Конспект индивидуально-коррекционного занятия учителя-дефектолога для ребенка с задержкой психического развития (Вариант 7).
материал (8 класс)

Бучко Наталья Геннадьевна

Класс: 8

 Тема: Морфологические признаки имени существительного. Морфологический разбор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx957.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуально-коррекционного занятия учителя-дефектолога для ребенка с задержкой психического развития (Вариант 7).

Класс: 8

 Тема: Морфологические признаки имени существительного. Морфологический разбор.

Цель: восполнение пробелов в знаниях по предмету русского языка.

Задачи:

Обучающие:

  • Вспомнить и закрепить знания о морфологических признаках существительного
  • Выполнять морфологический разбор

Коррекционно - развивающие:

  • Развивать познавательную деятельность, память, внимание, мыслительные процессы.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру речи, совершенствовать навыки общения.
  • Оборудование:
  • Демонстрационный материал: слайды
  • Раздаточный материал: раздаточный  материал (коррекотурная проба «найди слова»), таблица для определения признаков существительного, памятка «Морфологический разбор имени существительного».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Организация рабочего места. Приветствие.

Открыть тетрадь и записать число. (Какое сегодня число? Какой месяц по счету? День недели?)

2. Актуализация знаний.

Сейчас мы запишем слова под диктовку,  потом проверим.

Сейчас я тебе дам лист, на котором ты видишь много букв, здесь спрятаны слова, попробуй их найти, и выпиши  в тетрадь. Ты нашел четыре слова: питомец, витязь, собака, живопись. Давай проверим првильно ли ты их записал. Посмотри на слайд 1. Это словарные слова и их нужно запомнить.

 (ответ учащегося). Что обозначают эти слова?

3.Формулирование темы занятия.

А теперь подумай, что объединяет все эти слова? (ответ учащегося, если затрудняется, задаем наводящие вопросы).

Все эти слова отвечают на какие вопросы? (ответ)

Правильно! Слова отвечают на вопросы «Кто?», «Что?».

А это значит, что слова относятся к какой части речи? (ответ)

Правильно! Это имя существительное?

Что ты можешь рассказать про эту часть речи?  (ответ).

4.Работа со словами, определение морфологических признаков.

Я тебе дам схему и по ходу нашего занятия, мы её будем заполнять. У любой части речи есть признаки.

Давай посмотрим на слово «ПИТОМЕЦ ». Это слово уже у нас находиться в какой форме? (начальной форме). Что это значит? (Именительный падеж, единственное число) - заполняем табличку.

-Как ты думаешь? Эти признаки могут поменяться? (ответ, заполнение таблицы).

-Да, непостоянные признаки – (повторяем падежи, число)

-Какие признаки существительного можем  определить у слова «Питомец»? (ответ). Род, склонение. По лексико – грамматическому разряду (нарицательное /собственное), (одушевленное / неодушевленное) - объяснение каждого признаки, работа со словарными словами.

- А это признаки могут меняться?

- Нет. Это постоянные признаки. (род, склонение, нарицательное/ собственное, одушевленное/ неодушевленное)- заполняем таблицу.

Работа со всеми словами.

Для помощи использовать Слайд 2 (Падежи) и Слайд3 (3 склоения имени существительного)

  1. Часть речи слова питомец — имя существительное.
  2. Морфологические признаки

Начальная форма:
питомец (именительный падеж единственного числа).

Постоянные признаки:
нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.

Непостоянные признаки:
именительный падеж, единственное число.

Синтаксическая роль
подлежащим (питомец),


1.Часть речи слова
витязь — имя существительное.

2.Морфологические признаки

Начальная форма:
витязь (именительный падеж единственного числа).

Постоянные признаки:
нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.

Непостоянные признаки:
именительный падеж, единственное число.

3.Синтаксическая роль
подлежащим (витязь),


1.Часть речи слова
собака — имя существительное.

2.Морфологические признаки

Начальная форма:
собака (именительный падеж единственного числа).

Постоянные признаки:
нарицательное, одушевлённое, женский род, 1-е склонение.

Непостоянные признаки:
именительный падеж, единственное число.

Синтаксическая роль
подлежащим (собака),


1.Часть речи слова
живопись — имя существительное.

Морфологические признаки

Начальная форма:
живопись (именительный падеж единственного числа).

Постоянные признаки:
нарицательное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение.

Непостоянные признаки.
Слово «живопись», в зависимости от контекста, может иметь различные непостоянные морфологические признаки:

именительный падеж, единственное число

винительный падеж, единственное число

Синтаксическая роль
подлежащим (живопись),

4.Физкультминутка.

Давай с тобой немножко отдохнём. Я тебе загадаю загадку.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет.

Гвоздь закапает и упадет. (Сосулька).

Закрой глаза, представь, что ты пытаешься сорвать сосульку с крышки, которая высоко. Потянись вверх руками и быстро срывай её. (можно повторить несколько раз).

5. Продолжение занятия. Слайд 4

Давай запишем предложение «У нас  под крышей (3) белый гвоздь висит».

Видим цифру в предложении цифру 3, а это значит, что нужно выполнить морфологический разбор слова. Слайд 5


1.Часть речи слова крышей — имя существительное.

Морфологические признаки

Начальная форма:
крыша (именительный падеж единственного числа).

Постоянные признаки:
нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение.

Непостоянные признаки:
творительный падеж, единственное число.

Синтаксическая роль
В предложении имя существительное в косвенном падеже чаще всего бывает дополнением (крышей) или обстоятельством (крышей), реже — определением.

 6. Итог урока. Рефлексия

Какие затруднения испытывал на занятии?

Трудно ли выполнять морфологический разбор?

 8. Самооценивание. Карандаши настроения.

9.Домашнее задания.

Составить предложения из словарных слов.

Приложение.

Варрмючсюиищыукшепнгппроьфяжпимопитомецарппвпасптижжэлдззггпнаживописьддопсмаыясььсобакабьирппспобщщгавсмитлпждомртитввымиитвитболорвитязьдллропнглгггпаитьбббэжэээждлолороапсмивыыуеиоорргппввы

Морфологические признаки существительного.

Начальная форма.

Постоянные признаки.

Непостоянные признаки.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для подготовительной коррекционной группы. Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»

Данное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие предназначено для проведения в подготовительной коррекционной группе для детей с различной  речевой и интеллектуальной патологией. Оно позво...

Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития.

В настоящеее время в группы для детей с ЗПР всё чаще попадают дети со сложной структурой дефекта, либо с сочетанными нарушениями. Поэтому наиболее актуальной становится индивидуальная коррекционно-раз...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Английский язык» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)

Программа разработана на основе адаптированной образовательной  программы МБОУ СОШ № 7 для детей с ЗПР (вариант 7.2)и авторской программы  (Быкова Н.И., Дули Дж., Поспелова М.Д., Эванс В. Пр...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 1 класса с задержкой психического развития "Путешествие в осенний лес".

Цель коррекционо-развивающего занятия: обогащение знаний о животных и растительности леса, развитие психических процессов....

Конспект коррекционного занятия учителя-дефектолога. 4 класс, индивидуальное занятие, ребенок с задержкой психического развития. Вариант 7.2

Тема: Первоцветы.Цель: развитие познавательного интереса детей к природе в процессе ознакомления с первоцветами....