Программа по духовно-нравственному воспитанию "Моя Смоленщина"
рабочая программа (9, 10, 11 класс)
Программой предусматривается изучение духовного наследия родного края, истории и культуры Смоленщины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по духовно-нравственному воспитанию "Моя Смоленщина" | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г Смоленска»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Моя Смоленщина»
УЧЕБНЫЙ ГОД
2018 – 2019
Программу составила:
Пурдяева В.В., учитель профильного труда (цветоводство)
Смоленск 2018
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для учащихся 10-11 класса.
Программой предусматривается изучение духовного наследия родного края, истории и культуры Смоленщины. Программа курса «Моя Смоленщина» ориентирована на более глубокое и подробное изучение истории родного края. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы истории Смоленщины, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащиеся сформируют целостное представление о взаимосвязи развития своего села, района, области и развития страны.
Изучение своей малой Родины, одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Смоленского края, родного района. Воспитывает любовь к малой родине, истории ее возникновения, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.
Данная программа многоплановая, реализуется в Центре с 2013 года, внесены изменения в 2018 годах. Она включает в себя разработку и подготовку тематических экскурсий для учащихся центра и учебных занятий, дает возможность профессиональной ориентации учащихся, развивает речь, мышление, укрепляет память.
Данная программа предназначена для духовно-нравственного развития учащихся центра.
Новизна и оригинальность программы заключается в проектной деятельности учащихся по теме «Что мы видим из окон Центра? Прошлое и настоящее центра», разработки мероприятий направленных на изучение прошлого наследия Смоленского края, участия в различных экологических акциях нашего города.
Актуальность программы заключается в отражении в ее содержании комплексно-системного подхода к родному краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Настоящая программа создана в полном соответствии с проектом концепции СФГОС РФ для обучающихся с ОВЗ; согласно закону ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации; на основании нормативно-правовых документов РФ, приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015.
Программа составлена на основе: УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г №2080.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
Цель: создание благоприятной обстановки для проявления творческого потенциала детей, их духовного и физического развития, формирования потребности бережного отношения к национальному наследию.
Задачи:
- развивать интерес к духовному наследию родного края, истории и культуре малой Родины;
- развивать творческий потенциал подростков, навыки проектной деятельности;
- воспитывать уважение к православной культуре;
- способствовать расширению и совершенствованию круга культурных потребностей.
Ожидаемые результаты
Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.
Это предполагает:
- освоение знаний об основных духовных понятиях; особенностях Развития Смоленщины, начиная с 12 века и до настоящего времени ; об окружающей среде, материальной и духовной культуре родного края;
- освоение знаний о музейной экспозиции, музейной работе, храмах города Смоленска;
- повышение уровня коммуникабельности и социализация личности;
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;
- использование полученных знаний в дальнейшей жизни, участие в конкурсах, исторических реконструкциях, просвещению младших братьев и сестер.
По завершению курса обучения учащиеся будут обладать следующими качествами:
- самостоятельно мыслить и умение отстаивать свое мнение;
- владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми;
- потребность в самообразовании и дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков.
Будут уметь:
- соотносить даты событий истории Смоленщины с основными периодами отечественной истории;
- рассказывать о важнейших событиях истории Смоленщины и их участниках, отраженных в памятниках культурного наследия;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- понимать причины и значения событий и явлений повседневной жизни;
- высказывать собственные суждения о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об исторически-культурном наследии Смоленского края;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
Формы диагностики и подведения итогов реализации программы
1. Анкетирование – для выяснения мнения о проведенном мероприятии, мотивов поведения, оценки окружающей действительности, уровня информированности, уточнения жизненных планов (для предпрофессиональной подготовки) и так далее.
2. Наблюдение – при посещении музеев, при посещении храмов, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, самостоятельная работа с книгой и так далее).
3. Собеседование – с обучающимися и их родителями (о помощи родителей в духовно-нравственном воспитании).
4. Методы самооценки – личные дневники, портфолио.
5. Тестирование, зачет, мини-викторины и кроссворды по краеведению для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.
6. Деловые и ролевые игры (экскурсовод и экскурсант, ведущий мероприятия: встречи с ветеранами войны и труда, игры, круглые столы, дискуссии, викторины и т.д.).
7. Конкурсы, викторины, выставки в рамках программы «Моя Смоленщина»
8. Общая оценка труда педагога дается на родительских собраниях, открытых мероприятиях, мастер-классах.
