Конспект индивидуально-коррекционного занятия учителя-дефектолога для ребенка с задержкой психического развития (Вариант 7).
материал (8 класс)
Класс: 8
Тема: Морфологические признаки имени существительного. Морфологический разбор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 957.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуально-коррекционного занятия учителя-дефектолога для ребенка с задержкой психического развития (Вариант 7).
Класс: 8
Тема: Морфологические признаки имени существительного. Морфологический разбор.
Цель: восполнение пробелов в знаниях по предмету русского языка.
Задачи:
Обучающие:
- Вспомнить и закрепить знания о морфологических признаках существительного
- Выполнять морфологический разбор
Коррекционно - развивающие:
- Развивать познавательную деятельность, память, внимание, мыслительные процессы.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру речи, совершенствовать навыки общения.
- Оборудование:
- Демонстрационный материал: слайды
- Раздаточный материал: раздаточный материал (коррекотурная проба «найди слова»), таблица для определения признаков существительного, памятка «Морфологический разбор имени существительного».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Организация рабочего места. Приветствие.
Открыть тетрадь и записать число. (Какое сегодня число? Какой месяц по счету? День недели?)
2. Актуализация знаний.
Сейчас мы запишем слова под диктовку, потом проверим.
Сейчас я тебе дам лист, на котором ты видишь много букв, здесь спрятаны слова, попробуй их найти, и выпиши в тетрадь. Ты нашел четыре слова: питомец, витязь, собака, живопись. Давай проверим првильно ли ты их записал. Посмотри на слайд 1. Это словарные слова и их нужно запомнить.
(ответ учащегося). Что обозначают эти слова?
3.Формулирование темы занятия.
А теперь подумай, что объединяет все эти слова? (ответ учащегося, если затрудняется, задаем наводящие вопросы).
Все эти слова отвечают на какие вопросы? (ответ)
Правильно! Слова отвечают на вопросы «Кто?», «Что?».
А это значит, что слова относятся к какой части речи? (ответ)
Правильно! Это имя существительное?
Что ты можешь рассказать про эту часть речи? (ответ).
4.Работа со словами, определение морфологических признаков.
Я тебе дам схему и по ходу нашего занятия, мы её будем заполнять. У любой части речи есть признаки.
Давай посмотрим на слово «ПИТОМЕЦ ». Это слово уже у нас находиться в какой форме? (начальной форме). Что это значит? (Именительный падеж, единственное число) - заполняем табличку.
-Как ты думаешь? Эти признаки могут поменяться? (ответ, заполнение таблицы).
-Да, непостоянные признаки – (повторяем падежи, число)
-Какие признаки существительного можем определить у слова «Питомец»? (ответ). Род, склонение. По лексико – грамматическому разряду (нарицательное /собственное), (одушевленное / неодушевленное) - объяснение каждого признаки, работа со словарными словами.
- А это признаки могут меняться?
- Нет. Это постоянные признаки. (род, склонение, нарицательное/ собственное, одушевленное/ неодушевленное)- заполняем таблицу.
Работа со всеми словами.
Для помощи использовать Слайд 2 (Падежи) и Слайд3 (3 склоения имени существительного)
- Часть речи слова питомец — имя существительное.
- Морфологические признаки
Начальная форма:
питомец (именительный падеж единственного числа).
Постоянные признаки:
нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
Непостоянные признаки:
именительный падеж, единственное число.
Синтаксическая роль
подлежащим (питомец),
1.Часть речи слова витязь — имя существительное.
2.Морфологические признаки
Начальная форма:
витязь (именительный падеж единственного числа).
Постоянные признаки:
нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
Непостоянные признаки:
именительный падеж, единственное число.
3.Синтаксическая роль
подлежащим (витязь),
1.Часть речи слова собака — имя существительное.
2.Морфологические признаки
Начальная форма:
собака (именительный падеж единственного числа).
Постоянные признаки:
нарицательное, одушевлённое, женский род, 1-е склонение.
Непостоянные признаки:
именительный падеж, единственное число.
Синтаксическая роль
подлежащим (собака),
1.Часть речи слова живопись — имя существительное.
Морфологические признаки
Начальная форма:
живопись (именительный падеж единственного числа).
Постоянные признаки:
нарицательное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение.
Непостоянные признаки.
Слово «живопись», в зависимости от контекста, может иметь различные непостоянные морфологические признаки:
именительный падеж, единственное число
винительный падеж, единственное число
Синтаксическая роль
подлежащим (живопись),
4.Физкультминутка.
Давай с тобой немножко отдохнём. Я тебе загадаю загадку.
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет.
Гвоздь закапает и упадет. (Сосулька).
Закрой глаза, представь, что ты пытаешься сорвать сосульку с крышки, которая высоко. Потянись вверх руками и быстро срывай её. (можно повторить несколько раз).
5. Продолжение занятия. Слайд 4
Давай запишем предложение «У нас под крышей (3) белый гвоздь висит».
Видим цифру в предложении цифру 3, а это значит, что нужно выполнить морфологический разбор слова. Слайд 5
1.Часть речи слова крышей — имя существительное.
Морфологические признаки
Начальная форма:
крыша (именительный падеж единственного числа).
Постоянные признаки:
нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение.
Непостоянные признаки:
творительный падеж, единственное число.
Синтаксическая роль
В предложении имя существительное в косвенном падеже чаще всего бывает дополнением (крышей) или обстоятельством (крышей), реже — определением.
6. Итог урока. Рефлексия
Какие затруднения испытывал на занятии?
Трудно ли выполнять морфологический разбор?
8. Самооценивание. Карандаши настроения.
9.Домашнее задания.
Составить предложения из словарных слов.
Приложение.
Варрмючсюиищыукшепнгппроьфяжпимопитомецарппвпасптижжэлдззггпнаживописьддопсмаыясььсобакабьирппспобщщгавсмитлпждомртитввымиитвитболорвитязьдллропнглгггпаитьбббэжэээждлолороапсмивыыуеиоорргппввы
Морфологические признаки существительного. | |
Начальная форма. | |
Постоянные признаки. | |
Непостоянные признаки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для подготовительной коррекционной группы. Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»
Данное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие предназначено для проведения в подготовительной коррекционной группе для детей с различной речевой и интеллектуальной патологией. Оно позво...
Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития.
В настоящеее время в группы для детей с ЗПР всё чаще попадают дети со сложной структурой дефекта, либо с сочетанными нарушениями. Поэтому наиболее актуальной становится индивидуальная коррекционно-раз...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Английский язык» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Программа разработана на основе адаптированной образовательной программы МБОУ СОШ № 7 для детей с ЗПР (вариант 7.2)и авторской программы (Быкова Н.И., Дули Дж., Поспелова М.Д., Эванс В. Пр...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 1 класса с задержкой психического развития "Путешествие в осенний лес".
Цель коррекционо-развивающего занятия: обогащение знаний о животных и растительности леса, развитие психических процессов....
Конспект коррекционного занятия учителя-дефектолога. 4 класс, индивидуальное занятие, ребенок с задержкой психического развития. Вариант 7.2
Тема: Первоцветы.Цель: развитие познавательного интереса детей к природе в процессе ознакомления с первоцветами....
Конспект коррекционного занятия учителя-дефектолога. 3 класс, индивидуальное занятие, ребенок с задержкой психического развития.
Тема: Профессии.Цель: расширение знаний учащихся о профессиях...