделя | Сравнение дробей. выражение дробей в более мелких или крупных долях. | Рабочие тетради. Таблицы. Опорные схемы. | |
Развитие представлений о времени. | Определение времени по часам. | 1 | Декабрь 5 неделя | Игра «Запомни и повтори». «Что изменилось?». | Часы, (циферблат, стрелки). Набор карточек «Часы» | |
Развитие зрительной памяти и внимания | Повтори узор. Геоборд. Рисование резинками. | 1 | Декабрь 5 неделя | Игра «Запомни и повтори». | Математические планшеты. | |
3 четверть. | ||||||
Формирование концентрации и устойчивости внимания. | «Лишнее число», «Лабиринт», выполнение заданий по образцу. | 1 | Январь 2 неделя | Игра «Лабиринт», «Лишнее число». | Рабочие тетради. Ручки. Карандаши. | |
Развитие оперативной слуховой памяти. | Запоминание группы слов. | 1 | Январь 2 неделя | Упражнение «Запомни фигуры и повтори», Слушай и выполняй». | Рабочие тетради. | |
Развитие основных мыслительных операций, математических представлений. | Умножение чисел 10, 100. | 1 | Январь 3 неделя | Игровые упражнения: «Заполни пропуски», «Умные карточки». | Рабочие тетради. Флэш-карточки. Карандаши. | |
Развитие памяти, математических представлений. | Деление чисел на 10, 100. | 1 | Январь 3 неделя | Игра «Математическое лото». | Карточки для игры. | |
Развитие произвольного внимания. | Нахождение отличий. | 1 | Январь 3 неделя | Упражнения «Сходство и различие», «Продолжи ряд». «Найди отличия». | ||
Развитие пространственной координации, умения работать по словесной инструкции. | Графический диктант. | 1 | Январь 4 неделя | Игра «Математическое лото», «Графические дорожки». | Карточки для игры. | |
Формирование временных представлений, основных мыслительных операций. | Меры времени. Год. | 1 | Январь 4 неделя | Занимательные игры, задачи. | Карточки для игры. | |
Развитие слухового внимания и памяти. | Восприятие текста на слух. | 1 | Январь 4 неделя | Упражнение «Слушай и повторяй». | Набор карточек. Опорные таблицы. | |
Развитие объема и устойчивости слуховой памяти в работе над ликвидацией пробелов вычислительных и речевых навыков. | Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости. | Январь 5 неделя | Игра «Путешествие по городам». | Карточки для игры. Карандаши. | ||
Формирование навыков самоконтроля во время выполнения математических заданий. | Преобразование чисел, полученных при измерении мерами длины, массы. | 1 | Январь 5 неделя | Игра «Заполни пустые клетки». | Карточки для игры. | |
Развитие основных мыслительных операций, математических представлений. | Умножение круглых десятков и круглых сотен на однозначное число. | Февраль 1 неделя | Решение примеров с опорой на таблицу умножения. | Таблица умножения. | ||
Развитие основных мыслительных операций, математических представлений. | Деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число. | Февраль 1 неделя | Решение примеров с опорой на таблицу умножения. | Таблица умножения. | ||
Развитие слухового внимания и памяти. | Восприятие слов на слух (10 слов). | 1 | Февраль 1 неделя | Игра «Закодированное слово». | Рабочие тетради. | |
Развитие основных мыслительных операций, математических представлений. | Умножение двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | 1 | Февраль 2 неделя | Запись на слух чисел, работа с таблицей классов и разрядов. | Таблица умножения. | |
Развитие основных мыслительных операций умения работать по словесной и письменной инструкции. | Деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | 1 | Февраль 2 неделя | Запись на слух чисел, работа с таблицей классов и разрядов. | Таблица умножения. | |
Развитие основных мыслительных операций, умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей. | Составление схемы по смыслу задачи. | 1 | Февраль 2 неделя | Игра «Найди закономерность». | Таблицы, схемы для задач. | |
Развитие слуховой памяти, внимания и речи. | Проверка умножения и деления. | 1 | Февраль 3 неделя | Упражнение «Объясни и расскажи». | Таблица умножения. | |
Формирование навыков самоконтроля во время выполнения математических заданий. | Проверка умножения и деления. | 1 | Февраль 3 неделя | Игра «Найди ответ», «Математическая эстафета». | Таблицы с примерами. | |
Развитие слуховой памяти, внимания и речи. | Воспроизведение прочитанного. Работа над пониманием текста. | 1 | Февраль 3 неделя | Упражнение «Объясни и расскажи». | Таблицы с текстом. | |
Развитие основных мыслительных операций, математических представлений. | Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | 1 | Февраль 4 неделя | Игра «Арифметический бег». | Карточки с примерами. | |
Формирование наглядно-образного мышления. | Составление схемы по смыслу задачи. | 1 | Февраль 4 неделя | Игра «Найди задачу по схеме». | Набор карточек для решения задач. | |
Развитие зрительной памяти и внимания. | Повтори узор. Геоборд. Рисование резинками. | 1 | Март 1 неделя | Игра «Запомни и повтори». | Математические планшеты. | |
Развитие объема и устойчивости слуховой памяти в работе над ликвидацией пробелов вычислительных и речевых навыков. | Деление многозначных чисел на однозначное число. | 1 | Март 2 неделя | Упражнение «Объясни и расскажи». | Карточки с примерами. | |
Развитие основных мыслительных операций, умения работать по алгоритму. | Деление многозначных чисел на однозначное число. | 1 | Март 2 неделя | Упражнение «Объясни и расскажи». | Набор карточек «Часы». | |
Развитие основных мыслительных операций, умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей. | Составление схемы по смыслу задачи. | 1 | Март 3 неделя | Работа по схемам. | Таблицы, схемы для задач. | |
Развитие основных мыслительных операций, математических представлений. | Деление многозначных чисел на круглые десятки. | 1 | Март 3 неделя | Работа по карточкам. | Флэш-карточки. | |
Развитие навыков соотнесенного анализа. | Деление многозначных чисел на круглые десятки. | 1 | Март 3 неделя | Игра «Найди закономерность». | Таблицы, схемы, опорные сигналы. | |