Отличительные особенности программы отмечаются в том, что она носит интегрированный характер и включает в себя следующие разделы:
I раздел – Смоленщина в годы ВОВ. В этом разделе изучается Смоленщина в годы ВОВ, улицы города, памятники города. Организуется экскурсия в музей ВОВ.
II раздел – Смоленщина в XII – XVIII веке. В этом разделе изучается Смоленщина в 12 веке, защитник Смоленска – Меркурий; Грюнвальдская битва; Смоленщина в Ливонской войне; Смоленская крепостная стена, ее строительство; зодчий Федор Конь; Смоленск в Северной войне; посещение Смоленска Петром I; современная крепостная стена; экологическая работа по уборке территории рядом со стеной.
III раздел - Религиозные праздники на Руси. В этом разделе изучаются религиозные праздники на Руси, и в частности в Смоленске; Светлое воскресение – Пасха; экскурсия в Успенский собор; изучение икон; экскурсия в выставочный зал исторического музея.
IV раздел – Знаменитые духовные люди Смоленщины и всей Руси. В этом разделе изучаются знаменитые люди Смоленщины и всей Руси: Святые Благоверные князь Петр и княгиня Ольга; Александр Невский; Святой Благоверный князь Андрей; Преподобный Прохор Лебедник и Герасим Болдинский; Святитель Николай Чудотворец; Княгиня Ольга и Князь Владимир Святославович; Александр Невский; Преподобный Сергий Радонежский и Александр Свирский; Патриарх Московский и всея Руси Гермоген; Блаженная Ксения Петербургская; Преподобный Серафим Соровский; колокола, экскурсия на колокольню Успенского собора.
В ходе реализации программы используются различные методы и формы обучения.
Практические методы: упражнения, практические работы, экскурсии.
Словесные методы: лекции, беседы.
Наглядные методы: использование схем, таблиц, рисунков, видео.
Программа расчитана на учащихся 10- 11 класса, возраст детей 16-17 лет.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 40 минут.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Форма проведения |
1. | Вводное занятие. Постановка целей | 1 | Лекция с элементами беседы |
2 | Смоленщина в годы ВОВ | 2 | Лекция с элементами беседы |
3 | ВОВ в памятниках города Смоленска | 3 | Видео-просмотр, чтение литературы |
4 | ВОВ в названиях улиц города Смоленска | 3 | Экскурсия, беседа |
5 | Музей ВОВ | 3 | Экскурсия |
6 | Смоленщина в 12 веке. Меркурий Смоленский – герой военноначальник | 6 | Лекция с элементами беседы, видео-просмотр. Чтение литературы |
7 | Грюнвальдская битва – 15 июня 1410 года | 3 | Составление рефератов, чтение литературы |
8 | Смоленщина в Ливонской войне | 3 | Лекция с элементами беседы |
9 | Крепостная стена: строительство; зодчий Федор Конь; современная крепостная стена. | 3 | Библиотечный урок, просмотр видео-материалов,экскурсия |
10 | Смоленщина в Северной войне в 18 веке. Посещение Смоленска Петром Первым. | 6 | Просмотр видеоматериалов, лекция с элементами беседы |
11 | Религиозные праздники на Руси | 3 | Чтение литературы, беседа |
12 | Пасха | 3 | Беседа с использованием интернет - ресурсов |
13 | Экскурсия в Успенский собор | 3 | Экскурсия |
14 | Иконы: цвет, изображение, иконопись | 6 | Просмотр видеоматериалов, лекция с элементами беседы |
15 | Посещение выставочного зала в историческом музее | 3 | Экскурсия |
16 | Знаменитые люди Смоленщины | 3 | Просмотр презентаций |
17 | Историко-этнографический музей Тенишевой. Экскурсия в село Талашкино | 3 | Экскурсия |
18 | Святые Благоверные князь Петр и княгиня Ольга | 3 | Лекция с элементами беседы, изучение литературы |
19 | Александр Невский – защитник земли Русской | 3 | Лекция с элементами беседы, изучение литературы |
20 | Святой Благоверный князь Андрей | 3 | Просмотр видеоматериалов |
21 | Переславльский чудотворец | 3 | Изучение литературы |
22 | Преподобный Прохор Лебедник и Герасим Болдинский | 3 | Просмотр видеоматериалов, изучение литературы |
23 | Святитель Николай Чудотворец | 3 | Изучение литературы, икон и изображений |
24 | Княгиня Ольга и Князь Владимир Святославович | 3 | Изучение литературы, икон и изображений |
25 | Преподобный Сергий Радонежский и Александр Свирский | 3 | Просмотр видеоматериалов |
26 | Василий Блаженный | 3 | Изучение литературы |
27 | Патриарх Московский и всея Руси Гермоген | 3 | Просмотр презентаций |
28 | Блаженная Ксения Петербургская | 3 | Изучение литературы, просмотр видеоматериалов |
29 | Преподобный Серафим Соровский | 3 | Лекция с элементами беседы |
30 | Колокола. Виды звонов. Экскурсия на колокольню Успенского собора | 3 | Экскурсия |
31 | Музей «Громовая башня» Экскурсия: Смоленск-щит России | 3 | Экскурсия |
Материально-техническое обеспечение программы.