Развитие слуховой восприятия и внимания. | Восприятие текста на слух. | 1 | Март 4 неделя | Работа с текстом. | Рабочие тетради. | |
Развитие воображения, основных мыслительных операций, закрепление знаний о геометрических фигурах. | Геометрические фигуры. Треугольники. | 1 | Март 4 неделя | Вершина, основание, боковые стороны, прямоугольный, тупоугольный, разносторонний, равнобедренный, равносторонний. | Образцы треугольников. | |
Развитие логического мышление и внимания, умения устанавливать связи между предметами. | «Продолжи логический ряд» | 1 | Март 4 неделя | Упражнение «Объясни и продолжи». | Карточки с заданиями. | |
4 четверть. | ||||||
Развитие зрительного восприятия, закрепление знаний о геометрических фигурах. | Взаимное положение геометрических фигур. | 1 | Апрель 2 неделя | Упражнение «Повтори узор», «Геометрический конструктор». | Рабочие тетради. Карандаши. Линейки. | |
Развитие основных мыслительных операций, умения работать по алгоритму. | Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы. | 1 | Апрель 2 неделя | Игра «Контролеры». | Схемы. Таблицы. | |
Развитие основных мыслительных операций, математических представлений. | Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы. | 1 | Апрель 2 неделя | Игра «Математическое лото», «Умные карточки». | Рабочие тетради. Флэш-карты. | |
Развитие представлений о времени, умения работать по словесной инструкции. | Меры времени. | 1 | Апрель 3 неделя | Преобразование мер времени, месяц, неделя, сутки, час, действия с мерами. | Рабочие тетради. Флэш-карточки. Карандаши. | |
Развитие представлений о времени, умения работать по словесной инструкции. | Меры времени. | 1 | Апрель 3 неделя | Преобразование мер времени, месяц, неделя, сутки, час, действия с мерами. | Рабочие тетради. Флэш-карточки. Карандаши. | |
Развитие зрительной памяти и внимания | Моделирование геометрических фигур. Рисование резинками. | 1 | Апрель 3 неделя | Игра «Геобордик», «Необычное рисование». | Математические планшеты. | |
Развитие основных мыслительных операций, умения работать по словесной инструкции. | Графический диктант. | 1 | Апрель 4 неделя | Игра «Математическое лото», «Графические дорожки». | Карточки для игры. | |
Развитие навыков соотнесенного анализа. | Округление чисел. | 1 | Апрель 4 неделя | Занимательные игры. Округление чисел до заданного разряда. | Карточки для игры. | |
Развитие слухового внимания и памяти. | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. | 1 | Апрель 4 неделя | Игра «Цепочка», «Запутанные дорожки». | Флэш-карточки. Карандаши. | |
Развитие умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей. | Арифметические действия с числами в пределах 1000. | 1 | Апрель 5 неделя | Игра «Веселые математики», «Математическая эстафета». Классы. Разряды. | Карточки с примерами. | |
Развитие математических представлений, закрепление знаний о геометрических фигурах. | Геометрические линии, фигуры. | 1 | Апрель 5 неделя | Игра «Геометрический узор». | Карточки для игры. | |
Развитие слухового внимания и памяти. | Восприятие чисел на слух (10 чисел). | 1 | Апрель 5 неделя | Игра «Закодированное послание». | Рабочие тетради. | |
Развитие зрительной памяти и внимания | Моделирование геометрических фигур. Рисование резинками. | 1 | Май 1 неделя | Игра «Запомни и повтори». | Математические планшеты. | |
Развитие основных мыслительных операций, ликвидация пробелов вычислительных и речевых навыков. | Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа. | 1 | Май 2 неделя | Игра «Вычислительные машины». | Опорные схемы «Дроби», «Смешанное число». | |
Развитие математических представлений, | Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа. | 1 | Май 2 неделя | Игра «Конструктор». | Опорные схемы «Дроби», «Смешанное число». | |
Развитие умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей. | Время года, месяцы (сезоны). | 1 | Май 2 неделя | Игра «Найди закономерность», «Задачи-смекалки». | Таблицы, схемы. | |
Итоговая диагностика. | Обследование детей. | 8 | Май 3, 4 неделя | «Корректурная проба», «Нахождение закономерностей», «Четвертый лишний», «Простое кодирование». Тестовые задания на выявление математических навыков. | Цветные карандаши. Рабочие тетради. Линейки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для обучающихся с системным недоразвитием речи средней степени 3 класс на 2017/2018 учебный год
Программа предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, которое проводиться с учётом психологических особенностей обучающихся....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности
Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по психологии для обучающихся по адаптированным образовательным программам 5-8
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ для обучающихся по адаптированным образовательным программам 5-8 классы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Логопедическая гимнастика» для обучающихся с расстройством аутистического спектра
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждае...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Сенсорное развитие» для обучающихся с расстройством аутистического спектра
Основной целью коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с расстройством аутистического спектра является создание оптимальных условий для познания ребенком объектов в совокупности сенсорны...
Рабочая программа учебного курса "Изобразительная деятельность" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 9.2)
1,2,3,4 КЛАССЫ1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.2. Содержание учебного предмета.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы....
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР
Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического, лексико-грамматического и синтаксического компонентов речевой системы у обучаю...