- бумага, анкеты, литература, раздаточный материал;
- наглядные пособия;
- краеведческая литература для чтения;
- сведения из интернета (краеведческих сайтов по Смоленской области);
- книги, брошюры, газетные материалы;
- картографические пособия по родному краю;
- фотографии;
- тесты, кроссворды по темам;
- видеоматериалы с документальными фильмами о ВОВ, об экскурсиях и музейных праздниках;
- компьютерные презентации по темам;
- аудиозаписи с народными и патриотическими песнями.
Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы, стулья, классная доска, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, карты-схемы, книги, газеты. Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Транспорт для экскурсий. Аудиотехника и телевизионное оборудование.
Литература
- Алексеев Л.В. Смоленская земля в IX - XIII веках М.: Наука, 1980. - 261 с.
- Аникеев В.М. Смоленск. Взгляд через столетие Смоленск: Смоленская обл. орг-ция Союза фотохудожников России, 2009. — 217 с.
- Голубовский П.В. История Смоленской земли до начала 15 столетия Киев: Типография Императорского университета Святого Владимира, 1895. - 334 с.
- Исторический очерк Смоленска Автор неизвестен. 1894 г Краткое описание истории Смоленска (IX - XIX в.)
- Коваленко Д.П. Смоленск завтра Смоленск: Смоленское книжное издательство, 1961. — 46 с.
- Перлин Б.Н. Смоленск и его улицы. Историко-географические очерки Смоленск: Смядынь, 2002. — 182 с.
- Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии, СПб.: 1864. - 381 с.
- Шупинский И. История города Смоленска, Смоленск: Библиотека журнала «Край Смоленский», 1991. - 19 с.
- Детская энциклопедия: Древняя Русь: [познават. журн. для девочек и мальчиков] / авт. текста С. Перевезенцев ; ред. В. Поляков. — М. : Аргументы и факты, 2009. — 64 с.
- Калашников В. Легенды Древней Руси / В. Калашников; худ. С. Атрошенко. — М. : Белый город, 2002. — 47 с.
- Бутромеев В. Владимир Мономах / Владимир Бутромеев // Бутромеев В. Детский Плутарх. Великие и знаменитые : средние века и эпоха Возрождения : энциклопедия для среднего школьного возраста / Бутромеев В. П. — Минск, 1995. — С. 103-111.
- Каргалов В. Полководцы Древней Руси / Каргалов В., Сахаров А. — М.: Молодая гвардия, 1985. — 575 с.: ил. — (Жизнь замечательных людей; вып. 16).
- Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси / Пушкарева Н. Л. — М.: Мысль, 1989. — 286 с.
- Пастухова З. И. Шедевры русского зодчества / Пастухова З. И. — Смоленск: Русич, 2000. — 234 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Надпредметная программа по духовно-нравственному воспитанию
Преподавая обществознание в 6-7 классах, "Духовное краеведение Подмосковья" в 8 классах, искусство в 8-9 классах, решила выстроить единую концепцию....
Программа эксперимента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в образовательный процесс учебно - методического комплекта С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой «История России с древнейших времен до начала XVI в"
Одной из главных задач современной школы является создание условий для реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, приобщение к общечеловеч...
Программа по духовно-нравственному воспитанию детей среднего возраста "Дорога к Храму"
Как воспитывать детей. воспитанников детского дома, потерявших надежду, веру в людей, веру в близких, предавших их? Вот такой вопрос встал передо мною- учителя начальных классов с глухой деревни, где ...
Рабочая программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и совреме...
Комьютерная презентация программы по духовно-нравственному воспитанию "Дерево добра".
Презентация прграммы "Дерево добра"...
Рабочая программа по духовно-нравственному направлению "Азбука нравственности"
Данная программа «Азбука нравственности» представляет собой разработанный курс внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся духовно-нравственного направления.Данная про...
Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»
Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...